сотрудничество объединение разных этногосударственных общностей сближение всех сторон жизни народов
Сотрудничество объединение разных этногосударственных общностей сближение всех сторон жизни народов
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Дифференциация | Стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности |
. | Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов |
Интеграция — сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Групповая | Изменение своего статуса социальными слоями и классами, связанное, как правило, с достигаемыми статусами |
. | Социальное перемещение конкретного человека, связанное прежде всего с достигаемыми статусами |
Социальная мобильность — перемещение индивида или группы лиц в рамках социальной структуры. Виды социальной мобильности: групповая, индивидуальная.
Сотрудничество объединение разных этногосударственных общностей сближение всех сторон жизни народов
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Дифференциация | Стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности |
. | Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Юридическое лицо, производственный кооператив, унитарное предприятие, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1) первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА A) принимается парламентом страны Б) является судебным решением по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение B) регулирует наиболее значимые общественные отношения Г) создается фактически самим судом Д) является частью иерархической системы 1) юридический прецедент 2) закон как вид нормативно-правового акта Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны. 4) заявление в отдел полиции Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Гражданское право — одна из отраслей _______ (А). _______ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу _______ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, _______ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности. Участниками гражданских правоотношений выступают физические и юридические лица. Правовое положение гражданина как участника гражданских правоотношений определяется такими его качествами, как _______ (Д) и дееспособность. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, _______ (Е) или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. 6) хозяйственное ведение 8) материальные блага Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Какие три функции денег рассмотрены авторами? Укажите их. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Что такое деньги? Говорят, что «деньги — это то, что деньги делают». Всё, что выполняет функции денег, и есть сами деньги. Каковы же эти функции? Во-первых и прежде всего, деньги служат средством обращения; их удобно использовать для купли-продажи товаров и услуг. Рабочий пекарни едва ли захочет, чтобы с ним расплачивались, например, 200 булками в неделю. Владелец пекарни также не захочет получать, допустим, свежую рыбу за свои булки. Деньги также легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное общественное изобретение, позволяющее расплачиваться с владельцами ресурсов и производителями таким «товаром» (деньгами), который может быть использован для покупки любого товара из общего набора товаров и услуг‚ имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств и сложностей бартерного обмена. Кроме того, обеспечивая удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться преимуществами географической специализации и разделения труда между людьми. Деньги служат также единицей учёта. Общество использует денежную единицу в качестве эталона для соизмерения относительных стоимостей разнородных продуктов и ресурсов. Подобно тому, как мы измеряем расстояние в милях или километрах, мы оцениваем стоимость товаров и услуг в денежном выражении. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые его можно обменять; нам не приходится выражать цену скота зерном, цветными карандашами, автомобилями «шевроле» или круассанами. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого товара достаточно выразить только в денежных единицах. Это позволяет покупателям и продавцам легко сравнивать стоимости различных товаров и ресурсов. Такое сравнение облегчает людям принятие рациональных решений. В качестве единицы учёта деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов также измеряются в денежном выражении. Наконец, деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги — наиболее ликвидный из всех активов, они являются очень удобной формой хранения богатства. Деньги, которые вы положили в сейф или внесли на счёт в банк, останутся доступны для вас и месяц, и даже год спустя — когда бы у вас ни возникла потребность в них. В ряде случаев владение деньгами не приносит денежного дохода, в отличие от владения богатством в форме реальных активов (недвижимого имущества) или бумажных активов (таких ценных бумаг, как акции, облигации и т.д.). Однако деньги имеют то преимущество, что фирма или домохозяйство могут безотлагательно использовать их. Какие три вида активов названы в тексте? Какой из них, по мнению авторов, наиболее ликвидный? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «ликвидность». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Что такое деньги? Говорят, что «деньги — это то, что деньги делают». Всё, что выполняет функции денег, и есть сами деньги. Каковы же эти функции? Во-первых и прежде всего, деньги служат средством обращения; их удобно использовать для купли-продажи товаров и услуг. Рабочий пекарни едва ли захочет, чтобы с ним расплачивались, например, 200 булками в неделю. Владелец пекарни также не захочет получать, допустим, свежую рыбу за свои булки. Деньги также легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное общественное изобретение, позволяющее расплачиваться с владельцами ресурсов и производителями таким «товаром» (деньгами), который может быть использован для покупки любого товара из общего набора товаров и услуг‚ имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств и сложностей бартерного обмена. Кроме того, обеспечивая удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться преимуществами географической специализации и разделения труда между людьми. Деньги служат также единицей учёта. Общество использует денежную единицу в качестве эталона для соизмерения относительных стоимостей разнородных продуктов и ресурсов. Подобно тому, как мы измеряем расстояние в милях или километрах, мы оцениваем стоимость товаров и услуг в денежном выражении. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые его можно обменять; нам не приходится выражать цену скота зерном, цветными карандашами, автомобилями «шевроле» или круассанами. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого товара достаточно выразить только в денежных единицах. Это позволяет покупателям и продавцам легко сравнивать стоимости различных товаров и ресурсов. Такое сравнение облегчает людям принятие рациональных решений. В качестве единицы учёта деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов также измеряются в денежном выражении. Наконец, деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги — наиболее ликвидный из всех активов, они являются очень удобной формой хранения богатства. Деньги, которые вы положили в сейф или внесли на счёт в банк, останутся доступны для вас и месяц, и даже год спустя — когда бы у вас ни возникла потребность в них. В ряде случаев владение деньгами не приносит денежного дохода, в отличие от владения богатством в форме реальных активов (недвижимого имущества) или бумажных активов (таких ценных бумаг, как акции, облигации и т.д.). Однако деньги имеют то преимущество, что фирма или домохозяйство могут безотлагательно использовать их. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятий «географическая специализация», «разделение труда». Проиллюстрируйте двумя примерами мысль авторов о том, что «деньги дают обществу возможность воспользоваться преимуществами географической специализации и разделения труда». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Что такое деньги? Говорят, что «деньги — это то, что деньги делают». Всё, что выполняет функции денег, и есть сами деньги. Каковы же эти функции? Во-первых и прежде всего, деньги служат средством обращения; их удобно использовать для купли-продажи товаров и услуг. Рабочий пекарни едва ли захочет, чтобы с ним расплачивались, например, 200 булками в неделю. Владелец пекарни также не захочет получать, допустим, свежую рыбу за свои булки. Деньги также легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное общественное изобретение, позволяющее расплачиваться с владельцами ресурсов и производителями таким «товаром» (деньгами), который может быть использован для покупки любого товара из общего набора товаров и услуг‚ имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств и сложностей бартерного обмена. Кроме того, обеспечивая удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться преимуществами географической специализации и разделения труда между людьми. Деньги служат также единицей учёта. Общество использует денежную единицу в качестве эталона для соизмерения относительных стоимостей разнородных продуктов и ресурсов. Подобно тому, как мы измеряем расстояние в милях или километрах, мы оцениваем стоимость товаров и услуг в денежном выражении. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые его можно обменять; нам не приходится выражать цену скота зерном, цветными карандашами, автомобилями «шевроле» или круассанами. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого товара достаточно выразить только в денежных единицах. Это позволяет покупателям и продавцам легко сравнивать стоимости различных товаров и ресурсов. Такое сравнение облегчает людям принятие рациональных решений. В качестве единицы учёта деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов также измеряются в денежном выражении. Наконец, деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги — наиболее ликвидный из всех активов, они являются очень удобной формой хранения богатства. Деньги, которые вы положили в сейф или внесли на счёт в банк, останутся доступны для вас и месяц, и даже год спустя — когда бы у вас ни возникла потребность в них. В ряде случаев владение деньгами не приносит денежного дохода, в отличие от владения богатством в форме реальных активов (недвижимого имущества) или бумажных активов (таких ценных бумаг, как акции, облигации и т.д.). Однако деньги имеют то преимущество, что фирма или домохозяйство могут безотлагательно использовать их. Обществознание. 10 классКонспект урокаОбществознание, 10 класс Урок 19. Межнациональные отношения Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды. Интеграция – сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов. Дифференциация – стремления народов к национальной самостоятельности. Межнациональный, или межэтнический конфликт – это столкновение интересов между представителями разных этнических общностей. Ксенофобия – нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, Сепаратизм – это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания. Межнациональные (межэтнические отношения); национальная политика; толерантность; сепаратизм; ксенофобия. Основная и дополнительная литература по теме урока: Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014. О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 64-78. П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 98-112. Международный научный журнал «Символ науки» «Духовные предпосылки межэтнического культурного диалога в многонациональном поликонфессиональном обществе» Теоретический материал для самостоятельного изучения Говоря об межэтнических отношениях в современном мире можно отметить две тенденции: интеграция – сближение, сотрудничество и дифференциации – стремление к самостоятельности. Эти отношения могут быть дружественными или конфликтными. В науке существует направление, изучающее межнациональные отношения, формирование и развитие этнических групп – этнология. Человечеству всегда было присуще сотрудничество. Но с XX века наблюдается интеграция, которая ведет к образованию союзов государств на экономической или политической почве – характерная черта постиндустриального общества. Один из примеров интеграции – деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. Дифференциация проявляется в мирной (развал СССР) и конфликтной форме (вооруженный конфликт и распад Югославии). Этнический конфликт – это любое противостояние сторон на почве национальной (этнической) принадлежности. Основные причины конфликтов: Территориальные – стремление выйти из состава или присоединиться другому государству, за создание нового независимого государства. Экономические – борьба за материальные ресурсы (земля, недра). Социальные – борьба за гражданское равноправие. Культурно-языковые – стремление к сохранению языка, национальной культуры. Национализм является идеологией, которая проповедует идею национальной превосходности и служит источником межэтнических конфликтов. На вопрос может ли человечество исключить межнациональные конфликты нет положительного ответа. Для исключения этого социального явления необходимо чтобы этнические группы не ощущали пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Чтобы смягчить межнациональные отношения необходимо использовать гуманистический подход при их регулировании, т. е. проявлять уважение к многообразию культур, обеспечить права и свободы личности независимо от национальной принадлежности и, что важно, воспитывать толерантное отношение к представителям разных национальностей. Пути урегулирования конфликтов: Диалог культур может стать средством сглаживания противоречий в уникальном разнообразии этносов и конфессий. Большая роль в межэтнических отношениях принадлежит национальная политика государства. Основой этой политики является Конституция РФ. В преамбуле российской конституции подчеркивается, что для сохранения межэтнического согласия в нашем многонациональном государстве необходимо уважать память предков, соблюдать права и свободы граждан, сохранять гражданский мир и согласие. Для обеспечения суверенной государственности России и ее демократической основы важно соблюдать принцип равноправия всех национальностей и конфессий. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) тоже подчеркивает роль соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, гарантии прав коренных малочисленных народов; мирное разрешение противоречий и конфликтов ещё одно условие мира в многонациональном государстве. Реализация этих принципов отвечает интересам всех народов России. Разбор типового тренировочного задания 1.Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесённые в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, часто обретает агрессивные формы. 2.Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР не играют важной роли в утверждении децентрализованных форм государственного устройства. 4.Этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях не является серьёзным вызовом для России и ряда других постсоветских государств. Правильный вариант/варианты: 1,3 «Конфликт – это ____________ противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определённым уровнем организованного _____________ действия, участием общественных движений, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.
|