сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни

Факты и мифы о человеческом мозге

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни

Головной мозг – самый сложный орган в организме человека. Часто можно услышать, что люди использует его только на 10%. Правда ли это?

Какую часть мозга использует человек

Используя возможности функциональной МРТ, специалисты измеряли активность органа во время выполнения разных задач, и определили, что большая часть мозга остается активной практически постоянно, даже когда человек выполняет очень простые действия. Более того, орган бодрствует даже когда человек отдыхает или спит. А вот точный процент клеток органа, которые активизируются, у разных людей варьируется. Этот показатель меняется и в зависимости от того, что делает или о чем думает человек.

Как появился миф о 10%

Миф о том, что мозг человека работает лишь на 10% настолько распространенный и так давно существует, что сегодня даже сложно точно определить его первоисточник.

Можно ли улучшить работу мозга

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизниКак и в случае с любым другим органом, состояние головного мозга напрямую зависит от диеты и активности человека. Соблюдая здоровый образ жизни, реально улучшить и его работу.

Влияние диеты

Неправильное питание может ухудшить состояние здоровья человека и послужить причиной развития кардиологических болезней, ожирения, диабета 2 типа. А эти болезни, в свою очередь, повышают риск появления слабоумия.

Чтобы улучшить здоровье головного мозга, стоит включить в свою диету такие продукты:

Физическая активность

Нельзя недооценивать роль двигательной активности для поддержания здоровья головного мозга. Достаточно ежедневно уделять хотя бы по 30 минут на активную ходьбу, чтобы снизить риск ухудшения работы мозга. Также полезно плавание, бег трусцой, езда на велосипеде.

Умственные тренировки

Другие распространенные мифы

Помимо мифа о 10%, существует еще немало других заблуждений о человеческом мозге. Но большинство из них уже имеют научное опровержение.

Левое и правое полушарие

Влияние алкоголя

Продолжительное злоупотребление алкоголем может стать причиной ряда проблем со здоровьем, включая и нарушения в работе мозга. Однако нельзя сказать, будто каждая порция спиртного убивает часть клеток мозга – это заблуждение. Процесс повреждения довольно сложный. Например, доказано, если женщина во время беременности злоупотребляет спиртным, то высок риск, что малыш родится с фетальным алкогольным синдромом. У людей с такой болезнью мозг имеет объем меньше обычного и состоит из меньшего количества клеток. Такие дети в будущем испытывают сложности с обучением и могут иметь другие отклонения.

Подсознательные сообщения

Извилины

Рельеф человеческого мозга состоит из борозд и извилин. Существует мнение, будто каждый раз, когда человек изучает что-то новое, на поверхности органа образуется новая извилина. Но это заблуждение. Извилины образуются еще до рождения и продолжают формироваться в детском возрасте.

Интересные факты

А теперь, когда самые распространенные мифы о человеческом головном мозге развеяны, пора узнать несколько малоизвестных фактов об этом органе:

Человеческий мозг – удивительный орган. Ученые продолжают исследовать его, открывая все новые факты и развенчивая давние мифы.

Источник

Мы используем наш мозг на 10%: миф или правда?

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни

Многие слышали о том, что человек использует свой мозг только на 10%. И этих немногочисленных процентов хватает на разработку информационных технологий, лекарств, изучение космоса и многое другое. Представьте, как изменится жизнь, если человек начнет использовать свой мозг по максимуму. Но действительно ли мы используем только малую часть своих ресурсов — давайте разберемся в этой статье.

Пройдите прямо сейчас бесплатные тесты на логику, умение генерировать идеи, память и критическое мышление, чтобы определить, насколько хорошо вы используете свой мозг.

Что известно из исследований ученых?

Ученые неоднократно проводили исследования мозга человека и до сих пор изучают этот орган. С помощью аппарата МРТ ученые смогли визуализировать мозг и изучить его активные и неактивные области. Согласно исследованиям, за наши действия и процессы отвечает не весь мозг, а только определенные участки. Например, за зрение отвечает один участок, за слух — совершенно другой, за речь — третий и т.д. На протяжении дня мы задействуем практически все зоны мозга. Даже для пролистывания ленты в соцсетях мы активируем сразу несколько участков — область зрения, понимания и действия. Ученые утверждают, что на данный момент не удалось выявить ни одного неактивного участка мозга.

Откуда появился миф о 10% активности мозга?

Утверждение о 10% активности мозга появилось достаточно давно, много разных психологов, философов и ученых поддержали идею. Эту мысль в своих работах развивал и Дейл Карнеги, и Уильям Джеймс. Идея о сверхспособностях человека звучит заманчиво, хочется верить в силу и энергию человечества. Возможно, этот миф возник из-за неправильной трактовки исследований. При визуализации мозга было установлено, что во время активности подсвечена только часть участка мозга, остальная область как будто серая. Эти серые участки признали «нерабочими». Сегодня ученые объясняют, что яркое пятно на участке мозга означает повышенную активность, менее выраженное пространство задействовано в меньшей степени.

Какие факты подтверждают активность мозга?

Источник

Мозг человека работает только на 10%: правда или все-таки миф?

Мы устроены так, что объект, который плохо изучен, вызывает много сомнений и теорий. Одни правдивые, а другие – откровенная ложь. Наш мозг пока полностью не исследован учеными, что провоцирует споры и много вопросов.

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни
К спорным вопросам можно отнести суждение, что человек использует собственный мозг на 10%. Этот процент достаточно низок, поэтому данное предположение более похоже на миф. Множество ученых приводят опровержения и достоверные факты неверности этой теории, теперь попробуем разобраться и мы.

Правда или миф?

Теория про использование только 10% мозга – это настоящая ложь. Данное предположение выгодно только тем, кто спорит о неправильном потенциале мозга индивида и больших возможностях, если мозг начнет работать на полные 100%.

Только подумайте обо всех возможностях, открывающихся, если использовать мозг на полную мощь. Скорее всего, так можно излечить мир от любых болезней, вступать в контакты с инопланетянами и творить другие чудеса. Полагать так приятно, но в реальности это только фантазии.

В действительности работа человеческого мозга всегда осуществляется на все 100%. Мы задействуем все области нашего серого вещества, а дополнительного резерва просто не существует. Если у нас работает какая-то часть мозга вместо положенных 100%, то причина одна – у человека есть мозговая травма.

Как появился миф?

Исследователи долгое время занимаются изучением природных процессов в мозге человека, поэтому им несложно привести опровержение. Все знают, что в структуре данного органа есть нейроны, создающие электрические импульсы. Количество нейронов в одном органе превышает несколько миллиардов, по этой причине проблематично исследовать их общую работу. На начальных этапах изучения, ученые сосредотачивались на небольшом участке серого вещества и следили, какой объем нейронов создает сигналы, а какие ленятся. В итоге удалось узнать, что «лентяи» преобладают над числом работающих. Вот почему появилось суждение, что будто мозг работает не на полную мощность.

Как в действительности функционирует мозг?

Мозг человека – довольно сложный орган, которому дано множество нейронов с определенной целью. Суть в том, что нейроны из разных частей отвечают за различные опции и действия. К примеру, во время прослушивания музыки задействуются нейроны, которые ответственны за способность слышать. Когда вы рады или расстроены, начинают работать нейроны, ответственные за эмоциональное состояние. Даже если положите на стол руку, чувствуя под ладонью столешницу, мозг трудится: органы чувств посылают сигналы, активизируя нейроны, которые ответственны за их функционирование.

Насколько активно функционирует мозг, можно определить только по числу действий, выполняющихся в определенный отрезок времени, по нейронной нагрузке. Может сейчас человек реально задействует только 10% своего мозга, но это из-за того, что больше и не надо – он отдыхает или попросту ничем не занят.

Можно повысить функционирование мозга?

Разумеется! Но не стоит пробовать нагрузить мозг полностью, это нереально, да и эффекта не даст. Улучшенное функционирование мозга выражается в отличной памяти, легкой обучаемости и усвоении полученных знаний. Этим функционалом заведуют нейроны, связи между ними, которые нужны для нормальной работы организма человека. Они создаются всю жизнь, и каждый может поспособствовать тому, чтобы они более активно формировались. Например, регулярно посвящать время когнитивным тренажерам Викиум.

Источник

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так. Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны. Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Источник

Учёные против мифов: на сколько процентов работает мозг и зависит ли интеллект от числа извилин

Корреспондент 161.ru проверяет распространённые мифы о работе человеческого мозга.

сколько процентов мозга работает у обычного человека в обычной жизни

Заспиртованный человеческий мозг в анатомическом музее РостГМУ

Вместе с учёными Ростова 161.ru развенчивает распространённые заблуждения и научные мифы. Стоит ли бояться ГМО? Действительно ли мы используем наш мозг лишь на 10%? Чем отличаются чёрные дыры и космические кротовые норы? Эти и другие вопросы мы задаём специалистам из ростовских университетов и научно-исследовательских организаций. Первая беседа была посвящена теме радиации. На этот раз мы решили поговорить о человеческом мозге. Вопросы о нём мы решили задать доценту кафедры психиатрии и наркологии РостГМУ Алексею Перехову.

Загадочный и прекрасный

Человеческий мозг – одна из самых важных и одновременно самых загадочных частей нашего организма. Именно высокоразвитый мозг считается самым главным отличием человека от животных. Однако, несмотря на все усилия учёных, он до сих пор не изучен в полной мере. Его таинственность стала богатой почвой для множества мифов. Некоторые из них даже легли в основу художественных фильмов и стали очень популярны.

Искать ответы мы отправились в Ростовский государственный медицинский университет

Фото: Данил Борисов

Миф №1: Мозг состоит из «серого вещества». Именно оно отличает человека от животных

– На самом деле человеческий мозг состоит из множества самых различных составляющих. Серое вещество – это только его кора. Кроме того, в мозге содержится, например, так называемое белое вещество – подкорковый слой. Оно занимает не меньше места, чем серое вещество. Есть также множество веществ, которые ни к серому, ни к белому веществу не относятся.

Серое вещество также имеется у животных. Оно есть у обезьян, дельфинов, даже у домашних собак. Разница заключается не в самом наличии серого вещества, а в особенностях его развития, его объёме и возможностях.

– А правда ли, что именно от количества серого вещества в мозге зависит интеллект человека?

– Этот миф, скорее всего, исходит из идеи о том, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это не совсем так. На каком-то этапе размер мозга перестаёт иметь решающее значение. Конечно, есть случаи, когда мозг совсем маленький. Настолько, что не может выполнять свои функции. Тогда это действительно проблема, патология, такие люди становятся тяжёлыми олигофренами. Однако в случае нормально функционирующего мозга решающее значение имеет не размер.

Вес нормального человеческого мозга колеблется примерно от 1 до 1,5 килограмма. При такой логике мы должны были бы сделать вывод о том, что люди, мозг которых весит 1,5 килограмма, значительно умнее тех, у кого всего 1 килограмм. Однако исследования мозга гениев разных лет показывает, что среди них были люди как с большим, так и с маленьким мозгом.

Алексей Перехов: «Интеллект в большей степени зависит от структуры мозга, а не его размеров»

– Что же тогда имеет решающее значение для формирования интеллекта?

– Большое значение имеет то, как устроен мозг, в особенности – устройство нейротрансмиттерных сетей, связывающих десятки миллиардов клеток мозга.

Миф №2: Извилины влияют на запоминание человеком информации. С получением новых знаний образуются и новые извилины

– Это устаревшая информация. Сейчас, в современной науке, никто уже не занимается изучением того, сколько у человека извилин, какие они. С помощью позитронной томографии мы получили возможность проникнуть в сами клетки мозга. Для мозга совершенно не важно, сколько у него извилин. Важнее – количество связей между нейронами, система их организации, скорость передачи данных, работа особых веществ-нейротрансмиттеров, обеспечивающих «открывание» и «закрывание» нервной клетки. С получением новых знаний формируются новые нейронные связи, но не извилины.

Миф №3. Человеческий мозг работает всего на 10% своей мощности. Увеличить этот показатель можно при помощи различных техник и/или специальных препаратов

– То, что что-то в здоровом организме человека работает не на 100% – это выдумки. В природе всё и всегда работает на 100%, по-другому не бывает. Другой вопрос – какую часть работы мозга мы осознаём? Ответ: очень малую. Если бы мы осознавали все процессы мозга, у нас бы не было подсознательного и бессознательного. Этим вопросом, кстати, сейчас часто задаются кибернетики. Ведь истинный искусственный интеллект будет контролировать все происходящие в его мозгу процессы на 100%. Это лишит его человеческих эмоций и чувств.

– Возможно ли как-то стимулировать работу мозга?

– Да, в определённых случаях «коэффициент полезного действия» мозга может увеличиваться. У гениальных людей это происходит за счёт инсайтов, у обычных – при определённых физических состояниях, например, при резком выбросе адреналина. Но он не будет повышаться до ста процентов. Кроме того, работу мозга могут стимулировать особые препараты – психостимуляторы. Однако принимать их в течение долгого времени опасно для здоровья. И стать гением так у вас, скорее всего, не получится, не говоря уже о чисто мифических «скрытых возможностях» мозга, часто появляющихся в фантастических фильмах. Гениями, к сожалению, рождаются, а не становятся. Бороться с природой бессмысленно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *