сладкая жизнь фонтан треви

«La Dolce Vita», Анита и Фонтан Треви

Один из самых ярких женских образов кинематографа несомненно принёс нам великий «La Dolce Vita» и актриса Анита Экберг, что проживает свою роль не прибегая к актёрскому мастерству. Она её проживает, играя саму себя. По просьбе, надо сказать, самого же Феллини.

Легко вальсирующая на грани пышной вульгарности и ослепительного взрыва женственности. Она является объектом желания, и сама жаждет жизни. С детской непосредственностью она отдаётся импульсу, бросаясь с первыми звуками музыки в кружащий голову танец, разрезая вечер фонтаном золотых волос и в следующее мгновенье растворяется в сумерках Рима. Ослепительная фантазия, что оставляет в руках тепло, если успеешь прикоснуться.

В отличии от остальных героев фильма, она сострадательна, хотя кажется местной итальянской аристократии поверхностной пустышкой. Однако, в её радости нет праздности, что изъедает души богемы Рима. Для неё жизнь — праздник и каждый эпизод – достойное душевного переживания приключение. Именно это лучше всего иллюстрирует эпизод в фонтане Треви.

Фонтан Треви – удивительной красоты архитектурный памятник позднего римского барокко. Нет ничего удивительного, что он привлёк внимание Аниты, что вошла в его воды, словно тот недостающий элемент композиции, что всё это время незримо отсутствовал. Однако, к тому времени, фонтан утратил к себе живой интерес как со стороны жителей Рима, так и туристов, став местом утреннего полоскания и беззаботных игр измученной солнцепёком детворы.

Культовая сцена навсегда осталась с нами, войдя в культурный фонд, лишь благодаря импульсивной натуре Аниты, что во время прогулки по городу отдалась моменту и неожиданно для всех перемахнула бортик, оказавшись в воде. Она принялась дурачиться, брызгаясь в сторону участников съёмочной группы.

Меж тем, очарованный данным мгновеньем Феллини, наблюдал со стороны. На его глазах жизнь сама писала картину и ему лишь оставалось подставить холст под брызги красок.

Кстати, Мастроянни не разделял восторга Аниты. За кадром он страдал от отсутствия привычного комфорта. Съёмки велись ночью, когда температура существенно опускалась, и Марчелло всё время страшно ворчал от неудовольствия, прикладываясь между дублями к фляге с крепким, чтобы согреться. Однако, Аните было всё не по чём. Как и днём, она продолжала плескаться в фонтане, подтрунивая над великим актёром.

После смерти Аниты Экберг власти Рима попрощались с ней трогательной открыткой в виде баннера «Ciao Anita» и проекции её портрета на тело архитектурного шедевра, что по вечерам сливался в своём облике с легендарным образом актрисы.

Источник

«Сладкая жизнь»: 13 фактов и историй

03.03.2020

Поделиться

Эрик Д. Снайдер для Mental Floss, 27 марта 2016 года

Для многих людей имя Федерико Феллини является практически синонимом «итальянскому кино» (или даже «зарубежному кино»), и его шедевр 1960-го года «Сладкая жизнь» играет в этом немаловажную роль. «Сладкая жизнь», успешно принятая сразу после премьеры аудиторией и критиками (но не католической церковью), подогрела растущее увлечение Америкой всем итальянским и превратила Марчелло Мастроянни в знаменитость мировой величины, этакого «романского любовника». Чтобы дополнить ваше удовольствие от фильма во время следующего просмотра, предлагаем к изучению tredici fatti (тринадцать фактов) о «Сладкой жизни».

1. Термин «папарацци» впервые появляется в этом фильме, хотя, откуда его взял сам Феллини, неизвестно

сладкая жизнь фонтан треви

В «Сладкой жизни» Папараццо — это имя фотографа знаменитостей, и именно в фильме термин «папарацци» (во множественном числе) берет свое начало. Но откуда он появился у Феллини? В 1961 году он рассказал журналу TIME, что слово папарацци «напоминает мне жужжащее, носящееся и мечущееся насекомое» — возможно, это искажение слова “pappatacio”, что означает «надоедливый комар». Но много лет спустя Феллини сказал, что это имя персонажа в оперном либретто, хотя и не пояснил, в какой именно опере. Кроме того, его соавтор по сценарию Эннио Флайано сказал, что имя Папараццо он нашел в книге Джорджа Роберта Гиссинга «На берегу Ионического моря» (“By the Ionian Sea”), в которой это настоящая фамилия реального человека. Также обратите внимание: на родном абруцком диалекте Флайано «папараццо» — это вид моллюска, открывание и закрывание которого, можно сказать, напоминает затвор фотоаппарата. Как и происхождение самих папарацци, истоки слова до Феллини трудно установить.

2. Феллини построил часть основных декораций на собственные деньги

Хотя некоторая часть съемок была натурной, «Сладкая жизнь», в основном, снималась в павильонах легендарной римской киностудии Cinecittà. В том числе сцены в кафе на Виа Венето, хоть настоящая улица и была всего в нескольких километрах. Феллини пытался снимать там, но ему разрешали вести съемку только с 2 до 6 утра, и даже в эти ранние часы производству мешали прохожие и хулиганы. Поэтому он дал задание сценографу построить копию в киностудии, и ему пришлось заверить продюсеров, что он заплатит за это из своей доли прибыли от фильма.

сладкая жизнь фонтан треви

3. Дино Де Лаурентис хотел, чтобы Пол Ньюман сыграл главную роль

Влиятельный итальянский продюсер настаивал, чтобы репортера Марчелло сыграл американский актер-звезда, но Феллини отказался. Ньюман, по словам режиссера, был слишком гламурным, той знаменитостью, за которой бы и гонялся такой папарацци, как Марчелло. Де Лаурентис в итоге отказался поддерживать фильм. Некоторые связывают причину отказа с этим спором.

сладкая жизнь фонтан треви

4. У фильма было столько потенциальных инвесторов, что Феллини чуть не продал его трижды

После того как Де Лаурентис отказал в финансировании, Феллини пустил слух, что хочет сделать новый фильм, и вскоре его начали осаждать претенденты. И понятно, почему: его предыдущий фильм «Ночи Кабирии» стал хитом, а новый обещал быть непристойной историей о сладкой жизни на Виа Венето. За пару недель Феллини встретился с семью потенциальными продюсерами и в своем обычном пылу сумел договориться с тремя из них, прежде чем понял свою ошибку и отказался от двух.

5. Целый персонаж был вырезан из фильма, потому что Феллини не смог поладить с актрисой

Луиза Райнер, первая актриса, получившая две премии «Оскар» подряд (за «Великого Зигфельда» и «Благословенную землю»), ушла из кино в 1940 году, но Феллини почти уговорил ее вернуться к работе, чтобы сыграть сексуально ненасытную пожилую женщину, которая испытывает симпатию к Марчелло. Райнер встретилась с Феллини во время своего визита в Рим и из-за любви к «Ночам Кабирии» не глядя согласилась на роль. Но когда она прочитала сценарий «Сладкой жизни», ей не понравилось, как была написана ее роль. Райнер вернулась в Рим, чтобы обсудить ее.

Они с Феллини переделали ее персонажа в музу, которая помогает Марчелло писать книгу, но в итоге так и не смогли прийти к согласию. Некоторые источники указывают, что Райнер отказалась от участия в фильме, потому что Феллини настаивал на постельной сцене между Долорес, ее героиней, и Марчелло; другие говорят, что Феллини уволил ее, потому что она настаивала на переписывании своих реплик. Как бы то ни было, Феллини полностью удалил персонажа из сценария.

сладкая жизнь фонтан треви

6. Эпизод с появлением Девы Марии был почти сымпровизирован и появился буквально в последний момент

Когда переговоры с Луизой Райнер провалились и Феллини вырезал из фильма ее героиню, ему пришлось поспешно заменить эту сюжетную линию сценой, где толпа собирается, чтобы увидеть предполагаемое явление Девы Марии. Замена произошла так быстро, что Феллини даже не успел прописать сцену, вынуждая себя и актеров придумывать диалоги прямо на площадке.

7. Для сцены с фонтаном Треви потребовалось много водки

сладкая жизнь фонтан треви

Сцену снимали в течение недели (хотя она занимает всего пару минут экранного времени), и все происходило в холодные первые месяцы 1959 года. Анита Экберг, сногсшибательная героиня фильма — уроженка морозной Швеции, что, вероятно, и спасло ее, — часами стояла в холодной воде без жалоб. Но, по словам Феллини, Мастроянни не смог выдержать холодную воду, даже надев гидрокостюм, пока не «выпил бутылку водки» и «окончательно не разозлился». Зато сработало.

8. Феллини прослушал 5000 девушек, прежде чем нашел свою Паолу

Паола — девушка-подросток, с которой Марчелло встречается сначала в ресторане, а после еще раз на пляже в конце фильма, когда она тщетно пытается что-то сказать ему. Она олицетворяет невинность среди культа разврата. Феллини славился одержимостью даже незначительными деталями кастинга, поэтому был особенно полон решимости найти идеальную девушку на эту важную символическую роль (в конце концов, именно ее лицо мы видим в фильме последним). Не сумев найти нужную претендентку среди актеров, которые прислали фотографии, Феллини провел открытый кастинг, в котором приняли участие 5000 девочек-подростков. Впрочем, никто из них не подошел, и съемки начались без Паолы. Наконец, обедая в доме старого друга, Феллини нашел ее: 14-летнюю дочь хозяина дома, Валерию Чианготтини. Он немедленно взял ее на роль.

сладкая жизнь фонтан треви

9. Отчасти фильм был вдохновлен реальным скандалом

В 1953 году 21-летняя девушка по имени Вильма Монтези была найдена мертвой на пляже недалеко от рыбацкой деревни. Она была частично раздета, но признаков сексуального насилия и насильственной смерти обнаружено не было. Загадкой остается то, что она была найдена слишком далеко от дома, в то время как у нее не было веских мотивов проделывать такой путь. И обстоятельства ее смерти — было ли это убийством, самоубийством или несчастным случаем — так и не удалось раскрыть. Расследование, тем не менее, выявило множество шокирующих вещей, происходящих среди итальянской элиты в поместье недалеко от того места, где было найдено тело Монтези, включая оргии под действием наркотиков и политическую коррупцию. Министр иностранных дел Италии подал в отставку, когда в деле оказался замешан его сын, а три человека предстали перед судом (все были оправданы). Скандал потряс Италию. Гигантская мертвая рыба, найденная в конце «Сладкой жизни», стала отсылкой к этому инциденту и всей его порочности.

10. Фильм мог быть еще мрачнее

В «Сладкой жизни» показаны поверхностно и бессмысленно развлекающиеся люди, чья праздность прерывается шокирующим эпизодом убийства-самоубийства Штайнера. Феллини на самом деле снял еще один эпизод, который добавил бы мрачности. В нем Марчелло и Маддалена смотрят, как заживо сгорает пловец, когда от выброшенной сигареты поджигается бензин на поверхности бассейна. К счастью, Феллини решил, что фильм и без этого достаточно длинный.

сладкая жизнь фонтан треви

11. На премьере фильма в Милане Феллини был оплеван — буквально

Искушенной миланской публике не понравилась «Сладкая жизнь»: они нашли ее (по словам одного писателя) «затянутой, недостаточно смешной и, что хуже всего, безнравственной». Люди кричали: «Как вам не стыдно!» (по всей видимости, по-итальянски) во время сцены оргии и освистали фильм, когда он закончился. (На самом деле, раздались и аплодисменты.) На выходе из театра Феллини был оплеван одним из зрителей. Другие называли его «трусом», «коммунистом» и «атеистом». Он также получил сотни телеграмм с подобными оскорблениями в последующие дни. Забавно, что Феллини простудился перед премьерой в Милане и под воздействием лекарств вспоминал ее «как занимательный вечер».

12. Итальянским католикам было велено бойкотировать фильм; американских католиков предупредили не так строго

Ватиканская газета L’Osservatore Romano самым решительным образом осудила «Сладкую жизнь», попросив своих читателей бойкотировать аморально-богохульный фильм. (Очевидно, только сильнее раззадорив желание итальянцев его увидеть.) В США Национальный легион приличия поместил ее в категорию фильмов, которые «сами по себе не являются морально оскорбительными», но к которым следует относиться с осторожностью. Американские католики увидели в фильме не столько торжество гедонизма, сколько «острую атаку на разврат и деградацию гедонистического общества».

сладкая жизнь фонтан треви

13. Это все еще один из самых успешных иностранных фильмов, когда-либо выпущенных в Америке

Перевод Анастасии Лаврентьевой специально для «Иноекино»

Источник

В Риме оштрафовали залезшую в фонтан поклонницу фильма «Сладкая жизнь»

В Риме туристку из Великобритании оштрафовали на 450 евро (около 494 долларов) за то, что она залезла в фонтан Треви и попыталась повторить сцену из фильма режиссера Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Об этом пишет The Telegraph.

Женщина, одетая как шведская актриса Анита Экберг (которая сыграла в ленте роль Сильвии), зашла в фонтан и стала посылать прохожим воздушные поцелуи. 54-летняя Делайла Джей (Delilah Jay) была в вечернем платье и с меховой горжеткой на плечах. Отмечается, что пришедший вместе с британкой фотограф снимал происходящее на камеру.

Как сообщает The Telegraph, полицейские потребовали, чтобы женщина вышла из воды. Джей выплатила денежный штраф за купание в фонтане Треви. «Полицейские были очень милы и помогли мне выбраться из фонтана. Я объяснила им, что сделала это, потому что я люблю Италию, люблю Феллини и хочу жить сладкой жизнью», — рассказала британская туристка немецкого происхождения.

Отмечается, что Джей пробует себя в качестве писательницы. Она выпустила новую книгу Mistress — The Italian Way («Любовница — по-итальянски») и таким образом попыталась привлечь к ее изданию внимание.

Ранее в июле сообщалось, что три молодые туристки искупались в древнем фонтане Acqua Paola, расположенном в западной части Рима. Инцидент вызвал возмущение местных жителей. Женщин в купальниках сфотографировал один из очевидцев.

«Сладкая жизнь», вышедшая на экраны в 1960 году, считается вершиной режиссерского мастерства Феллини, а также его самым коммерчески успешным фильмом. Он стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» 13-го Каннского кинофестиваля. Главные роли в картине сыграли Марчелло Мастроянни и Анита Экберг.

Источник

Фонтан Треви

сладкая жизнь фонтан треви

От девственницы и до Сладкой жизни

История фонтана, ставшего всемирно известным благодаря кинофильму «La Dolce Vita», точнее сцене ночного купания в исполнении Аниты Экберг и Марчелло Мастроянни, началась задолго до победы неореализма.

Отрывок из кинофильма «Сладкая жизнь». Режиссер Ф. Феллини. 1960.

Дело в том, что в I веке до нашей эры солдаты Агриппы – сподвижника и зятя императора Августа, двигаясь по Тибуртинской дороге в сторону Рима, изнывали от жажды. До города было ещё далеко, а силы на исходе. И вот неподалёку от Тибура (ныне Тиволи) повстречали они юную деву, которая сжалилась над измученными людьми и отвела их к источнику. Эта сцена запечатлена на одном из мраморных рельефов фонтана Треви, и с тех пор воду эту называют «девственной». Так же прозвали и акведук – Аква Вирго. «Вода девы» бежит по нему от спасительного родника, почти в тридцати километрах от города, и падает в чаши фонтанов в центре Рима.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан Треви. Дева указывает на источник. Рельеф Андреа Бергонди/Andrea Bergondi. Третья четверть XVIII столетия.

Решение о строительстве нового масштабного инженерного сооружения акведука было принято Агриппой в 19 году до нашей эры, и влекомая от Тибура влага, с древности считалась не только полезной, но и несущей особую, «девственную» свежесть. По решению Ватикана на протяжении нескольких столетий вода именно из этого источника доставлялась к папскому столу. А народная примета гласила: всякий, кто напьётся отсюда, никогда о том не забудет. Потому справа от фонтана устроен кран – для тех, кто хочет навсегда запомнить дни, проведённые в Риме. Считалось также, что если двое влюблённых попробуют «девственной влаги», то не смогут друг о друге забыть, а значит – никогда не расстанутся. Победило не менее древнее, но международное поверье: чтобы связать себя с полюбившемся местом – нужно просто бросить монетку.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан де Треви. Рим. Личный архив.

А продемонстрированный американским кинематографом в середине ХХ века ритуал – кидать в фонтан три монетки, загадывая желания, привёл и вовсе к массовой истерии. В некоторых путеводителях указывают уже на необходимость опускать в Треви пять монет и называют, чтó именно и в какой последовательности пожелать надо. Так что теперь фонтан приходится периодически отключать.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан Треви. Сбор монеток. Личный архив

Это довольно занятное зрелище, когда воду спускают и собирают туристские «пожертвования». Их сгребают специальными – мягкими лопатками (чтобы не повредить мрамор) и раскладывают по пластиковым вёдрам, чтобы потом начать чистить раствором дно, которое в туристический сезон просто не разглядеть под слоем мелочи. Коммунальные службы сначала негодовали, а теперь каждый год хвастают в газетах своим умопомрачительным уловом, уточняя, что все эти деньги уходит на благотворительность.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан Треви. Нептун. Скульптор Пьетро Браччи (1779-1773).

… Но это теперь, когда из триумфальной арки фонтана выступает фигура отца всех вод – Океана – в окружении его свиты. Зрелище безусловно эффектное. Впрочем, эта бурная праздничность не производит должного впечатления на тех, кому хоть раз довелось полюбоваться ровесниками Треви – фонтанами Петергофа. Так что самое интересное здесь – внимательно разглядывать творение, над которым потрудилось несколько поколений архитекторов, художников и скульпторов, дабы различить среди них людей воистину талантливых. А для этого необходимо помнить что вода из «источника девы» изначально лилась пусть в обширную, но скромную чашу, украшенную небольшой скульптуркой спящей наяды.

сладкая жизнь фонтан тревиДжованни Батиста Фальда/Giovanni Battista Falda. Вид на церковь Святых Винченцо и Анастазио. 1665.

Секрет фонтана Треви

Vicolo del Puttarello, 25

сладкая жизнь фонтан тревиРезервуар фонтана де Треви. Пол виллы I века нашей эры.

Знакомство с историей создания этого римского чуда стоит начинать с крохотного музея, который расположен в соседнем переулке. За небольшую плату здесь позволяют спуститься на уровень Рима первого века, который лежит метров на двадцать ниже современного. Там, в полутьме, можно расслышать тихий плеск и разглядеть наполненный бассейн античной виллы, в который ведут ступени. В V веке нашей эры его превратили в резервуар.

сладкая жизнь фонтан тревиСредневековый колодец над выходом акведука Аква Вирго. Часть комплекса фонтана де Треви.

А на обратной дороге к яркому солнцу и многоязычной толпе можно обнаружить и ещё один уровень. В средние века люди, утерявшие знания о точном расположении запаса свежей воды, пробили над бассейном колодец, из которого черпали воду. В начале XV столетия, в эпоху Возрождения, которая преклонялась перед античностью и благодаря которой началось изучение древности, неподалёку от старого колодца – на восточной стороне современной площади Треви, ближе к церкви Святых Винченцо и Анастазио/Santi Vincenzo e Anastasio, архитектором и важнейшим из теоретиков искусства своего времени – Леоне Батистта Альберти – был устроен фонтан в древнеримском вкусе.

сладкая жизнь фонтан тревиДжованни Баттиста Фальда/Giovanni Battista Falda. План садов Ватикана на Квиринале. 1683.

Интерес к этому источнику папство проявляло давно, но со сменой резиденции – с переездом её на холм Квиринал в XVI веке – ученик Микеланджело Джакомо делла Порта/Giacomo della Porta получает заказ на устройство нового и достойного архитектурного сооружения, которое обрамляло бы водоём. Согласно его решению масштабный проект предусматривал снос нескольких зданий. После смерти архитектора в 1602 году размышления на эту тему были прерваны. Восхождение на престол понтифика Павла V (1605–1621) вернуло к проблеме – маршрут папских процессий от Квиринала к Ватикану лежал через площадь Треви, оттого она и становится столь значимой для городского плана. В ноябре 1617 года, чтобы расширить узкий проход, старый фонтан был снесён, и к поискам архитектурного решения для прославленного источника приступает фламандский архитектор Ян ван Сантен, или, как прозвали его на итальянский манер, Джованни Вазанцо/Giovanni Vasanzio, который к тому времени, в числе группы архитекторов и инженеров, заканчивает работы над «Большим фонтаном» или Аква Паоло на холме Яникул.

сладкая жизнь фонтан тревиДжованни Баттиста Пиранези. Вид на Большой фонтан. 1751.

Новый проект Джованни Вазанцо вновь вдохновлён фонтаном «Аква Феличе». Он предлагает объединить два здания единым фасадом для создания плоскости, по которой побежит вода, но и этот проект остаётся лишь на бумаге. Дело, кажется, сдвинется с мёртвой точки тогда, когда папа римский Урбан VIII (1623–1644) решит доверить работы любимцу публики – скульптору Лоренцо Бернини.

сладкая жизнь фонтан тревиИспанская лестница. Эскиз Лоренцо Бернини. 1662.

Так, по задумке Лоренцо, должен был выглядеть подъем по Испанской лестнице и можно только попробовать представить, что вообразил в качестве фонтана для «Девственного источника» этот выдающийся творец.

Создание легенды

Обретя в лице нового папы могущественного покровителя, Бернини приступает к проекту с невероятным размахом. Он желает, чтобы папа мог наблюдать за его творением из окна резиденции, оттого размечает место на северной стороне площади, создает единый фасад, принимая идею Джованни Вазанцо, но поднимает триумфальную арку фонтана на 20 метров от земли. И стоимость проекта столь высока, что в ответ на все возражения Бернини предлагает разобрать гробницу Цецилии Метелла, дабы добыть необходимое для его работ количество мрамора. Но в связи со смертью папы проект был остановлен.

Теперь в соревнование за столь значимый заказ включаются другие прославленные творцы эпохи Пьетро да Кортона/Pietro da Cortona – он дополнил идеи Бернини и значительно удешевил и Карло Фонтана/ Carlo Fontana, который создает 18 (!) оригинальных вариантов фонтана Треви. Но папы сменяли пап, уходили из жизни целые поколения прославленных творцов, менялось время, менялись предпочтения, и даже привычки, но фонтан так и не был создан.

сладкая жизнь фонтан тревиОдна из фантазий для фонтана Треви из коллекции Римского института графики. 1663.

В 1706 году – спустя столетие с момента возникновения запроса на создание фонтана, проведение конкурса взяла на себя Академия святого Луки в Риме. По его итогам кому-то из творцов доверили рисунок орнамента, кому-то рельефы, некоторым даже удалось создать скульптурные группы, что частично позже будут включены в проект, – теперь предполагалось, что фонтан будет посвящен девству Святой Марии. Композиция предполагала что мы видим Богоматерь в саду, а точнее посреди розария, который должен был быть разбит на площади. Затем было решено создать колоссальную скульптурную группу – солдаты Рима и дева, которая указывает на источник… Воплотить свои идеи в жизнь целиком не удалось никому.

сладкая жизнь фонтан тревиКарта района Треви. Третья четверть XVIII века.

Работы начнутся только в 1723 году, впрочем пока они не имеют отношения к фонтану. Здания, которые предполагалось объединить в начале XVII века, теперь действительно объединяются. Папа Иннокентий XIII, урожденный Поли, чьей семье принадлежало одно из зданий, выкупает второй дом и теперь перестраивает палаццио Поли. Он объединяет северные фасады зданий, согласно предложению Лоренцо Бернини, с уточнениями, внесенными Пьетро да Кортона/Pietro da Cortona. Работы по фасаду были окончены в 1730 году, и по воле теперь уже папы Климента XII из фамилии Корсини (1730–1740) проект фонтана доверен скульптору Паоло Беналья/Paolo Benaglia. Его скульптурная композиция в прямом и переносном смысле венчает завершение работ по фасаду: фигуры двух гениев удерживают герб семьи Корсини – в самом верху триумфальной арки, над торжественной надписью.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан де Треви. Скульптурная композиция Паоло Беналья. 1730.

Однако сама концепция оформления источника, исполненная Паоло Беналья, – отвергнута. И вновь объявлен конкурс на создание фонтана. В него включилось новое поколение талантливейших из художников позднего барокко: Луиджи Ванвителли/Luigi Vanvitelli – он участвовал в перестройке палаццио Поли, а позже был прославлен как создатель Королевского дворца в Казерте – величайшего из зданий, возведённых в Европе XVIII века; Джованни Баттиста Майни/Giovanni Battista Maini, среди наиболее известных его работ в Риме – скульптурное оформление храма Сант-Аньезе-ин-Агоне и предел иконы Народная Мадонна/Madonna Salus Populi Romani в базилике Санта-Мария-Маджоре; французский скульптор Ламбер-Сигисберт Адам/ Lambert-Sigisbert Adam, который в это время работал в Риме и чей проект был единогласно принят. Однако триумф француза был недолог. Работы вновь приостановлены. Вероятно, свою роль сыграл тот факт, что Адам был иностранец. Его превосходные скульптурные наброски к фонтану Треви хранятся сейчас в музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), и в Лувре. Но не стоит утомлять читателя перечислением – ещё шестнадцать выдающихся творцов конкурировали за право создания римской легенды.

сладкая жизнь фонтан тревиЛамбер-Сигисберт Адам. Голова Нептуна. Терракота. Скульптурный набросок для фонтана Треви.

Хитрец Николо Сальви

Нужно учесть, что после завершения фасада задача создания фонтана усложнилась – проект теперь должен был быть согласован и с хозяевами палаццо Поли. Переговоры берёт на себя римский скульптор Николо Сальви, который в итоге, с высочайшего одобрения, возглавит и организацию строительства. Опираясь на проект, разработанный Бернини, путём компиляции существующих проектов, скульптуры, скульптурных набросков, архитектурных деталей, он объединит в единое целое работы художников, которые создавались на протяжении 130 лет. Так аллегории четырех времен года, те, что возвышаются на колоннах триумфальной арки, исполнены четырьмя разными скульпторами:

сладкая жизнь фонтан тревиВесна, фигура с рогом изобилия, – Бернардино Людовизи; Лето, в руке которого сноп колосьев, – Бартоломео Пинцелотти/ Bartolomeo Pincellotti сладкая жизнь фонтан тревиОсень, с виноградом и чашей для вина, – Агостино Корсини; Зима, с подолом, полным цветов, – Франческо Нероло/Francesco Gneirolo.

Аллегории редких качеств источника – Изобилие и Полезные свойства, две женские фигуры по сторонам Океана, созданы Филиппо Вале/Filippo della Valle. Рельефы на д ними – Жан Баттиста Гросси/Gian Battista Grossi и Андреа Бергонди/Andrea Bergondi.

сладкая жизнь фонтан тревиАллегории редких качеств источника – Изобилие и Полезные свойства, две женские фигуры по сторонам Океана, созданы Филиппо Вале/Filippo della Valle. Рельефы над ними – Жан Баттиста Гросси/Gian Battista Grossi и Андреа Бергонди/Andrea Bergondi.

сладкая жизнь фонтан треви

Скульптур а Океана и его свиты – безудержных морских коней и сопровождающих их тритонов – сработаны вначале из терракоты скульптором Джованни Баттиста Майни, но позже их заменят фигуры по его эскизам, однако уже из мрамора, Пьетро Браччи. Руке самого Николо Сильви здесь принадлежит лишь пара деталей – обрамление полукружия триумфальной арки, капители коринфского ордера да деревце и ваза по сторонам фонтана – на цоколе дворца. Забавно, что, несмотря на заверения, с которых начнётся карьера скульптора, композиция фонтана всё же перекроет окна первого этажа палаццо, а украшение здания никуда не денется, несмотря на протест семьи Поли, – над их домом возвышается герб Корсини! Тем не менее именно Николо Сальви прославлен как создатель фонтана Треви.

сладкая жизнь фонтан тревиФонтан Треви в Риме. Личный архив.

Слезы понтифика

Итак, перед нами целая художественная симфония, скорее даже многоголосый хор, каждый из голосов которого прекрасен сам по себе, однако истинное произведение рождается лишь тогда, когда звучат они в унисон. И мы наблюдаем тот самый случай поразительного единомыслия. Несмотря на артистические амбиции известных художников и их ссоры, которые сопровождали более чем столетие возведения, в первую очередь просматривается здесь уважение к собственной истории. Мы видим, как идеи и ценности отдельно взятой эпохи, и философские, и художественные, существовали и передавались на протяжении поколений. Нельзя не упомянуть и старания пятнадцати понтификов, каждый из которых тем или иным способом участвовал в создании этой легенды Рима. И кто-то из них принимал или отвергал проекты; кто-то, не вникая в вопросы эстетики, был занят чисто техническими задачами – приводил в порядок акведук Аква Вирго; вводил специальные налоги, дабы ускорить завершение строительства… Но каждый из них надеялся начертать своё имя на арке триумфа фонтана Треви.

Папа Климент XIII (1758–1769) был рождён в Венеции, но на протяжении всей своей римской жизни так или иначе свидетельствовал происходящему. На его памяти состоялся первый пуск фонтана – в 1732 году, когда был закончен фасад дворца Поли. Однако папа Климент XII, хоть и указал на фасаде: «Климент XII понтифик украсил акведук девы и освятил его великолепие богослужением в 1735 году, в шестой год своего понтификата», но ведь так и не дождался окончания работ.

сладкая жизнь фонтан тревиНадпись под гербом: «Климент XII понтифик украсил акведук девы и освятил его великолепие богослужением в 1735 году, в шестой год своего понтификата»

Повторное празднество, на этот раз понимая, как и его предшественник, что он не доживёт до того момента, о котором мечтал покровитель Бернини (увидеть из окна своей резиденции сверкающий каррарский мрамор в струях воды), устроил для себя Бенедикт XIV (1740–1758). В 1744 году, когда в подземных резервуарах его стараниями уровень воды стал достаточным для полноценного и бесперебойного функционирования источника, он приказал указать свое имя под постаментами фигур Времен года, пустить воду и пышно отпраздновал это событие. После чего всё вернулось на круги своя – работы были возобновлены. А ещё через десятилетие – после смерти уже Николо Сальви в 1762 году, когда строительство начало переходить из рук в руки, и конца тому не было видно – суверен Святого Престола Климент XIII, почти семидесятилетний старик, пожелал взглянуть на то, как движется дело. Побродив «за кулисами» Треви, он сказал: «Верно, и мне не доведется увидеть фонтан во славе». И в тот момент по знаку скульптора Пьетро Браччи, который теперь возглавил строительство, вода была пущена в третий раз. Это событие, на первый взгляд малозначимое, но такое важное для престола и столь долгожданное для всего города, так растрогало преемника святого Петра, что он разрыдался… И имя его было указано на триумфальной арке, над головой водного божества, и 22 мая 1762 года, при жизни его и в присутствии многочисленной публики, состоялся торжественный запуск чудо-фонтана, который до сегодняшнего дня привлекает тысячи тысяч туристов.

сладкая жизнь фонтан тревиДжованни Паоло Панини/Panini Giovanni Paolo. Ведутта средины XVIII столетия.

История продолжается

Важно, что в Италии живёт понятие преемственности. И Ватикан, и итальянское государство, и муниципалитет города, и многочисленные фонды выделяют ежегодно феноменальные средства на поддержание памятников. Совокупный годовой бюджет на достойную реставрацию Рима составляет более 8 миллиардов евро. Приятно думать, что туристический налог (два евро в день), который взимается со всякого приезжего, – идёт на благое дело. Ведь помимо прописанных, плановых работ, требующих незамедлительного осуществления, ведутся постоянные реставрационные процедуры. Так, фонтан Треви, в создании которого использовано более пяти различных пород мрамора, спустя десятилетие после последней реставрации вновь потребовал к себе внимания. В заботу о нём включился итальянский модный дом Fendi. В 2014 году его благотворительная поддержка позволила провести масштабную реставрацию Треви, которая обошлась более чем в два миллиона евро и продолжалась 17 месяцев. Впрочем, «никто не ушёл обиженным»: туристы, которые посещали Рим в этот период, имели возможность погулять внутри фонтана и рассмотреть статуи поближе благодаря специально выстроенным для этого лесам. Весной 2015 года реставрация была завершена.

Адрес фонтана де Треви: Piazza di Trevi, 00187 Roma RM

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *