сохраним природу сохраним жизнь

«Сохраним природу — сохраним жизнь». Волонтерское движение «Берегиня»

сохраним природу сохраним жизнь Анастасия Караганова
«Сохраним природу — сохраним жизнь». Волонтерское движение «Берегиня»

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р обозначены основные направления развития воспитания, к которым относится и экологическое воспитание,включающее: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. В наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. С 2017 года в России по приказу президента В. В. Путина взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием и здорового населения. В экологическом воспитании будущего поколения важным компонентом является волонтерская деятельность. Еще один из самых важных указов президента РФ В. В. Путина, это объявление 2018 года «Годом волонтера» и в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность», который реализуется до 2024 года и станет составной частью национального проекта «Образование». Основываясь на воспитание будущего поколения, мотивировало реализовать проект «Сохраним природу-сохраним жизнь» как инновационная модель воспитания и развития детей, который предусматривает привлечение обучающихся и их родителей в практическую деятельность по охране окружающей среды. Ведь большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Вырастая, дети ведут себя так же, как вели себя и поступали их родители. Через совместную экологическую деятельность воспитывается интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

Целью проекта «Сохраним природу – сохраним жизнь» является усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний в ходе волонтерского движения, направленного на экологическую деятельность в природе, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

1) создание атмосферы психологического комфорта детей, социокультурного сотрудничества и социальной адаптированности;

2) понимание ценности жизни и здоровья, отношение к себе как части природы;

3) освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни путем целенаправленного общения с окружающей средой;

4) использование современной благоприятной информационной среды.

Главной особенностью данного проекта является создание Волонтерского движения # БЕРЕГИНЯ# с привлечением семей воспитанников,составляющими которого являются:

-ЭкоСовет. В состав ЭкоСовета входит агитбригада «Росточек», председатель Эко-совета воспитанник подготовительной группы, главный специалист по экологии отдела административного и муниципального контроля г. о. Кинель Самарской области», актив родителей, педагоги детского сада «Сказка».

-Агитбригада «Росточек» и трудовой десант. В агитбригаду входят воспитанники подготовительных и старших групп. Имеет свою эмблему, девиз,отличительные атрибуты: зеленые галстуки и пилотки.

-Представители общественности. К ним относятся семьи воспитанников, педагоги, учащиеся ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер», жители г. о. Кинель., Кинельский государственный техникум.

-Социальные партнёры: Детский сад «Сказка» №383 г. о. Самара, Центр Веры Глуховой, Ветеринарная клиника «Фауна» г. о. Кинель, Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заветы Ильича», ООО имени Антонова с. Домашка.

• развивать способность обучающихся к взаимопомощи и сотрудничеству с различными организациями и социальными группами;

• воспитывать способность к поступкам и действиям, совершаемым на основе активной деятельности;

• стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность дошкольного самоуправления.

На первом этапе реализации проекта «Сохраним природу – сохраним жизнь» было создано экологическое пространство в детском саду для развития у воспитанников экологической культуры, экологической ответственности и воспитание сопереживания в процессе ознакомления с растительным миром, природой родного края и окружающей средой.Созданы необходимые условия: экологические уголки, центры экспериментирования в группах, мини-лаборатории «Огород на окне», Зимний сад, лаборатория для растений, рекреация «Зона отдыха», советы Доброго дубы, экологические маршруты на территории детского сада, учебно-опытный участок «Сказочный огород», цветники. В Зимнем саду воспитанники выращивают комнатные растения, обеспечивают необходимыми условиями для их жизни, рыхлят, поливают, опрыскивают цветы, определяют их состояние, ведут дневники наблюдения и исследовательскую деятельность. При Зимнем саде была открыта «Лаборатория для растений», где размещено всё необходимое по уходу за комнатными растениями, лечения и выращивания повреждённых комнатных растений, рассады. Доступная экологическая образовательная среда оформлена не только в детском саду, но и на прилегающей территории, для этого имеются возможности, большая территория с растительными насаждениями. Для развития практической трудовой деятельности детей на территории детского сада оформлен учебно-опытный участок «Сказочный огород». Воспитанники решают на каких грядках будут сажать семена, а на каких рассаду, принимают участие в создании грядок, выполняют элементарные поручения на огороде, перенимают опыт, начиная с подготовки почвы для сеяния семян, выращивания рассады и посадки её в открытый грунт.

Самым значимым волонтерским движением # БЕРЕГИНЯ# является проведение экологических мероприятий и акций, направленных не только на благоустройство территории детского сада «Сказка» и природы родного города Кинель, но и заботу о братьях наших меньших. Акция «Цветы добра» по озеленению и благоустройству территории, высадку цветов в клумбы и цветники. В рамках реализации этой акции были привлечены дети всех возрастных групп, педагоги, родители воспитанников и сотрудники, социальные партнеры – обучающие Кинельского государственного техникума. В соответствии с перспективным планом #БЕРЕГИНЯ# организована и проведена акция «День добрых друзей деревьев». Акция собрала более 40 активистов в день празднования Дня космонавтики. На территории детского сада было высажено 50 молодых березок и лип, а через год в этот же день еще 100 декоративных кустарников и саженцев. Волонтеры с социальным партнером Садовым центром Веры Глуховой призвали родителей и детей принять участие в благотворительной акции «Лидия» с девизом «Помни обо мне, люби, живи!». На центральной клумбе детского сада были высажены гортензии. С каждым годом эти прекрасные цветы набирают силу и рост, радуют всех вокруг своей красотой, ребята агитбригады «Росточек» ухаживают за ними. Участие в акциях защиты и заботы о животных является основным условием для воспитания у детей бережного отношения к животным. С декабря по февраль волонтеры в нашем детском саду «Сказка» организовали волонтерское движение «Забота о братьях наших меньших». На территории детского сада «Сказка» и детского городского парка г. о. Кинель были вывешены кормушки и подвесной корм для птиц, ежедневно дети выносят корм для птиц и подкармливают их.

Представители волонтёрское движение # Берегиня детского сада «Сказка» приняли участие в социально–экологическом проекте Самарской области «Добрые крышечки 63», организатором является Группа компаний ЭкоВоз. Активистами за летний период собрано большое количество пластиковых крышек, которые передали для переработки. Сдавая крышечки в проект, мы не только избавили землю от пластиковых отходов, но и вырученные средства были перечислены в медицинский центр «Ариадна» на помощь в приобретении расходных материалов для реабилитационной кровати новорожденным детям. Коллектив д\с «Сказка» отмечен Благодарностью за добрые дела!

В результате реализации проекта сформирован непрерывный процесс формирования личности ребенка:

бережного отношения к природе;

устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;

правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни»;

моральных установок, экологических ценностей;

эмоциональной отзывчивости к природе, к нуждающимся в помощи;

положительных ощущений от общения с живой природой и неживой природой;

желаний познавать окружающий мир и оказывать содействие в положительных поступках.

В результате реализации воспитательного проекта сформирована социально-полезная общественная деятельность детей на уровне Кинельского округа и Самарской области.

Источник

Конспект «Сохраним природу- сохраним жизнь»

Внеурочная деятельность “Юный эколог”

Тема: «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Учитель начальных классов: Нуртдинова Р.Х.

Время реализации занятия: 35 минут

Цель занятия: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; осознание своей моральной ответственности за судьбу родной земли, своего города; формирование экологической культуры.

Раскрыть смысл понятий: «экология», «защита природы», «здоровье».

Рассмотреть способы защиты природы.

Учебно-образовательные : мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;формировать коммуникативную компетентность, умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.

Учебно-развивающие : способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать жизненно важные задачи;

Учебно-воспитательные : продолжать формирование у обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; гражданскую позицию «Земля –это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять»; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.

Тип занятия: поисковый

Форма занятия : урок конструирования правил поведения в природе

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить с понятиями «экология», «защита природы», «здоровье», рассмотреть способы защиты природы

Личностные : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру, осознание своей моральной ответственности за судьбу родной земли, своего города.

Познавательные : умение анализировать текст, пересказывать его, отвечать на вопросы, формирование экологической культуры.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику

Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнёмся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир наш добрый краше,
Жителям Земли привет! (Машут руками).

Ребята, сейчас у нас с вами занятие по внеурочной деятельностиь “Юный эколог”

Я сорвал цветок, и он увял,

И он умер у меня на ладони,

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.

Как вы понимаете эти слова?

(Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно.)природа тонкая натура автор сравнивает с мотыльком.

Мы продолжим нашу работу в группах. Но перед началом работы, вспомним правила работы в группе.

Каждая группа сейчас должна собрать разрезные картинки.

Какие картинки у вас получились?

(Ёжик, цветок, солнце, человек)

Как можно объединить все эти слова? Одним словом – природа.

1.Коллективная работа «Терем матушки Природы»

Добро пожаловать в терем матушки Природы. (Изображение терема)

Что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает)

Кого и что мы поселим в терем ? (в центре человека, ёжика, цветок, солнце и другие объекты живой и неживой природы).

Почему в нашем тереме человек и всё, что его окружает находятся вместе? (Человек – часть природы, поэтому он не может существовать вне её. Они взаимосвязаны.)

Подберите подходящую рифму.

Чтоб мы дышали круглый год, природа даст нам… (кислород)

Захочешь, сможешь ты напиться, тебе природа даст… (водицы)

Чтоб холод был вам нипочём, согрейся солнечным… (лучом)

Чтоб жизнь казалась нам чудесной, порадуют нас птицы … (песней)

А заболел знай среди дубравы растут лекарственные… (травы)

В морозы не теряй надежду: природа нам найдёт… (одежду)

От голода не жди беды, взрастит природа нам… (плоды)

В невыносимый жаркий день деревья создадут нам… (тень).
Вывод: Так зачем нам нужна природа?

(с каждым ответом на доске вокруг изображения человека прикрепляется вокруг соответствующая карточка)

Влияет ли состояние природы на наше здоровье?

(Наше здоровье зависит от состояния природы: воздух, вода, земля – всё оказывает влияние на состояние человека).

IV. Определение темы занятия, целей. Проблемная ситуация.

А как мы можем, сохранив природу- сохранить жизнь? (Проблемная ситуация ) На этот вопрос мы постараемся ответить в конце занятия.

V. Работа по теме занятия

1. Чтение послания Пришвина

Давайте обратимся к писателю, в гостях которого мы побывали на уроке литературного чтения. Это кто? (Михаил Пришвин). Пришвин “Кладовая солнца” слайд. Башкирия

Прочитаем его послание к нам. (Слайд)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». (ученик прочитает).

Эти слова замечательного русского писателя является наилучшим выражением значимости природы в жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.

2.Работа с понятиями: природа, родина

Что значит родина для вас? (Место, где мы родились, родная страна, место, где он живёт, родной город, место, где человек чувствует себя как дома, уверенно и в безопасности)

У всего живого на земле должно быть место, где он может чувствовать себя в безопасности. У рыбы-вода, у птицы – воздух, у зверей- лес, степь, горы. Для человека- родина. И подобно птице, хранящей своё гнездо, человек должен беречь природу, потому, что это и есть его родина.

А что является для вас малой родиной? (город Дюртюли)

Город Дюртюли – песня с демонстрацией слайдов.

Вот какой наш город. А каким город видите вы?

Назовите своё любимое место и кратко расскажите о нём.

(Рассказ детей по фотографиям о своих любимых местах.)

Что значит охранять природу? (Защищать парки, леса, реки от загрязнения, беречь растения.)

VI. Обсуждение основной проблемы

1.Определение ключевого слова занятия

Взаимосвязь всех объектов природы изучает специальная наука.

Расставь буквы по росту и узнаешь ключевое слово темы:

что такое экология (толковый словарь)

1 Учитель: На наш адрес пришли письмо и посылка от природы. (Читает письмо)

Дорогие ребята! В моём царстве случилась большая беда! С моих прекрасных полян исчезли цветы, а с деревьев в лесах стали исчезать листья. Это происходит потому, что многие жители нашей планеты не соблюдают экологические правила поведения. Помогите навести порядок в моём царстве!

(конверты с заданиями_)

Показ эклогической сказки «ЭКО- теремок»

Ответьте на вопрос

Как нужно вести себя в лесу, на поляне во время отдыха?

— Какие правила поведения в природе вы знаете? Кто приготовил какое правило – расскажите.

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

· Не ломай ветки деревьев и кустарников

· Не рви в лесу, на лугу цветов.

· Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

· Не лови диких животных, не уноси их домой.

· Не вырезай надписи на деревьях

· Не разоряй гнёзд птиц.

· Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. Не выбрасывай мусор в водоё мы

Молодцы! Правила то вы знаете, а всегда ли вы их выполняете?

Вывод: Мы обсудили проблемы, природы и человека.

Учитель :Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

Как же мы загрязняем природу?

ОПЫТ №1 ( опыт демонстрирует учитель )

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковой бутылкой.Что случилось с огоньком? (ответы детей)

ОПЫТ №2 (дети выполняют самостоятельно за столами)

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот ак же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

Учитель: Что же все-таки делать с мусором?

Ответы детей, составление алгоритма: не выбрасывать, собрать, отнести, вывезут, обработают, закопают.

Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.

Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята на цветной бумаге обводят контур своей руки, вырезают и Приклеивают «руки» на «Землю» Давайте все в произнесём золотое правило.

(У каждого участника лист со словом из золотого правила, все по очереди произносят слова:

« Сколько мусора в лес принес, столько и унеси с собой. Берегите природу!»)

. Хочется верить, что ваши сердца наполнились уважением к природе.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Сохраняя природу, мы сохраним себе жизнь.

Источник

Сохранить природу — сохранить жизнь. Классный час

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф:

Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на свое уничтожение
те силы природы, которые они
сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри

Учитель: «Куда вы мне посоветуете отправиться? – спросил он у географа. «Посети планету Земля, ‑ отвечал географ, ‑ у неё неплохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я начинаю рассказ. Речь пойдёт о нашей планете, её природе, о нас с вами, о нашем отношении к растениям и животным.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? – От человека.

Представьте себе, что мы дружно шагаем по тропинке, любуемся красотой леса. Остановились, чтобы немного отдохнуть и увидели на пеньке кем-то оставленную книгу, которая называлась «Жалобная книга Природы»

Кто-то из ребят открыл содержание книги. Сказки. Желание послушать сказки было у всех огромное.

Сказка первая, читает ученик:

«Сказка о Человеке и золотой рыбке».

Жил на свете Человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Вот однажды Человек ловил рыбу. Вдруг крючок как дёрнется. Человек и давай тянуть добычу из воды. Вытянул – глазам своим не верит: рыбка перед ним золотая, прямо как в сказке.

‑ «Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глазам своим не верит. «Да рыбка я Золотая», ‑ приятным голосом отвечает неизвестное создание.

«Между прочим, ‑ продолжает Рыбка, ‑ я и желания выполнять умею. Мне желания исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Живёт он так – горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течёт, к роднику ходить не надо. Всё вроде хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал ручеёк. Смотрит – а вода в нём мутная, запах у неё неприятный. Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках вороньё каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон. «Что же я наделал – думает. – Как жить теперь буду» Побежал к речке рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывёт. Смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота её не видно подслоем мазута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой лес зелёный и роднички чистые. Сделай всё, как было, больше ни о чём просить не буду».

Помолчала рыбка и отвечает: «Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь – сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Учитель: Чем отличается эта сказка от ранее нам знакомой?

–Обедняя природу, человек сам становиться беднее.

Отрывок из стихотворения Шеффера «Человек», был ответом на мой вопрос.

…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!

Много о себе возобновил человек с тех пор, как начал наступление на природу. Он даже себя назвал царём Природы. Провозгласил лозунг: «Нельзя ждать милости от природы, взять их у неё – наша задача». Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил «царь Природы».

Шагаем по тропинке дальше… Сразу видно, где отдыхали жители нашего огорода: валяются пакеты, банки, бутылки. Видим пенёк, а на нём «Жалобная книга Природы» лежит. Открываем книгу и вновь сказки.

Читаем вторую сказку из « Жалобной книги Природы» о Лесном царе.

«В природном царстве, Лесном государстве жил был Лесной царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица (от мала до велика). Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на Природное царство, стало топтать шёлковую травушку-муравушку, рубить зелёные дубравушки, разорять гнёздышки малых пташек, вылавливать зверушек да красавец бабочек.

Стали собираться со всего Природного царства все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осётр и стал жаловаться: «Горе, горе нам рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и чёрной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, Царь, и просим твоей защиты!»

С жалобой к Лесному царю прискакала жаба и, едва отдышавшись, заквакала: «Всемогущий лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня, старую жабу. Жили мы тихо и мирно по своим природным законам, но пришёл Чернь беззакония и заставил нас жить по своим беззакониям. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоёмы, преграждают наши пути к водоёмам дорогами, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы ведь поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение».

Долго думал Лесной царь над бедами своего народа и решил издать указ, при невыполнении которого человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением и вынужден был бы испытать все ужасы своей деятельности».

Учитель. Над чем заставляет задуматься эта поучительная сказка.

Ребята высказывают свои мнения о том, как школьники относятся к братьям нашим меньшим. Заспорили о вредных и полезных растениях и животных.

А вот ответ, который мы нашли, прочитав из той же Жалобной книги Природы, сказку «Суд над лягушкой и волком».

Идёт суд над лягушкой и волком.

Судья: Встать, суд идёт. Введите подсудимую! (входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка: Ква-ква… лягушка!

Судья: Попалась, наконец! Тебя надо уничтожать. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка: Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья: Ну, хорошо! А вот твоя родственница, озёрная лягушка, точно уж вред приносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. У нас в дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь.

Лягушка: Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или остались жить и плодится тысячи вредных насекомых

Судья: Но ты такая уродливая, тебя боятся даже дети в руки взять, а взрослым противно на тебя смотреть!

Лягушка: разве это причина, чтобы меня уничтожать. Что только вы, люди не делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, а в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Я послужила науке не меньше чем собака.

Судья: Кто следующий? О тебе говорят стареет но не добреет линяет но права своего не меняет.

Волк: Как посмотришь на людей у них характер не лучшее. В сущности единственные мои враги это люди. Беспощадно истребляя нас человек вместе с тем сочиняет про нас небылицы.

Судья: Ну хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна ты уничтожаешь дичь режешь домашний скот разносишь бешенство приговор один повинен ты в смерти волк объявляется всеобщая война.

Волк: Гражданин судья газеты читать надо ныне такие призывы звучат странно даже дико разбойник и убийца – верно но вместе с тем и превосходный певец скулит ууууууу. В тундре нас извели стали гибнуть олени. Они всегда держались стадами теперь не видя нас стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких.

И ещё! Ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких либо хищников. А со мной по вашей вине чуть это не произошло Я теперь под охраной. Читайте.

Судья: Ну и грамотные волки. Отстреливать вас можно и нужно только нужно регулировать отстрел не дать исчезнуть целому виду.

После прочтения сказки все вновь задумались. Ответ есть. В природе все взаимосвязано и люди уже давно переживают за судьбу планеты за свою жизнь.
Отрывок из стихотворения А. Вознесенского.

Я шёл по берегу Оби,
Я селезню шёл параллельно.
Я шёл поберегу любви.
И вслед деревья ревели мне.
И параллельно плачу рек,
Лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век, крестами ставни заколачивая.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Или другое звучало так:
Дерево трава цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю
Кто не любит родную природу
тот не любит Отчизну свою.

Учитель. Предлагаю ребятам высказать свои предложения по составлению правил поведения в природе потому, что в каждом городе сейчас найдётся своя Жалобная книга Природы и только от отношения человека к природе зависит количество ее страниц.

Разместить плакаты: «Будьте активными защитниками природной среды!» и «Сохранить природу – сохранить жизнь».

В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки огрызки ошметки
Газетные листья с кустов.

На экране высвечиваются слайды: природные объекты нашего города, края.

А ребята- старшеклассники из лекторской расскажут как человек вторгается в природу и каковы последствия деятельности.

Первый старшеклассник.

– В наше время бурно развивается наука, которая попытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Эта наука – экология.

Её название составлено из двух греческих слов: «ойкос» ‑ «жилище, дом» и «логос» ‑ «учение». Наука о жилище, о доме. О каком доме идёт речь?

Это наша планета Земля. Для нас она кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Как рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Второй старшеклассник.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

Третий старшеклассник.

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2–3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

– Какова экологическая обстановка в нашем городе?

И только ахает Природа…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
– Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
– А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
– Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
– Да сын ли ты мне, Человек?
Л.Глебов

Четвёртый старшеклассник.

Загрязнение воздуха на 43–45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17–24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите…
М. Дудин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *