создайте схематически программу на тему формирование здорового образа жизни ребенка
Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни. Проект «Здоровей-ка»
Надежда Лебедева
Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни. Проект «Здоровей-ка»
Вид проекта:
• По направленности: познавательно-игровой
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
• Дети II младшей группы
• Воспитатель по ФИЗО
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад «Теремок»
27 – 31 января 2014года
Актуальность проекта
Цель проекта:
Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
Помочь детям понять значение здорового образа жизни для здоровья.
Повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
Продолжать укреплять охранять здоровье детей;
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни;
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми информации о здоровом образе жизни.
Понимание детьми значимости здорового образа жизни в жизни каждого человека.
Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве.
Проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью других детей.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
Одним из важнейших условий решения задач является формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Профессиональная подготовка педагогов: семинары, круглый стол, посещение НОД, прохождение курсов.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Организация двигательной активности детей: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулка, п /и, физкультурные развлечения, НОД.
Беседа «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.», «Путешествие в страну Здоровья», «Как я провожу выходной», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!», «Чаще улыбайся – физкультурой занимайся!».
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Здоровье»: Е. Крылов «Как лечили петуха»; К. Чуковский «Мойдодырр», «Айболит».
Пословицы и поговорки о здоровье: «Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла, так мылась Мила».
Обыгрывание проблемных ситуаций: «Да здравствует мыло душистое», «Мама ведет малыша в больницу», «У Ляли болят зубы».
Совместная деятельность детей и родителей:
Совместные прогулки на природу (дети и родители).
Организация двигательной активности в кругу семьи.
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (20 – 25 января)
Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
выбор цели проекта,
введение детей в проблемную игровую ситуацию,
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
Составить план работы.
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Воспитание детей, формирование здорового образа жизни ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость здорового образа жизни, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и других детей, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Включение каждого ребенка в практическую деятельность по данной теме.
Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
ОО «Здоровье»: Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека через НОД.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения в быту.
ОО «Физическая культура»: Развлечение: «Мой веселый звонкий мяч!»; игра – развлечение «Мыльные пузыри».
Утренняя гимнастика: «Мы – сильные»; массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками»; пальчиковые игры с грецкими орехами; упражнения для глаз «Посмотри глазами влево.»; дыхательная гимнастика «Мы поймаем комара».
ОО «Социализация»: Игровая ситуация: «Да здравствует мыло душистое», «Мама ведет малыша в больницу», «У Ляли болят зубы».
Строительная игра: «Больница для зверят».
ОО «Познание»: Тематические занятия:
В гостях у Мойдодыра», ФЭМП игровая ситуация «В гости по дорожке»,п/и «Козлята и волк»;
ОО «Коммуникация»:«Зайчонок» (польза фруктов, овощей)
ОО «Чтение художественной литературы»: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; Е Крылов «Как лечили петуха»
ОО «Художественное творчество»:
Аппликация: «Ягоды и яблоки на блюдечке»;
Рисование на темы: «Железная дорога для доктора Айболита».
ОО «Труд»: Формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений.
Труд в природе: Сгребание снега лопатами, расчистка дорожек.
ОО «Безопасность»: Формировать умение соблюдать правила безопасного передвижения по физкультурному залу или площадке. Формировать осторожность при выполнении физических упражнений.
Самостоятельная деятельность детей, в которой закрепляются все умения и навыки по укреплению и охране здоровья детей.
Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Настольные и дидактические игры: «Полезная и вредная пища», «Чудесный мешочек» (предметы туалета, «Оденем куклу на прогулку», «Найди два одинаковых флажка», «Что нужно Айболиту».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница».
Работа с родителями: В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, фотовыставки.
Консультация: «Как провести выходные с ребенком» (советы родителям);
Индивидуальные беседы: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболевание детей».
Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования (дорожка здоровья, изготовление флажков, деревянных палочек для массажа стоп ног).
Фотовыставка: «Физкультура и здоровье».
3-й этап – презентация, (февраль)
Непосредственная организация проекта по теме.
Выступление о результатах проведения проекта на педсовете, 5 февраля.
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Кадровое: взаимосвязь с, методистом ДОУ, воспитателем по ФИЗО.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.
Выводы:
В процессе работы над проектом формируется желание у детей и родителей заботится о сохранении своего здоровья.
Понимают значимость здорового образа жизни каждого человека.
Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи;
Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта, происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Происходит снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве.
В будущем:
Представить родителям презентацию на родительском собрании: «О здоровье всерьез».
Творчески-игровой проект «Теремок» Содержание проекта «Теремок» Тип проекта: Творчески-игровой По содержанию: ребенок, семья, доу. По числу участников проекта: групповой.
«Зимой и летом, одним цветом» «Зимой и летом – одним цветом» Тип проекта: Познавательно-практический По содержанию: ребенок, семья, доу. По числу участников проекта:.
«Формирование здорового образа жизни ребенка»
Современный мир настолько динамичен, предъявляя все более высокие требования к человеку, как в социальном, так и профессиональном плане, что неизбежно сказывается на здоровье. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает как объективная потребность, становясь основной целью образования. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в нем возможностей.
Просмотр содержимого документа
««Формирование здорового образа жизни ребенка»»
«Формирование здорового образа жизни ребенка»
Современный мир настолько динамичен, предъявляя все более высокие требования к человеку, как в социальном, так и профессиональном плане, что неизбежно сказывается на здоровье. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает как объективная потребность, становясь основной целью образования. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в нем возможностей.
Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, поскольку именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, вырабатывается характер.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы в России тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.
Принимая во внимание изложенные факты, в Тюменской области сохранению и укреплению здоровья детей в период дошкольного детства уделяется большое внимание. Педагоги дошкольных учреждений стремятся разнообразить игровую деятельность, создать условия для максимального удовлетворения потребности детей в движении, проводят закаливающие мероприятия и пр.
Поскольку здоровье есть триединство физического, психического и эмоционального благополучия, то, по сути, создание психологически безопасного климата в группе, учет возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для активизации разных видов детской деятельности и непосредственное вовлечение каждого воспитанника в образовательный процесс уже является залогом сохранения здоровья. Вместе с тем, сохранению и укреплению именно физического здоровья в дошкольном учреждении уделяется особое внимание.
Еще средневековый врач и философ Авиценна писал: «С гимнастикой дружи, всегда веселым будь, и проживешь сто лет, а может быть, и боле. Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь. Природою лечись — в саду и в чистом поле».
Вместе с тем, немаловажное значение в сохранения и укрепления здоровья детей имеет организация работы с родителями, которая может быть представлена следующими формами: демонстрация занятий, консультации, тематические родительские собрания, дни здоровья, дни семьи, фотовыставки и фестивали, а также совместная проектная деятельность ребенка и взрослого по соответствующей тематике.
Как уже ранее было отмечено, организация физического воспитания в детском саду представляют собой образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, разработанный умелым педагогом через различное сочетание форм и методов работы.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Предлагаем более подробно рассмотреть формы и методы организации оздоровления детей, объединенных нами в 7 основных блоков.
1. Физические упражнения
В этот блок входят такие формы организации деятельности как: утренняя гимнастика, коррекционные занятия по физкультуре в зале и на улице, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, логоритмическая гимнастика, зарядка для глаз (Приложение 1). Именно эти виды деятельности наиболее благотворно влияют на формирование тела, развитие органов и систем, являются базисными для более сложных движений.
Специфической особенностью таких форм работы являются: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.), возможность точной дозировки нагрузки, разнообразие упражнений, использование предметов, снарядов, проведение упражнений под музыкальное сопровождение.
Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста воспитанников. Так, в младшей группе длительность занятия не должна превышать 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей и подготовительной – 30 минут.
К этому блоку относятся: умывание, мытьё рук, полоскание рта, игры с водой, влажное обтирание. Немаловажное значение играет соблюдение режимных моментов, которое приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению.
3. Прогулки и активный отдых
В этот блок входят игры на улице, развлечения и праздники, дни здоровья, выезды на природу, походы в парк, экскурсии.
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.
С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения: пешком, на велосипеде, в зимнее время на лыжах и др. Разнообразить времяпрепровождение на улице призваны подвижные игры с использованием физических упражнений, например: спрыгивание, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом и пр.
В игре закрепляются двигательные навыки, развиваются физические, а также морально-волевые качества.
К методам закаливания относят: дыхательную гимнастику (Приложение 2), хождение босиком, хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, мытье рук с постепенным переходом от кисти до предплечья, контрастные ножные ванны. Для ослабленного ребенка закаливание имеет еще большее значение, чем для здорового.
В организации закаливающих процедур необходимо руководствоваться 3 основными принципами:
— осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
— интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
— соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания. Так, например, обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 20-22°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.
Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2°С и доводится до 10-15°С.
Массаж, будь то точечный, медицинский, гидромассаж стоп и др. воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ, поэтому в целях профилактики вирусных заболеваний, а также для предотвращения искривления осанки и деформации свода стопы медицинские работники дошкольного учреждения проводят сеансы массажа и обучают технике самомассажа воспитанников детских садов.
Точечный массаж можно выполнять с самого раннего возраста. Он не продолжительный по времени, всего 2-4 минуты. Массажные области расположены в доступных зонах: ушки, ладошки, шея и голова. Этот вид массажа прекрасное корректирующее средство в работе основных систем организма. Подробная методика проведения точечного массажа описана А.А. Уманской (Приложение 3).
Сеансы медицинского массажа проводятся в промежутке между приемами пищи в специально оборудованном кабинете, температура в котором должна быть комфортной, примерно 22-24°С.
Гидромассаж, как и сеанс медицинского массажа, проводится в медицинском кабинете. Для этого используется ванночка, рассчитанная на одного ребёнка. Процедура проводится в позе сидя. Действующие факторы – температурный и механический. Данная процедура оказывает местное и закаливающее воздействие, используется в комплексе при лечении плоскостопия, респираторных заболеваний (ринитах, ларингитах).
Гидромассажные ванночки для стоп проводятся 2 раза в год курсами по 5 процедур. Проводит процедуры медицинская сестра.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа, прослушиванием музыкальных произведений, пением песен, сочетанием с изобразительной деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах.
Благотворное влияние на психоэмоциональное состояние детей оказывает прослушивание классической музыки (Приложение 4). Продолжительность прослушивания музыкальных композиций не должна превышать 10 минут
Методика занятий психогимнастикой довольно проста и представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, этюдов, направленных на совершенствование психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование личностных качеств и эмоциональной сферы (Приложение 5).
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз:
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного поведения, формирование социально одобряемых черт характера.
Между третьей и четвертой фазами можно организовать игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
На занятии дошкольников в группе не должно быть более 6-10 детей.
Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Заливина Юлия Александровна
Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка. 4
Календарно-тематический план. 9
Планируемые результаты. 14
Список литературы. 17
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Большое значение в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, в охране и укреплении здоровья у детей, принадлежит их гигиеническому обучению и воспитанию.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Кроме того, культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Создавая программу, мы опирались на следующие нормативные документы:
— Конвенция о правах ребёнка;
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
— постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
— приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Основное назначение программы:
оказание практической помощи педагогам в подготовке и проведении занятий по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, планирование совместной деятельности воспитателя с детьми, работы с родителями.
инновационные подходы, направленные на решение задач,
содержание изучаемого материала на протяжении одного года, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
сформировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
разработать занятия, консультации, наглядно- текстовую информацию для родителей, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В основу разработки программы «Островок здоровья» легли следующие принципы:
полноценного проживания ребенком всех этапов детства; обогащение детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества организации с семьей;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
стимулирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования;
учета этнокультурной ситуации развития детей.
принцип развивающего обучения, который реализуется путем создания проблемных ситуаций;
принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач, основанном на взаимодействии всех видов деятельности- игры, обучения, труда, общения.
Структура и содержание программы:
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, а конкретно культурно-гигиенических навыков.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, реализующиеся в рамках основной образовательной программы ДОУ, проводятся в I половине дня, а также при организации совместной с педагогом деятельности в течении дня (игры, развлечения, наблюдения и продуктивная деятельность) и соответствуют современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Средства, формы, методы позволяющие эффективно решать поставленные задачи:
› Непосредственно образовательная деятельность;
› Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
› Чтение художественной литературы;
› Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье;
› Разработка сценариев развлечений.
› Статьи в родительском уголке.
Все мероприятия с детьми (НОД, игры, беседы и т. д.) в соответствии письмом МО РФ от 14.03.2000года «О гигиенических требованиях максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения», и в соответствии с требованиями СанПиН, суммарная нагрузка не превышает предельно – допустимой нормы. Занятия организуются в течение года с сентября по май.
Образовательная деятельность проводится:
— для детей 3-4 года жизни – не более 15 мин. ;
Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
Реализация программы требует методического и дидактического сопровождения. Методическое сопровождение программы представлено перспективным тематическим планом по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Все методические пособия прилагаемые программой «Радуга», и являющиеся ее методическим сопровождением носят рекомендательный характер.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. В приложении представлены конспекты НОД, примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
Календарно-тематический план
Период Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Сентябрь Занятие № 1,
тема «Давайте познакомимся с группой».
–знакомство детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– обучение детей ориентировке в групповом пространстве;
– развитие чувства любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
–знакомство со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Празднование дней рождения в группе.
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуации для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу. Анкетирование родителей
Октябрь Занятие № 2,
тема «В гостях у Варвары-красы, длинной косы»
Цель: дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; следит за волосами детей, моет детям волосы, вытирает, расчесывает, девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модные стрижки; воспитывать желание быть красивыми, чистыми, аккуратными. Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Цель: Воспитывать любовь к маме, желание порадовать её, быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
тема «Как мы кормим Зайку и Мишутку»
– формирование умения сервировать стол, умения действовать по алгоритму;
– воспитание культуры поведения за столом. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
Цель: Познакомить детей с тестопластикой, учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста.
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь Занятие № 4,
тема «Умывание каждый день»
– воспитание культурно-гигиенических навыков, желания всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Мастерская «Умелые ручки»-«Сушим белье» (аппликация) Цель: познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Воспитывать желание быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
тема «Купаться любят все»
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков, вызвать интерес к выполнению к. г. н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
Мастерская «Умелые ручки»-«Полотенце для бабушки» Цель:
продолжать учить в правильно пользоваться ножницами, воспитывать, аккуратность в работе желание быть красивыми, чистыми.
Игры-забавы с водой в центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» (Приложение 3)
Февраль Занятие № 6,
тема «Приглашаем Вас на чай»
Цель: формирование умения элементарно сервировать стол, навыков поведения за столом. Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении (Приложение2) Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»
Дидактическая игра «Разложим мыло в мыльницы»
Мастерская «Умелые ручки»- «Сказка на песке»(день рождения зайчонка) Задачи:
• закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.
• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.
• закреплять умения рисовать предметы круглой формы; навыков поведения за столом. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
тема «Вместе с куклой на прогулку»
Цель: – закрепление выполнения алгоритма одевания одежды;
– формирование потребности в соблюдении опрятности в саду и на улице. Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
Мастерская «Умелые ручки»- «Разноцветные веточки»
-научить детей создавать образ дерева
-закрепить представление о птицах,
-воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам;
-закрепить умение аккуратного пользования клеем;
-развивать мелкую моторику пальцев;
-развивать наблюдательность, внимание, аккуратность в работе. Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Внесение ситуации «К нам скоро придут гости». Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорам. (Приложение 4)
Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Цель: – развитие умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки.
Чтение колыбельных перед сном в спальне
тема «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Чтение сказки «Мойдодыр»
Дидактическая игра «Вымой руки»
Игра «Сделаем лодочки»
Игра «Водичка, водичка!»
Мастерская «Умелые ручки»- аппликация «Весенние цветы»
— Закреплять у детей практические навыки аппликации;
-формировать пространственные представления
–учить правильно, располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их;
-формировать интерес и положительное отношение к аппликации
-воспитывать аккуратность в работе. Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
› ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
› самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
› имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
› умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
› ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
› родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
› принимают активное, живое участие в жизни группы;
› проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
› проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
› осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Методы изучения результативности
• Наблюдение за детьми.
Способы фиксации данных обследования
Способы обработки результатов
• Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (на начало и конец года).
Таблица. Сформированость культурно-гигиенических навыков у детей.
Имя, фамилия ребёнка Сформированость навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированость навыка опрятной еды
(в баллах) Кол-во баллов Сформированость навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
7. Пользоваться расческой, при необходимости носовым платком.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
7. Надеть в обратной последовательности.
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Формы работы с родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ГБОУ ООШ №21 с. п.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до Авторы: Анна Юрьевна Зверкова Яна Александровна Артымук Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также.
Интегрированное занятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни Тема: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни (интегрированное занятие).
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы) Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Из опыта работы. Воспитатель: Демьяненко Ю. В. МБДОУ «Детский сад №306».
Конспект НОД в старшей группе (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) Тема «Поможем Айболиту вылечить зверей» Цель: Формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Создать.
Модель работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста Модель работы по формированию представлений о ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста: 1 этап – подготовительный, включает в себя диагностическое.
Проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Исполнитель: Коряковцева Г. А. Студентка III.
Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей «Что значит быть здоровым» Руководитель: Храмцова Ю. В. Тип: познавательно-игровой Участники – дети средней группы, воспитатель, родители. По количеству: 19 По длительности:.
Работа с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни С каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в дошкольное учреждение, с ослабленным здоровьем, растет количество детей с III.
Сказка о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста. Доктор Айболит спешит на помощь! Занятие с презентацией и использованием лего-мозайки. Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи.