соединенные штаты против билли холидей актеры
Дайте мне петь блюз: Рецензия на фильм «Соединённые Штаты против Билли Холидэй»
Хаотичный и неспелый байопик о легендарной певице, заслуживающей большего почтения.
Хроника последних десяти лет жизни Билли Холидэй, чуть ли не главной блюзовой артистки, навсегда вошедшей в историю благодаря композиции Strange Fruit — всё ещё резонансной эпитафии линчуемому темнокожему населению (песня запустила борьбу за гражданские права в США). Холидэй борется с тяжёлой наркозависимостью, из-за чего попадает под прицел ФБР. Те хотят привлечь её не только за хранение запрещённых препаратов, но и за подстрекательство к бунтам против полицейского произвола. Доверие Билли заполучает афроамериканец Флэтчер, работающий на Бюро. Вспыхивает роман, которому не суждено сбыться.
Андра Дэй в роли Билли Холидэй
«Странный плод» из одноимённой песни, заползающий в ноздри запах горелой плоти рабов, о которых Холидэй знает лично, вводят в шокирующий транс, убаюкивая, резко пробуждая адресатов, побуждая к действию, садня и ударяя. В формате же байопиков режиссёры всё чаще обращают внимание на саму персону, отмахиваясь от корректного, проницательного изображения или течения того, о чём на самом деле он/она поёт, снимает, пишет. Результатом зачастую является в тысячный раз переделанный шаблон без окон и дверей, с формулами и иногда уместными вставками. И не потому, что фильм хороший, просто персона тянет. В итоге картина застревает в лимбе из кокетливого, но беспомощного ремесла, почему-то выдаваемого за наполированный профессионализм и дань эре.
Ожидаемо подобное случилось и здесь. Снимать новую версию жизнеописания Холидэй взялся Ли Дэниэлс, номинант на «Оскар», поставивший в свое время картину «Сокровище» о классовом неравенстве и семейном несчастье. С тех пор он под звуки горна съезжал то в Белый дом («Дворецкий»), то в южную готику и кэмп («Газетчик»), в конце концов уйдя на телевидение («Империя»). После семилетнего перерыва возвращение в форму происходит тяжко и пыльно, с отсутствием свежих или хотя бы подержанных решений. В фильме почти напрочь отсутствуют логический и эмоциональный центры притяжения, что для такой величины, как Холидэй, халтурно и непочтительно.
Андра Дэй в роли Билли Холидэй
Андра Дэй в роли Билли Холидэй
Вероятно, главной ошибкой здесь было обращение Дэниэлса и его коллеги-сценаристки Сьюзен-Лори Паркс к третейскому нон-фикшену про слежку ФБР за Холидэй вместо личных мемуаров певицы. Вышедший в 1972 году фильм «Леди поёт блюз» имел в качестве первоисточника как раз таки одноимённую автобиографию, отчего лента звенела и летела куда быстрее и точнее, а возглавлявшая каст Дайана Росс в образе Холидэй находила поддержку и в тексте, и в режиссёре. И это в период вхождения байопиков в тираж как жанра — до лёгкой дороги к «Оскарам» пройдёт не один год, прежде чем заглядывающие в душу глаза окажутся утопленниками под штукатурным гримом или гигантскими зубами (прости, Фредди, мы действительно всё потеряли).
Треванте Роудс в роли Джимми Флетчера
Треванте Роудс в роли Джимми Флетчера
Внешне Андра скорее отсылает к Эрте Китт, создательнице хита Santa Baby и комедиантке, чья непревзойдённая реакция на вопрос о компромиссах с мужчинами много лет является в Сети «вирусной». Оставив физическое сходство, Дэй смело и нефальшиво ныряет в надлом и отрешённость своей героини, лишь иногда как будто теряется при виде собственной отважности. Билли Холидэй, чей нарратив с самого детства контролировали как раз мужчины (в 11 была изнасилована соседом, с 14 лет работала в борделе), до смерти почти не находила сил на релевантное ныне противостояние абьюзивному миру. Утешалась на сцене, оттачивая и левитируя с каждым хитом, объединяющим и темнокожих, и белых в аудитории.
Героиновая зависимость, копы-расисты, неверные мужья, сдающие её полиции, как в ломбард, покаявшиеся бойфренды с отсутствием собственных арок, трёхминутное камео Наташи Лионн в образе голливудской богемы Талулы Бэнкхэд — здесь всё устарело, руки подать и правда некому. Силы остаются только на Дэй, удивительный случай превосходного кастинга, который так нелепо, с опозданием лет на двадцать подводят окружающие.
США против Билли Холидей
Оглавление
Предыстория и сюжет
задний план
участок
Джазовая певица Билли Холидей становится мишенью в середине своей карьеры в рамках секретной операции, проводимой федеральным агентом Джимми Флетчером из Федерального департамента по борьбе с наркотиками.
Литературный шаблон
производство
Персонал, актеры и съемка
Среди других ролей Роб Морган в роли Маккея, Эван Росс в роли агента Сэма Уильямса, Да’Вайн Джой Рэндольф в роли Рослин и актриса, певица и активистка ЛГБТК мисс Лоуренс в роли мисс Фредди.
Музыка из фильмов и публикации
Первый трейлер представили в январе 2021 года. После того, как Paramount Pictures изначально планировала выпустить фильм на февраль 2021 года, студия продала права на фильм в декабре 2020 года стриминговому сервису Hulu, который планирует добавить его в свою программу 26 февраля 2021 года. Фильм также должен выйти в кинотеатры Германии 1 апреля 2021 года.
прием
Отзывы
В целом фильм получил неоднозначную реакцию критиков.
Герхард Миддинг из epd Film также считает, что превосходный соул и исполнитель R&B интерпретирует ее с суверенной преданностью: «Она не только подбирает тембр этого безошибочного голоса, но также понимает, как интимный Холидей общается со своей аудиторией. В фильме есть благородство, позволяющее каждой песне работать в полном объеме; только « Странный плод» однажды был прерван полицией. Дэй сохраняет харизму своего персонажа до конца, когда в ней едва ли есть искра жизни ». В остальном Миддинг пишет, что это безнадежный беспорядок воспоминаний и сновидений о наркотиках, беспорядочно отрывочные эпизоды, поставленные как смесь стилей, которые это даже не фарс, как таймлапс, отдача. В ходе борьбы между фактами и предположениями фильм в конечном итоге опровергает его убедительный тезис о том, что Холидей является пионером движения за гражданские права и политической жертвой. Так что Дэниелс обращается с этой историей жизни так, как если бы она могла быть рассказана в свободной импровизации, но, к сожалению, без инстинкта джазового виртуоза.
Награды
Капри Голливуд Награды 2021
Голливудская музыка в медиа-премии 2021
синхронизация
Немецкая синхронизация была основана на диалог книги по Christine Roche и направление диалога по Урсуле фон Ланген от имени Мюнхнер Синхрон GmbH.
Эту песню не засудишь, не убьешь
На экранах новый фильм о Билли Холидей
На платформе Hulu идет фильм «Соединенные Штаты против Билли Холидей» Ли Дэниелса, за главную роль в котором певица и актриса Андра Дэй уже получила «Золотой глобус», а теперь претендует на «Оскар». Одной из самых вероятных обладательниц премии Американской киноакадемии считает ее Борис Барабанов.
Андра Дэй (в центре) смогла показать Билли Холидей со всех сторон
Фото: Lee Daniels Entertainment
Андра Дэй (в центре) смогла показать Билли Холидей со всех сторон
Фото: Lee Daniels Entertainment
«Соединенные Штаты против Билли Холидей» — редкий пример полнометражного фильма, который объясняет смысл и ценность одной-единственной песни. «Strange Fruit» написана в 1937 году школьным учителем Абелем Мирополом под впечатлением от фото Лоуренса Бейтлера, на котором изображены повешенные на дереве в результате суда Линча молодые люди. «На Юге на деревьях растут странные фрукты,— гласит текст песни.— Кровь на листьях и кровь на корнях. Черные тела раскачиваются на южном ветру. Странные фрукты, свисающие с ветвей тополя». В 1939 году джазовая певица Билли Холидей записала эту песню и регулярно исполняла на концертах.
Вероятно, «Strange Fruit» можно назвать одной из первых «песен протеста», получивших широкую известность благодаря грамзаписи и многочисленным исполнениям как Билли Холидей, так и других звезд, среди которых — Нина Симон, Джефф Бакли, Siouxsie And The Banshees, UB40 и Ди Ди Бриджуотер. Сэмпл из «Strange Fruit» в исполнении Нины Симон стал основой хита Канье Уэста «Blood on the Leaves».
Практически весь фильм «Соединенные Штаты против Билли Холидей» — это история противостояния главы Федерального управления по борьбе с наркотиками Гарри Анслингера (в фильме его играет Гарретт Хедлунд) с первой исполнительницей «Strange Fruit» — даже странно, что фильм назвали не «Странный фрукт». Борьба продолжалась последние 12 лет жизни Билли Холидей и сопровождалась срывами ее концертов, запретами на сценическую деятельность, очернительской кампанией в прессе и провокациями в виде подброшенных наркотиков.
Гарри Джейкоб Анслингер — исторический персонаж, который начал свою службу в правоохранительных органах как один из видных борцов с алкоголем во времена «сухого закона». Среди его инициатив было, например, уголовное наказание для покупателей спиртного. Этот проект не был реализован. Но в должности главного борца с наркотиками он добился большего: например, в США было полностью уничтожено выращивание конопли как отрасль. А в 1943 году он публично объявил всех джазовых музыкантов «сходящими с ума от марихуаны».
В объявленной войне с наркотиками, которая осталась в истории под названием war on drugs, Гарри Анслингеру нужна была цель. И этой целью стала гордая и независимая певица и наркоманка Билли Холидей. А символом противостояния стала песня «Strange Fruit». Менеджеры Холидей уговаривали ее прекратить исполнять эту песню. Анслингер считал, что песня «провоцирует беспорядки». А певица вновь и вновь возвращала ее в сет-лист. Тогда Анслингер нашел на нее управу — заставил сотрудника своего бюро Джимми Флетчера (Треванте Роудс) войти в доверие к Холидей, а затем его же руками организовал ее арест. Какое отношение имеет содержание песни к наркотикам? Никакого, за исключением того, что, как говорит в фильме Флетчер, Анслингер ненавидит Холидей, потому что она «сильная, красивая и черная».
Фактически авторы фильма — режиссер Ли Дэниелс и автор сценария Сьюзен Лори-Паркс — видят корни war on drugs в расизме Анслингера и его подчиненных. В начале фильма Джимми Флетчер готов с этим мириться, ведь он «первый черный федеральный агент» и гордится этим. Но на смену гордости приходит чувство острой несправедливости, а также страсть, возникающая между ним и Билли Холидей (что не мешает ей менять мужей и покровителей, больше похожих на сутенеров).
Соединённые Штаты против Билли Холидей, 2021
В 1940-х правительство США начинает войну против наркотиков. Ведомые предубеждениями против цветного населения чиновники выбирают своей целью популярную певицу Билли Холидей.
Соединённые Штаты против Билли Холидей смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
Американский драматический биографический фильм режиссера Ли Дэниелса, основанный на произведении Иоганна Хари, рассказывает глубоко личную историю одной из самых оригинальных певиц в истории, чей протест с помощью музыки помог в свое время укрепить движение за гражданские права.
Величайшая Билли Холидей вошла в историю и осталась в памяти целого поколения как легендарная джазовая исполнительница Америки, за творчеством которой неустанно следили миллионы преданных поклонников по всему миру.
Действие фильма происходит в 1940-х в Нью-Йорке. Билли Холидей (Андра Дэй) стала главной мишенью государства: правительство начало преследовать ее якобы за злоупотребление алкоголем и наркотиками. Однако поведение властей и их критика были основаны больше на ее огромном политическом влиянии из-за песни Strange Fruit, чем на борьбе с запрещенными веществами. В конечном итоге власти планировали запретить ей петь свою скандальную и трогательную балладу, осуждающую историю США, в которой линчевали темнокожих граждан. В своих записях ФБР даже признавалось, что Федеральное бюро по борьбе с наркотиками надеялось дискредитировать таких, как она, ссылаясь на их зависимость.
«Соединенные Штаты против Билли Холидей» также освещают аспекты ее сложных отношений с Джимми Флетчером (Треванте Роудс), агентом, которому было поручено отслеживать ее передвижения. Джаз-исполнительница доверяла ему, несмотря на то, что он возглавлял тайную операцию под прикрытием по борьбе с наркотиками.
Фильм вдохновлен книгой Иоганна Хари «В погоне за криком: первые и последние дни войны с наркотиками».
Съемочный процесс картины длился всего 44 дня с октября 2019 года по декабрь 2019 года.
В актерском составе фильма присутствует Ивэн Росс, который сыграл агента Сэма Уильямса. Интересно, что его мать – Дайана Росс – воплотила образ Билли Холидей в биографическом фильме 1972 года «Леди поет блюз».
Автор песен Strange Fruit Абель Меропол и его жена усыновили и вырастили сыновей Юлиуса и Этель Розенберг, казненных за измену в 1953 году.
Премьера фильма 26 февраля 2021 года. Картина производства сервиса Hulu.
Еще в сентябре 2019 года было объявлено о создании биографического фильма о Билли Холидей под руководством Ли Дэниелса. Режиссер является номинантом премии «Оскар» за свою картину «Сокровище» (2009).
Съемки фильма начались 6 октября 2019 года в Монреале.
Картина получила две номинации на «Золотой глобус»: за лучшую женскую роль в драматическом фильме и за лучшую оригинальную песню.
В июле 2020 года Paramount Pictures приобрела права на распространение фильма. Первоначально его планировали выпустить 12 февраля 2021 года, но в ноябре 2020 года премьера была перенесена. В декабре 2020 года компания Hulu приобрела права на распространение фильма.
Сценаристка фильма Сьюзен-Лори Паркс является первой афроамериканкой, которая получила Пулитцеровскую премию.
Актриса Андра Дэй («Маршалл»), сыгравшая Билли Холидей, является большой поклонницей певицы. Для этой роли актриса остригла свои волосы и начала курить.
«The United States
vs. Billie Holiday»
(Hulu, 2021):
как певица
активисткой стала
Знаменитая певица Билли Холидей (Андра Дей) становится объектом слежки ФБР, когда ее песня «Strange Fruit», рассказывающая о линчевании черных на юге США, становится очень популярной. Чернокожему спецагенту Джимми Флетчеру (Треванте Роудс) поручено войти в окружение артистки и в нужный момент поймать ее на хранении наркотиков. Коллеги и близкие рекомендуют Холидей перестать исполнять скандальную композицию, но та готова бороться за свое право говорить правду. Ей не помешают суды и тюремные сроки. Проблема в другом: Холидей уничтожает сама себя — сближается с мужчинами, которые ею нагло пользуются, и плотно сидит на героине.
Судьба Билли Холидей занимает одни из самых трагических страниц в истории американской музыки. В пережитом ею горе, которого было немало с самого детства, сегодня можно увидеть зеркало целой эпохи. Хотя взгляд на Холидей со временем меняется, разные поколения по-прежнему находят в ней что-то свое. Она остается притягательной, а в ее биографии до сих пор есть немало белых пятен и спорных эпизодов. Конечно, кинематограф не мог обойти стороной такую масштабную фигуру. Уже в 1972 году, спустя тринадцать лет после смерти певицы, на экраны вышел фильм «Леди поет блюз», основанный на одноименных мемуарах Холидей. Авторам не удалось избежать банальностей, но картина всё-таки запоминается отличной работой Дайаны Росс, сыгравшей главную роль.
Новый же фильм «Соединенные Штаты против Билли Холидей» режиссера Ли Дэниелса («Газетчик», «Дворецкий») нельзя назвать биографическим — в большей степени это иллюстрация проблем певицы с законом и государством. Картина рассказывает не столько о жизни и творчестве Холидей, сколько об истории движения за права черных, завертевшейся вокруг песни «Strange Fruit». Проблема в том, что фильм в каких-то местах недостоверен, а многие факты, показанные в нем, вырваны из контекста или же используются ради политически корректного замысла.
Песня «Strange Fruit» действительно имела колоссальное значение для своего времени, а ее исполнение и правда привлекло нежелательное внимание к Холидей со стороны спецслужб и консервативных кругов Америки. Однако «Соединенные Штаты против Билли Холидей» совершенно упускают из виду историю самой песни, хотя в ней, как водится, есть нюансы. Холидей была не первой, кто ее исполнял. Авторство принадлежит Абелю Мирополу — учителю-еврею, который написал стихотворение, положил его на музыку и вместе с женой исполнял в парках и на площадях Нью-Йорка. В фильме Дэниелса Миропол упоминается мельком как некий коммунист. Сама Билли представлена активисткой, которая совершает исключительно политический жест, исполняя со сцены эту композицию снова и снова. Между тем настоящая певица, а не ее киноверсия, рассказывала, что песня «Strange Fruit» ей просто нравилась — грустная интонация напоминала ей об отце. В фильме главная героиня показана глазами современных левых американцев. Похоже, что их сильнее интересует история расизма и несправедливости, чем творчество и психологическая точность портрета певицы.
Интересно, что даже несомненные грехи Холидей, темную сторону ее личности, авторы старательно оправдывают социальной средой. Если бы государство не притесняло черных, утверждают они, жизнь певицы была бы другой. Кто спорит, была бы. Но такой подход очень сильно упрощает ее фигуру и значение, отказывает ей в многогранности и сложности, в ее личной боли, которая была вызвана вовсе не только социальными процессами.
В результате картина Ли Дэниелса рисует образ какой-то своей Билли Холидей. Образ этот довольно поверхностен, так что и не поймешь сперва, почему она считается великой артисткой. Хорошо характеризует фильм одна из сцен, которая как бы разворачивается в голове героини. Холидей становится свидетельницей линчевания и, проходя через тьму внутреннего шока и травмы, оказывается на сцене, чтобы исполнить ту самую песню. Чисто режиссерски сделано это крайне неестественно, театрально и чрезмерно мелодраматично. Видно, что автор не очень понимает, как работать с материалом, как заставить зрителя почувствовать драматическую ситуацию, не вываливая наружу натуралистические подробности линчевания и последующие истерики героини. Этот недостаток тонкости и профессионального чутья ощущается на протяжении всей картины.
Совсем неправдоподобно выглядит и история взаимоотношений Леди Дей с агентом ФБР Джимми Флетчером. Внутренний конфликт последнего построен на остром сегодня дискурсе. Совсем недавно тот же мотив мелькал в фильме «Иуда и Черный мессия», с которым у «Соединенных Штатов против Билли Холидей», если приглядеться, довольно много общего. Флетчер буквально предает людей своей расы, идет на сделку с совестью, но вскоре понимает, что поступает неправильно, что настоящее зло — это правительство, а черным нужно держаться друг за друга. Мотив интересный, и актер Треванте Роудс (известный по оскароносному «Лунному свету») весьма недурно его играет, но всё это имеет очень опосредованное значение в контексте жизни Билли Холидей.
Сюжетно фильм часто теряется и скатывается в сумбур. В нем появляются малозначительные герои, которые со временем благополучно пропадают. А идея, которую хотят высказать авторы, так и не артикулируется должным образом. «Соединенные Штаты против Билли Холидей» ни на мгновение не приближает зрителя к ответу на очень важный вопрос, который следовало бы положить во главу угла с самого начала: каково это было — исполнять такую песню в 40-е годы? И каково было ее слушать тогда, будучи черным? Развитие в этом направлении сделало бы фильм куда глубже, равно как и погружение в психологию персонажей, а не исключительно в политику и контекст расизма и сегрегации.
Если чем и интересен фильм «Соединенные Штаты против Билли Холидей», то тем, что он включается в процесс актуализации значительных творческих личностей прошлого. Борьба за права чернокожих и феминизм порождают новый взгляд на судьбу Билли Холидей. И нужно сказать, что взгляд этот замечательно отражает актриса и певица Андра Дей. Она не очень похожа на Холидей внешне (зато сама со скрупулезной точностью спела все ее песни в фильме), но впечатляюще интерпретирует ее в современном понимании — как женщину, которая борется за свои права и страдает от социальной несправедливости. На экране ее героиня получилась живой. Дей удается показать ее уязвимой, сломленной и одновременно сильной, гордой. «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» в ее случае абсолютно заслуженны.
Вот только сам фильм не дает возможности этой современной интерпретации заискриться. Картине не хватает выразительности, и построена она на уже набивших оскомину клише жанра актуальных фильмов о расизме. Поэтому даже устаревший байопик с Дайаной Росс выглядит куда более нацеленным докопаться до внутренней глубины Леди Дей. Впрочем, вряд ли это кому-нибудь удастся. Ведь ничто на свете не сможет передать безграничную тоску ее души так, как это сделала она сама на альбоме «Lady in Satin», записанном незадолго смерти певицы.