соловьев седой биография кратко
Сын дворника, прославивший музыкой свою страну.
25 апреля 1907 года в столице империи Санкт-Петербурге родился Василий Соловьёв. Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен.
Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. Сейчас дворник — профессия не слишком высокооплачиваемая, специальных знаний для нее не требуется. А в России же дореволюционной дворник — уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» (следил за порядком во вверенном районе) и даже немного ЖЭКа (контролировал состояние домов). Так что главный дворник самого важного проспекта Империи — человек не бедный, социально важный. Жена его — Анна Федоровна — работала горничной. И странным образом именно это определило потом карьерный путь ее сына. Дело в том, что и люди на Невском жили непростые. Главная улица столицы огромной страны, жильцы — сплошь звезды и богачи. Анна Федоровна работала у певицы Анастасии Вяльцевой. Это была знаменитая артистка, даже получившая прозвище «Русская золушка». Она исполняла романсы, пела оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Но прозвище «Золушка» она получила за то, что ранее также была горничной. Соответственно, к прислуге она относилась с уважением и пониманием. Анне Федоровне в благодарность за работу Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями. Даже в семьях среднего достатка граммофоном могли похвастаться не все. И маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.
Вася рос не просто меломаном — он продемонстрировал и организаторские способности. Сначала упросил родителей купить балалайку. Играть на ней научился сам, а затем — тоже сам — освоил и гитару. Пик «любительской карьеры» Соловьева — сколоченное им из соседских пацанов музыкальное трио. Количество талантов на квадратный метр двора зашкаливало. Например, в свой ансамбль Соловьев позвал сына прачки Сашу Борисова. Впоследствии тот станет актером, народным артистом СССР, прославится не только театральными ролями, но и работами в фильмах «Максим Перепелица», «В дни Октября», «Как закалялась сталь» (где сыграл Корчагина). Но это все потом, а в молодости Борисов играл на мандолине в ансамбле Васи Соловьева.
Кстати, дом, в котором композитор родился и вырос, стоит на Невском и по сей день. В нем теперь гастроном и квартиры. А когда-то сюда приходили со всей округи — слушать трио подростков, которые играли прямо в подъезде. Им было тогда по 12 лет. Жил по соседству с ребятами и виолончелист — он начал водить Васю в Мариинку, где тот слушал самые популярные на тот момент оперы. При этом вокруг уже бушевала революция, а за ней и гражданская война. Стать великим музыкантом Соловьеву было суждено уже в другой, новой России.
Самый сложный для многих музыкантов шаг — сделать свое увлечение настоящей профессией. Соловьеву это удалось благодаря упорству. В годы разрухи после гражданской войны Василий работал уборщиком в кинотеатре, за что ему не только платили, но и разрешали играть на старом, разбитом пианино, за которым во время показов сидел тапер. Инструмент Соловьев освоил тоже сам — просто на слух подбирал известные мелодии, потом играл их все более уверенно. Настолько уверенно, что его самого зовут работать и тапером и даже музыкантом на радио. Пианист на радио — наиболее «продвинутом» тогда средством массовой информации — Соловьев стал, не имея никакого профильного образования. На тот момент он окончил лишь трудовую школу. Но талант был очевиден — известный композитор Алексей Животов советует Василию получать музыкальное образование.
В Ленинградский центральный музыкальный техникум Соловьев поступил только в 1929 году, уже имея за собой большой опыт выступления в качестве пианиста. Потом — Консерватория. Он уже известен как «Василий Седой», неугомонный музыкант и начинающий композитор. Пишет он много, настолько, что однокашники обыгрывают его имя в новом прозвище «Фа-си-ля Си-до». Тот не обижается, да и вообще свои прозвища любил. «Седого» сделал частью фамилии, а некоторые произведения прямо так и подписывал: Фа-си-ля Си-до.
Композитор большой страны.
Фа-си-ля Си-до музыку писал «запоем». Уже в год окончания консерватории он получает премии за произведения «Парад» на слова Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Рывиной. Еще через 4 года в обеих столицах ставят его балет «Тарас Бульба». А всего за тридцатые годы он напишет несколько сотен произведений. Его песни исполняли тогдашние звезды Ирма Яунзем и Леонид Утесов.
Дальше была война и Соловьева-Седого (уже семьянина, с женой и дочерью) эвакуируют вместе с труппой Малого оперного театра. «Сидеть в тылу» композитор не собирается. Как и в детстве, он быстро организует ансамбль для выступлений на фронтах. Его фронтовая бригада «Ястребок» выступает на сложнейших участках фронта, в 1941 году играет на ржевском направлении, где идут тяжелые бои. Всю войну Соловьев-Седой выступает на различных фронтах. Впоследствии ветераны будут вспоминать, как важны были концерты таких фронтовых бригад, как они помогали поддерживать моральный дух бойцов. При этом композитор продолжает писать песни, известные до сих пор. Чего стоит только одна — «Потому что мы пилоты» из фильма «Небесный тихоход». В 1943 году Соловьев-Седой получает главную премию страны — Сталинскую. Важным событием в жизни сам композитор считал встречу с поэтом Алексеем Фатьяновым. Вдвоём они написали более 40 песен, ставших любимыми у народа.
После того, как война кончится, она останется сквозной темой в песнях Соловьева-Седого. Подвиг народа он воспел в легендарных «Где же вы теперь, друзья-однополчане. » и, конечно «Соловьи». Эта песня была написана еще в годы войны, но до сих пор любима всеми ветеранами.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят…
Маршал Жуков даже в шутку назвал Соловьева-Седова «маршалом песни».
«Неплохая песня» как музыкальный символ страны.
Конечно, война — не единственная тема песен Соловьева-Седого. Он пишет знаменитые «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу».
А в 1956 году написана песня «Подмосковные вечера». Сам композитор считал ее «неплохой», не более того. Каково же было его удивление, когда «Вечера» стали одной из пяти песен, выбранных для документального фильма о первой спартакиаде народов СССР. Также композиция получила первую премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Более того, «Подмосковные вечера» станут символом России для всего мира. Её исполняли многие певцы всего мира, в том числе француженка Мирей Матье, в фортепианном исполнении её играл американский пианист Вэн Клайберн, а англичанин Кенни Болл сделал джазовую аранжировку произведения.
В последние годы усыпанный заслуженными наградами (Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской и Ленинской премий) композитор тяжело болел. Но все равно называл себя счастливым человеком — что в профессии, что в личной жизни.
Василий Соловьев, он же Седой, он же Фа-си-ля Си-до умер в родном Ленинграде, в декабре 1979 года. Его песни знает и любит вся страна, даже подчас не помня их автора. Только дочь великого композитора Наталья не слышала песен отца. Она была глухой и стала большой актрисой, работая в Московском театре мимики и жеста.
Соловьев-Седой Василий Павлович
Российский композитор. Пианист. Общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственных премий. Известен по песням «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи», «Небесный тихоход»: «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу», «Соловьи».
Василий Соловьев родился 25 апреля 1907 года в городе Санкт-Петербург. Отец, Павел Павлович, служил главным дворником Невского проспекта. Мать, Анна Федоровна, работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища из-за очень светлых волос.
В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми: Сашей Борисовым, сыном прачки и кухонного рабочего и Шурой Виноградовым. Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьева-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова, которым дирижировал Альберт Коутс, выступления Федора Шаляпина в операх «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.
В 1923 году Соловьев-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапера, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики, пианистом-импровизатором на Петербургском радио.
По совету Алексея Животова с 1929 года Соловьев-Седой учился в Санкт-Петербургском центральном музыкальном техникуме, где его сокурсником являлся Никита Богословский. В 1931 году весь курс техникума перевели в Петербургскую консерваторию, которую Соловьев-Седой окончил в 1936 году по классу композиции у Петра Рязанова. В годы учебы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах родного города.
Хотя молодой композитор писал в разных жанрах, во второй половине 1930 годов определилось основное: лирико-песенное направление его творческой деятельности. В 1936 году на городском конкурсе массовых песен первой премии удостоены его песни «Парад» и «Песня о Ленинграде». В 1938 году начал писать музыку для кино, а уже через два года в Санкт-Петербурге и Москве состоялись премьеры балета Соловьева-Седого «Тарас Бульба».
В годы Великой Отечественной войны жил в городе Оренбург, где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом Алексеем Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнером. Война дала мощный драматический импульс творчеству Соловьева-Седого.
В период с 1941 по 1945 год написал около семидесяти песен, получивших всенародную любовь. Среди них: «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи». В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход»: «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу». В том же году в Самаре состоялась премьера его оперетты «Верный друг».
С 1948 года на протяжении двадцати шести лет занимал крупные административные должности в Союзе композиторов: председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза Композиторов Санкт-Петербурга, секретарь Союза. Параллельно являлся депутатом Верховного Совета СССР III-V созывов.
В послевоенное время творчество Соловьева-Седого достигло расцвета. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка»: одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи Алексея Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи Михаила Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом страны во всем мире. Еще один шедевр композитора: «Вечерняя песня», ставшая неофициальным гимном Санкт-Петербурга.
Среди других сочинений Соловьева-Седого: балет «В порт вошла «Россия», оперетты «Самое заветное», «Олимпийские звезды», «Восемнадцать лет», «У родного причала», «Жил-был Шельменко». Писал музыку к художественным, к мультипликационным, научно-популярным и документальным кинофильмам, музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам. Автор литературных сочинений: «За музыкальную правду эпохи». В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
Последние годы жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из его последних работ, которую не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке Самуила Маршака «Терем-теремок». В это время Соловьев-Седой тяжело болел, что не помешало ему отметить 70-летие в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и юбилей композитора транслировался по телевидению.
Василий Соловьев-Седой скончался 2 декабря 1979 года. Похоронен великий композитор на Литераторских мостках Волковского кладбища северной столицы.
Герой Социалистического Труда (1975)
Заслуженный деятель искусств России (1956)
Народный артист России (1957)
Народный артист СССР (1967)
Три ордена Ленина (1957, 1971, 1975)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда»
Балеты
«Тарас Бульба» (по повести Н. В. Гоголя, 1940, Ленинградский театр оперы и балета; 2-я ред. 1955; там же)
«В порт вошла «Россия» (1963, Ленинградский театр оперы и балета)
Оперетты и музыкальные комедии
«Верный друг» (1945, Куйбышевский театр оперы, балета и музыкальной комедии; Ленинградский театр музыкальной комедии)
«Самое заветное» (1951, Московский театр оперетты)
«Олимпийские звезды» (1962, Ленинградский театр музыкальной комедии)
«Восемнадцать лет» (1967, Ленинградский театр музыкальной комедии)
«У родного причала» (1970, Одесский театр музыкальной комедии)
«Вендетта» (1969)
«Брак по любви» («Свадьба с препятствиями»((Кемерово, 1971)
«Алмазные подвески» («Подвески королевы») (Ленинград, 1973)
«Жил-был Шельменко» (1978, Тернопольский театр музыкальной комедии)
Для симфонического оркестра
Лирическая поэма (не окон. 1933)
Поэма «Партизанщина» (1934)
Сюиты из балетов «Тарас Бульба» (1960), «В порт вошла „Россия“» (1961)
Для фортепиано и симфонического оркестра
Концерт (неоконч., 1935)
Для голоса и симфонического оркестра
Песни восставшей Венгрии (сл. А. Гидаша, 1932)
Для скрипки и фортепиано
Лирические прелюдии (1934)
Для виолончели и фортепиано
Для фортепиано
Шесть вариаций (1930)
Сюита (1934)
Прелюд (1936)
Вальс «Красная стрела» (1951)
Для голоса, чтеца и фортепиано
Северная баллада (сл. Г. Я. Горбовского, 1967)
Для голоса и фортепиано
Сюита «Кресло, стул и табурет» (сл. А. Л. Барто, 1931)
Басни (сл. Д. Бедного, 1932)
Циклы на cл. С. А. Есенина (1936)
Светлые песни (Поэма о любви, cл. Г. Я. Горбовского, 1973)
Романсы на cл. А. С. Пушкина, М. А. Кузмина, А. А. Жарова, В. А. Бутягиной, Е. А. Вечтомовой
Музыка к драматическим спектаклям
Музыка к радиопостановкам
Радио-оперетта «Хорошая погода» (1934), «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1936), «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина (1937), «Россия» (текст А. А. Прокофьева, 1944), «Азовское море» (пьеса Л. Г. Зорина, 1952).
Песни
Фильмография
Композитор
Роли
Участие в фильмах
Архивные кадры
Соловьёв-Седой, Василий Павлович
Василий Соловьёв-Седой | |
Почтовая марка СССР | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |