слепой музыкант актеры и роли
Слепой музыкант (фильм)
«Слепо́й музыка́нт» — художественный фильм киностудии «Мосфильм» 1960 года. Экранизация одноимённой повести Владимира Короленко.
Содержание
Сюжет
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Преступление Ивана Караваева • Гаврош • Подкидыш • Учитель танцев • Свадьба с приданым • Аттестат зрелости • Крылья • Они встретились в пути • Заре навстречу • Слепой музыкант • Ход конём • Остров Колдун
Полезное
Смотреть что такое «Слепой музыкант (фильм)» в других словарях:
Свадьба с приданым (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Свадьба с приданым. «Свадьба с приданым» … Википедия
Подкидыш (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Подкидыш (значения). Подкидыш … Википедия
Ход конём (фильм — Ход конём (фильм, 1962) Ход конём Жанр Комедия Режиссёр Татьяна Лукашевич В главных ролях Кинокомпания Мосфильм … Википедия
Аттестат зрелости (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аттестат зрелости (значения). Аттестат зрелости … Википедия
Ход конём (фильм, 1962) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ход конём. Ход конём Жанр Комедия Режиссёр Татьяна Лукашевич Кинокомпания Мосфильм … Википедия
Гаврош (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гаврош (значения). Гаврош … Википедия
Моцарт и Сальери (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моцарт и Сальери (значения). Моцарт и Сальери Режиссёр Владимир Гориккер В главных ролях Пётр Глебов Иннокентий Смоктуновский Николай Кутузов … Википедия
Учитель танцев (фильм) — Учитель танцев Жанр Музыкальная комедия Режиссёр Татьяна Лукашевич В главных ролях Владимир Зельдин, Любовь Добржанская … Википедия
Рэй Чарльз — Ray Charles 1990 год … Википедия
Аккуратов, Олег Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аккуратов. Олег Борисович Аккуратов Дата рождения 21 октября 1989(1989 10 21) (23 года) Место рождения посёлок Моревка … Википедия
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ
Софокл. «Царь Эдип». Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис
Признаться, плотность восторга в рецензиях на этот спектакль — и минимум критики даже от записных московских острословов — обескуражили. Но мне прочтение трагедии, так вдохновившее коллег, кажется обидно уплощенным. Может, дело в том, что спектакль видели один раз, тем более в гастрольных условиях — в Александринке. Вот уж пространственная амплитуда удивляет: играть в Эпидавре (там состоялась премьера российско-греческой постановки), заполняя энергией чашу амфитеатра, и быть «замкнутым» в сцене-коробке — это для актера ситуации полярные. Родное для «вахтанговцев» пространство — тоже многоярусный театр и «коробка», но у Карло Росси эта модель сцены доведена до идеала.
Спектакль срезонировал с историей Александринки, и даже вспомнилась эпоха, когда этот театр еще не был построен, когда русская сцена осваивала трагедию в русле сентиментализма и «Озеров невольны дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил». Хотя у Туминаса звучит перевод Сергея Шервинского, в игре актеров будто отзывался озеровский стих: «Постой, дочь нежная преступнаго отца, / Опора слабая несчастнаго слепца!»
А. Антонаки, Г. Митропулу (Дочери Эдипа). Фото В. Луповского
Теодорос Терзопулос, ставивший эту же пьесу в Александринке лет десять назад, призывал актеров «играть для Диониса», мысленно обращаясь поверх последнего яруса. Туминас, как известно, говорил артистам на репетициях: «Играйте для ангелов». Мистерией спектакль точно не назовешь, но сострадание к героям более чем ощутимо. Актеры играют, своих героев «жалеючи». Странный персонаж «воин» — Павел Юдин на то и придуман театром, чтобы безмолвно и развернуто сострадать злоключеньям царя Эдипа.
У Виктора Добронравова — Эдипа убедительней всего начальная стадия сценического пути героя, когда это самоуверенный франтоватый мужчина в расцвете лет. Сложнее, когда раскручивается механизм трагедии и Эдип начинает расследование: Добронравов надрывно чеканит стихи, сверкает глазами, но напряжение транслирует разве что мышечное — никак не трагическое.
У Терзопулоса актриса на роль Иокасты была вдвое моложе актера на заглавную роль: в стремлении воплотить архетипическую суть персонажей возраст значения не имел, и актеры были скрыты гримом, как масками. У Туминаса возрастная дистанция — данность, которую не получается игнорировать. Людмила Максакова лучше остальных чувствует условность и обобщенность древней трагедии. Иокаста держит себя гранд-дамой, ее изумительные вечерние платья не режут глаз, поскольку совпадают с концертной манерой исполнения Максаковой. Вот она, устремив взор куда-то «туда», поверх партнеров, декламирует строфы, растерянный Эдип крепко прижимается к матери-жене. Но если он годится ей во внуки, невольно спрашиваешь себя: а что движет этим Эдипом? Искренняя любовь к героине, страсть, или самообман, или инфантильное желание укрыться под ее сильным крылом. Кажется, вопрос открытый не только для зала, но и для актера.
Сцена из спектакля. Фото В. Луповского
Герои здесь — обыкновенные люди со своими слабостями, воплощенные не как маски или архетипы, а как характеры. «Заземленные» и с попыткой психологического оправдания. Даже слепой прорицатель Тиресий, сыгранный Евгением Князевым театрально и сочно, мало похож на медиума меж мирами, хотя одна из зрительниц и прошептала: «Вольф Мессинг!»
Хор также не претендует на что-то «космогоническое». Предполагалось, что по завершении перекрестного Года культуры Греции — России греческих хористов заменят российские; однако режиссер попросил найти возможность обойтись без этой замены. У греческих актеров насыщенный график, и в Москве «Царь Эдип» будет идти довольно редко. Но в чем уникальность техники греков и почему без них спектакль понесет непоправимую потерю — непонятно. Фиванские старейшины здесь — горстка растерянных джентльменов, функция которых — укрупнять состояния страха и ужаса, переживаемые основными героями.
Сцена из спектакля. Фото В. Луповского
Режиссер явно добивался иронического остранения. Иначе зачем назначать на роль Зевсова жреца комического и характерного Евгения Косырева, который похож на русского батюшку с полотен передвижников? Местами иронична и музыка Фаустаса Латенаса. Но при всей ироничности внешнего рисунка от актерского исполнения в целом веяло напыщенной патетикой. Переключения от иронии и лиричности к трагическому напряжению были намечены, но не воплощены.
Право, странно читать о потрясении, которое вызывает сценография Адомаса Яцовскиса: и само суровое разреженное пространство, и гигантская труба — надо же, махина рока! С первых минут понятно, что потом труба тронется с места и как бы закатает всех в асфальт, поэтому, когда она на самом деле приходит в движение, это уже не воздействует. В сценографии задан конфликт Человека и Судьбы. Но актеры, за исключением разве что Максаковой, играют «сшибку характеров», по внутреннему масштабу мелковатых на фоне величественного пространства.
Сцена из спектакля. Фото В. Луповского
В финале герой Добронравова, уже выколовший себе глаза, появляется в черных круглых очочках и с саксофоном — до этого игра на нем «проговаривала» движения души Эдипа. Инфантильный Эдип, повзрослев после прозрения правды, начинает свой страннический путь слепым музыкантом. И эта «сострадательная» ассоциация вполне в духе спектакля… Но мне попытка Туминаса увидеть масштаб и красоту «обыкновенного» человека, «чаплинского» человека в том же «Дяде Ване» (вот где ощущалось робкое, но стоическое сопротивление Судьбе!) куда более дорога, чем сострадательный взгляд на «полубогов» Софокла.
«Слепой музыкант»: краткое содержание и анализ
Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант» — самое значимое произведение писателя. При жизни автора книга переиздавалась пятнадцать раз, ее тепло принимали современники, и сегодня читатели с удовольствием с ней знакомятся. О чем повествует «Слепой музыкант»? Краткое содержание повести предлагаем ниже.
«Слепой музыкант»: краткое содержание
Это могла бы быть трагичная история о несчастном мальчике, который родился слепым. Однако Владимир Короленко преследовал другую цель. В произведении он представил жизнеутверждающие посылы. Разгадать их поможет пересказ повести «Слепой музыкант». Кратко изложенное ниже, пригодится для читательского дневника:
Краткое содержание «Слепого музыканта»: завязка
В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.
Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.
Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.
С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.
«Слепой музыкант»: увлечение музыкой и знакомство с Эвелиной
Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.
Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.
Петрусь: YouTube / Классное Чтение
Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.
Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.
Книга «Слепой музыкант» вкратце: душевные терзания Петра
Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.
Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.
Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.
Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.
Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека
Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.
Рассказ «Слепой музыкант»: судьбоносное путешествие Петра
Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.
В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.
Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.
Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?
«Слепой музыкант»: анализ произведения
Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:
История создания
Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».
Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.
Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин
О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:
«Слепой музыкант»: жанр
«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.
Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:
Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.
Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека
Идеи произведения
В повести «Слепой музыкант» герои помогают раскрыть основные идеи автора:
Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.
«Слепой музыкант» учит не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация. Человек сам строит свою судьбу, делая выбор — сетовать на несправедливость жизни или находить в ней прекрасное.
На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.
Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.
Урок, который преподает повесть, полезен для каждого читателя. «Слепой музыкант» внесен в школьную программу, но и взрослым произведение будет интересно и полезно.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Слепой музыкант краткое содержание
Повесть «Слепой музыкант» Короленко была впервые опубликована в 1886 году. В рассказе автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания. Друзьям Короленко писал, что в «Слепом музыканте» его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования».
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Слепого музыканта». Предлагаемый пересказ будет полезен школьникам при заполнении читательского дневника, при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Петр Попельский – слепорожденный музыкант, центральный герой произведения.
Дядя Максим (Яценко Максим) – дядя Петра, брат Анны Михайловны; занимался воспитанием племянника.
Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.
Другие герои
Анна Михайловна Попельская – мать Петра.
Иохим – конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке.
Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с которыми Петр ходил в Почаев.
Егорий – слепой звонарь.
Братья Ставрученко – студенты, гостившие у Попельских.
Краткое содержание
Глава первая
«Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь». Сначала никто не замечал, что мальчик родился слепым. Только через несколько недель после осмотра доктор подтвердил опасения матери о том, что ребенок ничего не видит.
Семья Петра состояла из матери, отца и «дяди Максима». Отец ребенка «был похож на тысячу других деревенских помещиков». Дядя Максим же был известен как «самый опасный забияка», успел побывать в Австрии, «примкнуть» к Гарибальди, а после тяжелого ранения вновь вернуться на родину, но уже без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.
Дядя Максим заинтересовался слепым племянником и посоветовал сестре проявлять меньше «глупой заботливости». Женщина прислушалась к его словам и вскоре мальчик начал уверенно ползать по дому. Было ясно, что его слепота компенсируется хорошим слухом и осязанием.
Как-то весной мать и дядя Максим вывели Петю к реке. Новые ощущения, запахи, звуки сильно впечатлили мальчика, и от волнения он упал в «глубокий обморок».
Глава вторая
Когда мальчику шел пятый год, он уже хорошо ориентировался в доме. Со стороны можно было подумать, что это просто «странно сосредоточенный ребенок».
Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.
Глава третья
Благодаря воспитанию дяди Максима, на шестом году Петя уже сам мог убрать у себя в комнате и даже научился ездить под руководством Иохима на лошади. Однако друзей у него не было – деревенские мальчишки настороженно относились к слепому «паничу».
Вскоре в соседнем имении поселился старик Яскульский с женой Агнешкой. У них была дочь, практически ровесница Пети – Эвелина. Девочка большую часть времени проводила сама, и создавалось впечатление, словно это «крохотная взрослая женщина».
Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.
Глава четвертая
Петя ощущал внутреннюю неудовлетворенность, он хотел видеть предметы, свет, различать цвета, в нем появлялось стремление «оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы».
Глава пятая
Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.
Во время одной из бесед, Петя тихо встал и ушел. Эвелина тут же поспешила за ним и нашла у заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой, что ему кажется, словно он «совсем лишний на свете». Растроганная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и юноша сначала согласился, но после опомнился: ведь он слепой. Эвелина ответила, что это ничего не значит, ведь они любят друг друга. Когда они вернулись к гостям, юноша сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы игрой Петра, в которую примешивались мотивы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко высказался, что у Петра «удивительно своеобразная манера» и ему «нужна серьезная школа».
Глава шестая
Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.
Во время посещения монастыря, они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.
Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.
Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и сумрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно слепому?». После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.
Во время одного из разговоров, Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.
Недалеко от усадьбы Попельских была чудотворная католическая икона. В день ее праздника к иконе пришли Максим, Петр и Иохим. У выхода сидели слепые нищие и по очереди тянули унылую песню. Петр словно испугался услышанного и хотел быстрее уйти. Максим же отметил, что это те самые «счастливцы», которым он недавно завидовал, и заставил племянника подать милостыню.
Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.
С каждым новым шагом пути с нищими навстречу Петру «лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира». «Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся». Вскоре он выучил песню слепцов. Поздней осенью Петр вернулся домой. «Говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление». Хотя он и остался незрячим, но его «душа, несомненно, исцелилась».
Глава седьмая
Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.
Эпилог
Прошло три года. Петр выступал на ярмарке «Контракты» в Киеве – играл на фортепиано. «Толпа была захвачена глубокой искренностью выражения», народной мелодией, «которая лилась из-под рук слепого музыканта». Прислушиваясь к музыке, Максим отчетливо узнавал знакомый мотив песни слепцов. Максим думал о том, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», что «вот и он [Максим] сделал свое дело, и он недаром прожил на свете».
«Так дебютировал слепой музыкант».
Заключение
В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).
Краткий пересказ «Слепого музыканта» позволит быстро ознакомиться с сюжетом произведения и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.