сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Продолжительность: 176 мин.

Режиссёр: Федерико Феллини

Производство: Италия, Франция

В честь 100-летия Федерико Феллини компания «Иноекино» совместно с «Престиж Кино» выпускает в прокат с 5 марта «Сладкую жизнь» — шедевр маэстро и один из самых важных и влиятельных фильмов в истории. Картина будет демонстрироваться на итальянском языке с русскими субтитрами в форматах 2К и 4К.

Журналист Марчелло погружен в сладкую, развратную жизнь Вечного города. Его можно сравнить с Вергилием, проходящим все круги современного ада и наблюдающим «божественную комедию» Рима конца 50-х. Женщины как тени сменяют друг друга, не задевая его чувств. Даже явление американской кинодивы Сильвии, воплощения сексуальности и порока, не выводит его из состояния абсолютного безразличия ко всему и вся. Внезапное самоубийство его друга Штайнера, пришедшего к мысли о бессмысленности такой жизни, приводит Марчелло к катарсису…

Федерико Феллини — исключительный по своему значению режиссер с богатейшим творческим наследием, продолжающим оказывать влияние на кинематографистов и зрителей по всему миру. Великий исследователь человеческих страстей и экспериментатор, он постоянно двигал кинематограф вперед, сочетая фирменный карнавальный стиль, полет фантазии и щемящую искренность. «Сладкая жизнь» — роскошный, остроумный и эмоциональный фильм об одиночестве, духовности и поисках счастья. Он стал кульминацией раннего периода творчества Феллини, уже зарекомендовавшего себя в качестве смелого и неординарного Автора, и началом долгого и плодотворного сотрудничества режиссера с гениальным Марчелло Мастроянни.

Источник

За кадром «Сладкой жизни»: Почему Ватикан запрещал фильм, и как Федерико Феллини придумал папарацци

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

В широкий российский прокат отреставрированная версия «Сладкой жизни» вышла только в этом году, в честь 100-летия Федерико Феллини, а до этого проводились только отдельные показы этого фильма, в официальный прокат он не выходил. В Италии и Франции это произошло 60 лет назад, и «Сладкую жизнь» наравне с фильмом «Восемь с половиной» признали вершиной режиссерского мастерства Федерико Феллини и кульминационной точкой его карьеры в кинематографе.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Сегодня в главной роли в этом фильме просто невозможно представить кого-то, кроме Марчелло Мастроянни. А ведь его кандидатуру утвердили на сразу. Продюсеры предлагали пригласить на роль модного журналиста и несостоявшегося писателя известного американского актера Пола Ньюмана, но Феллини сразу же отверг эту идею – по его мнению, артист с мировой известностью на эту роль не подходил, он был слишком гламурным. Ньюман сам выглядел, как те знаменитости, за которыми «охотился» его герой-журналист. Режиссеру также предлагали рассмотреть кандидатуру Жерара Филиппа, но он снова отказался. После того, как он отверг кандидатуру Пола Ньюмана, продюсер Дино Де Лаурентис покинул проект, но Феллини это не остановило.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

При этом Марчелло Мастроянни вызывал у всех больше всего сомнений, потому что был «слишком мягким и добродушным», он – «семьянин, не тот тип, который швыряет женщин на кровать». Но режиссер заявил Мастроянни: « Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо ». Такое заявление очень удивило актера, но он дал свое согласие на съемки.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Сюжет фильма сложно пересказать – как правило, его интерпретируют как мозаику из семи основных эпизодов. Сам Феллини о своем замысле говорил: « Когда я с моими помощниками предпринял попытку создать историю, которая обобщала бы и показывала противоречия, неуверенность, усталость, абсурдность, неестественность определенного образа жизни, то, словно слыша потусторонний голос, стал повторять себе: нет, не надо заботиться о создании повествования, этот фильм не должен представлять собой сюжетную историю. Поступим лучше так: сложим вместе весь собранный материал, поговорим откровенно, поделимся мыслями, вспомним о том, что мы читали в газетах, в комиксах. Положим все наши заметки, все документы на стол в самом хаотическом виде ».

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Знаменитая сцена в фонтане занимала всего пару минут экранного времени, но снимали ее в течение недели. Съемки проходили ранней весной, когда было еще очень холодно. Уроженка Швеции Анита Экберг часами безропотно стояла в холодной воде, а вот для южанина Мастроянни это стало проблемой. Он постоянно мерз и не мог долго находиться там даже в гидрокостюме, пока, по словам Феллини, не «выпил бутылку водки» и «окончательно не разозлился».

