соловей разбойник в реальной жизни
Где на самом деле обитал Соловей разбойник
Русские былины с детских лет знакомы каждому жителю нашей страны. При этом большое количество исследований посвящено тому, кем на самом деле являлись былинные богатыри. В то же время об их противниках практически ничего не известно. Вместе с тем было бы интересно узнать, кем в реальной жизни являлся, например, Соловей-разбойник: птицей или человеком и где находилось его разбойничье логово?
Соловей разбойник: герой «средневековых комиксов»
Самое невероятное, что если история Ильи Муромца хорошо известна, а в Киево-Печерской Лавре даже покоятся останки прототипа легендарного богатыря, то происхождение Соловья-разбойника покрыто мраком тайны. Ни в одной из былин нельзя найти «биографии» этого отрицательного персонажа. Исходя из текста былин, можно лишь предположить, что он являлся либо птицей-оборотнем либо обычным разбойником. Если верить лубочным картинам, широко распространенным на Руси, в XVII веке, то Соловей-разбойник все же представляется именно бандитом с большой дороги, а не мифическим существом, как можно было бы предположить сначала. Если бы он был неким сказочным персонажем, то его так бы и изображали, как птицу-Сирин дуальным существом. Но, нет, Соловей – разбойник всегда описывается, как обычный человек.
Разбойник по фамилии Соловьев
Анализируя имя разбойника, с которым боролся Илья Муромец лингвисты пришли к выводу, что ничего странного в нем нет. В средневековой Руси людям часто давали прозвища, посвященные тому или иному животному, которые с течением времени трансформировались в фамилии. Хорошо известно, что царский род «Романовых» берет свое начало от боярина Андрея Кобылы. Знаменитый разбойник Голуб орудовал в центральной России во времена Ивана Грозного. У покорителя Сибири Ермака в соратниках числились бывшие грабители Сокол и Петух. Так, что если бы потомки Соловья-разбойника дожили до наших дней, не изменив своему ремеслу, их бы знали под фамилией Соловьевы.
Где расположен дуб Соловья-разбойника?
Место обитания Соловья-разбойника согласно тексту былин – гнездо на трех, семи, девяти или сорока дубах. Конечно, человеку не пристало жить на дереве, но для бандитской засады оно подходит как нельзя лучше. Впрочем, в истории средневековой Европы существовала популярная традиция постройки домов на деревьях. В 1873 году историк немецкого происхождения Ф. Либнехт подробно описал некий дом крестоносцев расположенный на большом раскидистом дубе в Польше. Самое интересное, что если установить, кем являлся прототип Соловья-разбойника, сегодня не представляется возможным, то место его обитания — известно. Если проложить прямой маршрут из Мурома в Киев, то дорога, действительно, пройдет через Чернигов. Именно здесь былинный Илья Муромец и повстречал Соловья-разбойника на опушке дремучих Брянских лесов. Переложив текст былины на топографическую карту, можно увидеть, что между Киевом и Черниговым находятся Брынские или Брянские леса.
Родовое имение Соловья-разбойника
При этом интересно отметить, что вблизи Брянских лесов находится город Карачев, около которого протекает речка Смородиновка. Но, ведь именно около, считающейся легендарной реки Смородины Илья Муромец и встретил Соловья-разбойника. Дальше еще интереснее: в полутора десятках километров от города расположено село с необычным названием «Девять дубов». В былине же прямо говорится о том, что Соловей-разбойник восседал на девяти дубах, а рядом в селении жили его многочисленные родственники. 14 апреля 1890 года «Московские ведомости» опубликовали сообщение жителя Карачева, который заявил, что местные старожилы знают точное место битвы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника. По его словам даже жив пень, на месте которого росли девять дубов, где находилась засада Соловья-разбойника. Учитывая, что дубы имеют срок жизни до 900 лет. Эти слова вполне могли быть правдой. Получается, что Соловей-разбойник вместе со своей семьей жил в селении Девять дубов в 13 километрах от города Карачева в Черниговской области. Логично предположить, что современное население этого села, является потомками знаменитого разбойника.
Неизвестное об известном. Тайны и загадки об Илье Муромце
Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв — множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.
Проклятие и чудесное исцеление
В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками.
Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.
Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…
Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.
Подвиги русского Геракла
После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.
Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).
В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.
В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке.
Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.
Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры.
Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.
От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…
Соловей разбойник в реальной жизни
За песенным преданием об Илье Муромце и Соловье-разбойнике стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины, что исследователям не составило особого труда его разыскать.
В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка.
Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно — о победе Ильи над Соловьем, другое — о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.
Кто же такой Соловей-разбойник?
Иногда его изображают в виде демонического существа — получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания. В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается, но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино.
По былинам получается, что Соловей-разбойник — в полной мере человек, а «птичье» имя его — скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На изображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда — на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм. Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника.
Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник — это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это — человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя.
Как значится в русских летописях, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей. Киевский князь виделся вятичам чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им — вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии — посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов.
То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» — территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя. Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев.
В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».
Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским (самое восточное древнерусское племя) племенным вождем, как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить. Разумеется, убивающий все вокруг его свист — это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах.
Былина сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках — Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.
Кто такой Соловей-разбойник?
Кто не знает Соловья-разбойника? Известнейший он персонаж!
Как свиснет, так и оглушит врага — не выдерживает человек дикого посвиста оборотня. Былины и сказки не дают точного описания разбойника — то ли человек он, то ли птица.
Гнездо его «на семи верстах», огорожено тыном, на каждой тыненке насажено по человеческой голове. Там же живут жена Соловья-разбойника и его дети — черные вороны с железными клювами.
В белорусских сказках есть у него родич — рогатый Сокол.
При этом непонятно, кто такой все-таки этот Соловей — ибо, если сидит он в своем гнезде на дереве и свистит оттуда, то больше похож на птицу.
Однако по дороге в Киев Соловей обретает черты человека.
Прежде всего, члены его семьи, выглядывая в окно терем, не могут понять — кто кого везет. То ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья. Вполне себе человеческого обличья. Значит, оба богатыря — люди.
И значит, Соловей умеет ездить верхом.
«Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов.
За Ильёй Муромцем установилась слава главного богатыря и защитника Руси, а в образе его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.
Соловей — несомненно образ человеческий, у разбойника, как у богатого человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне обычная семья: жена, дочери, сыновья, зятья.
Соловей ведет себя очень гордо — отговаривает семью отбить его у Ильи Муромца, а в Киеве не просто на равных разговаривает с князем Владимиром, а в некоторых вариантах былин даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста.
Он ровня и богатырю, и князю.
Князь Владимир пожелал услышать свист ворога. Однако как свистнул Соловей, так чуть и не погубил князя с домочадцами. Но тут самому Соловью конец пришел. Илья размахнулся со всего плеча и снес ему голову.
Так кто де Соловей — человек или птица?
«Самый радикальный способ решения данной проблемы, как выяснилось, — пишет фольклорист Б. Морозов, — состоит в том, чтобы признать двойственность Соловья-разбойника. Мнимой». Такую идею высказал в 1891 г. выдающийся отечественный филолог А. А. Потебня. К нему присоединился ряд других учёных. Суть рассуждений А.А. Потебни и его единомышленников заключалась в следующем.
Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». «То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей».
Спрашивается — почему Соловей свистит? Да потому, что народ видел в нем олицетворение разрушительного урагана, а свист его уподобляется шуму бури.
Детьми бури были ветры, которые в мифологии представлялись хищными птицами; вот почему дети Соловья-разбойника — вороны с железными клювами.
Вот такая сказочная загадка — Соловей-разбойник.
© Наталия Будур. Из книги «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»
Иллюстрации — из свободного доступа в интернете
Соловей-разбойник
Соловей-разбойник (Соловей-Разбойник) — ещё один исконно-посконный славянский злодей. Он не чародей, не зарубежный агрессор и не трёхголовый дракон, и не столь популярен, как они. Соловей — всего лишь криминальный элемент, однако и у него имеется некоторое число дополнительных возможностей — и знаменитый смертоносный свист из них пусть и самый известный, но далеко не единственный.
Содержание
Факты и стереотипы [ править ]
Где разбойничает (или нет) [ править ]
Фольклор [ править ]
Илья Муромец: Не проходил ли тут Соловей-насильник? Крестьяне: Ты хотел сказать «Соловей-разбойник», Илюша? Илья Муромец: Мне лучше знать.
Литература [ править ]
« | Между древним Удоевым, основанным в 794 году, и Черноморском, основанным в 1794 году, лежали тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги. |
За поимку живого или мёртвого награда — полбочонка серебра. Год сегодняшний. Лето нынешнее. Писал писарь Чумичка.
Кино [ править ]
Первый Соловей в округе, Я гуляю бесшабашно. У меня такие слуги, Что и самому мне страшно.
К оборотням не привыкну — До того хитры, ребятки! Да и сам я свистну, гикну — Аж душа уходит в пятки!
Выходи! Я тебе посвящу серенаду! Кто тебе серенаду ещё посвистит? Сутки кряду могу — до упаду, — Если муза меня посетит.
Я пока ещё только шутю и шалю — Я пока на себя не похож: Я обиду терплю, но когда я вспылю — Я дворец подпилю, подпалю, развалю, Если ты на балкон не придёшь!
Как-то ехал царь из леса, Весело, спокойненько, – Вдруг услышал свист балбеса Соловья-разбойника.
С той поры царя корежит, Словно кость застряла в ём: Пальцы в рот себе заложит — Хочет свистнуть Соловьём!
Надо с этим бой начать, А то начнет разбойничать!
Мультфильмы [ править ]
Телесериалы [ править ]
Музыка [ править ]
Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир, А от их был Змей трёхглавый и слуга его — Вампир. Пили зелье в черепах, ели бульники, Танцевали на гробах, богохульники! Страшно, аж жуть!