смысл жизни по толстому это
Взгляды Толстого на смысл жизни
Автор: Guru · 19.05.2018
(352 слова) Творчество Льва Николаевича Толстого охватывает широкий спектр неразрешимых вопросов человеческого бытия. Но особое место в творчестве мыслителя занимает поиск смыла человеческой жизни. Зачем мы рождаемся и умираем? Писатель все время искал ответ на этот вопрос.
В своих знаменитых романах Толстой каждый раз изображает путь от лихорадочного поиска заветной цели человеческого существования, до осознания и обретения душевного покоя. Так, «Война и мир» рассказывает нам о Пьере Безухове и Андрее Болконском. Два представителя привилегированного дворянского сословия могли бы жить спокойной, размеренной жизнью. Но, не желая мириться с недостатками общества, они с головой окунаются в круговорот событий, чтобы достигнуть заветного понимания. Болконский отправляется на войну, чтобы добыть себе воинскую славу, сравнившись с Наполеоном. Получив тяжёлое ранение на поле боя, князь, переступив грань жизни и смерти, осознает мелочность своих амбиций, бессмысленность человеческих дрязг перед лицом вселенной, а его кумир предстаёт перед ним обычным, низким, полным человеком. После войны герой помогает в разработке реформ Сперанского, надеясь коренным образом изменить Россию. Но однажды, представив, как созданный им проект может быть воплощён на примере знакомого ему мужика, Андрей понимает, что занимался ненужным делом, обречённым на провал. Он так и не нашёл своего места, но отдав свою жизнь, защищая родину, он смирился с неизбежностью смерти, примирился со всеми своими ошибками, разочарованиями и всеми, кто когда-либо причинял ему боль, и с лёгким сердцем покинул этот мир.
Для Толстого, Бог — есть любовь, любя и будучи любимым, человек воссоединяется с Богом, обретая вечное блаженство и вечную жизнь.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
О смысле жизни. Лев Толстой.
Лев Толстой О смысле Жизни.
Второе рождение Толстого
Толстой пробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа и посвятил свои силы целиком тому, чтобы следовать ей, обосновывать и проповедовать ее.
Вопрос о том, чем была обусловлена столь резкая перемена жизнеустоев Л. Н. Толстого не имеет удовлетворительного объяснения однако некоторые предположения можно сделать на основе его произведений.
Если перенести толстовский анализ духовной революции Нехлюдова на самого Толстого, то видно много схожего. Толстому также в высшей степени была свойственна склонность к резким переменам, он пробовал себя на разных поприщах. На опыте собственной жизни он испытал все основные мотивы, связанные с мирскими представлениями о счастье, и пришел к выводу, что они не приносят успокоения души. Именно эта полнота опыта, не оставлявшая иллюзий, будто что-то новое может придать жизни смысл, стала важной предпосылкой духовного переворота.
Чтобы жизненный выбор получил достойный статус, в глазах Толстого он должен был оправдаться перед разумом. При таком постоянном бодрствовании разума мало оставалось лазеек для обмана и самообмана, прикрывавших изначальную безнравственность, бесчеловечность так называемых цивилизованных форм жизни. В их разоблачении Толстой был беспощаден.
Что скрыто за вопросом о смысле жизни?
Однако мало сказать, что человеку свойственно страдать и быть недовольным. Человек сверх того еще знает, что он страдает, и недоволен собой, он не приемлет своего страдательного положения. Его недовольство и страдания удваиваются: к самим страданиям и недовольству добавляется сознание того, что это плохо. Человек не просто стремится стать другим, устранить все, что порождает страдания и чувство недовольства; он стремится стать свободным от страданий. Человек не просто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела смысл.
Осуществление своих желаний люди связывают с цивилизацией, изменением внешних форм жизни, природной и социальной среды. Предполагается, что человек может освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста экономики, развития техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход мыслей, по преимуществу свойственный привилегированным и образованным слоям общества, заимствовал Л. Н. Толстой и руководствовался им в течение первой половины своей сознательной жизни. Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться. Можно подумать, что если активность и прогресс умножают страдания, то бездеятельность будет способствовать их уменьшению. Такое предположение неверно. Причиной страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания, которые с ним связываются, та совершенно неоправданная надежда, будто увеличением скорости поездов, повышением урожайности полей можно добиться чего-то еще сверх того, что человек будет быстрее передвигаться и лучше питаться. С этой точки зрения нет большой разницы, делается ли акцент на активность и прогресс или бездеятельность. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм. Эта установка исходит из убеждения, что внутренний человек зависит от внешнего, что состояние души и сознания человека является следствием его положения в мире и среди людей. Но если бы это было так, то между ними с самого начала не возникло бы конфликта.
Вывод о бессмысленности жизни, к которому как будто бы подводит опыт и который подтверждается философской мудростью, является с точки зрения Толстого явно противоречивым логически, чтобы можно было с ним согласиться. Как может разум обосновать бессмысленность жизни, если он сам является порождением жизни? У него нет оснований для такого обоснования. Поэтому в самом утверждении, о бессмысленности жизни содержится его собственное опровержение: человек, который пришел к такому выводу, должен был бы прежде всего свести свои собственные счеты с жизнью, и тогда он не мог бы рассуждать о ее бессмысленности, если же он рассуждает о бессмысленности жизни и тем самым продолжает жить жизнью, которая хуже смерти, значит, в действительности она не такая бессмысленная и плохая, как об этом говорится. Далее, вывод о бессмысленности жизни означает, что человек способен ставить цели, которые не может осуществить, и формулировать вопросы, на которые не может ответить. Но разве эти цели и вопросы ставятся не тем же самым человеком? И если у него нет сил реализовать их, то откуда у него взялись силы поставить их? Не менее убедительно возражение Толстого: если жизнь бессмысленна, то как же жили и живут миллионы и миллионы людей, все человечество? И раз они живут, радуются жизни и продолжают жить, значит, они находят в ней какой-то важный смысл? Какой?
Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л. Н. Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным трудом, опыту народа.
Простые люди хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них нет никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону божьему и жить так, чтобы не погубить свою душу. Они знают о своем материальном ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с Богом. Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает. Странным образом оказалось, что невежественные, полные предрассудков крестьяне сознают всю глубину вопроса о смысле жизни, они понимают, что их спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том, не боятся ли они предстоящей смерти. Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь, Толстой пришел к заключению, что их устами глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни глубже, точнее, чем все величайшие мыслители и философы.
Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным. Это не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. «Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам». «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.v Понятие веры в толстовском понимании совершенно не связано с непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными предрассудками. Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание имеет какой-либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и подчиненного строгим законам логики. Характеризуя особенность знания веры, Толстой пишет: «Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы быть приведенным к неизбежно-необъяснимому, я хочу, чтобы все то, что необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить». Толстой не признавал бездоказательного знания. Он не принимал ничего на веру, кроме самой веры. Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции разума. В этом смысле понятие веры есть проявление честности разума, который не хочет брать на себя больше того, что может.
Свобода не тождественна произволу, простой способности действовать по прихоти. Она всегда связана с истиной. По классификации Толстого, существуют истины троякого рода. Во-первых, истины, которые уже стали привычкой, второй натурой человека. Во-вторых, истины смутные, недостаточно проясненные. Первые уже не со всем истины. Вторые еще не совсем истины. Наряду с ними есть третий ряд истин, которые, с одной стороны, открылись человеку с такой ясностью, когда он их не может обойти и должен определить свое к ним отношение, а с другой стороны, не стали для него привычкой. По отношению к истинам этого третьего рода и обнаруживается свобода человека. Здесь важно и то, что речь идет об истине ясной, и то, что речь идет об истине более высокой по сравнению с той, которая уже освоена в жизненной практике. Свобода есть сила, позволяющая человеку идти по пути к Богу.
Пять заповедей христианства
Как считает Л. Н. Толстой, суть нравственного идеала наиболее полно выражена в учении Иисуса Христа. При этом для Толстого Иисус Христос не является Богом или сыном Бога, он считает его реформатором, разрушающим старые и дающим новые основы жизни. Толстой, далее, видит принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изложенными в Евангелиях, и их извращением в догмах православия и других христианских церквей.
«То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой, было признаваемо всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях: египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов, даосистов и др., дружелюбие, жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною из главных добродетелей». Однако только Христос возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни.
1) Не гневайся; 2) Не оставляй жену;
3) Не присягай никогда никому и ни в чем;
4) Не противься злому силой;
5) Не считай людей других народов своими врагами.
Непротивление как проявление закона любви
Толстой подробно рассматривает расхожие аргументы против непротивления. Три из них являются наиболее распространенными.
Второй аргумент состоит в том, что «нельзя идти одному человеку против всего мира». Что, если, например, я один буду таким кротким, как требует учение, а все остальные будут продолжать жить по прежним законам, то я буду осмеян, избит, расстрелян, напрасно погублю свою жизнь. Учение Христа есть путь спасения для того, кто следует ему. Поэтому тот, кто говорит, что он рад бы последовать этому учению, да ему жалко погубить свою жизнь, по меньшей мере не понимает, о чем идет речь. Это подобно тому, как если бы тонущий человек, которому бросили веревку для спасения, стал бы возражать, что он охотно воспользовался бы веревкой, да боится, что другие не сделают того же самого. Третий аргумент является продолжением предыдущих двух и ставит под сомнение осуществление учения Христа из-за того, что это сопряжено с большими страданиями. Вообще жизнь человеческая не может быть без страданий. Весь вопрос в том, когда этих страданий больше, тогда ли, когда человек живет во имя Бога, или тогда, когда он живет во имя мира. Ответ Толстого однозначен: тогда, когда он живет во имя мира. Рассмотренная с точки зрения бедности и богатства, болезни и здоровья, неизбежности смерти жизнь христианина не лучше жизни язычника, но она по сравнению с последней имеет то преимущество, что не поглощается полностью пустым занятием мнимого обеспечения жизни, погоней за властью, богатством, здоровьем. В жизни сторонников учения Христа меньше страданий уже хотя бы по той причине, что они свободны от страданий, связанных с завистью, разочарованиями от неудач в борьбе, соперничеством. Опыт, говорит Толстой, также подтверждает, что люди главным образом страдают не из-за их христианского всепрощения, а из-за их мирского эгоизма. Учение Христа не только более нравственно, но оно и более благоразумно. Оно предостерегает людей от того, чтобы они не делали глупостей.
Таким образом, обыденные аргументы против непротивления являются не более чем предрассудками. С их помощью люди стремятся обмануть самих себя, найти прикрытие и оправдание своему безнравственному и гибельному образу жизни, уйти от личной ответственности за то, как они живут.
Непротивление есть закон
Почему люди держатся за старое?
«Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле». Но люди в массе своей не верят и не исполняют учение Христа. Почему? По мнению Л. Н. Толстого, есть по крайней мере две основные причины. Это, во-первых, инерция предшествующего жизнепонимания и, во-вторых, искажение христианского учения.
До того как Иисус Христос сформулировал заповедь непротивления, в обществе господствовало убеждение, что зло можно истребить злом. Оно воплотилось в соответствующий строй человеческой жизни, вошло в быт, привычку. Самым главным средоточием насилия является государство с его армиями, всеобщей воинской повинностью, присягами, податями, судами, тюрьмами и т. д. Словом, вся цивилизация основана на законе насилия, хотя, и не сводится к нему.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть «природы»над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.
Л. Н. Толстой видел смысл жизни не в том, чтобы жить, зная, «что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно. «-писал он. Признать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда «живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо. «Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь «животная личность», не подчиняющаяся велению разума.
Идеи Толстого и сегодня актуальны, они оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители разных философских систем и направлений, включая материалистические.
Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни Зорина Анна Дмитриевна
Зорина Анна Дмитриевна. Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни : диссертация. кандидата философских наук : 09.00.05 Москва, 2007 156 с. РГБ ОД, 61:07-9/526
Содержание к диссертации
I. Смысл жизни и религия в учении Л. Н. Толстого 13
1.1. Духовный путь Л. Н. Толстого. Психология смысла жизни 16
1.2. Религиозная основа смысла жизни 40
II. «Смысл жизни» как центральное понятие мировоззрения Л. Н. Толстого 53
II. 1. Бог, жизнь, любовь, человек в контексте учения Л. Н. Толстого о смысле жизни 56
II.З. Смысл учения о смысле жизни. Обоснование проблемы смысла жизни как проблемы философии 109
В философии не существует единого определения и общего понимания самого понятия смысла жизни. Возможно, оно относится к неуловимым для
окончательного теоретического решения проблемам, поскольку составляет квинтэссенцию духовной жизни: определение предмета в данном случае входит в сам предмет и придает ему новую форму. Углубление в понимании смысла жизни, его сущностных основ составляет одну из важнейших задач этической теории.
Степень разработанности проблемы
Взгляды Л. Н. Толстого о смысле жизни с разной степенью глубины и подробности затрагиваются во всех работах посвященных его мировоззрению и во многих обобщающих трудах биографического характера. Здесь, прежде всего следует назвать труды таких авторов, как П. П. Бирюков, В. Булгаков, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Гудзий Н. К., Н. Н. Гусев, Л. Д. Опульская, Р. Роллан, Б. М. Эйхенбаум и др. Более глубокое рассмотрение философских идей Л. Н. Толстого представлено в работах Н. Я. Абрамовича, В. Ф. Асмуса, А. Белого, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. И. Гессена, А. О. Гусева, К. И. Зайцева, В. Н. Ильина, И. А. Ильина, А. А. Козлова, Н. О. Лосского, В. А. Маклакова, Д. С. Мережковского, В. М. Паперного, Ф.ГШреображенского, В.В.Розанова, Ф. А. Степуна, Л. Шестова, В. Ф. Эрна, Б. М. Эйхенбаума и др. 1
В советское время в отечественном толстоведении внимание уделялось преимущественно художественным произведениям Л. Н. Толстого, прежде всего «раннего» периода его творчества, поскольку многие произведения 1880-1910 гг. находились под подозрением и во многом замалчивались. Только в 1980-х годах наступил переломный этап в развитии отечественного толстоведения, когда началось непредвзятое рассмотрение позднего творчества
2 Сорокин П. А. Л. Н. Толстой как философ // (указан, изд.) С 447
писателя. В исследовании проблемы смысла жизни интерес представляют работы следующих авторов, рассматривающих тесно связанную с данной проблемой тему смерти в творчестве Л. Н. Толстого: Исупов К. Г., Назаров
B. Н., Меситова С. А., Попов Г. А., Горский А. К. и др. Внимания заслуживают
и последние диссертации, посвященные проблеме смерти и смысла жизни в
творчестве Л. Н. Толстого. Следует назвать диссертации Хагуровой Н. И.,
Семикиной Ю. Г., Меситовой С. А. 1 Так, в диссертации Хагуровой Н. И.
проблема смысла жизни рассматривается «как отправной момент в
философских исканиях Л. Н. Толстого». Обращается внимание на особенность
«концепции смысла жизни» Толстого, заключающуюся в ее неразрывной связи
с пониманием конечности человеческого существования, отмечается
нравственный смысл жизни и смерти, не уничтожающей отношение человека к
жизни, которое продолжает действовать и после его смерти. Хагурова
рассматривает некоторые аспекты таких важнейших понятий учения Толстого,
как Бог, любовь, добро, бессмертие, индивидуальность и др. В диссертации
Несмотря на глубину, безусловную научную ценность данных исследований творчества Л. Н. Толстого, и в значительной степени благодаря ним, оказывается возможным увидеть новые грани проблемы смысла жизни, полнее раскрыть и освоить учение Толстого о смысле жизни, показать его систематическую целостность и центральное место во всем мировоззрении мыслителя.
Объектом исследования является творческое наследие Л. Н. Толстого.
Предметом исследования выступает учение Л. Н. Толстого о смысле жизни, философские идеи писателя, непосредственно связанные с данной проблемой.
Целью данного диссертационного исследования является систематический анализ философского учения Л. Н. Толстого о смысле жизни, раскрытие содержательной сущности понятия смысла жизни, а также углубление аргументации, раскрывающей проблему смысла жизни как ключевую проблему философии Л. Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задан:
1. Найти в философских суждениях «раннего» Л. Н. Толстого идеи, впоследствии воплотившиеся в его учение о смысле жизни.
2. На основе анализа «Исповеди» Л. Н. Толстого раскрыть психологию смысла жизни, определить нравственные основания и логически возможные (позволительные) решения вопроса о смысле жизни.
3. Раскрыть в контексте учения Л. Н. Толстого внутреннюю связь смысла жизни человека и религии, религии и веры.
Опираясь на анализ философских идей Л. Н. Толстого, раскрыть содержание понятия смысла жизни, указать на его отличие от понятия цели жизни.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество Л. Н. Толстого пронизано общим пафосом, выражающимся в его стремлении найти смысл жизни и понять значение сознания этого смысла в жизни человека.
Согласно учению Л. Н. Толстого, вопрос о смысле жизни возникает не вследствие отсутствия смысла в жизни человека, но вследствие его сознания несоответствия своей личной жизни тому идеальному смыслу, непосредственное сознание которого сделало возможным для человека сам этот вопрос.
Религия в ее непосредственной связи со смыслом жизни человека, согласно учению Л. Н. Толстого, является не внешним, преходящим явлением, но сознанием жизни, неизбежно присушим каждому человеку как таковому.
5. В философском учении Л. Н. Толстого понятие смысла жизни
является центральным, поскольку означает единственно возможный способ
бытия человека, его познания и самосовершенствования.
Новизна полученных результатов исследования автором видится в следующем:
Впервые был проведен систематический анализ учения Л. Н. Толстого о смысле жизни.
На основе исследования философского учения Л. Н. Толстого проанализированы психологические, нравственные и логические основания того, когда и почему человек задается вопросом о смысле жизни.
Выявлена тесная взаимосвязь важнейших понятий учения
Л. Н. Толстого с центральным понятием смысла жизни, в силу которой сами эти понятия могут быть адекватно интерпретированы в качестве различных аспектов и конкретизации последнего.
— На примере и в контексте учения Л. Н. Толстого проанализированы смысл самого понятия смысла жизни, с целью раскрыть его онтологическое основание.
Таким образом, основные результаты данной диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях творчества Л. Н. Толстого, а также в исследовании смысла жизни как общетеоретической проблемы.
Апробация диссертации. Положения данного исследования изложены в публикациях автора. Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики
философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографии.
Духовный путь Л. Н. Толстого. Психология смысла жизни
Религиозная основа смысла жизни
Религию Л. Н. Толстой определил как «связь человека с Богом», полагая, что такое же значение придавали ей, признавая ее основой «сознания человеком своей зависимости от Бога», Л. Вовенарг, Ф. Шлейермахер, Л. Фейербах, Б. Констан и др.1
По сравнению с другими религиями, христианство в большей степени обращено к душе каждого отдельного человека, оно разрешает его вопрос жизни и указывает ему его назначение. Учение Христа лишено пафоса, внешней атрибутики, оно ищет понимания в сердце человека, а не внешнего поклонения и догматической веры. Поэтому «полем битвы» за добро и справедливость провозглашается душа самого человека, которому должно бороться со злом, преодолевая его прежде всего в самом себе.