социология социальной жизни профессия
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Работа социологом — не такая простая и скучная профессия, как кажется на первый взгляд. Чтобы по-настоящему стать профессионалом, нужно обладать не только аналитическим складом ума, но и психологической гибкостью. Но тем и разнообразнее спектр направлений, где может пригодиться образование социолога. Статья расскажет о том, кем может работать социолог.
О профессии
Как известно, социология — наука об обществе. Она изучает общественные процессы, явления и другие факторы и ситуации. А общество предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Смысл работы социолога — анализ, сбор и оценка общественных явлений, происходящих в группе, обществе или отдельной общности. В задачи истинного социолога-профессионала входит:
Это лишь некоторые задачи, которые выполняют работники социологической сферы. Помимо этого специалист в области социологии должен знать на уровне уверенного пользователя профессиональное программное обеспечение. Социологи работают чаще всего с таблицами, их стандартная программа — Microsoft Excel. Также специалисты составляют программы, консультируют респондентов по тем или иным вопросам.
Социология охватывает много сфер и отраслей: от культуры до политики. Тем социология и привлекает. Специалистам в области социологии можно работать где угодно: СМИ, рекламные агентства, банки, социальные службы и другие отрасли.
Специфика работы социолога зависит от направления его деятельности и подхода к ней. Профессионалы-аналитики в перечень работы, где могут трудиться социологи, включают сотрудников, которые помогают гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В эту сферу входят:
Другая сфера специальности предполагает работу с людьми, которые нуждаются в психологической поддержке и помощи:
Где учат на социолога
Специалист в области социологии должен получить профессиональное высшее образование. Он должен непременно знать базовые знания из области гуманитарных наук, социально-экономических и сферы управления. Будущих специалистов учат работать с базами данных, собирать, анализировать и структурировать полученную информацию.
Чтобы развивать карьеру, опытные профессионалы советуют сразу после вуза переехать в большой город: там больше перспектив. Подходящие варианты для этого — Москва и Санкт-Петербург. Почему?
После окончания 4 лет обучения выпускник получает диплом социолога, который дает право начать карьеру. Чаще всего начальный этап начинается еще во время обучения, когда молодой практикант начинает работать интервьюером.
Чтобы начать учиться на специалиста, нужно поступить в высшее учебное заведение. Это может быть как университет, институт, так и академия, предполагающая бакалавриат. Также можно закончить специальные курсы.
Получить образование социолога можно в любом вузе, где есть факультет философии или экономики. При желании социолог-бакалавр может подать заявление в магистратуру.
После вуза молодой специалист может развиваться по своей специальности и заниматься профессиональной деятельностью.
Варианты работы и зарплата
Людям с образованием социолога можно работать почти везде, в любой отрасли и любой организации, где есть люди. Подходящими организациями для работы в социологической сфере являются:
Отличный способ закрепиться в желаемой компании — практика. Если вуз сотрудничает с этой компанией, устроиться не составит труда. Если у будущего специалиста большие амбиции и он захочет устроиться в более крупную, известную и влиятельную компанию, то в первое время он может не рассчитывать на большую заработную плату. Но зато работа в такой организации обеспечит его нужным опытом, позволит взглянуть на процесс изнутри.
Социологи выслушивают. Анализируют и отслеживают. Регулируют. Для этого нужно обладать определенным набором качеств:
На рынке труда довольно много вакансий, где предполагается работа с людьми. Но такая работа подходит прежде всего любознательным и пытливым людям, которые воспринимают информацию с критической стороны.
К сожалению, такая профессия на рынке труда хоть и востребована, но недооцененная и платят за нее средне: средняя зарплата социолога составляет около 25000 рублей. Зарплата специалиста зависит от отрасли, в которой он трудится. Чем узкопрофильнее сфера — тем выше зарплата.
После вуза у молодого специалиста два пути развития: работа в научной отрасли и прикладная социология. Если социолог занимается научной работой, он выступает на конференциях, занимается изучением различных социальных явлений и другим.
Плюсы и минусы
Любая работа имеет преимущества и недостатки. Социология — не исключение. К плюсам работы социологом относят:
Работа социологом не обходится без минусов. К ним относятся:
Кем может работать социолог: Топ-7 специальностей
Как уже было сказано выше, специалисту с образованием социолога можно работать в любой сфере деятельности. Сейчас самыми востребованными (по зарплатной нарастающей) являются следующие профессии.
Бренд-менеджер
Средний уровень зарплаты такого специалиста составляет 33000 рублей. В задачи работника входит продвижение одного или нескольких продуктов конкретной торговой марки. Бренд-менеджер анализирует запросы целевой аудитории; проводит рекламные акции, направленные на увеличение продаж и услуг компании.
Плюсы:
Минусы:
Медиатор социальных конфликтов
Средняя зарплата такого специалиста составляет 35000 рублей. В задачи медиатора входит устранение конфликтных ситуаций, возникающих на фоне религии, культуры, политики или национальной почве.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по адаптации инвалидов через интернет
Это профессия будущего. Работники этой сферы делают поистине великую вещь: помогают людям с ограниченными возможностями найти себя, свой путь и ощутить себя полноценным человеком. Средняя зарплата составляет 40000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
HR-аналитик
Специалист такого рода занимается подбором подходящего персонала; следит за эффективностью работы сотрудников; составляет отчеты, в том числе и для филиалов фирмы; принимает решение об увольнении. Заработная плата аналитика начинается от 50000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
PR-менеджер
Престижная профессия, предполагающая не только постоянное общение с людьми, но и «вращение» в высших кругах общества. Задача сотрудника состоит в формировании положительного мнения не только о конкретных товарах компании, но и о ней самой в целом. Суть работы пиарщиком — из ничего создать что-то. Заработок специалиста составляет в среднем 53000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Тренд-вотчер
Профессия будущего, предполагающая отслеживание различных тенденций. Такая отрасль востребована в рекламном бизнесе. Другое ее название — специалист по стратегическому планированию. Средний заработок составляет 83000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по интеллектуальной обработке данных
В задачи таких специалистов входит сбор необходимой информации из разных источников. После анализа сведений принимается бизнес-решение. Средняя зарплата сотрудника составляет 100000 рублей.
Плюсы:
Минусы:
Специалист по обработке данных должен хорошо знать математику, статистический учет, экономику, информатику и разбираться в компьютерных технологиях.
Есть и другие профессии, которые еще не так востребованы, но их уже называют перспективными направлениями будущего. К ним относятся:
Заключение
Работать социологом не так просто как кажется на первый взгляд. К сожалению, люди при слове «социолог» представляют себе типичного сотрудника с анкетой, который проводит анкетирование или очередной скучный опрос.
Да, специалист, получивший диплом в области социологии, может работать в любой сфере деятельности, но этому предшествует изучение нескольких наук: философии, экономики, математики, информатики и других. Ошибочно думать, что социологическая работа — удел гуманитариев.
Социолог должен постоянно самосовершенствоваться, изучать новые методы, которые помогут ему в будущем. Новичок станет настоящим профессионалом только тогда, когда не будет стоять на месте.
Недостаточно быть коммуникабельным и общительным человеком. Нужно разбираться в той области, где собираешься работать. К счастью, на рынке вакансий постоянно появляются новые отрасли, где может работать молодой специалист. И это обнадеживает.
Кто такой социолог и чем он занимается, кем может работать
Социология – научная отрасль, изучающая систему функционирования общества, взаимоотношения людей в социуме. Она занимается аналитической деятельностью построения социальных отношений, которые формируются по ходу взаимодействия социальных слоев. Основная ее задача – изучение общества и законов его развития, главным аналитиком социальных процессов является социолог.
Где учиться социологии
Практикующие социологи придерживаются мнения, что получать эту профессию имеет смысл, если дальнейшее проживание человека будет в большом городе. В этом случае обучение будет достаточно интересным и полезным при устройстве на работу.
В процессе обучения этой профессии требуется получить знания по истории, экономике, политологии. Также придется много считать, научиться критически и аналитически мыслить, обрести навыки коммуникативные и в поиске информации.
Обучиться этой профессии и получить диплом можно в следующих высших заведениях Москвы:
Для поступления в России в вуз на социолога нужно сдавать предметы ЕГЭ:
Плюсы и минусы профессии
Как и в любой профессии, в работе социолога существуют свои достоинства и недостатки.
Положительные моменты:
Заработная плата напрямую зависит от места работы. Если это занятость в социальных службах, то заработная плата будет низкой, если в центре аналитики, издательстве или рекламной сфере, то высокой.
Специалист, практикующий в данном направлении, должен быть наделен чертами характера, без которых работа в этой сфере будет затруднительной и неинтересной.
При некоторых заболеваниях сердца работа социологом противопоказана.
Требования профессии
Социолог должен обладать следующими качествами:
Существуют требования к квалификации. Вторая категория присваивается социологу, имеющему высшее образование в этой сфере и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Первая квалификационная категория дается работнику, имеющему соответствующее образование и стаж в должности социолога 2 категории не менее 3 лет.
Что делают социологи
Обязанности социолога – проведение исследований в данной сфере, направленных на создание на рабочем месте благоприятных социальных и психологических условий, которые повысят степень удовлетворения материальной и духовной потребности работника, а соответственно, и увеличат производительность труда.
Участие в создании проектов годовых планов развития в экономической, социальной и культурной сферах. Планирование средств на них.
Создание программ социологических исследований и контроль над их выполнением.
Разработка рекомендаций по улучшению формы организации трудовой деятельности, нормализации условий труда.
Участие в определении перспективы роста зарплаты работников. Усовершенствование материальной и моральной систем стимуляции трудовой деятельности, поиск возможности максимального удовлетворения потребности всего трудового коллектива в вопросах жилья, в доступности детских учреждений, в повышении уровня организации питания и бытового обслуживания, в предоставлении качественных медицинских услуг.
Изучение вопросов и проблем социальной сферы, вызывающих текучесть кадров, нарушения дисциплины труда, и нахождение путей их устранения.
Разработка мероприятий, которые направлены на устранение социальных трудностей с определением срока выполнения работы и назначение ответственного за это, принятие мер по мобилизации трудового коллектива на повышение производительности.
Специалист участвует в укреплении трудовой дисциплины, совершенствует психологические и социальные условия труда, организует досуг и быт коллектива, стимулирует общественное и творческое участие. Пропагандирует социологические знания.
В своей работе сотрудник данного направления обязан знать руководящую и нормативную документацию, трудовую социологию, методику проведения социологических исследований, психологию труда, инженерную и социальную психологию, форму и систему заработной платы, основные моменты в технологии производства, нюансы в экономической сфере, нормы и охрану трудовой деятельности.
Должен соблюдать приказы и распоряжения своего руководства согласно инструкциям, внутренний трудовой распорядок и дисциплину.
Востребованность профессии
У человека, получившего данную профессию, есть 2 пути в карьере – это наука и бизнес. При выборе первого он изучает разные явления в социальной сфере, возможно его труды будут публиковаться в журналах научного направления. Специалист может выступать на различных международных конференциях.
При выборе прикладной социологии соискатель может работать в компаниях, которые специализируются на социологических исследованиях. Это ГФК Русь, Циркон, Левада Центр.
Предоставляются вакансии, связанные с маркетинговыми исследованиями. Получив образование в сфере социологии, можно найти себе применение во многих областях, поскольку по окончании учебы социолог обладает немалыми знаниями и навыками, связанными с различными сферами жизни.
Лучшие работодатели и должности
Наиболее подходящие организации для устройства на работу по этой специальности:
Истории успеха социологов
Ермакова Валентина, 43 года
Окончила НГТУ, очную форму обучения, специальность “социология”, работаю в ООО БиСиГрупп социологом. Профессионального успеха достигла благодаря в первую очередь своему образованию. В университете получила достаточно сильную теоретическую базу, которая пригодилась и на практике.
Особенно важными для меня оказались история социологии и методы исследований в данном направлении. Сейчас я провожу коммуникационные мероприятия с клиентами, которые заключаются в выяснении их потребностей и проблем, подписании документации для проведения исследований.
Из своей работы я извлекаю опыт и знания, которые помогают и в жизни. О выбранной профессии не жалею, рада, что приношу пользу нашему обществу. По работе имею возможность ездить по различным регионам, изучать жизнь людей и социальные проблемы, помогать населению в их решении.
Возможно ли социологу организовать свой бизнес
Социологу можно создать свой бизнес, поскольку после получения этой профессии он обладает практическими всеми качествами руководителя и большими знаниями во многих сферах деятельности, навыками в управлении людьми, хорошими организаторскими способностями.
Собираясь открыть свое дело, можно обратить внимание на социальную направленность деятельности, например, помогать людям пожилого возраста. Основная цель здесь будет заключаться в оказании услуг пенсионерам – психологическая помощь, ремонт и т.п.
Бизнес может быть связан с обучением профессии социолога и психолога на различных курсах, в т. ч. можно организовать занятия по обучению личностному росту или достижению успеха. В этом случае, кроме получения дохода для себя, можно оказывать и неоспоримую помощь обществу.
Будущая профессия
Социология – лучшая специальность для креативных и амбициозных, идущих в ногу со временем, или же убежденных нонконформистов. Если новости, поведение людей на улице, новые практики и явления вызывают у вас интерес, если вы верите, что такая наблюдательность может приносить доход или же поможет улучшить жизнь людей – то вам точно нужно поступать на образовательную программу «Социология»! Если вы коммуникабельны, не боитесь нового – мы научим вас быть организатором и компетентным специалистом. Если вы «директор» по жизни – разовьем творческие качества и чувство нового.
Социология как направление образования предоставляет огромные возможности и позволяет реализовать себя в разных направлениях. При любви к математике и статистике вы можете специализироваться на методах исследования, при гуманитарном складе ума, любви к обществознанию, истории, литературе – выбрать экономическую социологию, социологию культуры, города, социальных институтов, работая с текстами интервью, биографий, фотографиями.
Кем и где трудится выпускник-социолог?
Социолог сегодня – специалист, который может работать в любой отрасли, в любой организации: от крупной государственной компании или маркетингового агентства до небольшого start-up’а, от органов государственной власти до НКО, реализующей гражданские инициативы. Поэтому все наши выпускники находят свой путь карьеры – кто-то сразу начинает работать (часто в тех компаниях, куда пришел еще во время учебы на практику или стажировку), некоторые продолжают образование – в России и за рубежом. Ведь социолог обладает особым пониманием процессов в обществе, его строения, взаимодействий людей, занимающих разные социальные позиции. Поэтому социолог может обнаружить те связи и закономерности, которые не видны «на поверхности» событий и бизнес-процессов, собрать данные, которые позволят прогнозировать поведение людей, улавливать изменения общественных представлений.
Работодатели и выпускники всегда подчеркивают, что наша образовательная программа формирует важнейшие навыки, необходимые современному профессионалу:
Выпускник-социолог – универсальный специалист, он аналитик, умеет работать с разнородной информацией, в совершенстве владея соответствующим программным обеспечением. Он организатор, коммуникатор, может самостоятельно вести проекты, ставить задачи, рассказывать о социальных проблемах с экрана телевизора или с трибуны как эксперт.
Есть ли типичный выпускник направления «Социология»? Если только в том смысле, что для социолога характерно быть нетипичным. Социологи – это аналитики и исследователи, занимающие престижные и очень перспективные позиции в современных компаниях или государственных органах. И в социологии находят себя люди, которые считают, что не только размер заработной платы, модный офис и имя фирмы-работодателя важны для их самооценки. Среди наших студентов и выпускников всегда находятся люди, которых вдохновляет возможность решать реальные социальные проблемы, например, в области инклюзивного образования, адаптации мигрантов, развития городских сообществ и культурных индустрий. Что интересно, именно этими часто занимаются выпускники, уезжающие продолжать учиться и работать в престижные западные университеты и компании.
Важные шаги в профессию выпускникам-социологам помогают сделать базовые кафедры ведущих российских маркетинговых и исследовательских компаний: Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр Юрия Левады, ВЦИОМ, Компания «ГфК-Русь».
Выпускники-социологи на рынке труда
Навыки проектно-аналитической деятельности востребованы работодателями коммерческого и некоммерческого сектора и органов власти. Работодатели признают наличие у выпускников-социологов компетенций маркетологов, аналитиков, исследователей. Больше половины наших выпускников заняты именно в сфере маркетинга и рекламы. Как и выпускники, работающие в области управления и развития персонала (Human Relations – HR) или связей с общественностью (PR), или же занятые в различных исследовательских структурах, выпускники социологи отличаются навыками предпроектной работы, организации и ведения проектов, переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, сбора и обработки полевых данных, проведения кабинетных исследований, формирования и управления рабочей группой, оценки эффективности, подготовки презентаций и отчетов для разных аудиторий, ведения диалога с разными аудиториями, выстраивания взаимодействия индивидов и групп с гражданским обществом, органами власти и бизнес-сообществом.
В каких сферах работают выпускники-социологи:
Работодатели
Наших выпускников трудоустраивают:
Истории успеха
Что хотите найти?
О работе социолога, будущем профессии и ее важности
Среди наших читателей достаточно много новичков, которые начинают свой путь социолога и вообще интересуются этой темой. Им было бы интересно прочитать ваше мнение. Как вы считаете, какая цель у социологии в России?
И задачи это – очень разноплановые. Политики хотят понять, чего ждут их избиратели, о чём и как стоит с ними говорить, а о чём лучше промолчать. У бизнесменов задача – понять, чего хотят потребители. Что они готовы купить, по какой цене, в какой упаковке. У общественных деятелей – свои задачи: каждый из них отстаивает свои идеалы, программу, видение лучшего будущего. И ему надо убедить сторонников, присоединить к себе людей, осуществить фандрайзинг. Найти для этого правильную стилистику, слова, эмоции.
Мы помогаем решить эти задачи через изучение мнений, реакций, эмоций, запросов людей, их мировоззрения и мировосприятия, их поведения. Такими прикладными исследованиями в России занимаются несколько сотен компаний. Не знаю, сколько останется после кризиса, надеюсь, их число будет исчисляться всё-таки сотнями, а не десятками.
Если говорить о том, что некоторые методы исследования в настоящий момент оказались недоступны. Какие современные тренды в методах исследования сейчас прослеживаются в социологии?
В плане исследований доминирующий тренд тот же самый: технологизация, цифровизация. Мы все дальше уходим от прямого контакта с респондентом. Интервьюеры перестают ходить по домам и встречаться с людьми. В перспективе – на место самих интервьюеров во многих случаях могут прийти программные роботы, такие эксперименты уже идут. И это не только вопрос сокращения расходов на персонал, это вопрос, в том числе, качества коммуникации (оно бывает разным) и оперативности исследований (если у тебя есть срочный заказ, то твои возможности ограничены количеством свободных операторов в колл-центрах, а если на тебя работают роботы – то это ограничение уходит).
Поэтому если один тренд, если его довести до предела – то есть до абсурда – это количественные исследования. Причём, очень технологичные и даже без участия людей. С другой стороны – качественные исследования, очень эмпатичные, насыщенные эмоционально, глубокие и вовлекающие. Понятно, что будет место и тому и другому. Что в результате получится какой-то микс. Надеюсь, он будет плодотворным. Сделать его таким – наша задача.
Скажите, пожалуйста, в чём уникальность ВЦИОМ как исследовательской организации?
Когда-то, в 1987-90 годах, мы были первой и единственной исследовательской компанией в СССР. Теперь это в прошлом. У нас есть рынок исследований, ест ьконкуренция, есть профессиональное сообщество. Если говорить о крупных компаниях, их порядка тридцати в России. Они работают на разных сегментах рынка, у них разные школы, разные компетенции.
Другая площадка – Оргкомитет Российской исследовательской недели. Каждый год мы проводим, обычно весной, Российскую исследовательскую неделю. Это целый набор мероприятий. В том числе – наша Грушинская конференция. И много других по всей стране. И это тоже точка роста для индустрии в целом. Мы обменивается знаниями, идеями и получается что-то интересное.
Какое место ВЦИОМ здесь? Мы одни из многих, но при этом мы единственная государственная компания. И в этом качестве главные наши заказчики – это государство, то есть администрация президента, правительство, различные министерства, администрации регионов, Москвы и прочие. Мы призваны быть посредником, медиатором, связующим звеном между рынком и государством. Брать все лучшие методы, лучшие находки, открытия и ставить их на службу государству, чтобы оно «социализировалось». Не только технологизировалось, но и социализировалось. Иначе, увы, оно корпоративизируется и технократизируется, а это для общества плохо.
Как именно социализировалось? Научилось лучше слышать и слушать людей. Чтобы политики, принимая решения, брали в расчет не только данные разведки, своих политических консультантов, своих финансовых советников, но и мнение людей. Мнения людей, которые собираем мы и наши коллеги. Там, где этого не происходит, мы видим почву для конфликтов. И часто эти конфликты не заставляют себя ждать. Конфликты вокруг новых строк, вокруг храмов, вокруг экологической повестки, в последнее время их становится всё больше и больше. Общество стало более разным, учитывать интересы стало сложнее. Но где этот учёт осуществляется, пусть и не сразу, то конфликты получают успешное разрешение.
И у нас есть целый набор кейсов. Я напомню Екатеринбург, где был жесточайший конфликт вокруг храма, его постройки. Сегодня конфликта нет, он исчерпан, и мы в этом сыграли определенную роль. Мы провели опрос, который показал, что 3/4 жителей города против того, чтобы строить храм в месте, где было решено. И после этого стало понятно, что «плетью обуха не перешибешь». И надо искать другой вариант – он был найден.
Есть и другие примеры. Мнения, запросы, опасения, пожелания людей, чтобы власть могла оптимизировать свою политику. Чтоб учитывала интересы и широких общественных групп. Через официальные органы и каналы – жалобы, суды, партии, митинги, общественные организации – дается много, но этого недостаточно. Мы тоже должны вносить свою лепту в «социализацию» государства, конечно, наряду с другими общественными силами. Если это получается – мы чувствуем себя счастливыми.
Получается у исследователей общественного мнения в России найти что-то новое в социальной реальности?
Новое появляется постоянно, нужно только уметь его разглядеть! И сейчас такие умения – в особом почете. Дело в том, что 2020-й год оказался очень тяжёлым, главная эмоция в этом году – страх. Страх и перед настоящим, и перед непонятным будущим. И в таких ситуациях у нас тоже миссия особая и очень важная: мы должны сокращать пространство неопределённости! Именно она пугает людей больше всего – неопределённость, непредсказуемость. Если непонятно, что будет дальше, непонятно, что будет завтра – не знаешь, как себя вести сегодня. Это касается и руководителей, принимающих решение, и любого человека.
Кризис – это всегда пик неопределённости. Никто не знает, «куда бежать, куда спасаться». Какие действия предпринять, чтобы выжить? Не говоря уже о том, чтобы достичь каких-то новых успехов. Но одновременно кризис – это и окно возможностей, когда открываются новые пути, реальность становится пластичной, человек получает шанс вырваться из веберовской «железной клетки рациональности».
Сегодня перспективно получать образование социолога?
С образованием сегодня такая коллизия происходит. С одной стороны – оно всё больше нужно, с другой стороны – оно всё менее функционально. То есть все понимают, что нужно учиться, учиться, учиться. Школьникам уже 11 лет не хватает, уже 12 надо. И 5 лет в универе не хватает, уже 6 надо. А ещё и аспирантуру желательно! А с другой стороны, мы видим, что всё больше людей срывается с образовательной траектории. Даже школы люди бросают. Или просто не поступают в университет, или посидят, поучатся год-два и бросают. Понимают, что те знания, которые им дают – они безумно устарели, они не помогают им какую-то карьеру построить, работу найти интересную и денежную. Поэтому образование в кризисе. Оно нам очень нужно, но в большинстве своём пока дисфункционально.
Конечно, есть университеты – лидеры, но их немного. Большинство университетов, к сожалению, не даёт образования, которое способно быстро конвертироваться в удачную работу, в хорошие деньги, дать длинную и внушающую оптимизм перспективу. Более того, сегодня работодатели чем дальше, тем меньше смотрят на дипломы, процесс их девальвации зашел далеко. Поэтому люди всё больше и больше тянутся не к классическому университетскому образованию, а к разнообразным коротким формам: курсы, месяц, два, три, максимум шесть. Причем без отрыва от работы. Заочные, удаленные. Coursera и другие платформы онлайн-образования пошли в рост.
И понятно, что в сложном мире, который становится всё менее понятным, и всё более проблемным – без знаний никуда. А с другой стороны, сама сфера образования интенсивно меняется. И пока нет ощущения, что она уже нащупала правильный курс. Поэтому, друзья мои, я всё-таки продолжаю рекомендовать вам получить, если есть такая возможность, классическое университетское образование. В России есть несколько вузов, где социологическое образование дают хорошее. Это конечно Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский университет, Новосибирский государственный университет. Не хочу обижать другие, но это лидеры очевидные. Дело в том, что их выпускники регулярно у нас побеждают в конкурсе на лучшую студенческую работу по социологии. Мы 10 лет уже ведём это конкурс, и в основном везде вот эти три лидера. Это говорит о том, что туда не просто умненькие студенты приходят, а там есть школа! Там правильно поставлено современное социологическое образование.
Если говорить об обучении, какую профессиональную книгу вы могли бы порекомендовать. Из тех, что существуют, может быть, у вас своя какая-то настольная книга есть на данный момент?
Первый «гуру» – это Борис Грушин. Человек, который ещё в 60-е годы прошлого века, добился того, что общественное мнение получило легитимный статус в нашей стране. У него не очень много книг, но, читая его, ты видишь, какой страстный, какой пламенный это был человек. Настоящий борец – с одной стороны, а с другой стороны – очень системный, очень фундаментальный, очень глубокий, логичный, дотошный человек. В общем – Мозг с большой буквы. И очень многие его мысли не утратили актуальности.
И, конечно, Владимир Ядов, человек, который вырастил целое поколение социологов, который очень любил собирать большие коллективы, модерировать их и добиваться высокой эффективности. В современной науке в одиночку это мало, кто способен сделать. Мир настолько сложный, что работают и достигают успеха, в основном, коллективы. И это особое искусство – создавать такие коллективы и добиваться от них высокой эффективности. Ядов это умел, и после него остались книги, и я всем рекомендую их изучать.
Основная часть нашего интервью подошла к концу. Теперь небольшой блиц. Ещё несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, кем Вы хотели стать в детстве?
Выбирал между историком и дипломатом. В итоге выбрал политолога