слова старцев о жизни
Оптинские старцы и их изречения
Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…
11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших.
Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на торговой площади, чем одному в пустыне». И еще: «Духовное сиротство тяжелее плотского». Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения точно состоит в приобретении руководителя и отсечении своей воли и разума».
Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.
Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках, она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.
Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».
Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более века и продолжают наставлять нас, своих потомков, продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям и поучениям как к воде живой и целительной.
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ
«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».
Мы собрали мудрые изречения святых и старцев Афона о жизни, вере, человечности и любви.
Мудрые высказывания старцев Афона
Иосиф, афонский исихаст (+1959):
«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».
«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».
«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».
«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».
«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание. Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».
«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».
«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».
Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):
«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».
«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».
«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».
«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»
«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».
«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».
«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».
Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:
«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».
«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».
«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».
«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».
«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».
«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».
«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».
Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:
«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».
Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:
«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».
«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».
«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».
«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».
«Чтобы сохранить любовь – венец добродетелей, необходимо прилежание в молитве, если желаете, чтобы Христос вселился в вас».
«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».
«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».
«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».
«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».
Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:
«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».
Старец Амфилохий (1889-1970):
«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»
«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».опубликовано econet.ru.
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Слова старцев о жизни
Антоний Великий
Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное. Не будь искушений, никто бы не спасся.
Ефрем Сирин
Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге.
Иоанн Кассиан
Невозможно нечистой душе приобрести духовное знание, с каким бы постоянством не трудились в чтении.
Григорий Нисский
Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастье души, в которой искажен здравый смысл.
Антоний Великий
Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разуму, суть колючие остцы и иглы.
Нил Синайский
В день будущего вселенского суда потребуется от тебя отчет не только за праздное слово, но также за праздное и напрасное слышание
Нил Синайский
Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывай
Исидор Пелусиот
У лакедемонян, справедливо определяющих, что слова суть тени дел, живущему срамно не позволялось выговорить доброй мысли
Ефрем Сирин
Кто презирает священника, тот презирает и Господа его
Исаак Сирин
Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе
Аврелий Августин
Там, где кончается разум, начинается вера
Иоанн Лествичник
Кто приобрел душевные слезы, тому всякое место угодно к плачу
Нил Синайский
Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывай
Антоний Великий
Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих
Максим Исповедник
Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же (…) не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого
Ефрем Сирин
Без обмана делай дело свое, ибо так прилично верным: и обретешь благодать в трудах своих
Григорий Богослов
Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок
«Хотя бы ты не разумел силы слов молитвы, приучай, по крайней мере,уста произносить их. И язык освящается этими словами,когда они произносятся с усердием» (Свт.Иоанн Златоуст)
Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.
(свт.Иоанн Златоуст)
Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя. Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы. Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.
(Преподобный Силуан Афонский)
Пустыней может быть и маленькая комната, удаленная от шума и не имеющая ничего соблазнительного и приводящего ко греху.
• Того, кто отдаёт себя Богу, Бог никогда никому не отдаст.
Праведный Иоанн Кронштадтский
«Непрестанное богообщение – в тишине сердца, в воздержании ума, в безмолвии души – приводит к ангельской чистоте внутреннего человека. Благодаря этой чистоте становятся видны все существа и всё творение в их первозданности как отсвет чистоты Творца всех существ и всего творения. Это видение вызывает самые чистые человеческие слезы. Ибо и слезы иногда подобны морской воде.»
Святитель Николай Сербский
Иоанн Лествичник:Кто вкусил сладость молитвы, тот всегда желает быть один
Иоанн Златоуст: Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове
Кому сколько дано, с того столько и спросится.
Григорий Богослов: Душе израненной доброе слово — лекарство
Мудрые высказывания и поучения преподобного Амвросия Оптинского.
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Показать полностью..
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.
Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь (нельзя превозноситься над другими).
Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
От грошевой свечи Москва сгорела (т.е. что в духовной жизни нельзя пренебрегать маловажными обстоятельствами).
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
Можно жить и в миру, но не на юру (т.е. не на виду у всех), а жить тихо.
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.
Смотри, Мелитона, держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона. (т.е. не надо быть высокомерными).
Лицемерие хуже неверия.
Послушай сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна.
Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!
Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи.
Безбожникам нет оправдания; ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли молиться за таких? Конечно, молиться за всех можно.
Что тебе за дело, что про тебя говорят, если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.
Чужую рожь веять — свои глаза порошить.
Если приидут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания.
Как поживешь, так и умрешь.
Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.
Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий (об упрямом своеволии).
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.
Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив (о терпении скорбей)
Напрошенный крест трудно нести. А лучше в простоте предаться воле Божией.
Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я.
Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз.
Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого
Св. Иоанн Златоуст
«Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.»
Митрополит Антоний Сурожский
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал взрослым, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Апостол Павел. Отрывок из 1-го послания к Коринфянам (глава 13)
Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более, потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783)
. Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видя добрыя дела твоя, и прославили Отца нашего, иже есть на небесех.
«Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой»(схимонах Паисий Святогорец)
Многие из нас плачут с плачущими, но не радуются с радующимися. Свт.Василий Великий
Кто нас корит,тот нам дарит,а кто хвалит,тот у нас крадет. Прп.Амвросий Оптинский
Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели. Преподобный авва Исаия (82, 201).
О добром деле, которое желаешь сделать, не говори совсем – исполни его, не разгласив о нем заранее. Преподобный Антоний Великий (82, 27).
Спросили некоторые из отцов авву Пимена: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал: «Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех – пройду, ничего не сказав». Преподобный Пимен Великий (82, 333).
Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде чем он спросит тебя. Авва Евагрий (82, 113).
Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим. Изречения безымянных старцев (82, 392).
Не удерживающий языка в гневе не сможет удержать и страсти. Авва Иперхий (82, 282).
Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. Преподобный авва Исаия (82, 151).
Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. Авва Даниил (82, 95).
Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. Авва Лонгин (82, 309).
Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. Авва Агафон (82, 58).
Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион (82, 79).
Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа (82, 18).
Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык (82, 19).
Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание (82, 23).
Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением. Преподобный Антоний Великий (82, 25).
Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души (82, 344).
В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание (82, 346).
Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» (82, 337). Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий (82, 337).
Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий (82, 350).
Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный»
(82, 403).
Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев (82, 403).
Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,— говорит апостол (Иак. 3:9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил.
Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12:36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:3—4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен. » (Пс. 38:2—3). Святитель Димитрий Ростовский (103, 1047).