сколько зарабатывали советские актеры

Сколько зарабатывали советские актеры в кино

Труд актёра в разные времена оплачивался соответственно нравам и товарно-денежным отношениям эпохи: от дополнительного куска какого-нибудь жареного саблезубого бегемота за вдохновенное представление самых драматических сцен прошедшей удачной охоты в свете пламени первобытного костра до виселицы или плахи за богохульство и перебор оскорблений вельмож в балаганах средневековой Европы, от гнилых помидоров в лицо из зрительных залов провинциальных театров до контрактов в десятки миллионов долларов с голливудскими студиями в ХХ веке.

Такая колоссальная разница в оплате одного рода деятельности, даже при условии вариаций степени таланта, не может не заинтересовать общество.
Любопытно, сколько же получали знаменитые актёры и самые маститые режиссёры СССР в 60 – 90 годы двадцатого столетия, когда советское кинопроизводство было на вершине по количеству и качеству создаваемых фильмов.

Здесь стоит уточнить некоторые детали: с конца семидесятых, все восьмидесятые и вплоть до 1991 года основные продукты ежедневного спроса имели фиксированною стоимость, в зависимости от пояса (было четыре пояса), во всех пятнадцати союзных республиках (за исключением дальнего Севера и некоторых регионов со своей спецификой).

Но интересно, сколько зарабатывали самые выдающиеся артисты того времени, чей талант и мастерство не оставляет равнодушными не одно поколение зрителей.
Огромные гонорары выплачивались за главные роли в кинофильмах высшей категории (всего категорий было три). И вот самые высокие вознаграждения, полученные прекрасными советскими актёрами (по информации из разных открытых источников) за участие в знаковых кинопроизведениях:

Самое главное.
Актерам в Союзе, которые являлись работниками киностудий, начисляли заработную плату от 60 до 450 сов. руб. Размер оклада зависел от категории работника и занятости в съемках. Простой между постановками оплачивался по пониженным ставкам. Исполнителям главных и основных ролей назначались вознаграждения в повышенном размере – 1 000–2 000 сов. руб. с надбавкой до 10%, в зависимости от идейности и формата фильма. Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 руб.

Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут. С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране.

Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.

Экономика советского кино
Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн руб. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами. То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.

Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло.

Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе? В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности. От уровня «полезности» картины и зависели постановочные вознаграждения.

Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть, актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.

Размер оплаты труда советских актеров
В 1973 году Госкино был издан «Сборник нормативных актов и ведомственных указаний», в котором и были прописаны должностные оклады всех сотрудников киностудий, в том числе и артистов. Указанные в нем ставки были введены в 1961 г. и действовали до распада Союза.

Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно также сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату. Оплата труда работников театра оплачивалась в размере: Выдающиеся деятели искусства, «Народные артисты СССР» – 300–350 руб.; «Народные артисты», «Заслуженные деятели искусств», «Заслуженные артисты» республик, артисты академических театров –250–300 руб. Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени.

Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 руб. без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.

Вознаграждения известных артистов
Чтобы окончательно разобраться, какие были доходы у актеров в СССР, рассмотрим вознаграждения звезд за съемки в популярных фильмах.
1956 «Карнавальная ночь» Людмила Гурченко 3 250

1966 «Кавказская пленница» Александр Демьяненко 5 520 Юрий Никулин 4 238 Георгий Вицин 3 389,84 Евгений Моргунов 1 979,5 Наталья Варлей 1 219,24 Фрунзик Мкртчян 939

1968 «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин 5 188 Анатолий Папанов 2 288 Андрей Миронов 1 920 Нина Мордюкова 1 531 Светлана Светличная 346

1973 «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов 5 500 Евгений Евстигнеев 3 025 Леонид Броневой 3 000

Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 г. автомобиль «Волга» стоил 5 602 руб. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 руб. При средней заработной плате на тот период 100 руб. копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4–6 лет без учета прочих затрат. Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.

1968 г. Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 руб. Лента снималась с 25 апреля 1968 г. и вышла в прокат в апреле 1969 г. 29 октября 1968 г. были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев. Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 руб. премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила: 5 188 – 2 200 = 2 988 руб. Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно: 2 988/6,5 = 460 сов. руб. Оплата соответствует окладу 1 группы высшей категории. Однозначно, зарплата для 1968 г. довольно высока, но не баснословная.

И самое главное, все отснятые в СССР киноленты принадлежали государству. Поэтому никаких роялти с показов в дальнейшем ни один актер не получал.

Всё это было порождением или следствием особенностей советского кинопроизводства, в котором были свои плюсы и минусы, но таким было время.

Источник

Актеры в СССР получали больше 5 000 сов. руб. за главную роль

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 15 июня 2019 Обновление статьи: 07.06.2019. Время чтения 7 мин.

сколько зарабатывали советские актеры

Актерам в Союзе, которые являлись работниками киностудий, начисляли заработную плату от 60 до 450 сов. руб. Размер оклада зависел от категории работника и занятости в съемках. Простой между постановками оплачивался по пониженным ставкам. Исполнителям главных и основных ролей назначались вознаграждения в повышенном размере – 1 000–2 000 сов. руб. с надбавкой до 10%, в зависимости от идейности и формата фильма. Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 руб.

Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут. С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране. Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.

Экономика советского кино

Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн руб. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами.

То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.

сколько зарабатывали советские актеры

Рис. 1. Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» в 1968 году

Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло. Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе?

В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности.

От уровня «полезности» картины и зависили постановочные вознаграждения. Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть, актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.

Размер оплаты труда советских актеров

В 1973 году Госкино был издан «Сборник нормативных актов и ведомственных указаний», в котором и были прописаны должностные оклады всех сотрудников киностудий, в том числе и артистов.

сколько зарабатывали советские актеры

Рис. 2. Сборник, изданный Госкино

Указанные в нем ставки были введены в 1961 г. и действовали до распада Союза.

Таблица 1. Должностные оклады работников в системе кинематографии

ГруппаТребованияОценка работыВо время съемок, руб.На время простоя между постановками, руб.
Высшая категория
1 группаЯркое дарование;

Выдающиеся образы

Народное признание450300
2 группаЯркое дарование;

Значительные образы

Отлично350230
Первая категория
1 группаВысокая квалификация;

Главные и основные роли;

Продублировано – 150 ролей

Отлично

Хорошо

250160
2 группаВысокая квалификация;

Озвучили 100 героев

200145
Вторая категория
1 группаОтличное или хорошее мастерство;

Вторые и эпизодические роли;

Дубляж – 50 героев

Отлично

Хорошо

180120
2 группаХорошее мастерство;

Вторые и эпизодические роли;

Озвучили 30 героев

Хорошо150100
Третья категория
1 группаЭпизодические роли12090
2 группаВыпускники актерских вузов10080
Вспомогательный состав
Массовка;

Исполнители шумов при озвучке

65; 70; 80

Источник: Постановление Совета Министров №196

Установленные оклады за работу между постановками действовали до 3 месяцев. Если актер не был востребован дольше, ставка снижалась на 25%.

Для исполнителей главных и основных ролей устанавливались разовые постановочные вознаграждения. В зависимости от идейно-художественной ценности им выплачивали премии за съемку в кинофильме:

Широкоэкранные, панорамные, широкоформатные и со стереофоническим звучанием ленты оплачивались дороже. Вознаграждение увеличивалось на 10%.

Однако не все актеры были постоянными сотрудниками киностудий. Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно также сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату.

Оплата труда работников театра оплачивалась в размере:

Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени.

сколько зарабатывали советские актеры

Рис. 3. Съемки кинофильма «Собачье сердце» в 1988 году

Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 руб. без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.

Вознаграждения известных артистов

Чтобы окончательно разобраться, какие были доходы у актеров в СССР, рассмотрим вознаграждения звезд за съемки в популярных фильмах.

Таблица 2. Оплата за съемки

ГодНазвание фильмаАктерВознаграждение, сов. руб.
1956«Карнавальная ночь»Людмила Гурченко3 250
1966«Кавказская пленница»Александр Демьяненко5 520
Юрий Никулин4 238
Георгий Вицин3 389,84
Евгений Моргунов1 979,5
Наталья Варлей1 219,24
Фрунзик Мкртчян939
1968«Бриллиантовая рука»Юрий Никулин5 188
Анатолий Папанов2 288
Андрей Миронов1 920
Нина Мордюкова1 531
Светлана Светличная346
1973«Семнадцать мгновений весны»Вячеслав Тихонов5 500
Евгений Евстигнеев3 025
Леонид Броневой3 000

Источник: Комсомольская правда

Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 г. автомобиль «Волга» стоил 5 602 руб. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 руб. При средней заработной плате на тот период 100 руб. копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4–6 лет без учета прочих затрат.

Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.

сколько зарабатывали советские актеры

Рис. 4. За кадром съемки «Бриллиантовой руки», 1968 г.

Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 руб. Лента снималась с 25 апреля 1968 г. и вышла в прокат в апреле 1969 г. 29 октября 1968 г. были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев.

Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 руб. премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила:

5 188 – 2 200 = 2 988 руб.

Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно:

2 988/6,5 = 460 сов. руб.

Еще плачевнее выглядит картина, если сравнивать доходы советских звезд с их западными коллегами тех времен:

И самое главное, все отснятые в СССР киноленты принадлежали государству. Поэтому никаких роялти с показов в дальнейшем ни один актер не получал.

Источник

550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские актеры и режиссеры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

сколько зарабатывали советские актеры

Экономика советской киноиндустрии

сколько зарабатывали советские актеры

Доход от годового проката часто доходил до миллиарда рублей. При средней стоимости билета в 22 копейки это равнялось 4 миллиардам походов в кино. Если кассы кинотеатров не собирали необходимых сумм, на подхвате были индийские фильмы. Такие показы оперативно и без труда пополняли бюджеты киноиндустрии, окупая затраты на их покупку без вреда идеологической составляющей.

Присвоение категорий и дифференциальная оплата

сколько зарабатывали советские актеры

Зарплата советского труженика зависела от занимаемой должности, объема обязанностей и уровня опасности профессии. К 1970-м честный гражданин в среднем получал в месяц не более 200 рублей, чего, в принципе, хватало на умеренную жизнь. Еще в 1961-м Совет министров постановил принять меры по усилению материальной заинтересованности работников киноиндустрии. Тогда и внедрилась идейно-художественная дифференциация с присвоением тому или иному фильму категорий. Чем выше категория кинокартины, тем крупнее артистам и режиссерам полагались гонорары.

Сколько платили актерам и режиссерам

сколько зарабатывали советские актеры

По информации сборника нормативных актов киноиндустрии от 1973-го, гонорар артистов кино составлял от тысячи до двух рублями. Размер оплаты актерского труда зависел от продолжительности киноленты и профессиональной категории актера, его званий и заслуг. Помимо гонорарных выплат, работающие на конкретной киностудии артисты получали оклады, которые также менялись в зависимости от квалификаций от 80 рублей до полутысячи. Часть актеров подрабатывали в театрах, где по тому же принципу устанавливались ежемесячные ставки или же единоразовые вознаграждения. Так что определить совокупный доход того или иного актера непросто.

Исполнитель главной или основной роли имел право на повышенное вознаграждение от одной до двух тысяч рублей и процент надбавки в зависимости от формата и идейной составляющей фильма. Наиболее востребованные актеры Советского Союза могли получить за постановку до 5 000 рублей.

Самым же состоятельным представителем съемочного коллектива был, разумеется, режиссер. За одну киноленту он мог заработать до 10 000 рублей в зависимости от формата, продолжительности картины и непосредственно профессионального разряда постановщика. Причем, если фильм состоял из нескольких серий, эта цифра увеличивалась. К примеру, так называемые постановочные за две серии “А зори здесь тихие” обернулись для режиссера Станислава Ростоцкого доходом в 15 000 рублей, так как он являлся “Народным артистом”. А герой соцтруда Сергей Бондарчук заработал за 4 серии «Войны и мира» аж целых 30 000 рублей.

Баснословная «Интердевочка» и ведомость «Кавказской пленницы»

сколько зарабатывали советские актеры

В 1969-м Юрий Никулин за сыгранную главную роль в легендарной «Бриллиантовой руке» получил огромный по тем временам гонорар – 5 188 рублей. Фильм снимался с апреля 68-го и вышел в прокат спустя год. После того, как были отсняты заключительные эпизоды, начались монтаж с озвучкой. Основные актеры были заняты в постановке на протяжении полугода. В перерасчете на ежемесячное вознаграждение, Никулин зарабатывал на съемках порядка 800 рублей.
Одним из членов худсовета «Мосфильма» был в СССР Сергей Бондарчук. После удачного дебюта «Судьбы человека» он получил госзаказ на постановку кинофильма «Война и мир». За такое эксклюзивное право Бондарчуку пришлось побороться с коллегой Пырьевым.

В 1989-м сотрудников «Мосфильма» ошеломил размер гонорара, выплаченный за картину «Интердевочка» кинорежиссёру Тодоровскому. Эта сумма равнялась 550 средним зарплатам тех лет. Группа Тодоровского рискнула поставить на хозрасчёт и не промахнулась. В титрах этого фильма впервые в Союзе появилась строка «продюсер». Супруга постановщика Мира нашла иностранного спонсора, который инвестировал в картину. Впервые советской киноленте не присваивалась категория, а расчёт был только на прокат.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Зарплаты актеров СССР: сколько зарабатывали за съемки, и хватало ли этого

В нынешнее время мы нередко читаем о том, как тот или иной актер отказался от съемок из-за слишком маленького гонорара, а приходя в кинотеатр и вовсе удивляемся, за что такие баснословные деньги выплачиваются некоторым. Но если быть честными, то и в советское время популярные и любимые нами актеры получали немалые деньги, на которые можно было жить более чем комфортно.

Средняя зарплата в период с 50-х по 70-е годы почти никогда не превышала 200 рублей. В это время актеры кино получали зарплату в размере от 60 до 450 рублей. Однако исполнителям главных ролей платили уже куда более солидные деньги – от 1 000 до 2 000 рублей. А вот востребованным исполнителям платили еще больше – их зарплата могла достигать и 5 000 рублей.

А теперь более детально про актеров, фильмы и их зарплату:

сколько зарабатывали советские актеры

сколько зарабатывали советские актеры

сколько зарабатывали советские актеры

Светлана Светличная – 346 рублей

сколько зарабатывали советские актеры

«Семнадцать мгновений весны»:

Конечно же, это многим больше, чем средняя зарплата по стране в размере 200 рублей, но уже и не такая баснословная сумма, которой могла показаться в начале. Актеры в СССР зарабатывали, их труд оплачивался страной, но была единственная проблема – фильмы принадлежали государству и никаких процентов с них актеры не получали. Это одно из многих отличий между кинематографом в СССР и Голливудом, где гонорары актеров могли достигать заоблачных миллионов долларов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *