Социальная акция для детей с овз
Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»
Разделы: Логопедия
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты
Участники проекта
Ожидаемый результат
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ
Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития
Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
Показатели результативности и эффективности проекта
Описание основных мероприятий проекта
Разработка методов реализации проекта
Календарный план по реализации проекта
Направления работы
Пути реализации
Сроки
Организация адаптационного периода
Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей
Диагностика состояния речи ребёнка
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям.
Краткосрочный проект (декабрь-январь)
Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.
Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),
Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях
Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники
Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)
Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.
Работа с родителями
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.
Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.
Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»
Литература.
Спеши делать добро: 5 акций в поддержку детей-инвалидов
Скоро первое сентября. И в этом году оно будет долгожданным после томительного дистанционного обучения и самоизоляции. Дети наконец-то увидят своих любимых учителей и друзей. Благотворительная организация «Владимирские дети-ангелы» призывает школьников, их родителей и учителей разделить всеобщую радость с ребятами с ограниченными возможностями, которым нужна помощь в лечении, и принять участие в акции «Дети вместо цветов». Что это за акция и в каких еще добрых делах можно поучаствовать, нам рассказала председатель организации Ирина Долганова.
Ирина Долганова, председатель организации «Владимирские дети-ангелы»
Кто такие «Владимирские дети-ангелы»?
Прежде чем говорить о добрых делах, скажем несколько слов о самих «Владимирских детях-ангелах». Шесть лет назад фонд организовали две мамы, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, Татьяна Журавлева и Екатерина Забалуева. Диагнозами их детей были ДЦП и аутизм. Лечение и реабилитация ребятам требовались постоянно, особенно в раннем возрасте. А суммы были огромными. У женщин много сил и времени уходило на поиск благотворительных фондов.
Но очереди в этих самых фондах были большими. К сожалению, на тот момент во Владимире сфера благотворительности была развита плохо. Существовавшие региональные благотворительные фонды не могли помочь всем, кто в этом нуждался. К Татьяне и Екатерине за советом обращалось все больше родителей. Женщины поняли, что они могут помогать и другим детям.
17 февраля 2014 года общественную организацию зарегистрировали официально. Так появилась Владимирская областная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Владимирские дети-ангелы».
Через пару месяцев к организации присоединилась Ирина Долганова, которая потом стала председателем правления. Ирина рассказывает:
— Мы помогаем детям с такими неврологическими заболеваниями, как детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, аутизм, органическое поражение центральной нервной системы. При этих заболеваний вся сложность в том, что они не лечатся за один раз. Результатов можно добиться только постоянными грамотными и своевременными реабилитациями, а стоят они дорого. И для обычных семей со средним достатком это неподъемная сумма. У нашего фонда нет постоянных богатых спонсоров, меценатов. Наши главные помощники – это простые люди с добрым сердцем и щедрой душой. Да, есть те, кто помогает большими суммами, но в основном сборы на лечение мы закрываем с помощью пожертвований от 100 до 1000 рублей.
Благодаря участию и помощи волонтеров и просто неравнодушных людей, наша организация помогла оплатить 48 курсов реабилитации нашим подопечным (в год мы закрываем 10-15 сборов).
Были также собраны деньги на:
Детство «особых» детей проходит в постоянных занятиях и реабилитациях. И такие детишки особенно нуждаются в веселых мероприятиях и принимают их с благодарностью. А уж если на празднике организован сладкий стол и подарки, то счастью просто нет границ! Поэтому, кроме сбора средств, фонд организует благотворительные акции и проводит различные праздники и мастер-классы, приуроченные к разным датам. Здорово, что с каждым годом в них участвуют все больше жителей Владимирской области.
Акция № 1. «Дети вместо цветов»
Как проходит 1 сентября? Дети приносят много букетов, цветов. Учитель ищет вазы, большие емкости, чтобы поставить все это великолепие в воду. Конечно, столько букетов – это приятно: дети с помощью цветов выражают свое уважение и любовь к учителю. Но по факту многие букеты так и останутся стоять в ведрах в школе, а потом окажутся на помойке. Куда лучше, если букет для учителя будет один, а остальные средства, которые могли бы быть потенциально потрачены на цветы, были бы направлены на помощь детям с ограниченными возможностями. Например, в в благотворительную организацию «Владимирские дети-ангелы».
Акция «Дети вместо цветов» проходит уже несколько лет. Благодаря ей ребята с ограниченными возможностями получают поддержку, а школьники становятся более милосердными, так как понимают, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в помощи. У Ирины Долгановой сын ходит в школу, его класс также участвует в акции:
— В нашем классе 27 детей, мы поступаем иначе (так решили дети и их родители): каждый приходит с букетом, но передает по 100 рублей в фонд. А кто-то идет другим путем: вместо букета в классе каждый ученик дарит по розе, а деньги (кто сколько хочет и может) отправляет на лечение наших подопечных.
В прошлом году в акции приняли участие 50 классов из школ Владимирской области. Инициаторами были и сами учителя, и ученики, и родители.
Есть классы, которые из года в год участвуют в этом добром деле, а акция будет проводиться в этом году уже в пятый раз.
Акция № 2. «Особенный первоклассник»
Эта акция стартовала в прошлом году. Фонд собирает сведения о детях, которые идут в первый класс, и помогает собрать их в школу. Особенные дети идут в школу и в 7, и даже в 9 лет. Тут все зависит от степени их готовности в образовательному процессу. Помогать можно наборами первоклассника, канцелярскими принадлежностями: дети и их родители благодарны за любую поддержку. Если у вас есть желание принять участие в этой акции, узнавайте подробности у волонтеров фонда (все контакты — внизу текста).
Акция № 3. «Стань Дедом Морозом!»
В этом году в седьмой раз перед Новым годом «Владимирские дети-ангелы» будут проводить акцию «Стань Дедом Морозом!». В ней добрые волшебники (обычные жители Владимира и области) исполняют новогодние желания подопечных. У особенных детей и так мало поводов для радости. Новый год они ждут вдвойне. Очень хочется, чтобы в этот волшебный праздник их глаза сияли от радости. В прошлом году было 124 заявки. И все дети получили подарки.
Как работает эта акция? Все просто: на сайте фонда вы выбираете ребенка и его желание, оставляете заявку. Волонтер вам перезванивает, называет телефон и адрес получателя, вы покупаете и отправляете по почте подарок или лично вручаете его малышу.
Кстати, мы со старшей дочкой дважды становилась зимними волшебниками и и поздравляла детей. Выбирая подарок, упаковывая его, мой ребенок радовался, что в такой праздник можно не только получить что-то для себя, но и сделать добро другим. Да, дарить подарки порой гораздо увлекательнее, чем их получать.
Акция № 4. «Сладкое добро»
Что может быть желанней для ребенка, чем невероятный праздничный торт со свечами, задув которые, можно загадать самое главное желание — быть здоровым. С января 2017 года «Владимирские дети-ангелы» присоединились к международной акции «Сладкое добро». Суть акции в том, что неравнодушные жители города Владимира и области дарят детям с ограниченными возможностями на день рождения радость – праздничные торты.
На сегодняшний день сладкие подарки получили 213 детишек. В акции принимают участие кондитеры из Владимира, Мурома, Кольчугино, Меленок, Судогды, Коврова и Гусь-Хрустального. Но желающих получить торт все равно много! Сложность еще в том, что некоторые месяцы урожайны на дни рождения, и кто-то остается без подарка, так как кондитеров на всех не хватает.
По негласному правилу кулинар берется за такой заказ один раз в месяц, но принимает заявки на месяцы вперед. Необязательно участвовать каждый месяц, все зависит от свободного времени дарителя. Если вы печете торты, а торт может быть любым и у вас есть желание порадовать малышей, добро пожаловать в проект.
Акция № 5. «Красота против болезни»
Фонд «Владимирские дети-ангелы» оказывает помощь не только детям, но и моральную поддержку их мамам. К сожалению, мамы часто остаются с больным ребенком один на один: папы не выдерживают такой тяжелой ноши и уходят из семей. И женщины вынуждены бороться с болезнью ребенка в одиночку. Они находятся с детьми 24 часа в сутки, на себя просто не остаётся времени и сил.
Ирина Долганова рассказывает:
— Цель акции – хотя бы на один день/час помочь нашим мамам почувствовать себя красивыми. И мы приглашаем их на фотосессии. Чтобы женщины сделали макияж, прическу, нарядились в красивое платье, отвлеклись от повседневных забот и рутины и почувствовали себя в центре внимания.
Акция стартовала три года назад. В ней приняли участие уже 15 фотографов, некоторые из них несколько раз. А мамы получили много положительных эмоций и прекрасные фотографии, зарядились позитивом, стали больше улыбаться. Женщин у нас много, поэтому мы рады всем фотографам, которые захотят нас поддержать.
Помните, мы не можем помочь всем, но каждый из нас может помочь кому-то. Приняв участие в любой акции фонда «Владимирские дети-ангелы», вы поможете в сборе средств на лечение и подарите радость конкретному особенному ребенку.
Подробную информации о том, как помочь, ищите на сайте «Владимирские дети-ангелы».
Контакты организаторов фонда:
+7 (903) 831-82-21, Журавлёва Татьяна Александровна;
+7 (903) 648-48-19, Долганова Ирина Викторовна;
+7 (903)831-45-60, Александрова Людмила Борисовна.
Елена Середина
Фото из архива организации «Владимирские дети-ангелы»
Социально-методический проект «Разноцветное детство»
Не случайно в законе о государственной молодежной политике в Волгоградской области в статье 2 ставится задача о поддержке и социальной адаптации молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе. Согласно статистике, в среднем 8 % жителей нашей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья.
Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.
Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.
В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей с коллективом МБОУ СОШ 1 и в дальнейшем на базе образовательного учреждения консультативного центра для родителей и детей с ОВЗ.
Этапы работы представлены ниже:
2010-11 учебный год:
Инициирование проблемы: Дети заинтересовались ситуацией в семье одноклассницы, у которой сестра является инвалидом детства.
Сбор информации: исследование актуальности проблемы с детьми, имеющими отклонения в здоровье в нашей стране и в нашем городе. Анкетирование наших обучающихся о том, что им известно о проблемах таких людей. Нам хотелось также познакомить с результатами наших исследований обучающихся.
В анкетировании приняли участие 124 человека. Анкетирование показало, что 74% обучающихся имеют очень смутное представление о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. А 57% признались, что никогда не задумывались о том, что рядом живут такие люди.
Знакомство обучающихся с проблемами детей с ОВЗ провели в форме классного часа «Дети в беде».
Мы сформировали группу волонтеров из учеников, отозвавшихся на чужую беду и желающих поддержать детей с ОВЗ (около 50 человек).
Теперь мы задумались о том, чем же можем помочь таким детям? Для этого мы решили познакомиться с опытом проведения подобных мероприятий и узнать о потребностях таких детей.
Оказалось, что оказывают поддержку таким детям различные организации, но не нашли информации о том, как школы сотрудничают с детьми-инвалидами. Мы узнали также, что администрация нашего города проводит мероприятия для таких детей, но сами дети с ОВЗ являются пассивными слушателями, но не участниками.
В нашем городе действуют «Общество слепых», «Общество глухих», «Общество инвалидов» и есть Волжское отделение Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде», где состоят на учете более 130 человек с крайне тяжелыми заболеваниями; дети, которые не могут обучаться в школе, а следовательно, испытывающие проблемы с интеграцией в обществе. Большую потребность в нашем внимании испытывают именно тяжело больные дети, поэтому мы начали с ними сотрудничать.
Так из беседы с председателем фонда мы узнали о том, что родители детей так же нуждаются в консультациях специалистов (детского психолога, представителя пенсионного фонда, социального страхования)
Акция «Разноцветное детство»
Педагоги нашей школы разработали сценарий мероприятия в форме «Вертушки». Были представлены работы секций:
Каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождал ученик-волонтёр, чтобы помогать переходить по секциям, работать в секциях. Пока дети были заняты, родителям, сопровождающим их, была предложена консультационная помощь главного специалиста отдела социальных выплат территориального Управления по г. Волжскому социальной защиты населения администрации Волгоградской области – Власовой Татьяны Вячеславовны, педагога-психолога Бурейниковой Полины Викторовны, МОУ ВИЭПП.
Также были приглашены депутаты Волжской городской думы от разных партий, которые подарили состоящим на учёте в фонде «Дети в беде» книги, пазлы, спортивный инвентарь.
3. Кроме этого, была организована выставка-продажа поделок, которые учащиеся школы сделали заранее специально для акции «Разноцветное детство», с целью сбора средств на лечение больного ребёнка. Но и сами дети-инвалиды сделали подарок школе: показали выставку работ общественного фонда «Дети в беде». Акция закончилась дружеским чаепитием.
Акция «Новогоднее поздравление»
Проводилась для тяжелобольных детей, не имеющих возможности выйти из дома. Группа волонтеров-детей в новогодних костюмах под руководством педагога представляла мини-спектакль.
Акция «Международный день защиты детей»
Во время инсценировки сказки «Репка» были привлечены к исполнению ролей дети с ОВЗ.
2011-2012 учебный год
Акция «Разноцветное детство»
Акция, ставшая традиционной в нашей школе. С нетерпением ее ждут и дети с ОВЗ и здоровые дети.
Совместная деятельность в виде «вертушки».
Акция «Новогодние поздравления»
Празднование Нового года. Была организована встреча детей волонтерами 7 класса и сопровождение их в зал. Волонтеры-обучающиеся МБОУ СОШ поставили спектакль «Новогодняя сказка». Затем дети с ОВЗ и обучающиеся школы, взявшись за руки, водили хороводы вокруг новогодней елки. Детей, которые не могли передвигаться сами, взяли на руки военнослужащие и носили их на руках вокруг елки в новогоднем хороводе. Каждый ребенок получил новогодний подарок. Проведение мероприятия спонсировали родители школы.
2012-2013 учебный год
Развитие нравственных качеств личности у обучающихся — волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия). «Тяжелобольных» детей поздравили на дому, показав новогодние инсценировки, у них дома детьми-волонтёрами в роли Снегурочки, Деда Мороза и Кота.
В процессе работы над проектом было организовано взаимодействие с другими организациями: Пенсионным фондом, Управлением социальной защиты г. Волжского, страховым фондом, ВШК — кафедрой психологии, воинской частью, партнерство с волжским отделением Волгоградского областного общественного благотворительного фонда (ВООБФ) «Дети в беде».
Каждая акция стала событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накапливается опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями, что значительно повлияло на качество проводимых акций; ввиду того, что многие дети с ОВЗ посещают встречи традиционно, то знакомство с волонтерами перерастает в дружбу. Познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, мы к выбору средств и методов стали подходить более индивидуализировано.
После встречи с детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно проведенному анкетированию (93 респондента) выявилось, что:
впервые задумались о необходимости оказания помощи и поддержки – 63%
испытали сочувствие и сострадание – 84%
выразили желание продолжать общение с целью поддержки – 46%
впервые задумались о необходимости беречь свое здоровье – 56%.
От имени родителей: «Нас переполняют чувства огромной благодарности за то, что нашим детям предоставили возможность общаться со сверстниками, подарили праздник, дали возможность хотя бы несколько часов побыть в «ином» мире. Мы с нетерпением будем ждать новых приглашений».
Коллектив школы получил благодарственное письмо от председателя Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентины Васильевны.
Опыт работы творческой группы учителей с детьми с ОВЗ был рекомендован администрацией города к распространению в других образовательных учреждениях.
Царькова Татьяна Сергеевна,
Кирсанова Людмила Борисовна,
Чикризова Елена Владимировна,
учителя МБОУ СОШ № 1 им. Ф. Г. Логинова
- Социальная акция для детей дошкольного возраста
- Социальная акция доброе сердце