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Считают, что термин «папарацци» ввел в обиход именно Федерико Феллини. В «Сладкой жизни» был персонаж Папараццо – докучливый и пронырливый фотограф, друг главного героя-журналиста. Откуда взял это имя Феллини, доподлинно неизвестно. По одной версии, папараццо – это искаженное итальянское слово «папатацео» – «назойливый комар», по другой – сценарист фильма Эннио Флайано позаимствовал имя этого персонажа из романа Джорджа Гиссинга, где фигурировал герой синьор Папараццо. После выхода «Сладкой жизни» на экраны это слово во множественном числе – «папарацци» – стало нарицательным и прижилось во многих языках мира. С тех пор так называют беспринципных журналистов и фотографов, которые охотятся за знаменитостями, чтобы сделать снимки их частной жизни.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Премьера фильма произвела в итальянском обществе настоящий фурор. «Сладкая жизнь» завоевала несколько престижных кинопремий, в числе которых были «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале в 1960 г. и «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Однако у зрителей фильм вызвал очень неоднозначную реакцию. Жизнь римской богемы 1950-х гг. в нем была показана как безнравственное, праздное и бессмысленное существование разобщенных и по сути одиноких людей, испорченных деньгами и вседозволенностью.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Сам Феллини говорил: « В мои намерения действительно не входило обличение нравов. Дискуссии об этом фильме, различная его интерпретация вызывают у меня чувство горечи и не из-за безосновательности, несерьезности и враждебности многих высказываний, а потому, что, возможно, они отвлекли зрителя от сути фильма… Рим в «Сладкой жизни» – это мой «внутренний» город, и название фильма не таит в себе никаких моралистических намерений или критических поползновений. Я только хотел сказать, что, несмотря ни на что, у жизни есть своя глубокая, необоримая сладость. Питательной почвой для фильма, для создания его зрительного ряда, явилась та жизнь, которую нам показывают иллюстрированные журналы – такие, как «Эуропео», «Оджи» – бесконечные фото приемов и празднеств, само их полиграфическое оформление, претендующего на своего рода эстетику. Иллюстрированные журналы явились зыбким отражением общества, которое непрерывно себя прославляет, собой любуется, само себя хвалит и награждает ».

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Многим зрителям такие идеи показались оскорбительными, они присылали режиссеру сотни писем, в которых обвиняли его в создании пасквиля на современную действительность и даже в коммунизме, атеизме и государственной измене. Миланская публика посчитала картину «затянутой, недостаточно смешной и, что хуже всего, безнравственной». Во время особенно откровенных сцен зрители в зале кричали: « Как вам не стыдно! » и освистали фильм в финале.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Католическая церковь увидела в сцене, где статую Христа несут над Римом на вертолете, пародию на идею второго пришествия Христа, и в главном печатном органе Ватикана – газете «Оссерваторе романо» – было опубликовано несколько статей с призывами бойкотировать аморально-богохульный фильм, где показывалась не «сладкая», а «непристойная» и «мерзостная» жизнь. В Испании «Сладкая жизнь» была запрещена к показу вплоть до 1975 г., какое-то время его запрещали и в Италии.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Наверное, ни один фильм в Италии не вызывал столь ожесточенных споров, но все эти запреты и дискуссии послужили лучшей рекламой «Сладкой жизни», которая в результате получила большой коммерческий успех. Эта работа стала одной из самых кассовых в творчестве Феллини. И как показало время – одной из лучших его режиссерских работ и безусловных эстетических побед.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Федерико Феллини: как начать смотреть его фильмы

История о том, как один журналист приехал брать интервью на студию Cinecittà и так там и остался, вскоре став самым известным итальянским режиссером

«И „Оскар“ отправляется к…» — кто из кинематографистов не мечтает после этих слов услышать свое имя? Федерико Феллини обошел всех — 12 номинаций и пять статуэток. А еще на его стеллаже стояли каннская «Золотая пальмовая ветвь», венецианские «Золотой лев» и два «Серебряных льва», два золотых приза Московского кинофестиваля и множество других наград. Феллини — самый титулованный режиссер в мире и один из самых любимых. Из «большой пятерки» мастеров итальянского кино, куда еще входят Висконти, Антониони, Пазолини, Бертолуччи, именно Феллини остается главным «брендом», самым узнаваемым итальянцем в мире кинематографа.

