Сколько акций virgin galactic в обороте
Аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic отложила первый коммерческий полет на четвертый квартал 2022 года. Компания сообщила, что изменила планы из-за того, что в октябре планирует начать работы по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve.
В пресс-релизе Virgin Galactic пояснила, что в последнем испытании обнаружила «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов». «Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания.
Представитель Virgin Galactic рассказал телеканалу CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август 2022 года. И только тогда корабль Unity сможет вновь подняться в космос. Ранее Virgin рассчитывала начать регулярные коммерческие полеты с космическими туристами в начале 2022 года, писал телеканал CNBC.
После окончания технических работ компания намерена завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты она пока не называет. Но известно, что компания проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. До этого предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
На Мосбирже объем торгов по компании Ричарда Брэнсона, напротив, вырос на 71%, до ₽189,24 млн (на 12:16 мск) против ₽110,29 млн по итогам 14 октября.
«Шансы на лидерство в отрасли у Virgin Galactic сомнительны»
«По моему мнению, шансы на лидерство в отрасли космического туризма у Ричарда Брэнсона были всегда крайне сомнительны. После переноса полетов возможность занять существенную долю рынка, потеснив Blue Origin и Space X, станет еще меньше», — уверен инвестиционный консультант финансовой группы «Финам» Сергей Хандохин.
Компания основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin также интересуется космическим туризмом. Пассажирская капсула корабля New Shepard, который получил название в честь первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет Алана Шепарда, оснащена огромными иллюминаторами, чтобы туристам было удобнее наблюдать за тем, что происходит за бортом.
Первый пилотируемый полет с пассажирами на борту корабль New Shepard совершил в июле 2021 года, он продлился чуть больше десяти минут. Тогда на борту капсулы находился Безос. Второй раз New Shepard поднялся в космос в среду, 13 октября.
Стоит ли покупать акции сейчас
«Я бы держался в стороне от Virgin Galactic даже после такой просадки», — сказал «РБК Инвестициям» Сергей Хандохин. Он пояснил, что компания слаба почти по всем параметрам: от технологий до организации и маркетинга. К тому же, имеет мощных конкурентов в лице Илона Маска и Джеффа Безоса.
Иного мнения придерживается главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Те инвесторы, которые рассчитывают на долгосрочную историю, могут использовать текущее падение акций для того, чтобы покупать. Другое дело, что если полеты действительно настолько далеко переносятся, то каких-то триггеров для роста [акций] в ближайшее время не видно. И вполне возможно, что в отсутствие новостей мы будем видеть постепенное сползание акций все ниже и ниже».
Обзор Virgin Galactic: космические туристы и спутники
Virgin Galactic (SPCE) — это аэрокосмическая компания в составе Virgin Group, основанная в 2004 году эксцентричным миллиардером Ричардом Брэнсоном.
Совместно с дочерней компанией The Spaceship Company Virgin Galactic работает над созданием космических аппаратов, которые предназначаются для запуска в суборбитальное пространство частных туристов и вывода на орбиту спутников. Над реализацией своей «космической Одиссеи» Virgin Galactic работает 17 лет и сейчас находится на завершающей стадии коммерциализации полетов человека в космос.
Тенденции и прогнозы, емкость рынка и основные игроки
В данный момент космический туризм ограничивается несколькими орбитальными полетами, выполненными американской Space Adventures. За последние два десятилетия компания перевезла на российских ракетах «Союз» всего лишь 7 туристов.
Космический туризм сегодня — это абсолютно свободная ниша. Bank of America ожидает рост ежегодной выручки всей космической индустрии на 230%: с 424 млрд в 2019 году до 1,4 трлн долларов к 2030 году. Индустрия космического туризма только зарождается, но она может стать мейнстримом по мере развития технологий, повышения безопасности и снижения стоимости. Кроме этого, космический туризм станет отправной точкой для развития высокоскоростных передвижений вокруг Земли.
Поскольку космические полеты — это индустрия с высоким порогом входа, сегодня существует всего лишь несколько коммерческих компаний, работающих над созданием суборбитальных космических транспортных средств. Наиболее значительных успехов добились Virgin Galactic и космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, которые планируют провести первые коммерческие полеты в ближайшем будущем.
Компания Илона Маска SpaceX достигла значительного прогресса в орбитальных космических полетах и сегодня работает над созданием огромной ракеты Starship вместимостью 100 пассажиров. Starship предназначена для суборбитальных полетов и позволит долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут — вместо стандартных 15 часов на самолете.
Поскольку из трех ключевых игроков — Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX — для покупки на бирже доступны акции только Virgin Galactic, рассмотрим ее в нашем обзоре подробнее.
Как победить выгорание
Virgin Galactic и суборбитальный космический полет
Virgin Galactic разработала многоразовую космическую систему под названием SpaceShipTwo, предназначенную как для отправки туристов в космос, так и для гиперзвуковых двухточечных путешествий. Космическая система состоит из трех основных компонентов: реактивного самолета-носителя WhiteKnightTwo, одноименного космического корабля SpaceShipTwo и гибридного ракетного двигателя RocketMotorTwo.
Самолет-носитель предназначен для подъема космического корабля SpaceShipTwo на высоту 15 км. Эта концепция идеально подходит для небольших космических запусков по соображениям стоимости. После набора высоты SpaceShipTwo отсоединяется от самолета-носителя и с помощью гибридного ракетного двигателя осуществляет выход в космическое пространство со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука.
SpaceShipTwo — это многоразовый крылатый корабль, который способен доставлять в суборбитальное космическое пространство и возвращать на Землю шестерых туристов за раз или коммерческие грузы. Пассажиры Virgin Galactic не будут кружить вокруг Земли, как астронавты на борту Международной космической станции. Но им удастся испытать несколько минут невесомости и увидеть пейзажи Земли на фоне черноты космоса. После того как гравитация притянет космический корабль обратно к верхним слоям атмосферы, начнется спуск на Землю, который ничем не будет отличаться от приземления на обычном самолете.
Для вывода на орбиту спутников Virgin Galactic разработала орбитальную ракету-носитель LauncherOne, которая способна доставлять небольшие спутники весом до 227 кг на околоземную орбиту по исторически низким ценам. В качестве стартовой площадки компания эксплуатирует специально построенный космопорт Америка в Нью-Мексико.
Текущее состояние проекта
Для того чтобы отправить первых клиентов в космос, Virgin Galactic осталось выполнить два успешных тестовых полета. Но с этим возникли трудности. В декабре 2020 года второй испытательный полет прервали после того, как бортовой компьютер корабля потерял связь с ракетным двигателем и прекратил его зажигание.
Для устранения возникших электромеханических помех компания перенесла очередной испытательный полет на май 2021 года. Если полет пройдет успешно, первые коммерческие рейсы можно ожидать в конце 2021 — начале 2022 года.
30 марта Virgin Galactic представила свой второй пилотируемый космический аппарат — SpaceShip III. Обновленный космолет спроектирован по модульному принципу, что позволит выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год. Первый тест нового корабля — сброс в воздухе с самолета-носителя и возвращение на землю — запланирован на лето. Компания не останавливается на достигнутом и уже работает над сборкой третьего корабля.
Стратегия развития
5 ноября 2020 года генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер на пресс-конференции изложил долгосрочные цели, согласно которым компания планирует генерировать до миллиарда выручки в год с каждого эксплуатируемого космопорта. Для этого компания планирует осуществлять 400 полетов в год на каждом космопорте.
Исходя из заявленной способности космолета SpaceShip III выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год, можно сделать вывод, что в первые несколько лет на каждый космопорт будет приходиться один космолет. В дальнейшем компания планирует по три базовых корабля на каждый космопорт.
