советские актеры в роли советских милиционеров
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Евгением Стебловым по одному кадру!
Актёрские байки: Александр Абдулов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Игорем Квашой по одному кадру!
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Юрием Яковлевым по одному кадру!
Журнал
Самые известные милиционеры советского кино
Иван Сергеевич Зорин
«Возвращение «Святого Луки», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Бобровский
Герой детективной трилогии «Возвращение «Святого Луки», «Чёрный принц» и «Версия полковника Зорина». Опытный следователь расследовал дела, связанные музейными и ювелирными ценностями. В первом фильме он раскрыл похищение картины «Святой Лука», во втором разоблачил преступников, выкравших уникальный бриллиант, а в третьем раскрыл дело об ограблении ювелирного магазина. Благодаря своей рассудительности, внимательности и спокойному подходу к делу полковник милиции раскрывал невероятно запутанные дела. Когда вышел первый фильм, то никто не предполагал, каким популярным персонажем станет полковник Зорин! Когда вышло ещё два фильма, он стал одним из самых любимых зрителями киноследователей 70-х.
Мудрый и ироничный Иван Сергеевич Зорин принёс всесоюзную славу актёру Всеволоду Санаеву. Это было не первое появление актёра в милицейских погонах — в фильме «Это случилось в милиции» он играл майора Сазонова, занимавшегося поиском детей и родителей, потерявших друг друга во время войны.
Павел Знаменский, Александр Томин и Зинаида Кибрит
«Следствие ведут ЗнаТоКи», Главная редакция лит-драм. программ ЦТ, 1971—1989, реж. В. Бровкин, Ю. Кротенко, В. Турбин, Г. Павлов
Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» появился на телеэкранах в начале 70-х. Он был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова для «очеловечивания» образа советского милиционера, показательного примера для сотрудников милиции и профилактики преступности. Никто не планировал, что у детективного сериала будет такая длинная история, но к концу 70-х популярность героев сериала в народе была так велика, что его снимали ещё десять лет. В 2000-х была попытка возродить «знатоков», но догнать былую популярность им оказалось не под силу.
«ЗнаТоКи» — это следователь Павел Знаменский, инспектор уголовного розыска Александр Томин и криминалист Зинаида Кибрит. В их работе главным было понимание психологии преступника, а не погони и перестрелки. Благодаря пониманию психологических тонкостей и умению найти подход к любому характеру они могли распутать любое преступление — от хищений на плодоовощной базе до разоблачений шпионов и преднамеренных убийств.
Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей уже были известными актёрами, когда им предложили стать «знатоками». Однако, Знаменский, Томин и Кибрит принесли им такую небывалую популярность, что зрители забывали настоящие имена актёров и даже их настоящую профессию — на имя каждого приходили мешки писем с просьбами разобраться в том или ином правонарушении.
Владислав Костенко и Алексей Садчиков
Герои произведений Юлиана Семёнова и снятых по ним фильмов о сотрудниках московского уголовного розыска «Петровка, 38» и «Огарёва, 6». В последней части трилогии, фильме «Противостояние», действует уже только один герой — полковник Владислав Костенко.
В первой части герои сталкиваются с главарем банды, совершающей дерзкие ограбления, во второй им предстоит раскрыть очень серьёзное дело, связанное с теневым сбытом драгоценностей, а в третьей полковник Костенко раскроет личность диверсанта-убийцы. В ходе следствия бравые Садчиков и Костенко одинаково результативно участвовали и в «мозговых штурмах» и в рискованных погонях. Сразу после первого дела майор Алексей Садчиков получает повышение до полковника…
Помимо захватывающего сюжета, героических характеров и популярности писателя Юлиана Семёнова, зрительская любовь к Костенко и Садчикову объяснялась тем, что их играли прославленные Василий Лановой и Георгий Юматов.
Василий Градов
«Дело №306», к/с «Мосфильм», 1956, реж. А. Рыбаков
Герои одноименной экранизации повести Матвея Ройзмана «Дело № 306» о сотрудниках милиции, которые при раскрытии обычного ДТП вышли на след агентов иностранной разведки. За раскрытие берется опытный подполковник милиции Градов и его проверенная команда.
Как и «ЗнаТоКи», и многие другие фильмы, «Дело № 306» был снят в ходе кампании МВД СССР по повышению авторитета советской милиции. Главную роль в фильме сыграл популярный певец и актёр Марк Бернес. Мало кто знает, но у самого актёра были проблемы с уголовным миром — после роли сначала милиционера в «Деле № 306», а потом вора в «Ночном патруле» криминальные авторитеты решили рассчитаться с актёром за «предательство воровского мира». В ходе расследования был вычислен тот, кто должен был перейти от угроз к действиям…
Фёдор Анискин
«Деревенский детектив», к/с им. М. Горького, 1969, реж. И. Лукинский
Самый народный милиционер — сельский участковый Фёдор Анискин, герой фильмов «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин».
Как и уже упомянутый полковник Зорин, Анискин мудр, спокоен и ироничен. Конечно, на селе размах преступлений не такой, как у городских, но дел все равно хватает… Он раскрывал нападение на кассира, а также искал пропавший аккордеон и исчезнувшие из краеведческого музея экспонаты. В работе ему помогает то, что он знает всех односельчан и ни один чужак не остался бы незамеченным. Он знает проблемы в каждом доме и характеры их хозяев, готов как терпеливо проводить разъяснительные работы, ломать голову и опрашивать дружелюбно и недружелюбно настроенных, так и непосредственно поучаствовать в поимке злоумышленника.
Полюбившийся зрителям добрый и справедливый Анискин стал последним киногероем актёра Михаила Жарова.
Максим Подберёзовиков
«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов
Следователь Максим Подберезовиков вёл дело о загадочном похитителе автомобилей, и даже не подозревал, что играет с ним на одной сцене любительского театра, дружит и делится своими соображениями о хитром и опасном злодее… В комедии «Берегись автомобиля» следователю приходится очень нелегко: ему предстоит сначала разоблачить, потом догнать, а потом и наказать по закону своего друга Юрия Деточкина. Он был готов даже пойти на должностное преступление, но на это не согласился сам угонщик…
Олег Ефремов пробовался на роль Деточкина, но режиссёр ему отказал: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек». Так актёр стал следователем, которого изначально должен был играть Юрий Яковлев.
Николай Глазычев
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Младший лейтенант милиции Глазычев из фильма «Ко мне, Мухтар!» был вызван на станцию по поводу мечущейся по вагону крупной овчарки. Оказалось, что Мухтар был не нужен своей хозяйке и она просто бросила его в поезде. Собака остается в питомнике УВД, и лейтенант Глазычев берёт пса на воспитание.
Юрий Никулин сыграл не просто милиционера, который честно выполнял свою работу, а человека, который смог стать верным другом для собаки. Только благодаря его терпению Мухтар стал полноправным сотрудником милиции, а за доброе отношение полюбил лейтенанта больше, чем своих прежних хозяев… Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД СССР, были вышколенными профессионалами. В роли Мухтара снимались две овчарки. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил своих напарников и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить «Мухтаров»…
От Анискина до Жеглова: образ советского милиционера в любимом кино
Сразу за вековым юбилеем Октябрьской революции следует еще одна важная годовщина — столетие советской милиции. Следователь, постовой, муровец — герой многих всенародно любимых фильмов и телесериалов, наш аналог американских Супермена и Бэтмена. Анна Михайлова собрала самые яркие образы советских милиционеров отечественного кино.
«Улица полна неожиданностей»
Комедия режиссера Сергея Сиделёва вышла на экраны в январе 1958 года. В центре сюжета — белокурый сержант Вася Шанешкин в исполнении Леонида Харитонова, который по ошибке арестовал отца своей невесты Кати. Молодой постовой глубоко раскаивается, что обидел честного кассира, но не получает возможности объясниться с будущим тестем.
Тем не менее Шанешкин изо всех сил старается восстановить в его глазах доброе имя советской милиции. Немного наивный, но искренний образ исполнительного сержанта очень полюбился зрителям. Фильм также запомнился многим по одной из первых киноролей Евгения Леонова, сыгравшего младшего сержанта Сердюкова.
Трогательная драма Семена Туманова о дружбе служебного пса Мухтара и лейтенанта милиции Глазычева в исполнении Юрия Никулина покоряет зрительские сердца с 1964 года. Терпеливый и ответственный Глазычев берет шефство над избалованным домашним питомцем, которого бросила хозяйка, и постепенно делает из него грозу преступников.
Здесь советский милиционер — не просто эффективный страж порядка, но еще и тонкий психолог, который любовью и заботой завоевывает преданность собаки. Глазычев не перестает печься о Мухтаре, даже когда его отбраковывают со службы после тяжелого ранения, и обивает пороги инстанций, пока не добивается, чтобы пса оставили при милицейском питомнике.
Трагикомедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» вышла в прокат в 1966 году и моментально стала хитом. Фразы «Свободу Юрию Деточкину!» и «Тебя посодют, а ты не воруй» до сих пор использует вся страна. Обычно главным героем картины называют советского «Робин Гуда» Юрия Деточкина, блестяще сыгранного Иннокентием Смоктуновским, но не менее выразителен в этом фильме образ следователя Максима Подберезовикова в исполнении Олега Ефремова.
Понять, что перед нами необычный милиционер, можно хотя бы по тому, что над столом Подберезовикова висит портрет не Дзержинского, а Станиславского. Следователь, как и его подозреваемый, играет в самодеятельном театре. Он с сочувствием относится к благородной идее Деточкина — угонять автомобили, чтобы переводить вырученные за них деньги детским домам, — но долг превыше всего. Подберезовиков вынужден арестовать друга, но даже это решение не вызывает у зрителя антипатии к артистичному милиционеру, ведь на его стороне закон.
«Инспектор уголовного розыска»
Детектив Суламифи Цыбульник с Юрием Соломиным снят в 1971 году. Главный герой майор Головко ведет расследование нападения на сберегательную кассу, при котором погиб сержант милиции. Для того чтобы задержать грабителей-убийц, опытный следователь запускает дезинформацию — передает в эфир, что преступник пойман. Этот прием приводит виновных прямо в руки милиционеров.
Однако Головко не просто хочет поймать главаря банды — рецидивиста Крота — но и спасти молодого налетчика Севу Гриневича, который опрометчиво присоединился к бандитам. Картина показывает следователя не только эффективным профессионалом, но и человеком, который, несмотря на суровые реалии своей работы, продолжает видеть в людях лучшее и дает им второй шанс.
«Следствие ведут ЗнаТоКи»
Не только кино, но и телевидение успешно использовало образ советского милиционера. Многосерийный детектив в формате телеспектакля «Следствие ведут ЗнаТоКи» выходил с 1971 по 1989 год. За этот период следователь Знаменский (Пал Палыч), инспектор уголовного розыска Томин (Шурик) и эксперт-криминалист Кибрит (Зиночка) «расследовали» 22 дела.
У каждого героя была своя роль: Пал Палыч проводил допросы, Шурик собирал улики и преследовал подозреваемых, а Зиночка была мастером экспертизы. При этом решения знатоки принимали совместно, непременно советуясь друг с другом. Редкий пример, когда героизацию отдельного персонажа в кино заменил «коллективный разум».
Актеры, игравшие знатоков, — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леджей — стали всесоюзными любимцами. Зрители буквально отождествляли с ними работников милиции, создателям сериала приходили мешки писем со всей страны с просьбой расследовать уголовные дела. Известно, что «ЗнаТоКи» также были ценным источником информации для преступников: они смотрели сериал, чтобы быть в курсе новейших криминалистических методов и экспертиз.
«Анискин и Фантомас»
Двухсерийный телефильм, снятый Михаилом Жаровым, Виталием Ивановым и Владимиром Рапопортом, вышел на экраны в 1973 году. Это продолжение комедии 1968 года «Деревенский детектив». Очарование кинотрилогии кроется не в масштабе и хитроумности раскрываемых «дел», а в фигуре главного героя. Сельский участковый — старший лейтенант Федор Иванович Анискин (Михаил Жаров) — расследует ограбление кассира, совершенное малолетними преступниками в масках из черных чулков.
Добродушный милиционер уверен, что дети просто пересмотрели популярных в те годы французских фильмов о злодее Фантомасе, но задается целью найти того, кто подбил ребят на грабеж. Виновный раскрыт, подростки раскаиваются, а неунывающий Анискин вновь становится не только героем села, но и любимцем телезрителей.
«Место встречи изменить нельзя»
Пожалуй, главный хит «милицейского» кино советской эпохи — пятисерийный детектив Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Лента, вышедшая на экраны в 1979 году, рассказывает о буднях Московского уголовного розыска — МУРа. Действие происходит сразу после войны, в 1945 году. Фронтовик-разведчик Владимир Шарапов в исполнении Владимира Конкина попадает в отдел по борьбе с бандитизмом. Его опытного коллегу Глеба Жеглова играет Владимир Высоцкий. Вместе они расследуют преступления банды «Черная кошка», где Шарапов по иронии судьбы встречает боевого товарища.
В фильме использованы материалы настоящих уголовных дел, прототипом Шарапова также был реальный муровец — Владимир Арапов. За роль Жеглова Высоцкий посмертно получил Государственную премию СССР. Наверное, главная причина успеха сериала в том, что параллельно с захватывающим детективным сюжетом зритель наблюдает за личной жизнью героев, убеждаясь, что бесстрашные милиционеры такие же люди.
Вслед за фильмом «Место встречи изменить нельзя» на экраны спустя год вышел другой кинохит о муровцах «Петровка, 38». Детектив Бориса Григорьева с Георгием Юматовым, Василием Лановым и Евгением Герасимовым в главных ролях рассказывает о расследовании нападения на сберкассу. В деле оказывается замешан подросток, который является с повинной и помогает полковнику Садчикову, майору Костенко и лейтенанту Рослякову выйти на других участников банды.
Авторы фильма показывают, что милиция не только пресекает преступления, но и наставляет на путь истинный тех, кто с него сбился. Картина отличается сюжетной простотой и, на первый взгляд, банальными диалогами, но за счет блестящей актерской игры прописные истины о честности и чести, ответственности и неотвратимости наказания кажутся очень убедительными.
«Мой друг Иван Лапшин»
«Внимание! Всем постам…»
25 красавцев советского кино (26 фото)
1. Николай Рыбников
Когда он учился во ВГИКЕ, в 1951 году, Рыбников залез в шкаф и зачитал голосом Левитана правительственное сообщение о снижении розничных цен. Студенты шутку Рыбникова оценили и встретили аплодисментами, но молодого актера за нее отчислили из института. Правда, потом восстановили.
Лучше всего Рыбникову удавались роли простых парней, рабочих, сталеваров, лесорубов. Такое амплуа принесло ему бешеную популярность среди простых советских женщин. А мужики его просто по-мужски уважали.
2. Игорь Костолевский
Популярность Костолевскому принесла роль декабриста Анненкова в картине «Звезда пленительного счастья», роль разведчика в картине «Тегеран-43», множество разноплановых ролей актер сыграл и на театральных подмостках.
3. Евгений Жариков
Евгения Жарикова большинство советских зрителей знало по роли милиционера Кондратьева, которую он исполнил в сериале «Рожденная революцией».
Одной из первых ролей актера стала роль лейтенанта Гальцева в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», которую он сыграл ещё в годы учебы во ВГИКе. Тогда же он сыграл и роль обаятельного дипломата Вадима в фильме «Три плюс два», который стал одним из лидеров кинопроката.
В отличие от многих советских актеров, Евгений Жариков продолжал успешно сниматься в кино и после перестройки.
4. Игорь Старыгин
В 1968-1974 годах — актёр Московского ТЮЗа. В 1974-1983 годах — актёр театра имени Моссовета. С 1983 года — актёр театра-студии «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.
Картина «Доживем до понедельника» собрала немало призов и даже была объявлена лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Игорю Старыгину же она принесла первую известность и первых поклонниц…
В 1996-2000 годах — актёр Московского художественного академического театра имени Горького. Заслуженный артист России (1992).
Ушёл из жизни 8 ноября 2009 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
5. Ивар Калныньш
Родители мечтали, чтобы их сын занимался по-настоящему мужским делом, и он, послушавшись, освоил слесарное дело и ремонт вычислительной техники. Но страсть к творчеству взяла свое. Сначала она проявилась в музыке: под влиянием The Beatles он начал выступать в рок-коллективах. А потом решил стать актером и поступил на театральный факультет Латвийской консерватории.
Будучи студентом только первого курса, он уже начал получать предложения сняться в кино. Одна из первых ролей — в ленте «Театр» по произведению Сомерсета Моэма — сразу сделала его звездой.
Это звание закрепили фильмы «Не стреляйте в белых лебедей», «Сильва», «ТАСС уполномочен заявить», «Зимняя вишня».
Калныньш и сегодня активно снимается в российском кино, а также играет в двух латвийских театрах.
Актер был трижды женат и является отцом четверых детей.
6. Андрей Миронов
Миронов был одним из самых востребованных актеров своего времени. Его послужной список насчитывает более 60 картин, среди которых — «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Трое в лодке, не считая собаки», «Блондинка за углом», «Человек с бульвара Капуцинов». Ну, и конечно, его образ Остапа Бендера в фильме «12 стульев» стал одним из классических. Также его голосом говорили и пели многие персонажи советских мультфильмов.
Андрей Миронов ушел из жизни в возрасте 46 лет. Его дочь Мария Миронова — актриса, и приемная дочь — Мария Голубкина — тоже актриса.
7. Никита Михалков
Никиту Михалкова знают все. Первую роль в кино он сыграл в 14 лет, в 18 стал известным, благодаря главной роли в фильме «Я шагаю по Москве». Михалков сыграл множество ролей, как режиссер стал лауреатом «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем». Бесчисленные регалии мэтра можно перечислять бесконечно.
Несмотря на то, что Михалкова тоже можно условно отнести к «мажорам», своим привилегированным положением он не пользовался, служил в армии и даже был отчислен из Щукинского училища из-за съемок в кино.
8. Кахи Кавсадзе
Путь к славе Кахи Кавсадзе был тернист. Его отец, друг Сталина, во время войны попал в концлагерь, после возвращения на родину был репрессирован. Кахи с братом были признаны детьми «врага народа», их мать растила и воспитывала сыновей одна.
Несмотря на тяжелое детство, Кахи был верен своей мечте об актерской карьере. В 1959 году он окончил Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели. Всесоюзную известность ему принесла роль Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». Роль обаятельного злодея стала ключевой в его актерской карьере. Ещё одной заметной ролью Кавсадзе стал Дон-Кихот в экранизации 1988 года.
9. Олег Басилашвили
Потомок грузинских царей, Олег Басилашвили, прославился благодаря съемкам в фильмах Эльдара Рязанова, который как-то пообещал снимать актера во всех своих фильмах.
Даже в «Иронии судьбы», где сам Басилашвили не снимается, есть эпизод с ним. Когда Надя поднимает со снега фото Ипполита, которого сыграл Юрий Яковлев, то мы видим на ней фото Басилашвили.
Актер сыграл множество ролей в театре и кино, от бесхарактерного переводчика Бузыкина в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон» до Воланда в экранизации романа Булгакова Владимира Бортко.
10. Владимир Талашко
11. Михаил Боярский
Известность ему принесли роли в фильмах «Соломенная шляпка» и «Старший сын», суперзвездой он стал после картины «Собака на сене», а супермегазвездой после роли в «Трех мушкетерах». Образ д»Артаньяна, созданный Боярским, до сих пор считается одним из самых ярких в экранизациях романа Дюма.
12. Борис Хмельницкий
В Щукинское училище (после провальной попытки поступить во ВГИК) Борису Хмельницкому удалось поступить благодаря другу семьи Вольфу Мессингу. Борис заикался, и даже уже во время учебы в «Щуке» некоторые экзамены ему разрешали сдавать письменно.
13. Владимир Коренев
После успеха в «Человеке-амфибии» к актеру пришла популярность. В 1961 году он пришёл в труппу Московского драматического театра имени Станиславского, куда его пригласил Михаил Михайлович Яншин, руководивший театром в то время. С тех пор Владимир Коренев — ведущий артист этого театра.
14. Николай Черкасов
Николай Черкасов, выдающийся советский актер, стал популярен как актер, сыгравший Александра Невского и Ивана Грозного. Он является единственным актёром, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Во время съёмки фильма «Иван Грозный», после того как был отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль царя Черкасову было очень трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть.
Эйзенштейн пытался уговорить Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге он смонтировал фильм «Захваты после «стоп», или Куда идет творческая энергия народного артиста».
15. Петр Глебов
Слава пришла к Петру Глебову после роли в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Первую свою роль, выходящую за рамки эпизода, он сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню».
16. Сергей Столяров
Главный сказочный герой советского кино, Сергей Столяров стал всесоюзно известным после выхода картины «Цирк». Актер буквально стал идеалом молодого советского человека. Образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Мухиной «Рабочий и колхозница».
Благодаря тому же фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
У Столярова было героическое амплуа. Как сказочный герой он стал известен и за границей. Фильм Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции, где ему присвоили приз «Серебряный лев».
17. Петерис Гаудиньш
Петерис Гаудиньш стал всесоюзно известным после главной роли в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Этот фильм, открывший целую плеяду артистов, породил в СССР культ рыцарства, а латвийский актер стал мечтой советских девушек.
18. Олег Стриженов
Олег Стриженов своими яркими ролями заслужил звание одного из самых романтических героев советского кино.
Стриженов стал известен после главных ролей в фильмах «Овод» (1955) и «Сорок первый» (1956). После них он стал очень популярным. Многие критики того времени называли его не иначе как «советским Жераром Филипом». Француз, исполнитель роли Фанфана-Тюльпана, тогда был идолом мирового экрана.
Следующей удачной ролью актера стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Потом последовали запоминающиеся работы актера в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость».
19. Николай Олялин
Николай Олялин дебютировал в кино в роли лётчика-истребителя Николая Болдырева (фильм «Дни лётные», вышедший на экраны в 1966 году). Через год его пригласил режиссёр Юрий Озеров, на одну из ведущих ролей в киноэпопее «Освобождение».
Роль капитана Цветаева принесла Николаю Олялину всесоюзную известность. После выхода картины с Олялиным хотел выпить каждый советский мужчина, а самого актера, не служившего в армии, фронтовики принимали за своего.
Однако Олялин не стал актером одной роли, его талант был многогранен. Артист мог блестяще сыграть и «мирового парня» — простого водителя «БелАЗа» из одноименного фильма, и белогвардейского генерала Врангеля из телесериала «Берега в тумане».
20. Алексей Баталов
Алексей Баталов родился в городе Владимире в актерской семье. С самого детства его семью окружал весь цвет российской интеллигенции — Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова (в честь поэтессы он даже назвал свой автомобиль «Аннушкой») и многие другие.
На сцену Баталов впервые поднялся в городе Бугульме, где его мать открыла собственный театр. Затем он окончил школу-студию МХАТ, и блестящая карьера не заставила себя долго ждать. Уже второй фильм с его участием — «Большая семья» — получил два приза Каннского кинофестиваля. Одна из наград досталась самому Баталову.
Не менее «титулованными» фильмами стали и «Летят журавли» (приз Каннского кинофестиваля) и «Москва слезам не верит» («Оскар»).
21. Олег Видов
С 1967 года по 1969 год Видов снимался в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве», а также в других югославских фильмах. В 1970 году снялся в фильме «Ватерлоо» Сергея Бондарчука.
Он стал одним из немногих советских актеров, у кого сложилась и западная актерская карьера.
Видов снимался в европейских фильмах и сериалах, в 1985 году уехал в США. В 1989 году актер женился на Джоан Борстен. Ими была создана фирма «Films by Jove»
22. Александр Абдулов
Сниматься в кино Абдулов стал с начала 1970-х. Его дебют состоялся в 1974 году, когда он, будучи ещё студентом, сыграл эпизодическую роль морского пехотинца Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». В общей сложности актер снялся в 112 фильмах.
Всесоюзная популярность пришла к нему после съемок в картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Абдулов был актером широкого диапазона. Снимался и в комедиях, и в драмах, и в детективах, и в исторических лентах. Их с Ириной Алферовой называли самой красивой парой советского кино.
23. Олег Янковский
Еще один главный красавец советских времен, Олег Янковский, родился в Казахской ССР, а позже с семьей переехал в Саратов. Его актерская карьера началась благодаря старшему брату Ростиславу, который, работая в Минске, перевез туда Олега. Там он впервые и вышел на сцену, заменив актрису-травести, которая должна была сыграть мальчика.
После школы Янковский собирался поступить в медицинский вуз, но, увидев объявление о наборе в театральное училище, решил попробовать свои силы. Он опоздал на прием на курс, но стоило ему только сказать свою фамилию, как его тут же взяли. Оказалось, это его младший брат Николай тайком поступал туда и был зачислен. В итоге Николай уступил Олегу свое место. И как оказалось, не зря.
24. Василий Лановой
По опросам журнала «Советский экран» фильм «Офицеры» был назван фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актёром 1971 года.
25. Вячеслав Тихонов
С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ – слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы».