следы памяти это выберите один ответ a гистограммы b коды c анаграммы d энграммы
Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии. Итоговый тест. Итоговый тест 1. Укажите соответствия
Преломляющая способность глаза в состоянии покоя, обеспечивающая фокусирование изображения на сетчатке, называется:
Выберите один ответ:
d. дифракция
Вопрос 3
Выберите один или несколько ответов:
a. эмоциональное состояние
b. эмоциональное реагирование
c. все ответы верные
d. эмоциональная оценка
e. эмоциональный фон
Вопрос 4
В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный …
Выберите один ответ:
a. нет верного ответа
e. Б. Г. Ананьевым
Вопрос 5
Комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма – это
Выберите один ответ:
a. гипоталамо-лимбико-ретикулярная система
b. лимбическая система
c. нет верного ответа
d. ретикулярная формация
Вопрос 6
Выберите один или несколько ответов:
a. нет верных ответов
b. сенсорная система
d. орган чувств
Вопрос 7
совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде – высшая нервная деятельность
Узнавание известного предмета, явления или формирование образа впервые встречаемого предмета или явления, это:
Выберите один ответ:
d. порог различения
Вопрос 9
Перечислите безусловные рефлексы саморазвития:
Выберите один или несколько ответов:
c. биологической осторожности
d. привентивной вооруженности
Вопрос 10
Если организм оказывается в ситуации, с которой он ранее не встречался, и находит правильное решение в результате мышления, это:
Выберите один ответ:
a. научение путем инсайта
b. научение путем наблюдения
c. когнитивное научение
d. оперантное научение
e. реактивное научение
Вопрос 11
В звуке различают основные свойства:
Выберите один или несколько ответов:
Укажите область звуковых колебаний с наибольшей чувствительностью для уха человека:
Выберите один ответ:
a. от 10000 до 30000 в секунду
b. от 1000 до 3000 в минуту
c. от 1000 до 3000 в секунду
d. от 500 до 1000 в секунду
Вопрос 13
Реакция терморецепторов обозначается как статическая в случаях:
Выберите один ответ:
a. нет верных ответов
b. если температура кожи резко возрастает
d. если температура кожи остается постоянной
Вопрос 14
Если человек ощущает запах, но его не узнает, это носит название:
Выберите один ответ:
a. обонятельные галлюцинации
b. обонятельная агнозия
c. обонятельное бессилие
d. нарушение дифференцировки
Вопрос 15
Теория функциональных систем была разработана при изучении механизмов
Выберите один ответ:
a. компенсаторных механизмов высших психических функций
b. компенсации нарушенных функций организма
c. адаптационных функций организма
d. ассоциативных связей между полушариями
Вопрос 16
Нервный импульс (возбуждение) с огромной скоростью продвигается по волокну и подходит к синапсу. Этот потенциал действия вызывает деполяризацию мембраны синапса, однако это не приводит к генерации нового возбуждения (потенциала действия), а вызывает открывание специальных ионных каналов. Эти каналы пропускают ионы …. внутрь синапса
Выберите один ответ:
e. кальция
Вопрос 17
Выберите один ответ:
e. кодировки
Вопрос 18
Основные процессы памяти
Выберите один или несколько ответов:
b. оперирование информацией
d. управление речью
e. хранение
Вопрос 19
Совокупность черт личности, характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности, а также скорость реагирования и переключения с одного рода деятельности на другой, это:
Выберите один ответ:
d. все ответы верные
Вопрос 20
Следы памяти это выберите один ответ a гистограммы b коды c анаграммы d энграммы
Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. В формировании энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей больших полушарий. Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении (запоминании новой информации) увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов, усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков.
По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма. Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями.
Памятный след изменяется с течением времени.
Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание).
Во-вторых, он изменяется т.о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт).
Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т.д.
Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (Metzger, Psychologie, 1941).
Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов.
Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов. В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям.
Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т.п.).
Длительность одного акта восприятия может быть очень короткой, почти мгновенной, особенно, когда объект восприятия хорошо знаком. В таком случае говорят об.
Выберите один или несколько ответов:
а. одномоментном восприятии
б. сукцессивном восприятии
в. кратковременном восприятии
г. симультанном восприятии
д. бессознательном восприятии
Если человек сталкивается с неизвестным стимулом, длительность восприятия может существенно увеличиваться. Требуется время, чтобы провести детальный сенсорный анализ, выдвинуть и проверить несколько гипотез по поводу действующего стимула, и лишь после этого принять решение о том, что же представляет собой воспринимаемый стимул. В этом случае говорят о последовательной обработке информации и
Выберите один ответ:
а. одномоментном восприятии
б. сукцессивном восприятии
в. кратковременном восприятии
г. симультанном восприятии
д. бессознательном восприятии
Выберите один ответ:
б. «линии восприятия»
д. Нет верного ответа
Мозг на основе особых форм организации импульсной активности нейронов различает разные качества каждого из стимулов в пределах одной модальности, т.е. дифференцирует разные зрительные или разные звуковые раздражители, это формы называются.
Выберите один ответ:
д. нет верного ответа
Особые формы организации импульсной активности нейронов, которые несут информацию о качественных и количественных характеристиках действующего на организм стимула – это
Выберите один ответ:
г. нет верного ответа
Варианты нейронных кодов- выберите верные
Выберите один или несколько ответов:
а. частоты разрядов нейронов
б. электростатичность импульсного потока
в. плотность импульсного потока
г. интервалы между импульсами
д. волновая кривая импульсного потока
е. особенности организации импульсов в «пачке» (группе импульсов)
Высокоспециализированная нервная клетка, способная избирательно реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала – это
Выберите один ответ:
д. нет верного ответа
Разделение сложного сенсорного сигнала на признаки для их раздельного анализа является не обязательным этапом операции опознания образов в сенсорных системах. Это верно?
Выберите один ответ:
Клетка дает максимальный по частоте и числу импульсов разряд при определенном угле поворота световой или темновой полоски или решетки зрительного анализатора – это
Выберите один ответ:
а. дирекционально-чувствительная клетка
б. ориентационно-чувствительная клетка
в. рецепторно-чувствительная клетка
г. нейронно-чувствительная клетка
Реагируют на движение стимула, демонстрируя предпочтение в выборе направления и скорости движения – это
Выберите один ответ:
а. дирекционально-чувствительная клетка
б. ориентационно-чувствительная клетка
в. рецепторно-чувствительная клетка
г. нейронно-чувствительная клетка
Нейроны-детекторы делятся на три типа: простые, сложные и сверхсложные. Нейроны разного типа расположены в разных слоях коры и различаются по степени сложности и месту в цепи последовательной обработки сигнала. Это верно?
Выберите один ответ:
Кодирование содержания психической деятельности осуществляется комбинациями частот импульсной активности в паттернах разрядов нейронов мозга и в характеристиках их взаимодействия. Это верно?
Выберите один ответ:
Общей особенностью первичных проекционных зон является топическая организация, т.е. каждому участку такой зоны соответствует определенный участок проприоцептивной рецепторной поверхности. Это верно?
Выберите один ответ:
35. Выделяют следующие виды внимания:
Выберите один или несколько ответов:
Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана
Выберите один ответ:
Ориентировочная реакция включает в себя
Выберите один или несколько ответов:
а.поворот головы в сторону раздражителя
б.усиление всех поведенческих проявлений условно-рефлекторной деятельности при повторении стимула
в.поворот глаз в сторону раздражителя
г.торможение текущей условно-рефлекторной деятельности
д.угашении всех поведенческих проявлений условно-рефлекторной деятельности при появлении нового стимула
е.угашении всех поведенческих проявлений условно-рефлекторной деятельности при повторении стимула
Выберите один или несколько ответов:
Механизм возникновения и угасания ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной
Выберите один ответ:
40. Концепция нервной модели стимула состоит в том, что в результате повторения стимула в нервной системе формируется «модель», определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Это верно?
Выберите один ответ:
41.Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается тождественность между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ОР возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция не возникает. Это верно?
Выберите один ответ:
Чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем менее значима ответная реакция. Однако еще меньшую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека. Это верно?
Выберите один ответ:
Ориентировочная реакция возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Это верно?
Выберите один ответ:
Образуют блок модулирующих систем мозга
Выберите один или несколько ответов:
б.Кора головного мозга
г.Лобная доля коры головного мозга
Он состоит из специфических и неспецифических ядер
Выберите один ответ:
Функции памяти
Выберите один или несколько ответов:
а. Оперирование информацией
в. Управление речью
д. Воспроизведение информации
Следы памяти – это
Выберите один ответ:
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 507.
Энграмма памяти
Этапы формирования энграмм
По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. память психика личность энграмма
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.
Забывание делает наш разум более эффективным
Как человеческий мозг стирает воспоминания и почему он это делает.
Забывание часто воспринимают как нежелательное явление. Некоторые люди, чтобы противодействовать забыванию, сооружают так называемые «дворцы памяти», используя мнемоническую технику, которую, по легенде, разработал еще древнегреческий поэт Симонид Кеосский (555-449 до н.э.) и недавно популяризировал Бенедикт Кембербетч, замечательно сыгравший Шерлока Холмса в одноименном сериале.
«Дворцы памяти» напоминают архитектурные сооружения, в которых воспоминания похожи на связанные между собой элементы. Шестнадцать веков назад святой Августин писал о «сокровищах бесчисленных изображений», которые хранятся в его «просторных дворцах памяти». Но ученые 21 века заметили один важный признак: даже в самых роскошных «дворцах памяти» нужны свалки.
«Существуют воспоминания, которых мы не хотим и не нуждаемся в них, — говорит нейроученый Мария Вимбер (Maria Wimber) из Университета Бирмингема (Соединенное Королевство). — Поэтому забывание — это хорошая и полезная вещь».
Воспоминания традиционно рассматривают как пассивный набор информации, записанной и сохраняемый в мозге. Хотя отдельные воспоминания действительно выгорают, как чернила на солнце, другие, кажется, мозг стирает умышленно — с помощью специальных клеточных и молекулярных механизмов, которые ученые только сейчас начинают открывать. И забывчивость — это не признак плохой памяти. «Собственно, компьютерные модели и исследования на животных показывают, что разумное использование памяти не может обойтись без забывания», — говорит Вимбер.
Итак, забывание только кажется изъяном. На самом деле это одно из определяющих свойств мозга при обработке информации. Его роль заключается в том, что задача памяти — не просто хранить воспоминания, а позволять мозгу принимать правильные решения. Поэтому понимание того, как он стирает лишнюю информацию, очень важно. Например, оно поможет отыскать пути повышения умственной производительности или разработать терапии некоторых психических расстройств.
Энграммы памяти
Сама по себе память не является чем-то таинственным. Известно, что в ее основе лежат физические изменения, которые кодируют в мозге репрезентацию прошлого опыта. Эти элементы памяти называются энграммами и отвечают за воспроизведение в мозге картины прошлого, хотя и несовершенной. Многие ученые считают, что энграммы — это усиленные синапсы, передающие сигналы между нервными клетками (нейронами). Припоминание же заключается в активации сети этих сигналов, имитирующих оригинальный опыт.
«Основная теория состоит в том, что формирование энграмм связано с укреплением синаптических связей между популяциями нейронов, которые активны во время первичного опыта, — пишут Шина Госселин и Пол Фрэнкленд (Sheena Josselyn and Paul Frankland) в журнале Annual Review of Neuroscience. — Это увеличивает вероятность того, что такая же (или похожая) активность совокупности нервных клеток будет воссоздана в будущем».
Энграммы, очевидно, не содержат каждую деталь пережитого опыта. Некоторые переживания не оставляют после себя никаких записей. И это хорошо, считает Вимбер. «Слишком точная память — это совсем не то, к чему следует стремиться в долгосрочной перспективе. Такая память мешала бы обобщению воспоминаний и их приспособлению к новым жизненным ситуациям, — сказала она во время недавней конференции по нейронауке в Сан-Диего. — Если бы наши воспоминания были слишком точными, мы не могли бы их использовать, чтобы предвидеть будущие события».
Если бы ваше сознание сохраняло каждую деталь того, как, например, вас в парке укусил пес, то вы бы не знали, как остерегаться другого пса в другом парке. «Важна не фотографическая память, а более гибкая и генерализованная, в которой стиралось бы несколько из деталей опыта в пользу его основного содержания».
Такие «направленные» воспоминания являются не дефектом памяти, а скорее ее важным компонентом, пишут Фрэнкленд и Блейк Ричардс (Frankland and Blake Richards) в журнале Neuron за 2017 год. «Простые воспоминания, которые хранят только суть опыта и избегают его сложных деталей, позволяют эффективнее моделировать будущие события». По словам ученых, основная цель памяти состоит в «направлении разумного принятия решений».
Механизмы забывания или стирания памяти
Это происходит несколькими способами. Во-первых, забывание стирает ненужную информацию, которая поглощает ресурсы мозга. Во-вторых, воспоминания, которые слишком точно воспроизводят прошлое, ослабляют способность представлять различные сценарии будущего и делают поведение слишком негибким, чтобы справляться с постоянно изменчивыми ситуациями. В-третьих, неспособность забывать переполнила бы сознание нежелательными и травматическими воспоминаниями, как это, в частности, происходит во время посттравматического стрессового расстройства.
Роль забывания заключается также в том, что оно не является случайным процессом. Хотя в некоторых случаях забывание связано с неспособностью воспроизводить опыт, когда энграммы остаются невредимыми. Но ученые все больше убеждаются, что это может быть не полная картина. Как указывают исследователи Рональд Дэвис и Йи Жонг (Ronald Davis and Yi Zhong), мозг обладает эффективной системой управления данными. «Поскольку со временем в нем накапливается все больше энграмм, которые кодируют воспоминания, то логично, что он должен иметь механизмы устранения тех воспоминаний, которые не использует», — отмечают они в своей статье 2017 года в журнале Neuron.
Гипотеза активного и направленного забывания в нейронауке существует уже полвека, но только в течение последних 15 лет ученые накопили достаточно данных для ее подтверждения. Хотя эти исследования находятся еще на ранней фазе, ученые уже узнали некоторые тактики, которые мозг использует при стирании ненужной информации. В частности, упомянутые Дэвис и Жонг описали несколько исследований механизмов забывания, которые провели в течение прошлых лет.
Некоторые виды забывания действительно являются «пассивными» — результатом естественного разложения биологического материала, из которого формируются энграммы, или способности получать к ним доступ. Однако другие больше похожи на запущенную программу, которая стирает данные с нашего «хард-диска». Новые стимулы, например, могут вмешаться и расстроить старые воспоминания, а припоминание одних воспоминаний может вызывать потерю других. Но самое важное то, что нейроны могут посылать специальные сигналы с указанием стереть то или иное воспоминание, утверждают Жонг и Дэвис. «Мы считаем, что мозг имеет врожденную способность стирать нежелательные следы памяти, используя специфические сигнальные системы. Собственно, забывание может быть его основной стратегией в менеджменте информации», — пишут они.
«Я бы предположил, что забывание является программой, которая работает «по умолчанию». Эта программа как будто говорит: «Давайте все сотрем». И тут вмешивается другая программа, которая говорит: «Нет, это воспоминание нужно оставить», — говорит Дэвис.
Роль дофамина в запоминании и забывании
Двойная роль дофамина как в формировании воспоминаний, так и в их стирании не является до конца понятной. Но известно, что грибовидные тела обладают двумя разными молекулярными «антеннами», которые взаимодействуют с дофамином: одна (молекула-рецептор) инициирует формирование воспоминания, а другая — его стирание. Какое задание выполняет дофамин в конкретное время, запоминания или забывания, может зависеть от контекста. Например, от различных биохимических условий, а также от того, насколько грибовидные тела активны в определенный момент.
Некоторые исследования показывают, что в процессе стирания воспоминаний также участвует белок под названием Rac1, который задействован в структурировании синапсов. Переформатирование синапсов в ответ на Rac1 может вызвать ослабление энграмм, а блокирование активности этого белка, в свою очередь, укрепляет воспоминания.
Rac1 может также быть вовлечен в еще один механизм забывания, в котором основную роль играет образование новых нервных клеток. Этот процесс называется нейрогенез. Исследования на крысах обнаружили, что новые нейроны, которые интегрируются в существующие нейросети, могут изменять конфигурацию последних. Такие изменения нервных связей приводят к распаду воспоминаний или затрудняют к ним доступ. Исследования на крысах показали, что блокирование нейрогенеза может сохранить воспоминания, а высокий его уровень, наоборот, способствуют забыванию. Однако до сих пор неизвестно, такие ли механизмы действуют и у людей, ведь вопрос о масштабах нейрогенеза у взрослых пока остается без однозначного ответа.
В любом случае, все свидетельствует о том, что существуют специальные молекулярные и клеточные механизмы, отвечающие за стирание воспоминаний. Работа этих процессов зависит от многих факторов — например физической активности, стресса и сна. Известно, что сон улучшает память. В своем исследовании 2015 года, опубликованном в Cell, ученые показали, что во время сна подавляется выделение маркеров на основе дофамина, отвечающих за забывание, и их попадание в грибовидные тела.
Если забывание играет ключевую роль в способности мозга успешно обрабатывать информацию, тогда понятно, что ошибки в этом процессе могут расстроить его работу. Очевидно, что сильные и жуткие воспоминания во время посттравматического стрессового расстройства связаны с нарушением процесса забывания. Нежелательные, повторяющиеся и навязчивые воспоминания также являются симптомом некоторых психических заболеваний — например, шизофрении. А невозможность забыть ощущения во время злоупотребление токсическими веществами затрудняет реабилитацию бывших нарко- и алкозависимых.
Основным практическим результатом данных исследований является то, что они могут в перспективе позволить создать препараты, которые будут укреплять нужные воспоминания и устранять нежелательные. Для этого, однако, нужно провести гораздо больше исследований.
«Мы находимся в самом начале понимания нейробиологии активного забывания», — говорит Рональд Дэвис. Сегодня не очень много ученых интересуется этой проблемой. Однако в будущем, по его ожиданиям, эта сфера привлечет гораздо больше внимания.
«Я убежден, что уже через пять лет эта комната будет переполнена. Целая толпа нейроученых придет в эту сферу», — заверил Дэвис. Если он прав, то будущие конференции, посвященные нейробиологии забывания, следует проводить в просторных дворцах с многочисленными урнами для мусора — возможно, даже с целыми свалками мусора.