социология социальной жизни кем работать
О социологии заговорили еще 150 лет назад, когда нужно было собрать данные о мнениях людей, построить математические формулы, которые помогли бы описать развитие общества и поведение в нем личностей. Профессия социолога сегодня является одной из самых востребованных, поскольку на основе реальных показателей позволяет прописать очень важные законы.
Суть профессии
Специалист должен обладать множеством знаний в разных областях, как в точных, так и в гуманитарных науках. Например, социолог-теоретик должен уметь вчитываться в философские тексты, давать им оценку, делать выводы. Ему также необходимо быть коммуникабельным, поскольку приходится общаться с множеством людей (в том числе и зарубежными коллегами, поэтому необходимы знания иностранных языков).
Социолог-практик должен в первую очередь уметь находить общий язык с людьми, поэтому здесь необходимы знания психологии, организаторские способности, умения правильно составлять анкеты и отчеты (грамотность и доскональное знание родного языка является обязательным).
Социолог должен быть беспристрастным, поскольку ему необходимо исходить исключительно от той информации, которую ему удалось добыть от других людей. Если основываться на своем мнении, данные получатся неправдивыми и, следовательно, работа будет бессмысленной.
Навыки и черты характера
Исходя из специфики работы, социолог должен обладать знаниями по вопросам истории, географии, философии, культурологии, а также математики. Гибкость, дипломатичность, доброжелательность и беспристрастность также являются необходимыми навыками. Специалист должен обладать харизмой, чтобы расположить к себе людей и заставить их высказать свое честное мнение. Социолог и сам должен быть честным и правдивым, аккуратным и дисциплинированным, ответственным и целеустремленным. К сожалению, далеко не все могут посвятить свою жизнь этой профессии, поскольку она предполагает наличие широкого кругозора. Нужно уметь общаться, как с большими сообществами, так и с маленькими национальными общностями.
Преимущества профессии
Первым плюсом можно назвать актуальность. Социолог всегда востребован, поскольку от него во многом зависит то, в каком направлении будет развиваться общество. Прежде, чем приступать к поиску правильных решений, надо выяснить, как они будут востребованы и есть ли в них необходимость.
Таким образом, можно плавно перейти в востребованности специалистов-социологов. Они трудятся в разных сферах, поэтому работу будет найти достаточно просто.
Возможность работать в разных исследовательских сферах открывает множество новых горизонтов. То есть, специалисту придется постоянно пополнять свои знания, что является непременным плюсом для людей, которые хотят интеллектуально и духовно развиваться.
Минусы
Зарплату нельзя назвать стабильно большой. Все зависит от места работы социолога. Если речь идет об издательстве, аналитическом центре или рекламном агентстве. Можно рассчитывать на большую сумму денег. Работа в социальных службах будет оплачена не так высоко.
Большая ответственность является минусом. У социолога нет права на ошибку, поскольку она может стоить ему карьерного роста.
Выше перечислено большое количество черт характера, которые должны присутствовать у социолога. Без них работать будет крайне проблематично, поэтому в социологи иду люди с определенным темпераментом.
Наличие некоторых медицинских заболеваний также могут не позволить трудиться на этом поприще. Например, речь идет о кардиологических и психических болезнях.
Зарплата
Средняя зарплата социолога в России составляет 65 800 рублей. Лидером является Москва, где средняя зарплата составляет 99 000 рублей. На втором месте находится Санкт-Петербург (90 000 рублей). По представленным вакансиям можно сделать вывод, что замыкает список предложений Волгоград и Уфа, где зарплаты составляют 20 000 рублей. Очень многое зависит от специализации и места работы специалиста. Например, социолог питания в Волгограде заработает 20 тысяч рублей. А аналитик-социолог в известном издательстве Москвы получит от 150 до 180 тысяч рублей с учетом всех вычетов.
Перспективы
У профессии большие перспективы, поскольку социология изучает общество, как особую реальность. Проблема каждой личности и всех людей в целом является центральным направлением, которое изучает социология. Любое событие в жизни людей привлекает внимание специалистов этого направления. Это может обобщенная программа или непосредственное изучение одной из сфер: политики, экономики, духовности, социализации и пр. Социология помогает разрешать конфликты, поднимает проблемы бедности, сиротства, преступности и другие «болевые точки» общества. Именно поэтому профессии можно пророчить большое будущее. В ближайшие десятилетия ничего в этом плане не изменится. То есть, социологи по-прежнему будут востребованы на своем месте.
Будущая профессия
Социология – лучшая специальность для креативных и амбициозных, идущих в ногу со временем, или же убежденных нонконформистов. Если новости, поведение людей на улице, новые практики и явления вызывают у вас интерес, если вы верите, что такая наблюдательность может приносить доход или же поможет улучшить жизнь людей – то вам точно нужно поступать на образовательную программу «Социология»! Если вы коммуникабельны, не боитесь нового – мы научим вас быть организатором и компетентным специалистом. Если вы «директор» по жизни – разовьем творческие качества и чувство нового.
Социология как направление образования предоставляет огромные возможности и позволяет реализовать себя в разных направлениях. При любви к математике и статистике вы можете специализироваться на методах исследования, при гуманитарном складе ума, любви к обществознанию, истории, литературе – выбрать экономическую социологию, социологию культуры, города, социальных институтов, работая с текстами интервью, биографий, фотографиями.
Кем и где трудится выпускник-социолог?
Социолог сегодня – специалист, который может работать в любой отрасли, в любой организации: от крупной государственной компании или маркетингового агентства до небольшого start-up’а, от органов государственной власти до НКО, реализующей гражданские инициативы. Поэтому все наши выпускники находят свой путь карьеры – кто-то сразу начинает работать (часто в тех компаниях, куда пришел еще во время учебы на практику или стажировку), некоторые продолжают образование – в России и за рубежом. Ведь социолог обладает особым пониманием процессов в обществе, его строения, взаимодействий людей, занимающих разные социальные позиции. Поэтому социолог может обнаружить те связи и закономерности, которые не видны «на поверхности» событий и бизнес-процессов, собрать данные, которые позволят прогнозировать поведение людей, улавливать изменения общественных представлений.
Работодатели и выпускники всегда подчеркивают, что наша образовательная программа формирует важнейшие навыки, необходимые современному профессионалу:
Выпускник-социолог – универсальный специалист, он аналитик, умеет работать с разнородной информацией, в совершенстве владея соответствующим программным обеспечением. Он организатор, коммуникатор, может самостоятельно вести проекты, ставить задачи, рассказывать о социальных проблемах с экрана телевизора или с трибуны как эксперт.
Есть ли типичный выпускник направления «Социология»? Если только в том смысле, что для социолога характерно быть нетипичным. Социологи – это аналитики и исследователи, занимающие престижные и очень перспективные позиции в современных компаниях или государственных органах. И в социологии находят себя люди, которые считают, что не только размер заработной платы, модный офис и имя фирмы-работодателя важны для их самооценки. Среди наших студентов и выпускников всегда находятся люди, которых вдохновляет возможность решать реальные социальные проблемы, например, в области инклюзивного образования, адаптации мигрантов, развития городских сообществ и культурных индустрий. Что интересно, именно этими часто занимаются выпускники, уезжающие продолжать учиться и работать в престижные западные университеты и компании.
Важные шаги в профессию выпускникам-социологам помогают сделать базовые кафедры ведущих российских маркетинговых и исследовательских компаний: Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр Юрия Левады, ВЦИОМ, Компания «ГфК-Русь».
Выпускники-социологи на рынке труда
Навыки проектно-аналитической деятельности востребованы работодателями коммерческого и некоммерческого сектора и органов власти. Работодатели признают наличие у выпускников-социологов компетенций маркетологов, аналитиков, исследователей. Больше половины наших выпускников заняты именно в сфере маркетинга и рекламы. Как и выпускники, работающие в области управления и развития персонала (Human Relations – HR) или связей с общественностью (PR), или же занятые в различных исследовательских структурах, выпускники социологи отличаются навыками предпроектной работы, организации и ведения проектов, переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, сбора и обработки полевых данных, проведения кабинетных исследований, формирования и управления рабочей группой, оценки эффективности, подготовки презентаций и отчетов для разных аудиторий, ведения диалога с разными аудиториями, выстраивания взаимодействия индивидов и групп с гражданским обществом, органами власти и бизнес-сообществом.
В каких сферах работают выпускники-социологи:
Работодатели
Наших выпускников трудоустраивают:
Истории успеха
Профессия социолог, кто такой социолог
У каждого из нас был момент, когда ты еще не знаешь ответа на вопрос: «Кто такой социолог?». Одни скажут — работа, другие поспорят — призвание. Однако, спорить не о чем, ибо речь об одном и том же, о самореализации. Имея интерес помочь другим, личность способна проявить себя в области социологии, социальной работы, социальных опросов.
Чем занимаются социологи?
Если обратиться к «Википедии», можно выяснить, что социология изучает общество, его строение, механизмы развития структур, закономерности поведения людей, как сопоставляются личность и общество.
Следовательно, задача социолога сводится к разработке методик и приёмов использования социальных факторов в интересах решения главных социально-экономических проблем. Разработанные ими же методы интегрируются в жизнь и тем самым укрепляют системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан.
Социолог — как им стать?
Лучше всего становиться кем бы то ни было по призванию. Если вы тот, кто умеет сопереживать, понимать и решать проблемы других людей, то вы прошли половину пути. Но чтобы действительно освоить профессию социолог — нужно добросовестно, активно учиться и получать диплом.
Социальная работа сопряжена с огромной ответственностью, в этом нужно давать себе отчет, поэтому, если вы не готовы вкладывать в это душу и тратить время, то подумайте, стоит ли вообще за это браться.
Все необходимые навыки можно освоить разными общедоступными способами:
Прежде, чем занять в обществе свою ячейку выбрать роль социального работника, изучите самое важное — плюсы и минусы.
Плюсы профессии социолог
Минусы профессии социальный работник
Естественно, как и в любой работе, в сфере социологии имеются подводные камни, назовем их «отрицательные моменты», а не минусы:
— зарплата социолога зависит от места работы (например, в социальной службе заработная плата значительно ниже, чем в аналитическим центре, издательстве или рекламном агентстве);
— необходимо действительно обладать определенными чертами характера, без которых работа социолога просто невозможна (быть терпимым, многозадачным, активным, иметь силу воли и прочную нервную систему);
— имеются медицинские противопоказания (например, человек, имеющий психические или сердечно-сосудистые заболевания, не сможет долго этим заниматься, поскольку сильные эмоциональные переживания навредят ему самому);
Отталкиваясь от ранее сказанного, определим представление. Социолог — это человек, старающийся изменить общество в лучшую сторону. Если вы чувствуете в себе потребность помогать людям, если вы — целеустремленный, общительный, открытый для получения новых знаний человек, то эта профессия для вас. Ориентируйтесь на личную систему ценностей, тогда вы сможете стать мастером своего дела, высококвалифицированным специалистом. Тем самым супергероем, который всегда спешит на помощь.
Related Posts
ADD YOUR COMMENT
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вход через соцсети
Задай вопрос
Свежие записи
Присоединяйся к нам
Мы рады приветствовать Вас на сайте для тех, кому все интересно, и кто хочет все знать. А так как все знать нереально, то добро пожаловать на сайт «Много вопросов»! Здесь на каждый ваш вопрос найдется информативный ответ, на каждое сомнение – авторитетное мнение. Размещенные здесь материалы – советы, информация, частные мнения – являются результатом правильно осмысленного личного опыта, профессиональным мнением специалистов или имеют под собой иную реальную почву. Вас интересует, как: Сварить правильно борщ; Отметить день первокурсника или золотую свадьбу; Определиться со своей профессией; Куда съездить в отпуск, и т.д. Поищите ответа у нас.
И пусть вас не смущает некоторая необычность или, напротив, банальность вашего вопроса. Если вам это интересно – вы имеете право узнать, что вам нужно. Если вам требуется совет – спросите его! И мы приложим все усилия, что бы вы не остались без ответа, а ваша проблема – без решения. Разумеется, вопросы типа «сколько лап у кошек?» наверняка останутся без ответа. Но любой актуальный и адекватный вопрос имеет информативный ответ на нашем сайте. Задав вопрос, ответ на который пока на сайте отсутствует, будьте готовы и сами приложить усилия к достижению своей цели.
Для молодых мам и продвинутых пользователей интернета, для тех, кто ищет заработок или напротив – способ правильно потратить заработанное, для пенсионеров и школьников, собаководов и поклонников дзен-буддизма… Наш сайт работает для всех, кто ищет и стремится. Интерфейс сайта рассчитан на легкое путешествие по страницам, найти нас несложно, запомните лишь слова «Много вопросов». Мы ждем вас!
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Работа социологом — не такая простая и скучная профессия, как кажется на первый взгляд. Чтобы по-настоящему стать профессионалом, нужно обладать не только аналитическим складом ума, но и психологической гибкостью. Но тем и разнообразнее спектр направлений, где может пригодиться образование социолога. Статья расскажет о том, кем может работать социолог.
О профессии
Как известно, социология — наука об обществе. Она изучает общественные процессы, явления и другие факторы и ситуации. А общество предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Смысл работы социолога — анализ, сбор и оценка общественных явлений, происходящих в группе, обществе или отдельной общности. В задачи истинного социолога-профессионала входит:
Это лишь некоторые задачи, которые выполняют работники социологической сферы. Помимо этого специалист в области социологии должен знать на уровне уверенного пользователя профессиональное программное обеспечение. Социологи работают чаще всего с таблицами, их стандартная программа — Microsoft Excel. Также специалисты составляют программы, консультируют респондентов по тем или иным вопросам.
Социология охватывает много сфер и отраслей: от культуры до политики. Тем социология и привлекает. Специалистам в области социологии можно работать где угодно: СМИ, рекламные агентства, банки, социальные службы и другие отрасли.
Специфика работы социолога зависит от направления его деятельности и подхода к ней. Профессионалы-аналитики в перечень работы, где могут трудиться социологи, включают сотрудников, которые помогают гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В эту сферу входят:
Другая сфера специальности предполагает работу с людьми, которые нуждаются в психологической поддержке и помощи:
Где учат на социолога
Специалист в области социологии должен получить профессиональное высшее образование. Он должен непременно знать базовые знания из области гуманитарных наук, социально-экономических и сферы управления. Будущих специалистов учат работать с базами данных, собирать, анализировать и структурировать полученную информацию.
Чтобы развивать карьеру, опытные профессионалы советуют сразу после вуза переехать в большой город: там больше перспектив. Подходящие варианты для этого — Москва и Санкт-Петербург. Почему?
После окончания 4 лет обучения выпускник получает диплом социолога, который дает право начать карьеру. Чаще всего начальный этап начинается еще во время обучения, когда молодой практикант начинает работать интервьюером.
Чтобы начать учиться на специалиста, нужно поступить в высшее учебное заведение. Это может быть как университет, институт, так и академия, предполагающая бакалавриат. Также можно закончить специальные курсы.
Получить образование социолога можно в любом вузе, где есть факультет философии или экономики. При желании социолог-бакалавр может подать заявление в магистратуру.
После вуза молодой специалист может развиваться по своей специальности и заниматься профессиональной деятельностью.
Варианты работы и зарплата
Людям с образованием социолога можно работать почти везде, в любой отрасли и любой организации, где есть люди. Подходящими организациями для работы в социологической сфере являются:
Отличный способ закрепиться в желаемой компании — практика. Если вуз сотрудничает с этой компанией, устроиться не составит труда. Если у будущего специалиста большие амбиции и он захочет устроиться в более крупную, известную и влиятельную компанию, то в первое время он может не рассчитывать на большую заработную плату. Но зато работа в такой организации обеспечит его нужным опытом, позволит взглянуть на процесс изнутри.
Социологи выслушивают. Анализируют и отслеживают. Регулируют. Для этого нужно обладать определенным набором качеств:
На рынке труда довольно много вакансий, где предполагается работа с людьми. Но такая работа подходит прежде всего любознательным и пытливым людям, которые воспринимают информацию с критической стороны.
К сожалению, такая профессия на рынке труда хоть и востребована, но недооцененная и платят за нее средне: средняя зарплата социолога составляет около 25000 рублей. Зарплата специалиста зависит от отрасли, в которой он трудится. Чем узкопрофильнее сфера — тем выше зарплата.
После вуза у молодого специалиста два пути развития: работа в научной отрасли и прикладная социология. Если социолог занимается научной работой, он выступает на конференциях, занимается изучением различных социальных явлений и другим.
Плюсы и минусы
Любая работа имеет преимущества и недостатки. Социология — не исключение. К плюсам работы социологом относят:
Работа социологом не обходится без минусов. К ним относятся:
Кем может работать социолог: Топ-7 специальностей
Как уже было сказано выше, специалисту с образованием социолога можно работать в любой сфере деятельности. Сейчас самыми востребованными (по зарплатной нарастающей) являются следующие профессии.
Бренд-менеджер
Средний уровень зарплаты такого специалиста составляет 33000 рублей. В задачи работника входит продвижение одного или нескольких продуктов конкретной торговой марки. Бренд-менеджер анализирует запросы целевой аудитории; проводит рекламные акции, направленные на увеличение продаж и услуг компании.
Плюсы:
Минусы:
Медиатор социальных конфликтов
Средняя зарплата такого специалиста составляет 35000 рублей. В задачи медиатора входит устранение конфликтных ситуаций, возникающих на фоне религии, культуры, политики или национальной почве.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по адаптации инвалидов через интернет
Это профессия будущего. Работники этой сферы делают поистине великую вещь: помогают людям с ограниченными возможностями найти себя, свой путь и ощутить себя полноценным человеком. Средняя зарплата составляет 40000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
HR-аналитик
Специалист такого рода занимается подбором подходящего персонала; следит за эффективностью работы сотрудников; составляет отчеты, в том числе и для филиалов фирмы; принимает решение об увольнении. Заработная плата аналитика начинается от 50000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
PR-менеджер
Престижная профессия, предполагающая не только постоянное общение с людьми, но и «вращение» в высших кругах общества. Задача сотрудника состоит в формировании положительного мнения не только о конкретных товарах компании, но и о ней самой в целом. Суть работы пиарщиком — из ничего создать что-то. Заработок специалиста составляет в среднем 53000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Тренд-вотчер
Профессия будущего, предполагающая отслеживание различных тенденций. Такая отрасль востребована в рекламном бизнесе. Другое ее название — специалист по стратегическому планированию. Средний заработок составляет 83000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по интеллектуальной обработке данных
В задачи таких специалистов входит сбор необходимой информации из разных источников. После анализа сведений принимается бизнес-решение. Средняя зарплата сотрудника составляет 100000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по обработке данных должен хорошо знать математику, статистический учет, экономику, информатику и разбираться в компьютерных технологиях.
Есть и другие профессии, которые еще не так востребованы, но их уже называют перспективными направлениями будущего. К ним относятся:
Заключение
Работать социологом не так просто как кажется на первый взгляд. К сожалению, люди при слове «социолог» представляют себе типичного сотрудника с анкетой, который проводит анкетирование или очередной скучный опрос.
Да, специалист, получивший диплом в области социологии, может работать в любой сфере деятельности, но этому предшествует изучение нескольких наук: философии, экономики, математики, информатики и других. Ошибочно думать, что социологическая работа — удел гуманитариев.
Социолог должен постоянно самосовершенствоваться, изучать новые методы, которые помогут ему в будущем. Новичок станет настоящим профессионалом только тогда, когда не будет стоять на месте.
Недостаточно быть коммуникабельным и общительным человеком. Нужно разбираться в той области, где собираешься работать. К счастью, на рынке вакансий постоянно появляются новые отрасли, где может работать молодой специалист. И это обнадеживает.
Что хотите найти?
О работе социолога, будущем профессии и ее важности
Среди наших читателей достаточно много новичков, которые начинают свой путь социолога и вообще интересуются этой темой. Им было бы интересно прочитать ваше мнение. Как вы считаете, какая цель у социологии в России?
И задачи это – очень разноплановые. Политики хотят понять, чего ждут их избиратели, о чём и как стоит с ними говорить, а о чём лучше промолчать. У бизнесменов задача – понять, чего хотят потребители. Что они готовы купить, по какой цене, в какой упаковке. У общественных деятелей – свои задачи: каждый из них отстаивает свои идеалы, программу, видение лучшего будущего. И ему надо убедить сторонников, присоединить к себе людей, осуществить фандрайзинг. Найти для этого правильную стилистику, слова, эмоции.
Мы помогаем решить эти задачи через изучение мнений, реакций, эмоций, запросов людей, их мировоззрения и мировосприятия, их поведения. Такими прикладными исследованиями в России занимаются несколько сотен компаний. Не знаю, сколько останется после кризиса, надеюсь, их число будет исчисляться всё-таки сотнями, а не десятками.
Если говорить о том, что некоторые методы исследования в настоящий момент оказались недоступны. Какие современные тренды в методах исследования сейчас прослеживаются в социологии?
В плане исследований доминирующий тренд тот же самый: технологизация, цифровизация. Мы все дальше уходим от прямого контакта с респондентом. Интервьюеры перестают ходить по домам и встречаться с людьми. В перспективе – на место самих интервьюеров во многих случаях могут прийти программные роботы, такие эксперименты уже идут. И это не только вопрос сокращения расходов на персонал, это вопрос, в том числе, качества коммуникации (оно бывает разным) и оперативности исследований (если у тебя есть срочный заказ, то твои возможности ограничены количеством свободных операторов в колл-центрах, а если на тебя работают роботы – то это ограничение уходит).
Поэтому если один тренд, если его довести до предела – то есть до абсурда – это количественные исследования. Причём, очень технологичные и даже без участия людей. С другой стороны – качественные исследования, очень эмпатичные, насыщенные эмоционально, глубокие и вовлекающие. Понятно, что будет место и тому и другому. Что в результате получится какой-то микс. Надеюсь, он будет плодотворным. Сделать его таким – наша задача.
Скажите, пожалуйста, в чём уникальность ВЦИОМ как исследовательской организации?
Когда-то, в 1987-90 годах, мы были первой и единственной исследовательской компанией в СССР. Теперь это в прошлом. У нас есть рынок исследований, ест ьконкуренция, есть профессиональное сообщество. Если говорить о крупных компаниях, их порядка тридцати в России. Они работают на разных сегментах рынка, у них разные школы, разные компетенции.
Другая площадка – Оргкомитет Российской исследовательской недели. Каждый год мы проводим, обычно весной, Российскую исследовательскую неделю. Это целый набор мероприятий. В том числе – наша Грушинская конференция. И много других по всей стране. И это тоже точка роста для индустрии в целом. Мы обменивается знаниями, идеями и получается что-то интересное.
Какое место ВЦИОМ здесь? Мы одни из многих, но при этом мы единственная государственная компания. И в этом качестве главные наши заказчики – это государство, то есть администрация президента, правительство, различные министерства, администрации регионов, Москвы и прочие. Мы призваны быть посредником, медиатором, связующим звеном между рынком и государством. Брать все лучшие методы, лучшие находки, открытия и ставить их на службу государству, чтобы оно «социализировалось». Не только технологизировалось, но и социализировалось. Иначе, увы, оно корпоративизируется и технократизируется, а это для общества плохо.
Как именно социализировалось? Научилось лучше слышать и слушать людей. Чтобы политики, принимая решения, брали в расчет не только данные разведки, своих политических консультантов, своих финансовых советников, но и мнение людей. Мнения людей, которые собираем мы и наши коллеги. Там, где этого не происходит, мы видим почву для конфликтов. И часто эти конфликты не заставляют себя ждать. Конфликты вокруг новых строк, вокруг храмов, вокруг экологической повестки, в последнее время их становится всё больше и больше. Общество стало более разным, учитывать интересы стало сложнее. Но где этот учёт осуществляется, пусть и не сразу, то конфликты получают успешное разрешение.
И у нас есть целый набор кейсов. Я напомню Екатеринбург, где был жесточайший конфликт вокруг храма, его постройки. Сегодня конфликта нет, он исчерпан, и мы в этом сыграли определенную роль. Мы провели опрос, который показал, что 3/4 жителей города против того, чтобы строить храм в месте, где было решено. И после этого стало понятно, что «плетью обуха не перешибешь». И надо искать другой вариант – он был найден.
Есть и другие примеры. Мнения, запросы, опасения, пожелания людей, чтобы власть могла оптимизировать свою политику. Чтоб учитывала интересы и широких общественных групп. Через официальные органы и каналы – жалобы, суды, партии, митинги, общественные организации – дается много, но этого недостаточно. Мы тоже должны вносить свою лепту в «социализацию» государства, конечно, наряду с другими общественными силами. Если это получается – мы чувствуем себя счастливыми.
Получается у исследователей общественного мнения в России найти что-то новое в социальной реальности?
Новое появляется постоянно, нужно только уметь его разглядеть! И сейчас такие умения – в особом почете. Дело в том, что 2020-й год оказался очень тяжёлым, главная эмоция в этом году – страх. Страх и перед настоящим, и перед непонятным будущим. И в таких ситуациях у нас тоже миссия особая и очень важная: мы должны сокращать пространство неопределённости! Именно она пугает людей больше всего – неопределённость, непредсказуемость. Если непонятно, что будет дальше, непонятно, что будет завтра – не знаешь, как себя вести сегодня. Это касается и руководителей, принимающих решение, и любого человека.
Кризис – это всегда пик неопределённости. Никто не знает, «куда бежать, куда спасаться». Какие действия предпринять, чтобы выжить? Не говоря уже о том, чтобы достичь каких-то новых успехов. Но одновременно кризис – это и окно возможностей, когда открываются новые пути, реальность становится пластичной, человек получает шанс вырваться из веберовской «железной клетки рациональности».
Сегодня перспективно получать образование социолога?
С образованием сегодня такая коллизия происходит. С одной стороны – оно всё больше нужно, с другой стороны – оно всё менее функционально. То есть все понимают, что нужно учиться, учиться, учиться. Школьникам уже 11 лет не хватает, уже 12 надо. И 5 лет в универе не хватает, уже 6 надо. А ещё и аспирантуру желательно! А с другой стороны, мы видим, что всё больше людей срывается с образовательной траектории. Даже школы люди бросают. Или просто не поступают в университет, или посидят, поучатся год-два и бросают. Понимают, что те знания, которые им дают – они безумно устарели, они не помогают им какую-то карьеру построить, работу найти интересную и денежную. Поэтому образование в кризисе. Оно нам очень нужно, но в большинстве своём пока дисфункционально.
Конечно, есть университеты – лидеры, но их немного. Большинство университетов, к сожалению, не даёт образования, которое способно быстро конвертироваться в удачную работу, в хорошие деньги, дать длинную и внушающую оптимизм перспективу. Более того, сегодня работодатели чем дальше, тем меньше смотрят на дипломы, процесс их девальвации зашел далеко. Поэтому люди всё больше и больше тянутся не к классическому университетскому образованию, а к разнообразным коротким формам: курсы, месяц, два, три, максимум шесть. Причем без отрыва от работы. Заочные, удаленные. Coursera и другие платформы онлайн-образования пошли в рост.
И понятно, что в сложном мире, который становится всё менее понятным, и всё более проблемным – без знаний никуда. А с другой стороны, сама сфера образования интенсивно меняется. И пока нет ощущения, что она уже нащупала правильный курс. Поэтому, друзья мои, я всё-таки продолжаю рекомендовать вам получить, если есть такая возможность, классическое университетское образование. В России есть несколько вузов, где социологическое образование дают хорошее. Это конечно Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский университет, Новосибирский государственный университет. Не хочу обижать другие, но это лидеры очевидные. Дело в том, что их выпускники регулярно у нас побеждают в конкурсе на лучшую студенческую работу по социологии. Мы 10 лет уже ведём это конкурс, и в основном везде вот эти три лидера. Это говорит о том, что туда не просто умненькие студенты приходят, а там есть школа! Там правильно поставлено современное социологическое образование.
Если говорить об обучении, какую профессиональную книгу вы могли бы порекомендовать. Из тех, что существуют, может быть, у вас своя какая-то настольная книга есть на данный момент?
Первый «гуру» – это Борис Грушин. Человек, который ещё в 60-е годы прошлого века, добился того, что общественное мнение получило легитимный статус в нашей стране. У него не очень много книг, но, читая его, ты видишь, какой страстный, какой пламенный это был человек. Настоящий борец – с одной стороны, а с другой стороны – очень системный, очень фундаментальный, очень глубокий, логичный, дотошный человек. В общем – Мозг с большой буквы. И очень многие его мысли не утратили актуальности.
И, конечно, Владимир Ядов, человек, который вырастил целое поколение социологов, который очень любил собирать большие коллективы, модерировать их и добиваться высокой эффективности. В современной науке в одиночку это мало, кто способен сделать. Мир настолько сложный, что работают и достигают успеха, в основном, коллективы. И это особое искусство – создавать такие коллективы и добиваться от них высокой эффективности. Ядов это умел, и после него остались книги, и я всем рекомендую их изучать.
Основная часть нашего интервью подошла к концу. Теперь небольшой блиц. Ещё несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, кем Вы хотели стать в детстве?
Выбирал между историком и дипломатом. В итоге выбрал политолога