Он пришел в режиссуру из журналистики. Однажды приехав на студию Cinecittà взять интервью у актера Освальдо Валенти, он влюбился в этот мир с его хаосом, суетой и неразберихой и до позднего вечера бродил из павильона в павильон. Потом он начал писать сценарии и однажды случайно оказался в режиссерском кресле, подменив коллегу-постановщи­ка.

Его фильмы отличались от того, что снимали в 1950–60-х. Главная особенность Феллини — парадоксальное соединение обыденного и фантастического, прозы и поэзии, реального и сновидческого. Критики даже придумали для его стиля термин «фантареализм», который, правда, не прижился. Вместо него чаще используют другое слово из истории искусства — барокко. Густота формы, усложненность структуры, гротескность визуальных образов, размытая граница между иллюзией и действительностью, атмосфера надвигающегося апокалипсиса — все это действительно сближает манеру Феллини со статуями Бернини, картинами Караваджо, зданиями Борромини.

Влияние Феллини с его барочным мороком можно увидеть в фильмах Терри Гиллиама, Тима Бертона, Вуди Аллена, Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Паоло Соррентино.

С чего начать

Со «Сладкой жизни» (1960) — одного из главных произведений мирового кино, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскар» за костюмы. Эта картина закрепила за Феллини славу итальянского режиссера № 1 и окончательно поссорила его с правительством, Ватиканом и консерватив­ной частью общества.

До «Сладкой жизни» Феллини предпочитал показывать жизнь маргиналов — бедняков, бездомных, проституток, бродячих артистов. А здесь камера направлена на буржуа и их роскошную, расточительную, в буквальном смысле сладкую жизнь.

Главный герой фильма — репортер Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) — становится проводником зрителя в мир высшего света. Он берет интервью у звезд, проводит вечера в дорогих ресторанах на самой фешенебельной улице Рима виа Венето, посещает закрытые вечеринки. И постепенно превращается из стороннего ироничного наблюдателя в персонажа своих репортажей — лощеного, модного, любящего пустить пыль в глаза, но опустошенного, прячущего за острой шуткой грусть в глазах.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянскомКадр из фильма «Сладкая жизнь». 1960 год © Pathé

Федерико Феллини. «Сладкая жизнь». 1960 годCцена у фонтана Треви в Риме

Бурная реакция на первые показы лишь подогрела интерес к картине, и на сеансы выстроились огромные очереди. «Сладкая жизнь» стала самой кассовой картиной в фильмографии Феллини и одной из самых коммерчески успешных в истории итальянского кино (фильм окупился уже в первые две недели проката).

Что смотреть дальше

Следом стоит посмотреть другие «римские» фильмы Феллини. В раннем «Белом шейхе» (1952) столица предстает мечтой, сказкой, в которой оказались молодожены из провинции. Рим буквально завораживает героиню, заманивает в мир иллюзии. Она попадает на съемки фотокомикса со своим любимым актером — его играет Альберто Сорди. После премьеры он станет звездой.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянскомКадр из фильма «Ночи Кабирии». 1957 год © Dino de Laurentiis Cinematografica; Les Films Marceau

Совсем другой Рим в «Ночах Кабирии» (1957 год, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) — Феллини показывает задворки Вечного города, окраины, трущобы, пустыри. Жена режиссера Джульетта Мазина играет проститутку Кабирию — жизнелюбивую, трогательную, наивную. Она ищет любовь, которая изменит ее жизнь, и в поисках лучшей доли продает свой крохотный домик в пригороде Рима. Чтобы не впасть в излишнюю сентиментальность, Феллини наделяет героиню противоречивыми чертами — в ситуациях она вульгарна и эгоистична. Но главное — в ней есть жажда жизни и интерес к тому, что происходит вокруг. И что бы с ней ни происходило, она не потеряет веру в себя и надежду на то, что сможет выкарабкаться из нищеты.

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянскомКадр из фильма «Рим». 1965 год © Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA); Ultra Film

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянскомКадр из фильма «Джинджер и Фред». 1986 год © France 3 Cinéma; Les Films Ariane; Produzioni Europee Associati (PEA); Radiotelevisione Italiana; Revcom Films; Stella Films

Завершить знакомство с Римом Феллини можно картиной «Джинджер и Фред» (1986), где впервые вместе играют его любимые актеры — Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни. Их персонажи — пожилые провинциалы, которые в молодости были двойниками знаменитых американских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. И вот спустя несколько десятилетий по приглашению итальянского телевидения они приезжают в Рим. Но это уже не тот Рим, который они знали и любили, — древние памятники заслонены назойливой рекламой, Вечный город погряз в потребительской суете.

Источник

Рейтинг фильмов Феллини: от худшего к лучшему

20 января 1920 года родился великий Федерико Феллини! Сам режиссер говорил, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актерами. К столетию маэстро вспоминаем его фильмографию

Фильмографию Федерико Феллини можно представить как сериал, где каждый фильм — не только отдельное высказы­ва­ние, но и часть большого метавысказыва­ния. Сам режиссер признавался, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актера­ми. Разуме­ется, Феллини заслуживает того, чтобы смотреть его целиком, но для тех, у кого нет возможности или желания смотреть этот сериал от первого эпизода до последнего, Arzamas составил рейтинг фильмов Феллини.

16 «Казанова Феллини» (1976)

У Феллини с этой картиной были сложные отношения. Договор с продюсером Альберто Гримальди он подписал еще до того, как про­читал книгу Казановы «История моей жиз­ни», экранизацией которой и должен был стать фильм. Первоисточник произвел на ре­жис­сера удручающее впечатление бес­страст­ного статистического отчета или архивной описи, а главный герой вызвал резкую анти­патию. Эти чувства стали отправной точкой в работе над фильмом: отвра­ще­ние к персо­на­жу читается на всех уровнях — изобрази­тельном, звуковом, сюжетном. Феллини намеренно исказил внешность исполнителя главной роли Дональда Сазерленда кило­граммовым гримом, чтобы тот перестал быть похож на человека. Получилась исто­рия про нечеловека, зомби, марионетку и нежизнь, имитацию реальности, игру в подлинное.

«Казанова» стал единственным фильмом Феллини, в котором сошлись его стиль (барокко в кино) и материал (итальянская история XVIII века), поэтому фирменная гротескность работает здесь на полную мощь. Однако наблюдать за изысканными, но болезненными образами очень непросто, и начинать знакомство с Феллини с этой картины точно не стоит.

15 Поздние фильмы: «Джинджер и Фред» (1986), «Интервью» (1987), «Голос луны» (1990)

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

Три последних фильма Феллини объединены темой ностальгии по прошлому и утраты связей с современным миром — циничным, суетливым, холодным.

Пенсионеров Амелию и Пиппо, некогда знаме­нитых двойников американских танцовщиков Джинджер Роджерс и Фреда Астера, из провинциального небы­тия извле­кает римское телевидение. Они приезжают в столицу и оказываются совсем в другой цивилизации: от того Рима, который они знали и любили, не осталось и следа. Во многом это фильм про самого Феллини и его растерян­ность перед стремительно меняющейся реальностью: недаром на главные роли он пригласил свою жену Джульетту Мазину и свое альтер эго — Марчелло Мастроянни.

Мастроянни, а также сам Феллини, его опе­ратор Тонино Делли Колли и звезда «Слад­кой жизни» Анита Экберг появятся в «Интер­вью» — фильме, который режиссер снимет к 50-летию Cinecitta, главной итальянской киностудии. Эта картина также будет строиться на контрасте сладостных воспоми­наний с их обволакивающим мороком и жесткой действительности с ее резкими звуками, нахальной рекламой, поверхност­ными, самоуверенными персонажами.

И сам режиссер, и все те, кто делал вместе с ним шедевры итальянского кино 1960–70-х, становятся похожи на лунатиков, при­шель­цев из другого мира. Таков и главный герой последнего фильма «Голос луны»: гуляющий по ночам Иво, которого играет Роберто Бениньи. Смещенный взгляд, гро­тескная дефор­мация реальности и поэтиче­ская оптика, покорившие весь мир, людям конца столетия кажутся признаками безумия. В этих последних филь­мах особен­но чувствуется интонация стариковского ворчания — очаровательная, но слишком сентиментальная и даже несколько раздражающая.

14 «Мошенничество» (1955)

«Ни один мой фильм не принимали хуже „Мошенничества“», — обижался Феллини. После успеха «Дороги» все ждали от режис­сера новую историю о Джельсомине, но Фелли­ни хотел снимать криминальную драму на фоне итальянского экономического чуда. Этот фильм он пробивал с огромным трудом и яростно защищал (и все же не смог защитить несколько ключевых эпизодов от продюсерских ножниц). Феллини отказы­вался смотреть итоговый вариант и призна­вать фильм своим. Тем не менее главное от феллиниевского взгляда на мир — его размышления о хрупком балансе иллюзии и реально­сти — уцелело.

13 «Сатирикон Феллини» (1969)

Еще один случай, когда Феллини сначала подписал контракт на экранизацию и только потом начал читать книгу. Но, в отличие от мемуаров Казановы, «Сатирикон» Петро­ния заинтриговал режиссера настолько, что он перечитал памятник древнеримской литературы несколько раз подряд.

Еще в 1950-х критики придумали для стиля Феллини специальный термин — фанта­реализм. Действительно, в его фильмах мы видим дополненную реаль­ность, пропу­щен­ную через фантазию режиссера. Сохра­нив­шийся не полно­стью, текст «Сатирико­на» давал возможность использовать этот метод в экра­низа­ции литературного произве­дения и заполнить лакуны аллюзиями и отсыл­ками к тому, что происходит здесь и сейчас. Специалисты по древнеримской исто­рии и литературе приняли картину в штыки, а зрителям не понравилась слишком откровенная работа с телесностью (фильм даже называли порногра­фическим — что, конечно, не так).

Пожалуй, именно в «Сатириконе» Феллини расходится с ожиданиями аудитории: остается верен себе, но начинает терять своих верных зрителей.

12 «Клоуны» (1970)

Этот телевизионный фильм на стыке игро­вого и документального кино сегодня отнесли бы к гибридной экранной форме docufiction. Воспоминания о первых походах в цирк, которые перевернули сознание семилетнего Федерико, перемежаются с кино про кино: в кадре появляется сам режиссер, у нас на глазах снимающий фильм о клоунах. Цирк — важнейшая часть феллиниевской эстетики, и этот скромный фильм помогает понять, что залитый светом манеж, экзоти­че­ские животные, рыжие и белые клоуны — мгновенно узнаваемые образы Феллини — становятся в его творчестве символом пере­хода в область бессознательного. «Клоунов» можно назвать своего рода репетицией «Амаркорда»: как и там, во многих сценах Феллини возвращается к своим ранним воспоминаниям и Римини — городу детства и юности.

11 Ранние фильмы: «Огни варьете» (1950), «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953)

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском

В этих первых фильмах Феллини ищет свою интонацию, нащупывает темы и пытается зафиксировать свой взгляд на мир. Уже здесь мы видим три уровня реальности, на кото­рых разворачивается действие и других его фильмов: пестрый, яркий и одновременно поражающий своей убогостью мир балагана («Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой); ускользаю­щий и обманчивый мир фантазий, смешиваю­щихся с действительностью («Белый шейх», первый самостоятельный фильм Феллини и первое сотруд­ничество с композитором Нино Ротой); уютный мир воспоминаний, в котором всегда можно найти ответы на вопросы, кто ты и что делаешь («Мамень­кины сынки»). Именно в «Маменькиных сынках» Феллини обретает свой голос и начинает использовать экран для проекции химер собственного сознания.

10 «Город женщин» (1980)

«Город женщин» — раздутая до размеров целого фильма сцена гарема из «Вось­ми с половиной». И не только раздутая, но и пере­вернутая. В «Восьми с полови­ной» персонаж Марчелло Мастроянни наслажда­ется своей властью над женой, няньками, кормилицами, проститутками и бесчислен­ными любов­ницами. Главный герой «Города женщин» (его тоже играет Мастроянни) оказывается в мире, вывернутом наизнанку, где власть, наоборот, принадлежит женщи­нам. В фильмах Феллини множество женских образов: строгая мать, интеллекту­альные жены, соблазнительные любовницы, гротескные великан­ши. Сам режиссер считал, что в каждом из них он прорабаты­вал неудовле­творенный подростковый интерес к сексу, заблокированный хан­жеским католическим воспитанием. Пожа­луй, «Город женщин» — самая яркая реализация этих фантазий.

9 «Репетиция оркестра» (1978)

8 «Рим» (1972)

Если «Амаркорд» стал для Феллини проща­нием с родным Римини, то сделан­ный годом ранее «Рим» — признание в любви к столице. Режиссер настаивал, что это фильм не о застыв­шем Вечном городе, а о живом, крикливом, посто­янно меняющемся Риме, городе его субъективных воспоминаний и впечат­лений. Одно из первых таких впе­чат­лений — город-ресторан. После сонного Римини, вымирающего на закате, Рим казался вечно бодрствующим городом, где постоянно едят. Одна из самых запоминаю­щихся сцен — всеобщий ужин прямо на ули­цах, посреди которых — множество столов, заставленных пастой. Античные руины и станции метро, центр и периферия, про­шлое и настоящее, реальность и вымысел перемешиваются в едином потоке созна­ния режиссера, который одновременно и участ­ник событий, и сторонний наблюдатель.

7 «И корабль плывет» (1983)

6 «Джульетта и духи» (1965)

Этот фильм принято относить к одной из неудач Феллини, но неудач блестящих и показательных. После триумфа «Восьми с половиной», где режиссер погрузил зрителя в глубины собственного бессознательного, Феллини решил сделать женскую версию этого киноэксперимента.

В главной роли он видел исключительно собственную жену Джульетту Мазину, не подозревая, что она станет его главным оппонентом на каждой стадии работы над фильмом. Мазина пыталась предостеречь мужа от ошибки: вместо того чтобы исследовать женскую психику, он последо­вательно изображал на экране собственные представления о том, как думает и чувствует женщина. Мазина вмешивалась в сценарий, выбор костюмов, видение роли, чтобы поме­нять логику, Феллини же воспринимал это как капризы, которым не стоит придавать значения. Уже после того, как фильм вышел на экраны и получил прохладный прием, Феллини согласился с женой.

5 «Дорога» (1954)

4 «Ночи Кабирии» (1957)

3 «Амаркорд» (1973)

2 «Сладкая жизнь» (1959)

Коммерчески самый успешный фильм Фел­ли­ни, один из самых титулованных «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кино­фестиваля, премия «Оскар» за работу худож­ника по костюмам. и са­мый скандальный. После того как Ватикан призвал правоверных като­ликов бойко­ти­ровать этот «безбожный» фильм, прави­тельство запретило прокат. Инвесторы плевали Феллини в лицо, а священники вешали на фасадах церквей его фотографии в черной рамке с настоянием помолиться за душу «великого грешника».

Проводником зрителя по этой «сладкой жизни» становится молодой журна­лист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), делающий скандальные репортажи, посе­щаю­щий закрытые вечеринки, сопро­вождаю­щий кинозвезд. Семь эпизодов фильма, семь ночей Марчелло Рубини — это и семь смертных грехов, и семь дней творе­ния, а с прологом и эпилогом — девять кругов ада. Но для главного героя и зрителя этот вояж по инфернальному Вечному городу становится путешествием в собственную душу.

Ночное купание шведской актрисы Аниты Экберг и Мастроянни в фонтане Треви стало одной из самых знаменитых сцен в кинема­тографе, а слова «дольче вита» («сладкая жизнь» ) и «папарацци» (друга Рубини, назой­ливого фоторепортера, зовут Папараццо) прочно вошли в международный лексикон.

1 «Восемь с половиной» (1963)

Центральный и самый значимый фильм Феллини, удостоенный двух «Оска­ров» в категориях «Лучший фильм на иностран­ном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам в черно-белом фильме», а также главного приза Московского между­народного кинофестиваля. Именно с этим фильмом связан основной вклад Феллини в мировой кинематограф, и именно его называют феллиниевской кинореволюцией.

Когда нужно было писать сценарий, у Фел­ли­ни начался творческий кризис. Он хотел отказаться от проекта и даже начал писать покаянное письмо продюсеру, но в этот момент технические сотрудники студии пригласили его отметить начало работы над новым фильмом. Феллини понял, что не сможет оставить людей без работы, и решил сделать фильм о самом себе — режиссере, который хочет снять фильм, но не может выйти из творческого тупика.

К этому моменту у Феллини было шесть полных метров, короткометражки в альманахах он посчитал за один фильм, а за половинку — «Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой: так у фильма появилось рабочее название. Позже режиссер хотел его поменять, но команда убедила его, что название нужно оставить.

Главный герой — режиссер Гвидо Ансельми (снова Марчелло Мастроянни) — перед съемками едет на курорт, чтобы поработать над сценарием. Но вместо уединения его ждет вихрь всплывающих и исчезающих образов — актеры, их агенты, старые друзья, коллеги, жена, любовница, мать, давно умерший отец. Гвидо, а вслед за ним и зри­тель перестает видеть грань между реально­стью и иллюзией: Феллини делает переходы между реальным и ирреальным почти неразличимыми. По сути, зритель оказы­вается у героя в голове, а на экран выпле­скивается поток сознания режиссера. Этот эстетический эксперимент перевернул представления о возможностях кинематографа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *