смотреть гонзо жизнь и творчество доктора хантера с томпсона
Страх и отвращение покинули Лас-Вегас 21 февраля на 68-м году своей жизни застрелился писатель Хантер С.Томпсон — человек, тщетно искавший Американскую мечту
Смерть по собственному желанию
Великая Акула Хант
Томпсон родился 18 июля 1937 года в Луисвилле, Кентукки. К началу службы в армии будущий писатель уже дважды успел побывать за решеткой. Так, весной 1956-го его забрали с несколькими приятелями за вандализм. А летом того же года он попался по обвинению в краже. В армии, на базе ВВС во Флориде, Хантер и начал свою журналистскую карьеру. Он вел спортивную страничку в местной газете. Вскоре он начал рассылать репортажи о жизни на базе другим изданиям, однако начальству это не понравилось, и его выгнали со службы. После этого, кочуя из издания в издание, Томпсон публиковался в «Бостон Глоуб» и «Геральд Трибюн». Наконец его взяли на работу южноамериканским корреспондентом журнала «Нэшнл Обзервер».
Уже в начале творческого пути наркотики, алкоголь и выходящее за рамки общественной морали поведение стали для Томпсона неотъемлемым атрибутом его жизни и, соответственно, произведений. Все это трансформировалось в особый стиль «гонзо», основоположником которого и является Томпсон. Первым репортажем, который окрестили «гонзо», стал скандальный отчет о скачках в Луисвилле «Дерби в Кентукки. Упадочно и порочно». В этом материале Томпсон больше писал о так называемом «белом отребье», местных маргиналах, нежели о лошадях. Беспробудно пьянствуя и отвлекаясь лишь на прием наркотических препаратов, Томпсон умудрялся записывать обрывки своих мыслей на салфетках, обертках, счетах. Репортер Билл Кардозо, ознакомившись с отчетом, заметил: «Это чистый гонзо!»
Этим термином на сленге ирландских обитателей Бостона называется человек, который способен перепить всех за столом. Этим же словом называется техника съемки порнофильмов, когда оператор является одним из актеров. «Гонзо» называют также журналистов, зацикленных на каком-то одном сюжете.
В 1966 году выходит первая крупномасштабная работа Томпсона под названием «Ангелы Ада. Странная и ужасная сага мотоциклетных банд». Как говорили сами Ангелы, «это единственная правдивая книга, когда-либо написанная о нас». Писатель провел среди байкеров многие месяцы, катаясь на приобретенном им мотоцикле. По сути книга являлась сборником репортерских заметок, но она уже позволяла говорить о Хантере как о состоявшемся писателе. Впрочем, первый роман Томпсона, «Дневник под Ромом», написанный в 1962-м, вышел в свет только в 90-е годы.
Лишенный надежды либерал
О том, что Томпсон, «лишенный надежды либерал», как называли его в литературной среде, востребован и в наши дни, говорит тот факт, что после известия о смерти писателя продажи его книг резко пошли в гору. По данным онлайн-магазина Amazon.com, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» поднялись на 15-е место по продажам. Всего же в первой сотне Amazon оказались сразу девять книг Томпсона. «Ангелы ада» и сборник спортивных публикаций и зарисовок «Эй, Руб: Кровавый спорт, доктрина Буша и нисходящая спираль бессловесности» заняли в ней 37-е и 39-е места. В рейтинг сети Barnes & Noble вошло семь книг Томпсона.
Может быть, большинству «порядочных американцев», жадно поглощающих, по мнению Томпсона, суррогат жизни, который предлагает им государственная система, писатель запомнится только как человек, способный сутками не выбираться из запоев и кислотных галлюцинаций. Но должны найтись и такие, кто сквозь «страх и отвращение» разглядит «свет в конце туннеля». Хотя Томпсон не очень-то верил в такую возможность.
Рецензия на фильм «Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!»
Трейлер
«Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!» (в оригинале – «Жизнь и творчество Хантера С. Томпсона) начинается с того, что Джонни Депп, очень просто одетый и без макияжа, с выражением зачитывает куски из «Ангелов ада» – первой книги Хантера С. Томпсона, честного журналистского расследования, принесшего ему славу и несколько переломов. А заканчивается он разговором о том, что самоубийство – трусливый акт и что нам именно сейчас не помешал бы политический колумнист с таким полемическим задором.
В промежутке – целая жизнь лучшего журналиста XX века, так и не ставшего тем писателем, которым он мечтал стать.
В погоне за фактурой создатели фильма во главе с режиссером и сценаристом Алексом Гибни (продюсером великолепной документалки про наркоторговца «Господин Неприкасаемый» /Mr. Untouchable/ (2007) и автором сценария «Энрон – самые умные парни в комнате», документалки про главный корпоративный скандал доипотечной эпохи) иногда почти угоняются за самим Томпсоном. Гибни нашел, например, Сонни Баргера, президента калифорнийского отделения «Ангелов ада», старичка со скрипучим голосом, чтобы тот рассказал о Томпсоне. В пандан ему пустил интервью с Томом Вулфом, автором «Электропрохладительного кислотного теста» и Джимми Картером, бывшим президентом США.
Все анекдоты про Томпсона тщательно изучаются. Нам, к примеру, рассказывают страшную историю про легендарную вечеринку «Веселые проказники приветствуют Ангелов ада», на которой якобы случилось групповое изнаслование, которого никто, кроме Хантера Томпсона, не заметил. А потом Вулф, слегка стесняясь, рассказывает, что изнасилования не было – просто бывшая жена Нила Кэссиди решила оторваться по-настоящему. Потом нам рассказывают про «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Самое интересное здесь – ярость, с которой Томпсон принял известие о том, что журнал Sports Illustrated, заказавший ему маленькую заметку про мотогонки, отказался публиковать этот гениальный наркотический бред.
Потом выясняется, что Томпсон был за гражданские права и серьезно занимался политикой – как федеральной, в качестве журналиста, говорившего с Никсоном о футболе, так и местной, пытаясь избраться шерифом в Аспене, штат Колорадо. Рассказывают об оружии. «В тот день, когда убили Роберта Кеннеди, мне пришло извещение с почты о том, что прибыл заказанный мной Walther P38. Мы отстреляли его в этот день и согласились на том, что у него очень мягкий спуск. А потом я отослал его назад. Но возврат «вальтера» ничего не решил – он только отложил неизбежную необходимость как-то решить мою проблему с оружием».
Вопрос заключается лишь в одном: чего из этого мы не знали? Что мы не увидели в фильме «Последние сутки Хантера Томпсона», выпущенном на канаде Discovery, о чем не рассказывалось в фильме «Где бродит буйвол», которому Роджер Эберт поставил один балл, о чем не было написано в «Скачки в Кентукки упадочны и порочны» или в «Ромовом дневнике»?
Конечно, настоящие фанаты человека, который в одиночку похоронил объективную журналистику все это и так знали. Тут важно другое. Томпсон придумал журналистику, в которой репортер – непосредственный участник событий, трикстер, провокатор и герой репортажа. Но при этом он был Доктором Гонзо, человеком, в совершенстве владеющим ремеслом: информаторы, источники, критика этих источников. Он занимался поисками истины и был бесстрашен, даже если эту истину приходилось доводить до абсурда.
Его многочисленные последователи все поняли про абсурд, но как-то позабыли про источники, бесстрашие и истину. Ради этого, в общем, и кино стоит посмотреть.