согласно этой теории людей рассматривают как активных творцов собственной жизни
Гуманистическое направление в теории личности
— автономность (независимость от проблем)
— возможность учиться у каждого
— филосовское чувство юмора( высмеивание пороков всего человечества не прибегая к конкретике)
— умеет восхищаться по мелочам
-очень тонкие люди, умеют тонко отражать другого человека
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
Самой важной частью теории Маслоу является модель иерархии потребностей, включающей полный набор мотиваций человека. Самый высший уровень – самоактуализация, 2- потребность в уважении, 3 – потребность в любви и принадлежности, 4 – потребность в безопасности, 5 – физиологические потребности.
Маслоу утверждал, что эти потребности находятся раз и навсегда в жесткой иерархии и более высокие потребности возникают только тогда, когда удовлетворяются более элементарные.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Теории гуманистической психологии для моделирования организационного поведения (Маслоу, Мэйо, Роджерс, Левин, Рокич)
Маслоу
Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества.
является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.
В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1).
Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.
Мэйо
Концепция Маслоу подтверждает выводы Элтона Мэйо: деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребностей человека, хотя, имея их, можно реализовать многие нужды. Это всегда должен иметь в виду менеджер, управляя организационным поведением.
Американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949) известен как автор доктрины человеческих отношений. В основе ее лежат результаты опытов, которые он проводил в производственных группах на заводе “Вестерн электрик” в течение нескольких лет, начиная с 1927 г. Господствовавшая до этого в менеджменте теория научного управления Тейлора основывалась на технологических процессах организации и управления. Мэйо поставил в центр управления взаимоотношения в группах и поведение людей в организационной среде, так называемый человеческий фактор. Для того чтобы лучше себе представить концепцию Мэйо, сравним ее с “тейлоризмом”.
Тейлор делал ставку на индивидуальный труд, сдельщину. По его словам, при научном управлении менеджер имеет дело с отдельными рабочими, а не бригадой. Он игнорировал любые формы коллективного стимулирования. В основе концепции групповых устремлений Мэйо лежат совсем другие принципы. Он установил, что во время эксперимента шесть работниц создали сплоченную, так называемую неформальную группу. Члены этой группы сдружились, помогали друг другу. Одна из них, с наиболее сильным характером, стала лидером группы. Сплочению группы способствовало несколько факторов. Во-первых, в отличие от Тейлора, который расставлял людей по собственному усмотрению, Мэйо подбирал работниц в группу по их взаимной симпатии. Во-вторых, на предприятиях, работавших по методу Тейлора, рабочие слепо выполняли инструкции технического бюро, не понимая даже, как и на какой основе они составлены. Мэйо, проводя своей эксперимент, наоборот, советовался с рабочими обо всех новшествах, которые предлагал, и принимал их поправки и рационализаторские предложения. Рабочие гордились тем, что с их мнением считались, и это порождало совершенно новое поведение людей в группах.
Тейлор знал два стимула – это угроза наказания и денежное поощрение.
В опытах Мэйо было установлено, что рабочий не просто “экономический человек”, реагирующий только на материальное стимулирование. Выяснилось, что есть стимулы и посильнее денежных, причем диапазон этих стимулов очень велик. По сравнению с угрозой наказания более действенными оказались следующие: поощрение похвалой, воспитание чувства гордости за свой завод, внушение рабочим, что их интересы совпадают с интересами фирмы.
Психологические исследования показали, что среднему рабочему требуются возможности для проявления личных качеств, “отдушины” для выражения творческих способностей, ему необходимо сознавать, что он что-то значит и приносит пользу, является интегральной частью сильной и постоянной группы, которая может дать ему чувство социальной уверенности.
Наблюдения в Хоторне показали прямую зависимость производительности труда от самых разнообразных условий. На основании этих исследований был сделан важный вывод для производственной практики: заработная плата – не единственный производственный стимул человека. Чтобы высвободить весь творческий потенциал работника, нужны не только экономические, но также социальные и психологические стимулы.
Основными функциями мастера Тейлор считал управление, надзор, планирование и подбор кадров. В противовес ему Мэйо пришел к выводу, что при подборе мастера необходимо учитывать не столько технические знания, сколько его способность руководить людьми, устанавливать с ними отношения. Мастер, по мнению Мэйо, – центральная фигура в системе “человеческих отношений”, от него прежде всего зависит “социальная” ситуация и моральное состояние рабочих – факторы, с которыми не считался Тейлор. Его не интересовал досуг рабочих. Мэйо же проявил интерес и к этой сфере, и к внутреннему миру рабочих, разделяя их чаяния и опасения.
После двух с половиной лет социально-психологических экспериментов в Хоторне производительность труда рабочих возросла в среднем на 40% по сравнению с исходным уровнем. Ученый установил, что такое повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины.
Исследования Мэйо и его коллег положили начало развитию идей о человеке в организации и роли в ней человеческого фактора.
Роджерс
Гуманистическая психология в отличие от психоанализа и бихевиоризма рассматривают людей как активных творцов собственной жизни. Наиболее ярко эта идея выражена в теории американского психолога Карла Роджерса (1902-1978).
Две вещи являются фундаментальными для этой теории – организм и личность. Организм – физическое начало, которое в действительности и получает впечатления от мира. Сумма впечатлений составляет феноменальное поле организма. Познать феноменальное поле другого возможно лишь через симпатию. Роджерс утверждал, что поведение представляет собой функцию не окружающей среды и внешних стимулов, а феноменального поля. Внутри этой феноменологической схемы необходимо определить, каким образом люди отличают факты от вымысла и создают правильное представление о реальности. Согласно Роджерсу, единственный способ убедиться в правильности собственного восприятия – это проверка точности информации, на которой основываются представления о мире, и сравнение ее с информацией из других источников. Другими словами, человек использует сенсорную информацию, дополняя ею сведения, полученные от предшествующих впечатлений. Благодаря опыту часть феноменального поля дифференцируется, именно это и составляет личность. Личность определяется как гештальт (образ), который складывается из восприятий свойств “Я” и восприятий взаимоотношений “Я” с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценностей, связанных с этими восприятиями.
В отличие от Роджерса другой видный представитель гуманистической психологии, немецко-американский ученый Курт Левин (1890-1947) поведение рассматривал как функцию личности и среды. Один тип поведения может больше зависеть от личности, например, вычурные манеры; другой – от ситуации, например стереотипный ритуал салютования флагу. Но все типы поведения всегда оказываются продуктом личности и среды, и их в соответствии с теорией поля обычно можно объяснить на основе этих факторов. В теории Левина анализируются не только восприятие и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина “поле” – это структура, в которой совершается поведение.
Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации. Эта проблема получила свое отражение в трудах польско-американского психолога Менделя Рокича (1918-1988). Ценностные ориентации он делит на две группы: терминальные – цели существования индивида и инструментальные – способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни.
Метод Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентации каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее предлагается методом прямого ранжирования: каждое определение ценности заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив испытуемому перечень ценностных ориентации в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 – для самой важной ценности; 2 – следующей по важности и т. д.
Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации отдельно.
Самой существенной проблемой является определение состава общечеловеческих ценностей, поскольку их “всеобщность” не бесспорна. Для разработки перечня ценностей требуется глубокий научный подход с надежным обоснованием репрезентативности исследуемой выборки и результатов. Считается, что адаптированная советскими учеными методика М. Рокича доказала свою надежность, валидность, достоверность, хотя при ранжировании возможна фальсификация. Кроме того, некоторые опрашиваемые могут ориентироваться на собственные насущные ценности, другие – на абсолютно значимые для всего человечества. Тем не менее при правильной ориентации опрашиваемых методика позволяет получить достаточно надежные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с данными, полученными другими методами.
29. Типология личности (Юнга, Кречмера, Шелдона, Павлова,Хейманса- Ле Сенна, Майерс-Бриггс).
Юнг – экстраверты и интроверты
Широко распространена теория характера, предложенная немецким психологом Эрнстом Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
Пикник. Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера — циклотим.
Мезоморф (мышечный тип, соматотоники) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сенситивностью. Аналог Атлетика по Кречмеру.
Эктоморф (мозговой тип, церебротоники) – с вытянутым лицом, с высоким лбом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение. Многие из этих черт отражают сверхчувствительный характер данного темперамента (физиологическую сверхреактивность, сверхвнимательность, тревожность, сопротивление привычкам и непредсказуемость установки), в то время как другие связаны с торможением и стремлением отгородиться от людей такими способами, как сдержанность в движениях, скрытность, социофобия, подавление способности к общению. Аналог Астеника по Кречмеру.
На основе данных свойств И.П.Павлов выделил 4 основных типа людей: 1.Люди с сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы (холерики). 2.Люди с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники). 3.Люди с сильным уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики). 4.Люди со слабым, неуравновешенным малоподвижным типом нервной системы (меланхолики).
Хейманс Ле Сенн
1. Э+, А-, П. Нервный тип. Его отличают сильная и неупорядоченная эмоциональность, неровная импульсивная активность, быстротечность эмоций. Такой человек работает лишь тогда, когда его желания совпадают с необходимостью, — следовательно, время от времени; любит новые впечатления; имеет много знакомых и друзей, недоверчив, доволен собой.
2. Э+, А-, В. Сентиментальный тип. Чувствителен, долго переживает случившееся, склонен к одиночеству, предпочитает узкий круг друзей, решения принимает с трудом, не любит перемен, верен своим привычкам, непрактичен.
3. Э+, А+, П. Очень деятельный, бурный. Ему присущи большая сила, отвага, предприимчивость, эмоциональность и импульсивность, жизнерадостность, изобретательность и отходчивость (некапризен и незлопамятен). Бурно реагирует на возмутительные ситуации, отвлекается от дел, если теряет интерес к ним.
4. Э+, А+, В. Страстный. Человек одной идеи, отдающийся работе со всей страстностью; решительный, организованный, не любит менять свои убеждения, ценит порядок.
5. Э-, А+, П. Сангвиник. Ему присущи практичность, приспособляемость, оптимистичность, деловитость, малая возбудимость, уравновешенное хорошее настроение. Он открыт для решения любых проблем; ответственный.
6. Э-, А+, В. Флегматик. Ему свойственно исключительное спокойствие; предпочитает одиночество, в работе любит порядок и методичность, умеет работать с полной отдачей, думает медленно, но решения принимает надежные.
7. Э-, А-, П. Аморфный, или беспечный. Откладывает на завтра то, что надо было сделать сегодня; лишен элементарной пунктуальности; никогда не сделает больше того, что ему велели.
8. Э-, А-, В. Апатичный. Безразличен к тому, что делает; всегда пребывает в ровном расположении духа; склонен к одиночеству, безразличен к людям.
Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс — Бриггс и соционики.
Типология основана на сочетании 4 шкал:
30. Типология личности (Э. Фромма, К.Хорни, Г.Олпорта, А.Адлера, Э.Шострома).
Э.Фромм различает следующие человеческие типы:
Кроме того, принимая во внимание теорию двух основных инстинктов (жизни и смерти), Э.Фромм различает также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.
К.Хорни подразделила отмеченные потребности на три разряда, выделив, таким образом, определенные специфические типы невротических личностей.
.Агрессивный тип (движение против людей). У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. Иногда агрессивность маскируется внешней учтивостью, доброжелательностью. Для этих людей характерны потребность управлять другими, достижение власти, ощущения превосходства над другими, престиж, признание, жестокость, неуступчивость, отсутствие самокритичности, стремление к борьбе, к спору, к проявлению своих борцовских способностей. Эти люди отвергают внешние выражения любви, привязанности, чувствительности, сострадания и т.д.
.Обособленный (отстраненный) тип. (движение от людей). Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечуствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности. Эти люди иногда могут проводить вечер с немногими друзьями, но не терпят широкого круга общения. Они стремятся к уединению, в том числе, есть, работать, спать в одиночку, уходят от соперничества и борьбы, озабочены достижением своей полной независимости, своего превосходства и своей уникальности. Позиция отстраненности у невротиков, по Хорни, «представляет собой наиболее радикальную и наиболее эффективную из защит».
Олпорт
Теоретический тип
Данный тип личности основным смыслом жизни считает постижение истины или ее поиск. В жизни он обычно выбирает фундаментальные науки. Его ум способен охватить большое количество разнообразных разрозненных фактов, выстраивать стройные схемы, разрабатывать новые теории, раскрывать взаимосвязи явлений в жизни. К жизни он подходит очень рационально и критически.
Экономический тип
Преыше всего в жизни этот человек ценит то, что приносит выгоду и прибыль. И можно сказать, что это стиль преуспевающего бизнесмена.
Сфера его интересов — только то, что входит в понимание того, как делать деньги. Знакомства — только те, которые помогают в этом, знания и информация — только те, которые позволяют их увеличивать. Деньги — вот главная ценность жизни этого человека. Ради этого он готов на многое. Как считает Г. Олпорт, многие достижения в области техники и технологии явились результатом научных потребностей людей экономического типа.
Эстетический тип
Коротко можно сказать: это человек-эстет, т. е. тот, кто ценит в жизни все возвышенное и прекрасное. Ему более важна форма, чем содержание. Большинство таких людей нарцисстического типа, т. е. они влюблены в себя и наслаждаются влюбленностью. Г. Олпорт пишет, что они не обязательно могут стать художниками, дизайнерами или выбрать профессию в сфере искусства, но при выборе любой профессии у них остается постоянный интерес к эстетической стороне жизни. Эти люди полностью согласны с утверждением: «Красота спасет мир».
Социальный тип
Люди социального типа считают, что самое главное в жизни — это любовь окружающих людей и что человеческие отношения должны строиться только на любви. Они живут как бы по христианской заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Поэтому они тесно связаны с религиозными ценностями, но не фанатичны. Все другие взаимоотношения, существующие между людьми, например экономические, для них просто не существуют.
Политический тип
Политический тип характеризуется жаждой власти, славы, известности, влияния. И свою профессию люди такого типа выбирают так, чтобы все эти ценности можно было реализовать если не с помощью политической карьеры, то в любой другой сфере, где это возможно. Поэтому они могут выбрать не только политическую карьеру, но и другие профессии, приносящие власть и влияние.
Религиозный тип
Люди этого типа понимают ценности однозначно и ясно. Главной целью такой личности является служение Богу или высшему идеалу, в зависимости от того, где эти люди живут и как понимают религиозные идеи. Но каждый религиозный тип понимает служение Богу по-своему. Одни становятся отшельниками, другие — скитальцами, третьи — монахами, четвертые — служителями церкви, пятые занимают высшие религиозные посты и т. д. Проявления этого типа могут быть так же разнообразны, как и проявления других типов.
Согласно этой теории людей рассматривают как активных творцов собственной жизни
2.2.3. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Гуманистическая психология подходит к человеку как существу, который от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. С точки зрения гуманистической психологии, люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Гуманистическая психология рассматривает людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
2.2.3.1. Гуманистическая теория личности А. Маслоу (1908 – 1970)
А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу – «все или ничего». Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
70 % – безопасности и защиты;
50 % – любви, принадлежности;
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Характеристика потребностей (табл. 20):
Физиологические потребности : потребности, существенные для физического выживания.
Потребности безопасности и защиты – потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос.
Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.
Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
Психологические свойства Self-actualizers:
эффективное восприятие реальности и умение переносить неопределенность;
принятие себя и других такими, каковы они есть;
спонтанность в мышлении и поведении;
ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на себя;
служение благу человечества;
сопротивление влиянию среды, тем не менее, не являющееся самоцелью;
ничто человеческое им не чуждо;
глубокое общение с небольшим числом людей;
объективный взгляд на жизнь.
Поведение, ведущее к повышению самоактуализации:
принимать жизнь как это делает ребенок – с полной самоотдачей;
не искать легких путей, а делать нечто новое;
больше принимать во внимание собственные ощущения, а не традиционные представления, мнение авторитета или большинства;
быть честным и не играть во «взрослые игры»;
быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет отличаться от мнения большинства;
принимать ответственность на себя;
любое дело осуществлять с полным вложением сил.
2.2.3.2. Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса (1902–1987)
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:
«Я-концепция» – определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.
Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Базовые тенденции личности :
индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);
в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;
индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации («А каков Я?»);
опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;
поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.
Опытные данные оцениваются не только через непосредственную самооценку, но и через оценку других людей и часто бывают искаженными, что может приводить к развитию невротической личности.
Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:
Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.
Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
Человек един и целостен.
Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
в жизни человек несет ответственность за свои поступки;
идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;
каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.
Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) – это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения или гомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997).
Характеристики полноценно функционирующих людей:
1) Открытость к переживанию – способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы и не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания.
2) Экзистенциальный образ жизни – это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение.
5) Креативность – это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться к жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.
Выводы
1. Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
2. С точки зрения гуманистической психологии жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного представляют универсальную тенденцию.
3. Теория А. Маслоу подчеркивает уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования.
4. К. Р. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции.
Люди большей частью ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Развитие позитивной Я-концепции позволяет им стать полноценно функционирующими людьми.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Как Вы оцениваете иерархическую теорию мотивации А. Маслоу? Имеет ли смысл его точка зрения на мотивацию человека в ключе понимания Вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример.
2. Назовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуализации, как ее понимает А. Маслоу?
3. Назовите некоторые из основных характеристик самоактуализирую-щихся людей.
4. Дайте определение бытийным и дефициетным мотивам (deficiency motives, D-motives).
5. Как Вы оцениваете тенденцию актуализации К. Р. Роджерса? Считаете ли Вы, что все мотивы человека можно включить в один мотив достижения совершенства? Обоснуйте свою позицию, за или против.
6. Что значит «становиться человеком» по К. Р. Роджерсу?
Темы для рефератов
1. Самоактуализирующиеся люди.
2. Проблема Я-концепции и ее развития во взглядах К. Р. Роджерса
3. Характеристики полноценно функционирующих людей.
4. Сущность гуманистического подхода к личности.
5. Сравнительный анализ концепции личности К. Р. Роджерса и Б. Ф. Скиннера.
Литература для аннотирования
1. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 300 с.
2. Мей Р. Чтение характера // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1997. – С.598–630.
3. Роджерс К. Теория личности // Клиенто-центрированная терапия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – С. 28–84.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.