сколько картин написал левитан за свою жизнь
Левитан- самый великий из русских пейзажистов
И. Левитан.У омута.1892г
Эту поэзию и эту красоту простого деревенского пейзажа Левитан чувствовал удивительно и, несмотря на еврейское происхождение Левитана, его по праву можно назвать одним из самых настоящих русских художников, настоящим поэтом русского пейзажа. Поэзию этого пейзажа он чувствовал во много раз сильнее и ярче целых десятков других художников с самыми русскими фамилиями… »
(И.Э.Грабарь)
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Михаил Нестеров, друг Левитана, писал: «В те годы каждое появление новой картины Левитана было его торжеством. О нем говорили, им восхищались. Счастье становилось на его сторону, ибо он был признанный мастер».
Результатом становятся такие его работы, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб». В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
У омута.
Глубокий, черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки. Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он потом работал над картиной.
Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.
Владимирка.
Жил тогда Левитан недалеко от Болдина. Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как возникла у него мысль написать эту картину: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога.
— Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда.
Спускается солнце за степи.
Вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день». В 1898 году Исаак Левитан удостаиватся звания академика пейзажной живописи.
Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.
В 1890 г. Левитан выезжал в Финляндию и в Париж. Но ни природа Финляндии, ни художественная жизнь и новое искусство Парижа не произвели на него глубокого впечатления. Только в 1899 г., когда Левитан вторично побывал в Париже, он открыл для себя искусство импрессионистов.В последние годы жизни Левитан страдал болезнью сердца, которая в то время не поддавалась лечению. Не дожив несколько дней до своего сорокалетия, И.И.Левитан скончался 3 августа 1900 г.
Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно и, благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности, он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он вылил все это в длинном ряде картин, отразивших искания целого поколения… Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа…
За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин и множество подготовительных этюдов.
СОВРЕМЕННИКИ О ЛЕВИТАНЕ:
(Чехова М,П.)
«Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность. Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство. Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя?
Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе.»
«Природа живет не только внутренней, но и внешней стороной, и схватить эту жизнь во внешности может только художник. Левитан кроме привлекательной внешности в колорите схватывает и глубокие поэтические мотивы, поэтому, как художник, он выше и глубже Серова.» (КиселёвА.А.)
«Как мало ценят, как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан. » (Чехов А.П..)
«Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место.»
«Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон. Пишите по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое».
«Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.»
Исаак
Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан ( 3 (16) октября, по другим сведениям, 18 (30) августа 1860, посад Кибарты (ныне г. Кибартай, Литва) – 22 июля (4 августа) 1900, Москва) – мастер «пейзажа настроения», один из создателей национального русского пейзажа.
Но какое это всё имеет отношение к его искусству? Что общего у биографии Левитана и его картин? Жизнь и живопись – параллельные вселенные! Не трогайте гения скользкими лапами, продажные жёлтые писаки! Разве это что-то объясняет или что-то помогает понять?!
Посмеем утверждать – помогает. Попробуйте нам поверить, а мы попробуем объяснить.
Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана
Исключительно тонкая душевная организация, мнительность и ранимость, «оголённые нервы», меланхолический темперамент с присущим ему обострённым интуитивным восприятием – всё это напрямую связано с гениальной способностью Левитана разглядеть в неброской и неконтрастной русской природе такое, что до него не смог увидеть никто.
Что скрывало детство Левитана?
Несмотря на собственную влюбчивость и ответный горячий женский интерес, Исаак Левитан никогда не был официально женат. Единственной женщиной, которой он однажды сгоряча и, кажется, внезапно не только для неё, но и для себя самого сделал предложение, оказалась младшая сестра Чехова – Мария Павловна. Ничего из этого не вышло. Однако, вопреки обычному для подобных ситуаций сценарию, Левитан и Мария на всю жизнь остались близкими друзьями. Но даже она признавалась: «Сам Исаак Ильич никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком…»
Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.
Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты (ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив (Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе (Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.
У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем, которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана – Константин Коровин.
Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку – отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.
Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?
Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи – Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.
Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет
Сначала Исаак учился в натурном классе у обличителя-жанриста Василия Перова, но каким-то чудом в 14-летнем мальчике рассмотрел родственную душу преподаватель соседнего – пейзажного – класса Алексей Саврасов. Он буквально выпросил «отдать» Левитана ему. Перов в этот раз противиться не стал.
Как только наступала весна, Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес, парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать, чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования, а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным, а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить, шумит на его картине дуб или не шумит, Левитан не только не удивлялся вопросу, но и очень скоро начал понимать, как живописными средствами добиться того, чтобы дуб – шумел, берёза волновалась, а природа в целом – жила, печалилась и радовалась.
Самому Левитану печалиться в годы своего ученичества, увы, приходилось чаще. Осиротевший и бездомный, он иногда по три дня не обедал, испытывал головокружения от запаха ситного хлеба, которым подкреплялись товарищи, и несколько лет носил клетчатый пиджак и короткие брюки, из которых давно вырос. Михаил Нестеров рассказывал, что Левитан «сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов. Сказывали, что он иногда не имел и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей «страшными привидениями»».
Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов – замечательный колорист и очень образованный человек, много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин.
Взрослая жизнь художника Левитана
Денег опять не хватало, «халтурить», создавая на продажу лебедей и милующиеся под звёздами парочки, Левитан не умел. Он с благодарностью вспоминал первые 100 рублей, которые Павел Третьяков заплатил ему за картину «Осенний день. Сокольники», но и они быстро разошлись. Поленов «сосватал» своих талантливых учеников Коровина и Левитана писать декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова. Платил «миллионщик» щедро, но Левитан был прирожденным станковистом, а не декоратором, да и в мамонтовском Абрамцеве он почему-то не прижился. Тем не менее, на деньги, заработанные у Саввы, Левитан отправился в своё первое большое творческое путешествие – в Крым. Увидев море впервые, Левитан не смог сдержать рыданий, но к Крыму очень быстро остыл. Его тянуло севернее: в подмосковное Бабкино, где он три года гостил вместе с семейством Чеховых, в Саввину Слободу под Звенигородом, на Волгу.
В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине, а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился, что Левитан давно не показывается на люди, и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё, а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов, подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая, что его не следует оставлять в одиночестве, взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино, подыскивал работу в юмористических журналах, в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой.
«Нежный глаз»: любовные омуты в биографии Левитана
Софья Петровна была старше Исаака на 13 лет: на момент знакомства ей было 39, ему – 26, и она действительно была замужем за доктором – полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, известным в художественной среде не только благодаря салону жены, собиравшему известных литераторов, музыкантов и художников, но и потому, что с него Перов написал егеря-хвастуна в знаменитых «Охотниках на привале».
Софья Петровна попросила Левитана дать ей несколько уроков, так начался их роман. Как только наступали тёплые дни, все 8 лет Левитан и Софья Петровна уезжали на этюды – в Подмосковье, под Тверь или на Волгу. Софья Петровна оказалась, как и Левитан, страстной и самозабвенной охотницей. Раньше, охотясь, Исаак мог по неделе пропадать в лесу в компании только своей собаки Весты – прибившейся к Левитану случайно, но на удивление ему преданной (рассказывали, что Левитан выучил свою собаку счёту до десяти и регулярно кормил, даже когда не имел обеда сам). Теперь они с Софьей Петровной, одетой по-мужски в брюки и ботинки, забирались в дебри, месили грязь, караулили вальдшнепов и тетеревов, стреляли, тащили тяжёлые ягдташи с добычей, а потом с азартом и даже злостью выбрасывали дичь на землю, считая, кто сегодня настрелял больше и не желая друг другу уступать. Свидетельство еще одной корреспондентки Чехова – его сестры Марии Павловна, несостоявшаяся невесты Левитана, делает картину завершённой: «Ты не представляешь, что происходит с С.П. (Софьей Петровной – ред.)! Балованная добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным устройством жизни, где всё подчинялось ей, она укрощает самоё себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и резкости Левитана, лишь бы вселить в его беспокойную, тревожную душу ощущение лада и надёжности. Радуется, когда видит, что мир снова наполняется для него всеми красками, и его влечет холст, и он улыбчив и мягок. А людские пересуды ее мало интересуют».
В присутствии Софьи Петровны Левитан меньше и реже хандрил: она развлекала его веселыми рассказами об общих знакомых, заботилась о том, чтобы он не мёрз и не сидел без еды на этюдах, внушала ему уверенность в его огромном таланте, которую Левитан то и дело терял и опускал руки. Дарование Левитана возмужало и окрепло. Картины, написанные при деятельном участии в его жизни Софьи Петровны, принесли ему первую громкую известность. Это она облюбовала волжский городок Плёс, где Левитану так хорошо работалось и где появился «Вечер. Золотой Плёс» и «Тихая обитель». Это она ездила с Левитаном на озеро Удомля, где он писал величественное полотно «Над вечным покоем». Это они вместе с Софьей Петровной случайно набрели на Владимирский тракт, и пока Левитан писал «Владимирку», Софья на телеге возила, «как икону», тяжелое полотно от дома до «пленэра» и обратно.
Но разбила Софье Петровне сердце другая женщина – которой, кстати, на момент знакомства с Левитаном тоже исполнилось 39, Анна Николаевна Турчанинова. В то лето Левитан с Кувшинниковой приехали на этюды в Тверскую губернию, их соседями оказалась семья видного петербургского чиновника Турчанинова – три очаровательных дочки в возрасте невест и их мать Анна Николаевна, не желавшая прощаться с молодостью, а красотой даже превосходившая дочек.
Татьяна Щепкина-Куперник, сумевшая примирить Левитана и Чехова, несколько лет не разговаривавших друг с другом после выхода «Попрыгуньи», сообщает: «Соперница Софьи Петровны – красивая. Она похожа на цыганку. Красит губы, всегда ходит в белом и от нее пахнет так сладко и так сильно, что даже чашки, из которых она пьет чай, пахнут духами. Она ужасно любезна со всеми – особенно с Софьей Петровной. И все хвалит ее этюды. Но глаза у нее – злые. Не строгие, как у Софьи Петровны – а так, злые. Мне все хочется представить, бывают ли они другими, когда она ласкает своих детей или молится? Но может быть, она вовсе не молится?»
Последние годы и последние картины Исаака Левитана
У Левитана обострилось сердечное заболевание. Спорят, был ли это врождённый порок или приобретённый ревматический миокардит, но бесспорно, что положение усугубила неврастения. «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? – мучился Левитан. – Быть может, потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует. Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном. »
Между тем, профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок, а картина «Тихая обитель» производит, по слова Чехова, фурор. Левитан часто бывает за границей – но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве, но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение «Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей, он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны, но жалуется на невозможность работать: « И в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»
За два года до смерти Левитан, когда-то не удостоенный звания классного художника, становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер, волнуюсь, как сукин сын, – мои ученики дебютируют на Передвижной. Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства, а жутко, черт возьми!» Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось, что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты, – фиксирует в дневнике Чехов. – Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».
Левитан умер, не дожив до сорока, в августе 1900 года и был похоронен в Москве, на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы (в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде, в тот август, когда умирал Левитан, чудесным образом второй раз за год зацвела сирень, которую художник так любил.
Левитан картины
Биография художника Левитана
Исаак Ильич Левитан – русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана – учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.
Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.
В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.
Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан – великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.
Оценка, продажа и реализация картин И.И. Левитана
Мастер русского пейзажа настроения И.И. Левитан
Исаак Ильич Левитан появился на свет в 1860 году в одной из бедных еврейских семей. В 1870-х годах семья переехала в Москву, чтобы дети могли получить образование. Это дало возможность Исааку в 13 лет поступить в Московское училище живописи.
Однако со смертью обоих родителей положение детей стало бедственным. Училище всячески помогало талантливому Исааку и его старшему брату, учившемуся там же. Уже в 16 лет Исаак получил малую серебряную медаль и материальную помощь в размер 220 рублей на дальнейшие занятия живописью.
Еврейское происхождение послужило серьезным препятствием в жизни и деятельности Левитана. По распоряжению властей его вместе с другими евреями дважды высылали из Москвы, а по блестящему окончанию художественного училища дали только диплом учителя чистописания. Однако жизненные невзгоды не помешали юноше прославиться.
Широкую известность Левитан снискал после второй поездки на Волгу в 1888 году. Тогда он познакомился с зачаровавшим его городком Плёс, в котором за три года жизни написал порядка двухсот работ. К числу наиболее известных картин художника относятся «Над вечным покоем», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Вечерний звон» и многие другие.
Левитан много путешествовал, невзирая на тяжелую болезнь. Он изучал творчество других художников, участвовал в выставках и продолжал писать. Однако дважды перенесенный тиф сделал свое дело. В 1900 году Исаак Ильич ушел из жизни, не дожив даже до своего сорокалетия. В его мастерской осталось несколько десятков недописанных работ и несколько сотен эскизов.
Основатель неброского русского пейзажа
Основателями реалистического русского пейзажа считают таких талантливых художников, как Шишкин, Поленов или Саврасов. Именно они первыми вывели пейзаж на новый уровень живописи, увлекая в этом направлении следующее поколение художников. Одним из них был Исаак Левитан, который фактически стал основателем так называемого неброского русского пейзажа.
Многие художники того времени предпочитали изображать более эффектные пейзажи и считали российские виды слишком скудными. В то же время Левитана не волновали яркие сюжеты и эффектные виды. Художник стремился найти в природе наиболее сокровенное и передавал это сокровенное со всей мощью своих художественных возможностей. И это ему удавалось сполна, так как его работы иначе называли пейзажами настроения. Люди, наблюдавшие его картины, нередко от души благодарили его за блаженное настроение и душевное спокойствие, которое подарило им созерцание его картин.
Большое влияние на формирование его как пейзажиста оказала не только работа с Саврасовым и Поленовым, но частое общение с Чеховым, увлечение музыкой Чайковского. Это развивало его эстетические вкусы и умение глубоко чувствовать мир.
Левитану больше нравилась роль наблюдателя, который имеет уникальную возможность наблюдать гармонию природы. Его талант заключается в том, что он умел не только чувствовать глубинный покой мира, но и мастерски передавать это в своих картинах, заставляя зрителей оторваться от суеты мыслей и окунуться вместе с ним в бездонный покой, ощутить всю красоту и мощь этого мира. Неспроста его работы оказали большое влияние на развитие русской и европейской живописи.
Особенности работы Левитана
Выбор холста, кистей и красок
Левитан предпочитал рисовать на холсте разной плотности, картоне, бумаге или деревянных дощечках. Большую часть работ он выполнял на средне- или мелкозернистых холстах, а картины последних лет — на крупнозернистых. Обычно это были холсты прямого гарнитурного плетения, реже — диагонального саржевого. Художник работал кистями разной формы и размеров. В периоды зрелого творчества он предпочитал широкие щетинные кисти. При этом он мог работать не только мягкой частью кисти, но и ее черенком, мастихином (специальной лопаткой для нанесения краски) и даже пальцами. Были у него свои инструменты и для обработки уже высохшего изображения.
Чаще всего мастер рисовал с помощью масляных красок, но иногда прибегал к карандашу или туши. У Левитана была привычка использовать сильно разбавленные масляные краски. Из-за этого его картины со временем приобрели различные дефекты: трещины, осыпание слоев, потемнение отдельных участков изображения. Это требует особых условий хранения его картин.
Приемы создания картин
Левитану важно было добиться в картинах богатой фактуры, для чего он использовал самые разные приемы. Например, чтобы передать зернистую фактуру берез в своей работе «Март» он использовал прием легкого ведения кисти. При таком способе изображения краска ложится только на зерна холста, оставляя свободными углубления.
Когда художник хотел добиться большего контраста, он наносил новые слои полупрозрачной краски на уже созданный рисунок. Часто этот прием он применял при изображении неба, чтобы сделать его более насыщенным.
Чтобы сделать более выразительными контуры, Левитан использовал перо, для сглаживания мазка — мастихин.
Нередко приемы и типы красок комбинировались в одном полотне, делая его весьма живописным. Он добивался того, что одни участки становились гладкими, другие как бы мерцали, третьи поражали своей прозрачностью и чистотой, что придавало картине особое очарование и заставляло зрителей снова и снова с удивлением рассматривать ее.
Рекорды продаж, цены на картины Левитана
Сколько стоят картины Левитана в настоящее время? Для начала обратимся к данным известных аукционных домов.
В 2005 году один из российских коллекционеров приобрел полотно «Вечер над болотом», написанное в 1882 году, за 1,24 млн фунтов стерлингов.
В 2007 году на торгах Christie`s за полтора миллиона фунтов стерлингов продали картину «Иллюминация Кремля». Это довольно редкий сюжет для кисти Левитана, однако подлинность работы подтверждена экспертами и еще одной картиной с аналогичным сюжетом, находящейся в Днепропетровском музее.
В 2017 году состоялось сразу несколько продаж. Картину «Заросший пруд» (1888) приобрели на аукционе Sotheby’s за 900 тысяч фунтов при эстимейте 450-600 тысяч. На этом же аукционе продали за 908 тысяч фунтов стерлингов красивый пейзаж «Лето» (эксперты оценили ее в 1-1,5 миллиона).
Картины Левитана меняют владельцев не только в ходе аукционов. Их неоднократно воровали и подделывали. Так, в музее-заповеднике в Плесе злоумышленники сделали уже несколько удачных и неудачных попыток воровства картин Левитана. Интересно, что воры охотились за одними и теми же картинами. Более двадцати лет назад впервые из этого музея украли полотна «Овраг за забором», «Тихая речка», «Речная заводь» и некоторые другие. Хотя картины были найдены и возвращены в музей, в последующие годы было совершено еще несколько попыток хищения, одна из которых в 2014 году закончилась удачно. Тщательно все продумав, воры успели вынести полотна в короткий промежуток между сработавшей сигнализацией и приездом полиции.
Эксперты отмечают, что картины Левитана появляются на аукционах достаточно часто. При этом цена конкретной картины зависит от многих параметров и может варьироваться от десятков до сотен тысяч долларов. Чтобы оценить картину Левитана точно, рекомендуем обратиться к опытным экспертам.
Оценка, продажа и скупка картин Левитана
Где оценить картину Левитана
Мы предлагаем вам экспертов с отличной репутацией, которые проведут комплексную экспертизу картины Левитана. Это Центр научной экспертизы имени Бенуа. В ходе лабораторных исследований сотрудники центра смогут оценить картину Левитана на предмет ее сохранности, проверят ее подлинность и определят ее ориентировочную стоимость.
Где продать картину Левитана
Если вы не знаете, где можно продать картину Левитана на выгодных условиях, предлагаем выставить ее на нашей площадке. Наш сайт посещают заинтересованные в приобретении антиквариата покупатели, что в разы ускоряет процесс продажи. Любая сделка по продаже осуществляется только после проведения экспертизы (организуем своими силами).
Как продать картину Левитана быстро
Вы не хотите или не можете долго ждать покупателя? Тогда мы можем купить у вас картину Левитана на условиях комиссии. При этом цена будет ниже, но вы сможете в кратчайший срок получить за нее деньги. Скупка картин Левитана также происходит после ее экспертной оценки.
Для уточнения информации свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05. Альтернативные способы связи указаны в разделе «Контакты».