сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Артист, поступая на службу в театральную труппу, заключал с владельцем труппы (директором театра) контракт, которым определялись условия труда артиста.

Каковы же были основные условия труда артиста?

Артист принимал обязательство исполнять все назначенные ему роли и участвовать в спектаклях в том порядке, как ему будет указано директором театра или режиссером. Если же артист отказывался от роли, то он подвергался штрафу до четверти суммы положенного месячного жалованья. Кроме того, артист принимал обязательство участвовать по назначению директора театра в концертах, литературных, симфонических и других вечерах.
В случае болезни кого-либо из артистов одного с ним амплуа, артист принимал обязательство исполнять за больного до его выздоровления или до особого распоряжения назначенные роли. Если артист был объявлен в афишах, то он не имел права отказаться от участия в спектакле. В противном случае он подвергался штрафу в размере месячного жалованья.
Размер жалованья артиста, в зависимости от амплуа составлял от 150 до 250 рублей. Это было достаточно высокое жалованье, если учесть, что учитель гимназии получал жалованье в 70 рублей в месяц, слесарь на заводе РОПиТа (Русское общество пароходства и торговли) до 50 рублей, фельдшер – 20 – 30 рублей, как и политический ссыльный (20 рублей).
Болезнь артиста освидетельствовал театральный врач. В случае болезни месячное жалованье не выдавалось.
Без разрешения директора театра артист не имел права участвовать в каких-либо других спектаклях, концертах и тому подобных публичных собраниях. Кроме того, без письменного разрешения директора театра, артист не имел права отлучаться из города. В случае нарушения – штраф размером до месячного жалованья.
Артист был обязан являться на все спектакли и репетиции, независимо от того участвует он в спектакле или нет. Все участвующие в спектакле в первом акте должны являться в помещение театра за час до начала спектакля. А за 15 минут до начала спектакля быть полностью готовыми. Артист не имел права задерживать (продлевать) антракты. За нарушение этого пункта артист подвергался штрафу по усмотрению директора театра, но на сумму не более половины месячного жалованья.
Назначенную артисту новую роль, он был обязан выучить в семидневный срок. За каждый просроченный день штраф.
Директор театра предоставлял артисту характерные костюмы. Остальные принадлежности, как-то: городские костюмы, трико, чулки, перчатки, шляпы, обувь, перья, кружева, рюши, ленты, цветы, шапки и прочее артист должен был иметь свои. Если директор театра или режиссер находили их несоответствующими исполняемой роли, то директор имел право их приобрести за счет артиста.
По контракту, в случае нарушения договора и расторжения контракта, артист обязан был выплатить директору театра неустойку в размере месячного жалованья или оговоренной суммы. Такую же ответственность нес и директор театра в случае необоснованного расторжения контракта.
Если директор театра находил нужным отправить артиста в другой город для участия в спектаклях, концертах и вечерах, то дорога по 3 классу и багаж оплачивался директором театра.
Заключая контракт, артист принимал условия подчинения правилам театра. В случае нарушения правил – штраф.
Остановлюсь на обязательных правилах для господ артистов и штрафах за их нарушение. Приведу их дословно, как записано в контракте, сохраняя стиль.

1. Если артист, как бы партия или роль его ни была маловажна, не тверд в ней, что удостоверяется режиссером, то штрафуется в первый раз – за три дня, во второй – за неделю, в третий – за две недели.

2. За самовольную купюру в партии или роли, прибавку или убавку, без разрешения режиссера, штрафуется за три дня.

3. Если же сделанная прибавка будет злонамеренная или неприличная, то виновный может быть подвергнут исключению из службы, с нарушением контракта.

5. На репетициях сцена должна быть также свободна, как и во время представления. Кто будет мешать репетирующим громким разговором, прохаживаться по сцене, садиться у рампы или другим образом нарушать порядок, с того штраф за полдня. За неисполнение или возражения, после напоминания о сем, штраф удваивается. Если артист забудется до того, что заведет неприличные речи или ссору, – за неделю.

6. Если артист не явится на спектакль и партию или роль его нужно будет передать другому, штрафуется за две недели.

7. Если же представление должно будет переменить или отменить вовсе, то с виновного взыскивается жалованье за месяц; кроме того, подвергается взысканию двух третей полного сбора.

8. Артист, опоздавший при представлении к выходу, штрафуется за один день и более.

9. На сцене артист должен сохранять уважение к публике и ни на минуту не выходить из своей роли, рассматривая сидящих в зале зрителей, кивая знакомым из них головой, разговаривая знаками и т.п. Дозволивший себе что-либо подобное штрафуется за три дня.

10. Артист, вызываемый публикой, за исполнение своей роли, должен немедленно являться на вызов, по указанию режиссера, не отговариваясь тем, что он раздет, переодевается, что зовут не его, или требуя, чтобы вместе с ним выпускали других и т.п. За нарушение этого пункта штраф – за три дня.

11. За нетрезвость на службе, хотя бы она и не причинила беспорядка, штрафуется в первый раз за неделю. В тяжких случаях – увольнение со службы.

12. Артист обязан являться в театр за час до начала представления, а при постановке всяких новых пьес – за полтора часа. Артист, не готовый к началу спектакля, штрафуется за один день. Штраф удваивается каждые пять минут.

13. На антракты и переодеванья артистам полагается не свыше двадцати минут. Перемены платья, какие случаются во время действия, артист обязан располагать таким образом, чтобы непременно быть готовым к своему выходу, в противном случае, штраф за один день; если же от этого произойдет скандал и занавес придется опустить, то виновный подвергается денежному взысканию по усмотрению заведующего репертуаром, режиссером или антрепренера.

14. Заболевший артист без разрешения театрального доктора не имеет права выходить из дома.

15. Если театральный медик не найдет дома артиста, рапортующегося больным, – штраф за неделю и приостановка жалованья.

16. Если артист, находясь в зале зрителей, начнет шикать своим товарищам или порицать их игру, штрафуется за неделю, кроме того, режиссер обязан заявить о подобном поступке артиста перед целой труппой. При повторении подобного виновный может быть вовсе удален из труппы.

17. За порчу театрального имущества штраф налагается в таком размере, насколько попорчена вещь.

18. Курение табаку на сцене, за кулисами и в уборных во время репетиций, представлений и антрактов воспрещается. За нарушение этого правила штраф за один день. При повторении штраф удваивается.

19. Не дозволяется артистам, без разрешения режиссера, уезжать из города даже в те дни, в которые они по репертуару свободны. За неисполнение того – штраф за неделю.

20. Артист, хотя бы и не участвующий в спектакле, обязан быть дома до начала спектакля; если же отлучится куда-либо недалеко, то всегда обязан оставить адрес, где его можно отыскать, дабы в случае перемены спектакля от этого не произошло остановки. За уклонение от правил – штраф за неделю.

21. Уведомления о болезни и вообще все заявления артистов режиссеру или заведующему труппой должны быть письменные. Уведомления словесные, через посланных, не принимаются в уважение

Как видим, условия контракта для артистов были весьма жесткими и пресекали всякое их своеволие. Условия контракта были направлены на то, чтобы не произошло срыва спектакля и оказывалось уважение публике.

Источник

Сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии 18веке ​

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Актеры в 18 веке в России были по социальному статусу чуть выше крепостных. Они были на положении дворовых наёмных слуг, которые должны были развлекать своих господ. При этом материально они могли жить по прихоти господ неплохо. К примеру, придворным актёрам вельможи могли дарить даже имения.

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

В конце XVIII-начале XIX в. борьба за освобождение Греции приобрела новое социально-экономическое и политическое содержание. Еще со второй половины XVIII в. начался быстрый рост греческой буржуазии, обогащавшейся главным образом за счет судоходства и торговли. Кючук-Кайнарджийский мирный договор, заключенный между Россией и Турцией в 1774 г., открыл русскому торговому мореплаванию путь через проливы, чем широко воспользовались и греческие суда, плававшие нередко под русским флагом. Большие выгоды извлекло греческое купечество из развития черноморской торговли, особенно после основания Одессы, а также благодаря ослаблению, а затем почти полному прекращению французского мореплавания в Восточном Средиземноморье в годы Французской революции и наполеоновских войн.

Французская революция воодушевила греческих патриотов. В стране стали возникать тайные общества. Ригас написал широко распространившиеся в Греции боевые гимны и «греческую марсельезу»: «Вставайте, сыны Эллады, славы час уже настал».

Активное участие в национально-освободительном движении приняло многочисленное греческое население, проживавшее в других странах, в частности в крупных портовых городах. В 1814 г. в Одессе создалось тайное общество Филики Гетерия («Союз друзей»), поставившее своей целью освобождение Греции от турецкого ига. Ячейки этого общества вскоре возникли и в самой Греции.

Источник

Кто мог становиться палачом и сколько зарабатывали представители этой профессии в царской России?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Во времена царского правления профессия палача всегда была востребованной – нет, не из-за большого объёма «работы», а по причине недостатка желающих становиться мастером заплечных дел. Несмотря на хорошее жалованье и дополнительную оплату, он всегда вызывал осуждение всех слоёв общества, которое традиционно относило палачей к самому низкому социальному сословию. И всё же страна не оставалась без тех, кто выполнял эту грязную «работу» – часто неволей на неё шли те, кто не имел ни единого шанса на будущее.

Кого выбирали в палачи в царской России

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

До 19 века палачи выбирались добровольно, на основе первого в своём роде нормативного акта – «Боярского приговора 1681 года», – который регламентировал деятельность этой специфической профессии. Охотником (добровольцем) мог стать любой из посадских или вольных людей города. В случае, когда желающих не находилось, посадских обязывали самим искать палачей «хоть из самого гулящего люда, но, чтобы непременно он в городе был». Всего же, согласно Указу Сената от 10 июня 1742 года, уездный город должен был иметь одного палача, губернский – двух, а столица – трёх мастеров заплечных дел.

Впрочем, охотников в провинциальных городах всегда не хватало, и палача для исполнения приговора, приходилось «выписывать» из столицы. Из-за подобного дефицита, долгое время в России существовала практика выбирать помощников ката из числа зрителей, пришедших посмотреть экзекуцию. Любой из них мог добровольно выступить в роли своеобразной подставки, согласившись держать на своих плечах осуждённого, которого намеревались бить кнутом.
Желающих помогать в таких случаях, практически никогда не находилось, и власти вынуждены были принуждать к этому силой, не учитывая ни чинов, ни сословия. Только после Указа № 13108 от 28 апреля 1768 года, из-за возникающих «неустройств и обид гражданам», подобную практику запретили, заменив её принудительным выбором среди лиц, являющихся преступниками.

Какими способами цари повышали «престиж профессии»

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Первоначально особых государственных льгот палачи не имели, в частности, из-за того, что занятие организовывалось больше на добровольно-принудительной, а не штатной основе. Тем не менее, профессионалы в своём деле никогда не нуждались в деньгах, беря взятки от родственников или осуждённых за послабление во время телесного наказания.

Лишь в период царствования Николая I, который хотел укрепить «престиж профессии», произошло существенное повышение жалованья палачам. Так, в Санкт-Петербурге и Москве катам установили выплачивать по 300-400 руб., а в губернских городах по 200-300 руб. в год. Это при том, что цена, например, на дойную корову варьировалась в пределах 3-5 рублей. Кроме фиксированного оклада, палачи получали деньги на питание («кормовые»), деньги на покупку казённой одежды (58 руб.) и «командировочные» за выезд на экзекуцию в другой город.

Впрочем, и такая мера не привела к потоку добровольцев – по факту не нашлось ни одного желающего, согласившегося даже ради больших (по тем временам) сумм истязать людей. Чтобы как-то выйти из положения, Государственным советом зимой 1833 года было принято решение назначать «в сию должность» приговорённых к смерти уголовных преступников, игнорируя их несогласие и протесты. Такие лица освобождались от наказания, но были обязаны отработать в палачах три года без жалованья, получая только двойное питание и арестантскую одежду.

Как кандидаты в палачи обучались мастерству

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Перед тем, как приступить к обязанностям, будущие каты проходили обучение – перенимали теорию и практику у уже состоявшихся палачей. Так как орудий наказаний было несколько, требовалось научиться владеть каждым из них. Впрочем, обычно специализация проходила по 3-4 видам, которые чаще всего применялись в конкретной тюрьме – в основном это были розги, палки, кнут или клеймение.

Так, обучение порке розгами или кнутом проводилось в течение года на манекене – кандидат в палачи оттачивал своё мастерство по несколько часов ежедневно в специальном помещении тюрьмы. Лишь овладев некоторыми навыками, он допускался в качестве помощника к настоящим экзекуциям, чтобы не только воочию наблюдать за работой «учителя», но и привыкнуть к обстановке с кровью и криками истязаемых людей.

Постепенно ученик переходил к выполнению несложных действий – порке, к примеру, плетями или розгами. В то же время новичков к кнуту не допускали, пока он не набьёт руку и полностью не свыкнется с тяжёлой сопутствующей атмосферой. Ежедневные занятия проходили с использованием учебных орудий – непросоленных кнутов и розог, тогда как для реальной экзекуции, пыточные инструменты всегда имели солёный «язык» для придания больших болевых ощущений.

Какой «инструмент» использовали палачи и где его хранили

сколько зарабатывали некрепостные актеры в россии в 18 веке

Порка кнутом считалась в России самым изуверским видом наказания и нередко приводила к смерти осуждённого. Ей подвергались и мужчины, и женщины, независимо от их сословия и принадлежности к дворянскому роду. Наравне с кнутом использовались розги, палки, плети, батоги, кошки, клейма и линьки.
Изначально все инструменты палача хранились в той же комнате, где жил тюремный кат. Однако летом 1832 года произошёл непозволительный инцидент – «инвентарь» в количестве двух штук был продан московским палачом за 500 руб. посреднику, который перепродал кнуты французскому князю Экмюльскому – сыну одного из маршалов Наполеона. Покупку, тайно вывезенную за границу, демонстрировали в Париже, и русская «диковинка» произвела там настоящий фурор.

Происшествие вызвало гнев императора Николая I, который сразу же приказал обустроить тюрьмы специальными опечатанными шкафами, чтобы инструменты палачей хранились именно в них и выдавались исключительно после отметки в специальном журнале. Пришедшие в негодность орудия наказания запрещалось не только продавать, но и дарить, хранить и даже показывать посторонним. Списанный инструмент, как казённое имущество, снимался с инвентарного учёта, после чего сжигался или закапывался на территории тюремного погоста.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *