социальная сфера жизни общества это в обществознании
Обществознание. 9 класс. Социальная сфера общества. 1.Социальная структура общества.
Социальная структура общества – это его строение, совокупность социальных общностей и групп, отношений между ними. Она формируется на основе социальных, а не природных качеств людей.
Социальная группа – это совокупность людей, имеющий какой-либо общественно значимый признак (пол, возраст, этническую принадлежность, профессию, место жительства и др.)
Виды социальных групп.
В зависимости от численности:
В зависимости от возраста, пола (демографические критерии):
По профессиональному признаку:
врачи, учителя, инженеры и др.
По этносоциальному признаку (то есть по национальности):
русские, марийцы, татары и др.
По религиозному (конфессиональному) признаку:
христиане, мусульмане, буддисты и др.
По территориальному (поселенческому) признаку:
горожане, селяне и др.
Социальная структура включает множество общностей и групп, как стоящих на одной ступеньке социальной лестницы, так и составляющих социальную иерархию (неравенство).
Страты – это большие группы людей, различающиеся по своему положению в социальной иерархии.
Основания для выделения страт:
Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство, деление общества:
Исторические типы социальной стратификации.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Составляющими социальной сферы являются многообразные социальные общности, связанные взаимоотношениями между собой. Эти общности представлены группами людей, объединенных единой исторической судьбой, традициями, интересами, имущественным положением.
Что такое социальная сфера
Существует несколько определений социальной сферы:
Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей. Она включает в себя:
Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.
Элементы социальной сферы
Структура социальной сферы представлена различными элементами: нациями, этносами, классами, социальными слоями. Рассмотрим каждую из групп подробнее, определив, что это такое.
Классы – это крупные общественные группы, которые различаются между собой уровнем доступа к власти и материальным благам (собственности, богатству, образованию). Исторические виды социальных классов:
В современности существует три основных социальных класса в обществе:
Пример. Социальные слои в России: бизнесмены, неквалифицированные рабочие, интеллигенция, чиновники, наемные рабочие, высококвалифицированные профессионалы.
Примеры разных наций: англичане, русские, евреи, корейцы, вьетнамцы, французы, латыши, таджики, итальянцы, шотландцы, татары и т.д.
Социальная структура общества
Социальные классы и слои образуют иерархическую систему в обществе, которую можно представить себе как пирамиду, слоеный пирог, состоящий из нескольких прослоек, сменяющие друг друга слои почвы. Такая система называется социальным неравенством, показывает неравное положение различных общественных групп.
Социальная структура современного общества представлена высшим, средним и низшим классом. У представителей разных общественных слоев разные образы жизни, манеры поведения, уровни образования. Высший класс составляет лишь небольшой процент людей, занимающих главенствующее положение в обществе, обычно это миллиардеры, олигархи. Остальное большинство людей относится к среднему либо низшему классу.
Основными критериями социального класса, позволяющими различать классы между собой, являются:
Социальная структура общества построена таким образом, что распределение всех благ и ресурсов происходит неравномерно. Но социальное неравенство не представляет серьезной проблемы, пока средний класс общества является самым многочисленным, составляет более 60 % от остальной части населения. Если же в социуме большинство людей принадлежит к низшему классу, то назревает всеобщее недовольство, которое со временем может перерасти в революцию.
Социальная мобильность
Принадлежность людей к тому или иному социальному классу не является пожизненной. В современности люди могут менять свое социальное положение, такое изменение положения в социуме называют социальной мобильностью. Изменение своего места в социуме может происходить преднамеренно, в результате целенаправленных усилий личности, а может быть случайным, произошедшим под влиянием обстоятельств.
Пример 1. Анна Сергеевна в прошлом принадлежала к низшему классу, так как родилась в очень бедной семье. Но, благодаря целеустремленности и упорному труду, Анна Сергеевна стала директором швейной фабрики, ее социальный статус изменился, теперь она уважаемый и богатый человек.
Пример 2. Мария Александровна в прошлом являлась известной певицей, она была богатой и знаменитой. Но со временем ее песни перестали пользоваться популярностью, и сегодня никто не помнит о существовании Марии. Мария вынуждена преподавать в музыкальной школе, чтобы заработать себе на жизнь. В юности ее заработки в месяц были в тысячи раз больше, но теперь ей об этом остается только мечтать.
Пример вертикальной социальной мобильности: Машу Смирнову, которая 7 лет назад была обычным школьным учителем, сегодня назначили директором школы. Ее материальное положение, престиж, образ жизни существенно изменятся, благодаря вступлению в новую должность.
Причины социальных конфликтов
Между отдельными людьми и большими социальными группами могут возникнуть неразрешимые противоречия, которые приводят к социальным конфликтам. Виды социальных конфликтов:
Пути разрешения конфликтов
Ученые выделяют несколько путей разрешения социальных конфликтов:
Словарь
Социальная сфера жизни общества это в обществознании
Социальная сфера – это место, где человек имеет возможность проявить себя. О чем вы будете говорить, если вас попросят составить анкету? Вы укажете место рождения, возраст, профессию. Возможно, национальность и вероисповедание. Всё это принадлежность к неким сообществам людей. В этих сообществах – социальных сферах – мы проявляемся, действуя внутри них. В семье индивид выполняет одни функции, например воспитывает детей. А в рабочем коллективе осуществляет профессиональную деятельность – то, что умеет делать хорошо (см. рис. 1). За это общество его пригласило и платит ему деньги.
Страна тоже социальная сфера. Ведь, как граждане страны, мы как минимум голосуем на выборах. Или не голосуем – в любом случае это действие. Определённое намерение, которое таким образом реализуется. Даже с самым большим социумом – человечеством – у каждого из нас есть хотя бы односторонний контакт. Такое взаимодействии открыто, потому что мы получаем возможность соприкоснуться, например, с произведениями мирового искусства или литературы.
Таким образом, мы даже сами себя не определяем отдельно от социума и от социальной сферы, в которой протекает наша жизнь. Это можно зафиксировать и на психологическом, внутреннем уровне. Заметьте, что, когда мы достигаем высокого результата или терпим неудачу, у нас всегда возникает желание поделиться: «Эх, об этом нужно будет рассказать…». У каждого есть своя референтная группа – люди, с которыми он внутренне соотносится. То есть мы не живём в одиночестве. Даже когда кажется, что «я один иду по музею», периодически возникает мысль: «Надо будет это обсудить с…». То же часто происходит при чтении. И кто бы что ни говорил, что он такой отдельный и сам по себе индивид, внутри него все время идёт контакт со своей социальной группой.
Понятием «одиночество» часто обозначается чувство, связанное с отчаянием, которое в православии не случайно считается греховным. Нужно помнить, что одиночества у культурного человека быть не может. Потому что как минимум у него есть книги, которые написали выдающиеся люди, жившие до нас (см. рис. 2). Они потому и выдающиеся, что смогли быть рядом с каждым, сделав что-то в области науки, литературы или искусства. Поэтому культурный и образованный человек, когда ему кажется, что он одинок, должен обратиться к себе и подумать, почему так случилось и не в нём ли самом вина.
Говоря об отчаянии, важно помнить, что древний человек выживал в саванне, имея такие недостатки, как отсутствие клыков и когтей, как у льва, не будучи таким же сильным и быстрым. Однако сейчас мы смотрим на льва в зоопарке, а не он на нас.
То есть наши недостатки обернулись достоинствами. Мы их компенсировали общением. Мы развили систему знаков, которую имеют и многие животные, но мы превратили её в речь – очень эффективное совместное действие. Здесь хочется процитировать стихотворение нашего выдающегося поэта Е. Баратынского «Не горюйте, все проходит»:
Не ропщите: всё проходит,
И ко счастью иногда
Неожиданно приводит
Нас суровая беда.
И веселью, и печали
На изменчивой земле
Боги праведные дали
Одинакие криле.
Одиночество во многом возникает из-за устроенности нашей жизни. Ещё совсем недавно – несколько десятков лет назад – было трудно выжить, не имея друзей. Даже для того, чтобы передвинуть мебель, нужны друзья, знакомые, которые помогут что-то узнать или сделать. Сейчас всё больше прямое общение между людьми не является необходимостью. Даже на улицах городов раньше гораздо чаще спрашивали, как пройти куда-либо. Сейчас есть навигаторы, которые легко справляются с этим вопросом. Так что во многом чувство одиночества – это плата за комфорт. Результат борьбы с ним – активное использование социальных сетей (см. рис. 3), где можно себя репрезентовать, образовать группы и общаться на том уровне, на котором мы хотим. И это не вынужденное общение. Многим знакома ситуация, когда к вам пришли гости и в какой-то момент вы немного утомились от общения, но деваться некуда. Социальные сети предоставляют возможность все регулировать и в то же время чувствовать себя в коллективе. Понятно, что есть свои плюсы и минусы у каждого из видов общения.
Находясь в социуме любого уровня – от семьи до страны, мы занимаем определённое положение, именуемое статусом. Положение в любой группе – в семье или, например, в команде по волейболу – это статус, явно или неявно выраженный (см. рис. 4).
Исследуя то, как менялась значимость статуса со временем, можно заметить, что когда-то это было главным, что имел человек. В поэме А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» видно, что статус и деньги имеют совершенно разные размерности. Человек с высоким статусом сильнее и значимее даже своего богатого кредитора. Так было, и в этом были свои психологические плюсы. Не случайно в Индии – одной из старейших цивилизаций – всё общество подразделялось на касты. Они были узаконены, потом стали традицией, и до сих пор в какой-то мере осталось разграничение общества на слои – страты. Понятно, что люди из одной касты не завидуют тем, кто имеет более высокое положение. Для них это не вызов. Завидовать тут нечему – они же совершенно другие. Так солдаты между собой имеют иерархию, которая совершенно не относится к офицерам. Иерархия в детском коллективе не имеет отношения к тому, что делается рядом у взрослых. Это разделено, и отношения никто не выясняет. Есть данность: я в касте номер такой-то и своё положение могу рассматривать только внутри неё.
Сейчас мейнстримом человеческой цивилизации стало равенство – политическое и юридическое. Именно это разрушило предыдущую структуру стратификации. Утверждается, что это следствие прихода денег. Теперь мы часто видим различия между слоями, обусловленное богатством. Но любой фактор имеет и фактор противоположный. Так, в нашем обществе появилась мобильность, и люди значительно легче могут перемещаться из одной страты в другую. Ранее тоже можно было заработать дворянство и перейти в него из простых людей (см. рис. 5), но такие случаи были единичны.
Елисеев Пётр Елисеевич – купец родом из деревни Новосёлки Ярославского уезда Ярославской губернии. Его предки находились на положении экономических крестьян, считающихся свободными людьми, плативших подати государству.
Пётр Елисеевич переселился в Петербург в 1813 г. в возрасте 37 лет и перевёз свое семейство. Он открыл в Санкт-Петербурге лавку на Невском проспекте, в доме купца Котомина, также уроженца Ярославской губернии.
К концу 1818 г. Пётр Елисеевич скопил капитал, достаточный для вступления в купеческое сословие 3-й гильдии.
Образование и культура стали способом смены социального статуса или, как сейчас принято говорить, социальным лифтом. Проведя небольшое исследование, можно заметить, что хорошо образованные люди более востребованы и на самом деле больше зарабатывают. Другое дело, что образование имеет специфику, и если вдруг юристов стало много, то в этой области трудно пробиться.
От того, насколько правильно вы сделаете выбор профессии, будет зависеть ваше будущее положение в обществе. Или вам нужно научиться быстро переучиваться. Хотя эта способность означает, что вы получили хорошее базовое образование в школе, тогда навык к обучению останется. А впереди ситуация, когда изменение статуса в обществе будет зависеть от образования напрямую (см. рис. 6).
Расслоение базируется на двух основных факторах естественного происхождения, то есть идущих от животного мира и влияющих на наше поведение:
1. Стремление к сотрудничеству. Вместе мы можем сделать больше, и при сотрудничестве мы можем сложить сильные качества, скрыв слабые.
2. Соперничество внутри группы.
Оба эти фактора определяют и строят всё. Сотрудничество создаёт группу, а внутри неё происходит расслоение, так как её участники пытаются добиться какого-то статуса. Из этих двух факторов создаётся иерархия – каждый может самостоятельно додумать, как.
Социум, в котором мы проявляемся, играет двойную роль. С одной стороны это возможность проявить себя и свои способности. С другой – он задаёт ограничения, которыми можно считать социальные нормы. Каждый чувствует и понимает, что прилично, а что нет, что в данном обществе обычно, понятно, естественно, а что вызовет осуждение или будет противоречить закону. Часто эти нормы различаются даже в близком нам, на первый взгляд, обществе.
Например, на папертях православных храмов есть нищие. Они могут быть не очень нищими, но это люди, которые дают нам возможность проявить милосердие. А вблизи протестантских храмов такого нет (см. рис. 7).
Потому что в протестантизме другая установка: тот, кто беден, не отмечен богом, а значит, находится именно в том положении, которое бог ему определил. Достаток в этом мире означает некую признанность, соответственно, к достатку следует стремиться. Возможно, благодаря этому протестантские страны в среднем в экономическом смысле более благополучны, чем, скажем, католические и православные (см. рис. 8). Другое дело, что там и другое отношение в семьях и к родственникам.
Можно сказать, что неравенство естественно, потому что все мы неодинаковы. Но как раз культура и наше общество ситуацию выравнивает. Способности у людей могут быть разными и даже не в том плане, что у одного их больше, а у другого меньше. Просто способности могут располагаться в разных областях, и какая-то может быть менее востребована в данный момент.
Несколько сот лет назад человек-феодал мог скакать на коне в городе или посёлке, в котором больше ни у кого верхового коня не было. Или у феодала был удобный дом, а все остальные ютились в халупах без удобств и без воды. Сейчас это выравнивается. Да, один ездит на очень дорогой машине, а другой на машине намного дешевле, но они оба имеют машины. Практически все имеют телевизоры. Ещё совсем недавно человек, не живя в большом городе, не мог посмотреть театральную постановку или послушать концерт. Сейчас всё это ему доступно, в частности благодаря интернету.
Можно сказать, что в интеллектуальной коммуникационной областях мы-таки пришли к коммунизму, хотя и не тем способом, которым когда-то объявляли его победу. Каждый может взять то, что он может потребить. От каждого по способностям, каждому по потребностям – лозунг, популяризованный Карлом Марксом в «Критике Готской программы» в 1875 году.
Представьте, что вы отвечаете за успех некоего сообщества. В этом сообществе люди производят товары, которыми все обмениваются и пользуются. Но кто-то более успешен, например, в производстве обуви, кто-то – менее. У вас есть ресурс, чтобы помочь, потому что вы хотите, чтобы всё общество продвигалось вперёд. Кому вы поможете? Тому, кто отстаёт, чтобы были справедливость и равенство? Или тому, у кого всё получается? Вероятно, второму, если его успешность – следствие лучших умений и организации. Таким образом, получается, что при развитом рынке и нормальных рыночных отношениях те, кто более успешен, получают больше прибыли, собирают больше денег и двигаются дальше (см. рис. 9).
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 5. «Социальная сфера».
Социальная структура общества.
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов
Социальная сфера общества – совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности людей, их поведение, охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.
Социальные отношения – отношения между людьми или группами людей, которые возникают в связи с появившимися общими интересами, мотивами деятельности.
Структура социальных отношений:
Социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества.
Признаки социальной общности:
Виды социальных общностей:
Социальная группа.
Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда.
Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры общества. Это совокупность людей, характеризующихся некоторыми общими признаками (близость условий жизнедеятельности, общность потребностей и др.)
Краткая характеристика групп
Большие группы объединяет социально значимый признак: принадлежность к вероисповеданию, одинаковая профессия и др. Люди в таких группах могут никогда не вступать в контакты между собой.
Малые группы характеризуются более тесными взаимодействиями, небольшим количеством членов, они находятся в непосредственном взаимодействии (семья, друзья)
Во вторичных главным является достижение определённых целей, выполнение функций (политическая партия, крупный производственный коллектив и др.)
Номинальная группа – искусственно созданная с целью исследования социальных процессов, например, пользователи Интернета, электорат, поддерживающий какого-то кандидата, Люди этих групп могут вообще в жизни никогда не встречаться друг с другом.
Реальная группа – конкретная формальная или неформальная группа, реально существующая, например, друзья, класс и т.д.).
Формальные группы строятся на основе официальных документов(приказов, например).Они находятся в иерархической соподчинённости (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив).
Неформальные— возникают на основе общности интересов, ценностей, целей, личной симпатии( друзья)
Референтная группа служит для индивида стандартом поведения, источником формирования ценностей и норм. Такие группы могут быть вымышленными и реальными.
Группы членства – это группы фактического присутствия в них людей, они непосредственно влияют на человека, в них происходит взаимодействие членов.
Устойчивые – кратковременные группы. Отличаются временем существования группы (например, школьный касс- устойчивая группа, туристическая группа- кратковременная)
Антисоциальная группа – группа, поведение членов которой противоречат социальным нормам.
Криминальная группа – группа, характеризующаяся особой общественной опасностью
Конформизм – приспособление к требованиям и поведению других людей.
Нонкомформизм – действия вопреки мнению других людей.
Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется следующими признаками:
По отношению к базовым социальным ценностям:
Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).
Малая социальная группа.
Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, общей деятельностью, находящихся в непосредственном общении, испытывающих чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Отличительные признаки малой группы:
Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения
Классификация малых социальных групп
Формальные и неформальные.
Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)
Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.
Функции малых социальных групп.
Страта.
Страта (лат stratum — слой, пласт) – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.
Социальная стратификация – наличие в обществе социальных образований, представители которых отличаются неравным объёмом власти, материального богатства, правами и обязанностями, престижем.
Исторические типы стратификации:
Основные виды стратификации:
Модели стратификации:
Западная.
Восточная.
Смешанная
Плюсы
Минусы
Не путайте понятия «социальная стратификация» и «социальная дифференциация»
Поляризация общества – увеличение расстояния между богатыми и бедными.
Маргинал – человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует.
Андеркласс – слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества (пьяницы, наркоманы).
Люмпены («лохмотья»)- деклассированные слои общества, сердитое нищенство (бродяги, нищие, бомжи).
Социальная мобильность.
Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
Особенности видов социальной мобильности
Вертикальная – социальные перемещения, приводящие к понижению или повышению социального статуса.
Восходящая – это социальный подъём, повышение статуса.
Нисходящая – социальное падение, понижение статуса.
Горизонтальная – перемещение социальных общностей и групп, не приводящее к изменению социального статуса.
Миграция — это территориальное перемещение населения, сопровождающееся изменением места жительства.
Виды миграции:
По статусу — легальная(законная) и нелегальная.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.
Типы обществ по социальной мобильности:
Каналы социальной мобильности («социальные лифты»):
Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.
Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.
Социализация.
Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта, обучение социальным ролям и образцам поведения, приобретение качеств, позволяющих индивиду жить, трудиться в обществе, становление личности.
Социализация – длительный процесс, включающий в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Этапы социализации:
Критерии отношения к зрелому возрасту:
Старость. 55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство социальной униженности. Отсутствие жизненного плана.
Уровни социализации
Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Виды агентов:
Социальный статус.
Статус (лат) — состояние, положение.
Социальный статус – социальное положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.
Виды социальных статусов.
1.По положению индивида в группе:
3.Приобретаемые или нет по воле человека:
Иерархия статусов:
Место в иерархии статусов называется статусным рангом.
Статусный ранг:
Компоненты социального статуса:
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Социальная роль.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Виды социальных ролей:
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком.
Межличностные роли – характеризуются и определяются межличностными отношениями, регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.
Нормативная структура исполнения социальной роли:
Ролевой конфликт – столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того, что человек не выполняет обязанности, необходимое для той или иной роли.
Виды ролевых конфликтов:
«Теория зеркального Я» Ч. Кули
Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно, огни словно зеркало, в котором человек видит отношение к себе окружающих.
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
Негативные роли:
Человек живёт в обществе, это социальное существо. В течение исторического развития общество выработало нормы поведения, которые регулируют поведение человека.
Таким образом, социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.
Виды норм:
По масштабу:
По форме проявления:
По строгости исполнения:
Этикет – принятая в особых кругах система правил поведения (в дипломатических кругах)
Традиции – всё, что унаследовано от предшественников (встреча одноклассников)
Привычки – установившиеся схемы поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые (спать лёжа) и индивидуальные (пить кофе утром), вредные (пьянство, курение) и невредные.
Нравы – формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке (не бить женщин)
Законы
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет кровосмешение, канибализм)
Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка.
Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение.
Виды социальных санкций.
По степени интенсивности:
По типам:
По способу вынесения:
Методы формального контроля:
Девиант – любой человек, отклоняющийся от нормы.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.
Типы девиантного поведения (Мертон):
Причины девиантного поведения:
Аномия – состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.
Делинквентное поведение – совокупность противоправных поступков или преступлений.
Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки – группы риска.
Виды социальных норм:
Семья – это сложное социальное образование, основанное на системе взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
Типы семей по количеству членов:
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
По характеру взаимоотношений между членами:
По количеству детей:
В зависимости от места проживания.
Виды приемных семей
Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Брак –союз мужчины и женщины, закреплённый в органах ЗАГСа в соответствии с установленными законами с целью создания семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Особенности видов брака
Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Родственники
-родственники в законе
Степени родства:
Вместе они составляют фамильное древо
Семейные роли:
Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.
Стили семейных отношений:
Семейные ценности:
— взаимоотношения с другими людьми
Тенденции в развитии современной семьи:
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения.
Основные направления демографической политики:
Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.
Причины увеличения различий между поколениями: 1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.
Преемственность поколений – необходимое условие развития общества, то есть передача традиций, нравственных ценностей, ориентиров, культурного достояния от поколения к поколению
Жизнь человек протекает в обществе, в котором складываются различные отношения. Эти отношения – результат социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие (social interaction) – это устойчивое выполнение определённых действий, которые направлены на партнёра для ответной реакции с его стороны, процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.
Социальная связь – совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Виды социальных связей:
Признаки социального взаимодействия:
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
КОНФЛИКТ.
Структура конфликта
Виды конфликтов:
по участникам
по предмету спора
по способам протекания
по результатам
по содержанию
Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, имеющих различные интересы.
Причины политического конфликта:
Типы политических конфликтов
по субъектам
по масштабности
Позитивные функции политического конфликта
Негативные функции конфликта
Пути разрешения политического конфликта
Межнациональный конфликт – особая форма политического конфликта, причинами которого могут быть политические, экономические, социальные, религиозные, национально-культурные и другие проблемы.
Типы межнациональных конфликтов
по сферам
по целям
по объёму использования военной силы
по вертикали
по горизонтали
Военный конфликт – особая форма политического конфликта, вооружённое столкновение сторон как средство разрешения противоречий между сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами)
Военные конфликты по интенсивности делятся
Методы предотвращения военного конфликта
политико-дипломатические
экономические
идеологические
военные
Стратегии в конфликте:
Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.
Пути разрешения конфликта:
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общества в целом.
Причины социальных конфликтов:
Стадии социального конфликта:
Последствия конфликта
Негативные последствия социального конфликта:
Позитивные последствия социального конфликта:
Пути выхода из соц. конфликта:
Нации и межнациональные отношения
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя – объединение нескольких родов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
Национальность – принадлежность к определенной нации
Национальное меньшинство – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Межнациональные отношения:
Формы межнациональных отношений:
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
Межнациональный конфликт – крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
Типы межнациональных конфликтов:
Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав
Национализм – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Шовинизм – крайняя степень национализма.
Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.
Сегрегация – вид расовой дискриминации.
Способы решения межнациональных конфликтов:
— добровольный поиск согласия и отказ от насилия,
— признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов,
-уважение суверенитета народов;
МОЛОДЁЖЬ.
Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием
С точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь
С точки зрения психологии молодость — это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.
С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.
С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
Таким образом, молодежь — это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.
Проблемы молодёжи
Молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.
В обществе усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно снижаются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
В более общем смысле поколение — это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Для обозначения людей, у которых в одном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта. Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту.
Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.
Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.
Особенности социального положения молодежи
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
Молодежная политика — это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Цель молодёжной политики:
всестороннее развитие потенциала молодежи, что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.
Система молодежной политики слагается из трех составляющих:
Основными направлениями молодежной политики являются:
Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д
При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем
Цели государственной молодёжной политики в РФ:
Направления молодёжной политики в РФ:
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование социальных процессов и отношений между людьми.
В широком смысле – это деятельность государства по развитию социальной сферы.
В узком смысле – это деятельность государства, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их быта и труда.
Основные документы
Задачи социальной политики
Функции социальной политики.
Принципы социальной политики:
Структура социальной политики.
— Политика обеспечения занятости. – Политика регулирования доходов населения. – Политика социальных гарантий. – Политика социальной защиты. – Политика защиты здоровья и экологической безопасности
Критерии оценки уровня жизни — данные о денежных доходах населения и об их динамике; — данные о реальных доходах и о расходах на потребление; — данные о дифференциации реальных доходов по социальным группам населения; — данные о распространённости и глубине бедности.
Субъекты социальной политики – это участники процесса разработки ее основ, концепций, направлений и те, кто непосредственно занимается ее реализацией:
Объект социальной политики – всё население страны, но с акцентом на социальную защиту малообеспеченных людей, инвалидов и др.
Способы проведения социальной политики.
Средства социальной политики:
Другие формы социальной политики:
Модель социальной политики – это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.
Выделяют следующие модели социальной политики:
Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.
Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.
Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.
Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.
Направления социальной политики
1.Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов
Пути:
Пути
Пути
Пути
Пути
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.