слабеет жизни гул упорный метафора

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 22

1. В каком варианте НЕ является частицей и пишется с причастием раздельно?

A. (не)предвиденные обстоятельства

B. (не)выполненная в срок работа

C. (не)заправленная постель

D. (не)навидящий противника

2. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

C. по-весеннему ТЁПЛЫЙ

3. Укажите, к какой группе относятся данные слова: информационный — информативный

4. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

A. После того как Степан Аркадьевич ушёл она вернулась на диван где дети быстро окружили её со всех сторон.

B. Если ты хочешь услышать мою исповедь относительно твоего поступка то я скажу тебе что не верю чтобы в этом было что-то плохое.

C. Я узнал что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована.

D. Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как бы нам хотелось.

5. Укажите сложносочинённое предложение.(знаки препинания не расставлены).

A. Когда командир не робеет бойцы за ним в огонь и в воду идут.

B. Это и была школа куда меня направили.

C. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

D. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые места.

6. В каком варианте даны существительные только третьего склонения?

A. уголь, якорь, рожь

B. совесть, кость, степь

7. В каком стихотворении Н. Гумилев противопоставляет реальный и выдуманный мир:

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из другой страны,

И мне нравится не гитара,

D. «Заблудившийся трамвай»

8. Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

A. Через каких-то десять минут старенький на вид автобус прибыл к пункту назначения.

B. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

C. Не всякий художник сможет с точностью изобразить реалии сегодняшнего дня.

D. Ей не давал покоя вчерашний разговор о подготовке к новогоднему представлению.

9. В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется И?

A) кресл..це, звоноч..к, лист..к

B) куст..к, виш..нка, поясоч..к

C) ключ..к, кормил..ца, шалаш.. к

D) пугов..чка, брат..ц, писат..ль

10. Укажите причастие совершенного вида.

11. Укажите поэта, который в своих стихотворениях «Восток», «Планета Марс», «Великому тюркскому племени» воспевает родовые корни туранского народа, осмысливает историческую судьбу своей страны.

12. Укажите слово, не входящее в ряд родственных.

13. В каком варианте ко всем словам можно подобрать проверочные слова?

A. суверенный, метонимия

B. оживлённый, смешной

C. панорама, троллейбусный

D. галерея, интерпретация

14. Укажите предложение с вводным словом, выражающим порядок мыслей, их связь, итог (знаки препинания не расставлены).

A. Руки мои к несчастью дрожали горло сохло.

B. Нынешняя молодёжь к сожалению какая-то не очень активная.

C. Он велел наконец запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее и выехал со двора.

D. Мне кажется нашей литературе свойственно понимание формы художественного произведения как метода разрешения идейной задачи.

15. Какой художественный приём использован в данных строках?

Слабеет жизни гул упорный.

Уходит вспять прилив забот.

16. Укажите, из какого стихотворения А.С.Пушкина взяты следующие строки:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

D. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

17. Какой герой романа XIX века вспоминает о неисполненных мечтах юности, «плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда угаснувшем идеале жизни, как плачут по дорогом усопшем, с горьким чувством сознания, что не довольно сделали для него при жизни»?

18. Укажите вариант, в котором допущена ошибка в написании слова.

19. Укажите, в каком слове мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных.

20. Кто является автором поэм «Страна Муравия», «За далью — даль», «Дом у дороги», «По праву памяти»?

21. Укажите частицы, которые выражают сомнение.

22. В каком варианте придаточная часть стоит в середине главного предложения (знаки препинания не расставлены)?

A) С улицы которая была полна народу доносились громкие крики.

B) Раз никому нет дела до меня останусь и буду жить как жила. (А.Фадеев)

C) Как невозвратная струя бежит блестит и исчезает так жизнь и юность убегает. (А.Пушкин)

D) Он ещё продолжал ощущать радость когда входил в дом полный русских игрушек. (В.Набоков)

23. Укажите поэта, «самородка северного края», автора стихотворных строк:

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далёк,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

25. В каком из произведений Н.А.Некрасова так рассказывается о трудной жизни крестьянки?

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

A. «Орина, мать солдатская»

B. «Мороз, Красный нос»

26. Укажите предложение с однородными сказуемыми.

A. На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке. (А.Пушкин)

B. По всей заводи густо цвели белые лилии и жёлтые кувшинки. (И.Соколов-Микитов)

C. Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. (И. Тургенев)

D. В глубокой тишине чётко и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья. (И.Бунин)

27. Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного.

A. В воскресенье двое друзей решили пойти в театр на премьеру спектакля.

B. Лекции студентам читали трое профессоров.

C. У меня есть пятеро подруг, с которыми я встречаюсь раз в месяц.

D. На земном шаре встречается восемь-десять видов этого растения.

28. Определите, какой героине романа «Преступление и наказание» принадлежит данный портрет: «Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее.»

B. Дуня Раскольникова

C. Катерина Ивановна

29. Укажите предложение с необособленным определением (знаки препинания не расставлены).

A) Собака лежавшая у дверей была внушительных размеров.

B) Уехавшие на дачу соседи вернулись только в начале сентября.

C) Врач просидевший всю ночь у постели пациента выглядел очень усталым.

D) Студент сдавший экзамены на отлично был в приподнятом настроении.

30. Укажите, какому поэту XIX века принадлежит данное стихотворение.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

слабеет жизни гул упорный метафора

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

слабеет жизни гул упорный метафора

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

слабеет жизни гул упорный метафора

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Главные члены предложения.Сезонные изменения в природе зимой «

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188808 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

слабеет жизни гул упорный метафора

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

слабеет жизни гул упорный метафора

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

слабеет жизни гул упорный метафора

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

слабеет жизни гул упорный метафора

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

слабеет жизни гул упорный метафора

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

слабеет жизни гул упорный метафора

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов

ТЕСТ Ы ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 20

1. Кто является автором поэм «Страна Муравия», «За далью — даль», «Дом у дороги», «По праву памяти»?

2. Кого из героев Л.Н.Толстого развитая способность к анализу и излишняя склонность к «умствованию» привели к открытию важнейшего закона?

A. Алексей Каренин («Анна Каренина»)

B. Николенька Иртеньев («Отрочество»)

C. Дм. Нехлюдов («Воскресенье»)

D. Андрей Болконский («Война и мир»)

3. Укажите вариант, в котором написание всех слов совпадает с произношением.

A. кнопки, чашка, грядки

B. карнавал, скучный, сердце

C. бедный, шапки, громкий

4. Укажите автора рассказа «Чудик», где говорится о деревенском жителе, который едет на Урал повидать своего брата.

5. Кто из литературных деятелей так отозвался о комедии «Горе от ума»: «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то предельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка»?

6. Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного.

A. В воскресенье двое друзей решили пойти в театр на премьеру спектакля.

B. У меня есть пятеро подруг, с которыми я встречаюсь раз в месяц.

C. Лекции студентам читали трое профессоров.

D. На земном шаре встречается восемь-десять видов этого растения.

7. В каком предложении в словах на месте пропуска пишется одна Н?

A. Гостью провели по ярко освещё..ой лестнице наверх, в зал.

C. На прощание Катерина подарила мне связа..ый ею тёплый свитер.

D. Круглые купола деревьев казались окута..ыми полупрозрачным туманом.

8. Укажите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

A. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки золотые чудесные нерукотворные.

B. Более всех интересовались князем конечно в доме Епанчиных с которыми он уезжая даже не успел и проститься. (Ф.Достоевский)

C. Троекуров уверенный в привязанности своей дочери никогда не мог добиться от неё доверенности. (А.Пушкин)

D. По синеющему небу плыли лёгкие облака облитые золотистыми лучами заходящего солнца.

9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки препинания опущены).

A. Отряд туристов шёл ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по тем горным тропам которые были указаны в путеводителе.

B. Мы подошли к высокому горному склону ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО часу в восьмом.

C. А ВПРОЧЕМ всё это уже происходило со мной когда-то во время путешествия по Кавказу.

D. Стоявший на сцене актёр ПО ЗАМЫСЛУ должен был предстать в образе Ивана Грозного.

10. В каком варианте дана верная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?

Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями рву мокрые ветви распустившейся черёмухи. (Л.Толстой)

A. сложноподчинённое предложение с придаточным условия

B. сложноподчинённое предложение с придаточным следствия

C. сложноподчинённое предложение с придаточным уступки

D. сложноподчинённое предложение с придаточным причины

11. Укажите, какова судьба Павла Петровича Кирсанова после смерти Базарова. (роман «Отцы и дети»)

A. продолжает по-прежнему жить в имении с братом

B. занялся хозяйством и благоустройством имения

C. уезжает за границу

D. вернулся в Петербург и ведет светский образ жизни

12. Укажите, в каком примере допущена ошибка в образовании формы превосходной степени имени прилагательного.

A. Дело принимает самый неожиданный поворот.

B. Мы до сих пор вспоминаем его, как одного из самых талантливых преподавателей.

C. Речь оратора произвела на слушателей самое сильнейшее впечатление.

D. В город мы пошли кратчайшей дорогой.

13. В каком варианте все слова следует писать через дефис?

A. (полу)ботинки, (член)корреспондент, (на)перекор

B. (еле)еле, (блок)сигнал, (сине)чёрный

C. (ново)рожденный, (ультра)тонкий, (контр)адмирал

D. (пресс)папье, (время)исчисление, (инфра)красный

14. Укажите значение, соответствующее фразеологизму «набивать оскомину».

A. сильно надоедать

B. вносить неразбериху

C. присваивать чужое

D. делать что-то невозможное

15. Какой художественный приём использован в данных строках?

Слабеет жизни гул упорный.

Уходит вспять прилив забот.

16. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

A. После окончания школы я буду поступать в университет.

B. Листья на деревьях в старом городском парке уже пожелтели.

C. Тёплым весенним днём мы любим сидеть у реки и ловить рыбу.

D. Весь коллектив принял участие в праздновании юбилея.

17. В каком варианте дана верная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?

Стало темно и улица мало-помалу опустела. (А.Чехов)

A. неопределённо-личное предложение

B. сложносочинённое предложение

C. простое распространённое предложение

D. сложноподчинённое предложение

18. В каком варианте во всех словах пропущена одна и та же буква?

B. скл..няемый, з..рянка, преобр..зиться

C. подл..чить, бл..стать на балу, отм..рание

19. Укажите предложение, в котором противительный союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания опущены).

A. Не род а ум поставлю воеводою.

B. Дни стояли теплые однако мне это не нравилось.

C. Это был конец книги но обещали продолжение.

D. Я успокоился но скоро скука бездействие стали меня мучить.

20. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении.

D. крепкое хозяйство

21. В каком варианте НЕ является частицей и пишется с причастием раздельно?

A) (не)предвиденные обстоятельства

B) (не)выполненная в срок работа

C) (не)навидящий противника

D) (не)заправленная постель

22. Какой герой русской литературы был взращен в мире, который представляет собой «благословенный уголок земли», заботливо оберегаемый ласковыми объятьями неба от всяких невзгод?

23. Укажите причастие совершенного вида.

24. Для какого поэта любовь не столько источник мучений, сколько чистый родник жизненно светлых и радостных ощущений, согревающих душу?

Не только я в тебя влюблен — влюбилась Фергана,

25. Укажите слово, не входящее в ряд родственных.

26. Укажите бессоюзное сложное предложение.

A. Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

B. То солнце светит, то идёт дождь.

C. Там счастье не диво, где трудятся красиво.

D. Ей казалось, что всё вокруг переменилось.

27. Укажите вариант, в котором все выделенные слова пишутся раздельно.

A. выполнить (в)ручную; просмотреть (на)ходу

B. поставить (в)тупик; ответить (за)просто

C. пойти (на)мировую; быть (во)всеоружии

D. поднять (в)шестером; повернуть (на)лево

28. Укажите несклоняемое существительное.

29. Укажите автора поэтических сборников «Вечер», «Подорожник», «Чётки», «Белая стая».

30. Укажите, из какого стихотворения А.С.Пушкина взяты следующие строки:

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Изобразительные средства языка

Тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора) обогащают речь, делают её более образной. Без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст.
В данной статье рассказано о самых употребляемых средствах языковой выразительности, приведены примеры их использования выдающимися русскими поэтами и писателями XIX – XX вв.

Вот ещё примеры эпитетов:
Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (Солоухин) – эпитеты: СЛАДЧАЙШИЕ, ДРАГОЦЕННЫЕ, ПАМЯТНЫЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. (Михалков) – эпитеты : СКАЗОЧНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИМИ.

Олицетворение – приём, состоящий в перенесении признаков и свойств живых существ на неодушевлённые предметы, часто на явления природы.

Примеры олицетворений:
О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать.

Сурово метелица выла
И ветром кидала в окно,
Невесело солнце всходило,
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно. (Некрасов)

Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза. (Есенин)

Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. (Астафьев)

Как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. (Нагибин) – городу здесь приписываются качества характера человека – беспечность и щедрость.
Вьюга злится, вьюга плачет… (Пушкин)

Сравнение – уподобление одного предмета, явления или понятия другому на основании их схожести по какому-либо признаку.

1. Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, РОВНО и др.
Например:
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток. (Никитин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (Есенин)
2. Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа.
Например: Лежал закат костром багровым. (Ахматова)
Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паустовский)
3. Сравнение может создаваться и с помощью слов, прямо указывающих на схожесть явлений: ПОХОЖ, НАПОМИНАЕТ, КАЖЕТСЯ и др. Например: В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (Паустовский)
4. К сравнениям относятся и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Можно сказать, что в основе метафоры лежит не обозначенное формально (например, при помощи сравнительных союзов) сравнение.

Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (Астафьев) – вершины деревьев, волнуемые ветром, находящиеся в непрерывном движении, кажутся писателю «кипящими».

А.С.Пушкин, подчёркивая различие характеров главных героев романа «Евгений Онегин» Онегина и Ленского, использует антитезу:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
А вот пример антитезы из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Антитезой начинается поэма А.А.Блока «Двенадцать»:
Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф.
ПОЛНЫЙ параллелизм – расположение членов предложения строго в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми формами.
Например: Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды…(М.Ю.Лермонтов) – здесь первая и вторая строки синтаксически построены совершенно одинаково: сказуемое, выраженное краткой формой прилагательного, далее следует согласованное определение, выраженное прилагательным в полной форме, и, наконец, подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
Ещё один пример полного параллелизма встречается в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»: Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

Полный параллелизм встречается редко. Гораздо больше примеров НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.
Например: Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. (Ф.А.Искандер)
Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко в сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту…
Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волн и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (В.А.Сухомлинский)

На риторический вопрос, в отличие от обычного вопроса, мы не ожидаем ответа, так как в нём уже содержится утверждение или отрицание, а задаётся он с целью привлечь внимание читателя, повысить эмоциональность высказывания.
Вот примеры риторических вопросов из стихотворений К.Н.Батюшкова:

Кто в жизни не любил?
Кто раз не забывался,
Любя, мечтам не придавался
И счастья в них не находил?

Тебе ль оплакивать утрату юных дней?
Ты в красоте не изменилась
И для любви моей
От времени ещё прелестнее явилась.

Вопросы, задаваемые поэтом, являются риторическими потому, что он не ждёт ответа на них, а утверждает, что каждый в своей жизни любил, предавался мечтам и был этим счастлив, что героине не стоит оплакивать ушедшую юность, потому что она по-прежнему прекрасна и по-прежнему любима.
Ещё один пример риторического вопроса мы находим на последней странице повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! – писатель хочет сказать нам, что нет таких огней, мук и такой силы, которая пересилила бы русскую силу. Форма риторического вопроса придаёт этому утверждению большую выразительную, эмоциональную силу.
Надо помнить, что после риторического вопроса может ставиться не только вопросительный знак, но и восклицательный.

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки. Хрестоматийным примером иронии является обращение Лисы к Ослу в басне И.А.Крылова «Лисица и осёл»: Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» ирония звучит в монологах Чацкого. Вот как он говорит об услужливости Молчалина:
Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит!
Там в пору карточку вотрёт!
А с такими словами Чацкий обращается к Фамусову, покидая его дом и Москву:
Я сватаньем своим не угрожаю вам.
Другой найдётся, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Вот примеры иронии из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…
…Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова…
Обратный смысл может быть придан не только слову или выражению, но и целому произведению. Примером может служить стихотворение Н.А.Некрасова «Современная ода»:
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко…

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.

Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь.
В этом стихотворении можно увидеть высшую степень проявления иронии – САРКАЗМ (греческое sarkasmos буквально переводится: рву мясо).

ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления. Литота – образное выражение, противоположное гиперболе, содержит непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. предмета или явления. Гипербола встречается в художественной литературе и публицистике часто, а литота гораздо реже.
Гипербола – один из излюбленных приёмов устного народного творчества. Например, в былине о Вольге и Микуле крестьянин Микула Селянинович наделён огромной силой: он поднимает одной рукой, отряхивает и бросает под ракитовый куст свою соху, которую не могла сдвинуть с места вся дружина князя. У героя другой былины Ильи Муромца такой могучий конь, что, отслужив заутреню (утреннюю церковную службу) в Муроме, к обедне (обеденной церковной службе) Илья собирается прискакать на своём коне «в стольный Киев-град». (От Мурома, города во Владимирской области, до Киева не менее тысячи километров по прямой).

Вот ещё примеры гиперболы:
У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.В.Гоголь)
Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.В.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это. (В.В.Маяковский)
А это примеры литоты:
Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых : Прометей, решительный Прометей! В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (Н.В.Гоголь)

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более
напёрстка.
Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка! (А.С. Грибоедов)

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (И.А.Ильф и Е.П.Петров)

Градация – стилистический приём, состоящий в расположении слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или эмоциональной значимости (ВОСХОДЯЩАЯ градация). Если слова, выражения расположены в порядке УБЫВАНИЯ смысловой или эмоциональной значимости, то это НИСХОДЯЩАЯ градация. Восходящая градация в художественной литературе и публицистике встречается гораздо чаще, чем нисходящая.

Вот пример восходящей градации из рассказа В.П.Астафьева «Блажь»:

Жёлто было от листа берёзового, плавно и осторожно падающего. ЯРКО, ПЛАМЕННО, РАСКАЛЁННО было на дорожках от листа кленового и ясеневого.

Пример нисходящей градации находим в рассказе В.П.Астафьева «Постскриптум»:
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех нас ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, ИЗВИНИТЬСЯ за всех нас и РАССКАЗАТЬ, как я в детстве…

Аллегория – конкретное изображение предмета или целой сцены, которое заменяет и наглядно представляет абстрактное понятие. На основе аллегории строится басня, где через конкретные образы (чаще всего – животных) показываются черты характеров людей. Как вы знаете, басня обычно заканчивается или, реже, начинается моралью. Мораль помогает понять, какие абстрактные понятия кроются за конкретными образами героев басен.

Для примера проанализируем басню И.А.Крылова «Две бочки».
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся:
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страха жмётся,
Её заслышавши издалека.
Но как та бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой велика.
За конкретной, детально описанной бытовой сценкой вдумчивый читатель видит человеческие характеры, противопоставленные друг другу: серьёзный, умный, деловой человек и недалёкий болтун, расхваливающий себя. И чтобы направить мысль читателя в нужное русло, поэт заканчивает басню моралью:
Кто про дела свои кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов, истинно – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он думу
Без шуму.
Поэтический дар, вдохновение часто аллегорически показываются в образе музы – молодой, прекрасной женщины. Вот два примера:
В те дни в таинственных долинах, Когда я ночью жду её прихода,
Весной, при кликах лебединых, Жизнь, кажется, висит на волоске.
Близ вод, сиявших в тишине, Что почести, что юность, что свобода
Являться муза стала мне. Пред милой гостьей с дудочкой
Моя студенческая келья в руке.
Вдруг озарилась: муза в ней И вот вошла. Откинув покрывало,
Открыла пир младых затей, Внимательно взглянула на меня.
Воспела детские веселья, Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
И славу нашей старины, Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
И сердца трепетные сны.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин») (А.А.Ахматова «Муза»)

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста. В поэзии встречается гораздо чаще, чем в прозе.
Классический пример аллитерации – отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
МазуРка Раздалась. Бывало,
КоГда ГРемел мазуРки ГРом,
В оГРомном зале всё дРожало,
ПаРкет тРещал под каблуком,
ТРяслися, дребезжали Рамы:
Теперь не то, и Мы, как даМы,
СкоЛьзиМ по ЛаковыМ доскаМ.
Вот примеры аллитерации в стихотворениях современных поэтов:
ТиШины хоЧу, тиШины…
Нервы что ли, обожжены?
ТиШины…
ЧТобы тень от сосны,
Щекоча нас, перемеЩалась,
холодяЩая, словно Шалость… (А.Вознесенский)
Помним, что сочетание букв ЧТ в данном случае произносится как Ш.

ЗдеСь оСень, ЛариСа,
ОСина горит, как ЛиСа,
НебеС невыСоких провиСЛа и рдеет куЛиСа
ОСтавь небытье и верниСь в эту оСень, ЛариСа. (В.Костров)

А вот строки из стихотворения В.Высоцкого «Баллада о брошенном корабле»:
Вот дыРа у реБРа – это след от яДРа,
Вот РуБцы от таРана, и даже
Видно шРамы от кРючьев – какой-то пиРат
Мне хРеБет пеРеБил в аБоРдаже.
Киль – как стаРый, неРовный гитаРовый гРиф.
Это бРюхо вспоРол мне коРалловый Риф.

Ассонанс — повторение одинаковых гласных для усиления изобразительности текста. Встречается не так часто, как аллитерация.

Пример ассонанса видим в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным,
ДУмаЮ дУмУ своЮ.

Помним, что буква Ю после гласных обозначает два звука — [й] и [у]. И повторение звука [у], напоминая гудок паровоза, делает эти строки более выразительными.

Вот пример ассонанса из стихотворения А.А.Блока «Фабрика»:

В сОседнем дОме Окна жОлты…

На том, чтобы слово «жолты» печаталось, вопреки правилу, с буквой О в корне, настаивал сам поэт, такой вариант написания казался ему более отвечающим содержанию стихотворения.

А это ассонанс в стихотворении Игоря Северянина «Русская»:

Хорошо гУлять Утрами по овсУ,
Видеть птичкУ, лягУшонка и осУ.

Алогизм – стилистический приём, основанный на намеренном нарушении логических связей в высказывании в целях комизма, иронии. Например, соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий:

Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками. (Н.В.Гоголь)

Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. (А.П.Чехов)

И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Вот ещё примеры алогизмов из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя:

Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

А это пример алогизма из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»:
Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая. Будучи сварена в ухе, она даёт бесподобный бульон.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании противоположных по смыслу слов, понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, и, казалось бы, совершенно несоединимых. Этот художественный приём позволяет особенно наглядно и выразительно показать диалектическую сущность того или иного явления, сложность и противоречивость описываемого факта, создать новое, яркое, запоминающееся понятие, впечатление. Оксюморон используется в заголовках литературных произведений. Примерами могут служить названия драмы Л.Н. Толстого «Живой труп» и романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег».

А это примеры оксюморона в произведениях русских писателей и поэтов:

В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом вдруг окунёмся в жизнь со всей её БЕЗЗВУЧНОЙ ТРЕСКОТНЁЙ и бубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков. (Н.В.Гоголь)

Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. (М.Ю.Лермонтов)
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив? (С.А.Есенин)

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю –
Чую с ГИБЕЛЬНЫМ ВОСТОРГОМ: пропадаю, пропадаю! (В.С.Высоцкий)

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов – сомненья крались с тылу,
ГРУЗ тяжких дум НАВЕРХ меня тянул,
А КРЫЛЬЯ плоти ВНИЗ влекли, в могилу. (В.С.Высоцкий)

А вот стихотворение И.А.Бунина «Старая яблоня», в котором оксюморон является смысловым и эмоциональным ядром всей лирической миниатюры:
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.

Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
МОЛОДАЯ СТАРОСТЬ у других.

Перифраза – троп, состоящий в замене слова или имени описательным оборотом, указывающим на их существенные признаки, качества, особенности. Вот пример из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана (вместо – Байрона, автора поэмы «Гяур»
Да с ним ещё два-три романа… и романа в стихах «Дон Жуан»)

А в поэме «Полтава» Пушкин при помощи перифразы даёт краткую и выразительную характеристику А.Д. Меншикову, другу и сподвижнику
Петра I:
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И,СЧАСТЬЯ БАЛОВЕНЬ БЕЗРОДНЫЙ,
ПОЛУДЕРЖАВНЫЙ ВЛАСТЕЛИН.

Разновидностью перифразы является ЭВФЕМИЗМ, замена более мягким словом или выражением более грубого. Вот как при помощи эвфемизмов облагораживали свою речь дамы губернского города N в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:
Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя» или что-нибудь вроде этого.

Эвфемизм часто служит средством сатирического изображения. Замена более грубых определений смягченными выражениями здесь не затрагивает сущности явления и даже способствует его подчёркиванию. Вот пример из притчи Ф.Д.Кривина «Полуправда»:

Вот ещё примеры метонимии из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
(Евгений Онегин) Бранил Гомера, Феокрита,(древнегреческие поэты)
Зато читал Адама Смита (шотландский экономист)
И был великий эконом…

В рассказе А.И.Приставкина «Человеческий коридор» из книги «Военное детство» мы видим блестящий пример умолчания, являющегося смысловым и эмоциональным центром всего рассказа. Перед вами этот небольшой рассказ с сокращениями:
Это было в сорок первом году. Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. Была ночь.
Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. Мы стояли и смотрели на окна. Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. И голос у него слабый, голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать.
А люди вдруг зашевелились. Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор…
Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не престаю шагать этим человеческим коридором.
Писатель мог привести в рассказе размышления о том, сколько лишений уже перенесли беженцы, как они потеряли свои дома и своих близких, как наголодались в долгой дороге, сколько они простояли в очереди за порцией горячей каши, которой им теперь могло не хватить, потому что они уступили свою очередь детям, но он не написал об этом. Не написал он и о том, как ели эту кашу голодные дети. Он выбрал умолчание, многоточие – и это потрясает до глубины души.

Важным средством языковой изобразительности являются фразеологизмы — устойчивые образные выражения, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы, равные по лексическому значению одному слову.
Вот примеры использования фразеологизмов в произведениях русских писателей XIX века.

У крыльца их встретили слуги, расторопные, совсем не похожие на пьяницу Петрушку, хотя на них и не было фраков, а казацкие чекмени синего домашнего сукна.
Хозяйка дома выбежала сама на крыльцо. Свежа она была, как КРОВЬ С МОЛОКОМ; хороша, как БОЖИЙ ДЕНЬ; походила как ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ на Платонова, с той разницей только, что не была так вяла, как он, но разговорчива и весела.
(Н.В.Гоголь «Мёртвые души» II том)

И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».
— Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.
— На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.
Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что ХОТЬ ГЛАЗ ВЫКОЛИ. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.
(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Его звали…Григорьем Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне на кабана ходил один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж как начнёт рассказывать, так ЖИВОТИКИ НАДОРВЁШЬ со смеха.… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.
— А долго он с вами жил? – спросил я опять.
— Да с год. Ну да уж зато памятен мне этот год; наделал он мне хлопот, НЕ ТЕМ БУДЬ ПОМЯНУТ! Ведь есть, право, этакие люди, у которых НА РОДУ НАПИСАНО, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Постоялый двор, или по-тамошнему, у м е т, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и думать о продолжении пути. Беспокойство Савельича меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решил убраться на печь; хозяин лёг на полу. Скоро вся изба захрапела, и я ЗАСНУЛ КАК УБИТЫЙ.
(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Вот примеры использования средств языковой выразительности поэтами и писателями ХХ века.

1) градация; 2) антитеза; 3) параллелизм; 4) сравнение

1) анафора+параллелизм; 2) параллелизм; 3) эпитет

В этой деревне огни не погашены,
Ты мне тоску не пророчь!
СВЕТЛЫМИ ЗВЁЗДАМИ НЕЖНО УКРАШЕНА
ТИХАЯ ЗИМНЯЯ НОЧЬ. (1)

Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
ГДЕ Ж ВЫ, ПЕЧАЛИ МОИ? (2)

Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное – всё забывается,
Светлые звёзды горят!

КТО МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО В МГЛЕ ЗАМЕТЕЛЕННОЙ
ГЛОХНЕТ ПОКИНУТЫЙ ЛУГ? (3)
КТО МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО НАДЕЖДЫ ПОТЕРЯНЫ? (4)
КТО ЭТО ВЫДУМАЛ, ДРУГ? (5)

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
СВЕТЛЫМИ ЗВЁЗДАМИ НЕЖНО УКРАШЕНА
ТИХАЯ ЗИМНЯЯ НОЧЬ… (6)

1) инверсия; 2) риторический вопрос; 3) риторический вопрос; 4) риторический вопрос; 5) риторический вопрос; 6) инверсия

Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – ВЫПЛЫЛ передо мною ОБРАЗ МАТРЁНЫ(1), какой я не понимал её, даже живя с нею БОК О БОК.(2)
В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела…
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
НЕ ГНАЛАСЬ ЗА НАРЯДАМИ. ЗА ОДЕЖДОЙ, ПРИУКРАШИВАЮЩЕЙ УРОДОВ И ЗЛОДЕЕВ.(3)
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей. Но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. ГРЯЗНО-БЕЛАЯ КОЗА, КОЛЧЕНОГАЯ КОШКА, ФИКУСЫ… (4)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого по пословице, НЕ СТОИТ СЕЛО.
НИ ГОРОД.
НИ ВСЯ ЗЕМЛЯ НАША.(5)
(А.И.Солженицын «Матрёнин двор»)

1) метафора; 2) фразеологизм; 3) парцелляция; 4) умолчание; 5) парцелляция+ восходящая градация

1) риторические вопросы; 2) метафора; 3) парцелляция+метафора; 4) парцелляция

КАК МНОГОЯРУСНЫЕ СОТЫ, дымился, и шумел, и жил ГОРОД. (1) Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями ВИНТАМИ ШЁЛ из бесчисленных труб ДЫМ (2) к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый ГИГАНТСКИЙ (3) снег. И В ПЯТЬ, И В ШЕСТЬ, И В СЕМЬ этажей громоздились дома. (4) Днём их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, КАК ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, СИЯЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ШАРЫ,(5) высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днём с приятным ровным гудением бегали трамваи с жёлтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми.
Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами.
Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимались, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порю в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные СТЕНЫ, заметённые вьюгою, ПАДАЛИ НА НИЖНИЕ ЗАНЕСЁННЫЕ ТЕРРАСЫ,(6) а те расходились всё дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющиеся по берегу великой реки, и ТЁМНАЯ СКОВАННАЯ ЛЕНТА (7) уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

(М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

1) сравнение; 2) сравнение; 3) эпитет; 4) восходящая градация; 5) сравнение; 6) метафора; 7) метафора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *