соотношение сфер общественной жизни характеризуется
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса
Тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. К особенностям общества как системы не относится
1) наличие множества уровней, подсистем элементов
2) завершённость, линейность развития
3) альтернативность развития
4) наличие разнокачественных элементов
2. К числу основных подсистем общества относится
1) государство
2) религия
3) экономика
4) класс предпринимателей
3. Социальный институт — это
1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека
2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей
3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности
4. Главным политическим институтом является
1) институт многопартийности
2) институт судебной власти
3) институт полномочных представителей президента
4) институт государства
5. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?
А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.
Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?
А. Общество как система характеризуется самодостаточностью.
Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.
Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?
1) интеграции
2) адаптации
3) целедостижения
4) поддержания образца
9. Деятельность средств массовой информации (СМИ) направлена на удовлетворение потребностей людей в получении объективных сведений о развитии общества, его достижениях и проблемах. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что СМИ являются институтом, действующим в духовной сфере жизни общества?
1) отсутствие интеграции в социально-политическую структуру общества
2) наличие гарантий от контроля и регуляции со стороны общества
3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами для определённого вида деятельности
4) отсутствие системы правовых норм, регулирующих соответствующую деятельность
10. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует
1) цикличность как основу существования общества
2) сложное строение основных сфер жизни общества
3) постоянное изменение общественной жизни
4) соотношение сфер общественной жизни
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Особенности социальной системы
Особенность | Её сущность |
Упорядоченная целостность | Компоненты системы занимают внутри неё определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами |
… | Способность системы создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей |
2. Установите соответствие между социальными институтами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) армия
Б) материнство
B) обмен
Г) деньги
Д) партия
Виды социальных институтов
1) экономические институты
2) политические институты
3) институт семьи и брака
3. Найдите в приведённом ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) власть
2) судебная экспертиза
3) собственность
4) завод
5) побратимство
6) семья
Ответы на тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-3
3-2
4-4
5-2
6-3
7-2
8-1
9-3
10-4
Задания с кратким ответом
1. самодостаточность
2. 23112
3. 136
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Человек и общество
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
План.
Общество как система.
Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).
Элементы общества как системы.
Сферы общественной жизни.
Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.
Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).
Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).
Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).
Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).
Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.
Признаки общества как системы.
Типы заданий по теме.
1.Выявление особенностей той или иной сферы общества.
Задание 1
К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
4) духовной
Задание 2.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) искусство, образование
2) демократия, референдум
Задание 3.
Что относится к экономической сфере жизни общества?
1) производство материальных благ
2) проведение выборов в парламент
3) показ нового художественного фильма
Задание 4.
Что относится к социальной сфере жизни общества?
1)проведение заседания парламента страны
2)открытие Шаляпинского фестиваля.
3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.
4)заключение сделки между двумя фирмами.
Задания на взаимосвязь сфер общества.
Задание 1.
Правительство страны Z приняло решение о повышении пенсий. Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и социальной
4) духовной и социальной
Задание 2.
Правительство страны Z приняло решение о поддержке конкурса юных талантов «Поющая страна». Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и духовной
4) духовной и социальной
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Сферы общества характеристика, взаимосвязь, особенности
Общественная жизнь и сферы общества изучаются в рамках школьного курса «Обществознание».
Сферы общества выступают подсистемами общества.
Понятие сферы общества и ее состав
Сферы общества – это система связей между отдельными субъектами и объектами общества. Их соотношение определяет уровень благосостояния, выступает показателем стабильности государства.
Составляют эту совокупность четыре сферы:
Между этими компонентами имеет место тесная взаимосвязь.
Основные сферы общественной жизни
Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.
Духовная
Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.
Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.
Важными категориями данной сферы являются:
Политическая
Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.
Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.
Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.
В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.
Социальная
Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.
Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.
Позиция человека характеризуется ролью и статусом.
Экономическая
Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.
Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).
Социальные институты в сферах общества
Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.
Следующая таблица содержит базовые элементы:
Сфера | Социальный институт |
Духовная | Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр. |
Политическая | Государство, правительство, политические партии |
Социальная | Здравоохранение, ЖКХ и пр. |
Экономическая | Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр. |
Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.
Связь всех 4 сфер жизни общества
Все сферы находятся во взаимосвязи. Человек интегрирован одновременно в каждую из сфер. То есть он оказывается на пересечении четырех областей. Соответственно, проблема или напряженность в одной затрагивает другие.
Политическая – экономическая. Санкции изменили специфику наполнения рынка товарами. Появилась стратегия импортозамещения.
Политическая – социальная. Военные действия в Сирии привели к появлению большого количества беженцев. Система здравоохранения практически отсутствует.
Политическая – духовная. Включение в состав России Крыма инициировало обращение к фольклору, литературе края. Пример: был, в частности, начат выпуск книг по истории и археологии Крыма «Крым в истории, культуре и экономике России».
Экономическая – социальная. Дефолт, обвал рубля приводит к ухудшению системы здравоохранения и других областей.
Экономическая – духовная. Развитие промышленности требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут подготовить вузы. Соответственно, открываются новые направления, увеличивается набор.
Экономическая – политическая. Сильная экономика определяет позицию страны на международной арене.
Духовная – политическая. Научные разработки для оборонной промышленности обеспечивают безопасность страны.
Духовная – экономическая. Популяризация музеев увеличивает поток туристов, что приносит доход региону, стране.
Духовная – социальная. Подготовка врачей в вузах способствует развитию здравоохранения.
Социальная – политическая. Наличие крепкой системы здравоохранения определяет благоприятную ситуацию во внутренней политике.
Социальная – духовная. Сословная принадлежность до революции 1917 г. препятствовала обучению в университетах несостоятельных граждан.
Социальная – экономическая. Наличие системы дошкольного образования позволяет родителям детей работать, что положительно влияет на экономику.
1. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутриних в процессе экономической, социальной, полтической и культурной деятельности, — это- 1) производственные отношения
2) общественные отношения
3) межнациональные отношения
4) политические отношения
2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что
1) общество оказывает только отрицательное
влияние на природу
2) природа полностью зависит от общества
3) природа полностью определяет направление
развития общества4) общество и природа взаимосвязаны
3. Верны ли следующие суждения об общественных отношениях?
А. Все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям.
Б. Все связи, возникающие между климатическими условиями и сельским хозяйством, относят к общественным отношениям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Главным политическим институтом является __
1) институт многопартийности
2) институт судебной власти
3) институт полномочных представителей президента
4) институт государства
5. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?
А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.
Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6.Геннадий обладает знанием и способностямизащищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Каким качеством обладает Геннадий?
1) гражданственностью 3) патриотизмом
2) совестью 4) ответственностью
7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение представляет собой взгляд человека на какую(то отдельную сторону мира.
Б. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической
деятельности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Целостное представление о природе, обществе,человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества,— это
1) менталитет 3) мировосприятие
2) мировоззрение 4) мироощущение
9. Деятельность — это
1) способ отношения человека к внешнему миру,
состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
2) процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей
3) процесс усвоения и дальнейшего развития человеком культурных норм и социального опыта,
необходимых для успешного функционирования в обществе
4) совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в постоянных или изменяющихся условиях
10. К социальным относится потребность
1) в самовыражении
2) в познании окружающего мира
3) в трудовой деятельности
4) в жилище