современные цыгане в россии образ жизни
Позолоти ручку! Как устроены жизнь и бизнес цыган (30 ФОТО)
Знаменитый цыганский актёр и певец, народный артист СССР, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко, который объездил с гастролями весь мир, как-то сказал, что встречал цыган везде, кроме Японии. Только в России, по его словам, живут больше миллиона представителей этой нации – в 5 раз больше, чем выявляет перепись населения.
Мнение о цыганах сложилось противоречивое. Большинство россиян восхищаются их свободолюбием, богатыми традициями и яркой культурой, считают, что среди них много талантов. В то же время многие опасаются и презирают цыган. Социологи заключили, что люди знают о них очень мало – в основном мифы и легенды, не связанные с современной реальностью. Anews решил восполнить пробелы, чтобы понять, как же всё-таки относиться к этой загадочной нации.
1. Табор
Цветные шатры, удалые кибитки, песни под гитару, звон монисто, гулянья до утра – всё это киношная романтика, мало похожая на будни современного табора. Как правило, это клан из нескольких семей, которым проще жить и обеспечивать себя сообща. Но, в принципе, у цыган давно нет общинного строя, так что немало семей живут самостоятельно и отдельно.
Несмотря на легендарное гостеприимство, цыгане – люди закрытые и подпускают к себе далеко не всех. Они чётко делят мир на «своих» и «чужих», то есть цыган (рома́) и нецыган (гадже́). Последние могут заслужить их доверие и уважение, а могут и не заслужить. К тому же цыгане далеко не всегда имеют документы и официальную прописку, поэтому в любом незнакомце поначалу подозревают недоброжелателя, готового выдать их как нелегалов.
2. Кочевая жизнь
Сегодня это скорее миф, чем реальность. По некоторым данным, лишь 1% российских цыган кочует, и то в тёплое время года, а на зиму они снимают жильё. Перемещаются они не бесцельно, а по продуманному маршруту, на котором точно смогут заработать. Так было со времён Средневековья, когда рома прокладывали путь через населённые пункты, рынки и ярмарки, где сбывали свою продукцию. Теперь же цыгане в основном оседлые и снимаются с места, только если заставляет нужда, например, если против них ожесточилось местное население.
Во многих странах есть постоянные цыганские посёлки или кварталы, чаще бедные, но в Восточной Европе, например, немало зажиточных семей, которые строят себе вычурные дворцы.
3. Цыганский барон
На самом деле никаких баронов и прочей «знати» у цыган нет, как и нет предводителя в таборе. У каждой семьи свой глава – муж и отец, в таборе есть уважаемые старейшины, да и вообще цыгане свято почитают старших.
Понятие «цыганский барон» распространилось после выхода одноимённой фантазийной оперетты Штрауса, завоевавшей в конце XIX века огромную популярность. Титул был выбран благодаря созвучию с цыганским словом «баро» («старший»). В реальности классическому образу «цыганского барона» скорее соответствует переговорщик – представительный, богато одетый цыган, который отвечает за связь табора с внешним миром. Но он не является вожаком, хотя и обладает определённым авторитетом.
4. Серьга в ухе
Многие в России и за рубежом убеждены, что мужчины-цыгане носят в ухе золотую серьгу. Википедия пишет, что серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. А в одном иностранном источнике встречается версия, что цыганёнку при рождении вставляют золотые серьги в оба уха, а когда он вырастает и женится, то одну серьгу отдаёт жене.
5. Кража детей
У цыган существует культ материнства и детства: статус женщины низок, пока она не обзаведётся мужем и детьми. Тогда её начинают ценить как мать, а если она вырастила сыновей, то пользуется особым уважением, практически наравне со старейшинами. Поэтому бездетные или потерявшие ребёнка цыганские пары берут детей из неблагополучных и неполных семей, нередко отдают за них деньги. А цыганки, у которых рождаются только дочери, стараются усыновить мальчиков.
Однако это породило дремучую «страшилку», будто цыгане крадут чужих детей. Причём в неё верят органы опеки. Так, в 2013 году они отняли у цыганской пары в Греции светловолосую приёмную дочку, заподозрив, что та была похищена. Хотя в ходе расследования подтвердилось, что биологическая мать – цыганка из Болгарии – отдала её добровольно, суд не вернул ребёнка приёмным родителям, поместив вместо этого в приют.
И потом, цыганские дети не всегда рождаются черноволосыми, встречаются блондины, шатены и рыжие. Ниже на фото – трое других родных детей той самой болгарской цыганки, отдавшей дочь соплеменникам-грекам.
6. Криминал
Во многих странах цыган воспринимают как воров и мошенников, неспособных на честный заработок, а в России главным цыганским бизнесом считают наркоторговлю. Но этнографы и правозащитники оспаривают резко-негативный имидж, обвиняя силовиков и журналистов в преувеличении и искажении фактов. Например, утверждают, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, а в статистике МВД – на последнем. Также, по их словам, реальное число «цыганских наркобаронов» сильно раздуто.
В 2006 году сообщалось, что почти 90% цыган в той или иной форме занимаются наркобизнесом. Сегодня исследователи говорят, что зло обернулось против самих цыган, чья молодёжь неизбежно стала подсаживаться на иглу, так что в ряде общин теперь существует табу на наркотики и прочую криминальную деятельность.
«Честный бизнес» цыган – это традиционные ремёсла на современный лад: русские рома когда-то торговали лошадьми, а теперь торгуют машинами, котляры были кузнецами и лудильщиками, а сейчас скупают-перепродают металл, собирают металлолом.
Конечно, одной из главных статей заработка для русских цыган остаётся фольклор: ярчайший тому пример – знаменитый во всём мире московский театр «Ромэн».
7. «Нищая мафия»
В свою очередь «Новая газета» выяснила, что цыгане, преимущественно на Украине и в Молдавии, занимаются вербовкой «рабов»-попрошаек, которых обманом отправляют в Москву, якобы для нормальной работы. Здешние хозяева отбирают у этих людей документы и заставляют клянчить деньги на улицах и в транспорте. С каждого «рабовладельцы» получают до 15 тысяч рублей в день, а самые разнесчастные приносят до 50 тысяч.
8. Цыганки-гадалки
Многие искренне верят в мистический пророческий дар цыганок. Но вот вам факт: своим они не гадают, потому что цыганам нельзя обманывать друг друга. А облапошить нецыган – совсем не грех. Гадание – это заработок, и чем эффектнее товар, тем больше выручка.
9. Цыганская грамота
Даже в XXI веке мало кто из цыган заканчивает школу, максимум – начальную, чтобы научиться считать и писать. В России цыганские дети, в основном только мальчики, учатся в отдельных классах либо отдельных цыганских школах, но часто не попадают и туда, получая базовые навыки от грамотных взрослых на дому.
Цыгане не видят большого смысла в том, чтобы их дети пошли учиться дальше, для них важнее иметь дом, чем бороться с администрацией школы и местными жителями за права своих детей на общее образование, объясняет цыгановед Кирилл Кожанов.
Случаев, когда цыгане учатся в вузе, – вообще единицы. Хотя это не редкость среди «цивилизованных» русских, украинских и европейских цыган. У них даже появилась прослойка интеллигенции.
10. Цыганская свадьба
Пожалуй, ни у кого не распространены такие ранние браки, как у цыган. В некоторых этнических группах невесту спешат сосватать ещё в раннем детстве, чтобы выдать замуж уже в 11-12 лет. Жених может быть даже младше. Как поясняют исследователи, цыгане повёрнуты на целомудрии, а «детский брак» – гарантия того, что невеста не опорочила себя до свадьбы. Неудивительно, что именно цыганка стала самой молодой в мире бабушкой – она обзавелась внуком в 23 года.
Свадьба – один из важнейших праздников цыган. У котляров она считается внутренним событием, официально брак не регистрируют. В целом цыгане женятся внутри своей этногруппы (но не табора), «чужим» цыганам своих женщин не отдают. Также запрещено создавать семью с нецыганами, хотя у русских рома этот запрет всё чаще нарушается.
За невесту платится выкуп – живыми деньгами или традиционными цыганскими золотыми монетами (одна примерно равна тысяче долларов). Котляры обычно отдают 12 монет, но семья жениха также оплачивает праздничный стол и покупает подарки, так что в сумме выходит на 2-3 монеты больше.
Впрочем, этот обычай чисто символический: родня невесты потом возвращает монеты «в знак уважения» одному из членов семьи жениха. А вот если выкуп реальный, то за невестой отдают приданое, равное ему по стоимости.
В России ранние браки (в 14-15 лет) также встречаются у кавказских народов, причём, в отличие от цыган, совсем юную невесту могут выдать за мужчину на десятки лет старше. Смотрите дальше: Чечня, Грузия и другие места, шокирующие свадебными обычаями
Как я стала частью цыганского табора. Мифы и факты о цыганах
Цыганский народ всегда казался мне недосягаемым. Но я даже не предполагала, что однажды стану вхожа в их семью.
Знакомство с цыганами
Однажды я встретилась со своей подругой, которая ездила в гости к своим знакомым, и они разместили подругу с мужем у своих друзей-цыган. Так подруга прожила в цыганской семье неделю. Сначала у нее было стандартное мнение, что у цыган шумно, грязно и опасно. Но она поняла, что сильно заблуждалась и об этом во всех подробностях поведала мне.
Мне стало очень интересно познакомиться с этим народом и мне выдалась такая возможность. Я и не думала, что однажды они станут для меня друзьями.
Отношение к посторонним
Большинство цыган изолируются от внешнего мира, минимизируя общение с посторонними. Поэтому когда приходишь к ним домой, они начинают наблюдать за твоим поведением. Как себя ведешь, не повлияешь ли плохо на их детей и жен. Как относишься к ним, не считаешь ли себя выше их. Не брезгуешь ли. Для этого предложат выпить чай, если не выпьешь, значит, не уважаешь. В то же время они отличаются большим гостеприимством и обязательно накормят гостя.
Со временем цыгане действительно стали мне, как семья. Я часто с ними общалась. Они были у меня в гостях, доверяя своих детей. И когда они приобретали что-то, стремились поделиться этим. Купили мешок картошки – часть отдали нам. Приобрели новые вещи, но решили, что мне они подойдут лучше – подарили. И я уже не говорю что походы в гости к цыганам, как к бабушке на выходные. Они стремятся накормить, да побольше, и неважно, голодный ты или нет.
Один раз мы даже пригласили цыган к себе в гости. Устроили праздник с танцами и песнями. Приехали к нам 12 человек. Они свободно бродили по нашему дому. И никто ничего не взял, даже дети.
Дом и быт
У всех цыган идеальная чистота дома. Потому что для женщин считается позором допускать беспорядок. Женщины занимаются детьми и всеми домашними делами.
Как же удивительно мне было видеть, когда трехлетняя девочка помогала маме убирать со стола посуду и уже знала, что если она покушает, нужно за собой все убрать и отнести на кухню.
В доме у цыган всегда есть большая комната для гостей, так как гостей у них всегда много. В этой большой комнате, как правило, стоит только большой диван и пара кресел. В кухне большой стол, чтобы могло поместиться много людей.
Они такие разные
Новым для меня было то, что цыгане, живущие в разных городах, отличаются друг от друга. Кроме того, что в каждой стране отличается их язык, еще и на территории России есть много разных диалектов цыганского языка. У цыган из разных городов могут разниться даже образ жизни и традиции. За границей в Греции мне встретились кочевые цыгане. Они жили прямо в палатках на берегу моря, кочевали по разным местам и были далеки от цивилизации.
Цыгане, живущие в моем провинциальном городе, уже многие десятки лет назад оставили кочевую жизнь и ведут оседлый образ жизни. А цыгане, живущие в столице, практически уже не отличаются от русских. Если в моем городе цыгане носят длинные юбки и косынку на голове, как часть традиции, то в столице одежда цыган такая же, как у всех других людей.
Мы знакомы с одной очень богатой цыганской семьей. Они живут в большом трехэтажном красивом доме. Образованные и очень культурные, они со всеми уважительно разговаривают, не используют ругательных слов и никогда не воруют и не обманывают.
Цыганский язык
Грамматика цыганского языка достаточно сложная в сравнении с другими языками и похожа на грамматику русского языка. Все слова склоняются по падежам, родам и числам, имея во всех случаях разные окончания. Перед существительными ставятся разные артикли, как в английском языке. А глаголы имеют четыре времени. И хотя словарный запас далек от русского языка, грамматика с лихвой перекрывает это, делая язык достаточно сложным.
Современные цыгане забыли очень многие слова, которые знали их предки, и когда не находят подходящего слова на цыганском, используют русское слово, переделывая его на цыганский лад. Так, например, слово “цветок” у цыган теперь “цвитко” и только старое поколение помнит, что на самом деле это “лулуди”.
Цыганские браки
Многие знают, что у цыган распространены ранние браки и это кажется диким и ужасным. Действительно, бывают случаи, когда девушек выдают замуж в 14-15 лет, но это, скорее, дань традициям. Более цивилизованные цыгане не торопят девушку.
Первые дети невестки иногда даже называют мамой не невестку, а свекровь, потому что свекровь большую часть времени проводит с детьми, а невестка занимается домашними делами. Старшие сыновья, повзрослев, должны найти себе жилье и жить отдельно от родителей, а младший всегда живет с родителями, заботится о них и становится наследником дома.
У цыган есть три варианта создать брак.
Первый – традиционный, по договоренности. Родители жениха, в редких случаях вместе с женихом, приезжают в дом к невесте на смотрины. Девушки, живущие в этом доме, по одной заходят и накрывают стол для гостей. Родители жениха наблюдают. Обращают внимание на чистоту в доме, умение девушки обслужить, а главное, на внешность.
Родители девушки тоже обращают большое внимание на семью парня, чтобы их дочь не попала в плохую семью, а была счастлива. Если обе стороны все устраивает, договариваются о сумме калыма за невесту. За красивую девушку иногда могут потребовать до десяти миллионов. Но чаще всего сумма калыма варьируется в районе одного-двух миллионов. Часть этой суммы родители невесты тратят ей на приданое в виде одежды и золота.
Второй вариант выйти замуж в 21 веке стал наиболее распространенным. Девушки втайне от родителей начинают переписываться и перезваниваться с парнями, а впоследствии сбегают из дома к жениху. Жених приезжает с кем-то из родственников в город девушки, и ночью она убегает к ним, даже не беря с собой никаких вещей. Ведь все необходимое купит семья жениха. Для парней этот вариант гораздо более выгодный, ведь уже не нужно платить такой большой калым, хотя родители все равно могут потребовать его, но уже не в такой большой сумме.
Третий вариант уже практически изжил себя: когда девушку воруют. Мне рассказывали несколько подобных историй. Цыгане узнают, где живет красивая девушка, подкарауливают ее, ловят и сажают в машину. Родня невесты начинает искать свою девочку, те ее прячут у родственников. Через несколько дней, когда пленница смиряется и начинает жить с мужем, ее новая семья выходит на контакт с ее родными, конфликт разрешается, и отношения между семьями налаживаются. Ведь они уже не могут забрать дочь назад, так как она уже считается замужней.
Цыганская свадьба
Цыганская свадьба, пышная, шумная и веселая, проходит два дня. В первый день – сватовство. Родители невесты отдают дочь семье жениха. Во второй день девушка уже в свадебном платье и чем богаче семья, тем более шикарны свадьба и свадебный наряд. Иногда одеяние невесты вместе с золотом, которое родные так любят надевать на невесту в огромном количестве, может стоить несколько сотен тысяч.
На свадьбе все незамужние девушки много танцуют и к ним присматриваются старшие члены семей, которые задумываются о женитьбе собственных сыновей.
Подружившись с цыганами, я поменяла свое мнение о них. Сейчас у меня есть много друзей среди этой нации, живущих в разных городах. Неизвестное кажется нам пугающим, поэтому многие и относятся предвзято к этим людям. Но сейчас я не позволяю кому-то плохо о них отзываться, а доказываю обратное, рассказывая, какие они на самом деле. Ведь они любят мою семью, как своих родственников, и всегда готовы помочь в трудную минуту.
Погружение в табор. Как и на что живут современные цыгане?
Цыгане – один из самых загадочных и трудно исследуемых народов, живущий рядом с нами, интерес к которому в обществе то усиливается, то угасает. С одной стороны, культура этих людей – это страстные чувства, культ свободолюбия, она оставляет ярчайший след в нашей литературе, кино, музыке. С другой, – цыганская тема вызывает ассоциации, связанные с воровством, мошенничеством, притом что современную жизнь этого народа мало кто представляет. Российским ученым удалось глубоко погрузиться в цыганскую среду и изучить ее с академической основательностью. О том, как проходило «погружение», итогом которого стала большая коллективная монография «Цыгане», недавно вышедшая в издательстве «Наука», «Поиску» рассказал основной соавтор и редактор книги, член-корреспондент РАН, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Александр ЧЕРНЫХ.
– Александр Васильевич, цыганам приписывают египетские, индийские, молдавские, румынские корни. Откуда на самом деле они пришли в Россию?
– О цыганских корнях сложилось немало мифов, хотя в академической науке уже давно доказана их индийская прародина. Из Индии предки цыган прошли через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении, частично осели на этих землях. Далее произошло разделение: часть двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась на территорию Византии. В середине XV века цыгане расселились по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем и по Северной и Южной Америке. Формирование цыганских групп в России имеет свою историю. Большинство из них пришло с сопредельных территорий Восточной Европы. Первое выявленное письменное упоминание о цыганах в России относится к 1699 году (Слободская Украина). Появление здесь заметных групп цыган можно связывать и с изменением границ Российского государства и присоединением западных территорий в ХVII и начале ХVIII веков. Оказавшиеся тогда на этой территории группы – русские цыгане, цыгане-сэрвы, цыгане-влахи – можно отнести к старожильческому цыганскому населению. В более поздний период в связи с присоединением Крыма и Бессарабии в России появились предки этнографических групп крымских цыган и так называемых кишиневцев. В конце ХIХ – начале ХХ веков социальные реформы в румынских княжествах и Венгрии вызвали новое миграционное движение, в ходе которого в России оказались этнографические группы цыган кэлдэрары и ловари.
– По разным оценкам в мире проживают от 6 до 10 миллионов цыган, в России по переписи 2010 года – почти 205 тысяч, но эксперты называют цифры от 350 до 450 тысяч, причем число их увеличивается. Почему такая разница?
– Причин несколько. Есть популярное высказывание: «Цыгане и статистика несовместимые вещи», однако оно лишь отчасти объясняет разницу в официальных и экспертных оценках их численности. В условиях переписи часть цыган не указывает этническую принадлежность, некоторые идентифицируют себя с местами выхода предков и записываются сербами, греками, например, цыгане-кэлдэрары.
– Легко ли далось вам погружение в цыганскую среду?
– Если говорить о наших пермских исследованиях и коллегах, то работать в цыганской среде мы начали в 2002 году с конкретного пермского табора. Поначалу были сомнения, как отнесутся к нам цыгане, насколько будут откровенны. Но у нас есть давно сложившаяся методика, за плечами немалый опыт изучения других народов. Поэтому первые сомнения быстро рассеялись, началась обычная полевая работа. Удивляло и заинтересовывало все: и основательность цыганских мужчин, и пестрота цыганского женского костюма. Познакомились с понятием «закон», которым цыгане обозначают обычай или традицию. Под выражением «у нас такой закон» у них следует понимать «у нас такой обычай». Узнали, чем отличается обычный чай от цыганского, в который непременно добавляются фрукты: яблоки, чернослив, курагу.
– Как современная наука характеризует цыган? Они ведь существенно отличаются от народов, живущих рядом.
– Как ни странно, серьезных исследований по цыганам не так уж много, особенно региональных. Многие ученые характеризуют их как «трансграничное национальное меньшинство», и действительно, только в России насчитывается до 30 групп цыган, различающихся по языку, обычаям и занятиям. Настолько различающихся, что друг с другом представители некоторых групп общаются по-русски. Если говорить об Урале, то самая большая по численности группа – это русские цыгане. Их предки пришли в Россию из Европы еще в XVIII веке, и именно они создали яркие образы в классической русской литературе. По своему занятию это лошадники и гадалки, а сегодня они активно присутствуют на рынке вторичной продажи транспортных средств. Так называемые «влахи» чаще всего занимаются торговлей, предлагают вам на улице купить предметы, изготовленные из металла желтого цвета, похожего на золото. Крымских цыган часто вы на улице не увидите, они ювелиры, работающие в основном дома и изготавливающие украшения. Самая архаичная по образу жизни группа – цыгане-кэлдэрары – выходцы из Трансильвании рубежа XIX-XX веков, с территории тогдашней Австро-Венгрии. Кэлдэрарские поселки есть в каждом крупном городе Урала. Исторически по особенностям занятий цыган относят к сервисным номадам – кочевникам, оказывающим разные услуги оседлому населению: изготовление ремесленных изделий, кузнечество, торговля, мена лошадей, гадания, выступления с медведем на ярмарках, цыганские хоры и другие традиционные занятия этого народа.
– Как цыганам удается сохранять столь архаичные взгляды в современном окружении?
– Повторюсь, цыгане очень разные: есть оседлые уже в нескольких поколениях, есть группы с высокой мобильностью, есть городские и сельские. Для каждой группы характерны свои особенности. Огромную роль в сохранении языка и культуры играет то, что цыгане по-прежнему живут общиной. Фактически это единственные общины, сохраняющиеся в миллионных мегаполисах. Есть сход, который решает все вопросы жизни, есть традиционное сватовство и брак, при котором жена переходит на жительство в родовую общину мужа. Бóльшая часть таборов – православные, они пользуются христианским календарем и отмечают церковные праздники, но сохраняют множество народных обрядов и верований.
– Вопрос на злобу дня. Насколько цыгане соблюдают правила гигиены в современном смысле? Состоят ли они на медицинском учете, как лечатся, попадают ли их болезни в общую статистику?
– Цыгане России – такие же граждане государства и пользуются всеми социальными гарантиями, в том числе медицинским обслуживанием. В вопросах профилактики коронавируса они ничем не отличаются от остальных людей и также понимают опасность распространения болезни. Конечно, большим испытанием для некоторых сообществ в условиях пандемии станет вопрос о трудоустройстве и занятости. И над этим следует серьезно размышлять во взаимодействии с органами власти и гражданским обществом.
Беседовали Андрей ПОНИЗОВКИН, Андрей ЯКУБОВСКИЙ
Цыгане в Сибири: романсы, наркотики и «позолоти ручку»
Многие любят цыганские романсы, знают про гадания по руке, а некоторые инстинктивно нащупывают кошелек, когда встречаются с цыганами. Отношение к этому народу всегда было двояким. Их обожали за душевные песни и зажигательные танцы, но побаивались из-за приверженности к кочевому образу жизни и нежеланию вписываться в традиционные рамки общества. О том, как появились цыгане в Сибири, чем они занимались и как живут сейчас, рассказал доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Очень интересно, когда цыгане появились в Сибири. Есть ответ на этот вопрос?
— Обычный россиянин считает цыган единым народом. Но на самом деле в мире существует огромное количество разных групп цыган, которые говорят на разных диалектах, исповедуют разные религии и следуют разным традициям. Если мы говорим о Сибири, то здесь представлены такие группы цыган, как руска рома, сэрвы, крымы, кэлдэрары, ловари, люли и другие.
Самая многочисленная группа цыган — ромы — потомки тех цыган, которые оказались в России в XVII веке, переселившись из Германии. Вторая по величине группа — сэрвы — украинские цыгане. На рубеже XIX — XX веков в Сибири оказались цыгане из Румынии — кэлдерары.
Согласно исследованиям, современные цыгане считаются потомками мигрантов из Индии. Они живут по всему миру, и насчитывается их более 4 млн человек. В России цыган живет немного. По переписи 1970 года их было примерно 175 тыс., по переписи 2010 года — 220 тыс.
Впервые цыгане упоминаются в указах Анны Иоанновны, которая разрешила им торговать лошадьми в обмен на уплату налогов. Характерно, что Екатерина II причислила цыган к крестьянскому сословию. Традиционно считается, что цыгане появились в европейской части нашей страны в XVII веке. А в Сибири они оказались еще позднее.
Тайга.инфо: Но самое то первое упоминание о них в Сибири датировано каким веком?
— Первое упоминание цыган в Тобольске содержится в записках шотландского врача на российской службе Джона Бэлла. В составе посольства он посетил Персию, Китай и Турцию. А когда вернулся домой, то издал двухтомное описание своих путешествий. В нем он рассказывает о том, что в 1721 году в Тобольске собралась большая группа цыган, которые до этого странствовали по селениям и жили за счет продажи безделушек и гадания, а теперь собрались в Китай. Однако вице-губернатор им отказал, и они вынуждены были двинуться обратно на запад.
Следующее упоминание о цыганах в Сибири принадлежит секретарю и переводчику Северо-Восточной географической и астрономической экспедиции Мартину Сауэру. В своих записках он рассказал о цыганах в Тобольске, которых хотел прикрепить к земле губернатор. Но цыгане отказались и продолжили свои странствия по деревням, занимаясь гаданиями. Крестьяне же старались помочь цыганам выжить, потому что боялись, что они при помощи магии навредят их скоту.
Цыгане переселялись в Сибирь не только через Тобольск. В 1767 году они были отмечены в Оренбургской губернии. Оттуда они через Южный Урал оказывались в Западной Сибири. Переселение цыган в Сибирь активизировалось после того, как в 1759 году императрица Елизавета Петровна распорядилась выселить из Прибалтики цыган и расселить их в другие регионы страны, включая Сибирь. В дальнейшем Сибирь пополнялась преимущественно за счет ссыльных цыган. Их направляли в Тобольскую и Енисейскую губернии.
При Екатерине II были предприняты первые попытки насадить в цыганской среде оседлый образ жизни. По указу императрицы, цыгане были обязаны селиться в «удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. Надо ли говорить, что ничего из этого не вышло. Не помогло и то, что иногда мужчин отправляли на военную службу, женщин записывали в крепостные, а детей отдавали в приюты и богадельни.
Полную свободу цыгане получили в 1863 году и были уравнены в правах с русских населением. Такая свобода у цыганских общин сохранялась до революции 1917 года. C 1870-х годов прекратилась высылка цыган в восточные губернии страны. С этого времени они перешли на вольное поселение.
В итоге, как считают ученые-этнографы, в Сибири еках сформировалась отдельная группа цыган, которых некоторые считают «сибирскими цыганами».
Тайга.инфо: Чем занимались цыгане в Сибири?
Когда иностранцы составляли свои записки о пребывании в Сибири, то они отмечали прежде всего то, что больше всего поражало их воображение. Поэтому они писали в основном о пестрых толпах и гаданиях. Но документы свидетельствуют, что цыгане занимались не только гаданием, а большей частью кузнечным ремеслом и ветеринарией. Плюс торговлей, перепродажей лошадей и исполнением песен.
Если посмотреть на материалы переписи 1897 года, то мы также увидим, что в это время уже встречаются цыгане, которые занимались производством и лужением металлической посуды. Таковых среди цыган Сибири было 4%. Это были цыгане-кэлдэрари, переселявшиеся из Румынии.
Тайга.инфо: Сколько цыган проживает в Сибири?
— В советский период число цыган в Сибири продолжало оставаться незначительным. По переписи 1939 года в Сибири проживало всего 6,7 тыс. цыган, в 1959 году — 9,2 тыс. Из них в Новосибирской области проживало 1,7 тыс., в Кемеровской — 1,3 тыс., в Алтайском и Красноярском краях — по 1,4 тыс.
По данным переписи 2002 года в Сибирском Федеральном округе проживало чуть больше 16 тыс. представителей этого народа. Меньше всего цыган живет в Хакасии (559 человек) и в Туве (36 человек). В Тюменской области зарегистрировано около 2 тыс. цыган, в том числе около 100 — в Ханты-Мансийском автономном округе и несколько десятков — на Ямале. Половина цыган Тюменской области живет в областном центре, остальные живут отдельными семьями по деревням.
В Новосибирской области две трети цыган проживает в городах — в Новосибирске, Черепанове, Татарске, Искитиме, Бердске. В Кемеровской области — в Новокузнецке, Прокопьевске, Мариинске и Кемерове. В Омске 80% цыган живет в областном центре, остальные проживают компактными группами в сельской местности. В Красноярском крае и Иркутской области они живут малыми группами, относительно равномерно распределяясь по всей обитаемой территории.
Тайга.инфо: Как жили цыгане в Сибири в советское время?
— После Октябрьской революции в жизни цыган произошли значительные изменения. Советская власть всеми мерами ограничивала традиционные занятия цыган — частное кустарное производство, торговлю лошадьми и скотом. Создавались цыганские сельскохозяйственные артели, затем цыганские колхозы. Но большинство цыган не смогли адаптироваться к коллективному сельскохозяйственному труду. В итоге цыганские колхозы были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.
С введением в СССР паспортной системы в 1932 году цыгане оказались единственной группой, которая это решение просто проигнорировала. За что и поплатились. В 1933 году в Москве была проведена спецоперация, целью которой было выселение из столицы всех цыган. Их погрузили в пять эшелонов и отправили в Томск и трудовые поселки ОГПУ Западно-Сибирского края. Характерно, что задачей властей были не репрессии по отношению к цыганскому населению, а желание влить их в дружную семью советских народов, поэтому в Сибири их поселили отдельно от уголовников. Но вскоре выяснилось, что цыгане, не желая привыкать к сельскохозяйственному труду, все разбежались. Власти махнули рукой, но приняли меры к тому, чтобы в больших городах не образовывалось крупных цыганских таборов.
Конечно, цыгане, как и все остальные советские граждане попали под маховик репрессий. По указу 1944 года в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была выселена цыганская диаспора Крыма. Также в Сибирь депортировали часть цыган из Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.
В 1956 году была предпринята очередная попытка упорядочить жизнь цыган. Совет министров СССР принял соответствующее постановление. Цыгане восприняли его в целом положительно. Массовый выпуск товаров народного потребления снизил потребность в ремесленном труде, а сельскохозяйственная техника снизила значение лошадей — верных спутников цыган.
Экономический кризис после распада СССР привел к тому, что цыгане, которые уже стали привыкать к оседлому образу жизни, в поисках заработка вновь стали кочевать таборами.
Тайга.инфо: Многие ли элементы культуры сохраняются сегодня?
— Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному признаку объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нормы поведения. Цыгане следуют таким нормам жизни в таборе, как обязательное подчинение власти старших, уважительное отношение к гостю.
Традиционная одежда цыган имеет свою специфику, благодаря которой цыгане всегда выделялись среди окружающего населения. Традиционная юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка не сшита, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетают золотые и серебряные монеты в косы, на шее носят монисто из золотых монет. Мужчины носят жилетки с серебряными пуговицами, яркие рубашки, шаровары, сапоги, пиджак. В современном костюме национальные традиции соблюдаются отчасти у женщин.
Традиционные национальные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой; рулет из пресного теста с творогом, изюмом. Важнейшими обрядами в жизни цыган считаются свадьбы, похороны и поминки. Традиции строго соблюдаются.
Что касается религиозной принадлежности, то большинство цыган в Сибири — православные; они считают своими покровителями святых Николая и Георгия. Однако встречаются и мусульмане среди группы крымы (крымских цыган). В цыганском доме обязательно есть красный угол, в котором хранят иконы. Венчанию придается куда большее значение, чем гражданскому браку, значимее его только так называемая «цыганская свадьба»: признание союза общиной. Обычно цыганскую свадьбу играют перед венчанием. Самые почитаемые у цыган-христиан праздники — Пасха и Рождество. Цыгане сохранили веру даже в безбожный советский период, цыган-атеистов практически не встречается.
Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из табора. Цыганский суд изгоняет из табора за большие долги, обман и супружескую измену.
Тайга.инфо: Какие проблемы сегодня актуальны для цыганских общин?
— Существует проблема с социализацией цыган в современное российское общество. Не секрет, что многие цыганские ребятишки не заканчивают по разным причинам школу. Проблему пытаются решить и сами цыгане. Так, в Тюмени местный цыганский барон Геннадий Виноградов открыл для цыганских ребятишек школу, отдав под учебный класс крыло своего особняка. Школа эта четырехлетняя, в ней обучаются 50 человек, выпускники продолжают образование в обычных городских школах. Но это скорее исключение, чем правило.
Цыганские девочки рано выходят замуж, и учиться дальше им запрещено. А мальчикам просто не нужно, ведь для цыган это является нормой жизни. Парни учатся в лучшем случае до седьмого класса, потом женятся и в школу больше не ходят — теперь им нужно кормить семью. Другая проблема связана с тем, что большинство цыган проживает в Сибири вообще без документов, в том числе без паспортов или видов на жительство. В итоге они лишены права на труд, на владение или пользование собственностью, на социальную защиту и медицинское обслуживание. Зачастую, чтобы устроиться на сезонную работу — на стройку или на уборку урожая — цыгане представляются таджиками или выходцами с Северного Кавказа. Иначе на работу их не берут.
Часто цыгане становятся жертвой представлений, что они занимаются исключительно преступной деятельностью и воруют. Так, в Искитиме в 2005 году начались поджоги цыганских домов. Правоохранительные органы бездействовали. А цыганская община в 400 человек вынуждена была уехать из города. Но подобные случаи скорее являются исключением, чем правилом.
Характерно, что и цыгане, зная как к ним относятся, стараются не ходить в государственные учреждения и больницы. Но самое парадоксальное, они боятся, что их могут сглазить блондинки с голубыми глазами.
Тайга.инфо: О цыганских склепах на сибирских кладбищах часто пишут, что они резко выделяются своим роскошеством на фоне других могил. С чем это связано?
Что касается тех роскошных склепов с несметными богатствами, которыми прославились некоторые кладбища в Новосибирске, то это связано скорее не с традициями и обычаями цыган, а с особенностями занятий некоторых цыганских кланов в 1990-е годы: они приторговывали наркотиками и вели между собой войны за обладание рынками сбыта. Многие погибли в этой войне. Хоронили их с помпой, сооружая целые мавзолеи на кладбищах, заполняли их драгоценностями и бытовой техникой. Большинство этих могил было вскоре ограблено. Но это скорее исключение, чем правило.
Тайга.инфо: Существуют ли у цыган общественные организации? Чем они занимаются?
— В некоторых сибирских городах были созданы общественные национально-культурные автономии цыган. Так, в Томске такая организация была создана в 2012 году. Ее основная задача — объединить цыган Томской области, помочь им советом или поддержкой, чтобы цыгане знали, куда они могут прийти и обсудить свои проблемы. А также необходимо переломить устойчивые стереотипы, которые существуют в нашем обществе относительно цыган и развеять многочисленные мифы.
Характерно, что эта цыганская общественная организация стала активным участником различных праздничных мероприятий в Томске и Томской области (активно участвуют в Дне томича, Дне России, фестивалях казачьей культуры). При автономии создан ансамбль «Томские цыгане», которые давно стали желанными гостями на различных областных мероприятиях. В планах у организации — создать этнографический комплекс «Цыганский двор». Популяризацией цыганского фольклора в Сибири занимаются ансамбли «Сибирска Рома» и «Черге» в Красноярске.
Тайга.инфо: Можно ли назвать известных сибирских цыган, которые внесли свой вклад в культуру?
— Пожалуй, самый известный цыганский исполнитель — Дмитрий Бузылёв — потомок старинного рода кочевых цыган Сибири. Правда, до сих пор неизвестно, где конкретно в Сибири он родился. Но зато хорошо известно, что он был автором и исполнителем песен в фильмах «Табор уходит в небо», «Сибириада», «Жестокий романс» и «Очи чёрные».
Кстати, в фильме «Табор уходит в небо» Дмитрий Бузылёв сыграл роль брата Рады. Он запомнился зрителям по сцене драки на ярмарке с настоящими охотничьими ножами из-за крашеной лошади. Более того, в этом фильме снялась и вся его семья, а его восьмилетняя сестра Алёна исполнила цыганскую песню «Нанэцоха», ставшую визитной карточкой этого замечательного кинофильма.
После того, как фильм с успехом прошел на киноэкранах страны, Дмитрий вместе с братьями организовал цыганский ансамбль «Табор уходит в небо», с которым объездил всю Сибирь и побывал на БАМе. Есть в Сибири и другие исполнители цыганских песен, но они менее известны широкой публике.