современная жизнь латинской америки
Особенности развития стран Латинской Америки на современном этапе
Рассуждая о судьбах Латинской Америки, эксперты отмечают, что в последние десятилетия в этом регионе произошли глубокие экономические и политические трансформации, существенно изменившие облик латиноамериканских стран и их место в мире.
Фактически общим местом стала констатация снижения влияния США на страны Латинской Америки, возросшая самостоятельность латиноамериканских государств и появление в регионе новых игроков, в первую очередь Китая, стремящегося занять место главного торгового партнера Латинской Америки.
Значительные перемены произошли в экономике стран региона. Если в 1990-е гг. латиноамериканские государства пережили целый ряд экономических кризисов, то в 2000-е гг. они, за некоторыми исключениями, проводят взвешенную макроэкономическую политику и демонстрируют стабильный рост. Свидетельством успешности избранной экономической модели является устойчивость перед лицом глобального финансового-экономического кризиса 2008 г., не оказавшего разрушительного воздействия на страны Латинской Америки. Замедление темпов экономического роста в США не привело к возникновению глубокого кризиса в экономике латиноамериканских стран, поскольку большинство из них сумело диверсифицировать свои внешнеэкономические связи еще до событий 2008 г. Кроме того, сохранение высоких цен на мировом рынке на экспортные товары из Латинской Америки способствовало сохранению экономической стабильности и проведению масштабной социальной политики, позволившей вытащить из бедности десятки миллионов человек.
Внутриполитическое развитие стран Латинской Америки в последние годы также отмечено позитивными тенденциями. Диктаторские военные режимы давно ушли в прошлое: в подавляющем большинстве случаев смена власти происходит электоральным путем, а в некоторых странах демократизация привела к усилению влияния народных масс, ранее исключенных из большой политики. В настоящее время регион политически неоднороден: у власти в странах Латинской Америки можно увидеть представителей всего политического спектра – от леворадикальных до правоконсервативных режимов. Современные латиноамериканские левые, как правило, проводят курс на этатизацию экономики, уделяют повышенное внимание социальной проблематике, а во внешней политике оппонируют США (в первую очередь, это касается леворадикальных режимов, в то время как левоцентристы проводят более осторожную политику в отношениях с Соединенными Штатами). Правые же стремятся к либерализации экономики и общественной жизни и выступают за развитие тесных связей с США.
Отличительной чертой стран Латинской Америки в последние годы стало их стремление к региональной интеграции. Среди множества интеграционных объединений можно выделить УНАСУР, объединивший государства Южной Америки, Тихоокеанский альянс (Мексика, Перу, Чили, Колумбия), отличающийся особым динамизмом в экономической сфере, и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), в который вошли все 33 страны региона, включая Кубу, а США и Канада остались за рамками объединения. СЕЛАК во многом возник как альтернатива Организации американских государств, традиционно находящейся под влиянием Вашингтона. Вместе с тем, интеграционные процессы в регионе осложняет наличие целого ряда объединений, дублирующих друг друга, а также внутренние противоречия участников, зачастую мешающие им создавать зоны глубокой интеграции и более эффективно координировать свои действия, в том числе во время кризисных ситуаций.
Все более явным становится желание латиноамериканских стран активнее участвовать в мировой политике в качестве самостоятельного игрока. Особая роль в этом принадлежит крупнейшей стране Латинской Америки – Бразилии, претендующей на место постоянного члена в Совете безопасности ООН и представляющей регион в БРИКС. Кроме того, три латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика) являются членами “Большой двадцатки”. За странами Латинской Америки зарезервировано два места среди непостоянных членов Совбеза ООН (в настоящее время эти места занимают Аргентина и Чили).
Позиции многих латиноамериканских стран во время сирийского и украинского кризиса показали, что они отнюдь не намерены идти в фарватере внешней политики США, а имеют собственную аргументированную точку зрения. В целом, можно констатировать, что большинство государств Латинской Америки заинтересованы в перераспределении глобальной власти в пользу развивающихся стран. В связи с этим они выступают за реформирование мировой финансовой архитектуры и за изменение основ политического регулирования системы международных отношений.
Перемены, произошедшие в Латинской Америке в последнее десятилетие, а также резко изменившаяся международная обстановка, ставят вопрос о необходимости укрепления политических и экономических связей между Российской Федерацией и латиноамериканскими странами. Визит президента РФ В. Путина в регион, состоявшийся 11-16 июля 2014 г., безусловно, будет способствовать решению этих задач.
В целом, отношения между Россией и Латинской Америкой успешно развиваются по целому ряду направлений. Россия взаимодействует с латиноамериканскими странами в целом ряде международных организаций – в ООН, G20, АТЭС, БРИКС, ВТО и в ряде других. У РФ налажены разветвленные политические контакты в регионе, которые необходимо развивать и дальше. Особую актуальность это приобретает в ситуации, когда у Москвы обострились отношения с некоторыми странами Запада и ей необходимо увеличивать число дружественных государств. В Латинской Америке для этого есть значительные возможности: показательно, что когда в ООН был внесен проект резолюции “О территориальной целостности Украины”, осуждающий действия России в Крыму, из 11 стран, проголосовавших против этой резолюции, 4 были из Латинской Америки (Куба, Боливия, Венесуэла, Никарагуа), а многие другие латиноамериканские страны, в том числе и Бразилия, воздержались.
Если говорить об экономике, то товарооборот между Россией и странами региона в 2012 г. составил 16,3 млрд. долларов, а в 2013 г. вырос до 18,6 млрд. Для сравнения товарооборот между Россией и США по итогам 2013 г. составил 27 млрд. долларов. Россия поставляет в латиноамериканские страны в основном удобрения, военно-техническую продукцию, металлопрокат, электротехническое оборудование, а закупает, главным образом, сельскохозяйственные товары. Основной экономический партнёр России в Латинской Америке – Бразилия, товарооборот с которой в 2013 г. составил 5,5 млрд. долларов.
Вместе с тем, как в Москве, так и в столицах латиноамериканских стран, постояннно говорят о том, что уровень экономических связей не соответствует потенциалу сторон. Для того чтобы добиться прорыва на этом направлении, России следует расширять номенклатуру товаров, поставляемых в регион, прежде всего, за счет высокотехнологичной продукции. Остро стоит вопрос о необходимости инвестировать в Латинскую Америку, без чего Российской Федерации будет трудно конкурировать в регионе с США, Китаем и странами ЕС. Кроме того, необходимо взаимодействовать в экономике не только через российские государственные корпорации, но и стимулировать частный бизнес, который пока неохотно идет в далекие латиноамериканские страны.
Особое внимание нужно уделять взаимодействию в энергетической сфере, где Россия имеет целый ряд конкурентных преимуществ. В рамках этой политики во время латиноамериканского турне В. Путина был подписан договор с Аргентиной о сотрудничестве в области атомной энергетики, контракт на строительство четырех энергоблоков для кубинских ТЭС, документы о разработке нефтяных месторождений Кубы, в том числе и на шельфе. В ближайшее время компания “Интер РАО” намерена подключиться к строительству ГЭС в Аргентине, в Бразилии “Роснефть” будет добывать углеводороды в бассейне реки Солимойнс.
Латинская Америка переживает один из лучших периодов в своей истории. Конечно, в регионе сохраняется значительное число проблем, особенно в сфере общественной безопасности, однако эксперты склоняются к тому, что большинство латиноамериканских стран будет успешно развиваться в среднесрочной перспективе. Роль крупнейших стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилии, в мировых делах также, по-видимому, будет возрастать. Россия, которая поддерживает стремление Бразилии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН, может существенно повлиять на этот процесс.
Особенности развития стран Латинской Америки на современном этапе и перспективы российско-латиноамериканских отношений
Рассуждая о судьбах Латинской Америки, эксперты отмечают, что в последние десятилетия в этом регионе произошли глубокие экономические и политические трансформации, существенно изменившие облик латиноамериканских стран и их место в мире. Фактически общим местом стала констатация снижения влияния США на страны Латинской Америки, возросшая самостоятельность латиноамериканских государств и появление в регионе новых игроков, в первую очередь Китая, стремящегося занять место главного торгового партнера Латинской Америки.
Значительные перемены произошли в экономике стран региона. Если в 1990-е гг. латиноамериканские государства пережили целый ряд экономических кризисов, то в 2000-е гг. они, за некоторыми исключениями, проводят взвешенную макроэкономическую политику и демонстрируют стабильный рост. Свидетельством успешности избранной экономической модели является устойчивость перед лицом глобального финансового-экономического кризиса 2008 г., не оказавшего разрушительного воздействия на страны Латинской Америки. Замедление темпов экономического роста в США не привело к возникновению глубокого кризиса в экономике латиноамериканских стран, поскольку большинство из них сумело диверсифицировать свои внешнеэкономические связи еще до событий 2008 г. Кроме того, сохранение высоких цен на мировом рынке на экспортные товары из Латинской Америки способствовало сохранению экономической стабильности и проведению масштабной социальной политики, позволившей вытащить из бедности десятки миллионов человек.
Внутриполитическое развитие стран Латинской Америки в последние годы также отмечено позитивными тенденциями. Диктаторские военные режимы давно ушли в прошлое: в подавляющем большинстве случаев смена власти происходит электоральным путем, а в некоторых странах демократизация привела к усилению влияния народных масс, ранее исключенных из большой политики. В настоящее время регион политически неоднороден: у власти в странах Латинской Америки можно увидеть представителей всего политического спектра – от леворадикальных до правоконсервативных режимов. Современные латиноамериканские левые, как правило, проводят курс на этатизацию экономики, уделяют повышенное внимание социальной проблематике, а во внешней политике оппонируют США (в первую очередь, это касается леворадикальных режимов, в то время как левоцентристы проводят более осторожную политику в отношениях с Соединенными Штатами). Правые же стремятся к либерализации экономики и общественной жизни и выступают за развитие тесных связей с США.
Отличительной чертой стран Латинской Америки в последние годы стало их стремление к региональной интеграции. Среди множества интеграционных объединений можно выделить УНАСУР, объединивший государства Южной Америки, Тихоокеанский альянс (Мексика, Перу, Чили, Колумбия), отличающийся особым динамизмом в экономической сфере, и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), в который вошли все 33 страны региона, включая Кубу, а США и Канада остались за рамками объединения. СЕЛАК во многом возник как альтернатива Организации американских государств, традиционно находящейся под влиянием Вашингтона. Вместе с тем, интеграционные процессы в регионе осложняет наличие целого ряда объединений, дублирующих друг друга, а также внутренние противоречия участников, зачастую мешающие им создавать зоны глубокой интеграции и более эффективно координировать свои действия, в том числе во время кризисных ситуаций.
Все более явным становится желание латиноамериканских стран активнее участвовать в мировой политике в качестве самостоятельного игрока. Особая роль в этом принадлежит крупнейшей стране Латинской Америки – Бразилии, претендующей на место постоянного члена в Совете безопасности ООН и представляющей регион в БРИКС. Кроме того, три латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика) являются членами “Большой двадцатки”. За странами Латинской Америки зарезервировано два места среди непостоянных членов Совбеза ООН (в настоящее время эти места занимают Аргентина и Чили).
Позиции многих латиноамериканских стран во время сирийского и украинского кризиса показали, что они отнюдь не намерены идти в фарватере внешней политики США, а имеют собственную аргументированную точку зрения. В целом, можно констатировать, что большинство государств Латинской Америки заинтересованы в перераспределении глобальной власти в пользу развивающихся стран. В связи с этим они выступают за реформирование мировой финансовой архитектуры и за изменение основ политического регулирования системы международных отношений.
Перемены, произошедшие в Латинской Америке в последнее десятилетие, а также резко изменившаяся международная обстановка, ставят вопрос о необходимости укрепления политических и экономических связей между Российской Федерацией и латиноамериканскими странами. Визит президента РФ В. Путина в регион, состоявшийся 11-16 июля 2014 г., безусловно, будет способствовать решению этих задач.
В целом, отношения между Россией и Латинской Америкой успешно развиваются по целому ряду направлений. Россия взаимодействует с латиноамериканскими странами в целом ряде международных организаций – в ООН, G20, АТЭС, БРИКС, ВТО и в ряде других. У РФ налажены разветвленные политические контакты в регионе, которые необходимо развивать и дальше. Особую актуальность это приобретает в ситуации, когда у Москвы обострились отношения с некоторыми странами Запада и ей необходимо увеличивать число дружественных государств. В Латинской Америке для этого есть значительные возможности: показательно, что когда в ООН был внесен проект резолюции “О территориальной целостности Украины”, осуждающий действия России в Крыму, из 11 стран, проголосовавших против этой резолюции, 4 были из Латинской Америки (Куба, Боливия, Венесуэла, Никарагуа), а многие другие латиноамериканские страны, в том числе и Бразилия, воздержались.
Если говорить об экономике, то товарооборот между Россией и странами региона в 2012 г. составил 16,3 млрд. долларов, а в 2013 г. вырос до 18,6 млрд. Для сравнения товарооборот между Россией и США по итогам 2013 г. составил 27 млрд. долларов. Россия поставляет в латиноамериканские страны в основном удобрения, военно-техническую продукцию, металлопрокат, электротехническое оборудование, а закупает, главным образом, сельскохозяйственные товары. Основной экономический партнёр России в Латинской Америке – Бразилия, товарооборот с которой в 2013 г. составил 5,5 млрд. долларов[i].
Вместе с тем, как в Москве, так и в столицах латиноамериканских стран, постояннно говорят о том, что уровень экономических связей не соответствует потенциалу сторон. Для того чтобы добиться прорыва на этом направлении, России следует расширять номенклатуру товаров, поставляемых в регион, прежде всего, за счет высокотехнологичной продукции. Остро стоит вопрос о необходимости инвестировать в Латинскую Америку, без чего Российской Федерации будет трудно конкурировать в регионе с США, Китаем и странами ЕС. Кроме того, необходимо взаимодействовать в экономике не только через российские государственные корпорации, но и стимулировать частный бизнес, который пока неохотно идет в далекие латиноамериканские страны[ii].
Особое внимание нужно уделять взаимодействию в энергетической сфере, где Россия имеет целый ряд конкурентных преимуществ. В рамках этой политики во время латиноамериканского турне В. Путина был подписан договор с Аргентиной о сотрудничестве в области атомной энергетики, контракт на строительство четырех энергоблоков для кубинских ТЭС, документы о разработке нефтяных месторождений Кубы, в том числе и на шельфе. В ближайшее время компания “Интер РАО” намерена подключиться к строительству ГЭС в Аргентине, в Бразилии “Роснефть” будет добывать углеводороды в бассейне реки Солимойнс.
Латинская Америка переживает один из лучших периодов в своей истории. Конечно, в регионе сохраняется значительное число проблем, особенно в сфере общественной безопасности, однако эксперты склоняются к тому, что большинство латиноамериканских стран будет успешно развиваться в среднесрочной перспективе. Роль крупнейших стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилии, в мировых делах также, по-видимому, будет возрастать. Россия, которая поддерживает стремление Бразилии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН[iii], может существенно повлиять на этот процесс.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Экономика
Латинская Америка и развитие: проблемы и возможности (Folha, Бразилия)
Старые державы утрачивают господство по мере того как возникают новые силы
Народы приходят в движение: Чили, Эквадор, Испания, Ливан, Гонконг, Алжир, Ирак, Венесуэла, Россия, Гондурас или Эфиопия. В самых разных уголках мира проходят масштабные демонстрации и протесты, которые сопровождаются надеждами и разочарованиями. Люди обращаются к старым пророкам, и одновременно с этим появляются новые — к примеру, известная на весь мир девочка-подросток из Швеции Грета Тунберг.
Разумеется, существование протестов не новость, даже учитывая нынешнюю степень вовлеченности или насилия. Но есть моменты, которые сразу бросаются в глаза. Один из них — это синхронность манифестаций. Правда, она вовсе не означает, что эти протесты имеют одинаковый смысл или цели.
Еще одна особенность заключается в том, что перед нами демонстрации недовольства властью, направленные против правительства, приватизации, утраты свобод либо против коррупции. Участники этих акций редко предлагают какую-то четко сформулированную и продуманную альтернативу.
Грандиозные утопии, владевшие умами людей с конца XIX века, утратили свою силу, особенно те, что предлагали масштабное видение мира. На их месте произрастает нигилизм, который во многих странах сопровождается возрождением националистических утопий.
Сегодня мы, вне всякого сомнения, переживаем момент глубокого замешательства и недостатка стратегического видения, что характерно для периодов системного перехода, когда международная система пребывает в кризисе, обусловленном изменениями в режимах производства и другими направляющими силами.
Контекст
PS: политическое разочарование в Латинской Америке
American Thinker: реальные интересы Путина в Латинской Америке
Политический кризис в Боливии: снова рука Москвы? (ABC)
El Nuevo Herald: для Латинской Америки наступили тяжелые времена
В данном случае мы наблюдаем переход от преимущественно индустриального общества к обществу информационному. Прежние парадигмы производства оттесняются на задний план, а с ними в прошлое уходят действовавшие в рамках этой системы культуры, политические структуры и социальные группы.
Старые державы утрачивают свое господство, и возникают новые силы. Если не брать во внимание многочисленные перипетии, на протяжении четырех столетий выстраивания международной системы неизменным оставалось одно: непрерывность с каждым разом все более крепкой глобальной взаимозависимости.
Концепция президента Дональда Трампа «Америка превыше всего» не обязательно является признаком меньшей связанности международной системы, скорее, это попытка удержать влияние по крайней мере над ограниченным пространством. Отсюда и возрождение «Доктрины Монро».
Важно помнить, что глобальная взаимосвязь не отменяет наличия подсистем. Они существуют и продолжают заявлять о себе в основном через государства, в которых отдельные группы интересов сталкиваются с другими единицами и, подобно тектоническим плитам, сотрясают международную систему. Сегодня все меньше и меньше стран способны оставаться в стороне от этих процессов.
На политическом уровне мы видим внедрение новых форматов системных единиц. С развитием Китая и Индии прежняя модель «национального государства» подвергается эрозии, на ее место претендует модель «государства-цивилизации». Речь идет о крупных в географическом отношении государствах, которые проецируют власть на еще большие территории, объединенные культурой и геополитическими интересами.
Соединенные Штаты играют эту роль по отношению к «западному» миру и сегодня вынуждены бороться за нее с новыми и продвинутыми странами, претендующими на создание «государств-цивилизаций». Ответ США носит оборонительный характер, это своего рода отход на позиции «национального государства» и ослабление «цивилизующего» влияния на систему.
Европейский союз со своей стороны осознает новую реальность, но пока еще не готов перейти к решительным действиям за пределами блока. Россия осуществила процесс трансформации при правительстве Владимира Путина, распространяя «русский мир» на Евразию и по всему миру посредством альянса с Китаем и Индией. Свидетельством тому, в частности, служит организация группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).
Таковы структурные рамки, в которых развиваются нынешние политические кризисы в Латинской Америке. Общества требуют благополучия, а оно в свою очередь требует финансирования, вот почему развитие является одной из важнейших задач региона.
Вне зависимости от идеологий, которые лежат в основе экономических моделей региона (от Кубы до Чили), все страны объединяет общая черта: тот факт, что ни одна из них не может победить собственную зависимость от сырья. Точно так же многие экономики региона, где экспорт монополизирован всего несколькими товарами, в большинстве своем зависят от небольшого числа рынков.
Так, мексиканский экспорт стал ориентироваться преимущественно на промышленные товары. Но это было сделано ценой торговых соглашений, которые разрушили государство, создав вакуум территориального контроля, и этот вакуум быстро заполнили самые различные группы, в том числе наркокартели. Вот почему экономическое развитие ограничивается лишь некоторыми областями, а благосостояние нации в целом не улучшается.
Кроме того, в данной ситуации повышается зависимость латиноамериканских стран от принимающего экспортного рынка. Нет необходимости изобретать колесо, как говорил экономист Раул Пребиш (Raúl Prebisch) в Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) в 1950-е годы. Когда импортные товары падают в цене или принимающие рынки навязывают свои условия, периферийная уязвимость и отсталость латиноамериканских стран становится очевидной.
Статьи по теме
TalCual: отношение США к Латинской Америке должно будет измениться
SCMP: Китай в Латинской Америке — партнер или хищник?
Hill: Китай, Россия и Иран усиливают влияние в Латинской Америке
País: Венесуэла стала «черной дырой»
Чтобы это компенсировать, некоторые правительства идут на сближение с Соединенными Штатами, которые думают только о себе, или с Европейским союзом, который не может прийти в согласие с самим собой. Другие стремятся установить контакты с новыми державами, такими как Китай или Россия, у которых не хватает возможностей создавать условия для развития в Латинской Америке.
Почему? Потому что для них приоритетом является процветание собственных граждан, кроме того, их экономический рост определяется старым рецептом: экспортировать продукцию с более высокой добавленной стоимостью и импортировать сырье по самой низкой цене. Однако принять эту модель для Латинской Америки означает продолжать жить в тени периферийной отсталости.
Так куда же идет сегодня Латинская Америка? Чтобы двигаться дальше, необходимо сперва усвоить уроки прошлого. Без создания добавленной стоимости в производстве едва ли удастся обеспечить развитие. Во-вторых, за отсутствием собственных устойчивых рынков повышается уязвимость к потрясениям международной системы.
В-третьих, принадлежность к сфере влияния крупной державы или «государству-цивилизации» не гарантирует странам Латинской Америки того, что их интересы развития окажутся главным приоритетом. Преодоление разрозненности и создание общих рынков продолжает оставаться одним из условий развития.
В-четвертых, интеграция не может быть просто вопросом рынков или институтов и требует поддержки населения и культурной трансформации. В-пятых, никакая политика местного развития не может проводиться без тщательного анализа ее возможностей и ограничений в мировой системе.
Андрес Риварола Пунтильяно — историк-экономист и профессор латиноамериканских исследований. Директор Северного института латиноамериканских исследований в Стокгольмском университете. Проводит исследования в области геополитики, международных отношений и развития.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.