слабеет жизни гул упорный уходит вспять прилив забот художественный прием
Александр Блок — Венеция: Стих
1
С ней уходил я в море,
С ней покидал я берег,
С нею я был далёко,
С нею забыл я близких…
О, красный парус
В зеленой да?ли!
Черный стеклярус
На темной шали!
Идет от сумрачной обедни,
Нет в сердце крови…
Христос, уставший крест нести…
Адриатической любови —
Моей последней —
Прости, прости!
9 мая 1909
2
Евг. Иванову
Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.
Я в эту ночь — больной и юный —
Простерт у львиного столба.
На башне, с песнию чугунной,
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас.
В тени дворцовой галлереи,
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Всё спит — дворцы, каналы, люди,
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.
Август 1909
3
Слабеет жизни гул упорный.
Уходит вспять прилив забот.
И некий ветр сквозь бархат черный
О жизни будущей поет.
Очнусь ли я в другой отчизне,
Не в этой сумрачной стране?
И памятью об этой жизни
Вздохну ль когда-нибудь во сне?
Кто даст мне жизнь? Потомок дожа,
Купец, рыбак, иль иерей
В грядущем мраке делит ложе
С грядущей матерью моей?
Быть может, венецейской девы
Канцоной нежной слух пленя,
Отец грядущий сквозь напевы
Уже предчувствует меня?
И неужель в грядущем веке
Младенцу мне — велит судьба
Впервые дрогнувшие веки
Открыть у львиного столба?
Мать, что поют глухие струны?
Уж ты мечтаешь, может быть,
Меня от ветра, от лагуны
Священной шалью оградить?
Нет! Всё, что есть, что было, — живо!
Мечты, виденья, думы — прочь!
Волна возвратного прилива
Бросает в бархатную ночь!
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТ Ы ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 20
1. Кто является автором поэм «Страна Муравия», «За далью — даль», «Дом у дороги», «По праву памяти»?
2. Кого из героев Л.Н.Толстого развитая способность к анализу и излишняя склонность к «умствованию» привели к открытию важнейшего закона?
A. Алексей Каренин («Анна Каренина»)
B. Николенька Иртеньев («Отрочество»)
C. Дм. Нехлюдов («Воскресенье»)
D. Андрей Болконский («Война и мир»)
3. Укажите вариант, в котором написание всех слов совпадает с произношением.
A. кнопки, чашка, грядки
B. карнавал, скучный, сердце
C. бедный, шапки, громкий
4. Укажите автора рассказа «Чудик», где говорится о деревенском жителе, который едет на Урал повидать своего брата.
5. Кто из литературных деятелей так отозвался о комедии «Горе от ума»: «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то предельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка»?
6. Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного.
A. В воскресенье двое друзей решили пойти в театр на премьеру спектакля.
B. У меня есть пятеро подруг, с которыми я встречаюсь раз в месяц.
C. Лекции студентам читали трое профессоров.
D. На земном шаре встречается восемь-десять видов этого растения.
7. В каком предложении в словах на месте пропуска пишется одна Н?
A. Гостью провели по ярко освещё..ой лестнице наверх, в зал.
C. На прощание Катерина подарила мне связа..ый ею тёплый свитер.
D. Круглые купола деревьев казались окута..ыми полупрозрачным туманом.
8. Укажите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
A. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки золотые чудесные нерукотворные.
B. Более всех интересовались князем конечно в доме Епанчиных с которыми он уезжая даже не успел и проститься. (Ф.Достоевский)
C. Троекуров уверенный в привязанности своей дочери никогда не мог добиться от неё доверенности. (А.Пушкин)
D. По синеющему небу плыли лёгкие облака облитые золотистыми лучами заходящего солнца.
9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки препинания опущены).
A. Отряд туристов шёл ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по тем горным тропам которые были указаны в путеводителе.
B. Мы подошли к высокому горному склону ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО часу в восьмом.
C. А ВПРОЧЕМ всё это уже происходило со мной когда-то во время путешествия по Кавказу.
D. Стоявший на сцене актёр ПО ЗАМЫСЛУ должен был предстать в образе Ивана Грозного.
10. В каком варианте дана верная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями рву мокрые ветви распустившейся черёмухи. (Л.Толстой)
A. сложноподчинённое предложение с придаточным условия
B. сложноподчинённое предложение с придаточным следствия
C. сложноподчинённое предложение с придаточным уступки
D. сложноподчинённое предложение с придаточным причины
11. Укажите, какова судьба Павла Петровича Кирсанова после смерти Базарова. (роман «Отцы и дети»)
A. продолжает по-прежнему жить в имении с братом
B. занялся хозяйством и благоустройством имения
C. уезжает за границу
D. вернулся в Петербург и ведет светский образ жизни
12. Укажите, в каком примере допущена ошибка в образовании формы превосходной степени имени прилагательного.
A. Дело принимает самый неожиданный поворот.
B. Мы до сих пор вспоминаем его, как одного из самых талантливых преподавателей.
C. Речь оратора произвела на слушателей самое сильнейшее впечатление.
D. В город мы пошли кратчайшей дорогой.
13. В каком варианте все слова следует писать через дефис?
A. (полу)ботинки, (член)корреспондент, (на)перекор
B. (еле)еле, (блок)сигнал, (сине)чёрный
C. (ново)рожденный, (ультра)тонкий, (контр)адмирал
D. (пресс)папье, (время)исчисление, (инфра)красный
14. Укажите значение, соответствующее фразеологизму «набивать оскомину».
A. сильно надоедать
B. вносить неразбериху
C. присваивать чужое
D. делать что-то невозможное
15. Какой художественный приём использован в данных строках?
Слабеет жизни гул упорный.
Уходит вспять прилив забот.
16. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
A. После окончания школы я буду поступать в университет.
B. Листья на деревьях в старом городском парке уже пожелтели.
C. Тёплым весенним днём мы любим сидеть у реки и ловить рыбу.
D. Весь коллектив принял участие в праздновании юбилея.
17. В каком варианте дана верная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Стало темно и улица мало-помалу опустела. (А.Чехов)
A. неопределённо-личное предложение
B. сложносочинённое предложение
C. простое распространённое предложение
D. сложноподчинённое предложение
18. В каком варианте во всех словах пропущена одна и та же буква?
B. скл..няемый, з..рянка, преобр..зиться
C. подл..чить, бл..стать на балу, отм..рание
19. Укажите предложение, в котором противительный союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания опущены).
A. Не род а ум поставлю воеводою.
B. Дни стояли теплые однако мне это не нравилось.
C. Это был конец книги но обещали продолжение.
D. Я успокоился но скоро скука бездействие стали меня мучить.
20. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении.
D. крепкое хозяйство
21. В каком варианте НЕ является частицей и пишется с причастием раздельно?
A) (не)предвиденные обстоятельства
B) (не)выполненная в срок работа
C) (не)навидящий противника
D) (не)заправленная постель
22. Какой герой русской литературы был взращен в мире, который представляет собой «благословенный уголок земли», заботливо оберегаемый ласковыми объятьями неба от всяких невзгод?
23. Укажите причастие совершенного вида.
24. Для какого поэта любовь не столько источник мучений, сколько чистый родник жизненно светлых и радостных ощущений, согревающих душу?
Не только я в тебя влюблен — влюбилась Фергана,
25. Укажите слово, не входящее в ряд родственных.
26. Укажите бессоюзное сложное предложение.
A. Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
B. То солнце светит, то идёт дождь.
C. Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D. Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
27. Укажите вариант, в котором все выделенные слова пишутся раздельно.
A. выполнить (в)ручную; просмотреть (на)ходу
B. поставить (в)тупик; ответить (за)просто
C. пойти (на)мировую; быть (во)всеоружии
D. поднять (в)шестером; повернуть (на)лево
28. Укажите несклоняемое существительное.
29. Укажите автора поэтических сборников «Вечер», «Подорожник», «Чётки», «Белая стая».
30. Укажите, из какого стихотворения А.С.Пушкина взяты следующие строки:
Венеция
1
С ней уходил я в море,
С ней покидал я берег,
С нею я был далёко,
С нею забыл я близких…
О, красный парус
В зеленой да? ли!
Черный стеклярус
На темной шали!
Идет от сумрачной обедни,
Нет в сердце крови…
Христос, уставший крест нести…
Адриатической любови —
Моей последней —
Прости, прости!
9 мая 19092
Евг. Иванову
Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.
Я в эту ночь — больной и юный —
Простерт у львиного столба.
На башне, с песнию чугунной,
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас.
В тени дворцовой галлереи,
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Всё спит — дворцы, каналы, люди,
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.
Август 19093
Слабеет жизни гул упорный.
Уходит вспять прилив забот.
И некий ветр сквозь бархат черный
О жизни будущей поет.
Очнусь ли я в другой отчизне,
Не в этой сумрачной стране?
И памятью об этой жизни
Вздохну ль когда-нибудь во сне?
Кто даст мне жизнь? Потомок дожа,
Купец, рыбак, иль иерей
В грядущем мраке делит ложе
С грядущей матерью моей?
Быть может, венецейской девы
Канцоной нежной слух пленя,
Отец грядущий сквозь напевы
Уже предчувствует меня?
И неужель в грядущем веке
Младенцу мне — велит судьба
Впервые дрогнувшие веки
Открыть у львиного столба?
Мать, что поют глухие струны?
Уж ты мечтаешь, может быть,
Меня от ветра, от лагуны
Священной шалью оградить?
Нет! Всё, что есть, что было, — живо!
Мечты, виденья, думы — прочь!
Волна возвратного прилива
Бросает в бархатную ночь!
Андрей Турков. Александр Блок
Часть 10
Быть может, и ему выпадет такая же удача, как герою его любимой гамсуновской «Виктории», о книге которого говорилось, что она «написана была вдали от родины, далека от событий и людей отчизны, а потому была ароматична и крепка, как выдержанное вино»!
Вот Блоки и в Венеции. Их комнаты в гостинице выходят на море, которое виднеется как в раме из цветов, стоящих на окнах.
Ласкает взор зеленая вода, освежающе тянет ветерком с лагуны. В ничем не тревожимую, полную достоинства задумчивость погружены мадонны Джованни Беллини. Его картины очень нравятся Блоку своим глубоким покоем.
На морском берегу можно поиграть с крабами, побродить по песку, собирая раковины. В их перламутровом сияний, в извивах линий мерещились какие-то изображения.
Если долго вглядываться, они начинали обретать какую-то реальность. Того и гляди выплывут врубелевские «души» раковин с их тревожными глазами.
Да нет, не только поэтому вспомнился Чехов. Он был последним из русских впечатлений, высочайшим, и вот Россия вдали, а оно живет и не уступает всем прекрасным видениям Италии.
Вот было бы странное и прекрасное надгробие: человек лежит на травке и смотрит в небо!
А Суворин напрасно возмущался: чеховское безразличие было внешним. Венеция-то ему очень понравилась.
«Русскому человеку, бедному и приниженному, здесь в мире красоты, богатства и свободы не трудно сойти с ума. Хочется навеки здесь остаться, а когда «тоишь в церкви и слушаешь орган, то хочется принять католичество».
Прекрасная, стыдливая душа. Все спрятано за шуткой, никаких воплей о своем патриотизме, а как ясно: нельзя «навеки здесь остаться».
Пройдут месяцы, и Блок напишет:
Но этот светлый запев цикла «Венеция» сменяется потом дотами тревоги и трагедии.
Память о русских кошмарах высвечивала и в истории Венеции мрачные страницы, когда, по словам исследователя, «государство надзирало за всем; не преувеличивая, можно сказать, что ему был известен каждый шаг каждого человека»: «Оно следило за нарядами, за семейными нравами, за привозом вин, за посещением церквей, за тайными грехами, за новыми модами, за старыми обычаями. Оно допускало только то, что находило нужным. «
И как преображается радостный пейзаж Венеции:
Гибель библейского пророка ассоциируется здесь с участью самого поэта. К этой же теме Блок вскоре вернется еще раз, в поэме «Возмездие»:
«Страшная апатия» овладевает поэтом при мысли о будущем:
В памяти всплывают кровавый рубец от казацкой нагайки, с которым долго ходил брат поэта Иннокентия Анненского, журналист и общественный деятель, рассказы о жестоком избиении поэта Леонида Семенова, о наряде полиции, который ввели во время прощальной лекции Менделеева в университете (Анна Ивановна, вдова ученого, которая вместе с Блоками находилась в Венеции, вспоминала, как ассистенты увели его, плачущего от такого посрамления «храма науки»).
Почем знать, чем встретит родина Блока?!
Ведь обвинят же через год В. А. Серова в «оскорблении пристава 1-го участка Тверской части» Москвы и полицейский явится к матери художника с предупреждением, что по пробытии из-за границы сын ее, академик, осмелившийся написать «дерзкое» письмо «в часть», может быть арестован.
В застывшей истории Блок слышит не тишину умиротворения. «Остановившееся» мгновенье, запечатленное в камне, не так уж беспримесно прекрасно:
Быть может, перед нами, как считает один из исследователей творчества поэта, П. Громов, «притаившаяся, временно свернувшаяся, уснувшая, но готовящая силы для нового взрыва жизнь»?
Вечной ночи нет! Жизнь воскресает, и художник должен свершать свой труд, быть мудрым свидетелем происходящего.
Эти мысли не существуют у Блока в чистом, сформулированном виде. Напротив, они где затуманены, осложнены, где доведены до полемической крайности.
И как реакция, следует резкий вывод о необходимости бегства в келью искусства: «Только бы всякая политика осталась в стороне».
Черные волны отчаянья уже переливаются через борт:
И вот уже блестят впереди станционные огни пограничной станции, как пуговицы на мундире.
«. где-нибудь хоть на травке полежать».
Трагичны стихи Блока этого времени! «Сонмы лютые чудовищ», «страшный мир» обступают поэта со всех сторон, прокрадываются в его собственную душу. Таково основное настроение его книги «Ночные часы» (1911).
Быть может, нигде тогдашнее мироощущение Блока не сказалось с такой ясностью, как в стихотворении «На островах»:
В прекрасный зимний пейзаж, в поэтичнейшую картину ночного свидания неожиданно вплетается горькая нотка. Тени любовной пары воспринимаются как преследующее, тягостное воспоминание о том, что все это уже не раз было. И тогда оказывается, что горечью было проникнуто уже первое слово стихотворения: «Вновь».
Радостная неожиданность, надежда найти в возлюбленной идеальные черты, богатство души уступила место невеселой трезвости:
Очень выразительна эта перекличка рыдающего города с вымаливающим смерти человеком. Но в окончательном варианте Блок убирает эту тему в подтекст; так и в целом ряде других стихов мысль о собственной смерти увидена на «экране» чужой судьбы:
Летом 1910 года Блоку потребовалось по делам поехать в Петербург из Шахматова. Свой обратный путь он описал в письме Е. П. Иванову:
Эти мимолетные впечатления тут же разительно трансформировались, в них вошло что-то от знаменитой сцены из толстовского «Воскресения», когда Катюша бежит на станцию к поезду Нехлюдова, и от некрасовского стихотворения «Что ты жадно глядишь на дорогу. «. И демонический образ Фаины, тоскливо ждущей «жениха», вдруг претворился в житейски обыденную и вместе с тем полную высокого драматического накала фигуру героини нового стихотворения.
Обыкновение провинциальных жителей выходить посмотреть на проходящие поезда претворяется у Блока в символ пустоты существованья, попусту пропадающих сил. Нехитрые радости и упованья простодушной девушки («Быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон») перекликаются с жаждой иного, осмысленного, разумного существованья, которой томится и сам Блок и все лучшее в стране и народе. Но все эти ожиданья напрасны:
Рядом с Фаиной существовал таинственный Спутник, «огромный, грустный», усталый, с трудом сохраняющий власть над этой мятущейся женской душой, во многом олицетворяющей Россию.
Так в частной судьбе проступают глубоко трагические черты времени.
В начале 1910 года умирают Комиссаржевская и Врубель.
Врубелевские работы долго служили поводом для тупых обывательских острот, как одно время и стихи самого Блока.
К аналогиям с Врубелем часто прибегали литераторы-символисты уже при оценке раннего творчества Блока. Еще чаще сопоставляли их позже, когда, по выражению Сергея Соловьева о Блоке, «белые краски исчезали с его палитры, заменялись розовыми, чтобы погаснуть в черно-фиолетовых сплавах, в диком врубелевском колорите».
Через год, по свидетельству очевидцев, на кладбище вокруг вдовы и сестры художника собралась тесная группа близких друзей, и Блок снова был среди них.
порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие, синие пределы человеческой здешней жизни».
Он писал о всеобщей влюбленности его поколения в Комиссаржевскую, в то, к чему она призывала своим искусством, которое возбуждало страстные дебаты среди близких Блоку людей.
Запальчивость поэта объясняется тем, что символизм в этот момент подвергается ожесточенным наскокам.
Он различал в критике символизма не только верное, о чем он сам говорил раньше, но и сугубо чуждое его взгляду на искусство.
Блок как бы в ответ ему говорит о «вдохновении тревожном, где мрачное пламя сжигает художника наших дней, художника, который обречен чаще ненавидеть, чем любить. «.
Кларисты и акмеисты призывают описывать вещный мир как он есть, без символических ухищрений. Многие их нападки очень остроумны: они посмеиваются, что при символистском взгляде на мир «на столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это может значить такое, что сам потом не рад будешь».
Но Блок не может и не хочет ограничиваться этим новым, эстетизированным видом натурализма.
В апреле 1910 года Блок выступает с докладом «О современном состоянии русского символизма».
Новорожденным течениям он решительно предпочитает символизм, который, по верной характеристике современного исследователя Л. К. Долгополова, был в понимании поэта литературным течением, возникшим на почве тревожного ожидания и предчувствия событий всемирно-исторического значения.
Андрей Белый пишет старому другу восторженное письмо: доклады Блока и Вячеслава Иванова о символизме вместе с его собственной деятельностью в Москве по созданию издательства «Мусагет» и поэтических курсов кажутся ему преддверием нового взлета начавшего угасать течения.
заменить систему кораблей системой «подводных забронированных лодок». Пока на поверхности уныние, у нас в катакомбах кипит деятельная работа по сооружению подводного флота. И мы уверены и тверды».
В свою очередь, и Сергей Соловьев предлагает Блоку «ликвидировать наш раздор».
А Сергею Соловьеву, восхищавшемуся циклом «На поле Куликовом», где он «радостно узнал мощные и светлые звуки прежнего певца «Прекрасной Дамы», Блок ответил!
«Если б я не написал «Незнакомку» и «Балаганчик», не было бы написано и «Куликово поле» <"Письма Александра Блока", 1925, стр. 36.>.
Андрей Белый беспокоился, что включение в его книгу «Арабески» старых полемических статей против Блока заденет адресата. Блок вежливо успокаивает его и добавляет:
«Реставрация» символизма не удалась, и это выяснилось очень скоро. Напротив, он все больше обнаруживал свою преходящесть и исчерпанность.
Характерно, что в это время не удается осуществить издание журнала, задуманного поэтом-символистом В. А. Пястом, с которым Блок вновь сблизился в конце 1910 года, и либеральным профессором Е. В. Аничковым.
Блок сначала принял горячее участие в этом начинании и должен был быть третьим редактором журнала. Быть может, им, как уже однажды в 1908 году, овладели «мечты о журнале с традициями добролюбовского «Современника». Во всяком случае, он стремился к тому, чтобы специфически символистский дух не главенствовал в журнале.
Пяст предлагал откровенно назвать журнал «Символист», Блок рекомендовал более нейтральные имена: «Путник» или «Стрелец», и настаивал на том, чтобы ни Пяст, ни он сам не брали на себя руководящей, направляющей роли в журнале.
В числе ближайших сотрудников должен был быть Вячеслав Иванов. Однако вскоре выяснилось решительное несогласие с ним.
Блок стал разочаровываться в издании.
В свою очередь, отказался от сотрудничества и Вячеслав Иванов, отказался с сожалением, чувствуя, что в Блоке существует еще какая-то свежая, неиспользованная сила.
Конечно, талантливый и лукавый Василий Шуйский символизма, как назвал Вячеслава Иванова один из современников, умел тонко и умно польстить, но тут, кажется, он говорил сущую правду о столкновении блоковского «ветра» с «карточными домиками» символистских схем.
И как перекликаются с этим воспоминания самого Блока:
Годом позже Блок пишет стихотворное послание «Вячеславу Иванову», ознаменовывая им свое расставание с тем, кто на время показался ему союзником:
И вот финал стихотворения:
Быть может, хотя об этом можно только догадываться, «печальный, нищий, жесткий» герой стихотворения сродни лермонтовскому пророку, который тоже «наг и беден».
Русское искусство на грани двух первых десятилетий века явно переживало кризис новых течений, и сами их представители, наиболее чуткие и прозорливые, ощущали это. Они стали замечать не только, что приобретено на новых путях, но и что потеряно.
Давно ли слово «передвижники» часто звучало в устах молодых художников как синоним живописной консервативности и игнорирования художественной формы? Но вот уже в 1909 году появляется статья художника Василия Милиотти «Забытые заветы».
Одно из парижских изданий произвело опрос своих читателей и выяснило, что «акции» символизма и импрессионизма сильно упали. Комментируя это, французский критик Шарпентье писал о символизме: «В стремлении своем навязать нам существенное он заволок выражение этого существенного такой мечтой, таким туманом, что на время отвратил нас от всяких новых усилий и новых исканий. Он вцепился в горло лирике и прервал ее дыхание. Большие вопросы он заменил вопросами мелкими. он заставил нас раскрыть наши уши, которые до тою порядочно-таки обленились, и это остается его неоспоримой заслугой, но нового он нам немного сказал».
Художник Л. Бакст писал, что художники заняты «раскапыванием своего утонченнейшего «я», раскладыванием миниатюрных бирюлек, точно искусство конца девятнадцатого века стало близоруко и похоже на ту пастушку Андерсена, которая испугалась глубины и грандиозности необъятного звездного неба и попросилась домой к себе, на уютный камин».
пусть не без блеска, но не дающие представить себе лица Времени.
Аналогичные упреки в преобладании на картинных выставках этюдов, в «узости и ограниченности пейзажа «настроений» звучат и в статьях художественных критиков.
Любопытно, что поэт, готовя издание своих произведений в «Мусагете», заносит в записную книжку (4 июня 1911 г.):
Эти размышления охватывают Блока все сильнее, ибо он делает решительную попытку подняться над миром на орлиных крыльях эпоса.
Контрольная работа по поэме А.Блока «Двенадцать»
Контрольная работа по поэме А. А. Блока «Двенадцать». Задание I Тест
1). Цветовая гамма чрезвычайно значима в поэзии А. А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?
А) красный и желтый Б) белый и черный В) красный и чёрный Г) белый и красный
2). Назовите основное сюжетообразующее событие в произведении «Двенадцать».
А) шествие 12 красногвардейцев Б) появление представителей «старого мира». В) убийство Катьки.
Г) появление Петрухи.
3).Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать»?
А) этот образ олицетворяет разрушительную силу. Б) является объектом насмешки автора
В) соединяет в себе созидающее и разрушительное начала.
4). Отметьте всех представителей «старого мира» из поэмы «Двенадцать»
А) поп Б) Катька В) двенадцать красноармейцев Г) буржуй
5). В образе кого в поэме «Двенадцать» представлен «старый мир»?
А) в образе паршивого, безродного пса Б) в образе горластого петуха В) в образе попа
6). Выберите из перечисленного, что не символизирует образ Иисуса Христа в конце поэмы?
А) символ обновления всего старого Б) символ непоколебимости старого мира В) символ любви Г) символ веры и надежды
7). Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Что из перечисленного не используется Блоком:
8). Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите мнение Блока.
А) Христа ведут на расстрел большевики
Б) Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»
В) В образе Христа – спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России
9). Соотнесите цвет и понятие, которое он символизирует в поэме
1. Черный 1.переходный период
2. Белый 2.старый мир
3. Красный 3.вера в будущее
10). Укажите символ, который не относится к цифре 12 в поэме.
А) количество глав в поэме Б) количество красноармейцев В) общее количество персонажей в поэме Г)12 апостолов
11). Соотнесите строки из поэмы и то понятие, которому они соответствуют.
Нынче будут грабежи 1. озорная речь
2. Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина… 2. марш
3. Как пошли наши ребята
В красной армии служить…. 3.городской романс
4. Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! 4. частушка
Больно ножки хороши 5. солдатская песня
Выписать из приведенных ниже четверостиший все эпитеты и метафоры, олицетворения
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Слабеет жизни гул упорный
Уходит вспять прилив забот.
И некий ветр сквозь бархат черный
О жизни будущей поёт.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Всё, что память сберечь мне старается,
Пропадает в безумных годах,
Но горящим зигзагом взвивается
Эта повесть в ночных небесах
Соотнесите изобразительное средство речи в каждом предложении с соответствующим понятием из слов для справок.
1.По низким холмам раскинулись леса, в которых не ступала нога человека. В лесах попадались глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.
2. Уже вечерело. Далеко над лесом висел серп месяца. Катерина Ивановна остановилась около большой липы.
3. Кому не понятно, что все люди на Земле равны?! Кому не понятно, что род человеческий един?!
4. Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь.
5. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
6. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
7. Куликово поле… Кто же о нём не слышал! Великий князь Московский Дмитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы.
8. Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
9. Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит.
10. И он готов ради этого трудиться не покладая рук.
Слова для справок: 1. лексический повтор, 2. фразеологизм, 3. сравнение, 4. метонимия, 5. именительный темы, 6. инверсия, 7. эпифора, 8. аллитерация, 9. анафора, 10. метафора.
Чаши винной, улыбкою невинной, в тяжелозмейных волосах, ледяная рябь, гул упорный, бархат черный, в безумных годах, горящим зигзагом, ночные небеса.
3 задание – изобразительные средства речи
Лексический повтор 1-1
Именительный темы 7- 5
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-365987
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.