сми выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций укажите три

Роль СМИ в политике

сми выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций укажите три

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

ству. Реализовать эту функцию можно только при независимых (не­подконтрольных государству) СМИ.

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;

скрытая или явная пропаганда;

распространение лозунгов, призывов;

создание совещательных, консультативных и координационных блоков;

Источник

Сми выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций укажите три

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три особенности.3
Правильно названы две-три особенности, две из которых проиллюстрированы примерами.

Правильно названы две особенности, приведены три примера.

2
Правильно названы одна-три особенности, одна из которых проиллюстрирована примером.

Правильно названа одна особенность, приведены два-три примера.

1
Правильно названы только одна-три особенности.

Приведены только один-три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Сми выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций укажите три

Среди создателей политических сообщений автор упоминает журналистов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните три любые функции СМИ в политике.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Коммуникация, понимаемая в широком смысле как передача информации от человека к человеку посредством речи, жестов, а также изображений и других символьных форм, зафиксированных на материальных носителях, возникла и развивалась вместе с самим обществом, причём в качестве инструмента политического воздействия как речевая, так и визуальная коммуникация использовалась и осмысливалась уже в глубокой древности. Не будет преувеличением сказать, что фараоны, короли, цари, князья и другие правители издавна и во все времена проявляли интерес к тому, что сегодня называется политической коммуникацией, прекрасно осознавая, что их успехи во многом зависят от степени владения искусством влиять на политические взгляды своих подданных и граждан.

Усиление внимания к политической коммуникации в современном обществе связано с демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., возникновением и возрастанием роли новых информационных технологий.

Что же представляет собой политическая коммуникация? Это создание, отправление, получение и обработка сообщений, оказывающих существенное воздействие на политику. Данное воздействие может быть как прямым, так и косвенным, его результаты могут проявляться как незамедлительно, так и по прошествии времени. О прямом, или непосредственном воздействии можно говорить применительно к таким видам политической деятельности, как призыв к участию в выборах, обращение за поддержкой того или иного политического курса, предложение одобрить и принять или, напротив, требование отклонить какой-либо законопроект. Косвенное воздействие сообщений проявляется в том, что они могут использоваться для создания неких «идеальных моделей», которые, в свою очередь, оказывают влияние на политическое сознание и действия политических элит и общественности. Создателями сообщений могут быть политики, журналисты, представители групп интересов или отдельные индивиды. То же самое можно сказать и применительно к получателям сообщений. Принципиально важным моментом здесь является то, что сообщение производит существенный политический эффект, воздействуя на сознание, убеждения и поведение индивидов, общностей, институтов. Политическое сообщение является ключевым аспектом политики, так как подавляющую часть политически значимой информации мы сегодня получаем именно благодаря распространяемым сообщениям, а отнюдь не из собственного опыта. Доступность сведений о событиях, происходивших в прошлом, и прогнозирование будущих событий становится возможным только благодаря передаче сообщений.

Что представляет собой политическая коммуникация по мнению автора? Чем, по мнению автора, объясняется усиление внимания к политической коммуникации в современном обществе? (Укажите две причины.) Какие виды коммуникации, по мнению автора, использовались и осмысливались ещё в глубокой древности в качестве инструмента политического воздействия? (Укажите два вида.)

1. Создание, отправление, получение и обработка сообщений, оказывающих существенное воздействие на политику.

2. Демократизация политических процессов в мире во второй половине XX в., возникновение и возрастание роли новых информационных технологий.

3. Речевая и визуальная коммуникация.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическая деятельность». Почему автор считает политическое сообщение ключевым аспектом политики? Какие виды политической деятельности, названные в тексте, служат примером непосредственного воздействия политической коммуникации? (Укажите любые три вида.)

1. Деятельность государства, политических партий и движений, отдельных лиц, связанная с использованием

государственной власти или воздействием на неё.

2. Так как подавляющую часть политически значимой информации мы сегодня получаем именно благодаря распространяемым сообщениям, а не из собственного опыта.

3. Призыв к участию в выборах, обращение за поддержкой политического курса, предложение одобрить законопроект.

Автор характеризует сущность «косвенного» воздействия политического сообщения в политической коммуникации. Приведите три примера (ситуации) косвенного воздействия политического сообщения на индивида, политическую элиту и общество в целом. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) украшение города накануне государственного праздника (плакаты, различные политические символы и пр.) формирует определённое настроение и интерес у горожан и вызывает их желание принять участие в политическом событии;

2) выступление главы государства перед депутатами законодательного органа государственной власти помогает им осознать и определить для себя приоритетные направления законотворчества;

3) обращение политического лидера к народу в кризисной ситуации помогает обществу поверить, что ситуацию можно изменить к лучшему, влияет на психологический настрой, создает ощущение единства.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическая деятельность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Политическая деятельность — деятельность государства, политических партий и движений, отдельных лиц, связанная с использованием государственной власти или воздействием на неё.

Функции СМИ в политике:

1) функция политической социализации: приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения;

2) представление различных общественных интересов и взглядов: СМИ могут служить проводником политических идей, различных идеологий;

3) функция мобилизации: побуждение, призыв к определённым политическим действиям.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «средства массовой информации (СМИ)»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об одной из политических функций СМИ;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса важность независимости СМИ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Смысл понятия, например: «Средства массовой информации (СМИ) − средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию».

2. «Средства массовой информации формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателя».

3. «Независимость средств массовой информации выступает важной гарантией сохранения демократических порядков».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о СМИ.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

«Функции СМИ разнообразны. В современном обществе СМИ активно выполняют различные _________(А). Важнейшей из них является _________(Б): получение и распространение сведений о событиях, наиболее важных для граждан и _________(В). Эти сведения включают не только освещение тех или иных свершившихся событий и _________(Г), но и их комментирование и оценку. На основе полученных сведений у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других _________(Д), об экономической, социальной, культурной жизни. Особенно велика роль СМИ в формировании отношения людей к вопросам, которые не находят непосредственного _________(Е) в их повседневном опыте».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) политические институты

3) регулятивная функция

4) информационная функция

7) политические задачи

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:

Единственно верным ответом является вариант 748219.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

2. Функции СМИ в политической жизни общества:

а) выбор и комментирование информации;

б) политическая социализация;

в) формирование общественного мнения и т.д.

3. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:

а) предвыборная агитация;

б) информирование о политических программах партий и канди-

в) психологическое воздействие на избирателя.

а) электронные (телевидение и радиовещание);

5. Принципы отбора информации СМИ.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести до телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Назовите любой социальный институт, который, с точки зрения автора, оказывает влияние на формирование правосознания. Проиллюстрируйте примером его влияние. На основании знаний по обществознанию назовите две любые функции правосознания.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры: политической, нравственной, религиозной. Политическая и правовая культура взаимосвязаны, так как политические действия имеют своё культурное измерение. Они обеспечивают цивилизованный характер разрешения острых юридических конфликтов. Не причинять вред здоровью человека, не лжесвидетельствовать – это одновременно нравственные и правовые нормы. В этом проявляется их взаимосвязь.

Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности. Следовательно, политика государства должна быть направлена на формирование правосознания у населения. Этого можно добиться путём создания развитой системы законодательства, изменения и дополнения действующих нормативных актов.

Правосознание предполагает осмысление и ощущение права, его оценку, восприятие процессов и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими). На его формирование оказывают влияние семья, окружение, СМИ, то есть личная и общественная жизнь в целом. Правосознание является регулятором общественных отношений. Наличие его ограждает людей от правонарушений. Правовое сознание формирует правовую культуру. На основании правовых знаний или на подсознательном уровне люди способны принимать правомерное решение. Значение правового сознания проявляется в его активном влиянии на правовое творчество, правоприменительную деятельность.

Какие два аспекта понимания правовой культуры называет автор? Какие два памятника правовой культуры названы в тексте?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

— антропологический и философский;

2) памятники правовой культуры:

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Какие факторы определяют правовую культуру? На основании текста назовите один любой фактор. На основании знаний по обществознанию приведите ещё один любой фактор, влияющий на уровень правовой культуры.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

— степень развитости правосознания населения;

— уровень развития правовой деятельности;

2) дополнительный фактор, например:

— степень совершенства всей системы правовых актов.

Может быть приведён другой дополнительный фактор

Автор пишет, что с точки зрения философского подхода к оценке правовой культуры она представляет собой прогрессивные достижения в правовой сфере. Приведите три проявления этих достижений.

В правильном ответе должны присутствовать три аргумента, например:

— одним из наиболее важных достижений правовой культуры является осознание обществом принципа презумпции

невиновности, который защищает право каждого на доброе имя, честь и достоинство;

— важнейшим принципом современного права является принцип равенства всех перед законом, который закреплён в конституциях демократических государств;

— важнейшей составляющей современной правовой культуры граждан является осознание не только необходимости защиты своих прав, но и исполнения обязанностей, принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

Могут быть приведены другие аргументы

Какие факторы определяют правовую культуру? На основании текста назовите один любой фактор. На основании знаний по обществознанию приведите ещё один любой фактор, влияющий на уровень правовой культуры.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

— степень развитости правосознания населения;

— уровень развития правовой деятельности;

2) дополнительный фактор, например:

— степень совершенства всей системы правовых актов.

Может быть приведён другой дополнительный фактор

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) социальные институты, например:

— допустим, на телевидении в стране Z большой популярностью пользуются передачи, посвящённые реализации прав потребителей, что способствует росту правосознания граждан;

3) функции, например:

Могут быть приведены другие социальные институты, примеры и функции

Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указан процесс, происходящий в современно науке:

— в современной науке происходит процесс синтеза.

2. Дано объяснение его обусловленности:

— процесс синтеза обусловлен материальным единством и диалектическим характером мира.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны характеристики двух способов мышления:

— метафизический способ мышления предполагает, что противоречия не являются функцией другого противоречия, оба они не связаны друг с другом.

— диалектический способ мышления основывается на убеждении, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости.

2) Объяснен смысл понятия, например:

— научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных, системно организованных знаниях об окружающем мире.

Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

— Информационное (постиндустриальное) общество.

2) Три характеристики данного общества:

— основная масса населения занята в сфере услуг;

— для социальной структуры характерен рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация зависит от уровня знаний, квалификации;

— автоматизация, компьютеризация производства;

— в политической жизни существует сильное гражданское общество, характерен плюрализм.

Могут быть названы другие черты постиндустриального (информационного) общества.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных, системно организованных знаниях об окружающем мире.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Авторский пример, свидетельствующий об объединении наук:

— важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики.

2. Два примера сближения наук:

— математическая лингвистика. Применяет математические модели для изучения естественного языка с целью моделирования интеллектуальных процессов;

— политическая социология. Находится на стыке социологи и политологии. Изучает взаимодействие личности, общества и государства.

Могут быть приведены другие примеры сближения наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги

Б) радиокурс по изучению французского языка

В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов

Г) публикация программы политической партии

Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги 3) рекреативная

Б) радиокурс по изучению французского языка 2) культурно-образовательная

В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов 3) рекреативная

Г) публикация программы политической партии 1) идеологическая

Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы 1) идеологическая

Правильный ответ: 32311

Влиятельный телеканал предоставил эфирное время для передачи, в которой рассказывается о наиболее значимых событиях в стране и в мире, ведущие политологи, социологи, экономисты выступают со своими аналитическими суждениями об основных событиях.

Какую функцию средств массовой информации можно проиллюстрировать данным примером?

1) знакомство электората с лидерами партий и их программами

2) мобилизацию гражданского общества на политические действия

3) осуществление контроля за деятельностью власти, проведение журналистских расследований

4) повышение уровня политической информированности, компетентности общества

Основные функции СМИ

−формирование общественного мнения

−образование и социализация граждан

−осуществление общественного контроля за действиями властей

−выражение общественных интересов

В данном случае пример иллюстрирует функцию повышения уровня политической информированности.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.

Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Определение из текста:

2) Социальная задача:

— «Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом».

3) Могут быть приведены следующие условия изменения состава политических элит:

— конкретная историческая ситуация, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений;

— в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок.

На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Три группы элитарных слоев общества:

— авторитетные представители экономических кругов,

— гуманитарной и технической интеллигенции.

— группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами)

2) Могут быть приведены следующие группы из состава политических элит:

— выдающиеся деятели сферы культуры;

— высший командный состав армии;

Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В правильном ответе могут быть указаны:

Причины противоречий и примеры их иллюстрирующие:

1) Различие взглядов между элитами и неэлитами на существующие в обществе проблемы. Например, в первой половине XIX века крестьяне все чаще бунтовали, выступая за отмену крепостного права, что вступало в противоречие с позицией высшего сословия;

2. Построение элитарными группами своей деятельности в соответствии с внутренними нормами и интересами. Например, в государстве Х. прошла серия митингов и столкновений с полицией, так как в стране высокий уровень коррупции и бюрократизма во властных кругах;

3. Противоречия между составом политической элиты и интересами неэлит. Например, в 1905 году в Российской империи началась революция, одной из причин которой было отсутствие политических прав и свобод у широких слоев населения, требование учредить законодательный орган и наделить население избирательными правами, ограничить власть монарха. Таким образом, население стремилось добиться возможности влиять на формирование политической элиты империи.

Функция — формирование и представление групповых интересов.

На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Три группы элитарных слоев общества:

— авторитетные представители экономических кругов,

— гуманитарной и технической интеллигенции.

— группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами)

2) Могут быть приведены следующие группы из состава политических элит:

— выдающиеся деятели сферы культуры;

— высший командный состав армии;

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Доводы о необходимости обновления состава политической элиты:

— обновления состава политической элиты позволит ей в большей степени отражать интересы неэлит, так как новые люди привнесут новые идеи, соответствующие потребностям общества;

— долго находясь у власти, политическая элита не всегда законно выполняет свою деятельность, начинается процесс ее бюрократизации, следовательно, необходима постоянная ротация политической элиты.

2) Могут быть названы следующие лифты:

— вступление в брак с представителем политической элиты;

— продвижение по карьерной лестнице в органах исполнительной власти;

— деятельность в политической партии.

Могут быть названы и иные лифты, не искажающие смысла.

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия

. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.

РФ «О средствах массовой информации»

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должно быть указано, что под средством массовой информации понимается форма ее распространения, в частности, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, хроникальная программа.

— Примерами печатных СМИ могут служить газеты «Известия», «Комсомольская правда» и т. п.

— Примерами электронных СМИ могут выступать телевизионные программы «Время», «Сегодня» и т. п.

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. В ответе должны быть указаны признаки:

1) требование предварительно согласовывать материалы;

2) наложение запрета на распространение материалов.

2. Раскрыто понятие, например: гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. Могут быть названы следующие темы:

— откровенная эротика (порнография).

2. В качестве причин могут использоваться следующие утверждения:

— постоянная демонстрация сцен насилия повышает агрессивность в обществе (особенно среди подростков), обесценивает человеческую жизнь;

— сексуальная вседозволенность на телеэкране порождает такую же в жизни, прежде всего подростков и молодежи, со всеми негативными последствиями этого для личности и общества.

Могут быть указаны и другие причины стремления значительной части общества ограничить эту тематику на телеэкранах.

В документе раскрывается понятие цензуры. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: свобода слова — гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должен содержаться утвердительный ответ на поставленный вопрос.

2) Аргументами служат признаки данного издания к которым даны пояснения:

— периодичность (альманахах «Пегас» выходит один раз в год);

— постоянное название (альманах имеет постоянное название — «Пегас»);

— наличие текущего номера (альманах «Пегас» имеет текущий номер).

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия

. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.

РФ «О средствах массовой информации»

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должно быть указано, что под средством массовой информации понимается форма ее распространения, в частности, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, хроникальная программа.

— Примерами печатных СМИ могут служить газеты «Известия», «Комсомольская правда» и т. п.

— Примерами электронных СМИ могут выступать телевизионные программы «Время», «Сегодня» и т. п.

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. В ответе должны быть указаны признаки:

1) требование предварительно согласовывать материалы;

2) наложение запрета на распространение материалов.

2. Раскрыто понятие, например: гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должен содержаться утвердительный ответ на поставленный вопрос.

2) Аргументами служат признаки данного издания к которым даны пояснения:

— периодичность (альманахах «Пегас» выходит один раз в год);

— постоянное название (альманах имеет постоянное название — «Пегас»);

— наличие текущего номера (альманах «Пегас» имеет текущий номер).

В документе раскрывается понятие цензуры. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: свобода слова — гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. Могут быть названы следующие темы:

— откровенная эротика (порнография).

2. В качестве причин могут использоваться следующие утверждения:

— постоянная демонстрация сцен насилия повышает агрессивность в обществе (особенно среди подростков), обесценивает человеческую жизнь;

— сексуальная вседозволенность на телеэкране порождает такую же в жизни, прежде всего подростков и молодежи, со всеми негативными последствиями этого для личности и общества.

Могут быть указаны и другие причины стремления значительной части общества ограничить эту тематику на телеэкранах.

В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы, действует двухуровневая система законодательных органов. Какие из приведённых признаков позволяют характеризовать форму правления государства Z как парламентскую республику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент государства избирается на заседании парламента.

2) Парламент страны формируется как из всенародно избираемых депутатов, так и из представителей от государственных образований в составе страны Z.

3) Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством.

4) В конституции страны закреплены полномочия органов самоуправления.

5) В стране провозглашена свобода СМИ.

6) Конституция страны закрепляет равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов в депутаты парламента

1) Президент государства избирается на заседании парламента. Да, верно, это признак парламентской республики.

2) Парламент страны формируется как из всенародно избираемых депутатов, так и из представителей от государственных образований в составе страны Z. нет, неверно, это признак федерации.

3) Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Да, верно, это признак парламентской республики.

4) В конституции страны закреплены полномочия органов самоуправления. Нет, неверно это возможно при любой форме правления.

5) В стране провозглашена свобода СМИ. Нет, неверно, это признак демократии.

6) Конституция страны закрепляет равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов в депутаты парламента. Нет, неверно, это признак демократии.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Мир — иероглиф истины» (С. Н. Булгаков).

29.2 Экономика: «Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).

29.3 Социология, социальная психология: «Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).

29.4 Политология: «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» (Б. Чичерин).

29.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

В государстве Z была создана новая общественная организация. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что созданная организация является политической партией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В создании организации участвовало большое количество людей.

2) Новость о создании организации активно освещали многочисленные СМИ.

3) Организация будет участвовать в выборах в законодательный орган власти и органы местного самоуправления.

4) Были разработаны и приняты программа и устав, определяющий структуру организации, права и обязанности членов.

5) организация объединяет сторонников консервативной идеологии, которые борются за политическую власть.

6) Лидеры организации были приглашены на встречу с президентом государства Z.

1) В создании организации участвовало большое количество людей. Нет, неверно, это могла быть любая иная организация (фирма, общественное движение и т.д.)

2) Новость о создании организации активно освещали многочисленные СМИ. Нет, неверно, это могла быть любая иная организация (фирма, общественное движение и т.д.)

3) Организация будет участвовать в выборах в законодательный орган власти и органы местного самоуправления. Да, верно, в этом выражается электоральная функция партии.

4) Были разработаны и приняты программа и устав, определяющий структуру организации, права и обязанности членов. Да, верно, это обязательное условие регистрации партии.

5) Организация объединяет сторонников консервативной идеологии, которые борются за политическую власть. Да, верно, идеологическое единство и борьба за власть неотъемлемые признаки политической партии.

6) Лидеры организации были приглашены на встречу с президентом государства Z. Нет, неверно, это могла быть любая иная организация (фирма, общественное движение и т.д.)

Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1. Школа (например, в школе города N Иван осваивает азы наук, воспитывает в себе дисциплину и усидчивость);

2. СМИ (например, шестилетний Виталий попросил родителей записать его в секцию фигурного катания, потому что ему нравится смотреть по телевизору спортивные соревнования и шоу-программы фигуристов);

3. Государство (например, правительство страны Z приняло программу патриотического воспитания молодёжи, реализация которой способствовала формированию нравственных ценностей у молодёжи).

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия

. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.

РФ «О средствах массовой информации»

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. В ответе должны быть указаны признаки:

1) требование предварительно согласовывать материалы;

2) наложение запрета на распространение материалов.

2. Раскрыто понятие, например: гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должен содержаться утвердительный ответ на поставленный вопрос.

2) Аргументами служат признаки данного издания к которым даны пояснения:

— периодичность (альманахах «Пегас» выходит один раз в год);

— постоянное название (альманах имеет постоянное название — «Пегас»);

— наличие текущего номера (альманах «Пегас» имеет текущий номер).

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. Могут быть названы следующие темы:

— откровенная эротика (порнография).

2. В качестве причин могут использоваться следующие утверждения:

— постоянная демонстрация сцен насилия повышает агрессивность в обществе (особенно среди подростков), обесценивает человеческую жизнь;

— сексуальная вседозволенность на телеэкране порождает такую же в жизни, прежде всего подростков и молодежи, со всеми негативными последствиями этого для личности и общества.

Могут быть указаны и другие причины стремления значительной части общества ограничить эту тематику на телеэкранах.

В документе раскрывается понятие цензуры. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: свобода слова — гарантируемое Конституцией РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе должно быть указано, что под средством массовой информации понимается форма ее распространения, в частности, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, хроникальная программа.

— Примерами печатных СМИ могут служить газеты «Известия», «Комсомольская правда» и т. п.

— Примерами электронных СМИ могут выступать телевизионные программы «Время», «Сегодня» и т. п.

Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинается с момента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИФУНКЦИЯ