согласны ли вы с высказыванием цицерона жизнь мертвых продолжается в памяти живых сочинение
Итоговое сочинение: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых (2 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.10.2020 · Обновлено 09.03.2021
Многомудрый Литрекон написал для Вас два варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Аргументы он взял из произведений «Обелиск», «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и «Девочки с Васильевского острова».
Вариант 1
(405 слов) Последней стадией смерти можно считать забвение. Без него жизнь человека все еще продолжается в памяти его близких или же тех, кто помнит о его вкладе в науку, культуру или другие сферы общественной деятельности. Об этой закономерности писали многие отечественные авторы, к произведениям которых мы обратимся за примерами.
Говоря о вечной жизни человека в памяти его потомков, мы можем вспомнить множество произведений о военных подвигах наших прадедов и прабабушек. Одной из таких книг является повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описывает самоотверженную борьбу отряда зенитчиц с вражескими диверсантами. В финале все героини погибли, но задание выполнили. Казалось бы, их молодые жизни загублены напрасно и бесповоротно: никто не узнает об их сравнительно небольшом и незаметном вкладе в общее дело победы. Однако в финале книги мы знакомимся с сыном Риты — Альбертом. Он вместе с выжившим старшиной Васковым приезжает на место трагической гибели храбрых девушек. Они устанавливают в их честь мемориальную плиту и показывают удивленным местным жителям, что даже в той глуши, где такие тихие зори, проходили ожесточенные бои. Этот эпизод является своеобразным реалистичным хэппи-эндом в военной драме: Рита, Женя, Галя, Соня и Лиза погибли, исполняя свой долг, но память о них жива, а значит, живы и они для своих благодарных потомков. Вспоминая об их геройстве, мы воскрешаем их образы в воображении и даем им возможность воплотиться в жизни вновь.
Не менее интересный пример описал Василь Быков в повести «Обелиск». В маленьком селе был установлен мемориал в честь подвига Алеся Мороза — учителя, который пожертвовал собой ради спасения своих учеников. Журналист, от лица которого ведется повествование, приехал на похороны одного из тех мальчиков — единственного, кто уцелел, и то благодаря Морозу. Павел Миклашевич стал учителем в память о своем спасителе и настоял на установке памятника в его честь. Он, как и многие местные ветераны, помнил о нем и через много лет после войны. Даже на его похоронах Ткачук, один из партизан, вновь заговорил о Морозе и его подвиге. Благодаря этим постоянным упоминаниям возникает ощущение присутствия этого героя в произведении. Мемориал сделал его вечным обитателем села и участником всех его событий. Мороз не погиб на казни, он остался жить в памяти своих потомков.
Вариант 2
(435 слов) Нам не раз приходилось слышать о том, что жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Эта закономерность отражает само определение бытия: реально то, что становится объектом восприятия. Если мы восстанавливаем в воображении образ усопшего, то он тоже воспринимается нами, то есть существует. Данное утверждение доказывают многочисленные примеры из литературы.
В рассказе Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» в памяти маленькой девочки Вали воскресает образ Тани Савичевой — автора знаменитого дневника, в котором ребенок написал о тяжелом испытании блокады. Читая этот дневник, Валя как будто познакомилась с живой Таней, поэтому считала ее своей настоящей подружкой. Они с жертвой блокадного времени оказалась сверстницами и соседками. Вале были близки интересы и хобби приятельницы, она понимала все ее мысли и чувства, изложенные на бумаге. В самом начале читатель даже не понимает, что Тани нет в живых, ведь ее «подруга» говорит о ней в настоящем времени. В финале Валя пошла на то место, где располагалась дорога жизни, и присоединилась к команде, которая работала над мемориалом в честь жертв блокады. У Вали был такой же почерк, как и у ее «подруги», поэтому она писали на памятнике выдержки из дневника, вновь восстанавливая в памяти подробности из жизни Тани. Девочка не погибла, ведь ее история по-прежнему жива в наших сердцах: она вызывает чувства, настраивает на определенные мысли и формирует отношение к себе, а значит, существует в реальности.
Нельзя назвать мертвецом и Николая Плужникова, легендарного защитника Брестской крепости. Его подвиг воспел Борис Васильев в романе «В списках не значился». Главный герой прибыл на место службы, но не успел даже зарегистрироваться в казначействе: началась Великая Отечественная война. Превосходящие силы противника вторглись в Белорусь и окружили крепость. Солдаты мужественно и самоотверженно сражались за свою землю, но их попытки отстоять ее в это время были обречены. Врагов было слишком много. Однако Николай и его товарищи продолжали их истреблять, даже когда крепость была захвачена. Прячась в ее потайных закоулках, Плужников выходил только ночью и убивал оккупантов. Так продолжалось очень долго, и когда Николая все же нашли, вражеские солдаты даже отдали ему честь, отдавая должное уважение его мужеству. Герой был казнен, но его имя до сих пор на слуху. В финале романа мы узнаем, что о нем рассказывают всем посетителям музейного комплекса в Брестской крепости. В результате мы формируем свое представление о Плужникове, думаем о нем, чувствуем благодарность и гордость. Значит, он до сих пор с нами, как и все храбрые защитники Отечества.
Таким образом, в памяти живых каждый усопший обретает шанс возродиться. Думая о человеке, представляя его образ, чувствуя по отношению к нему солидарность или уважение, мы оживляем его. Он не менее реален, чем те, кто нас окружает, ведь мы воспринимаем его так же, как и всех остальных людей.
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? (Итоговое сочинение (декабрьское))
Однажды древнеримский философ Цицерон сказал: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Я считаю эту фразу очень точной, поскольку, по моему мнению, люди живы, пока жива память о них.
Достаточно вспомнить Андрея Соколова, героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Это персонаж нелегкой судьбы. Коренной воронежец, он участвовал в гражданской войне 1917-1923 годов, работал на «кулаков», во время голода потерял родителей и семью. Но вот с женой Соколову, по его собственному рассказу, повезло. Милая, не по годам мудрая Ирина родила Андрею троих детей. И жила семья хотя и небогато, но дружно, пока не началась Великая Отечественная война, во время которой герой произведения не раз находился на краю гибели, побывал в плену, но смог выбраться, чтобы узнать, что Ирина и дочери погибли 2 года назад в 1942 году, а позже, уже 9 мая 1945 погиб и сын Анатолий.
Но эти мертвецы живы в памяти Соколова; именно о них с тоской и горечью он повествует рассказчику. И пока жив Андрей – будут живы и Ирина, и дети.
В этом случае жизнь мертвых продолжилась в памяти живых.
О том, что человек живет, пока о нем не забывают, писал и Б.Васильев в повести «А зори здесь тихие…». Через много лет после гибели пяти девушек-зенитчиц седой, коренастый старшина Васков и усыновленный им ребенок Риты Осяниной, теперь уже капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли на могилу мраморную плиту. И эти девушки живы, пока живы те, кто о них помнит.
Таким образом, человек практически бессмертен. Даже если физическое существование заканчивается, то духовное продолжается в памяти дорогих и близких ему людей. И это существование продолжается, пока о нас хотя бы кто-нибудь вспоминает.
Требование №1. Объём итогового сочинения.
Количество слов: 261.
Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Приведены два примера из литературы. Но первый слишком похож на пересказ. Рекомендую больше удивлять внимание мотивации героя, особенностям его характера и памяти, нежели самим событиям произведения.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
1) Слишком короткое и очевидное вступление. Нужно раскрыть понятия или саму мысль. Велика вероятность, что за этот критерий будет выставлен «незачёт», т.к. личного мнения учащегося в работе немного.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
1) Корректнее: это персонаж с нелёгкой судьбой.
Критерий № 5 «Грамотность»
Вывод: рекомендую к частичному ознакомлению. А именно: какие примеры можно приводить для аргументации. Особенно считаю необходимым обратить внимание на второй пример.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Итоговое сочинение: Cогласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
Литеровед предлагает несколько вариантов итоговых сочинений на тему «Cогласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?», где высказываются разные точки зрения на проблему с опорой на литературные примеры.
Вариант 1
Я согласна с высказыванием Цицерона о том, что жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Человек существует, пока живы те люди, которые его знали и помнят. Свое мнение я попытаюсь подтвердить примерами из художественной литературы.
С произведением Ю. Яковлева перекликается рассказ Е. Носова «Живое пламя». Автор рассказывает трогательную историю матери, потерявшей сына во время Великой Отечественной войны. Писатель-рассказчик снимал комнату у тети Оли. Однажды она попросила его помочь ей разбить клумбу. Он тайком бросил в самую середину семена мака, который хозяйка не любила, считая скорее овощем, чем цветком. Маки расцвели, вспыхнув ярким огнем, словно факелы. Они затмили все остальные цветы на клумбе. Через два дня своего пламенного цветения они осыпались. Тетя Оля опечалилась, сказав, что у маков очень короткая жизнь, зато прожитая в полную силу. По тому, как она это сказала, стало понятно, что она вспомнила своего героически погибшего сына Алексея. Он был военным летчиком, пожертвовал собой при выполнении боевого задания. Я считаю, что совершенный им подвиг сделал его жизнь похожей на цветущие маки. С тех пор каждый год в саду тети Оли пламенела клумба с маками, напоминая о короткой жизни сына. Он словно продолжил свое существование в этих цветах, век которых так же ярок и быстротечен. С окончанием физического бытия не прекращается духовное. Человек бессмертен, пока жива о нем память в душах людей. К проблеме памяти в этом произведении присоединяется философская, которая наполняет этот рассказ небывалой глубиной. Писатель напоминает читателям о том, что жизнь человека должна быть наполнена смыслом, чтобы оставить добрый след в памяти потомков.
Эти два примера объединяет мысль о том, что не так важно, сколько лет длилась жизнь человека. Значение имеет, как он ее прожил, остались ли на земле люди, которые вспоминают его добрыми словами. Бабушка Настасья до последней минуты жизни будет помнить своего Петра. Будут вспоминать его и ребята из школьного музея, которым она отдала его письмо, написанное с фронта. Они расскажут о нем другим людям. память о сыне тети Оли Алексее и о ней самой сохранит рассказчик. Живые обязаны хранить память об умерших близких и родственниках и передавать ее из поколения в поколение, чтобы не прерывалась эта связь, соединяющая прошлое и будущее. Особенно если эта жизнь была посвящена людям.
Вариант 2
Древнеримский философ Цицерон говорил: ««Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Все люди являются чьими-то детьми, родителями, друзьями. Некоторые совершают поступки, которые двигают человечество по пути прогресса. Дела человека остаются жить после окончания его земного пути. В этом, по моему мнению, смысл высказывания Цицерона, и я с этим полностью согласна. В качестве доказательств я приведу примеры из художественной литературы.
Русский царь Петр I жил несколько веков назад, но народ помнит о нем. В романе «Петр I» А. Н. Толстой создает величественный образ российского самодержца. Еще в детстве Петр отличался от своих ровесников, братьев. В нем чувствовалась жизненная сила. Он был бодр, здоров, энергичен, любознателен. Его потешные полки, созданные для детских забав, положили начало российской гвардии. Русский флот получил свои первые лавры в эпоху Петра. Он пытался вывести Россию на другой уровень. Трудно сказать, насколько он был прав в своем стремлении. Одно бесспорно: заслуги его велики, как велик Петр-человек и Петр-император. Автор старается не приукрашивать образ героя. Он показывает его жестокость, когда Петр расправляется со стрелецкими заговорами. Мы видим его любознательность, стремление во всем дойти до сути, когда он едет в Голландию учиться корабельному делу. В его планах за два года построить флот, «из дураков стать умными». Петр хотел, чтобы все в России были заняты делом, чтобы белых рук в стране не было. Все должны работать во славу России. На мой взгляд, Петр велик и достоин памяти уже потому, что мечтал о величии своей державы. Он должен был заставить иноземцев считаться с ним и уважать его страну. Дела Петра продолжают жить, а, значит, и он жив. Он занял особое место в российской истории. Пока есть люди, которые помнят о нем, жизнь великого царя будет продолжаться в памяти народа.
Не только о великих людях живет память в сердцах людей. В романе В. Каверина судьба главного героя Александра Григорьева связана с историей жизни капитана Татаринова. Когда герой был ребенком, он жил в небольшом городке. Однажды нашли погибшего почтальона, в сумке которого были не доставленные до адресатов письма. Конверты намокли, отправить по адресам было невозможно. Бабушка читала письма вслух. Саня обладал феноменальной памятью и запомнил содержание многих писем, что сыграло определяющую роль в его судьбе. В письмах оказалась описана история одной полярной экспедиции. Позже, познакомившись случайно с семьей командира экспедиции, он узнал, что капитан Татаринов пропал среди льдов на Крайнем Севере. Никто из экспедиции не вернулся. Судя по письмам, виноват в провале был брат Татаринова Николай Антонович, который занимался оснащением отряда. Все, кто знал капитана и его команду, смирились с их гибелью, только жена и дочь капитана Катя продолжали надеяться на его возвращение. Для них он был жив. Когда он уезжал, Кате было три года, но она хорошо помнит этот день. Сначала они ждали письма, потом капитан предупредил, что писать не сможет. Они думали, что он зимует. Потом, когда все сроки прошли, а вестей все не было, они стали надеяться. Как известно, надежда погибает последней. С тех пор капитан продолжал жить в их воспоминаниях, которыми они очень дорожили.
Эти два примера объединяет то, что герои посвятили свои жизни Родине. Каждый из них внес свой вклад в развитие страны. Петр «прорубил окно в Европу», капитан Татаринов прокладывал путь в северных морях.
Подводя итог, я хочу сказать, что память о тех, кто умер, остается в сердцах живущих. Об этом нужно помнить, чтобы оставить добрую память о себе.
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
Направление: «Забвению не подлежит».
Древнеримский философ Цицерон совершенно справедливо утверждал, что «жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Действительно, поколения сменяют друг друга, передавая бесценный жизненный опыт. Говорят, что человек бессмертен, пока о нём помнят. То же самое можно сказать и об обществе в целом: беспамятство приведёт к деградации и духовному распаду. Именно поэтому благородные поступки и ошибки, подвиги и предательские удары в спину не подлежат забвению. Как нравственное, так и безнравственное учит человека делать правильный выбор в трудной ситуации. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
Например, поэма А.А. Ахматовой «Реквием» посвящена страшным годам «ежовщины», сталинским репрессиям, погубившим жизни многих совсем молодых, талантливых, ни в чём не повинных людей. Ахматова сама пережила страшную трагедию – арест сына, она называет происходящее «горем», перед которым «гнутся годы». Невозможно перечислить имена всех жертв репрессий, однако даже безымянные герои не могут быть забыты. Поэт считает долгом каждого русского человека помнить о кровавых событиях и жестоких мерах, лишивших людей права на спокойное, счастливое существование. Произошедшее нельзя предавать забвению, чтобы подобное никогда не повторилось. Автобиографическая героиня просит поставить ей памятник рядом с ленинградской тюрьмой, где она вместе с другими измученными матерями и жёнами стояла в очереди триста часов.
Однако «жизнь мёртвых продолжается в памяти живых» не только в военное время, но и в повседневной жизни. Например, главный герой эссе современного прозаика М. Шишкина «Пальто с хлястиком» испытывает чувство вины за то, что целый год не разговаривал с мамой и не смог попросить у неё прощения. После смерти родного человека рассказчик другими глазами посмотрел на случившееся в прошлом. Смелая и отважная женщина, которая ничего не боялась, стала для сына нравственным ориентиром, примером для подражания. Искупил ли герой свою вину перед ней? Он обращается к творчеству, позволяющему избежать забвения и запечатлеть самые важные моменты, повлиявшие на формирование его как личности. Пример матери, которую выгнали с работы, потому что она при любых обстоятельствах старалась не потерять человеческого достоинства, вдохновлял рассказчика на протяжении всей жизни. Он хочет, чтобы её идеалы и ценности стали достоянием вечности.
Таким образом, пока человека помнят, он продолжает жить. Ничто не проходит бесследно, и абсолютно из всего можно извлечь нравственный урок. Нельзя не вспомнить известный лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто». Преемственность – главное условие, укрепляющее связь поколений и не позволяющее ей распасться.
Запомни!
С требованиями 1 и 2 Вы справились. Также Вам удалось выстроить сочинение с опорой на литературные аргументы, частично раскрыть тему и объяснить, почему Вы соглашаетесь со словами философа. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что тезис и первый аргумент не связаны друг с другом. |
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Предпринята попытка аналитического осмысления литературных произведений в аспекте заданной темы. Второй аргумент подобран удачно, однако анализ не отличается глубиной.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Вступление и заключение дублируют друг друга, нет развития темы.
Именно литературные произведения о войне позволяют оставить в живых людей и их героические поступки. |
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать
Вспоминая невероятные подвиги героев Великой Отечественной Войны мы испытываем чувство благодарности к предкам, к их неимоверной силе воли и их труду |
Автор затрагивает проблемы жестокости, героизма, смелости и конечно же исторической памяти. |
Именно такой вещью и стала бейсбольная перчатка покойного брата Холдена- Алли, в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Предложение простое, знаки препинания не нужны.
Это однородные придаточные предложения, соединенные союзом И, значит запятая НЕ нужна.
Вспоминая невероятные подвиги героев Великой Отечественной Войны мы испытываем чувство благодарности к предкам, к их неимоверной силе воли и их труду. |
Получается, что благодарность будем выражать предкам героев.
П ять молодых красивых девчонок со своим командиром Васковым совершили удивительный подвиг, даже проведя не огромное количество боёв, а всего один. |
Деепричастия ПРОВЕДЯ не существует, вместо ДАЖЕ нужен уступительный союз ХОТЯ или НЕСМОТРЯ НА.
Остаться в памяти живых можно и не только совершив какой-то героический поступок, нет, достаточно быть в полном смысле хорошим человеком.
Общий вывод по работе