служанки первый состав имена актеров
Служанки
Театральный ритуал
О спектакле
Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости.
Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.
Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений.
Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.
По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров (Лев Новиков), отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.
Служанки (Виктюк)
«Служа́нки» — спектакль Романа Виктюка по одноимённой пьесе Жана Жене, премьера которого 17 сентября [1] 1988 в театре «Сатирикон» стала эпохальным театральным событием и заявила себя как манифест новой театральности.
Содержание
Первая редакция, 1988
Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.
Первый состав исполнителей
Создатели спектакля
Вторая редакция, 1991, Театр Романа Виктюка
Второй состав исполнителей
Третья редакция, 2006, Театр Романа Виктюка
Третий состав исполнителей
Музыка
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Служанки (Виктюк)» в других словарях:
Виктюк — Виктюк, Роман Григорьевич Роман Виктюк Дата рождения: 28 октября 1936(1936 10 28) (73 … Википедия
Виктюк, Роман Григорьевич — Театральный режиссер; родился 28 октября 1936 г. в г. Львове; окончил ГИТИС; работал в г. Львове, в студенческом театре МГУ; ставил спектакли в известных театрах Москвы, Санкт Петербурга, Одессы, Таллина, Нижнего Новгорода, а также в Италии, США … Большая биографическая энциклопедия
Виктюк, Роман Григорьевич — ВИКТЮК Роман Григорьевич (родился в 1936 г.), режиссер. Работал во Львове, Калинине и других городах. Добиваясь предельного жизнеподобия в студийных постановках пьес Л.С. Петрушевской (“Уроки музыки”, 1979, Студенческий театр МГУ), раскрывал и их … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Виктюк, Роман Григорьевич — Роман Виктюк Роман Григорович Віктюк … Википедия
Виктюк Р. Г. — Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) советский, российский, украинский театральный режиссёр. Народный артист РФ. Народный артист Украины. Содержание 1 Биография 2 Спектак … Википедия
Виктюк Р. — Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) советский, российский, украинский театральный режиссёр. Народный артист РФ. Народный артист Украины. Содержание 1 Биография 2 Спектак … Википедия
Виктюк Роман — Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) советский, российский, украинский театральный режиссёр. Народный артист РФ. Народный артист Украины. Содержание 1 Биография 2 Спектак … Википедия
Виктюк Роман Григорьевич — Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) советский, российский, украинский театральный режиссёр. Народный артист РФ. Народный артист Украины. Содержание 1 Биография 2 Спектак … Википедия
Спектакль «Служанки» (Театр Романа Виктюка, г. Москва)
«Служанки» Романа Виктюка. Возвращение легенды на сцену.
«Служанки», в 1988 году ставшие первым спектаклем театра «Сатирикон» после ухода его основателя Аркадия Райкина, пережившие три редакции, временно сошедшие со сцены осенью прошлого года, вернулись спустя полгода после ухода их создателя Романа Виктюка. Вернулись с частичным обновлением состава – в Санкт-Петербурге впервые роль Мадам исполнил актер Никита Беляков.
Восстановлением спектакля после более чем полугодового перерыва занимался первый исполнитель роли Мадам Александр Зуев, совместно с которым в 2006 году Виктюк создавал третью – существующую в настоящее время – редакцию знаменитой постановки.
«Служанки», более тридцати лет являющиеся визитной карточкой Романа Виктюка, полностью перевернувшие сценические традиции 80-х и на долгие годы, ставшие символом нового театрального направления в России и мире, с тех самых пор продолжают оставаться символом прорыва в современном театре, символом отмены любых табу, символом свершившейся театральной революции. Проверкой публики на открытость новому и способность хотя бы на два часа подняться над бытом и заглянуть в неведомое.
Все годы существования спектакль, покоривший несколько поколений зрителей по всему миру, остается новаторским и одновременно является признанной театральной классикой. «Служанки» декларируют торжество Игры над обыденностью, театральность, возведенную в степень, – как отдельный сценический жанр. Именно благодаря особому способу актерского существования, заданному Виктюком, – постоянному ощущению дистанции по отношению к образу, неотождествлению себя с персонажем, – на сцене возникает история из жизни символов, масок, демонов, прекрасных чудовищ – но только не людей. И это – один из основополагающих принципов режиссуры Романа Виктюка.
Переработанная режиссером фраза Жана Жене из книги «Богоматерь цветов»: «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины,» – послужила отправной точкой для небытовой, метафизической, ритуализированной постановки, ставшей отдельным театральным брендом. Вобравшим в себя изысканные линии модерна, элементы восточного театра и восточных же ритуалов, пластику из Индии, Греции и Египта, европейскую музыку и … абсолютное торжество красоты.
Спустя 33 года «Служанки» все еще актуальны, все еще собирают полные залы, все еще вызывают длительные овации. Их все еще ждут в разных городах РФ и разных странах мира.
Жизнь продолжается! Их сценическая жизнь и жизнь их создателя.
Автор: Жан Жене
Постановка: Роман Виктюк
Режиссер: Александр Зуев
Сценография и костюмы: Алла Коженкова
Хореография: Эдвальд Смирнов
Художник по свету: Анатолий Кузнецов
Музыкальная концепция: Асаф Фараджиев
Помощник режиссера: Галина Мучиева
В спектакле заняты:
Соланж: заслуженный артист России Дмитрий Бозин
Клер: Александр Солдаткин/Станислав Мотырев
Мадам: Никита Беляков
Месье: Иван Никульча/Артем Банников
Раньше эту постановку Романа Виктюка именовали не иначе, как скандальная. Но время показало, что спектакль «Служанки» ознаменовал собой начало новой театральной эпохи в России. Если Вы еще ни разу не видели это поистине уникальное театральное явление, рекомендуем купить билеты на «Служанок» – совсем скоро театр Виктюка привозит в Петербург очередную версию своего знаменитого спектакля. Билеты на спектакль можно купить на сайте bileter.ru в режиме онлайн, а также в театральных кассах города.
Виктюк стал не только первым, кто поставил в России пьесу Жана Жене, но и первым, кто задействовал во всех ролях спектакля только мужчин, причем в пьесе явно прописаны лишь 3 персонажа, в то время как в постановке Виктюка присутствует четверо. В спектакле режиссер намеренно придает огромное значение гриму: подчеркнуто женственный, он непередаваемо контрастирует с обнаженными мужскими торсами, создавая ощущение того, что перед нами действительно наполовину мужчины, наполовину женщины, а скорее, что-то среднее. У Виктюка театральность многослойна: здесь не просто актеры играют женщин, а актеры играют танцовщиков, которые вынуждены играть женщин, которые в свою очередь ведут свои ролевые игры.
Спектакль «Служанки» уже давно стал «фирменным знаком» Виктюка, его отличает присущий только этому режиссеру стиль: язык цвета, использующийся в костюмах, язык музыки, сопровождающей каждое действие на сцене, язык жестов, гармонично дополняющий речь актеров. Для зрителя, привыкшего к классическому театру, постановки Виктюка – это культурный шок, это совершенно новое явление, вызывающее неведомые ранее эмоции. Подчеркнутый эротизм, не имеющий ничего общего с пошлостью, поначалу пугает и поражает, но уже вскоре начинаешь понимать его красоту.
Раскрепощенность, свободный полет чувств и мыслей – все это неотъемлемая часть постановок Романа Виктюка. И лучшей из его работ многие называют именно спектакль «Служанки» – купить билеты на эту постановку с обновленным актерским составом спешат как заядлые театралы, так и новички. По телефону 380-80-50 Вы можете заказать билеты на спектакль «Служанки» и забрать их в удобное время, также есть возможность оформить доставку.
«Служанки» Виктюка
В середине весны, 19 апреля 1947 года, во Франции, на сцене театра «Атеней», Луи Жуве представил зрителю постановку пьесы Ж. Жене «Служанки». Автору спектакль не понравился, и не понравилось, что женские роли, вопреки его рекомендациям, исполнялись женщинами, к тому же слишком красивыми.
В России премьера состоялась 17 сентября 1988 года, о чем гласит краткий анонс в газете «Советская культура». Режиссером стал Роман Виктюк.
Это был спектакль, полностью перевернувший представление о советском театре конца 1980-х, и который мгновенно сломал шею стереотипу, спектакль, подобного которому в русском драматическом театре не было никогда.
В 2006 году Виктюк восстановил «Служанок» и преподнес зрителю третью редакцию легендарной постановки, которая в 1988 году сформировала окончательно режиссера Виктюка и сделала его знаменитым в России и на Западе.. Второе же рождение «Служанок» было встречено зрителями и критикой с большим любопытством и, судя по отзывам, с гораздо меньшим восторгом. «До ужаса красивое представление, как и все, что делает Виктюк. Очень эротично, слегка иронично и довольно скучно. Страсть только в телах. Спектакль полон цитат: маска Пьеро, руки в красных перчатках, как у леди Макбет, пластика служанки, нависшей над лежащей в кресле Мадам – Лебедь и Коршун из “Царя Салтана”. Советую посмотреть спектакль всем эстетам, гурманам и сексуально закрепощенным людям – при условии, что они лояльны к сексуальным меньшинствам».
. Жене утверждает в своих сценических указаниях: «Жесты и тон преувеличенно трагичны».
Этот ритуал имеет ещё одно значение:»для тех, кто каждый вечер играет убийство Мадам, он уже представляет собой чёрную мессу. Убийство всегда прерывается, церемония никогда не доходит до конца. Речь идёт о совершении самого худщего: Мадам добра,»Мадам прекрасна»:Служанки убивают свою благодетельницу только потому, что она делает им Добро. Действие воображаемо, потому что Зло-это вымосел. Но даже в воображении оно заведомо подделывается. Служанки знают, что у них никогда не хватит времени дойти до преступления.
Жан-Поль Сартр.
. Раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значим, предчувствуем, что сцена соседствует со смертью и любые вольности на ней допустимы. Голос актёров должен исходить откуда угодно, только не из их гортани: такую музыку нелегко найти. Грим, делая их»другими»,позволит им любую дерзость: отрешившись от ответственности перед обществом, они обретут обретут другую, относящуюся к другому Порядку. Костюмы будут сделаны не для того, чтобы одеть актёров: сценические костюмы – средство устроить парад, во всех смыслах этого слова. Вы понимаете, какой красотой они должны обладать. Не городской красотой, а красотой, которая как грим, как смешенный голос, необходима для того, чтобы актёры могли броситься в приключение и одержать над ним победу.
Жан Жене.
Действующие лица и исполнители:
«Служанки» Виктюка проживают третью молодость
Фото: агентство «ГольдГамер»
Фото: агентство «ГольдГамер»
Алым дождем из воздушных шаров завершился спектакль «Служанки» Театра Романа Виктюка, который прошел на сцене театра «Сатирикон». Огромные летающие сердца символизировали любовь, преданность и восхищение зрителей по отношению к маэстро Виктюку. Так закончился вечер, когда культовому спектаклю Романа Виктюка «Служанки» исполнилось 25 лет.
Но и в течение всего вечера зрителей, пришедших на юбилейное представление, ждало немало подарков от Маэстро и его труппы. Одним из важных и трогательных моментов юбилея стал момент, когда на поклонах Роман Григорьевич собрал на сцене уникальный состав участников всех поколений «Служанок». Первая версия: Сергей Зарубин (Мсье), Александр Зуев (Мадам), сценограф Алла Коженкова, музыкальный оформитель спектакля Асаф Фараджев, благодаря которому в 1988 году со сцены драматического театра впервые зазвучали культовые хиты Далиды Je suis malade и Tico tico. Актеры второй версии: Владимир Зайцев (Соланж), Леонид Лютвинский (Мсье). И, наконец, исполнители современной версии спектакля: Дмитрий Бозин (Соланж), Александр Солдаткин (Клер), Иван Никульча (Мсье), Алексей Нестеренко (Мадам).
А первый исполнитель роли Соланж Константин Райкин записал аудио поздравление: «Мне чрезвычайно приятно поздравить всех участников сегодняшнего спектакля и присутствующую публику с 25-летним юбилеем этого выдающегося произведения. Этот спектакль сыграл важнейшую роль в истории театра. Для меня песня со «Служанками» была спета один единственный раз и была спета именно у нас. То, что спектакль сегодня к нам вернулся, — это очень закономерно. Всех участников спектакля я приветствую и понимаю, что им выпала огромная творческая радость прикоснуться к замечательному произведению искусства. Всех с праздником, мои дорогие!».
В свою очередь, Леонид Лютвинский (второй Мсье) признался: «Придя сегодня и увидев полный аншлаг, я понял, что спустя 25 лет любовь зрителей к этому спектаклю не угасла. Я вижу перед собой полный зал, как и в те времена… Спектакли проходили так же как и сейчас. Я помню, как мы играли на Бродвее, и люди ходили с табличкой: «Куплю билет за любые деньги».
Напомним, что в 1988 году на сцене театра «Сатирикон» состоялась премьера «Служанок». Пожалуй, самого неожиданного для постперестроечных времен спектакля: смелого, чувственного и предельно откровенного. Пьесу Жана Жене о служанках, задумавших сжить со свету своих господина и госпожу, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендации драматурга: все роли сыграли мужчины. От имени своих эксцентричных, капризных и жестоких героинь Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин разговаривали со зрителями о любви и свободе, зависти и прощении, красоте и ущербности. Никто и никогда не делал прежде на сцене ничего подобного.
В 1991 году Роман Виктюк представил вторую версию «Служанок». Тогда к Николаю Добрынину и Александру Зуеву присоединились Сергей Виноградов, Владимир Зайцев и Леонид Лютвинский, а хореографом обновленного спектакля стал Эдвальд Смирнов. И вновь — оглушительный успех.
Третье обновление «Служанок» состоялось на сцене Театра Романа Виктюка в 2006 году. Режиссер вместе с актерами Дмитрием Бозиным, Дмитрием Жойдик, Алексеем Нестеренко и Иваном Никульча создал еще более темпераментное и яркое зрелище с головокружительными пластическими этюдами и блистательным финальным дивертисментом под саундтрек Далиды.
С каждым следующим представлением спектакль, кажется, становился мощнее, убедительнее и азартнее. Виктюк сумел разгадать секрет вневременного перформанса: тайны человеческой души просто не имеют срока годности. Сам же Маэстро уверен, что это только начало пути: «Пьеса была написана Жаном Жене как провиденье. Главное, что он хотел сказать, что в рабстве человек не может любить, в рабстве человек может только ненавидеть. Первое поколение, игравшее эту пьесу, было воспитано при советской власти, в рабстве, поэтому спектакль был протестом или преодолением человеческой трусости. Второе — поколение переходного периода. А теперь играют артисты, которые выросли вне оков тоталитарной системы, которые впитали лозунг драматурга Жана Жене с молоком матери. Собственно, это и определяет обновление спектакля».