сколько требуется бит памяти для кодирования кода одного символа в кодировке windows
Сколько требуется бит памяти для кодирования кода одного символа в кодировке windows
Кодирование текстовой информации
Двоичное кодирование – один из распространенных способов представления информации. В вычислительных машинах, в роботах и станках с числовым программным управлением, как правило, вся информация, с которой имеет дело устройство, кодируется в виде слов двоичного алфавита.
Начиная с конца 60-х годов, компьютеры все больше стали использоваться для обработки текстовой информации, и в настоящее время основная доля персональных компьютеров в мире (и большая часть времени) занята обработкой именно текстовой информации. Все эти виды информации в компьютере представлены в двоичном коде, т. е. используется алфавит мощностью два (всего два символа 0 и 1). Связано это с тем, что удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1).
С точки зрения ЭВМ текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа «=», «(«, «&» и т.п. и даже (обратите особое внимание!) пробелы между словами.
Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные нам буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. В оперативную память они попадают в двоичном коде. Это значит, что каждый символ представляется 8-разрядным двоичным кодом.
В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс — декодирование, то есть преобразование кода символа в его изображение. Важно, что присвоение символу конкретного кода — это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.
Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в соответствие каждому символу. Понятно, что это дело условное, можно придумать множество способов кодировки.
Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.
Виды таблиц кодировок
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.
Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки.
Таблица кодов ASCII делится на две части.
Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111).
Структура таблицы кодировки ASCII
Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими.
Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.
Стандартная часть таблицы (английский). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.
Все остальные отражаются определенными знаками.
Альтернативная часть таблицы (русская).
Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.
Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита.
Обращается внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.
Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.
К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.
Хронологически одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был КОИ8 («Код обмена информацией, 8-битный»). Эта кодировка применялась еще в 70-е годы на компьютерах серии ЕС ЭВМ, а с середины 80-х стала использоваться в первых русифицированных версиях операционной системы UNIX.
От начала 90-х годов, времени господства операционной системы MS DOS, остается кодировка CP866 («CP» означает «Code Page», «кодовая страница»).
Компьютеры фирмы Apple, работающие под управлением операционной системы Mac OS, используют свою собственную кодировку Mac.
Кроме того, Международная организация по стандартизации (International Standards Organization, ISO) утвердила в качестве стандарта для русского языка еще одну кодировку под названием ISO 8859-5.
Наиболее распространенной в настоящее время является кодировка Microsoft Windows, обозначаемая сокращением CP1251. Введена компанией Microsoft; с учетом широкого распространения операционных систем (ОС) и других программных продуктов этой компании в Российской Федерации она нашла широкое распространение.
С конца 90-х годов проблема стандартизации символьного кодирования решается введением нового международного стандарта, который называется Unicode.
Это 16-разрядная кодировка, т.е. в ней на каждый символ отводится 2 байта памяти. Конечно, при этом объем занимаемой памяти увеличивается в 2 раза. Но зато такая кодовая таблица допускает включение до 65536 символов. Полная спецификация стандарта Unicode включает в себя все существующие, вымершие и искусственно созданные алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических и прочих символов.
Внутреннее представление слов в памяти компьютера
с помощью таблицы ASCII
Таким образом, каждая кодировка задается своей собственной кодовой таблицей. Как видно из таблицы, одному и тому же двоичному коду в различных кодировках поставлены в соответствие различные символы.
Н апример, последовательность числовых кодов 221, 194, 204 в кодировке СР1251 образует слово «ЭВМ» (Рис. 10), тогда как в других кодировках это будет бессмысленный набор символов.
К счастью, в большинстве случаев пользователь не должен заботиться о перекодировках текстовых документов, так как это делают специальные программы-конверторы, встроенные в приложения.
1 символ это сколько бит
Я просто смущен. сколько символов в одном бите?
Это зависит от характера и того, в каком кодировании он находится:
Символ ASCII в 8-разрядной кодировке ASCII составляет 8 бит (1 байт), хотя он может поместиться в 7 бит.
Символ ISO-8895-1 в кодировке ISO-8859-1 составляет 8 бит (1 байт).
Символ Unicode в кодировке UTF-8 находится между 8 битами (1 байт) и 32 битами (4 байта).
Символ Юникода в кодировке UTF-16 находится между 16 (2 байтами) и 32 битами (4 байта), хотя большинство общих символов принимают 16 бит. Это кодировка, используемая Windows внутренне.
Символ Unicode в кодировке UTF-32 всегда 32 бита (4 байта).
Символ ASCII в UTF-8 — 8 бит (1 байт), а в UTF-16 — 16 бит.
Дополнительные символы (не ASCII) в ISO-8895-1 (0xA0-0xFF) будут принимать 16 бит в UTF-8 и UTF-16.
Это означало бы, что между 0.03125 и 0.125 символами.
Один бит это 1/8 (одна восьмая или 0.125 символа). Из учебника информатики мы знаем что для того чтобы записать один символ нам нужен 1 байт, который состоит из 8 бит, отсюда 1 бит это 1/8 символа или 0.125 символа. Почему 1 символ это байт? Все дело в том что машина (компьютер) не понимает наши буквы и символы, она понимает только значения «верно» и «ложь» которые записаны в двоичном коде (то есть при помощи двух символов 1 и 0). Соответственно для того чтобы закодировать один из 256 символов при помощи нолей и единиц нам потребуется восемь мест в каждом из которых может быть только один из двух вариантов: единица или ноль. Таким местом как раз и является один бит который может содержать только ноль или единицу, а вот последовательность из восьми нолей или единиц можно описать один из 256 символов. Таким образом и получается что для записи одного символа нам нужно 8 бит или один байт.
Сравнивая UTF-8 и UTF-16, можно отметить, что наибольший выигрыш в компактности UTF-8 даёт для текстов на латинице, поскольку латинские буквы без диакритических знаков, цифры и наиболее распространённые знаки препинания кодируются в UTF-8 лишь одним байтом, и коды этих символов соответствуют их кодам в ASCII. [4] [5]
Содержание
Алгоритм кодирования [ править | править код ]
Алгоритм кодирования в UTF-8 стандартизирован в RFC 3629 и состоит из 3 этапов:
1. Определить количество октетов (байтов), требуемых для кодирования символа. Номер символа берётся из стандарта Юникод.
Диапазон номеров символов | Требуемое количество октетов |
---|---|
00000000-0000007F | 1 |
00000080-000007FF | 2 |
00000800-0000FFFF | 3 |
00010000-0010FFFF | 4 |
Для символов Юникода с номерами от U+0000 до U+007F (занимающими один байт c нулём в старшем бите) кодировка UTF-8 полностью соответствует 7-битной кодировке US-ASCII.
2. Установить старшие биты первого октета в соответствии с необходимым количеством октетов, определённом на первом этапе:
Если для кодирования требуется больше одного октета, то в октетах 2-4 два старших бита всегда устанавливаются равными 102 (10xxxxxx). Это позволяет легко отличать первый октет в потоке, потому что его старшие биты никогда не равны 102.
Количество октетов | Значащих бит | Шаблон |
---|---|---|
1 | 7 | 0xxxxxxx |
2 | 11 | 110xxxxx 10xxxxxx |
3 | 16 | 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx |
4 | 21 | 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx |
3. Установить значащие биты октетов в соответствии с номером символа Юникода, выраженном в двоичном виде. Начать заполнение с младших битов номера символа, поставив их в младшие биты последнего октета, продолжить справа налево до первого октета. Свободные биты первого октета, оставшиеся незадействованными, заполнить нулями.
Примеры кодирования [ править | править код ]
Символ | Двоичный код символа | UTF-8 в двоичном виде | UTF-8 в шестнадцатеричном виде | |
---|---|---|---|---|
$ | U+0024 | 100100 | 0 0100100 | 24 |
¢ | U+00A2 | 10 100010 | 110 00010 10 100010 | C2 A2 |
€ | U+20AC | 10 0000 10 101100 | 1110 0010 10 000010 10 101100 | E2 82 AC |
U+10348 | 1 0000 0011 01 001000 | 11110 000 10 010000 10 001101 10 001000 | F0 90 8D 88 |
Маркер UTF-8 [ править | править код ]
1-й байт | 2-й байт | 3-й байт | |
---|---|---|---|
Двоичный код | 1110 1111 | 1011 1011 | 1011 1111 |
Шестнадцатеричный код | EF | BB | BF |
Пятый и шестой байты [ править | править код ]
1 символ это сколько бит
Я просто смущен. сколько символов в одном бите?
Это зависит от характера и того, в каком кодировании он находится:
Символ ASCII в 8-разрядной кодировке ASCII составляет 8 бит (1 байт), хотя он может поместиться в 7 бит.
Символ ISO-8895-1 в кодировке ISO-8859-1 составляет 8 бит (1 байт).
Символ Unicode в кодировке UTF-8 находится между 8 битами (1 байт) и 32 битами (4 байта).
Символ Юникода в кодировке UTF-16 находится между 16 (2 байтами) и 32 битами (4 байта), хотя большинство общих символов принимают 16 бит. Это кодировка, используемая Windows внутренне.
Символ Unicode в кодировке UTF-32 всегда 32 бита (4 байта).
Символ ASCII в UTF-8 — 8 бит (1 байт), а в UTF-16 — 16 бит.
Дополнительные символы (не ASCII) в ISO-8895-1 (0xA0-0xFF) будут принимать 16 бит в UTF-8 и UTF-16.
Это означало бы, что между 0.03125 и 0.125 символами.
Один бит это 1/8 (одна восьмая или 0.125 символа). Из учебника информатики мы знаем что для того чтобы записать один символ нам нужен 1 байт, который состоит из 8 бит, отсюда 1 бит это 1/8 символа или 0.125 символа. Почему 1 символ это байт? Все дело в том что машина (компьютер) не понимает наши буквы и символы, она понимает только значения «верно» и «ложь» которые записаны в двоичном коде (то есть при помощи двух символов 1 и 0). Соответственно для того чтобы закодировать один из 256 символов при помощи нолей и единиц нам потребуется восемь мест в каждом из которых может быть только один из двух вариантов: единица или ноль. Таким местом как раз и является один бит который может содержать только ноль или единицу, а вот последовательность из восьми нолей или единиц можно описать один из 256 символов. Таким образом и получается что для записи одного символа нам нужно 8 бит или один байт.
Сравнивая UTF-8 и UTF-16, можно отметить, что наибольший выигрыш в компактности UTF-8 даёт для текстов на латинице, поскольку латинские буквы без диакритических знаков, цифры и наиболее распространённые знаки препинания кодируются в UTF-8 лишь одним байтом, и коды этих символов соответствуют их кодам в ASCII. [4] [5]
Содержание
Алгоритм кодирования [ править | править код ]
Алгоритм кодирования в UTF-8 стандартизирован в RFC 3629 и состоит из 3 этапов:
1. Определить количество октетов (байтов), требуемых для кодирования символа. Номер символа берётся из стандарта Юникод.
Диапазон номеров символов | Требуемое количество октетов |
---|---|
00000000-0000007F | 1 |
00000080-000007FF | 2 |
00000800-0000FFFF | 3 |
00010000-0010FFFF | 4 |
Для символов Юникода с номерами от U+0000 до U+007F (занимающими один байт c нулём в старшем бите) кодировка UTF-8 полностью соответствует 7-битной кодировке US-ASCII.
2. Установить старшие биты первого октета в соответствии с необходимым количеством октетов, определённом на первом этапе:
Если для кодирования требуется больше одного октета, то в октетах 2-4 два старших бита всегда устанавливаются равными 102 (10xxxxxx). Это позволяет легко отличать первый октет в потоке, потому что его старшие биты никогда не равны 102.
Количество октетов | Значащих бит | Шаблон |
---|---|---|
1 | 7 | 0xxxxxxx |
2 | 11 | 110xxxxx 10xxxxxx |
3 | 16 | 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx |
4 | 21 | 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx |
3. Установить значащие биты октетов в соответствии с номером символа Юникода, выраженном в двоичном виде. Начать заполнение с младших битов номера символа, поставив их в младшие биты последнего октета, продолжить справа налево до первого октета. Свободные биты первого октета, оставшиеся незадействованными, заполнить нулями.
Примеры кодирования [ править | править код ]
Символ | Двоичный код символа | UTF-8 в двоичном виде | UTF-8 в шестнадцатеричном виде | |
---|---|---|---|---|
$ | U+0024 | 100100 | 0 0100100 | 24 |
¢ | U+00A2 | 10 100010 | 110 00010 10 100010 | C2 A2 |
€ | U+20AC | 10 0000 10 101100 | 1110 0010 10 000010 10 101100 | E2 82 AC |
U+10348 | 1 0000 0011 01 001000 | 11110 000 10 010000 10 001101 10 001000 | F0 90 8D 88 |
Маркер UTF-8 [ править | править код ]
1-й байт | 2-й байт | 3-й байт | |
---|---|---|---|
Двоичный код | 1110 1111 | 1011 1011 | 1011 1111 |
Шестнадцатеричный код | EF | BB | BF |
Пятый и шестой байты [ править | править код ]
Представление символов, таблицы кодировок
Содержание
Представление символов в вычислительных машинах [ править ]
В вычислительных машинах символы не могут храниться иначе, как в виде последовательностей бит (как и числа). Для передачи символа и его корректного отображения ему должна соответствовать уникальная последовательность нулей и единиц. Для этого были разработаны таблицы кодировок.
Таблицы кодировок [ править ]
На заре компьютерной эры на каждый символ было отведено по пять бит. Это было связано с малым количеством оперативной памяти на компьютерах тех лет. В эти [math]32[/math] символа входили только управляющие символы и строчные буквы английского алфавита.
С ростом производительности компьютеров стали появляться таблицы кодировок с большим количеством символов. Первой семибитной кодировкой стала ASCII7. В нее уже вошли прописные буквы английского алфавита, арабские цифры, знаки препинания. Затем на ее базе была разработана ASCII8, в которым уже стало возможным хранение [math]256[/math] символов: [math]128[/math] основных и еще столько же расширенных. Первая часть таблицы осталась без изменений, а вторая может иметь различные варианты (каждый имеет свой номер). Эта часть таблицы стала заполняться символами национальных алфавитов.
Но для многих языков (например, арабского, японского, китайского) [math]256[/math] символов недостаточно, поэтому развитие кодировок продолжалось, что привело к появлению UNICODE.
Кодировки стандарта ASCII [ править ]
Определение: |
ASCII — таблицы кодировок, в которых содержатся основные символы (английский алфавит, цифры, знаки препинания, символы национальных алфавитов(свои для каждого региона), служебные символы) и длина кода каждого символа [math]n = 8[/math] бит. |
Кодировки стандарта ASCII ( [math]8[/math] бит):
Структурные свойства таблицы [ править ]
Кодировки стандарта UNICODE [ править ]
Юникод или Уникод (англ. Unicode) — это промышленный стандарт обеспечивающий цифровое представление символов всех письменностей мира, и специальных символов.
Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (англ. Unicode Consortium, Unicode Inc.). Применение этого стандарта позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей. Стандарт состоит из двух основных разделов: универсальный набор символов (англ. UCS, universal character set) и семейство кодировок (англ. UTF, Unicode transformation format). Универсальный набор символов задаёт однозначное соответствие символов кодам — элементам кодового пространства, представляющим неотрицательные целые числа.Семейство кодировок определяет машинное представление последовательности кодов UCS.
Коды в стандарте Unicode разделены на несколько областей. Область с кодами от U+0000 до U+007F содержит символы набора ASCII с соответствующими кодами. Далее расположены области знаков различных письменностей, знаки пунктуации и технические символы. Под символы кириллицы выделены области знаков с кодами от U+0400 до U+052F, от U+2DE0 до U+2DFF, от U+A640 до U+A69F. Часть кодов зарезервирована для использования в будущем.
Кодовое пространство [ править ]
Хотя формы записи UTF-8 и UTF-32 позволяют кодировать до [math]2^<31>[/math] [math](2\ 147\ 483\ 648)[/math] кодовых позиций, было принято решение использовать лишь [math]1\ 112\ 064[/math] для совместимости с UTF-16. Впрочем, даже и этого на текущий момент более чем достаточно — в версии 6.0 используется чуть менее [math]110\ 000[/math] кодовых позиций ( [math]109\ 242[/math] графических и [math]273[/math] прочих символов).
Кодовое пространство разбито на [math]17[/math] плоскостей (англ. planes) по [math]2^<16>[/math] [math](65\ 536)[/math] символов. Нулевая плоскость называется базовой, в ней расположены символы наиболее употребительных письменностей. Первая плоскость используется, в основном, для исторических письменностей, вторая — для для редко используемых иероглифов китайского письма, третья зарезервирована для архаичных китайских иероглифов. Плоскости [math]15[/math] и [math]16[/math] выделены для частного употребления.
Плоскости Юникода | ||
---|---|---|
Плоскость | Название | Диапазон символов |
Plane 0 | Basic multilingual plane (BMP) | U+0000…U+FFFF |
Plane 1 | Supplementary multilingual plane (SMP) | U+10000…U+1FFFF |
Plane 2 | Supplementary ideographic plane (SIP) | U+20000…U+2FFFF |
Planes 3-13 | Unassigned | U+30000…U+DFFFF |
Plane 14 | Supplementary special-purpose plane (SSP) | U+E0000…U+EFFFF |
Planes 15-16 | Supplementary private use area (S PUA A/B) | U+F0000…U+10FFFF |
Модифицирующие символы [ править ]
Графические символы в Юникоде делятся на протяжённые и непротяжённые. Непротяжённые символы при отображении не занимают дополнительного места в строке. К примеру, к ним относятся знак ударения. Протяжённые и непротяжённые символы имеют собственные коды, но последние не могут встречаться самостоятельно. Протяжённые символы называются базовыми (англ. base characters), а непротяженные — модифицирующими (англ. combining characters). Например символ «Й» (U+0419) может быть представлен в виде базового символа «И» (U+0418) и модифицирующего символа « ̆» (U+0306).
Способы представления [ править ]
Юникод имеет несколько форм представления (англ. Unicode Transformation Format, UTF): UTF-8, UTF-16 (UTF-16BE, UTF-16LE) и UTF-32 (UTF-32BE, UTF-32LE). Была разработана также форма представления UTF-7 для передачи по семибитным каналам, но из-за несовместимости с ASCII она не получила распространения и не включена в стандарт.
UTF-8 [ править ]
Символы UTF-8 получаются из Unicode cледующим образом:
Unicode | UTF-8 | Представленные символы |
---|---|---|
0x00000000 — 0x0000007F | 0xxxxxxx | ASCII, в том числе английский алфавит, простейшие знаки препинания и арабские цифры |
0x00000080 — 0x000007FF | 110xxxxx 10xxxxxx | кириллица, расширенная латиница, арабский алфавит, армянский алфавит, греческий алфавит, еврейский алфавит и коптский алфавит; сирийское письмо, тана, нко; Международный фонетический алфавит; некоторые знаки препинания |
0x00000800 — 0x0000FFFF | 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx | все другие современные формы письменности, в том числе грузинский алфавит, индийское, китайское, корейское и японское письмо; сложные знаки препинания; математические и другие специальные символы |
0x00010000 — 0x001FFFFF | 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx | музыкальные символы, редкие китайские иероглифы, вымершие формы письменности |
111111xx | служебные символы c, d, e, f |
Несмотря на то, что UTF-8 позволяет указать один и тот же символ несколькими способами, только наиболее короткий из них правильный. Остальные формы, называемые overlong sequence, отвергаются по соображениям безопасности.
Принцип кодирования [ править ]
Правила записи кода одного символа в UTF-8 [ править ]
1. Если размер символа в кодировке UTF-8 = [math]1[/math] байт
Код имеет вид (0aaa aaaa), где «0» — просто ноль, остальные биты «a» — это код символа в кодировке ASCII;
2. Если размер символа в кодировке в UTF-8 [math]\gt 1[/math] байт (то есть от [math]2[/math] до [math]6[/math] ):
2.1 Первый байт содержит количество байт символа, закодированное в единичной системе счисления; 2.2 «0» — бит терминатор, означающий завершение кода размера 2.3 далее идут значащие байты кода, которые имеют вид (10xx xxxx), где «10» — биты признака продолжения, а «x» — значащие биты.
В общем случае варианты представления одного символа в кодировке UTF-8 выглядят так:
Определение длины кода в UTF-8 [ править ]
Количество байт UTF-8 | Количество значащих бит |
---|---|
[math]1[/math] | [math]7[/math] |
[math]2[/math] | [math]11[/math] |
[math]3[/math] | [math]16[/math] |
[math]4[/math] | [math]21[/math] |
[math]5[/math] | [math]26[/math] |
[math]6[/math] | [math]31[/math] |
[math]C = 7[/math] при [math]n=1[/math]
[math]C = n\cdot5+1[/math] при [math]n\gt 1[/math]
UTF-16 [ править ]
UTF-16LE и UTF-16BE [ править ]
Один символ кодировки UTF-16 представлен последовательностью двух байт или двух пар байт. Который из двух байт в словах идёт впереди, старший или младший, зависит от порядка байт. Подробнее об этом будет сказано ниже.
UTF-32 [ править ]
UTF-32 — один из способов кодирования символов из Юникод, использующий для кодирования любого символа ровно [math]32[/math] бита. Остальные кодировки, UTF-8 и UTF-16, используют для представления символов переменное число байт. Символ UTF-32 является прямым представлением его кодовой позиции (англ. code point).
Главный недостаток UTF-32 — это неэффективное использование пространства, так как для хранения символа используется четыре байта. Символы, лежащие за пределами нулевой (базовой) плоскости кодового пространства редко используются в большинстве текстов. Поэтому удвоение, в сравнении с UTF-16, занимаемого строками в UTF-32 пространства не оправдано.
Порядок байт [ править ]
В современной вычислительной технике и цифровых системах связи информация обычно представлена в виде последовательности байт. В том случае, если число не может быть представлено одним байтом, имеет значение в каком порядке байты записываются в памяти компьютера или передаются по линиям связи. Часто выбор порядка записи байт произволен и определяется только соглашениями.
[math]M = \sum_^
Варианты записи [ править ]
Порядок от старшего к младшему [ править ]
В этом же виде (используя представление в десятичной системе счисления) записываются числа индийско-арабскими цифрами в письменностях с порядком знаков слева направо (латиница, кириллица). Для письменностей с обратным порядком (арабская) та же запись числа воспринимается как «от младшего к старшему».
Порядок байт от старшего к младшему применяется во многих форматах файлов — например, PNG, FLV, EBML.
Порядок от младшего к старшему [ править ]
В противоположность порядку big-endian, соглашение little-endian поддерживают меньше кросс-платформенных протоколов и форматов данных; существенные исключения: USB, конфигурация PCI, таблица разделов GUID, рекомендации FidoNet.
Переключаемый порядок [ править ]
Многие процессоры могут работать и в порядке от младшего к старшему, и в обратном, например, ARM, PowerPC (но не PowerPC 970), DEC Alpha, MIPS, PA-RISC и IA-64. Обычно порядок байт выбирается программно во время инициализации операционной системы, но может быть выбран и аппаратно перемычками на материнской плате. В этом случае правильнее говорить о порядке байт операционной системы. Переключаемый порядок байт иногда называют англ. bi-endian.
Смешанный порядок [ править ]
Смешанный порядок байт (англ. middle-endian) иногда используется при работе с числами, длина которых превышает машинное слово. Число представляется последовательностью машинных слов, которые записываются в формате, естественном для данной архитектуры, но сами слова следуют в обратном порядке.
В процессорах VAX и ARM используется смешанное представление для длинных вещественных чисел.
Различия [ править ]
Для записи длинных чисел (чисел, длина которых существенно превышает разрядность машины) обычно предпочтительнее порядок слов в числе little-endian (поскольку арифметические операции над длинными числами производятся от младших разрядов к старшим). Порядок байт в слове — обычный для данной архитектуры.
Маркер последовательности байт [ править ]
Для определения формата представления Юникода в начало текстового файла записывается сигнатура — символ U+FEFF (неразрывный пробел с нулевой шириной), также именуемый маркером последовательности байт (англ. byte order mark (BOM)). Это позволяет различать UTF-16LE и UTF-16BE, поскольку символа U+FFFE не существует.
Кодирование | Представление (Шестнадцатеричное) |
---|---|
UTF-8 | EF BB BF |
UTF-16 (BE) | FE FF |
UTF-16 (LE) | FF FE |
UTF-32 (BE) | 00 00 FE FF |
UTF-32 (LE) | FF FE 00 00 |
В кодировке UTF-8, наличие BOM не является существенным, поскольку, нет альтернативной последовательности байт. Когда BOM используется на страницах или редакторах для контента закодированного в UTF-8, иногда он может представить пробелы или короткие последовательности символов, имеющие странный вид (такие как ). Именно поэтому, при наличии выбора, для совместимости, как правило, лучше упустить BOM в UTF-8 контенте.Однако BOM могут еще встречаться в тексте закодированном в UTF-8, как побочный продукт перекодирования или потому, что он был добавлен редактором. В этом случае BOM часто называют подписью UTF-8.
Когда символ закодирован в UTF-16, его [math]2[/math] или [math]4[/math] байта можно упорядочить двумя разными способами (little-endian или big-endian). Изображение справа показывает это. Byte order mark указывает, какой порядок используется, так что приложения могут немедленно расшифровать контент. UTF-16 контент должен всегда начинатся с BOM.
BOM также используется для текста обозначенного как UTF-32. Аналогично UTF-16 существует два варианта четырёхбайтной кодировки — UTF-32BE и UTF-32LE. К сожалению, этот способ не позволяет надёжно различать UTF-16LE и UTF-32LE, поскольку символ U+0000 допускается Юникодом
Проблемы Юникода [ править ]
В Юникоде английское «a» и польское «a» — один и тот же символ. Точно так же одним символом (но отличающимся от «a» латинского) считаются русское «а» и сербское «а». Такой принцип кодирования не универсален; по-видимому, решения «на все случаи жизни» вообще не может существовать.