сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском
Сладкая жизнь феллини смотреть на итальянском
Продолжительность: 176 мин.
Режиссёр: Федерико Феллини
Производство: Италия, Франция
В честь 100-летия Федерико Феллини компания «Иноекино» совместно с «Престиж Кино» выпускает в прокат с 5 марта «Сладкую жизнь» — шедевр маэстро и один из самых важных и влиятельных фильмов в истории. Картина будет демонстрироваться на итальянском языке с русскими субтитрами в форматах 2К и 4К.
Журналист Марчелло погружен в сладкую, развратную жизнь Вечного города. Его можно сравнить с Вергилием, проходящим все круги современного ада и наблюдающим «божественную комедию» Рима конца 50-х. Женщины как тени сменяют друг друга, не задевая его чувств. Даже явление американской кинодивы Сильвии, воплощения сексуальности и порока, не выводит его из состояния абсолютного безразличия ко всему и вся. Внезапное самоубийство его друга Штайнера, пришедшего к мысли о бессмысленности такой жизни, приводит Марчелло к катарсису…
Федерико Феллини — исключительный по своему значению режиссер с богатейшим творческим наследием, продолжающим оказывать влияние на кинематографистов и зрителей по всему миру. Великий исследователь человеческих страстей и экспериментатор, он постоянно двигал кинематограф вперед, сочетая фирменный карнавальный стиль, полет фантазии и щемящую искренность. «Сладкая жизнь» — роскошный, остроумный и эмоциональный фильм об одиночестве, духовности и поисках счастья. Он стал кульминацией раннего периода творчества Феллини, уже зарекомендовавшего себя в качестве смелого и неординарного Автора, и началом долгого и плодотворного сотрудничества режиссера с гениальным Марчелло Мастроянни.
За кадром «Сладкой жизни»: Почему Ватикан запрещал фильм, и как Федерико Феллини придумал папарацци
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В широкий российский прокат отреставрированная версия «Сладкой жизни» вышла только в этом году, в честь 100-летия Федерико Феллини, а до этого проводились только отдельные показы этого фильма, в официальный прокат он не выходил. В Италии и Франции это произошло 60 лет назад, и «Сладкую жизнь» наравне с фильмом «Восемь с половиной» признали вершиной режиссерского мастерства Федерико Феллини и кульминационной точкой его карьеры в кинематографе.
Сегодня в главной роли в этом фильме просто невозможно представить кого-то, кроме Марчелло Мастроянни. А ведь его кандидатуру утвердили на сразу. Продюсеры предлагали пригласить на роль модного журналиста и несостоявшегося писателя известного американского актера Пола Ньюмана, но Феллини сразу же отверг эту идею – по его мнению, артист с мировой известностью на эту роль не подходил, он был слишком гламурным. Ньюман сам выглядел, как те знаменитости, за которыми «охотился» его герой-журналист. Режиссеру также предлагали рассмотреть кандидатуру Жерара Филиппа, но он снова отказался. После того, как он отверг кандидатуру Пола Ньюмана, продюсер Дино Де Лаурентис покинул проект, но Феллини это не остановило.
При этом Марчелло Мастроянни вызывал у всех больше всего сомнений, потому что был «слишком мягким и добродушным», он – «семьянин, не тот тип, который швыряет женщин на кровать». Но режиссер заявил Мастроянни: « Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо ». Такое заявление очень удивило актера, но он дал свое согласие на съемки.
Сюжет фильма сложно пересказать – как правило, его интерпретируют как мозаику из семи основных эпизодов. Сам Феллини о своем замысле говорил: « Когда я с моими помощниками предпринял попытку создать историю, которая обобщала бы и показывала противоречия, неуверенность, усталость, абсурдность, неестественность определенного образа жизни, то, словно слыша потусторонний голос, стал повторять себе: нет, не надо заботиться о создании повествования, этот фильм не должен представлять собой сюжетную историю. Поступим лучше так: сложим вместе весь собранный материал, поговорим откровенно, поделимся мыслями, вспомним о том, что мы читали в газетах, в комиксах. Положим все наши заметки, все документы на стол в самом хаотическом виде ».
Знаменитая сцена в фонтане занимала всего пару минут экранного времени, но снимали ее в течение недели. Съемки проходили ранней весной, когда было еще очень холодно. Уроженка Швеции Анита Экберг часами безропотно стояла в холодной воде, а вот для южанина Мастроянни это стало проблемой. Он постоянно мерз и не мог долго находиться там даже в гидрокостюме, пока, по словам Феллини, не «выпил бутылку водки» и «окончательно не разозлился».
Считают, что термин «папарацци» ввел в обиход именно Федерико Феллини. В «Сладкой жизни» был персонаж Папараццо – докучливый и пронырливый фотограф, друг главного героя-журналиста. Откуда взял это имя Феллини, доподлинно неизвестно. По одной версии, папараццо – это искаженное итальянское слово «папатацео» – «назойливый комар», по другой – сценарист фильма Эннио Флайано позаимствовал имя этого персонажа из романа Джорджа Гиссинга, где фигурировал герой синьор Папараццо. После выхода «Сладкой жизни» на экраны это слово во множественном числе – «папарацци» – стало нарицательным и прижилось во многих языках мира. С тех пор так называют беспринципных журналистов и фотографов, которые охотятся за знаменитостями, чтобы сделать снимки их частной жизни.
Премьера фильма произвела в итальянском обществе настоящий фурор. «Сладкая жизнь» завоевала несколько престижных кинопремий, в числе которых были «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале в 1960 г. и «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Однако у зрителей фильм вызвал очень неоднозначную реакцию. Жизнь римской богемы 1950-х гг. в нем была показана как безнравственное, праздное и бессмысленное существование разобщенных и по сути одиноких людей, испорченных деньгами и вседозволенностью.
Сам Феллини говорил: « В мои намерения действительно не входило обличение нравов. Дискуссии об этом фильме, различная его интерпретация вызывают у меня чувство горечи и не из-за безосновательности, несерьезности и враждебности многих высказываний, а потому, что, возможно, они отвлекли зрителя от сути фильма… Рим в «Сладкой жизни» – это мой «внутренний» город, и название фильма не таит в себе никаких моралистических намерений или критических поползновений. Я только хотел сказать, что, несмотря ни на что, у жизни есть своя глубокая, необоримая сладость. Питательной почвой для фильма, для создания его зрительного ряда, явилась та жизнь, которую нам показывают иллюстрированные журналы – такие, как «Эуропео», «Оджи» – бесконечные фото приемов и празднеств, само их полиграфическое оформление, претендующего на своего рода эстетику. Иллюстрированные журналы явились зыбким отражением общества, которое непрерывно себя прославляет, собой любуется, само себя хвалит и награждает ».
Многим зрителям такие идеи показались оскорбительными, они присылали режиссеру сотни писем, в которых обвиняли его в создании пасквиля на современную действительность и даже в коммунизме, атеизме и государственной измене. Миланская публика посчитала картину «затянутой, недостаточно смешной и, что хуже всего, безнравственной». Во время особенно откровенных сцен зрители в зале кричали: « Как вам не стыдно! » и освистали фильм в финале.
Католическая церковь увидела в сцене, где статую Христа несут над Римом на вертолете, пародию на идею второго пришествия Христа, и в главном печатном органе Ватикана – газете «Оссерваторе романо» – было опубликовано несколько статей с призывами бойкотировать аморально-богохульный фильм, где показывалась не «сладкая», а «непристойная» и «мерзостная» жизнь. В Испании «Сладкая жизнь» была запрещена к показу вплоть до 1975 г., какое-то время его запрещали и в Италии.
Наверное, ни один фильм в Италии не вызывал столь ожесточенных споров, но все эти запреты и дискуссии послужили лучшей рекламой «Сладкой жизни», которая в результате получила большой коммерческий успех. Эта работа стала одной из самых кассовых в творчестве Феллини. И как показало время – одной из лучших его режиссерских работ и безусловных эстетических побед.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Федерико Феллини: как начать смотреть его фильмы
История о том, как один журналист приехал брать интервью на студию Cinecittà и так там и остался, вскоре став самым известным итальянским режиссером
«И „Оскар“ отправляется к…» — кто из кинематографистов не мечтает после этих слов услышать свое имя? Федерико Феллини обошел всех — 12 номинаций и пять статуэток. А еще на его стеллаже стояли каннская «Золотая пальмовая ветвь», венецианские «Золотой лев» и два «Серебряных льва», два золотых приза Московского кинофестиваля и множество других наград. Феллини — самый титулованный режиссер в мире и один из самых любимых. Из «большой пятерки» мастеров итальянского кино, куда еще входят Висконти, Антониони, Пазолини, Бертолуччи, именно Феллини остается главным «брендом», самым узнаваемым итальянцем в мире кинематографа.
Он пришел в режиссуру из журналистики. Однажды приехав на студию Cinecittà взять интервью у актера Освальдо Валенти, он влюбился в этот мир с его хаосом, суетой и неразберихой и до позднего вечера бродил из павильона в павильон. Потом он начал писать сценарии и однажды случайно оказался в режиссерском кресле, подменив коллегу-постановщика.
Его фильмы отличались от того, что снимали в 1950–60-х. Главная особенность Феллини — парадоксальное соединение обыденного и фантастического, прозы и поэзии, реального и сновидческого. Критики даже придумали для его стиля термин «фантареализм», который, правда, не прижился. Вместо него чаще используют другое слово из истории искусства — барокко. Густота формы, усложненность структуры, гротескность визуальных образов, размытая граница между иллюзией и действительностью, атмосфера надвигающегося апокалипсиса — все это действительно сближает манеру Феллини со статуями Бернини, картинами Караваджо, зданиями Борромини.
Влияние Феллини с его барочным мороком можно увидеть в фильмах Терри Гиллиама, Тима Бертона, Вуди Аллена, Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Паоло Соррентино.
С чего начать
Со «Сладкой жизни» (1960) — одного из главных произведений мирового кино, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскар» за костюмы. Эта картина закрепила за Феллини славу итальянского режиссера № 1 и окончательно поссорила его с правительством, Ватиканом и консервативной частью общества.
До «Сладкой жизни» Феллини предпочитал показывать жизнь маргиналов — бедняков, бездомных, проституток, бродячих артистов. А здесь камера направлена на буржуа и их роскошную, расточительную, в буквальном смысле сладкую жизнь.
Главный герой фильма — репортер Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) — становится проводником зрителя в мир высшего света. Он берет интервью у звезд, проводит вечера в дорогих ресторанах на самой фешенебельной улице Рима виа Венето, посещает закрытые вечеринки. И постепенно превращается из стороннего ироничного наблюдателя в персонажа своих репортажей — лощеного, модного, любящего пустить пыль в глаза, но опустошенного, прячущего за острой шуткой грусть в глазах.
Кадр из фильма «Сладкая жизнь». 1960 год © Pathé
Федерико Феллини. «Сладкая жизнь». 1960 годCцена у фонтана Треви в РимеБурная реакция на первые показы лишь подогрела интерес к картине, и на сеансы выстроились огромные очереди. «Сладкая жизнь» стала самой кассовой картиной в фильмографии Феллини и одной из самых коммерчески успешных в истории итальянского кино (фильм окупился уже в первые две недели проката).
Что смотреть дальше
Следом стоит посмотреть другие «римские» фильмы Феллини. В раннем «Белом шейхе» (1952) столица предстает мечтой, сказкой, в которой оказались молодожены из провинции. Рим буквально завораживает героиню, заманивает в мир иллюзии. Она попадает на съемки фотокомикса со своим любимым актером — его играет Альберто Сорди. После премьеры он станет звездой.
Кадр из фильма «Ночи Кабирии». 1957 год © Dino de Laurentiis Cinematografica; Les Films Marceau
Совсем другой Рим в «Ночах Кабирии» (1957 год, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) — Феллини показывает задворки Вечного города, окраины, трущобы, пустыри. Жена режиссера Джульетта Мазина играет проститутку Кабирию — жизнелюбивую, трогательную, наивную. Она ищет любовь, которая изменит ее жизнь, и в поисках лучшей доли продает свой крохотный домик в пригороде Рима. Чтобы не впасть в излишнюю сентиментальность, Феллини наделяет героиню противоречивыми чертами — в ситуациях она вульгарна и эгоистична. Но главное — в ней есть жажда жизни и интерес к тому, что происходит вокруг. И что бы с ней ни происходило, она не потеряет веру в себя и надежду на то, что сможет выкарабкаться из нищеты.
Кадр из фильма «Рим». 1965 год © Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA); Ultra Film
Кадр из фильма «Джинджер и Фред». 1986 год © France 3 Cinéma; Les Films Ariane; Produzioni Europee Associati (PEA); Radiotelevisione Italiana; Revcom Films; Stella Films
Завершить знакомство с Римом Феллини можно картиной «Джинджер и Фред» (1986), где впервые вместе играют его любимые актеры — Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни. Их персонажи — пожилые провинциалы, которые в молодости были двойниками знаменитых американских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. И вот спустя несколько десятилетий по приглашению итальянского телевидения они приезжают в Рим. Но это уже не тот Рим, который они знали и любили, — древние памятники заслонены назойливой рекламой, Вечный город погряз в потребительской суете.
Рейтинг фильмов Феллини: от худшего к лучшему
20 января 1920 года родился великий Федерико Феллини! Сам режиссер говорил, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актерами. К столетию маэстро вспоминаем его фильмографию
Фильмографию Федерико Феллини можно представить как сериал, где каждый фильм — не только отдельное высказывание, но и часть большого метавысказывания. Сам режиссер признавался, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актерами. Разумеется, Феллини заслуживает того, чтобы смотреть его целиком, но для тех, у кого нет возможности или желания смотреть этот сериал от первого эпизода до последнего, Arzamas составил рейтинг фильмов Феллини.
16 «Казанова Феллини» (1976)
У Феллини с этой картиной были сложные отношения. Договор с продюсером Альберто Гримальди он подписал еще до того, как прочитал книгу Казановы «История моей жизни», экранизацией которой и должен был стать фильм. Первоисточник произвел на режиссера удручающее впечатление бесстрастного статистического отчета или архивной описи, а главный герой вызвал резкую антипатию. Эти чувства стали отправной точкой в работе над фильмом: отвращение к персонажу читается на всех уровнях — изобразительном, звуковом, сюжетном. Феллини намеренно исказил внешность исполнителя главной роли Дональда Сазерленда килограммовым гримом, чтобы тот перестал быть похож на человека. Получилась история про нечеловека, зомби, марионетку и нежизнь, имитацию реальности, игру в подлинное.
«Казанова» стал единственным фильмом Феллини, в котором сошлись его стиль (барокко в кино) и материал (итальянская история XVIII века), поэтому фирменная гротескность работает здесь на полную мощь. Однако наблюдать за изысканными, но болезненными образами очень непросто, и начинать знакомство с Феллини с этой картины точно не стоит.
15 Поздние фильмы: «Джинджер и Фред» (1986), «Интервью» (1987), «Голос луны» (1990)
Три последних фильма Феллини объединены темой ностальгии по прошлому и утраты связей с современным миром — циничным, суетливым, холодным.
Пенсионеров Амелию и Пиппо, некогда знаменитых двойников американских танцовщиков Джинджер Роджерс и Фреда Астера, из провинциального небытия извлекает римское телевидение. Они приезжают в столицу и оказываются совсем в другой цивилизации: от того Рима, который они знали и любили, не осталось и следа. Во многом это фильм про самого Феллини и его растерянность перед стремительно меняющейся реальностью: недаром на главные роли он пригласил свою жену Джульетту Мазину и свое альтер эго — Марчелло Мастроянни.
Мастроянни, а также сам Феллини, его оператор Тонино Делли Колли и звезда «Сладкой жизни» Анита Экберг появятся в «Интервью» — фильме, который режиссер снимет к 50-летию Cinecitta, главной итальянской киностудии. Эта картина также будет строиться на контрасте сладостных воспоминаний с их обволакивающим мороком и жесткой действительности с ее резкими звуками, нахальной рекламой, поверхностными, самоуверенными персонажами.
И сам режиссер, и все те, кто делал вместе с ним шедевры итальянского кино 1960–70-х, становятся похожи на лунатиков, пришельцев из другого мира. Таков и главный герой последнего фильма «Голос луны»: гуляющий по ночам Иво, которого играет Роберто Бениньи. Смещенный взгляд, гротескная деформация реальности и поэтическая оптика, покорившие весь мир, людям конца столетия кажутся признаками безумия. В этих последних фильмах особенно чувствуется интонация стариковского ворчания — очаровательная, но слишком сентиментальная и даже несколько раздражающая.
14 «Мошенничество» (1955)
«Ни один мой фильм не принимали хуже „Мошенничества“», — обижался Феллини. После успеха «Дороги» все ждали от режиссера новую историю о Джельсомине, но Феллини хотел снимать криминальную драму на фоне итальянского экономического чуда. Этот фильм он пробивал с огромным трудом и яростно защищал (и все же не смог защитить несколько ключевых эпизодов от продюсерских ножниц). Феллини отказывался смотреть итоговый вариант и признавать фильм своим. Тем не менее главное от феллиниевского взгляда на мир — его размышления о хрупком балансе иллюзии и реальности — уцелело.
13 «Сатирикон Феллини» (1969)
Еще один случай, когда Феллини сначала подписал контракт на экранизацию и только потом начал читать книгу. Но, в отличие от мемуаров Казановы, «Сатирикон» Петрония заинтриговал режиссера настолько, что он перечитал памятник древнеримской литературы несколько раз подряд.
Еще в 1950-х критики придумали для стиля Феллини специальный термин — фантареализм. Действительно, в его фильмах мы видим дополненную реальность, пропущенную через фантазию режиссера. Сохранившийся не полностью, текст «Сатирикона» давал возможность использовать этот метод в экранизации литературного произведения и заполнить лакуны аллюзиями и отсылками к тому, что происходит здесь и сейчас. Специалисты по древнеримской истории и литературе приняли картину в штыки, а зрителям не понравилась слишком откровенная работа с телесностью (фильм даже называли порнографическим — что, конечно, не так).
Пожалуй, именно в «Сатириконе» Феллини расходится с ожиданиями аудитории: остается верен себе, но начинает терять своих верных зрителей.
12 «Клоуны» (1970)
Этот телевизионный фильм на стыке игрового и документального кино сегодня отнесли бы к гибридной экранной форме docufiction. Воспоминания о первых походах в цирк, которые перевернули сознание семилетнего Федерико, перемежаются с кино про кино: в кадре появляется сам режиссер, у нас на глазах снимающий фильм о клоунах. Цирк — важнейшая часть феллиниевской эстетики, и этот скромный фильм помогает понять, что залитый светом манеж, экзотические животные, рыжие и белые клоуны — мгновенно узнаваемые образы Феллини — становятся в его творчестве символом перехода в область бессознательного. «Клоунов» можно назвать своего рода репетицией «Амаркорда»: как и там, во многих сценах Феллини возвращается к своим ранним воспоминаниям и Римини — городу детства и юности.
11 Ранние фильмы: «Огни варьете» (1950), «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953)
В этих первых фильмах Феллини ищет свою интонацию, нащупывает темы и пытается зафиксировать свой взгляд на мир. Уже здесь мы видим три уровня реальности, на которых разворачивается действие и других его фильмов: пестрый, яркий и одновременно поражающий своей убогостью мир балагана («Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой); ускользающий и обманчивый мир фантазий, смешивающихся с действительностью («Белый шейх», первый самостоятельный фильм Феллини и первое сотрудничество с композитором Нино Ротой); уютный мир воспоминаний, в котором всегда можно найти ответы на вопросы, кто ты и что делаешь («Маменькины сынки»). Именно в «Маменькиных сынках» Феллини обретает свой голос и начинает использовать экран для проекции химер собственного сознания.
10 «Город женщин» (1980)
«Город женщин» — раздутая до размеров целого фильма сцена гарема из «Восьми с половиной». И не только раздутая, но и перевернутая. В «Восьми с половиной» персонаж Марчелло Мастроянни наслаждается своей властью над женой, няньками, кормилицами, проститутками и бесчисленными любовницами. Главный герой «Города женщин» (его тоже играет Мастроянни) оказывается в мире, вывернутом наизнанку, где власть, наоборот, принадлежит женщинам. В фильмах Феллини множество женских образов: строгая мать, интеллектуальные жены, соблазнительные любовницы, гротескные великанши. Сам режиссер считал, что в каждом из них он прорабатывал неудовлетворенный подростковый интерес к сексу, заблокированный ханжеским католическим воспитанием. Пожалуй, «Город женщин» — самая яркая реализация этих фантазий.
9 «Репетиция оркестра» (1978)
8 «Рим» (1972)
Если «Амаркорд» стал для Феллини прощанием с родным Римини, то сделанный годом ранее «Рим» — признание в любви к столице. Режиссер настаивал, что это фильм не о застывшем Вечном городе, а о живом, крикливом, постоянно меняющемся Риме, городе его субъективных воспоминаний и впечатлений. Одно из первых таких впечатлений — город-ресторан. После сонного Римини, вымирающего на закате, Рим казался вечно бодрствующим городом, где постоянно едят. Одна из самых запоминающихся сцен — всеобщий ужин прямо на улицах, посреди которых — множество столов, заставленных пастой. Античные руины и станции метро, центр и периферия, прошлое и настоящее, реальность и вымысел перемешиваются в едином потоке сознания режиссера, который одновременно и участник событий, и сторонний наблюдатель.
7 «И корабль плывет» (1983)
6 «Джульетта и духи» (1965)
Этот фильм принято относить к одной из неудач Феллини, но неудач блестящих и показательных. После триумфа «Восьми с половиной», где режиссер погрузил зрителя в глубины собственного бессознательного, Феллини решил сделать женскую версию этого киноэксперимента.
В главной роли он видел исключительно собственную жену Джульетту Мазину, не подозревая, что она станет его главным оппонентом на каждой стадии работы над фильмом. Мазина пыталась предостеречь мужа от ошибки: вместо того чтобы исследовать женскую психику, он последовательно изображал на экране собственные представления о том, как думает и чувствует женщина. Мазина вмешивалась в сценарий, выбор костюмов, видение роли, чтобы поменять логику, Феллини же воспринимал это как капризы, которым не стоит придавать значения. Уже после того, как фильм вышел на экраны и получил прохладный прием, Феллини согласился с женой.
5 «Дорога» (1954)
4 «Ночи Кабирии» (1957)
3 «Амаркорд» (1973)
2 «Сладкая жизнь» (1959)
Коммерчески самый успешный фильм Феллини, один из самых титулованных «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, премия «Оскар» за работу художника по костюмам. и самый скандальный. После того как Ватикан призвал правоверных католиков бойкотировать этот «безбожный» фильм, правительство запретило прокат. Инвесторы плевали Феллини в лицо, а священники вешали на фасадах церквей его фотографии в черной рамке с настоянием помолиться за душу «великого грешника».
Проводником зрителя по этой «сладкой жизни» становится молодой журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), делающий скандальные репортажи, посещающий закрытые вечеринки, сопровождающий кинозвезд. Семь эпизодов фильма, семь ночей Марчелло Рубини — это и семь смертных грехов, и семь дней творения, а с прологом и эпилогом — девять кругов ада. Но для главного героя и зрителя этот вояж по инфернальному Вечному городу становится путешествием в собственную душу.
Ночное купание шведской актрисы Аниты Экберг и Мастроянни в фонтане Треви стало одной из самых знаменитых сцен в кинематографе, а слова «дольче вита» («сладкая жизнь» ) и «папарацци» (друга Рубини, назойливого фоторепортера, зовут Папараццо) прочно вошли в международный лексикон.
1 «Восемь с половиной» (1963)
Центральный и самый значимый фильм Феллини, удостоенный двух «Оскаров» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам в черно-белом фильме», а также главного приза Московского международного кинофестиваля. Именно с этим фильмом связан основной вклад Феллини в мировой кинематограф, и именно его называют феллиниевской кинореволюцией.
Когда нужно было писать сценарий, у Феллини начался творческий кризис. Он хотел отказаться от проекта и даже начал писать покаянное письмо продюсеру, но в этот момент технические сотрудники студии пригласили его отметить начало работы над новым фильмом. Феллини понял, что не сможет оставить людей без работы, и решил сделать фильм о самом себе — режиссере, который хочет снять фильм, но не может выйти из творческого тупика.
К этому моменту у Феллини было шесть полных метров, короткометражки в альманахах он посчитал за один фильм, а за половинку — «Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой: так у фильма появилось рабочее название. Позже режиссер хотел его поменять, но команда убедила его, что название нужно оставить.
Главный герой — режиссер Гвидо Ансельми (снова Марчелло Мастроянни) — перед съемками едет на курорт, чтобы поработать над сценарием. Но вместо уединения его ждет вихрь всплывающих и исчезающих образов — актеры, их агенты, старые друзья, коллеги, жена, любовница, мать, давно умерший отец. Гвидо, а вслед за ним и зритель перестает видеть грань между реальностью и иллюзией: Феллини делает переходы между реальным и ирреальным почти неразличимыми. По сути, зритель оказывается у героя в голове, а на экран выплескивается поток сознания режиссера. Этот эстетический эксперимент перевернул представления о возможностях кинематографа.