социально экономическая жизнь страны

Экономическое развитие страны: определение, этапы, показатели

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.социально экономическая жизнь страны

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.социально экономическая жизнь страны

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

социально экономическая жизнь страны

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.социально экономическая жизнь страны

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.социально экономическая жизнь страны

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

социально экономическая жизнь страны

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.социально экономическая жизнь страны

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

Источник

Социально-экономическое развитие

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социально-экономического развития

Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала. Для него характерно воспроизводство общественных систем и прогрессивная направленность. Социально-экономическое развитие состоит из развития общественных отношений, именно поэтому имеет различный вид своего становления.

Целями социально-экономического развития регионов могут быть повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, расширение личных свобод, выравнивание возможностей и т.д.

Согласно целям развития определяется система критериев и показателей, при помощи которых будут измеряться данные критерии. Несмотря на имеющиеся различия между государствами и регионами в ценностях и целях, международными организациями оценивается степень развития регионов и стран с помощью некоторых универсальных интегральных показателей. Один из таких показателей – это индекс человеческого развития, который разработан ПРООН. Данный показатель выстраивает страны по возрастанию от 0 до 1. Для расчета применяются три показателя развития экономики:

Вместе с интегральными показателями также используются отдельные частные: национальный доход, уровень потребления материальных благ, уровень заработной платы, уровень здоровья, уровень образованности, степень счастья общества.

Готовые работы на аналогичную тему

На региональном уровне критерии развития экономики не всегда выступают целями или целевыми ориентирами. Тактическими целями регионального развития могут быть промежуточные задачи:

При определении уровня развития экономики в регионе особое значение придается традиционным показателям, при помощи которых оценивается уровень производства и потребления материальных благ: ВНП, ВВП и темпы роста данных показателей.

Критерии социально-экономического развития

При экономическом развитии многих стран изменяется структура общественного производства, а индустриальное общество сменяется постиндустриальным. Все большее количество населения занято в нематериальном секторе, все меньшее – в промышленности и сельском хозяйстве. Потребление индивидуализируется, падает тиражность, производство демассифируется. Основными производственными факторами являются информационные ресурсы. В нематериальном секторе создается большая часть добавленной стоимости, в работе начинает преобладать творчество.

Нематериальное производство на современном этапе является парадигмой развития экономики, поэтому по-новому оценивается богатство стран и регионов. При традиционной оценке анализируются земельные ресурсы, полезные ископаемые, климатические условия и т.д. А в случае с нематериальным производство оценке подвергаются трудовые ресурсы и их квалификация, управленческие технологии, рыночная инфраструктура, сеть бизнеса, культура организации. По-другому пересматривается образование, наука, медицина, телекоммуникации, управленческие навыки, оказывающие воздействие на темп и направление развития экономики страны в целом.

Таким образом, на уровне региона используются такие критерии социально-экономического развития:

Управление социально-экономическим развитием

Наиболее действенные инструменты управления экономическим развитием – это стратегическое планирование и региональная маркетинговая политика.

Стратегическое планирование является испытанным методом современного менеджмента. Его применение в практической деятельности доказало высокий уровень эффективности, а в некоторых случаях настоятельно необходимо применять стратегическое планирование. Данный вид планирования может использоваться как при разработке комплексного плана социально-экономического развития, так и при разработке антикризисных мер, управлении масштабными проектами и т.д.

Стратегическое планирование экономического развития подразделяется на следующие этапы:

Важнейшим современным фактором развития региона является наличие инфраструктуры связи, т.е. современных линий коммуникаций, свободного доступа к сети Интернет.

Планирование развития экономики в регионе – непрерывный процесс, который задает ориентиры для принятия различных решений. На основе долгосрочного плана развития экономики осуществляются обоснованные и проработанные текущие решения. Таким образом, результатом процесса планирования является не план, а экономическое развитие рассматриваемого региона или страны.

Источник

Социально-экономическая жизнь страны: от реформ к «застою»

социально экономическая жизнь страны социально экономическая жизнь страны социально экономическая жизнь страны социально экономическая жизнь страны

социально экономическая жизнь страны

социально экономическая жизнь страны

Новое руководство Советского Союза, пришедшее к власти после устранения Н.С. Хрущева, одной из своих главных задач считало проведение экономических реформ для оживления хозяйственной жизни страны.

Л.И. Брежнев полагал, что в рамках жесткой регламентации экономики необходимо приоритетное развитие сельского хозяйства, тяжелой индустрии, обороны и освоение Сибири.

Как и его предшественник на высшем партийном посту Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев сосредоточил свое внимание на решении сельскохозяйственных вопросов. В марте 1965г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было принято постановление об устранении негативных последствий хрущевских экспериментов на селе.

Для исправления ситуации было решено отменить обязательные повсеместные посевы кукурузы и восстановить ликвидированную при Н.С. Хрущеве прежнюю систему севооборота с использованием «пара».

Задолженность колхозам перед государством была аннулировала, а капиталовложения в сельское хозяйство увеличены. Так в1966-1980 гг., по официальным данным, в советскую деревню была направлена огромная сумма 383 млрд. руб., составившая 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. На эти средства в стране началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства.

Сельскохозяйственным предприятиям предоставлялась некоторая самостоятельность при планировании производства, но в пределах государственного заказа. Государство устанавливало колхозам 50% надбавку за добровольную продажу сверхплановой продукции (вводило так называемую «полуторную цену»). Вырученные средства поступали в полное распоряжение правления колхоза.

Изменялась система закупок сельскохозяйственной продукции: вводились твердые (неизменные) и сравнительно низкие планы заготовок на несколько лет вперед. В 1,5–2 раза были повышены закупочные цены на пшеницу, рожь и другие культуры. Была также предусмотрена дифференциация цен по различным зонам и районам страны.

Еще одним послаблением сельчанам было изменение системы налогообложения. Сборы теперь взимались государством не с валового, а с чистого дохода, ставки крестьянского подоходного налога снижались.

В 1960-е годы была предпринята попытка внедрить в сельское хозяйство новый способ организации труда. Началась пропаганда системы сельскохозяйственных звеньев, при которой работники были заинтересованы в результатах своего труда. В отличие от крупной бригады (до 100 человек), небольшое звено должно было отвечать за весь технологический цикл, а оплата труда членов коллектива производилась в зависимости от количества и качества произведенной продукции.

социально экономическая жизнь страны

социально экономическая жизнь страны

социально экономическая жизнь страны

Новую попытку нормализовать положение в сельском хозяйстве советское руководство предприняло в 1970-80-е гг.

В феврале 1979 г. Совет Министров СССР издал положение об аграрно-промышленных объединениях (АПО). Новые производственные структуры должны были включать в себя сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и торговые предприятия. Такая концентрация сил, по мнению разработчиков, должна была заставить сельхозпредприятия специализироваться на производстве определенной продукции (зерновой, животноводческой, фруктовой и др.), а также призвана была повысить производительность деревенского труда и уменьшить межведомственную разобщенность. Поначалу АПО (винодельческие предприятия, консервные заводы и т.п.) действовали весьма эффективно, но бюрократизация свела на нет все положительные начинания.

В 1982 г. по инициативе секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству М.С. Горбачева была принята очереднаяПродовольственная программа. Ее цель заключалась в комплексном использовании всего арсенала административно-бюрократических мер для улучшения снабжения населения продовольствием к 1990 г. Ставка делалась на АПО, которые объединялись на региональном уровне в Аграрно-промышленные комплексы (АПК), сливавшиеся в единый Госагропром СССР, вобравший в себя функции пяти союзных министерств.

Однако судьба Продовольственной программы 1982 г. была такой же, как и у предыдущих. Средства, отпущенные на преобразования, оседали в АПК и не доходили до конкретных производителей. Огромные ассигнования, направленные на строительство животноводческих комплексов, мелиорацию и химизацию почв, использовались нерационально и не давали больших результатов. Вместо намеченного среднегодового сбора зерна в 238-243 млн. т, ежегодный сбор составил 180 млн т (на 25% ниже чем в предыдущую пятилетку). Кроме того, 20-25% урожая, ежегодно терялось. Продовольственная программа выполнена не была.

Контраст между государственными и частными хозяйствами становился все заметнее. Так, согласно официальным данным, в 1978 году в подсобных хозяйствах, занимавших всего 1% обрабатываемых земель СССР, производилось 61% картофеля, 29% овощей, 29% мяса и молока и 34% яиц.

Преобразования в промышленной сфере начались одновременно с ликвидацией хрущевских совнархозов и восстановлениемотраслевого принципа управления (возрождением общесоюзных и республиканских министерств). На сентябрьском Пленуме ЦК1965 г. Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выступил с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», где изложил программу промышленной реформы. В народе она тут же получила название «косыгинской».

социально экономическая жизнь страны

А.Н. Косыгин. Фотография 1970-х гг.

В основе реформы лежали идеи тогдашних экономистов В.С. Немчинова, Л.М. Либермана и Л. Канторовича. Еще в начале 1960-х годов ученые предлагали установить в качестве критерия оценки деятельности предприятий показатель рентабельности. Экономисты полагали, что предприятиям следует предоставить широкое поле для самостоятельности, освободить их от мелочной опеки со стороны плановых органов. Основой организации экономики должна стать хозрасчетная система планирования.

Решения Пленума ЦК были конкретизированы в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября «Об улучшении управления промышленностью» и 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Реформа мыслилась как комплекс мер, направленный на расширение самостоятельности промышленных предприятий(перевод их на хозрасчет ) и усовершенствование централизованного планирования.

Расширение самостоятельности предприятий предполагалось осуществить путем сокращения числа плановых показателей, устанавливаемых сверху и обязательных для исполнения. В отличие от прежней системы, где основным параметром работы предприятия был объем производства валовой продукции, теперь главным показателем стал объем реализованной продукции. По мнению А.Н. Косыгина, эта мера должна была поставить производство в зависимость от потребителя.

Итоги хозяйственной деятельности предлагалось оценивать по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции. Среди обязательных показателей устанавливались также: основная номенклатура продукции, фонд заработной платы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, показатели по объему централизованных капиталовложений и вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, задания по внедрению новой техники и материально-техническому снабжению. Все остальные показатели хозяйственной деятельности предстояло устанавливать предприятиям и организациям самостоятельно, без утверждения в министерствах и ведомствах.

Постановления предусматривали расширение экономических прав предприятий, развитие прямых связей между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности. Предлагалось внедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах между предприятиями.

социально экономическая жизнь страны

Реформа началась очень активно. В январе 1966 года на новые условия работы переведены первые 43 предприятия в 17 отраслях промышленности. В октябре 1965 года было утверждено Положение о социалистическом государственном предприятии, в котором закреплялись его права в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства и капитального ремонта, в области материально-технического снабжения, финансов, труда и заработной платы, а также круг обязанностей и степень ответственности за их нарушения.

Изменились отношения между предприятием и государством. Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Разрешалось реализовывать излишнее оборудование другим предприятиям. Устанавливалась зависимость между размерами производственных фондов предприятия и его взносами в государственный бюджет, чтобы заинтересовать предприятие в лучшем использовании этих фондов. Для контроля за качеством серийной и массовой продукции был установлен государственный Знак качества, подтверждавший стабильность данного изделия и высокую культуру производства и др.

К концу 1967 г. уже 15% предприятий работали по-новому. На их долю приходилось 37% промышленной продукции. Вскоре новый порядок планирования охватил предприятия строительства и торговли.

Примером успешного функционирования предприятия в новых экономических условиях стал Щекинскийхимкомбинат «Азот» в Тульской области. Там был создан фонд заработной платы, пополнявшийся за счет роста производительности труда и сокращения работавших на комбинате людей. В первые два года работы по новой схеме в Щекино увеличилась производительность труда работников и выросла заработная плата. Высвобождаемые (около 870 чел.) люди переводились на новые мощности. За счет прибыли комбината в городе было построено жилье, предприятия культурно-бытового назначения. Однако вскоре эксперимент стал глохнуть. На комбинате стали увольнять не только работников второстепенных профессий, но и ведущих специалистов. Все больше средств из прибыли изымалось в вышестоящие организации, комбинату стало невыгодно работать на полную мощность. Через несколько лет эксперимент закончился, а к 1969 г. оказалась свернута и вся «косыгинская» реформа.

Главной причиной прекращения реформы стало то обстоятельство, что декларируемая самостоятельностью предприятий не могла вписаться в плановую экономику, жестко регламентирующую хозяйственную жизнь страны. Многочисленные партийно-хозяйственные инстанции, не могли отказаться от права командования предприятиями. Хозяйственную самостоятельность предприятий ограничивали различные государственные структуры. Например, Госснаб определял поставщика и потребителя продукции предприятия; Госкомцен устанавливал цены на выпускаемую продукцию (высокие в приборостроении и военно-промышленном комплексе и низкие в легкой промышленности).

Была и оборотная, отрицательная, сторона и у экономической самостоятельности. Пользуясь предоставленным им правом, многие предприятия занижали плановые задания. Заниженные планы легко «перевыполнялись», предприятия получали «за ударный труд» премии. В результате, высокая заработная плата рабочих не соответствовала их производительности труда. Возникал бюджетный дефицит.

Не оправдала себя и ставка на стимулирования предприятий через поощрительные фонды. Премирование мало зависело от личного вклада работника в производственный процесс и было не особенно существенно в материальном выражении (около 3% от зарплаты).Деньги заводов на жилищное строительство оставались неизрасходованными, поскольку план не предусматривал выделение строительных материалов для таких целей.

Средства на техническое перевооружение расходовались неэффективно. Руководители предприятий были незаинтересованы в массовом внедрении научно-технических достижений. Новые станки и оборудование требовали переподготовки и повышения квалификации персонала, сопровождалось материальными затратами, приводило на первых порах к падению производительности труда.

Врагом самоокупаемости предприятий стал административно-управлен­че­ский аппарат заводов и фабрик, боявшийся сокраще­ния. Вообще, осуществившиеся в ходе реформы механизация труда и увеличение его производительности неизбежно ставили вопрос о высвобождаемых рабочих руках. Сокращаемые работники не могли быть уволены, так как безработицы в СССР быть не могло. Руководители предприятий боялись увольнять «лишних» работников, которые продолжали исправно получать зарплату, ничего не делая.

социально экономическая жизнь страны

В 1973 г. было принято решение о создании научно-производственных объединений (НПО). В этот период возникли такие гиганты как Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), выпускавшее шестьсот наименований продукции и московский завод «ЗИЛ», включавший 15 заводов-филиалов, НИИ и КБ и мощнейшую социальную инфраструктуру. НПО должны были укрепить связь науки с производством, однако на практике быстрого внедрения научных достижений в производство не произошло. Крупному предприятию проще было производить уже известные модели, нежели перестраивать свои производственные мощности для выпуска новой продукции.

социально экономическая жизнь страны

Главный конвейер сборки автомобилей ЗИЛ-130. Фотография 1970-х гг.

социально экономическая жизнь страны

социально экономическая жизнь страны

Строительство Байкало-Амурской магистрали

Создание территориально-производственных комплексов еще более способствовало экстенсивному сырьевому характеру народного хозяйства и вело к увеличению существовавших в экономике СССР диспропорций и перекосов.

Впервые «бригадный подряд» был опробован в жилищном стро­ительстве в подмосковном Зеленограде коллективом Н. Злобина. К середине 70-х годов по методу Н. Злобина работали 16,5% строительных бригад. Производительность труда в хозрас­четных коллективах выросла на 15% по сравнению с другими бри­гадами, а себестоимость работ снизилась. Подрядный метод получил распространение в машиностроении и других отраслях. Однако повсеместного внедрения новой технологии в жизнь не произошло. Неспособность руководства предприятий и их поставщиков точно и в срок выполнять обязательства по предоставлению фронта работ, обеспечению сырьем, материалами, машинами, оборудовани­ем похоронило «бригадный подряд».

Боязнь использовать материальные стимулы к труду заставила власти сделать упор на уже известном и проверенном способе- организации социалистических соревнований. Но слабо подкрепленная материально, эта мера не дала значительных результатов.

Отказ от «косыгинских» преобразований обозначало свертывание каких-либо экономических рычагов и замещение их административными методами хозяйствования. Жесткое плановое регулирование экономики стало давать сбои.

Впрочем, и в тяжелой промышленности дела шли не лучшим образом. Неуклонно снижались темпы роста объема продукции, выпускаемой предприятиями машиностроительного комплекса (станко- и приборостроение, инструментальная и автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.).

Происходило моральное и физическое устаревание установленного на предприятиях оборудования. Износ основных фондов в промышленности составил в 1980 г. – 36,2%, а в 1985 г. – 41,7%. Доля устаревшего оборудования, установленного на предприятиях черной металлургии составляла от 60 до 90%. К 1985 г. ручным трудом было занято 35% советских промышленных рабочих и 66% жителей села.

Все это резко контрастировало со странами Запада, где с 1970-х гг. началась бурная автоматизация и компьютеризация производства. В то время как за границей насчитывалось около 1,5 млн. ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров, в СССР их было лишь несколько десятков тысяч. Соревнование со странами Запада в области наукоемких производств и технологий СССР безнадежно проиграл.

социально экономическая жизнь страны

Выступление Ш.Р. Рашидова. Фотография 1970-х гг.

«Застой» в экономике начался не сразу. В начале эпохи (до 1970-х гг.) власть предпринимала попытки провести реформы в аграрном и промышленном секторе экономики. Однако эти реформы отличались непоследовательностью, противоречивостью и, в конечном счете, не достигли своей цели. Боязнь партийной верхушки затронуть основы плановой экономики привела к свертыванию преобразований. С 1970-х гг. в советском народном хозяйстве стала все отчетливее наблюдаться отрицательная динамика роста по важнейшим показателям. Налицо был кризис советской колхозно-совхозной системы. К середине 1980-х гг. стала очевидна срочная необходимость вывода страны из экономического кризиса.

4.8.3. ПОСЛЕДНИЙ РАУНД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Внешняя политика «брежневской» эпохи была противоречивой, как и все международные отношения периода «холодной войны». К 1970-м гг. между СССР и США был достигнут «паритет» в численности вооружений, что привело заставило руководство двух стран задуматься о «разрядке» международной напряженности.

«Разрядка» прежде всего проявилась в разрешении германского конфликта. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. Вскоре аналогичныедоговоры были подписаны между ФРГ, ГДР и Польшей.

В1972 г. был подписан советско-американский договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО). Документ идополнительный протокол 1974 г., предусматривал запрещение развертывания новых систем ПРО на территории каждой страны. Сторонам разрешалось развертывать лишь по одной системе противоракетной обороны с радиусом перехвата не более 150 км и определенным числом ракет-перехватчиков и радиолокационных сетей (РЛС). Советская ПРО СССР было развернута вокруг Москвы, американская – вокруг базы в штате Дакота.

В том же году США и СССР был подписан договор об ограничении Стратегических вооружений (ОСВ-1) устанавливающий предел количеству межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).

Кульминацией «разрядки напряженности» стало общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало свою работу в 1973 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало вЖеневе и завершилось вновь в Хельсинки, где был подписан Заключительный акт, содержавший обязательства отказаться от войны, не нарушать границ, соблюдать права человека и территориальную целостность государств.

Советское руководство во главе с Л.И. Брежневым расценивало Хельсинкский процесс как собственную победу в деле разрядки международной напряженности. Итоги совещания интересовали СССР только с точки зрения признания границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, и своего особого положения в ней. Западные же страны считали, что главным пунктом является нарушение прав человека в СССР и странах Восточной Европы.

социально экономическая жизнь страны

Л.И. Брежнев и президент Франции Ж. Помпиду. Фотография 1973 г.

«Разрядка» международной напряженности оказалась недолгой, уступив место новому витку напряженности.

социально экономическая жизнь страны

Его началом условно можно считать знаменитую поправку Джексона–Вэника к советско-американскому торговому соглашению. Принятая в 1973 г. Конгрессом по инициативе члена Палаты Представителей Чарльза Вэника и сенатора Генри Джексона, поправка ограничивала социально-экономическое сотрудничество с СССР из-за отказа советского руководства предоставить выездные визы тем гражданам, которые желают эмигрировать. Впрочем, забота о судьбах эмигрантов была лишь предлогом для ужесточения отношений с СССР. Знаменитая поправка показалась американским политикам столь удачным инструментом давления на Россию, что они не отменили ее до сих пор.

социально экономическая жизнь страны

Однако серьезные проблемы в советско-американских отношениях начались позднее: в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Поводом к ухудшению международной обстановки стало размещение в 1976-1977 гг. новых советских ракет средней дальности (РСД) в Европе. Расценив происходящее как нарушение ранее подписанных соглашений, американское руководство заявило о готовности разместить в Западной Европе собственные боеголовки и потребовало вывести советские ракеты. После длительных переговоров Советский Союз в 1982 г. выразил согласие уменьшить число РСД в Европе. Но в 1983 г. произошел инцидент, который свел на нет все прежние договоренности. В ночь на 1 сентября 1983 г. в советское воздушное пространство вторгся южно-корейский «Боинг-747». Приняв пассажирский самолет за разведывательный, советская система ПВО сбила самолет с 269 чел на борту.

Действия СССР осудило мировое сообщество. Президент США Р. Рейган выступил со специальным заявлением, где назвал СССР «империей зла» и объявил о размещении в Европе американских ракет «Першинг-II» и «Томагавк». Начался новый виток гонки вооружений.

социально экономическая жизнь страны

Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов и министр иностранных дел СССР А.А. Громыко. Фотография начала 1980-х гг.

Но главным просчетом во внешней политике стало вмешательство СССР в гражданскую войну в Афганистане. В 1979 г.после многочисленных просьб одной из сторон в Афганистан были введены советские войска. Но приход иностранцев лишь еще больше накалил ситуацию. Против ограниченного контингента советских войск развернулась партизанская война, щедро финансируемая США и исламскими странами. Советскую интервенцию негативно оценила и мировая общественность. Авторитет страны на международной арене упал. СССР заплатил за Афганскую войну 17 тысячами жизней своих молодых граждан и десятками миллиардов рублей.

социально экономическая жизнь страны

Непросто складывались в брежневскую эпоху и отношения СССР с социалистическими странами. Желание руководителей некоторых из них проводить самостоятельную от Москвы политику вызывало недовольство советского руководства.

социально экономическая жизнь страны

Лидер Югославии И. Тито и Л.И. Брежнев на охоте. Фотография 1969 г.

В конце 1967 г. произошло существенное ухудшение экономической ситуации в Чехословакии. Желая исправить сложившееся положение, руководство коммунистической партии Чехословакии во главе с первым секретарем А. Дубчеком взяло курс на либерализацию экономики и демократизацию общества. Однако проведенные в стране широкомасштабные реформы подорвали монополию компартии на власть. Желая сохранить Чехословакию в орбите социалистического лагеря, партийная элита СССР приняла решение о вводе войск в страну. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. силы Организации Варшавского договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР, Болгарии) вошли в Прагу. А. Дубчек был снят со своего поста и заменен Г. Гусаком. «Пражская весна»закончилась.

События в Чехословакии не на шутку встревожили Л.И. Брежнева, сформулировавшего в сентябре 1968 г. доктрину «ограниченного суверенитета» соцстран, предусматривающую оказание вооруженной интернациональной помощи союзникам по восточному блоку в случае возникновения у них угрозы социализму.

В 1980 г. чехословацкие события едва не повторились в Польше, где повышение цен на мясо привело к массовым волнениям. В стране был создан независимый профсоюз «Солидарность», потребовавший проведения широкомасштабных реформ. Страны ОВД были готовы ввести войска в страну, но этого не потребовалось. 13 декабря 1981 г. премьер-министр и новый первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии В. Ярузельский создал Военный совет национального спасения, ввел в стране чрезвычайное положение и подавил оппозицию.

социально экономическая жизнь страны

Совещание Политического консультативного комитета государств-участников ОВД. Фотография начала 1980-х гг.

Однако самыми драматичными стали в период «застоя» советско-китайские отношения. Их ухудшение началось еще при Н.С. Хрущеве, когда китайский лидер Мао Дзэдун отказался признать решения XX съезда КПСС и осудить культ личности И.В. Сталина. В середине 1960-х Китай предъявил СССР территориальные претензии на 1,5 млн. кв. км., а в марте 1969 г. между вооруженными отрядами двух стран состоялось открытое столкновение на о. Даманском. В ответ на гибель 152 советских пограничников, советское командование использовало против китайских солдат установки «Град». До широкомасштабной войны дело не дошло, но дипломатические отношения между странами были надолго прерваны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *