спасение жизни царя м романова
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Россия
Как крестьянин Сусанин спас Россию
Каждый россиянин знает, что именно Иван Сусанин 400 лет назад завел поляков в болота и спас царя Михаила Романова. Вопрос только, существовал ли этот герой?
Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты — периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 году Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.
Взамен праздника революции
Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 года. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 года, вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.
Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу — сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.
Куда Сусанин завел поляков?
Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 года, когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий — вплоть до февральской революции 1917 года.
И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.
Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.
Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 году (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое — «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).
Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.
Царская благодарность
Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 года царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.
История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.
… почему так долго медлили?
Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 года он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 году обменян на полковника Стурся.
Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?
70 Сусаниных
Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.
Кандидат на алтарь
Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября — это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет вознести на алтарь Костромская епархия. Покойный глава Русской православной церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.
Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.
Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября — день Ивана Сусанина и главный праздник партии «Единая Россия». Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Терпя немерные пытки»: какова подлинная история подвига Ивана Сусанина
Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся.
Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794—1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царствование). Так, если учитывать природно-климатические факторы и расположение польских войск, наиболее вероятной датой гибели можно считать 30 марта 1613 года.
Доказательства и сомнения
Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.
В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.
Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.
Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.
В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).
Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.
Долгожданная находка
Большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова. Эксперты сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.
В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века.
Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.
Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области — сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все найденные кресты оказались католическими, а один из православных был разрублен.
Помимо этого, историки определили, что Сусанин — это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. Сусанин дословно означает сын Сусанны — так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество «Осипович», которое часто упоминается в литературных источниках, является выдумкой.
Не вызывает особых споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.
Символ единства
Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.
«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина. Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.
Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и «солдаты удачи». Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.
«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя», — заметил собеседник RT.
Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие, самодержавие, народность».
Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.
Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.
Иван Сусанин. Подвиг и легенда
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.