смысл жизни самурая в пути

У самурая нет цели. Лишь путь

смысл жизни самурая в пути

Будь смелым и живи так, как будто ты уже мертв. Тебе необходимо найти собственный актуальный путь. Советы от знаменитого самурая Миямото Мусаси, которые посодействуют прожить колоритную и увлекательную жизнь победителя. Один из наиболее узнаваемых японских фехтовальщиков Миямото Мусаси, который победил в 60 дуэлях и принимавший участие в 6 войнах, поможет тебе найти собственный свой и верный путь.

Если поглядеть на современных мужчин, то можно увидеть катигоричные изменения. Как стало много мужчин, которые по характеру и действиям похожи на женщин. Настоящих мужчин почти не осталось, а их храбрость и смелость пошли на убыль. Рыцари, самураи, дворяне. Все это осталось в прошлом, как и их те, кто был достоин лучшего. Но без характера сложно претендовать на лидерство, победу и удачу.

смысл жизни самурая в пути

Жизнь самурая Миямото Мусаси

Сейчас почти нет героев и победителей, которые следуют своему предназначению и выбранному пути. Мужчины стали ловкими в поиске оправданий, почему у них не получилось следовать своему жизненному пути. Как поменять все это? Следуй советам самурая Миямото Мусаси. Это один самых известных фехтовальщиков в истории Японии, который сражался двумя мечами одновременно.

Миямото Мусаси родился в неизвестной деревне, а свой первый бой выиграл в 13 лет. Миямото Мусаси расправился со взрослым самураем Арима Кихэй, из школы воинских искусств Синто-рю, бросив его на землю. В 16 лет Миямото Мусаси победил прославленного бойца Акимэ Тадасимэ.

Сильные стороны характера

Миямото Мусаси был сторонник выпить, редко мылся и любил подраться на дуэлях. В своей жизни самурай Миямото Мусаси победил во множестве дуэлях, а также участвовал в 6 войнах.

смысл жизни самурая в пути

Мусаси Миямото с двумя боккенами. Скан древнего японского свитка.

В 50 лет самурай Миямото Мусаси утихомирился и написал трактат «Книга пяти колец». Книга рассказывает о стратегии и философии военного ремесла, что даже сейчас сохраняет популярность.

За несколько дней до смерти Миямото Мусаси составил список советов или духовное завещание по названием «Единственный верный Путь». Вот тебе список самурая, дополненный его советами из книги. Советы самурая помогут найти свой жизненный путь и добиться своего.

смысл жизни самурая в пути

Советы самураев

1. Не будь неуверен в себе.

2. Не ищи удовольствий и не поддавайся им.

4. Сохраняй беспристрастность.

5. Не храни неприязнь и ненависть к другим.

6. Поклоняйся своим богам, но не надейся на них.

7. В жизни имеют значения только победы или поражения. Все остальное ерунда.

8. Победи себя вчерашнего, а завтра ты сокрушишь врагов.

9. Не ведай страха смерти. Будь смелым и живи так, словно ты уже мертв.

10. Не привыкай к рамкам, чтобы не быть привязанным к правилам.

11. Смотри на вещи со всех сторон. Это позволит увидеть истину.

12. Путь к развитию лежит в непрерывном обучении.

Современный русский мужик

смысл жизни самурая в пути

13. Ничему не отдавай предпочтения и не делай своей слабостью.

14. Познай каждое искусство, чтобы понять мир шире.

15. Плохое знание основ ведет к бедам.

16. Не владей ценными вещами, чтобы они не владели тобой.

17. Ты побеждаешь тогда, когда опережаешь врага.

18. Не думай нечестно и не плоди лжи.

19. Везде успевай, но не будь тороплив.

20. Оставайся гибким. Подвижность – это жизнь.

21. Ни о чем не сожалей, идя по своей тропе жизни.

22. Не зацикливайся на одном, а познавай мир со всех сторон.

23. Смотри на жизнь стратегически. Смотри на близкое издалека, а на далекое сблизи.

24. Не завидуй хорошему и не радуйся плохому у других.

25. Даже в старости не имей желания владеть или пользоваться чем-либо.

26. Ищи во всем то, что может помочь в дальнейшем пути.

27. Используй выгодные положения, ситуации и сильные стороны.

смысл жизни самурая в пути

28. Не грусти и не предавайся пессимизму.

29. Открой глаза. Обращай внимание даже на мелочи.

30. Прекращай искать комфорта и удобства. Ты не этого ищешь.

31. Люди должны совершенствоваться всегда, а иначе они умирают даже еще живя.

32. Тренируй дух выжидания, а вместе с ним дух активного действия.

33. Не отходи от своего истинного пути развития.

34. В стратегии важно уметь смотреть в обе стороны.

35. В схватке и в обычной жизни должен быть целеустремлен, но спокоен.

36. Не поддавайся ложным верованиям и обманным ценностям.

37. Не ищи способы ублажать себя и потакать слабостям.

Источник

Бусидо | Путь самурая

Бусидо — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой

Лучше будет начать с разъяснения кто такой Японский воин, кто такой Самурай и когда он появился. Буси (武士) — это тот же самурай, так же присутствовали Онна-бугэйся, проще говоря женщины-самураи. Первые самураи появились в Японии ещё в VII веке и со временем их предназначение не значительно, но изменялось. Современное культурное представление о них появилось вместе с бусидо в конце XVI века. Самураи были не просто солдатами готовыми к войне в мирное время и бойцами во время битвы, они могли стать начиная от мелких дворян, заканчивая крупными чиновниками или же даймё (крупнейшими военным феодалами). Думаю, теперь понятно, что самураи имели важную роль в обществе и в жизни Японии тех годов.

а путь самурая — это смерть…

Я упомянул, что бусидо появилось только в конце XVI века в сочинениях Тори Мототада (Даймё периода Сэнгоку. Погиб при осаде Фусими, где его гарнизон был уничтожен армией Исиды Мицунари).

Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, — что он должен умереть.

Первая глава книги начинается со смерти. Ведь только если хранить мысль о смерти изо дня в день, самурай сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириад зол и несчастий.

Честно говоря, я считаю, что об этом должен помнить не только каждый самурай, но и каждый человек не смотря на то как он мал или стар. Жизнь подобно капле вечерней росы, слишком мимолётна что бы оставаться эгоцентричным.

Если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь.
Только тогда его чувство долга и преклонения будут искренними а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.

Думая о каждом мгновении как о своём последнем, ты начинаешь искренне ценить каждый свой правильный поступок, порицать каждое своё неправильное деяние и ценить каждое своё последнее мгновение.

В бусидо два вида правил, в каждом из них по два типа. Два вида правил — это обычные и необычные. Обычные относятся к чиновникам и воинам, а необычные к армии и битве.

В повседневное время чиновники-самураи обязаны каждый день утром и вечером мыть руки, принимать горячую ванну и всегда быть чистыми. Самурай же должен каждое утро приводить волосы в порядок и правильно брить лоб.

Правила касаются абсолютно каждого аспекта повседневной жизни самурая. Даже чашка риса или чая должна браться в руки должным образом.

Обучение юного воина

Обучение в семье и обучение учителя было фундаментом в воспитании молодёжи, юных самураев. Формировавшим идеал воина, основанный на мифических сказаниях, безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней почтительности родственникам и чисто японской основе — верности своему господину. Семья и наставник прежде всего заботились о начале становлении характера юноши, вырабатывали отвагу и мужество, храбрость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались среди самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого.

Правильное и неправильное

Для начала хочу сказать, что эта глава наиболее интересна для размышления. Правда, что добро и зло понятия относительны и поверхностны, каждый лично судит, что для него правильное, а что неправильное.

Воин должен глубоко понимать эти два качества. Правильное и неправильное — это ничто иное, как добро и зло, хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно — лёгким и приятным

Поэтому тот, кто различает эти понятия, и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Наверное это звучит не так плохо, но если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды идут от трусости.

Здесь приводится пример, пожалуй, я расскажу его вкратце. Человек отправляется в путешествие и оставляет сто рё (денежный эквивалент, равный стоимости годовой нормы риса на одного человека) у своего соседа. Если человек умрёт в пути, то деньги останутся у соседа, он решит оставить их себе, но после из чувства стыда отдаст их его родственникам.

Это правильный поступок из чувства стыда. Но здесь мы можем спросить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах? Поэтому едва ли мы можем назвать его правильным.

Тем не менее кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно

Самураи, находящиеся на службе, знатные и низкие, всегда должны быть бережливы, но при при этом не экономить на расходах на содержание дома.

Есть большая разница между скупостью и бережливостью. Следует избегать лишних трат, покупать не нужные вещи которыми вы в лучшем случае воспользуетесь пару раз. Но не стоит экономить на особенно важных вещах, не стоит экономить на семье или родных. Если вещь и правда вам нужна и вы уверенны что будете её использовать, то стоит безукоризненно потратиться на неё.
Но если самурай часто пьянствует, покупает больше еды, чем требуется, часто отдыхает с друзьями в роскошных местах, самурай будете вынужден влезать в долги, будет экономить на важных вещах до тех пор, пока он не придёт к полному краху.

Стоит сказать пару слов о скупости. Говорить о бережливости и при этом ничего не тратить, ухватывая каждую монетку и складывая их — вот настоящая скупость. Такое позволительно торговцам или купцам, но не настоящему самураю.

Надежность — одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в коем случае не следует оказывать помощь в деле которое тебя не касается или если тебя не просили о помощи.

Самое главное для самурая, находящегося на службе, — общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу и умны. Но поскольку таких людей немного, следует среди многих друзей выбрать одного, на которого в случае необходимости можно положиться.,

В самом начале упоминалось о важности смерти в пути самурая, о том, что всегда нужно жить последним днём, здесь же представлено разъяснение вступления.

Если самурай идёт в битву и совершает отважные и величественные поступки, то это только потому, что он настроил своё сердце на смерть

Перед смертью слова человека должны быть правильными. Таковы должны быть последние минуты жизни самурая

Говорят, что чиновники и белая одежда хороши, лишь пока они новые. Хоть это и шутка, я полагаю, так и есть на самом деле.

Пока чиновники «новые и чистые» они пунктуально выполняют приказания своего господина и не упускают из виду ни малейшей детали, ибо уважают взятые на себя клятвы и вынесенные наказания и опасаются совершить проступок. Поэтому они не берут взяток, неподкупны и совершают правильные поступки.

Но проведя на службе длительный срок, они начинают злоупотреблять уступчивостью людей и слишком высоко ценить себя и совершать то, чего никогда прежде не сделали бы.

Когда они только поступают на службу, они лишь прикасаются к подаркам и после отсылают их обратно, как того требуют клятвы чиновника, а если обстоятельства все же заставляют их оставлять подарки у себя, после они обязаны сделать равноценные подарки. Однако ими постепенно начинает овладевать жадность, они оставляют подарки у себя и вскоре не собираются отправлять равноценные взамен. Конечно это не наносит вред центральным властям, но со временем это начинает их развращать. Разница между грязной одеждой и сердцем грязного на руку чиновника в том, что одежду можно отмыть щелоком, а порок так сильно въедается в сердце человека, что выкорчевать его уже невозможно.

Если же при сопровождении господина в Эдо (ныне Токио) вы вместе с господином идёте пешком, а впереди молодой самурай после обмена словами начинает драться, то следует тут же взять копьё у копьеносца и встать подле господина, в ожидании, что в любой момент придётся обнажить мечи.
Ведь нет ничего важнее жизни твоего господина! И даже после его смерти, ты должен оставаться верен своему господину и совершить дзюнси (сэппуку слуги после смерти его господина).

Самурай на службе — в большом долгу перед своим господином, и он не может возместить его иначе, как совершить дзюнси

Последовать в смерти за своим господином — вот самый яркий и последний поступок в жизни великого самурая. Но в этом деле присутствует проблема, это не разрешено законом, однако исполнять обычные обязанности дома не достаточно. Если самурай хочет совершить поступок более выдающийся, чем поступки его товарищей, он может сделать это.

Хочу добавить, что сэппуку 腹切り (более распространённое название харакири) — это церемониальное самоубийство путём вскрытия себе живота (крайне болезненный способ кончины). Периодически изменялось, но в данный момент принимает такой вид.

Литература и изящные искусства

Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими — значит быть грубым самураем

И правда самурай должен быть не только опытен в бою, знать все нормы бусидо и быть почтительным к своему господину и к родителям. Но и должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.

Если самурай не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих

Каким бы опытным не был воин, однажды он окажется в затруднении из-за не хватки знаний в том или ином вопросе. Поэтому самурай должен каждый день учиться, каждый день добиваться новых знаний и каждый день постигать новые вершины в познаниях об окружающем его мире.

Стихосложение – это давний обычай Японии. Великие воины всех времён писали стихи, и даже низшие вассалы пытались писать неуклюжие стишки. Но тот, кто занимается только этим становиться мягким душой и телом, теряет все свои боевые навыки и становится похож на придворного самурая.

Чайная церемония – с давних времён чайная церемония была частью жизни Японского общества. Вас могут пригласить на неё и тогда следует знать как входить в чайную комнату, как рассматривать её убранства, как следить за приготовлением чая и как есть блюда и пить чай.

Я не стал рассказывать всю книгу, я даже не изложил её вкратце. Я создал половину выжимки лучших заметок из этих трёх глав. Но я даже не рассказал и десятой части книги вкратце.

Я решил не создать краткий пересказ, а дать читателю этой статьи пищу для ума с небольшим добавлением своего субъективного мнения, дать несколько тем для размышления, может читатель сможет применить на современном мире прочтённое. Путь воина — одна из книг по настоящему раскрывающих средневековую Японию для читателей.

Источник

Хагакурэ

смысл жизни самурая в пути

Хагакурэ — наисуровейший мануал для самураев.

Представляет собой набор из многочисленных, очень многочисленных рассуждений и лулзовых историй с не менее лулзовыми каментами самурая Ямамото Цунэтомо.

Суть сводится к одному: Ты живёшь, чтобы умереть. Поэтому на жизнь ты должен смотреть, как на говно. Ибо так называемая жизнь — это всего лишь взмах крыла бабочки, и цель её — сдохнуть как можно красивее.

смысл жизни самурая в пути

Сабж напейсали предположительно в начале восемнадцатого века. В итоге он стал знаменитым рукописным кодексом бусидо, призванным учить самураев уму-разуму и втолковывать им прописные истины. В результате на данную уставщину были изведено столько рисовой бумаги, что до нашего времени сохранилось аж одинадцать книг этого бестселлера! Несмотря на избыток иероглифов, «Хагакурэ» читается довольно легко и понятно. Все правила снабжены подробными примерами и поданы очень художественно. Хоть экранизируй.

Сами же правила наделены необходимой смысловой нагрузкой, основанной на личном опыте, и во многом дают практические советы для начинающих: «Как быть и что делать?» Вот некоторые вопросы, ответы на которые даёт сия книжица:

-Как добиться респекта и уважухи в самурайском коллективе?

-Как добиться карьерного роста, не потеряв головы (в прямом смысле слова)?

-Как правильно отрубить бошку, не оскорбив человека?

-Как не прослыть малодушным?

И так далее, и тому подобное.

Помимо торжественного ожидания смерти, самурай не должен забывать о своём господине, чьи капризы он должен исполнять незамедлительно. Сюзерен, которому служит самурай, вообще представлен неким небожителем. Однако кодекс кагбэ намекает на то, что самурай не является рабом своего господина. Хотя после прочитанного в этом, мягко говоря, сомневаешься.

А если говорить в общем, то, исходя из историй, богато наводняющих сабж, можно сделать вывод, что на самом деле самураи не имели ничего общего с пафосно-героическими образами из кино и онемэ.

Это были весёлые и решительные люди, лихо кидавшиеся из крайности в крайность: от нажирания сакэ до ухода в монахи и от любования луной до кровавой бойни через пять минут. Они регулярно бухали и столь же регулярно устраивали пьяную поножовщину.

Причём если какой-то буян затевал драку исключительно по своей дури, то это совсем не означало его порицание среди коллег. Скорее наоборот — пьяное мурло, словившее белочку, и пошинковавшее в капусту своих товарищей вызывало уважение, и одобрямс. Так как выхватив меч, самурай должен был рубить и ниипёт. А иначе, он — малодушный человек и вообще чмо.

Что характерно, никаких джентльменских поединков «Хагакурэ» вообще не признаёт. Залог победы — это бросок вперёд с мечом наголо, и секир-башка всем подряд. Это есть правильно. Всё остальное — ересь и малодушие.

смысл жизни самурая в пути

По большей части истории из «Хагакурэ» выглядят вполне правдоподобными. Однако некоторые внезапно преподносят мистическо-атсральный антураж или же откровенные фантазии о выживании людей после травм, не совместимых с жизнью (едва ли не головы успешно пришивают на место). Также встречаются байки и умозаключения настолько бредовые, что их явно писали под лошадиными дозами сакэ. Хотя лулзов они дарят вагон.

«Хагакурэ» — произведение интересное (так как позволяет косвенно ознакомиться с реалиями древней Японии), лулзовое (в нём немало моментов, которые автор явно добавил чисто ради смехуечков — иначе не объяснишь), и годное для троллинга обсмотревшейся онемэ школоты и прочих «знатоков» — считающих кодекс бусидо едва ли не самым трушным правилом поведения в этой стране. Так как «Хагакурэ» своей откровенностью рвёт шаблоны — от Востока до Запада.

Ну и разумеется, почитать сабж стоит хотя бы для того, чтобы ещё раз оценить ту бездонную пропасть, которая лежит между нашими культурами. Некоторые изъяснения и выводы в книге просто не поддаются никакому здравому смыслу! Их способны понять, наверное, только, средневековые япошки военного сословия (среднему японцу, который, как и ты, работает за пекарней, а на работу ездит в метро, это тоже не особенно близко).

Ну и изобилие гуро наверняка придётся по вкусу определённым ценителям.

смысл жизни самурая в пути

Найдены возможные дубликаты

В тегах бы хоть написал, что скопипастил статью с лурка.

чот как то аналогия с шахидами возникла

походу я близок к самураям

Судя по тому, что самураев не осталось, можно сказать что их путь был неверным.

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Николас Кейдж в новом, странном фильме — «Узники страны призраков»

смысл жизни самурая в пути

«Это самый безумный фильм из всех, в которых я снимался». Такая фраза особенно забавно звучит из уст Николаса Кейджа.

Можно долго ругаться на то, что Кейдж в последнее время снимается в плохих фильмах. Но подобным промышляют и другие заслуженные актёры.

Однако, с новым фильмом «Узники страны призраков» всё не так просто. Нет никаких сомнений, что фильм этот не понравился зрителям — рейтинг на IMDB – 4.4. Тем интереснее, что автор «призраков» — Сион Соно — режиссёр независимого японского кино. Фильмы Сиона любят на фестивалях, он получил много наград, но на английском до этого не снимал.

«Узники страны призраков» — это англоязычный дебют, который не смог найти свою аудиторию — зрители просто не поняли что им показывают, а денег, собранных с проката, хватит разве что купить хороший японский автомобиль.

смысл жизни самурая в пути

С самого начала фильм даже захватывает — дело происходит в Японии будущего. Кейдж играет уголовника по имени Герой, которому поручают найти дочь Губернатора. Она ушла в призрачные земли из Города Самураев и пропала. Чтобы у Героя было больше стимулов, Губернатор облачил его в минированный костюм. Теперь у Героя есть три дня и он отправляется в загадочную страну.

смысл жизни самурая в пути

Многие сразу вспомнят мультфильм великого японского аниматора Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками» и сделают это зря. Если у Миядзаки страна призраков — это место хоть и волшебное, но подчиняющееся определённой логике и даже несколько уютное, то у Сион Сона за пределами Города Самураев творится дичь. По улицам бродят люди, наряженные манекенами, а Страна Призраков напоминает сумасшедший дом.

смысл жизни самурая в пути

Возможно, в этом фильме заложены различные аллюзии, которые могли бы быть интересны японским зрителям, но судя по рейтингу, западные зрители не увидели в фильме ничего кроме безумия.

Если вам захочется посмотреть на страну призраков — обратите внимание на мультфильм «Унесённые призраками» — это отличный пример того, как можно цитировать японскую культуру зрителю, который, вообще, не знает про Японию ничего.

Фильм «Узники страны призраков» можно пропустить, разве что только вы очень любите Николаса Кейджа и следите за его безумной фильмографией.

Слежу за новинками кино в телеграм канале

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Такое аниме я бы посмотрел

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Скороговорка на японский лад

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Музыкант и его друг

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Как Такаудзи свой сёгунат устроил. «Три великих сёгуна» Часть третья

Младший брат основателя второго японского сёгуната, Асикага Тадаёси, скончался 13 марта 1352 года на сорок шестом году жизни от естественных причин. По просьбе Такаудзи ему был присвоен второй придворный ранг.

смысл жизни самурая в пути

Никто так до сих пор не знает, кто здесь изображён — Минамото Ёритомо или Асикага Тадаёси. Большинство японских исследователей склоняется ко второму варианту.

А вот эта статуэтка с большей вероятностью считается изображением Минамото Ёритомо

смысл жизни самурая в пути

А вот эта статуэтка с большей вероятностью считается изображением Минамото Ёритомо

Если говорить о том, какими людьми были братья Асикага с точки зрения характеров, то тут вспоминается анекдот про двух алкоголиков: «Два алкаша с похмелья. Один пытается наколоть вилкой огурец в трехлитровой банке. Руки дрожат, огурец выскальзывает, ничего не получается. Другой долго смотрит на эти манипуляции, потом не выдерживает:

— Смотри, как это делается.

Берет вилку и сразу накалывает огурец.

— Фиг бы ты поймал его, если б я его не загонял.»

Старший Асикага был импульсивным и рефлексивным, но весьма харизматичным полководцем, правда плохо разбирающимся в административном устройстве страны. Вёл он себя по-раздолбайски и относился ко всему на отвали, а также был склонен к резким перепадам настроения: от преисполнености после победы до клинической депрессии после малейшего проступка. Тем не менее, обстоятельства заставляли его вновь и вновь поднимать меч. Тадаёси же был абсолютно противоположен родственнику. Он взвешивал каждое своё решение, сдерживал свои эмоции и относился ко всему с глубочайшим уважением и вёл этакий аскетичный образ жизни что ли. Принципы устройства, по которым потом строился поздний сёгунат Асикага, затем «временные правительства» Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, а такжё сёгунат Токугава — это всё заслуга Асикаги Тадаёси и его внучатого племянника, о котором я потом ещё скажу пару слов.

P.S. Анекдот был к тому, что братья дополняли друг друга, как две противоположности.

Так или иначе, но после смерти Тадаёси Такаудзи должен был вернуться в Киото и «перезагрузить» правительство. Его сыну Ёсиакире всё также недоставало опыта в управлении страной, поэтому на помощь вновь пришли сторонники Ко но Моронао.

Тот факт, что сёгун оставил столицу без защиты, очень обрадовал Южного императора Го-Мураками и его сторонников, поэтому они быстренько подъехали под стены Киото и стали там собирать новые силы для осады. Начальником операции стал сын Го-Дайго, принц Мунэнага, получивший титул сэйи тайсёгун.

смысл жизни самурая в пути

В середине марта 1352 года, когда до Руси наконец дошла чума, а в Европу впервые вторглись османы, Ёсиакира бросил столицу вместе с тремя императорами Северной Династии и бежал в святилище Ивасимидзу, чуть южнее Киото, который был взят через два месяца сторонниками ЮД. Северных императоров, конечно, арестовали, что было для сёгуната не очень хорошей новостью. Блин, да я прямо вижу вот такие лица у сторонников Го-Мураками, когда они брали пустой город:

смысл жизни самурая в пути

Весь этот поход был, на самом деле, спровоцирован разным пониманием пункта «статус 1331 года» во всех ранее заключённых договорах. Дом Асикага подразумевал под этим объединение императорских династий с главенством Южной Династии и сохранением власти сёгунов, а ЮД видела в этом порядок «как при Го-Дайго», то есть с абсолютной монархией и минимальным количеством прямых вассалов.

К апрелю Ёсиакира наконец собрал войско для контрнаступления и отправился осаждать провинцию Ямасиро. 11 мая защитники отступили из Киото в Ёсино, забрав с собой трёх императоров СД и наследного принца. Такой поворот событий вызвал недоумение: народ не понимал, кого или что теперь защищает сын сёгуна в столице. Поэтому Ёсиакира, чтобы не утратить доверие аристократии и самурайства, решил восстановить правление Северной Династии через возведение на престол принца Ияхито, который был младшим братом 3-его северного императора Суко. Как его не поймали и не увезли? Дело в том, что он не был претендентом на трон, поэтому избежал ареста. Но была и ещё одна проблема: при интронизации императора он должен был лицезреть три священных регалии, которые когда-то были дарованы богами правителям Японии: бронзовое зеркало, священный меч и магатама (яшма), были перевезены в Ёсино и находились «в плену» у южан, а без них интронизация не была легальной. Но и из этой ситуации нашли выход: где-то был откопан миф о том, что один из древнеяпонских правителей был «коронован» без этих регалий и не потерял легитимности, поэтому 27 сентября 1352 года, сославшись на данный прецедент, на трон взошёл император Го-Когон, которому удалось проправить долгие 19 лет (с 1352 по 1371 годы).

смысл жизни самурая в пути

В статье про конец сёгунов Камакура я говорил, что в конце первого сёгуната, сюго, то есть администраторы провинций имели право на оставление у себя 20% от того запаса добытых денег и риса, которые отправлялись в столицу. Летом 1352 года Ёсиакира был вынужден уступить требованиям сюго провинций Оми, Мино и Овари и выпустить указ (назывался хандзэрэй), разрешавший оставлять на нужды армии половину добытого рисового оброка. Будущий сёгун довольно быстро сообразил, чем это может обернуться, так что ограничил действие указа только тремя провинциями и только на год. И вы не поверите, что произошло! Через год военачальники упросили Ёсиакиру продлить этот указ и распространить его действие на всю страну. Спросите: что в этом такого? А всё дело в том, что этот указ фактически привёл страну в состояние Священной Римской Империи, в котором она просуществует вплоть до конца Сэнгоку Дзидай (Эпохи Воюющих Провинций); теперь каждый ушлый сюго получал вполне легальный способ заработка и фактическую провинциальную независимость. Грубо говоря, сёгунат обделался в самом начале своего существования и превратил сёгуна в этакого императора СРИ, который ничего не решает, а только живёт в своё удовльствие. Из-за этого указа погибла и должность дзито, то есть завхоза провинции. Объясню ещё проще: в Российской Империи существовали должности полицмейстера и градоначальника. Полицмейстер — это начальник полиции в какой-либо административной единице. Градоначальником же называли должностных лиц, которые непосредственно управляли городами (как ни странно), следили за налоговыми сборами, занимались распределением городского бюджета, контролировали полицейские и судебные органы города. Дзито — это как раз таки градоначальники, управлявшие имениями в провинции и собиравшие налоги, а сюго — своеобразный полицмейстер и комиссар провинции, потому что собирал крестьян на войну и следил за порядком в провинции. После указа Асикаги сюго очень быстро замкнули на себе полномочия дзито.

Снова отправимся на восток и посмотрим, как чувствовал себя Такаудзи в Камакуре, пока его сын разгребал бардак в столице. А чувствовал он себя не очень хорошо, потому что сторонники Южной Династии разбили его войско и весь март он был вынужден снова собирать силы. К лету всё того же 1352-ого ему наконец удалось взять Камакуру обратно.

Но бакуфу долго Киото не удерживало, поскольку в Западной Японии начали собираться очередные мятежники и уже осенью они начали широченное наступление на столицу. Дошли они туда, правда, летом следующего года, но это не так важно. Важно то, что сёгунат снова утратил контроль над сердцем страны и в очередной раз долго пытался найти союзников, чтобы отвоевать его обратно. 26 июля силы Ёсиакиры вновь заняли столичную провинцию. К сентябрю туда подъехал и его отец.

Вы думаете, что выступления закончились и никто больше никого не бил? ХАХхахахахахаха… В январе 1354 года к Киото подкатил Тадафую, сёгунский бастард, который два года собирал на Кюсю хоть каких-то воинов и наблюдал за внешним миром. Вообще, изначально к нему примыкали только сторонники почившего Тадаёси, но к концу 53-его их весы склонялись уже в сторону Южного Двора, так что Тадафую довольно быстро сообразил, что нужно делать. Под южным знаменем Несовсемасикага вошёл в провинцию Ямасиро 16 января и уже готовился открывать шампанское, отмечая триумф, но как и все военачальники, которые пытались удержать город изнутри, попал в ту же самую ловушку: Киото легко брался сверху вниз с отрезанием основных путей снабжения, чем и воспользовался Такаудзи, вернув город в феврале. Дальнейшая судьба сына-бунтаря неизвестна, но считается, что он отступил на Кюсю, где прожил ещё 34 года и умер в 59 лет.

В 1355 году ненадолго окончилось и сопротивление ещё одного потомка Го-Дайго, принца Канэёси, который тоже сидел на самом западе страны и руководил там повстанцами-южанами. Война годов Канно, являвшаяся одной из самых затяжных и масштабных со времён первых самураев, завершилась.

смысл жизни самурая в пути

30 апреля 1358 года первый лидер сёгуната Муромати, Асикага Такаудзи, умер по естественным причинам. Примечателен тот факт, что этот «воевода всея Японии» для, собственно, японцев — фигура противоречивая, в отличие от других великих военачальников следующих эпох. Всё дело в волшебных пузырьках его метаниях. Казалось бы, резкий переход с одной стороны на другую или изменение своего мнения — вполне обычное явление для истории. Абсолютно все деятели любого государства, так или иначе, сталкивались с неожиданными или вынужденными выборами. Какие-то из них были не самыми удачными и приводили к плачевным последствиям, а какие-то могли и поднять на ступеньку выше. Но после свержения сёгуната Камакура Такаудзи сделал выбор, который я бы назвал

смысл жизни самурая в пути

и полез на императора Го-Дайго, что расценивалось как предательство (сначала же он был за него и помог ему вернуть власть, а потом решил, что сам вполне способен рулить). Кроме того, это, по всей видимости, привело к распаду императорского дома на две ветки: Северную и Южную. Поэтому Такаудзи для японцев — великий злодей, хотя в XX веке местные коммунисты пытались реабилитировать сёгуна, называя его реформатором и антифеодалистом, что звучит довольно странно. Я не хочу наезжать на всю нацию, но такое ощущение, что всю свою историю японцы сами себе придумывали вещи, на которые сами же обижались. Ну согласитесь, что огорчаться по поводу того, что кто-то жалкий и не такой великий сначала помог Светлешему обрести мощь, а потом закономерно решил подорвать её ради личных бонусов, глупо, потому что это естественный ход вещей. Уж не знаю, обусловлено ли это их географическим положением или ещё чем, но факт есть факт.

В декабре 1358 года сёгуном стал Асикага Ёсиакира. Ему предстояло решить несколько проблем:

1) Сменить сторонников отца на лояльных к себе людей

2) Освободить Кюсю от остатков мятежников-южан

3) Постараться как можно скорее объединить две ветви Японского Императорского Дома

4) Не допустить новых дроблений страны

Если с первым пунктом было всё довольно легко и прошло по стандартному средневековому сценарию, то есть с убийствами, изгнаниями и подкупом, то вот другие три требовали особого внимания.

Через год после смерти Такаудзи мятежи затронули провинции Кии и Кавати и новый сёгун объявил карательную кампанию. Поход начался в декабре 1359 и окончился в мае 1360 года успешным подавлением восставших. В 61-ом году военачальники стали массово уходить от бакуфу и присоединяться к Южной Династии, а потом, в самом начале декабря они вновь осадили столицу, откуда, в который раз бежали Ёсиакира и Северная Династия. Но приятели Го-Мураками снова не смогли надолго закрепиться на завоёванной земле и уже 27 декабря были оттуда выперты.

смысл жизни самурая в пути

Через 2 года два крупных клана Хонсю: Ямана и Оути перешли на сторону сёгуна и бои в западной части страны почти прекратились, а Южный Двор начал сдавать свои позиции.

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Моны Ямана (верхний) и Оути (нижний)

Что касается раздробленности страны, то тут Ёсиакира сделал следующий финт ушами: отнял у кланов контроль над провинциями рядом с Киото, провинциями вдоль тракта Токай и вокруг Камакуры, взяв эти земли в личный домен.

смысл жизни самурая в пути

Кинай (вокруг Киото, оранжевый) и Токайдо с Камакурой (ярко-колбасного цвета)

В ноябре 1367 года Ёсиакира заболел и отстранился от дел, а в 7 декабря скончался от болезни, передав свою власть малолетним преемникам и их опекунам. Этот период продлился недолго — всего год, но за это время коллективное руководство бакуфу попыталось решить проблему с указом хандзэрэй и слегка стопорнуть аппетиты военачальников, которые к тому моменту стали отжимать у крестьян больше половины урожая. Решили они это самым банальным обещанием, что всё будет хорошо и никто никого трогать не станет. Но вы же все понимаете, чем это кончилось? Все просто проигнорировали факт указа и продолжили делать то, что делали.

В апреле 1368 года сын Асикаги Ёсиакиры, Ёсимицу, стал новым сёгуном. Первой его инициативой стал поход на Кюсю, где всё ещё тусовался принц Канэёси, который с 1355 года активно сотрудничал с местными кланами и собирал очередную армию (да, один раз его тогда разгромили, но потом он посидел тихонько некоторое время на са-а-амом северо-западе острова, а затем опять взялся за старое). Поход возглавил Имагава Рёсюн, опытный полководец сёгуната. Блицкрига, на который расчитывал Ёсимицу, не вышло, но тем не менее к середине 1375 года остров был вновь взят под контроль и Южный Двор с тех пор больше не выступал.

смысл жизни самурая в пути

Однако династии ещё предстояло объединить. И у Ёсимицу было одно средство для этого. Он довольно рано стал интересоваться политической жизнью страны. Будучи восемнадцатилетним юношей он часто ездил во дворец Северной Династии и достаточно быстро сдружился с местными обитателями, включая сына императора, из-за чего ему активно присваивали разные придворные ранги и титулы (в том числе и титул «старейшина рода Минамото», который был весьма почётным, хоть и не имел никакой политической или иной силы, являясь чисто декоративным).

В конце 80-ых годов в клане Ямана, контролировавшем порядка одинадцати провинций в Западной Японии, возник конфликт между потомками умершего Яманы Токиудзи, которые не смогли поделить провинции поровну. Раздел без резни сначала затронул только сам клан и его владения, затем дальних родственников, а после и сам сёгунат. Резня началась в декабре 1391 года (в истории известна под названием «Смуты годов Мэйтоку») с того, что братья Ямана, Удзикиё и Мицуюки, обвинили бакуфу в попытках изживания их рода насовсем, а затем пришли к стенам Киото с 5000-ым войском. Ёсимицу очень быстро собрал своих союзников и 1 января 1392 года одержал победу над мятежниками. Это война стала последней в периоде Намбокутё, поскольку уже в феврале начались переговоры между Северной и Южной династиями, а у последних уже тупо не осталось сил на борьбу. В октябре обеим ветвям был представлен план

1) ЮД возвращает украденые реликвии своим родственникам, но получает земли северной ветви.

2) С момента принятия соглашения обе ветви Императорского Дома будут занимать трон по очереди («южане», соответственно, не пытаются более претендовать на абсолютность своей власти)

Всем такой вариант понравился и в конце октября императорские реликвии были возвращены в Киото. Правда, второй пункт не был соблюдён и в итоге Хризантемовый трон навечно остался в руках «северян», потомком которых является и ныне правящий император Нарухито)))). Южная Династия же прекратила своё существование аж в 1457 году.

Через пару лет после заключения мира Ёсимицу получил звание Великого Министра (Дайдзё дайдзин) и пару мелких титулов, но в следующем, 1395 году отказался от всех привелегий и принял буддийский сан (предварительно назначив наследника, конечно же), приняв имя Доги («путь истины»). Забавный факт: имена отрёкшихся членов семьи обычно не упоминали в хрониках, но бывший сёгун настоял на том, чтобы и его имя, и его титулы продолжали упоминать. Но на этом история не заканчивается! Через 4 года Ёсимицу решил отгрохать себе резиденцию в Кита (нынче район Киото), где и провёл остаток жизни. Её мы знаем под именем «Золотого храма» (или Кинкаку-дзи, если угодно). Это поистине уникальное и красивейшее сооружение Японии! Оно полностью выполнено из дерева и толстого листового золота.

смысл жизни самурая в пути

смысл жизни самурая в пути

Потом оно было переделано в буддийский храм и неоднократно горело и реставрировалось (почти всё, что сейчас там есть — новодел 2003-его года).

Третий сёгун Асикага неожиданно заболел в конце апреля 1408 года и, прожив ещё несколько дней, умер 6 мая того же года, буквально за несколько месяцев до осады Москвы силами ордынского военачальника Едигея.

смысл жизни самурая в пути

Мало кто мог предположить, что буквально через 59 лет после смерти третьего «воеводы всея Японии» страна вновь будет ввергнута в хаос, а ещё через каких-то 165 лет один «Дурак из Овари» захватит Киото и будет удерживать большую часть страны, и закат династии Асикага станет столь же быстрым, как и её подъём.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *