слесарь электрик по ремонту электрооборудования код по оксо
Общероссийский классификатор специальностей по образованию
2.23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 20 марта 2020 г. N 918 утверждены Квалификационные требования к техническим экспертам, которые определяют необходимый уровень профессионального образования и стаж работы технических экспертов в областях контроля состояния, диагностики, технического обслуживания или ремонта транспортных средств.
Ниже приведена расшифровка кодов специальностей укрупненной группы 2.23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2016 и требования к кандидату на должность технического эксперта по образованию и стажу.
Код ОКСО
Специальность
Соответствие специальностям старого классификатора
2.23.03.01
Технология транспортных процессов
2.23.04.01
Технология транспортных процессов
2.23.05.01
Наземные транспортно-технологические средства
2.23.02.05
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
(Диплом не ниже среднего профессионального)
ГРУППА Б
Код ОКСО
Специальность
Соответствие специальностям старого классификатора
Докер-механизатор
Автомеханик
Водитель городского электротранспорта
Слесарь по ремонту городского электротранспорта
Машинист дорожных и строительных машин
Машинист крана (крановщик)
Слесарь по ремонту строительных машин
Машинист локомотива
Слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)
Слесарь-электрик метрополитена
Электромонтер тяговой подстанции
Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)
Оператор поста сигнализации
Составитель поездов
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Автомобиле- и тракторостроение
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Наземные транспортно-технологические комплексы
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Наземные транспортно-технологические комплексы
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Транспортные средства специального назначения
Подвижной состав железных дорог
Эксплуатация железных дорог
Системы обеспечения движения поездов
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
Техника и технологии наземного транспорта
Техника и технологии наземного транспорта
Другие специальности в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО и не относящиеся к Группе А и Группе Б
(наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального)
Если Вам нужно добавить технических экспертов в учетную карточку в Реестре операторов техосмотра и Единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО), то потребуется подготовить и подать в Российский союз автостраховщиков пакет документов подтверждающий соответствие технического эксперта квалификационным требованиям.
Для подачи уведомления на добавление технического эксперта потребуются сканы следующих документов:
Документы подаются в РСА в бумажном виде, заверенные подписью руководителя организации.
Если Вы хотите быть уверенными в подаче документов в РСА, звоните +74959681497
Слесарь электрик по ремонту электрооборудования код по оксо
Техническое обслуживание и ремонт цехового электрооборудования и электроустановок
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение бесперебойной работы цехового электрооборудования и электроустановок
Электромеханики и монтеры электрического оборудования
Отнесение к видам экономической деятельности:
Ремонт электрического оборудования
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квали-
фикации
Выполнение простых работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования
Ремонт и обслуживание осветительных электроустановок, сетей и вспомогательного цехового электрооборудования
Ремонт и обслуживание цеховых электрических аппаратов напряжением до 1000 В
Ремонт и обслуживание цеховых электрических машин мощностью до 10 кВт, напряжением до 1000 В
Выполнение простых слесарных, монтажных и такелажных работ при ремонте цехового электрооборудования
Выполнение работ средней сложности по ремонту и
Ремонт и обслуживание кабельных линий внутри цеха
обслуживанию цехового электрооборудования
Ремонт и обслуживание электрической части цехового технологического оборудования
Ремонт и обслуживание цеховых электродвигателей мощностью свыше 10 кВт, напряжением до 1000 В
Выполнение сложных работ по ремонту и обслуживанию цехового
Капитальный ремонт цехового электрооборудования
Ремонт и обслуживание цеховых выпрямительных установок
Обслуживание и ремонт релейной защиты цехового электрооборудования
Ремонт и обслуживание электрооборудования цеховых трансформаторных подстанций и распределительных устройств
Выполнение особо сложных работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования
Обслуживание цехового оборудования с автоматическим регулированием технологического процесса
Монтаж, наладка и ремонт цехового электрооборудования автоматизации систем управления вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, отопления
Ремонт, наладка и обслуживание цехового сварочного оборудования с электронными схемами управления
Ремонт и обслуживание цеховых электрических аппаратов напряжением свыше 1000 В
Обслуживание, наладка и ремонт электрической части крупногабаритных, уникальных металлорежущих станков
Проверка сложных схем цеховых трансформаторных подстанций и распределительных устройств напряжением до 10 кВ, устранение неисправностей в них
Обслуживание и устранение неисправностей цехового технологического оборудования с электронными схемами управления
Капитальный ремонт цеховых высоковольтных электрических машин и электрических аппаратов напряжением до 10 кВ
Выполнение уникальных работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования
Обслуживание, ремонт и наладка цеховых генераторов высокочастотных установок
Ремонт цеховых экспериментальных электрических машин, электрических аппаратов, электроприборов
Обслуживание, ремонт цеховых трансформаторных подстанций и распределительных устройств с вакуумными и элегазовыми выключателями напряжением до 10 кВ
Наладка, ремонт и регулирование особо сложных, экспериментальных схем цехового технологического оборудования
Подготовка отремонтированного цехового электрооборудования к сдаче в эксплуатацию
Руководство бригадой при техническом обслуживании и ремонте цехового электрооборудования и электроустановок
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Выполнение простых работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Слесарь-электрик цеховой 2-го разряда
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2-го разряда
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 2-го разряда
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)
Прохождение противопожарного инструктажа
Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190623.04 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 190623.04 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 697)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190623.04 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по профессии
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 3.1 внесены изменения
3.1. Сроки получения СПО по профессии 190623.04 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**
среднее общее образование
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
основное общее образование
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов) и обеспечение условий безаварийной и бесперебойной работы.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
детали и узлы электромашин, электроаппаратов и электроприборов;
детали и узлы электродвигателей;
слесарные и электромонтажные инструменты, контрольно-измерительные инструменты;
техническая, технологическая и отчетная документация.
4.3. Обучающийся по профессии 190623.04 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
4.3.2. Контроль надежности и качества произведенного ремонта электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2) в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
ПК 1.1. Производить разборку, ремонт, сборку и комплектацию деталей и узлов электромашин, электроаппаратов, электроприборов электрооборудования подвижного состава.
ПК 1.2. Выполнять работы по разборке, ремонту, сборке и регулировке электродвигателей, их деталей и узлов.
ПК 1.3. Выполнять слесарно-сборочные и электромонтажные работы при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава.
ПК 1.4. Осуществлять подготовку электрооборудования подвижного состава к работе в зимнее и летнее время.
ПК 1.5. Соблюдать правила безопасности и электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава.
5.2.2. Контроль надежности и качества произведенного ремонта электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов).
ПК 2.1. Проводить испытания надежности работы обслуживаемого электрооборудования после произведенного ремонта.
ПК 2.2. Оформлять техническую, технологическую и отчетную документацию.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 6.3 внесены изменения
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров
ОП.01. Основы технического черчения
применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
применять наиболее распространенные приспособления и инструменты;
изготавливать несложные детали электрооборудования из сортового материала в соответствии с техническими требованиями;
выполнять электромонтажные работы (лужение, пайку, изолирование, прокладку и сращивание проводов и кабелей, соединение деталей и узлов электрооборудования по электромонтажным схемам);
выполнять такелажные операции с применением подъемно-транспортных средств;
читать инструкционно-технологическую документацию;
методы практической обработки материалов;
виды технологической документации на выполняемые работы, ее содержание и оформление;
правила управления подъемно-транспортным оборудованием и виды сигнализации при проведении работ на нем;
правила безопасности ведения работ
ОП.02. Слесарное, слесарно-сборочное и электромонтажное дело
собирать электрические схемы и пользоваться электроизмерительными приборами для измерения электрических величин;
рассчитывать основные параметры электрических схем;
применять оборудование с электроприводом;
подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;
определять марки основных материалов по внешним признакам и маркировке;
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
основные сведения по электротехнике, необходимые для работы с электроприборами, электрооборудованием, электромеханическим инструментом и источниками постоянного и переменного электрического тока по профессиональной деятельности;
принципиальные и электромонтажные схемы подводок питания к электрическим приборам, порядок их демонтажа и монтажа;
общую классификацию материалов, их характерные свойства, области применения;
наименование, маркировку материалов, из которых изготовляются детали машин и механизмов;
аппаратуру защиты электродвигателей, защиту от короткого замыкания, заземление, зануление
ОП.03. Основы электротехники и материаловедения
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитную технику;
возможные опасные и вредные факторы, средства защиты;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной и экологической безопасности
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный учебный цикл
Техническое обслуживание и ремонт
электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения разборки, ремонта, сборки и комплектации деталей и узлов электромашин, электроаппаратов, электроприборов, электрооборудования подвижного состава;
выполнения работ по разборке, ремонту, сборке и регулировке электродвигателей, их деталей и узлов;
выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава;
осуществления подготовки электрооборудования подвижного состава к работе в зимнее и летнее время;
соблюдения правил безопасности и электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования подвижного состава;
осуществлять техническое обслуживание электрооборудования подвижного состава;
разбирать, ремонтировать, собирать, комплектовать детали и узлы электромашин, электроаппаратов и электроприборов по сложной схеме;
разбирать и собирать электродвигатели;
снимать и устанавливать электрические машины, электрические аппараты, полупроводниковые приборы, щитки, панели, трубопроводы, муфты, тройники и коробки электрических сетей, средств автоматики;
использовать комплексную механизацию, автоматизацию для работ по управлению и ремонту электрического оборудования подвижного состава;
проводить такелажные операции с подъемно-транспортными механизмами;
готовить электрооборудование к работе в зимних и летних условиях;
обеспечивать безопасное проведение работ при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования;
общее устройство подвижного состава;
устройство, принцип действия, назначение и место расположения основных узлов электрооборудования;
неисправности и методы их обнаружения;
технологический процесс ремонта деталей электрооборудования;
способы прокладки проводов и кабелей, их маркировку;
порядок подготовки электрооборудования к работе в зимнее и летнее время;
действующие приказы, инструкции и указания по ремонту электрооборудования подвижного состава и сигнализации на железных дорогах;
правила охраны труда и электробезопасности при проведении технического обслуживания и ремонта электрооборудования подвижного состава
МДК.01.01. Общее устройство подвижного состава и основных видов его электрооборудования
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования подвижного состава
электровозов и электропоездов
Контроль надежности и качества произведенного ремонта электрооборудования подвижного состава (электровозов и электропоездов)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения испытаний надежности работы обслуживаемого электрооборудования и качества произведенного ремонта;
оформления технической, технологической и отчетной документации;
участвовать в комплексных испытаниях проверки надежности электрооборудования подвижного состава;
уметь пользоваться контрольно-измерительными инструментами;
читать техническую документацию и оформлять дефектную ведомость;
методы испытаний и контроля качества отремонтированного оборудования;
порядок ввода электрооборудования в эксплуатацию: создание приемной комиссии, требуемая документация и порядок ее оформления, пуск оборудования, опробование
МДК.02.01. Виды дефектов
электрооборудования, их признаки, причины,
методы устранения и испытание надежности
В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:
деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.*(4)
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений