смысл жизни по сартру
Экзистенциальный психоанализ Жан-Поля Сартра
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда давно уже вошёл в плоть и кровь мировой культуры. Кого сейчас удивишь рассуждениями о либидо, бессознательном, эдиповом комплексе или заявлениями о том, что вся человеческая культура — это продукт вытесненной сексуальности? Сто лет назад психоаналитическое движение имело статус революционного, авангардного, даже скандального. Им вдохновлялись учёные, художники, политики, оно будоражило умы миллионов. Но в наши дни безумный ажиотаж вокруг психоанализа утих, оставив после себя лишь толпы психоаналитиков, превративших научный метод в доходный бизнес, а также набор речевых штампов вроде « оговорочки по Фрейду».
Но если душа — это набор сложных функций, живая программа, состоящая из инстинктов, комплексов, влечений, культурных и социальных табу, различных архетипов и тому подобного, то человеческая свобода — это тоже фикция, пустое понятие, родившееся вследствие недоразумения. Наука знает немало подобных примеров. Например, о сверхтонкой материи, эфире, человечеству было известно с глубокой древности. Ещё Анаксагор и Платон считали его одним из первоэлементов, заполняющим пустоты Космоса. Без эфира нельзя представить себя науку Нового времени. И только в начале XX века, с появлением теории относительности Альберта Эйнштейна, эфир был полностью отвергнут научным сообществом как ложная гипотеза. Точно так же открытия доктора Фрейда позволили его последователям признать иллюзорность человеческой души.
Возможно, старик Фрейд был прав, и каждый из нас действительно является сложнейшим биороботом с расширенными возможностями обучения, ультра-мощной операционной системой и массой сложнейших программ, по большей части предустановленных. Но здесь возникает вопрос, хочется ли нам жить в мире, где слово «личность» лишено смысла, а всё богатство внутреннего мира человека, вся его интеллектуальная и духовная жизнь оказываются лишь результатом функционирования сложнейших биопрограмм?
Вселенная Фрейда глубоко тоталитарна: в ней каждый человек подчинён неумолимым законам психики, которые определяют всё — до последней фантазии, идеи и мечты. Впрочем, не стоит забывать, что психоанализ — не более, чем доктрина. А каждая серьёзная доктрина, тем более получившая массовое признание, обязательно предполагает маргинальные альтернативы. Одной из таких альтернатив, этаким анархическим « альтер-эго » классического психоанализа, стал экзистенциальный психоанализ Жан-Поля Сартра.
Сартра мы знаем, в первую очередь, как гениального писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе и творца бессмертной «Тошноты». Гораздо меньше известен нам Сартр-философ, автор толстенных трактатов, полных заумных рассуждений и неудобоваримой терминологии. А ведь именно Сартру-философу принадлежит оригинальная концепция психоанализа, в которой человек оказывается не безвольной игрушкой в руках бессознательного, а свободной личностью, сознательно проектирующей свою жизнь и несущей ответственность за свои поступки.
Эта тяга к абсолютной свободе, по Сартру, — отличительная особенность человеческого разума. Для разума всегда предпочтительней, чтобы все его планы реализовывались, а реальность гибко подстраивалась под любые проекты и задумки. Однако с самого рождения человек сталкивается с миллионом ограничений: «это нельзя», «это невозможно», « это не желательно», « это не принято». Каждый преодолевает «сопротивление мира» в меру своих способностей. Но даже самые сильные и могущественные люди не могут избавиться от него в полной мере. А главным препятствием, согласно Сартру, оказывается отнюдь не наше бессилие или косность мира, а те, кто живёт рядом с нами, то есть Другие.
По Сартру, в этом и заключается главный конфликт человеческой жизни: исконное стремление разума к абсолютной свободе сталкивается с полной непредсказуемостью Других, препятствующих её реализации. Каждый человек стремится достигнуть заветной цели, но в пути он постоянно сталкивается с чужими проектами. Так жизнь в обществе превращается в бесконечную борьбу за личное признание, глобальную игру, в которой каждый играет сам за себя, а доверять в полной мере нельзя никому.
«А как же любовь?», — спросите вы. Разве искренне любящие друг друга не являют собой единого целого? Ни в коем случае, отвечает Сартр, любовь — это одна из самых жестоких игр, в которой человек пытается завладеть самым дорогим, что есть у Другого, — его свободой. Конечно, речь здесь не о сексуальном или кухонном рабстве, а об исконном желании каждого любовника, чтобы его партнёр принадлежал только ему, желал только его, выстраивал вокруг него всю свою жизнь. По Сартру, основная цель любви — сделаться для любимого человека единственным смыслом жизни. Ни в этом смысл любовной клятвы?
Большинство влюблённых искренне возмутится такими рассуждениями. Но что стоят эмоции «безумцев», находящихся во власти самообмана? По мнению Сартра, суровая реальность заключается в том, что большинство любовных историй, миновав романтическую фазу, в итоге вырождается в одну из двух ущербных форм: садизм или мазохизм.
Циничное учение, не правда ли? Оно учит видеть жизнь без прикрас и радужных иллюзий. В этом Сар тр вп олне согласен с Фрейдом. Только, в отличие от последнего, Сартр не ищет оправдания слов и поступков в каких-то безличных силах, управляющих человеком помимо его воли. По его мнению, каждый ответственен за свои действия в полной мере: даже в бреду или опьянении он ведёт себя в полном согласии со своим внутренним миром, сконструированным им самим. А основная цель экзистенциального психоанализа — показать человеку себя «во всём великолепии», без прикрас, помочь ему понять себя, прояснить свои истинные намерения и прервать череду самообмана, которым тот привык прикрывать свои слабости и ошибки. Впрочем, большинству из нас гораздо комфортнее жить в мире иллюзий. Путь свободы под силу далеко не каждому.
О смысле жизни, которого нет. Прекрасный цинизм от Жан‑Поля Сартра
Я слишком честный, чтобы быть вежливым.
Жан-Поль Сартр
115 лет назад, 21 июня 1905 года, в Париже родился великий французский писатель, драматург и философ Жан‑Поль Сартр.
Главной идеей выдающегося мыслителя, принимавшего активное участие во всех политических событиях своего времени, было понятие свободы выбора. Недаром Сартр отказался и от награждения орденом Почётного легиона, и от вручения Нобелевской премии по литературе. Последовательный в своих убеждениях философ не хотел ставить под сомнение свою независимость и быть кому‑то обязанным.
В день рождения легендарного писателя, в последний путь которого провожали 50 тысяч человек, мы традиционно публикуем пропитанные глубочайшим смыслом цитаты из его произведений.
Мысли Сартра и фразы его героев – это прекрасный способ для человечества взглянуть на себя со стороны. Зрелище не из приятных, но правда приятной и не бывает. По крайней мере, правда по Сартру.
По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень.
Три часа – это всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что ты собираешься делать. Странное время дня.
Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.
В борьбе отцов и детей младенцы и старики нередко действуют заодно: одни прорицают, другие толкуют прорицания. Природа глаголет, опыт комментирует – среднее поколение может заткнуться.
Молчит лишь тот, кто способен что‑то сказать.
Всем известно, как тихи кладбища. Библиотека – самое весёлое из них.
На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна; они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом.
Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят – вот и всё. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно.
Смысла жизни не существует. Жизнь приобретает смысл, если мы сами придаём его ей.
Истинной правды о себе не в силах вынести никто.
Нормальные люди – это сумасшедшие, чей невроз обернулся не злом, а добром.
Всё, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг.
Речи безумца абсурдны по отношению к обстановке, в которой он находится, но не по отношению к его бреду.
Балованный ребенок не грустит. Он скучает, как король. Как собака.
Обещай деду быть умницей, дружок, и хорошо учиться в будущем году. Как знать, может, на будущий год деда уже здесь не будет.
Мир вполне может существовать без литературы. Но ещё лучше он может существовать без человека.
Люди привыкают видеть себя в зеркале глазами своих друзей.
Я знаю заранее – сегодняшний день потерян.
Если вам скучно наедине с собой, значит, вы в дурном обществе.
До чего же я прав, если все вы так громко вопите.
Одинокого человека редко тянет засмеяться.
Вторник. Ничего нового. Существовал.
Чем бессмысленней жизнь, тем непереносимее мысль о смерти.
Каждое слово имеет отзвук, как и каждое молчание.
Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.
Умереть – это ещё не всё: важно умереть вовремя.
Новое в блогах
В чём состоит смысл жизни по мнению известных философов
Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?». Действительно, вопрос о смысле жизни волнует человечество на протяжении многих веков и порождает ряд споров и противоречий среди простых смертных, древнегреческих философов и мыслителей современности. Высказываются различные мнения, идеи, предположения, но на данный вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь каждый индивид имеет свои ценности, старается правильно расставлять приоритеты, выбирая что-то более важное для самого себя.
Сократ
Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Аристотель
Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп
Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.
Рене Декарт
Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.
Рене Декарт. Автор Франц Халс
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.
Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека
Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.
Конфуций
Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.
Будда
Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.
Смысл жизни по сартру
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Философия экзистенциализма Жан-Поля Сартра
Философия Сартра формировалась под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. В своей программной лекции «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946) французский мыслитель заявляет, что «если даже Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек».
Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется через три формы: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции.
Миру как «бытию-в-себе» противостоит человек в качестве чистого «бытия-для-себя». «Бытие-для-себя» — непосредственная жизнь самосознания и есть чистое «ничто» по сравнению с миром. Оно может существовать только как отталкивание, отрицание, «отверстие» в бытии как таковом.
«Бытие-для-другого» обнаруживает конфликтность межличностных отношений. Субъективность самосознания приобретает внешнюю предметность только тогда, когда существование личности входит в кругозор, в поле зрения другого сознания. И отношение к другому, с точки зрения Сартра, — это борьба за признание свободы личности в глазах другого.
Возражая Хайдеггеру, Сартр заявляет, что человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, ибо сознание есть мера человеческого бытия (кстати говоря, ни Сартр, ни Хайдеггер себя идеалистами не считали. А Хайдеггер не считал свою философию экзистенциалистской).
Сознание, согласно Сартру, не из чего не выводимо, оно отлично от всех других мировых явлений и процессов. Оно есть насквозь существование, индивидуальный опыт существования. Сознание — ничто в том смысле, что нет такой «данности», про которую мы могли бы сказать, что это сознание. Сознание существует только как сознание вещи, на которую оно направлено. Но сознание о чем-то есть в то же время и сознание самого себя как отличного от того, на что оно направлено.
Понятие «ничто» играет в сартровской философии определяющую роль (не случайно и основное его философское произведение названо «Бытие и ничто»). «Ничто» указывает в первую очередь на специфический способ существования сознания и человеческого бытия. Именно исходя из понимания сознания как ничто, Сартр и определяет такие его характеристики, как свобода, временность, тревога, ответственность и т.п.
Другими словами, человеческая реальность такова, что имеется бытие. Мир стал «иметься» только с появлением сознания.
Существование сознания и человеческой реальности — это факт, исходя из которого Сартр прямо утверждает первенство бытия перед ничто. Ничто возможно потому, что есть бытие. Но это не значит, что сознание возникает из бытия, бытие не является причиной сознания. Да и вообще такая проблема, будучи метафизической, с точки зрения Сартра, не только неразрешима, но и бессмысленна.
Также как и Хайдеггер, Сартр уделяет много внимания проблеме времени. Время у него лишено объективности и полагается «Я». Временность дана через «ничто», которое, по существу, и оказывается источником временности. Для-себя-бытие «овременяет» свое существование. Иначе говоря, временность признается только как приходящая в мир через человека, только как свойство переживающей человеческой души. Время субъективизируется, оно возможно лишь в форме многих отдельных «временностей», существующих как отношения «бытия-для-себя» и «бытия-в-себе», соединенных «ничто».
Особое значение Сартр придает анализу соотношения прошлого, настоящего и будущего. Время и возникает, по его мнению, в процессе постоянного ускользания сознания от тождества с самим собой. «Бытие-для-себя» существует в форме трех временных состояний или экстазов (прошлого, настоящего, будущего). Эти временные экстазы существуют как разделенные моменты изначального синтеза, который осуществляется субъектом. Именно поэтому прошлое, как и будущее, не существует вне связи с настоящим. Прошлое — это всегда чье-то прошлое, прошлое кого-то или чего-то (предмета, человека, народа, общества и т.д.).
Сартр считает, что прошлое всегда оказывается настоящим, но только таким, которое выражает прошлое: «Я есть мое прошлое, — пишет он, — и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире». Выходит, что во всякий момент своей жизни человек свободно определяет, что же такое в действительности его прошлое, он перетолковывает прошлое.
Само же настоящее, по Сартру, — это только мгновенное постижение «теперь» или «ничто», которое ориентирует человека в его отношении к своему прошлому и своему будущему. Но «если мы, — утверждает Сартр, — изолируем человека на мгновенном острове его настоящего и если все модусы его бытия окажутся предназначены природой к вечному настоящему, то мы радикально устраним все методы его рассудочного отношения к прошлому». Настоящее, таким образом, есть чистое «ничто», не имеющее каких-либо положительных определений. Такое понимание настоящего Сартр противопоставляет «вещистскому», по его словам, пониманию человека.
Соответственно, будущее приходит в мир только с человеческим существованием, как «проект» будущего, где прошлое через заполнение «ничто» настоящего может стать чем-то. Но будущее на самом деле никогда не сможет реализоваться, так как в самый момент осуществления цели оно переходит в прошлое. «Действительное будущее, — отмечает Сартр, — есть возможность такого настоящего, которое я продолжаю в себе и которое есть продление действительного в себе. Мое будущее вовлекает как будущее сосуществование очертания будущего мира … будущее в-себе, которое обнаруживается моим будущим, существует в направлении прямо соединенном с реальностью, в которой я существую».
Субъективизация времени, категории очень важной для понимания истории, приводит Сартра к отрицанию истории природы и истории общества. Абсолютизируя свободу в духе индетерминизма (человек ставится вне всякой закономерности и причинной зависимости), Сартр растворяет историю в хаосе произвольных отдельных действий и отрицает объективность исторических событий.
Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации (узник или раб свободен, самоопределяя свое отношение к своему положению).
Свобода, в сартровском понимании, предполагает и независимость по отношению к прошлому. Проектируемое сознанием будущее, а не реальное настоящее выступает в таком случае критерием свободы. Причем это будущее берется вне связи с возможностью его претворения в действительность. Так как время становится эгоцентрическим, то смещается и вся историческая перспектива. Время личности, по сути дела, противопоставляется времени истории. Только в «проектировании» человек схватывает время как промежуток, отделяющий его нынешнее состояние от возможного и желательного состояния.
Таким образом, у Сартра способ постижения времени объективного мира превращается и в способ его творения.
Стоит еще сказать об отношении Сартра к Богу и религии. Выступая против философского рационализма, он свою позицию называет последовательно атеистической и видит одну из задач своей философии в критике непоследовательного атеизма. Такой атеизм, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Это происходит по причине веры в разумность самого бытия. Отрицание личного Бога христианства здесь оборачивается утверждением Бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира. Такая установка находит завершение в отождествлении Бога и природы.
Поэтому нужно освободиться, — по мнению Сартра, — от любых представлений об упорядоченности мира, о наличии в нем закономерности. Только так можно добиться обезбоженности мира. Быть реальным — значит оказываться чуждым сознанию, оказываться совершенно «случайным». Тайна человеческого поведения состоит в его абсолютной необусловленности, независимости, спонтанности. От Бога у Сартра остается только «направленный на меня взгляд», пронзающий и вездесущий, наблюдающий за человеком из самых глубин сознания. Это тот «другой», который не просто люди или даже человечество.
Отвергая веру в Бога, Сартр в основу своей этической концепции закладывает все ту же абсолютную свободу личности. Стало быть человек — единственный источник, критерий и цель нравственности. Причем каждый отдельный человек, «я». Моя личная свобода является единственной основой моральных ценностей. Итак, пользуясь своей свободой, будь самим собой! В таком случае, конечно, не остается места для общезначимости, социальности моральных норм.
Жан-Поль Сартр (1905 —1980) — самый значительный представитель французского экзистенциализма, автор теоретического труда «Бытие и ничто» (1943), а также романов и пьес («Дороги свободы», «Слова», «Тошнота», «Мухи», «Мертвые без погребения», «Стена» и др.). В довоенные годы Сартр был откровенно аполитичен. В начале 40-х годов начинает активно интересоваться политической жизнью, принимает участие в движении Сопротивления. На рубеже 40-х – 50-х годов Сартр стремится создать партию, объединяющую левую интеллигенцию, выступает за сотрудничество с французскими коммунистами. Дважды приезжал в СССР, симпатизировал революции на Кубе, осуждал французский колониализм и войну во Вьетнаме. В 1964-м году Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе (однако он от нее отказывается). В период студенческих волнений 1968 года во Франции Жан-Поль Сартр — признанный кумир бунтующей молодежи.