слепой и глухой актеры
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Анекдот!
Дубликаты не найдены
Кажется, мне немножко страшно
Вот и в моей жизни произошло событие, которое потрясло меня настолько, что я зарегистрировался Пикабу!
Я рано женился и очень быстро остался один. Это отдельная грустная история… Попереживав немножко, всего года три, взялся я как-то устраивать свою личную жизнь. На этом пути меня ждало много всякой дичи, к которой я старался относиться с юмором 🙂
Однажды, мой хороший друг внезапно пригласил меня в гости без объяснения причин. «Будут знакомить» подумал я. Угадал. В гостях обнаружилась «хорошая подруга жены друга».
Единственным странным моментом в ее поведении была реакция на шутки – смеяться она начинала резко и громко, я даже в первый раз испугался. Жена друга периодически бросала на нее какие-то тревожные взгляды, но я списал это на то, что ей интересна реакция Лены на меня.
Из разговоров за столом о новой знакомой я узнал лишь одну значимую деталь – работала она поваром в столовой какого-то крупного предприятия. По итогу приятных посиделок мы получили напутствие: «че вы как два бобыля, сходили бы на свидание». И я решил – почему нет?
По прошествии нескольких дней, таким же как сейчас осенним утром, в субботу, я стою в условленном месте и жду Лену. Спустя полчаса после условленного времени она появилась. В мужской куртке не по размеру (от мужа бывшего, козла, осталась – было уточнено потом) и резиновых сапогах (мокро же, кто его знает где мы будем гулять). Меня это немного смутило, но Лена лучезарно улыбалась, и даже в этом странном наряде все равно выглядела достаточно интересно 🙂
Поглядев на это чудо, и прикинув, куда можно с ней пойти, я повел Лену гулять по ВДНХ – по случаю, мы как раз оказались рядом.
По ходу дела быстро выяснилось, что те самые тревожные взгляды на Лену видимо значили «Лена, молчи!». В следующие несколько часов я собрал такие факты:
— Лена очень много говорит;
— Лена очень много курит;
Мы с Леной ходили по красивым осенним дорожкам среди советской архитектуры… Она своим необычным, с хрипотцой голосом, рассказывала мне о совей нелегкой жизни, про работу, про бывшего мужа, который гад такой – сбежал к другой и вообще про всё-всё.
Я накормил ее шашлыком, которого она съела раза в три больше, чем я, и узнал, что Лена очень любит пиво, которого она так же выпила раза в три больше, чем я. Глядя как она все это уплетает, я сидел и думал, хочу ли я продолжить это знакомство?
Ничего не имею против курильщиков, ну вот чисто субъективно – не выношу запаха табачного дыма, которым от Лены разило даже в тем моменты, когда она была без сигареты…
Закончилось все тем, что я отвез ее домой на такси, и виртуозно уклонился от предложения зайти на «чашечку чая». Лена была по-своему классной, но скажу честно – когда за ней закрылась дверь подъезда, я вздохнул с облегчением.
Я боялся, что она будет звонить, но нет, обошлось. А где-то через неделю мне позвонил тот самый друг, и сказал, что его жене уж очень интересно, чего же это у нас как-то не сложилось? Я долго отбивался фразами типа «ну вот как-то так, не получилось», но он не отступал, и я решил отболтаться, как мне показалось тогда, самой безобидной причиной – сказал, что мне не понравилось, что Лена курит.
С тех пор прошло 13 лет. Сегодня в 4:35 мне в ВК пришло сообщение от Лены: «я бросила курить». Кажется, мне немножко страшно…
Про избиение в метро или «почему на Руси перевелись мужики»
Думаю, все в курсе недавнего случая в московском метро, где граждане без национальности себя шумно вели, тетенька сделала им замечание, они ее послали, за нее заступился парень и ему толпой в три носа сломали лицо. Сразу после этой истории в интернетах поднялся вой с диванов о том, что мужики на Руси перевелись, что только один заступился и вот это вот все.
Давай, дорогой читатель, подробно разберем данную ситуацию.
И вот ты хочешь прервать их хамское поведение. Тут на 100% ясно, что будет драка и словами все не ограничится. Куражащимся гражданам без национальности просто западло прогибаться. Особенно, пьяным. И, особенно, на виду у корешей. И драка будет один против трех. Потому что ты придешь один и они придут одни.
А дальше у нас два варианта:
1. Если у тебя зашкаливающий личный уровень, ты занимаешься рукопашкой со стадии сперматозоида и следуешь совету нашего президента «если драка неизбежна — надо бить первым», то ты укладываешь всех троих. Естественно, если дегенераты не успели достать ножи и тебе дико везет. А через мгновение ты слышишь, как самая активная пассажирка, 10 секунд назад взывавшая к мужикам, уже звонит машинисту и требует наряд. И не на шумевших, а на тебя.
Я много лет ездил в метро по ночам, насмотрелся на всякое. И в 95% случаев те, кто требовали от дяденьки защиты, через мгновение дружно требуют его посадить. Потому что они думали, что он все решит как–то мирно, спокойно и доброй беседой. А он, маньяк и садист, совсем нетолерантно кулаками в живых людей тычет.
А те выть, как сирена, начинают и кровоточат по всем углам! Чем полностью портят настроение активных граждан.
После этого тебя задерживают, смотрят запись с камер и оказывается, что тебя никто пальцем не трогал, а ты, на ровном месте положил трех ребят, которые мирно приехали учиться и ехали с института домой. А около ОВД тебя будет ждать 50 тонированных Приор.
Как недавно было под Новосибирском, где граждане без национальности лихо требовали выдать им для расправы аж целого сотрудника полиции, застрелившего их соплеменника–дегенерата.
А дальше родственники избитых пойдут выть по всем каналам, как злой скинхед их кровиночек избил. Они, сюрприз, даже сейчас рассказывают, какие их сыночки–корзиночки были хорошие, всем помогали, за всю жизнь ни капли в рот, ни сантиметра в жoпу и как они удивлены, что такое произошло и наверное Москва их испортила. А во всех соц.сетях будут валиться сотни угроз тебе и твоим родным. Граждане без национальности всегда ведут себя по одному сценарию.
И тебе просто дико повезет, если спустя год жутких проблем ты отделаешься условным. А скорее, как в известном случае с бурятом Чимитом Тармаевым, сядешь на много лет.
На него, напомню, в том же самом метро 10 лет назад напала толпа из 6 граждан без той же самой национальности. Он сперва убежал от них в соседний вагон, а когда они догнали то, отбиваясь ножом, завалил одного. В итоге — 8 лет, от звонка до звонка. В том году вышел. И это он еще самооборонялся!
А в описанном варианте никакой самообороны не было бы.
2. Если ты не захочешь бить первым и пойдешь просто поговорить, то тебя самого завалят с вероятностью в те же 100%. Причем, традиционным для граждан без национальности способом — сзади, как этого парня. И хорошо, если не убьют или не превратят в растение.
Ну а дальше выяснится, что граждан, избивших тебя, просто не найдут. А если найдут, то, внезапно, отпустят. У нас, знаете ли, даже после убийств, представителей некоторых национальностей любят отпускать. Широта русской души! Можно вспомнить Манежку и 2010 год. И только мощнейший резонанс заставляет представителей закона работать. Так было и в 2010, и сейчас.
Как мы видим, есть всего два варианта: либо, с огромной долей вероятности, сесть. Либо, с той же самой вероятностью, лечь или остаться инвалидом. Парень, влезший в конфликт, поступил смело и достойно, но, фактически, никому не помог и ничего не решил. По итогам, он разменял свое здоровье на свободу этих дегенератов.
Именно благодаря его травмам их теперь и посадят. Но в его случае удачно сошлось множество факторов: его просто чудом не убили, дегенератов по горячим следам поймали, пошла дикая волна в интернете и правоохранительные органы сразу же принялись активно работать. А могло быть иначе и он потерял бы здоровье просто так: никого не спас, никого не наказали. Такое, увы, бывает очень часто.
И когда кто–то в вагоне шумит, а активная тетенька призывает тех самых мужчин что–то сделать, то стоит такой мужчина, прокручивает все это у себя в голове и понимает, что сейчас, на ровном месте, может сломать себе всю дальнейшую жизнь. А, бонусом, и жизнь своих тетенек. Например, мамы, жены, дочки.
Они ни разу не одобрят, когда узнают, что их сын/муж/отец из–за ругани в метро до конца жизни будет прикован к постели. Или уедет на годы пылесосить Сибирь.
И что мужчине выбрать? Как расставить приоритеты? Кто для него важнее? Очень легко говорить про каких–то абстрактных мужчин, которые перевелись.
Потому что на судьбу абстрактного мужчины всем насрать. Он просто должен решить проблему, а что с ним будет дальше — похер. Поэтому всем страдальцам по настоящим мужчинам всегда надо иметь ввиду под ним своего сына/мужа/брата/отца/друга. Они готовы, чтобы конкретно он погиб в драке из–за ругани в метро или сел?
Но граждане, воющие про отсутствующих мужчин, живут в своем розовом мире. Там можно трех пьяных куражащихся дегенератов с ножами как–то так угомонить, что никто даже не пострадает и все закончится тихо и мирно, а все останутся друзьями.
Видимо, добрым словом и отеческим советом. Но так бывает только в диванных фантазиях. В жизни агрессия подавляется только еще большей агрессией. А это, в свою очередь, ведет к проблемам со здоровьем у одних и с законом — у других.
К сожалению, так устроена реальная жизнь. Она, сюрприз, цинична и жестока. И это не вопросы мужественности и смелости. Это обычный здравый расчет, без которого нельзя. Очень уж ставки высоки. Сесть или лечь, защищая себя и близких — одно. Защищая жизнь незнакомого человека — другое. А вот получить все то же самое просто из–за чьей–то ругани в метро — вообще третье.
А как же надо было поступить в данной ситуации?
Да точно так же, как, в итоге, и поступили — нажать кнопку связи с машинистом и вызвать к вагону полицию. Именно это и решило проблему. Не заступничество парня, который героически пал в неравной битве, а вызванная по кнопке полиция, которая и задержала дегенератов. Только вот вызвали ее, почему–то, после избиения.
Не с бесполезными замечаниями к дегенератам лезть, а звать специалистов по общению с ними. Пусть они и разбираются, это их работа, им за нее платят из наших налогов. Тогда произошло бы все ровно то же, но парень бы не пострадал.
И вопрос возмущенным гражданам с диванов надо ставить иначе: не «почему мужики перевелись», а «почему умные перевелись», независимо от пола? Почему они готовы лезть в конфликт с тремя дегенератами, но не готовы нажать на кнопку связи с машинистом? Кнопок в вагоне куча, жми любую. Почему никто этого не сделал?
Почему для того, чтобы нажать на нее, они сперва ждут, пока человека забьют ногами? Раньше нажать религия не позволяет? Почему они воют и требуют решить проблему от одних мужиков, но упорно не хотят вызывать других мужиков, которым за эти вызовы как раз и платят?
Я в метро через машиниста вызывал полицию много раз. Они всегда входили на станции и уводили буйных персонажей. И всегда самые активные требователи угомонить шумящих, смотрели на меня после этого, как на предателя.
А однажды тетенька, минуту назад орущая «мужчины, есть здесь мужчины?!» мне даже высказала:
«А сам–то разобраться не мог? Теперь паренька из–за тебя посадят! Тьфу, позорище, а не мужик!»
Мы развлекались как могли
Вчера забавный диалог с дочкой(17 лет) получился:
— Пап а что вы делали вечерами в моём возрасте?
— Пили самогон, слушали сектор газа и стреляли из воздушки друг в друга.
— Афигеть. А зачем?
— Нуу, у нас не было интернета, мы развлекались как могли.
— Даа, жаль что у нас есть интернет.
Запойная сила
Многие спрашивают: зачем ты тягаешь такие веса? Вот вам ответ©
Г-о-о-о-л.
Норма жизни
Проходил медосмотр. Психиатр спрашивает:
-есть жалобы?
-нет вроде.
-сонливость, усталость, апатия, отсутствие мотивации к работе?
-да, есть такое.
-это нормально, это у всех. Ну все, иди, не задерживай очередь.
[Пост удалён]
[Содержание поста было удалено]
Комментарий администрации Пикабу.
Здравствуйте. Здесь находился пост, автор которого утверждал, что интернет-магазин Озон списал у него полмиллиона рублей без ведома владельца карт. Несмотря на то, что пост содержал весьма сомнительные пруфы (фактически их не было, кроме факта списания денежных средств), он был составлен очень грамотно, включал в себя множество упоминаний площадки для лучшей индексации в поисковиках и хорошо давил на эмоции.
Поэтому мы просим пользователей более критично относиться к тому, что пишут авторы постов. Ведь во многом из-за недобросовестных пользователей мы с вами оказываемся в ситуациях, где мы для отмены услуги или возврата денег вынуждены доказывать, что обычные пользователи не пытаются обмануть систему, а действительно потеряли деньги.
Ну и это, берегите себя и своих близких. И да, старый аккаунт блокирован за мультиакк, автора текущего поста мы ждём в комментариях, если ему есть что добавить.
Глухой актер Александр Сидельников: «С наслаждением играл отрицательного героя!»
Саша, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, семье. У вас неслышащие родители? Где и как вы росли, где учились? С кем дружили?
– Я родился и вырос в Рязани. Мои родители – глухие, а в 9 месяцев после болезни и я потерял слух. Мама много и упорно со мной занималась, учила читать-писать. За это ей низкий поклон. Я учился в специальной школе для глухих и слабослышащих. И там, в школе, увлёкся творчеством – начал петь песни на жестах, танцевать, играть роли в сценках. Со школы всё и началось, спасибо за это художественному руководителю Ларисе Николаевне Шариповой. Позднее появилась страсть к просмотрам фильмов с субтитрами. Потихоньку зародилась мечта об актерской стезе…
Александр Сидельников в детстве
В школе я очень хорошо ладил и дружил со своими глухими одноклассниками. Вместе с ребятами ездил на детские фестивали, выступал на сцене, занимал призовые места. У меня было интересное творческое детство!
– А вообще, часто ли получается дружить у людей со сниженным слухом и с «обычным»?
– Не всем глухим получается дружить со слышащими людьми. Почему? В каждом сообществе свой особый мир, свой язык, свои интересы. Иногда глухие дружат со слышащими, если их что-то связывает. Но чтобы потом перейти в крепкую дружбу – нет, такое редко встречается. А любовь между глухими и слышащими встречается, такое бывает гораздо чаще (смеется).
– Как вы попали на съемки фильма «Племя» (фильм режиссера Мирослава Слабошпицкого о жизни интерната для глухих, вышедший в 2014 году и завоевавший более 40 наград — прим.ред.)? Понравился ли вам сценарий сразу, или вы просто ухватились за возможность сняться в кино? Переосмыслили вы сюжет фильма в процессе работы?
– Как я попал на съемки? Это была длинная история, с неожиданными поворотами… В интернете появилось объявление о наборе актеров для фильма «Племя». Долго сомневался, ехать или нет. Я в это время учился в университете во Владимире, а кастинг проходил в Украине. После разговора с другом я, наконец, решился поехать на пробы. Вроде, я прошёл, мне дали небольшую эпизодическую роль. Я расстроился, пришлось смириться. Но режиссер эту мою маленькую роль позднее вычеркнул из сценария, чтобы не перегружать фильм. Всё, до свидания, фильм, мои мечты! Но неожиданно освободилась другая роль, меня попросили срочно приехать на пробы – и утвердили, к моей неописуемой радости, на большую роль!
Съемки фильма «Племя»
Что касается сценария, то его нам не давали. Мы не знали, что будет в фильме. Думаю, нам сценарий не давали из опасений, что мы откажемся сняться в таком жестоком фильме. А подходящих глухих ребят было мало, их и так еле отобрали на все имеющиеся роли, заменить их было бы некем. И вообще осталось мало времени до начала съёмок. Где-то в конце съёмок выяснился весь сюжет…
Если поразмыслить, то фильм «Племя» – это дилемма, вопрос о том, как поступить, какой путь выбрать. На зло отвечать злом? Или добром? Герой фильма, как и многие из нас, увы, выбирает первый путь. Мы ощущаем в конце просмотра, что свершилось «справедливое возмездие». Но с другой стороны, выходим из кинозала с опущенной головой, нет положительного настроя, перспектив… Вот, есть о чём задуматься.
Съемки фильма «Племя»
Съемки фильма «Племя»
Ухватился ли я за возможность сняться в кино? Да, конечно. Я прекрасно понимал, что это – шанс, который может больше не повториться. Никто не знает, будут новые съёмки с глухими актерами или нет… И вообще я мечтал сниматься в кино. Как я могу упустить такой подарок судьбы?
– Расскажите о персонаже, которого вы играли. Много ли у вас общего? Сложно ли было «вжиться» в роль?
– В сценарии мой персонаж фигурирует под кличкой Шнырь. Он хитрый, наглый, жестокий и расчетливый. Но проявляет себя двойственно. На виду у Короля, лидера школьной банды, Шнырь в отношении главного героя (новичка) ведёт себя в строгом соответствии с неписаными законами «племени», то есть грубо, цинично, безжалостно. А при отсутствии шефа мой герой смягчается, сбрасывает маску. Всё-таки где-то в глубинах души остались в Шныре обычные человеческие чувства, он пытается подружиться с новичком, с главным героем, наладить отношения, даже сочувствует ему…
Много ли у нас общего? Нет, нет и еще раз нет! Мне прежде всего интересно было играть отрицательную роль. Честно говоря, сначала я даже не мог представить себя в этой роли, так как у меня другой, противоположный характер, я не хулиган по натуре. Пришлось вспомнить старые обиды, переживания и держать их в голове, чтобы разжигать себя, злиться на тех, кто это сделал. Мне с трудом далось перевоплощение, но потом, дальше, я так увлёкся, что этого Шныря я играл с большим наслаждением! Выпускал пар (смеется).
– Чем вы занялись после съемок? Трудно было расстаться с кино?
– После съемок я вернулся к обычной жизни, к учебе в университете. Грустно было расставаться с коллегами и новыми глухими друзьями, которых я приобрёл в Киеве за те пять месяцев, что жил и работал там. Это большой срок! Потом я начал «путешествовать» с фильмом «Племя» по российским городам, по местам проката, по фестивалям. Фильм собрал богатый урожай наград – больше 40. Ездил в Киев и Минск представлять фильм, вместе с другими актерами. Самым впечатляющим событием для меня стало вручение Ники фильму «Племя» в Москве. Мне очень нравится общаться со зрителями, отвечать на вопросы после сеансов фильма. Везде меня хорошо принимали.
На последнем курсе я стал работать в видеостудии Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Интересная, увлекательная работа. Суть работы простая. Надо пересказывать на жестовом языке текстовые статьи из газеты «Мир глухих», под видеозапись. Потом эти видеозаписи заливают на Youtube, их просматривают глухие пользователи интернета. А сам интернет сейчас стал неотъемлемой частью жизни глухих людей. Очень удобная штука! Появилось много хороших проектов, где транслируются видеоролики на жестовом языке, с субтитрами. Например, сайты МГО ВОГ – deafmos.ru, портал Глухих.нет – gluxix.net, Всероссийское общества глухих – voginfo.ru, торрент-трекер русских субтитров – dxp.ru.
– Каковы основные трудности глухих и слабослышащих людей в России? С какими бытовыми проблемами вы встречаетесь каждый день?
– Самые большие проблемы у глухих – это трудоустройство и нехватка квалифицированных переводчиков жестового языка. Работодатели не хотят брать на работу глухих, потому что «как с ними разговаривать?» Ничего сложного в этом я не вижу, у глухих очень хорошо развито зрение, быстро запоминают, подхватывают по ходу работы. Не надо много жестов знать, чтобы общаться с ними. Десять достаточно. Например, «понятно?», «хорошо», «работать», «смотри внимательно» и т.д.
Насчет нехватки переводчиков: очень низкая зарплата. В 2012 году был принят закон о статусе русского жестового языка. Этот закон гарантирует подготовку переводчиков и преподавателей жестового языка. Пока дело медленно идёт. Глухие вынуждены сами справляться с проблемами общения: в поликлинике, в полиции, в государственных учреждениях.
Мои друзья на 90% – глухие. Они живут в разных городах и странах СНГ… Мне с глухими легче общаться. Это моя родная атмосфера, мир, понятный мне. Среди слышащих я чувствую себя не в своей тарелке, потому что общение затруднено. Приходится писать на бумаге, на телефоне.
– Какую лексику по отношению к людям с физическими особенностями считаете приемлемой? Допускаете ли слова «инвалид», «глухой», «немой»? Если нет, то почему, какие слова рекомендуете использовать?
– Расскажите о своих планах на будущее!
– Честно говоря, не люблю говорить о своих планах на будущее… Предпочитаю не афишировать до последнего, тихо действую. А потом – опа! Сенсация! Так интереснее. А если говорить в общих чертах, то это, конечно, нетрудно угадать. Это – реализация себя в творчестве.
И ещё я очень хочу, чтобы режиссеры обратили внимание на глухих людей. Они очень талантливые и трудолюбивые люди. Они могут всё!