советы для жизни гашек читать
Советы для жизни гашек читать
Рассказы, памфлеты и очерки, 1918–1923 гг.
На Златой уличке в Градчанах
Однажды предвоенной ночью на Златой уличке в Градчанах я повстречался с духом пана Броучека из «Викарки». Он обратил мое внимание на одно любопытное обстоятельство, о котором я и хочу здесь рассказать.
Прага спит. Шумят воды Влтавы, и в тишине ночи каменная громада Градчан ведет разговор со Смотровой башней на Петршине. Градчаны держатся, по обыкновению, чрезвычайно достойно. Петршинская башня пытается беседовать в ироническом тоне, но это ей никак не удается.
Градчаны. Вы заметили, что Витков нынче устранился от дискуссии? Он нас игнорирует.
Смотровая башня. Вчерашней ночью Витков рассорился с храмом Петра и Павла на Вышеграде из-за трактовки религиозных проблем древности. В их спор вмешалась Виноградская святая Людмила. Я не разобрала, что они там говорили, потому что свистел ветер и я едва держалась на ногах.
Градчаны. Оставьте вы в покое наше прошлое. Вспоминая о нем, все просто с ума посходили. Только и разговоров что о Королевских Градчанах, никакой мочи нет слушать.
А состояние наше ужасно. Мы бы и рады зевнуть, да боимся, как бы не рассыпаться. И отчего это мы все еще обязаны слыть мишурой и позолотой какой-то былой славы? Ведь нам прекрасно известно, что творится внизу и вокруг нас. Там, в Праге, предаются наслаждениям и радостям жизни, общественные события не вызывают особых волнений. Если что и случается, то не нарушает ничьего покоя. В учреждениях, в обществе — повсюду лишь тупые исполнители, ни в ком ничто не находит отклика, не рождает никаких идей. Здесь, в Праге, все могли и должны бы высказываться лучше и определеннее.
Смотровая башня. Они опасались, как бы я не свалилась на туристский павильон.
Градчаны. Шутки в сторону, мадам, хотелось бы сегодня поговорить всерьез. Мы глядим в сердце Праги. И видим там господ, у которых грудь предназначена лишь для желтых металлических блях, нос — для золотых пенсне, а голова — для ношения блестящих цилиндров. Позавчера мы наблюдали, как в сады на Жижкове жандарм не пустил бедно одетого человека. Взгляните только на это спесивое сооружение пражского Дома представительств. Сколько миллионов на него ушло. Да и вы, мадам, тоже видите вокруг Праги низенькие домишки, набитые маленькими оборвышами; а впрочем, любой может повстречать в предместье старых, бедно одетых старух; честно проработав всю жизнь, они в свои семьдесят лет все еще трудятся не покладая рук, встают с петухами и ложатся поздней ночью, чтоб заработать малую толику деньжат и не помереть с голоду. А более удачливые, но отнюдь не более заслуженные члены общества…
Смотровая башня. Эгоистическое, малодушное общество…
Градчаны. Не перебивайте, мадам… Пусть так, если вам угодно — эгоистическое и малодушное общество все еще не сознает, как ему быть и можно ли прилично одетому человеку присесть за стол, где уже сидит человек с заплатами на коленях.
Смотровая башня. У трудолюбивого искусного портного больше оснований гордиться собой, чем у глупого адвоката, спесивого домовладельца, который только и умеет, что проверять, чисто ли дворник вымел лестницу.
Градчаны. Толстобрюхие обжоры заполонили всю Прагу. Дураков среди них нету, и на первый взгляд они производят впечатление людей простосердечных. Бургомистр разъезжает в открытом фиакре, раскланиваясь налево и направо — чтобы все видели золотую цепочку. А у тех, кто отвечает ему на приветствия, сыновья сидят или в магистрате, или еще в каких важных учреждениях, да и сами они все еще жаждут попасть туда — не важно, есть у них к тому способности или нету. Умри кто из них — вряд ли его сограждане или родина ощутят какую-либо потерю. Что это вы загляделись вниз, на Петршин?
Смотровая башня. У моего подножия задремала комендантская охрана. Спят будто ангелочки. Опасаюсь, как бы не разбудить их нашим разговором. Под голову они положили кучу газет, конфискованных вчера в киосках на Малой Стране.
Градчаны. К нам сюда журналисты тоже заглядывают. Но мало кому из них наш вид придает сил и укрепляет дух. А ведь мы и мощны, и могучи, и любой мог бы сообразить, что неспроста мы столь горделиво возвышаемся над Прагой и могли бы являть символ славы. Однако редко кого посещает такая мысль. Средства массовой информации чаще всего принимают сторону большинства — наверное, оттого, что так больше платят. Журналисты — всегда к услугам тех, кто располагает деньгами, потому сегодня они орут «Осанна!», а завтра за то же самое: «Распни его!» Одно и то же нынче объявляют белым, а завтра — черным. Печать, голубушка, — это ведь не одна лишь типографская краска, это пот и кровь тех, кто борется за свободу; разве только до переворота дело дойдет, — тогда нравственное воздействие печати возрастет сразу.
Смотровая башня. А пока что журналисты все ниже гнут спины.
Градчаны. К этому им не привыкать. Пражане в массе своей слишком эгоистичны, чтобы мечтать и надеяться на лучшее; ничто их не возмущает, не может вывести из равновесия. Иначе ни один не посмел бы заявить, что не в силах посвятить себя делу освобождения, поскольку он служит и у него семья. Да и положение не позволяет жертвовать собой. Если бы не это, мы давно уже были бы свободны. Как бы все обрадовались, если бы явился кто-нибудь и сорвал двуглавого орла у нас над главным входом. А пока что предводители этой Праги рассиживают себе в кабачках и кофейнях, ну а раз так — значит, это не вожди, значит, нет в них ничего стоящего. Как быть? Что делать дальше? У нас нет ведь никакой уверенности, что вдруг ни с того ни с сего здешних аборигенов не бросят в бойню и что через несколько месяцев по вине отдельных лиц число вдов и сирот не возрастет на десятки тысяч.
Смотровая башня. Из казарм на Погоржельце выходят на ночные ученья солдаты. Идут тихо, без песен.
Градчаны. Вчерашней ночью на юг от железных границ летели вороны. А у нас — ничего. Полное безмолвие.
Смотровая башня. На востоке блеснула утренняя заря. Восходит солнце. Когда вы желали бы продолжить разговор?
Градчаны. Поговорим через несколько лет, этак в мае 1917 года.
Градчаны и Смотровая башня продолжают разговор
Градчаны и Смотровая башня продолжают разговор, прерванный три года назад. Майская ночь 1917 года. В окнах Града, откуда в свой час вышвырнули наместника, загорелся красный свет. Отблеск красного сияния отражается, колеблясь на волнах Влтавы.
Смотровая башня. Я кликала вас, Градчаны, да вы все молчали. Звала вас, когда солидные горожане, трясясь как заячьи хвосты, развешивали на Староместской ратуше черно-желтые знамена, дабы удержать свои виллы и имперские права. Хотелось мне с вами поговорить в те времена, когда вдовы в черных одеждах и старушки в темных платочках ходили по церквам и костелам стобашенной Праги, проклиная тех, кто погубил их сыновей и супругов. Кликала я вас и когда узники на Градчанах распевали странные песни, и когда над мотольским плацем взвились испуганные воробьи, увидев, как по приговору военного суда расстреляли капрала Кудрну.
Градчаны. Неужто мы спали? Нет, это был не сон, а обморок, и все, что творилось с нами, мы переживали в обморочном состоянии. Хоть и неясно, но мы слышали, как засвистели паровые машины локомотивов, развозившие на юг и на восток казенное солдатское сукно.
Смотровая башня. А под тем казенным сукном бились полные горечи сердца. И вы, наверное, тоже чувствовали, как господа из Вены на всем протяжении земель от Моравы и досюда учили своих подданных геройским доблестям самоотречения и самообладания? Наверное, вы и сквозь сон слышали, как архиепископ молился о том, чтобы благодарный народ сплотился вокруг трона, словно овцы вокруг барана, и с петлей на шее возглашал: «Слава!»
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Гашек Ярослав
Книга «Собрание сочинений. Том 4»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Стр. 168. Партия прогрессивных социалистов — немногочисленная правооппортунистическая группа, отколовшаяся от социал-демократической партии, просуществовала всего четыре года (1919–1923), возглавлялась Модрачком и Гудцем.
Как я редактировал журнал «Обозрение для чешских женщин и девушек». — «Копршивы», 2.2.1921.
Стр. 168. Ольга Фастрова (1876–1965) — чешская буржуазная журналистка и писательница, вела в бульварной газете «Народни политика» отдел «Женское обозрение», посвященный главным образом проблемам женской эмансипации и моды: подписывалась псевдонимом «Ивонна».
Стр. 171. …имеющая влиятельных знакомых… на Градчанах — то есть среди политических деятелей. …перед… воротами Панкраца. — Панкрац — пражская тюрьма.
Министр Брдлик. — Брдлик Владислав — министр земледелия. Аграрии — члены одной из самых влиятельных чешских буржуазных партий; основана в 1899 г.
Отдел писем в «Народни политике». — «Ческе слово», 8.2.1921.
Стр. 173. Музей. — Имеется в виду Национальный музей, находящийся в центре Праги на Вацлавской площади.
Отдел объявлений в «Народни политике». — «Ческе слово», 18.2.1921.
Стр. 175. …по саду Богниц. — В Богницах находится крупнейшая в Праге психиатрическая лечебница.
Протокол II съезда Партии умеренного прогресса в рамках закона. — Сатирический журнал «Сршатец», 10.2.1921.
Стр. 178. …к возвращению Конопиште бедным сироткам эрцгерцога Фердинанда. — Конопиште — селение близ Праги, где находился замок и земельные владения эрцгерцога Франца-Фердинанда фон Эсте, убитого в Сараеве — было национализировано государством. От Белой горы, через революцию — к Риму. — После поражения в битве у Белой горы (1620) Чехия утратила свою независимость, попав под власть немецкой династии Габсбургов.
Стр. 180. Бенеш Эдуард (1884–1948) — государственный и политический деятель Чехословакии; в 1918–1935 гг. — министр иностранных дел, с 1935 по октябрь 1938 и с 1946-го по 1948 г. — президент Чехословакии. Махар Йозеф Сватоплук (1864–1942) — чешский поэт, буржуазный радикал, во времена Австро-Венгрии обличал австрийский бюрократизм, католическую церковь, пороки буржуазного общества. После первой мировой войны — реакционный деятель правого крыла чешской буржуазии, занимал пост инспектора чехословацкой армии. «Марианская гаубица» — историческое орудие, хранившееся на улице Марианске градбы в Праге. Марианской гаубицей Гашек иронически окрестил газету «Народни листы» — центральный орган буржуазной партии свободомыслящих (младочехи), намекая на то, что она нередко выступает как голос самых реакционных кругов Чехословакии, вроде членов католического «братства» Марианская конгрегация.
Советы для жизни. — Сборник рассказов Гашека «Трое мужчин с акулой и другие поучительные истории», 1920.
Буржуй Рамзелик. — «Трибуна», 10.3.1921.
Истребление практикантов экспедиторской фирмы «Кобкан». — «Трибуна», 27.3.1921.
Стр. 190. …в Стромовку. — Стромовка — парк в Праге на левом берегу Влтавы, бывший королевский лес-заповедник.
Стр. 191. …прямо в Трою. — Троя — часть Праги на правом берегу Влтавы, там находится старый замок и парк.
Трое мужчин и акула. — «Трибуна», 3.4.1921.
Стр. 195. …редактора журнала «Мир животных». — Научно-популярный журнал «Свет звиржет» («Мир животных») издавался с 1897 г. Вацлавом Фуксом. Гашек работал в нем в 1909–1910 гг.
Проблемы литературного творчества. — «Трибуна», 10.4.1921.
Стр. 200. Журнал «Весела Прага» — юмористический ежемесячный журнал, издатель Карел Лочак. Иногда Гашек один заполнял весь номер журнала.
Стр. 201. «Сиринкс» («Свирель») — объединение молодых литераторов декадентского направления, группировавшихся вокруг журнала «Модерни живот» (1901–1902). Некоторое время собрания «Сиринкса» посещал и Гашек. Организатором и председателем объединения был двоюродный брат Гашека Роман Гашек.
Стр. 203. Опоченский. — Опоченский Густав Рогер (1881–1949) — чешский поэт, друг Гашека, написал о нем книгу воспоминаний «Четверть столетия с Ярославом Гашеком» (1948).
Какие я писал бы передовицы, если бы был редактором правительственного органа. — «Руде право», 28.4.1921.
Остроироническое звучание фельетона усиливается тем, что Гашек почти полностью повторил здесь свой старый, напечатанный в 1909 году в «Карикатурах» фельетон «Всюду хорошо, а дома лучше», обличавший австрийскую монархию, убедительно показав тем самым, что Чехословацкая буржуазная республика мало отличается от свергнутого режима, в особенности в практике подавления народных масс.
Стр. 207. Бехине Рудольф (1881–1949) — один из лидеров чешских правых социал-демократов, редакторов газеты «Право лиду» (1921–1925). министр нескольких составов правительства Чехословакии.
Стр. 211. Альфа Адольф (наст, имя Адольфа Эмиля Вахека; 1881–1948) — чешский писатель.
Ценная торговля сахарином. — «Трибуна», 17.4.1921.
Гашек использует здесь свои воспоминания о предвоенной контрабандной торговле сахарином, которой занимались пражские анархисты. Имена персонажей юморески представляют собой несколько измененный вариант подлинных имен его приятелей. Например, «Ауэр» — это Франта Сауэр, и др.
Стр. 214. Смихов — рабочий район Праги.
Идиллия винного погребка. — «Руде право», 17.4.1921.
Здесь, так же как и в других фельетонах, разоблачающих буржуазную прессу, Гашек высмеивает ее беспринципную неразборчивость, благодаря которой в один ряд попадают чешские и русские писатели, как классики, так и современники.
Стр. 219. Станислав Николау — буржуазный политик крайне правого толка, редактор «Народни политики».
«Пражски вечерник» — газета клерикальной партии антикоммунистического и антисоветского направления.
Немцова Божена (1820–1862) — выдающаяся чешская писательница, автор переведенной на многие языки повести «Бабушка».
Гейдук Адольф (1835–1923) — чешский поэт, обращался главным образом к сельской тематике, горячий сторонник идеи чешско-словацкого единства.
Тршебизский Вацлав Бенеш (1849–1884) — чешский писатель, автор исторических романов и повестей.
Арбес Якуб (1840–1914) — чешский писатель и публицист.
Красногорская Элишка (1847–1926) — чешская писательница и поэтесса, участница движения за женское равноправие, редактор газеты «Женские листы» (1873).
Врхлицкий Ярослав (наст, имя Фрида Эмиль; 1853–1912) — выдающийся чешский поэт, драматург и переводчик.
Пелант Карел (1874–1925) — чешский журналист и общественный деятель — один из основателей атеистического и антиклерикального движения «Свободная мысль» в Чехии, редактор журнала «Вольна мышленка» («Свободная мысль»).
Стр. 221. …приговора кладненским забастовщикам. — Судебный процесс над участниками декабрьской всеобщей забастовки, уличных сражений с полицией и депутатами кладненских рабочих Советов и Комитетов рабочего контроля проходил в марте — апреле 1921 г. Четырнадцать руководителей декабрьского движения в Кладно во главе с Антонином Запотоцким (1884–1957) были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.
О подходящих названиях. — «Трибуна», 19.4.1921.
Как вести себя дома, на улице, в учреждениях, в магазинах, в театре, в аэроплане и на футбольном матче. — «Трибуна», 28.4.1921.
Стр. 230. Лаудова-Горжицова Мария (1869–1931) — чешская артистка и журналистка, автор многочисленных статей о правилах поведения в обществе, сотрудничала в газете аграрников «Венков» («Деревня»).
Гут-Ярковский Иржи Станислав (1861–1941) — чешский буржуазный педагог и писатель, автор книги о правилах хорошего тона, с 1919-го по 1921 г. — «церемониймейстер» при канцелярии президента Масарика.
Советы для жизни
Интересно, что люди нуждаются в самых разнообразных советах и что большинство не желает думать само, а рассчитывает на чей нибудь совет. Разрешите и мне преподнести вам несколько советов, и вы увидите, как вам понравится жизнь, если вы им последуете.
1. Будь доволен и радуйся!
Если с вами не случилось никаких приятных событий и нет у вас ни больших, ни малых радостей, то, чтобы не разучиться радоваться, надо находить компенсацию в чужой радости. Увидев на ком нибудь новую шляпу или платье, вы должны поздравить этого человека, даже если видите его впервые. Подойдите к нему на улице, представьтесь и пойдите рядом, не переставая радоваться по поводу того, что ему так к лицу платье или шляпа. Если он выразит недовольство, объясните ему, что с его стороны просто невежливо мешать вам от чистого сердца радоваться вместе с ним. Вы должны радоваться всему: цветам, синему небу, облачкам, витринам, улыбкам прохожих – и делиться этой радостью с другими. Остановите на улице любого прохожего и скажите ему:
– Обратите внимание, сударь (или сударыня), как хорошо сегодня греет и светит солнышко! Уверяю вас, я полон необычайной радости оттого, что там по крыше карабкается кошка. Сударь, разрешите вам представиться и сообщить, что сегодня утром я повстречал одного господина с великолепной бородой, белой, как молоко. Эта борода внушила мне подлинную радость, и я позволю себе поделиться ею с вами.
Когда вас затащат в подворотню и наденут смирительную рубашку, вы должны сохранять самый приветливый вид, чтобы не испортить радость этим людям.
2. Не смейся над чужим несчастьем!
Нередко мы становимся свидетелями чужого несчастья. В таких случаях надо быть отзывчивым. Например, увидев, что человеку отрезало трамваем обе ноги, вы не должны смеяться над ним и спрашивать, как он будет теперь играть в футбол! Нужно остерегаться насмешливых замечаний. Если кто то попадет под машину, и ему отрежет голову, не следует брать ее в руки, чтобы прикинуть вес. Правда, чувствительного человека такая отрезанная голова часто вводит в сильное искушение, но постарайтесь справиться с ним и не делайте жестоких замечаний. Страдания вашего собрата не должны вызывать у вас смех. Если вы видите, что кто нибудь тонет, строя при этом разные гримасы, не хохочите во все горло. А не можете удержаться, лучше уйдите от греха подальше. Не смейтесь над пострадавшим! Увидев горящий театр, оставьте все замечания при себе. Хорошо воспитанный человек не будет смеяться над раздутой щекой человека, у которого болят зубы, и не сделает предметом шутки похороны или железнодорожную катастрофу.
3. Не забирайтесь ночью в комнату для прислуги!
Если вы женаты, знайте: ни одна жена не простит, увидев, как вы ночью крадетесь в комнату вашей прислуги. У вас обязательно должна быть наготове какая нибудь отговорка, которую, впрочем, ни одна женщина не примет во внимание. Ссылаться на то, что вы решили проверить, на месте ли служанка, – глупость. Сказать, что вы спутали комнату для прислуги со своей спальней, – кретинизм. Оправдываться тем, что вы лунатик, – значит доказать, что у вас размягчение мозга. Самая лучшая отговорка, по моему, – заявить, что вы забыли там носовой платок!
4. Не сквернословьте!
Грубое ругательство часто оскорбляет человека. Вы должны помнить, что ругательством можно человека обидеть. Не следует употреблять такие слова, как «осел» или «корова». Общее мнение о воздействии брани на людей неправильно. Не думайте, что если вы назовете кого нибудь в глаза болваном, то этот человек обязательно пропустит ваши слова мимо ушей и промолчит. Правда, есть люди, которые за свою жизнь выслушали столько ругани, что стали толстокожими, как бегемот, но это – исключение, оно относится только к депутатам, к политическим и общественным деятелям. Большинство из них привыкло к ругани в парламенте, но мы не должны забывать, что жизнь – это не Национальное собрание, где ругань составляет неотъемлемую часть политических дебатов. Ступить на путь сквернословия вне стен парламента – значит обнаружить невысокое умственное развитие. К тому же признаемся, что наши ругательства нередко безвкусны. Обычно мы ограничиваемся каким нибудь грубым словом: выпаливаем первое попавшееся на язык, не задумываясь над тем, что и в брани может быть известное изящество, а с помощью изысканных оборотов можно многое выразить. Почему, например, обязательно говорить: «Вы глупы, как бревно», когда можно обойтись следующей фразой: «Сдается мне, что вы не хватаете с неба звезд». Мой вам совет избегать грубых ругательств и чаще прибегать к афоризмам, ими можно сказать очень многое. Афоризм задевает не так сильно, на него трудно ответить, и победа за вами. Фраза «Скатертью дорога» не так изящна, как слова философа Томаса Карлейля: «Самое выгодное для вас – не показываться в орбите нашей солнечной системы, а подыскать для себя в другом месте какую нибудь подержанную планетку».
Правда, некоторым очень трудно отвыкнуть от ругани. В таких случаях советую поступить так же, как при лечении пилюлями мышьяка: начиная от тридцати ругательств в день, постепенно снижайте их количество до одного.
5. Не показывайтесь на людях с лицом мрачным и неприветливым!
Если бы все это помнили, фотографам не приходилось бы просить нас улыбнуться. Нужно усвоить, что нет ничего отвратительнее, чем хмуриться, когда вас преследует несчастье. Постарайся увидеть веселую сторону жизни, и ты сразу станешь счастливым и не рассердишься, когда твоя жена уйдет с другим. Потеряв состояние, хохочи вовсю. Если тебя ведут на виселицу, рассказывай анекдоты священнику, смейся и держись спокойно.
Мы сами должны быть кузнецами своего счастья, и это приведет нас в состояние спокойной удовлетворенности. Когда мы весело взираем на мир – и сердце наше тает от любви к ближнему.
6. Не покупайте кота в мешке!
Кот совсем не такое трусливое создание, каким мы привыкли его считать. Когда он раздражен, то кусается, фыркает, визжит и обороняется. Поэтому, покупая кота в мешке, надо быть очень осторожным, чтобы он не покусал нас, когда мы будем доставать его из мешка. Зубы кота могут стать опасными для здоровья человека. К тому же запихивание котов в мешок – не что иное, как жестокое обращение с животными, не говоря уже о том, что вас могут обмануть и подсунуть вместо кота кошку.
7. Чем больше говорят тебе, тем меньше говори сам!
Если, например, отец взрослой дочери, за которой ты ухаживаешь, лезет к тебе с уговорами с целью принудить к помолвке – немедленно подумай о том, что настоящий делец много не говорит. Помни, какой огромный вред ты причинишь себе, если опрометчиво примешь решение, основываясь только на болтовне этого пустомели.
Возьми шляпу, молча уйди и никогда больше не возвращайся. С абсолютным спокойствием слушай болтуна, который навязывает тебе свою дочь. Чем больше говорит отец, тем меньше говори ты сам. Точно так же веди себя и по отношению к своей жене. Предоставь ей говорить, пока она не устанет и не выбьется из сил. Спокойно ходи по комнате, насвистывая какую нибудь опереточную мелодию. Не дай себя увлечь словесным шквалом своей супруги. Пусть нападает на тебя – рано или поздно она утомится. Молчи, а когда станет невтерпеж, поступи как и в первом случае: возьми шляпу и уйди из дому. На суде много не говори. Помни: многие оказались в тюрьме именно за то, что слишком много говорили.
8. Отложи решение, принятое в злобе!
Есть люди, которые очень легко выходят из себя. Не каждый в силах удержаться от раздражения, если ему на голову упадет с окна цветочный горшок, если ему нечаянно плеснут в лицо серной кислотой или по ошибке обломают об него плетку. Помните, что молниеносная месть не приносит удовлетворения и что не следует действовать поспешно. К примеру, наступит вам нечаянно на ногу какой нибудь атлет, вы, по своему легкомыслию, захотите ему тут же отплатить, а от вас останется лишь мокрое место. Обязательно удержи свою руку, не будь грубияном. Помни, некрасиво думать: «Я его убью», – но еще некрасивее всесторонне готовиться к осуществлению своего замысла. Учитывай всегда, что наши судебные и полицейские органы на такой ступени развития, что все равно тебя поймают и засадят в тюрьму.
9. Не рассказывай друзьям о своих домашних неурядицах!
«А вы знаете, что пан профессор вчера напился, его избили в трактире, а, когда он вернулся домой, жена не пустила его в квартиру, и он до утра провалялся в коридоре? Он сам мне это сегодня рассказал», – сообщил мне близкий друг этого профессора.
Я не удержался и рассказал другим, и вскоре об этом узнал весь город. Да, друзья мои, вот как бывает, когда мы рассказываем о домашних неурядицах близким знакомым. Никогда этого не делайте, упорно молчите о том, что было с вами вчера. Только так вы избежите того, чего не избежал упомянутый профессор.
10. Не помогай просящему о помощи до тех пор, пока он может выкручиваться сам!
Я знал человека, который, играя в карты, одалживал деньги партнеру, игравшему против него, и потом страшно удивлялся, что проиграл, хотя и выигрывал.
Советов для жизни существует много. Приведенные выше – лишь небольшой пример того, что можно давать сколько угодно советов и все равно не исчерпать их. Это – бездонный кладезь мудрости. Тут открывается весьма примечательная страница жизни.
Каждый человек хочет, чтобы его учили и им руководили. Надо буквально за шиворот тащить всех к печатному слову и заставлять читать советы для жизни. Надо быть только поизобретательнее, и тогда мы сможем сказать со спокойной совестью, что прожили жизнь не напрасно, ибо дали тысячам людей советы, как им жить.
Сборник рассказов Гашека «Трое мужчин с акулой и другие поучительные истории», 1920.