Точного количества космопортов, которые компания планирует эксплуатировать, менеджмент еще не назвал. Но, исходя из сообщений в прессе о наличии у Virgin Galactic подписанных соглашений об аренде аэропортовых территорий под космопорты с ОАЭ, Италией, Великобританией, Австралией, Швецией и другими странами, можно сделать вывод о намерении Virgin Galactic создать сеть космопортов по всему миру.
Это позволит компании осуществлять не только туристические полеты в космос, но также выйти на необъятный авиационный рынок и выполнять коммерческие сверхзвуковые пассажирские перевозки между континентами.
Финансовое состояние
Поскольку у Virgin Galactic отсутствует выручка, ее невозможно оценить с точки зрения фундаментального анализа. Для финансирования своей деятельности компания периодически выпускает и продает новые акции, тем самым размывая доли существующих акционеров.
Согласно отчетности за 2020 год, чистый убыток составил 273 млн долларов по сравнению с чистым убытком в 210,9 млн долларов в 2019 году. Основные статьи расходов — научные исследования и разработки в размере 158,8 млн долларов, а также административные расходы в размере 116,6 млн долларов.
На балансе компании находятся 665,9 млн долларов денежных средств и их эквивалентов, что достаточно для финансирования затрат компании на ближайшие 1,5—2 года. Общий долг незначительный — всего 27,5 млн долларов.
Прогноз выручки
В отчетности Virgin Galactic указано, что еще несколько лет назад более 600 человек забронировали туристический полет по цене от 200 до 250 тысяч долларов за место. После этого компания закрыла бронирование и намерена возобновить продажу билетов только после успешного завершения испытательных полетов. Исходя из целей компании генерировать миллиард в год при выполнении 400 рейсов для 2400 пассажиров, можно сделать вывод, что стоимость билета составит примерно 417 тысяч долларов. Таким образом, существующие мощности, представленные двумя космическими кораблями, позволят Virgin Galactic в течение нескольких лет увеличить выручку до 2 млрд долларов в год.
Основываясь на анализе имеющихся у компании броней, менеджмент прогнозирует, что ее целевая аудитория в сфере космического туризма представлена людьми с общим состоянием более 10 млн долларов. Согласно отчету Credit Suisse Research Institute о глобальном благосостоянии за 2019 год, в мире насчитывается около двух миллионов взрослых людей, подходящих под указанный критерий. Можно ожидать, что имеющийся портфель заказов и высокий спрос на космические полеты обеспечат Virgin Galactic низкие затраты на запуск и высокую валовую рентабельность.
Оценка компании
В данный момент капитализация компании составляет всего 5,46 млрд долларов и явно отражает недоверие инвесторов к будущему компании. Вероятно, причиной стали задержки испытательного полета и факты продажи акций основателем Ричардом Брэнсоном.
Но задержи испытательного полета вызваны необходимостью дополнительной настройки систем корабля. Исходя из технической сложности проекта, задержки и перенос сроков — это обычная практика. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 18 лет, прежде чем она осуществила первый пилотируемый запуск корабля Crew Dragon в космос.
Что касается продажи акций инсайдером, то вокруг этой темы уже сломано множество копий и неоднократно доказано, что факт продажи не значит абсолютно ничего. Марк Цукерберг, Джефф Безос, Билл Гейтс и Стив Джобс с момента выхода на биржу Facebook, Amazon, Microsoft и Apple регулярно продавали принадлежащие им пакеты акций. Но это не помешало этим компаниям процветать, расти в капитализации и стать лицом Америки.
Кроме этого, Ричард Брэнсон продал около 10% принадлежащих ему акций и, по данным Bloomberg, до сих пор владеет 24% акций Virgin Galactic.
Если в качестве базового прогноза взять рост выручки компании до 2 млрд долларов в течение следующих трех лет, то Virgin Galactic торгуется с форвардным трехлетним P / S 3,15. Учитывая отсутствие сопоставимых публичных конкурентов, можно провести аналогию с пионером в сфере электромобилей — компанией Tesla.
Если инвесторы аналогично оценят Virgin Galactic — P / S 20, то капитализация компании может вырасти до 40 млрд долларов, что предполагает потенциал роста в 630% на горизонте трех лет.
Вывод
Virgin Galactic находится в авангарде новой индустрии, которая откроет космос для широких масс и навсегда изменит мир. Покупка акций Virgin Galactic сегодня дает инвесторам возможность войти в компанию в самом начале истории ее роста. Сильная управленческая команда, которую возглавляет главный космический директор Джордж Уайтсайдс, проработавший до этого более 20 лет в NASA, внушает доверие.
Но следует помнить о рисках, таких как несчастные случаи со смертельным исходом. Это может снизить доверие к компании, привести к значительным компенсационным выплатам и банкротству компании.
Акции Virgin Galactic упали на 30% за месяц
Пик во второй половине июля был вызван представленными Virgin Galactic изображениями дизайна кабины космолета SpaceShipTwo. По словам дизайнеров агентства Seymourpowell, работавших над проектом, на разработку интерьера ушли годы. Главной задачей было сохранить привычные авиапутешественникам элементы, адаптировав их к условиям космического полета. Туристы смогут наблюдать за происходящим за бортом через 12 иллюминаторов, каждый из которых обрамлен в черную рамку – чтобы слиться с чернотой космоса. В кульминационный момент полета в кабине отключат LED-освещение, чтобы не отвлекать взгляд от красот и подчеркнуть мягкий естественный свет, отражающийся от Земли. В этот момент пассажирам будет позволено расстегнуть ремни безопасности и насладиться невесомостью. В кабине будет установлено 16 камер, фиксирующих происходящее на протяжении всего полета. Они будут встроены в иллюминаторы, чтобы ни один пассажир не остался без портрета (брать личные вещи на борт запрещено правилами безопасности, а значит, селфи на свой смартфон не сделаешь). Всю заднюю часть кабины будет покрывать круглое зеркало – так туристы смогут увидеть себя в невесомости.
Пионер частного космического туризма
Компания Virgin Galactic была основана в 2004 г. британским миллиардером сэром Ричардом Брэнсоном и вошла в конгломерат компаний Virgin Group. Миллиардер, уже опробовавший себя в различных сферах – от звукозаписи и книгопечатания до авиаперевозок, – был намерен стать первооткрывателем частного космического туризма.
Частный космос
Долгоиграющей приманкой для инвесторов было также обещание компании разработать сверхзвуковой самолет, который позволит за 2 часа добраться из Нью-Йорка до Сиднея. Разработка ведется совместно с производителем авиационных двигателей Rolls-Royce, но коммерческая оправданность сверхзвукового самолета остается под вопросом: в последние 60 лет тренд в самолетостроении задают экономия топлива и экологичность, а не скорость полета.
Никто не верит в Virgin: почему инвесторы разочаровались в космической мечте Брэнсона
Что случилось
Что это значит
Virgin Galactic — это дорогая игрушка для богатых любителей экзотических и экстремальных развлечений, говорил ранее Forbes партнер Capital Lab Евгений Шатов. Но планы запустить регулярные коммерческие рейсы подогревали интерес инвесторов к этой компании с неустойчивой бизнес-моделью, поэтому новость о переносе запуска принесла разочарование, а спекулянты использовали ее как способ заработать. Но стоит ли инвесторам так переживать и сбрасывать бумаги?
Зачем мне это знать?
Компания объявила, что вынуждена перенести запуск программы космического туризма 14 октября. В тот день объем торгов ее бумагами на NYSE вырос в два раза по сравнению с объемом 13 октября и почти достиг 13 млн сделок.
Запуск перенесен не в первый раз. Изначально старт программы намечался на 2021 год, в феврале запуск перенесли на начало 2022-го. В августе регулярные рейсы отложили до III квартала 2022 года.
В этот раз причина переноса заключается в необходимости переоборудовать корабль и самолет-носитель. Это займет от восьми до десяти месяцев. После полета Брэнсона в июле этого года американские регуляторы начали расследовать тот факт, что корабль отклонился от курса. Расследование не выявило серьезных нарушений, однако на время проверки любые ремонтные работы с кораблем были запрещены.
Virgin с Брэнсоном на борту вылетела на девять дней раньше, чем компания Джеффа Безоса Blue Origin, которая планировала совершить первый суборбитальный полет 20 июля. Тогда акции Virgin Galactic выросли перед полетом на 20%, а компания стала популярна среди российских инвесторов. В июле 2021 года ее акции впервые вошли в портфель из 10 самых популярных в России акций, следует из данных Мосбиржи. По итогам сентября она по-прежнему в этом списке. Virgin Galactic входит и в 10 популярных бумаг на СПБ Бирже.
По словам Евгения Шатова, инвесторам не стоит так резко реагировать на очередную задержку запуска регулярных полетов Virgin Galactic. «Компания занимается тем, о чем раньше даже не могла мечтать, — запускает людей в космос», — сказал Шатов. Похожие проблемы возникают и у крупных компаний на сформированных рынках, говорит он.
Virgin Galactic все еще на раннем этапе развития, что подразумевает высокую волатильность ее акций и серьезные риски. И такая волатильность, скорее всего, продлится еще несколько лет, не исключает Шатов.
По его словам, желающие инвестировать в космос, могут вложиться в компании с более устоявшейся бизнес-моделью, к примеру в Astra Space, которая производит пусковые установки для вывода космических аппаратов на орбиту, в производителя спутников Maxar Technologies, в производителя беспилотных летательных аппаратов AeroVironment или в Howmet Aerospace, которая производит компоненты для реактивных двигателей. Если инвестор не желает разбираться с тонкостями космического бизнеса, но хочет получить выгоду от нового развивающегося рынка, можно инвестировать в ETF-фонд UFO, добавил он.
Акции Virgin Galactic выстрелили после полета Брэнсона, но затем упали: нужно ли их покупать
Что случилось
Что это значит
Virgin Galactic пока не приносит прибыль, поэтому стоимость акций сильно зависит от настроения инвесторов. С 2022 года компания планирует запустить регулярные космические туры для состоятельных путешественников на границу космоса. Но массового интереса к таким полетам пока нет из-за высокой стоимости билетов. Поэтому непонятно, насколько такая модель бизнеса эффективна. В ближайшие годы компании будет непросто стать прибыльной.
Что нужно знать
Инвестировать в космический туризм пока рискованно, так как никто не знает, какая именно компания через 5-10 лет станет главным бенефициаром. В таких условиях лучше диверсифицировать риски и инвестировать сразу в несколько компаний сегмента. Только вот из большой тройки «покорителей космоса» на бирже торгуются лишь акции Virgin Galactic, а Blue Origin и SpaceX остаются частными компаниями.
Прежде чем инвестировать в Virgin Galactic, лучше дождаться 20 июля. В этот день их ближайший конкурент Blue Origin запустит свой корабль в космос с основателем Джеффом Безосом на борту. Корабль Blue Origin New Shepard начнет полет с космодрома в Техасе и поднимется на высоту 100–115 километров. Затем по плану корабль должен опуститься на землю на трех парашютах в нескольких километрах от точки запуска. Это событие, скорее всего, заставит котировки Virgin Galactic упасть, считает главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. Нужно иметь в виду и SPO, которое объявила компания. Как правило, дополнительная продажа акций снижает их стоимость.
«Мама говорила мне не сдаваться и тянуться к звездам»: как миллиардер Ричард Брэнсон слетал в космос
«Мама говорила мне не сдаваться и тянуться к звездам»: как миллиардер Ричард Брэнсон слетал в космос