советский актер джентльмены удачи
Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Клеймо сына врага народа
Его отец был молодым успешным адвокатом. Он переехал с женой из Украины в столицу после того, как его пригласили в Московскую коллегию адвокатов. Перед ним открывались блестящие перспективы, он был талантливым, честолюбивым и хватким. Наверное, в любое другое время это гарантировало бы ему стабильный доход, уважение и процветание, но в конце 1930-х гг. привело к полному краху.
После очередного пламенного выступления в суде в антисоветской деятельности и вредительстве обвинили уже самого адвоката, после чего его арестовали, выбили из него признательные показания и осудили на 8 лет лагерей. И в 1939 г. он отправился трудиться на лесоповале в одном из лагерей Алтайского края. Чтобы его семья не попала под каток репрессий, Крамаров развелся с женой, но ей с детьми еще долго пришлось жить с клеймом семьи врага народа. Соседи по коммуналке их сторонились, на улицах смотрели косо, семья жила впроголодь.
Во время войны семью эвакуировали на Урал, и в Москву они вернулись только в 1944 г. Отцу путь в столицу был закрыт, он жил сначала в Барнауле, потом в Бийске. А в 1950 г. его снова арестовали по ложному обвинению – за участие в меньшевистско-эсеровской организации – и на 5 лет выслали в Красноярский край. В Туруханске, где Крамаров поселился, он смог устроиться только дворником. Через год его нашли повешенным. До своей полной реабилитации он не дожил всего несколько лет…
Клеймо комического артиста
Детство и юность Савелия были очень тяжелыми. Когда ему было 16, отца арестовали во второй раз, а мать ушла из жизни после тяжелого заболевания. Заботы о подростке взял на себя брат матери, но по сути он был предоставлен сам себе. Главной отдушиной для него стал кинотеатр, куда его пропускала без билетов контролерша, соседка по коммуналке. В школьные годы он начал заниматься в драмкружке. Уже тогда он мечтал о серьезных драматических ролях, но таких ему не предлагали – ни одна девочка не хотела играть Джульетту в паре с таким нелепым Ромео. Одноклассники дразнили его «косым» и не воспринимали всерьез. А впоследствии так же к нему стали относиться и зрители.
Для сына врага народа путь в лучшие вузы страны был закрыт, и после школы Савелий поступил в Московский лесотехнический институт и получил специальность озеленителя, по которой проработал год. Но в студенческие годы его главным увлечением по-прежнему был театр, он посещал студию при Центральном доме работников искусств и рассылал свои фотографии по киностудиям. Только после 40 лет он окончил ГИТИС.
В 25 лет Крамаров сыграл свою первую роль в короткометражке, после чего на него обратили внимание режиссеры. Актер получал много предложений, но все они были однотипными – незадачливые, недалекие и нелепые комические персонажи, балбесы и хулиганы, которые выглядели еще комичнее на фоне положительных серьезных главных героев-красавцев. Но именно такие роли и принесли актеру всесоюзную популярность.
«Друг мой, Колька!», «Ход конем», «Город мастеров», «Неуловимые мстители», «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Не может быть!», «Мимино» – эти киноработы принесли Савелию Крамарову славу одного из лучших советских комических артистов. Вот только он по-прежнему мечтал о больших драматических ролях.
Клеймо изменника Родины
Зрители его обожали, фильмы с его участием стали культовыми, его имя знала вся страна, но сам он не был доволен тем, как сложилась его творческая судьба. За кадром он совсем не был похож на своих персонажей, шумным компаниям предпочитал спокойные домашние вечера с книжкой в руках, вел здоровый образ жизни, увлекался йогой и вегетарианством и был намного серьезнее и глубже своих экранных героев.
Леонид Гайдай называл его одним из самых любимых своих артистов и позже сожалел о том, что так и не снял его в главной роли. А после того, как дядя актера эмигрировал в Израиль, он и вовсе попал в «черный список» и лишился даже эпизодических ролей. Ему заявили о том, что его игра «оглупляет» образ советского человека, а потому в его услугах больше не нуждаются.
Разуверившись в том, что на родине сможет в полной мере реализовать свой актерский потенциал и выйти за рамки сложившегося амплуа, Крамаров решил эмигрировать в США. Из страны его не выпускали – в этом случае нужно было бы изъять из эфирной сетки более 40 фильмов с его участием. И тогда актер пошел на отчаянный шаг: в 1981 г. он написал письмо самому президенту США Рональду Рейгану «как артист артисту» с просьбой помочь ему найти работу по специальности в Америке и перекинул конверт через забор американского посольства.
Это письмо несколько раз зачитали на радио «Голос Америки», оно стало достоянием общественности, и Крамарова пришлось выпустить из СССР. Он обосновался в Лос-Анджелесе и начал сниматься в американском кино. В 1983 г. актер получил роль в фильме «Москва на Гудзоне», где его партнером по съемочной площадке стал Робин Уильямс. На родине его успехов не только не оценили, но заклеймили позором и высмеяли в СМИ.
В «Литературной газете» опубликовали фельетон «Савелий в джинсах», где были такие строки: « В фильме мелькает бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности. Ничего другого по части творческой свободы Савелий не получил. К главной роли его не подпустили. Савелий довольствуется воссозданием отнюдь не гамлетовского образа – уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это ещё будет для него большой удачей ».
После этого на родине его считали изменником и предателем, и только ленивый не злорадствовал и не упражнялся в остроумии по поводу его голливудской карьеры. Конечно, ему не доставалось главных ролей, по американским меркам он жил скромно, но при этом снялся в 11 фильмах, вступил в Гильдию киноактеров и обзавелся собственным жильем.
Чтобы избавиться от штампа комического актера, Крамаров даже решился на операцию и устранил косоглазие, но при этом утратил свой неповторимый шарм, ту изюминку, которая отличала его от других актеров. К тому же он так и не смог избавиться от акцента, что мешало в США получать большие роли, о которых он мечтал. В 1995 г. в возрасте 60 лет Савелий Крамаров ушел из жизни из-за той же неизлечимой болезни, которая забрала у него мать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Потерял семью, нищенствовал и голодал, лишился рассудка: трагичный конец Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»
Любимую несколькими поколениями зрителей картину давно растащили на цитаты.
– Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи! А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь! – пожалуй, одна из самых известных.
Роль Василия Алибабаевича, которую актер Раднэр Муратов буквально выторговал у режиссера, стала для него самой яркой в карьере.
«Радуйся новой эре» – так расшифровывается его необычное имя. Отец Радика, родившегося в Ленинграде в 1928 году, был преданным ленинцем, со временем вошел в ЦК КПСС.
Фото: кадр из фильма «Джентльмены удачи»
Муратов мечтал стать летчиком, даже окончил школу ВВС в Казани. Выпустился в 1946-м и очень сожалел, что не успел сделать ни одного боевого вылета. Находясь в отпуске Москве, Раднэр случайно увидел объявление о наборе студентов во ВГИК и отчего-то решил попробовать. Его приняли! Злые языки утверждали: мол, в вуз Радик на самом деле попал по протекции отца. Если бы это было так, учиться у строгих мастеров Михаила Ромма и Сергея Юткевича папа юноше все равно никак не помог бы. А Муратов, между прочим, окончил ВГИК с красным дипломом.
37 лет Раднэр отдал Театру киноактера и кино. Снялся в известных фильмах: «Вечный зов», «Афоня», «Не может быть!» и других. Вот только роли были в основном небольшими, эпизодическими. Единственную заметную Муратов исполнил в «Джентльменах удачи», она и прославила актера на весь Советский Союз.
Фото: кадр из фильма «Афоня»
А ведь и в этой киноленте артиста хотели задействовать лишь в эпизоде, но он заартачился, вплоть до отказа от участия в картине. Хочу только роль Василия Алибабаевича, и все тут! Режиссер Александр Серый внимательно присмотрелся к колоритному татарину и решил рискнуть, тем более что Фрунзик Мкртчян, на которого рассчитывал режиссер, оказался слишком занят.
Еще во ВГИКе Муратов встретил красавицу Изольду Извицкую. Молодые люди жили вместе и подумывали о свадьбе. Однако Извицкая в итоге предпочла Раднэру другого актера – Эдуарда Бредуна.
Фото: кадр из фильма «Не может быть!»
Через два года после расставания, довольно болезненного для него, артист познакомился с коллегой по цеху Еленой Довлатбековой. Сыграли свадьбу, в семье родился сын Леонид, тоже впоследствии выбравший актерскую стезю. Через 10 лет брак распался из-за серьезного пристрастия Раднэра к скачкам: на ипподроме он просаживал все свои гонорары. Елена долго боролась за мужа, которого действительно любила. Ради сохранения семьи Раднэр даже начал посещать психиатра, однако избавиться от игромании не мог. Иногда продавал что-то из дома, чтобы раздобыть деньги, никогда не трогал только книги.
После развода Муратов жил в ужасающей нищете – в пустой квартире, спал на двери, снятой с петель. Со временем начала проявляться болезнь, он все хуже запоминал слова и уже не мог играть. Последний раз на экране зрители увидели Раднэра в 1987-м – ему доверили небольшую роль кондуктора в «Крейцеровой сонате». Встречи со зрителями, на которых можно было подзаработать, тоже давались артисту с трудом.
Фото: кадр из фильма «Крейцерова соната»
– Терял ключи. Мог надеть разные ботинки, – рассказывали об актере соседи.
Жена и сын не забыли Муратова, но он отказывался от помощи родных. Они давали деньги соседкам, чтобы те купили Раднэру продуктов, якобы по своей инициативе.
– Никто из его родственников не виноват, что его конец был таким печальным. Никто! Радик сам пришел к этому. Он, уже будучи больным старым человеком, слезно выпрашивал у меня деньги. Я никогда не отказывал, хотя понимал, на что Радик их потратит, – рассказывал «МК» приятель Муратова, актер Владимир Протасенко.
Периодически Муратов пропадал – забывал дорогу домой, его находили оборванным и голодным. Перенес первый инсульт, после которого Гильдия актеров пыталась приставить к Раднэру послушницу одного из монастырей, но из этой затеи ничего не вышло.
Фильм «Джентльмены удачи»: актеры и роли
Трудно найти человека, не смотревшего легендарный фильм советской эпохи «Джентльмены удачи». Крылатые фразы, которыми стали цитаты из ленты, до сих пор не сходят с уст представителей разных поколений, а незаурядные герои, чьи роли исполнили знаменитые и любимые публикой актеры, стали героями не одного анекдота. В первый год проката фильм увидели 65 миллионов зрителей.
Первоначально планировалось снять кино, главным персонажем в котором был бы порядочный милиционер, разоблачающий шайку бандитов, но из-за запрета цензоров пришлось остановить выбор на образе воспитателя детского сада. Сценарий с черновым названием «Рецидивист» пришлось сменить на более актуальный, а вместо отказавшихся от ролей Никулина, Миронова и Быкова пригласить других исполнителей.
Публика уверена, что режиссер киноленты – Георгий Данелия, но он выступил в качестве номинального постановщика. Работу вел его коллега, Александр Серый, протеже Данелии, недавно освободившийся из тюрьмы, куда попал из-за излишней эмоциональности. Благодаря его печальному опыту в фильме появились незаменимые детали, такие как клички персонажей, многозначительные плакаты в камере, куда попал главный герой, любопытный жаргон и незаурядные выражения.
Фильм «Джентльмены удачи»: актеры и роли | kpcdn.net
Юмористическую картину создали за три зимних месяца 1971 года. Места съемок располагались в теплом Самарканде, где снимали побег заключенных, и в Серебряном бору – на даче сотрудника съемочной бригады и в Москве, которую запечатлели кадры из эпизодов у театра, детского сада и в заброшенном доме.
Фото персонажей, которых воплотили Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и Раднэр Муратов, можно найти в учебниках истории кино как пример запоминающегося актерского киноансамбля. Музыка из фильма «Джентльмены удачи» стала советской классикой и была задействована в современных танцевальных композициях, благодаря чему фильм пережил новую волну популярности. Возможно, именно она навеяла продюсерам идею о съемках альтернативной картины по неизменному сюжету, где в главной роли выступил Сергей Безруков.
Евгений Леонов – Евгений Иванович Трошкин/«Доцент» (1926-1994)
Главная роль в картине с момента планирования была отведена добродушному Евгению Леонову, мастеру создания положительных образов. Перед ним стояла задача: изобразить полярно разных персонажей, опробовав себя в амплуа злодея и оставаясь в привычном образе порядочного гражданина. «Доцент», спрятавший на дне озера шлем, грубиян и тиран, оказывается полной противоположностью ролям, которые до этого приходилось исполнять мягкому и сердечному Леонову.
Сравнить эту работу актера можно с другими ролями в фильмах «Улица полна неожиданностей» (милиционер Сердюков), «Полосатый рейс» (Глеб Шулейкин), «Большая перемена» (Степан Семенович Леднев), «Обыкновенное чудо» (король), «Кин-дза-дза!» (чатланин Уэф).
Георгий Вицин – Гаврила Петрович Шереметьев (1917-2001)
На роль нелюдимого и одинокого Гаврилы Петровича поначалу пробовались Лев Дуров, Рудольф Рудин и Виктор Сергачев. Все они казались режиссеру неубедительными, и только Вицин смог воплотить образ, идеальным описанием которому стала присвоенная персонажу кличка «Хмырь». В режиссерском экземпляре сценария сделана приписка о том, что в ходе съемок следует серьезно поработать над гримом артиста.
Увидеть виртуозную игру Георгия Вицина, одинаково талантливо воплощающего комические и драматические образы, можно в фильмах «Женитьба Бальзаминова» (Миша Бальзаминов), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (Трус), «Семь стариков и одна девушка» (грабитель), «12 стульев» (монтер Мечников), «Земля Санникова» (Игнатий).
Савелий Крамаров – Федор Петрович Ермаков (1934-1995)
На роль заключенного по кличке «Косой» Данелия сразу же предложил Савелия Крамарова, так как имел опыт совместной работы с актером и понимал его потенциал. На решение художественного руководителя картины не повлияли даже не самые удачные пробы актера. Эпизоды с участием Крамарова, к примеру, сцена, в которой жулики ищут памятник, отличаются искрометным юмором благодаря незаурядному обаянию и харизме артиста.
После иммиграции актера цензоры предлагали вырезать эпизоды с его участием, но Данелия вступился за него и спас картину, которую сегодня нельзя представить без участия Крамарова.
Убедиться в его особенном таланте комика можно в фильмах «Неуловимые мстители» (Илюха Верехов), «Большая перемена» (Петр Тимохин), «Иван Васильевич меняет профессию» (дьяк Посольского Приказа Феован), «Афоня» (Егоза), «12 стульев» (Полесов).
Раднэр Муратов – Василий Алибабаевич (1928-2004)
На роль смышленого и работящего Василия Алибабаевича приглашали Фрунзика Мкртчяна, а Раднэр Муратов проходил пробы на роль начальника тюрьмы. По стечению обстоятельств Мкртчян не успел вернуться к съемкам с празднования юбилея Армянской ССР, в мероприятиях которого он был задействован, и роль перешла Муратову. Сам актер уверял, что получил ее только благодаря смуглому оттенку кожи, вполне соответствовавшему имени персонажа.
Увидеть Раднэра Муратова можно в следующих фильмах: «Максим Перепелица» (Таскиров), «Закон Антарктиды» (Иван Васильев), «Золотой теленок» (Загиров), «Будни уголовного розыска» (Муратов), «Афоня» (Марат Рахимов).
Наталья Фатеева – Людмила Мальцева (1934)
Роль дочки профессора Мальцева, приехавшей навестить мошенников, поселившихся на даче под видом ученых, досталась Наталье Фатеевой. Актриса стала известной в СССР после выхода картины «Три плюс два», где она сыграла одну из главных героинь. Фатееву называли отечественной Элизабет Тейлор за ее миловидность, и режиссеры предлагали ей реализоваться в соответствующих образах.
Увидеть работы Натальи Фатеевой можно в фильмах «Есть такой парень» (Таня Оленина), «Битва в пути» (Тина Карамыш), «Розыгрыш» (Калерия Георгиевна), «Место встречи изменить нельзя» (Ингрид Карловна Соболевская), «Человек с бульвара Капуцинов» (Скво).
Эраст Гарин – Николай Георгиевич Мальцев (1902-1980)
Сыграть роль профессора долгое время уговаривали одного из самых знаменитых театральных актеров ушедшей эпохи, Эраста Гарина. Роль ученого в фильме «Джентльмены удачи» стала его яркой киноработой. Сподвижник и преданный ученик Всеволода Мейерхольда, Гарин редко снимался и отдавал себя работе на театральной сцене. Он также реализовал себя в качестве сценариста и театрального режиссера.
Увидеть уникальное дарование артиста можно в ролях следующих лентах: «Женитьба» (Подколесин), «Золушка» (король), «Шли солдаты» (Якоб Гофман), «Оптимистическая трагедия» (Вожачок), «Много шума из ничего» (Кисель).
Игорь Угольников – Игорек (1962)
Подчеркнуть добродушие главного героя фильма «Джентльмены удачи», Евгения Трошкина, должна была его специальность. Сентиментальный воспитатель детского сада, обожающий детей, раскрывается перед зрителем в сцене, где он учит Игорька изображать волка. Роль мальчика сыграл юный Игорь Угольников, узнать которого в чертах миловидного юнца достаточно сложно. Для Угольникова это был дебют, после которого он начал сниматься в фильмах и телевизионных сериалах, а также опробовал себя в качестве шоумена.
Оценить работы актера можно в фильмах «Законы безопасности» (инопланетянин) «Ширли-Мырли» (Жан-Поль Николаевич Песков), «В круге первом» (Рюмин), «Рассказы» (Президент России), «Салют-7» (Болдырев).
Фильм «Джентльмены удачи» – официальный трейлер (видео):
Как создавались «Джентльмены удачи»: режиссёр достоверно показал быт «зеков», потому что сам сидел в тюрьме
Рецидивистов в фильме должны были играть Миронов, Никулин и Быков.
Вот уже 47 лет прошло с тех пор, как в советских кинотеатрах впервые появилась легендарная комедия «Джентльмены удачи». Забавная история про воспитателя детского сада, пытающегося под видом матерого уголовника наставить на путь истинный троих беглых зеков, пришлась жителям нашей страны по душе и сейчас она остается очень популярной.
Печальный нужный опыт
Не все знают, но показать в фильме повадки преступников режиссеру Александру Серому удалось во многом за счет собственного опыта пребывания в местах не столь отдаленных. Однажды он попал в некрасивую историю – подрался из-за девушки, был приговорен к восьми годам тюрьмы, но вышел, к счастью, раньше времени, «отсидев» лишь половину срока, и вновь вернулся в киноиндустрию.
В 1971 году Серый снял свой первый самостоятельный фильм. Это были «Джентльмены удачи», сценарий для которых написали хороший друг режиссера Георгий Данелия и писательница Виктория Токарева.
Идею фильма подарил им известный сценарист Валентин Ежов, впрочем, эта идея существенно отличалась от того, что мы сейчас видим в кино. Как мог бы выглядеть фильм Серого, если бы все пошло по плану, вы можете узнать в материале портала Teleprogramma.pro.
Знаменитые актеры разбежались перед началом съемок
Главную роль создатели фильма с рабочим названием «Рецидивист» сразу же отдали Евгению Леонову, вот только его герой должен был быть вовсе не воспитателем, а сотрудником милиции.
Воров-рецидивистов должны были играть другие известные актеры: Андрей Миронов – жулика и автоугонщика по кличке Пижон, Юрий Никулин – профессионального альфонса и многоженца, Ролан Быков – фальшивомонетчика, Савелий Крамаров – карманника по кличке Косой.
В итоге из всей четверки остался только последний, а остальные актеры еще на стадии утверждения заявки отказались от участия в съемках. Миронов решил пожертвовать этим проектом ради другого фильма, у Быкова тоже были другие проекты, а Никулин просто не захотел играть очередную комедийную роль.
Кстати, пробы Крамарова тоже оказались неудачными и начальство было против его кандидатуры, но за актера вступился Данелия, которому смешной и слегка придурковатый типаж казался идеальным для того, чтобы сыграть Косого. После того, как Крамаров эмигрировал в США, все сцены с его участием хотели просто вырезать, и остались бы от фильма рожки да ножки… И опять Данелия нашел нужные слова, отметил, что в фильме этот актер — бандит и отщепенец, так зачем же его вырезать. Подействовало.
Персонажа по кличке Хмырь мог сыграть Лев Дуров, Рудольф Рудин или Виктор Сергачёв. Но в итоге Хмырём стал Георгий Вицин.
Роль Василия Алибабаевича должен был исполнить Фрунзик Мкртчян, однако все сорвалось из-за занятости армянского артиста — он участвовал в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР, и приехать на съемки просто не успевал. Времени на поиски замены уже не было, так что было решено отдать роль Раднэру Муратову, который был приглашен играть начальника тюрьмы. Но в итоге эту роль сократили до минимума, а Муратов получил шанс в скором будущем проснуться знаменитым.
Плюющийся верблюд и другие приключения жуликов
На съемках фильма, особенно в той их части, что проходила в Средней Азии, случалось немало забавных историй. Чего стоит один только верблюд Борис, арендованный у местного зоопарка. Тот самый, что плюнул в лицо Савелию Крамарову. На самом деле планировалось лишь создать видимость плевка: в одном кадре животное вытянет губы, а в следующем Крамаров появится, облитый пеной для бритья. Но Крамаров так старательно дразнил Бориса, что верблюд не выдержал и плюнул в надоедливого актера по-настоящему, от всей высокой и широкой верблюжьей души.
Для съемок другого эпизода Евгений Леонов должен был сесть на верблюда, но у него это никак не получалось. Чтобы решить эту проблему, режиссер усадил Леонова на плечи дрессировщику, тот спрятался за верблюда и просто шел с ним рядом.
Где снимали фильм «Джентльмены удачи»
Помимо Узбекистана фильм также снимали в Москве (детский сад, театр, заброшенный дом) и в Серебряном Бору. Хозяином дачи, которая по сценарию принадлежала профессору археологии, на самом деле был один из членов съемочной группы.
Съемки, несмотря на их обширную географию, были недолгими и заняли всего три месяца — с февраля по апрель 1971 года.
Откуда взялась «редиска»
После четырёх лет за колючей проволокой Александр Серый неплохо знал блатную речь и щедро делился своими знаниями со сценаристами. Именно благодаря ему в фильме появились фразочки вроде «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю», и плакаты с надписью: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому».
Поскольку в фильме были и тюрьма, и милиция, сценарий «Джентльменов удачи» Рязанов и его товарищи разослали крупным милицейским чиновникам — на проверку. Чиновники вносили изменения, а кто-то из них отметил, что в тексте слишком много блатного жаргона и это не пойдет на пользу молодым зрителям. Пришлось сценаристам заменить блатные ругательства Серого на более невинные: редиска, сосиска, Навуходоносор, петух гамбургский.
Фильм спасли на самом верху?
Поговаривают, что советская цензура действительно могла не выпустить «Джентльменов удачи» в прокат. К счастью, их успел посмотреть генсек Леонид Брежнев, он громко смеялся, а по поводу блатных слов в тексте сказал, что половину из них знает любой уличный мальчишка.
Заступился за фильм и глава МВД Николай Щёлоков — фильм ему показали как раз перед Днём милиции и он посчитал, что комедия у Александра Серого получилась просто великолепная.
Положительные отклики фильм, появившийся в кинотеатрах 13 декабря 1971 года, получил и от зрителей. При бюджете 400 000 рублей он собрал 30 миллионов рублей кассовых сборов, посмотреть его успели 65 миллионов человек.