Сколько акций virgin galactic в свободном обращении
«Для тех, кто умеет ждать». Какие перспективы у бумаг Virgin Galactic
Детище Ричарда Брэнсона Virgin Galactic — одна из самых интересных для инвесторов публичных компаний. Это аэрокосмическая фирма, планирующая организовывать туристические суборбитальные полеты в космос. Дочерняя компания Virgin Galactic — The Spaceship Company — является неотъемлемой частью бизнеса: она отвечает за аэрокосмические разработки и производит космические аппараты.
Сама космическая система компании состоит из трех основных компонентов:
Сильные стороны Virgin Galactic
К слову, о конкурентах: создать успешный космический бизнес сегодня невероятно сложно по целому ряду причин. В этом смысле конкуренцию Virgin Galactic могут составить BlueOrigin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска. BlueOrigin уже запустил онлайн-аукцион, где будет разыгран билет в космос на 20 июля на борту корабля New Shepard. Если все пойдет по плану богатейшего человека планеты, то Virgin Galactic потеряет статус первопроходца на рынке космического туризма.
Пока это единственные преследователи компании, не дающие Брэнсону расслабиться. Перед другими у Virgin Galactic есть довольно глубокий экономический «ров» — уникальное, сложно воспроизводимое конкурентами преимущество. Cовсем свергнуть Virgin Galactic с трона будет непросто, даже Безосу и Маску — разве что Virgin сам не поможет им в этом.
Virgin Galactic по соотношению потенциальной доходности к риску больше напоминает стартап или венчурную компанию. За этим стоит награда для тех, кто умеет ждать и обладает высокой толерантностью к риску. Если посмотреть на динамику цен компании за последний месяц, то можно увидеть, что они потеряли более 10% стоимости после того, как руководство вновь не назвало точную дату испытательного полета SpaceShipTwo. После двух ранее отмененных полетов новый запуск был запланирован на май, но точная дата осталась неизвестной.
Слабые стороны Virgin Galactic
На сегодня Virgin Galactic не может похвастаться сильными фундаментальными показателями. По оценкам аналитиков из консенсус-прогноза Reuters, Virgin Galactic выйдет на положительную чистую прибыль только через три — пять лет. Учитывая большое количество рисков — регуляторных, операционных, этических, — вполне возможны и финансовые проблемы.
Обзор Virgin Galactic: космические туристы и спутники
Virgin Galactic (SPCE) — это аэрокосмическая компания в составе Virgin Group, основанная в 2004 году эксцентричным миллиардером Ричардом Брэнсоном.
Совместно с дочерней компанией The Spaceship Company Virgin Galactic работает над созданием космических аппаратов, которые предназначаются для запуска в суборбитальное пространство частных туристов и вывода на орбиту спутников. Над реализацией своей «космической Одиссеи» Virgin Galactic работает 17 лет и сейчас находится на завершающей стадии коммерциализации полетов человека в космос.
Тенденции и прогнозы, емкость рынка и основные игроки
В данный момент космический туризм ограничивается несколькими орбитальными полетами, выполненными американской Space Adventures. За последние два десятилетия компания перевезла на российских ракетах «Союз» всего лишь 7 туристов.
Космический туризм сегодня — это абсолютно свободная ниша. Bank of America ожидает рост ежегодной выручки всей космической индустрии на 230%: с 424 млрд в 2019 году до 1,4 трлн долларов к 2030 году. Индустрия космического туризма только зарождается, но она может стать мейнстримом по мере развития технологий, повышения безопасности и снижения стоимости. Кроме этого, космический туризм станет отправной точкой для развития высокоскоростных передвижений вокруг Земли.
Поскольку космические полеты — это индустрия с высоким порогом входа, сегодня существует всего лишь несколько коммерческих компаний, работающих над созданием суборбитальных космических транспортных средств. Наиболее значительных успехов добились Virgin Galactic и космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, которые планируют провести первые коммерческие полеты в ближайшем будущем.
Компания Илона Маска SpaceX достигла значительного прогресса в орбитальных космических полетах и сегодня работает над созданием огромной ракеты Starship вместимостью 100 пассажиров. Starship предназначена для суборбитальных полетов и позволит долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут — вместо стандартных 15 часов на самолете.
Поскольку из трех ключевых игроков — Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX — для покупки на бирже доступны акции только Virgin Galactic, рассмотрим ее в нашем обзоре подробнее.
Как победить выгорание
Virgin Galactic и суборбитальный космический полет
Virgin Galactic разработала многоразовую космическую систему под названием SpaceShipTwo, предназначенную как для отправки туристов в космос, так и для гиперзвуковых двухточечных путешествий. Космическая система состоит из трех основных компонентов: реактивного самолета-носителя WhiteKnightTwo, одноименного космического корабля SpaceShipTwo и гибридного ракетного двигателя RocketMotorTwo.
Самолет-носитель предназначен для подъема космического корабля SpaceShipTwo на высоту 15 км. Эта концепция идеально подходит для небольших космических запусков по соображениям стоимости. После набора высоты SpaceShipTwo отсоединяется от самолета-носителя и с помощью гибридного ракетного двигателя осуществляет выход в космическое пространство со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука.
SpaceShipTwo — это многоразовый крылатый корабль, который способен доставлять в суборбитальное космическое пространство и возвращать на Землю шестерых туристов за раз или коммерческие грузы. Пассажиры Virgin Galactic не будут кружить вокруг Земли, как астронавты на борту Международной космической станции. Но им удастся испытать несколько минут невесомости и увидеть пейзажи Земли на фоне черноты космоса. После того как гравитация притянет космический корабль обратно к верхним слоям атмосферы, начнется спуск на Землю, который ничем не будет отличаться от приземления на обычном самолете.
Для вывода на орбиту спутников Virgin Galactic разработала орбитальную ракету-носитель LauncherOne, которая способна доставлять небольшие спутники весом до 227 кг на околоземную орбиту по исторически низким ценам. В качестве стартовой площадки компания эксплуатирует специально построенный космопорт Америка в Нью-Мексико.
Текущее состояние проекта
Для того чтобы отправить первых клиентов в космос, Virgin Galactic осталось выполнить два успешных тестовых полета. Но с этим возникли трудности. В декабре 2020 года второй испытательный полет прервали после того, как бортовой компьютер корабля потерял связь с ракетным двигателем и прекратил его зажигание.
Для устранения возникших электромеханических помех компания перенесла очередной испытательный полет на май 2021 года. Если полет пройдет успешно, первые коммерческие рейсы можно ожидать в конце 2021 — начале 2022 года.
30 марта Virgin Galactic представила свой второй пилотируемый космический аппарат — SpaceShip III. Обновленный космолет спроектирован по модульному принципу, что позволит выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год. Первый тест нового корабля — сброс в воздухе с самолета-носителя и возвращение на землю — запланирован на лето. Компания не останавливается на достигнутом и уже работает над сборкой третьего корабля.
Стратегия развития
5 ноября 2020 года генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер на пресс-конференции изложил долгосрочные цели, согласно которым компания планирует генерировать до миллиарда выручки в год с каждого эксплуатируемого космопорта. Для этого компания планирует осуществлять 400 полетов в год на каждом космопорте.
Исходя из заявленной способности космолета SpaceShip III выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год, можно сделать вывод, что в первые несколько лет на каждый космопорт будет приходиться один космолет. В дальнейшем компания планирует по три базовых корабля на каждый космопорт.
Точного количества космопортов, которые компания планирует эксплуатировать, менеджмент еще не назвал. Но, исходя из сообщений в прессе о наличии у Virgin Galactic подписанных соглашений об аренде аэропортовых территорий под космопорты с ОАЭ, Италией, Великобританией, Австралией, Швецией и другими странами, можно сделать вывод о намерении Virgin Galactic создать сеть космопортов по всему миру.
Это позволит компании осуществлять не только туристические полеты в космос, но также выйти на необъятный авиационный рынок и выполнять коммерческие сверхзвуковые пассажирские перевозки между континентами.
Финансовое состояние
Поскольку у Virgin Galactic отсутствует выручка, ее невозможно оценить с точки зрения фундаментального анализа. Для финансирования своей деятельности компания периодически выпускает и продает новые акции, тем самым размывая доли существующих акционеров.
Согласно отчетности за 2020 год, чистый убыток составил 273 млн долларов по сравнению с чистым убытком в 210,9 млн долларов в 2019 году. Основные статьи расходов — научные исследования и разработки в размере 158,8 млн долларов, а также административные расходы в размере 116,6 млн долларов.
На балансе компании находятся 665,9 млн долларов денежных средств и их эквивалентов, что достаточно для финансирования затрат компании на ближайшие 1,5—2 года. Общий долг незначительный — всего 27,5 млн долларов.
Прогноз выручки
В отчетности Virgin Galactic указано, что еще несколько лет назад более 600 человек забронировали туристический полет по цене от 200 до 250 тысяч долларов за место. После этого компания закрыла бронирование и намерена возобновить продажу билетов только после успешного завершения испытательных полетов. Исходя из целей компании генерировать миллиард в год при выполнении 400 рейсов для 2400 пассажиров, можно сделать вывод, что стоимость билета составит примерно 417 тысяч долларов. Таким образом, существующие мощности, представленные двумя космическими кораблями, позволят Virgin Galactic в течение нескольких лет увеличить выручку до 2 млрд долларов в год.
Основываясь на анализе имеющихся у компании броней, менеджмент прогнозирует, что ее целевая аудитория в сфере космического туризма представлена людьми с общим состоянием более 10 млн долларов. Согласно отчету Credit Suisse Research Institute о глобальном благосостоянии за 2019 год, в мире насчитывается около двух миллионов взрослых людей, подходящих под указанный критерий. Можно ожидать, что имеющийся портфель заказов и высокий спрос на космические полеты обеспечат Virgin Galactic низкие затраты на запуск и высокую валовую рентабельность.
Оценка компании
В данный момент капитализация компании составляет всего 5,46 млрд долларов и явно отражает недоверие инвесторов к будущему компании. Вероятно, причиной стали задержки испытательного полета и факты продажи акций основателем Ричардом Брэнсоном.
Но задержи испытательного полета вызваны необходимостью дополнительной настройки систем корабля. Исходя из технической сложности проекта, задержки и перенос сроков — это обычная практика. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 18 лет, прежде чем она осуществила первый пилотируемый запуск корабля Crew Dragon в космос.
Что касается продажи акций инсайдером, то вокруг этой темы уже сломано множество копий и неоднократно доказано, что факт продажи не значит абсолютно ничего. Марк Цукерберг, Джефф Безос, Билл Гейтс и Стив Джобс с момента выхода на биржу Facebook, Amazon, Microsoft и Apple регулярно продавали принадлежащие им пакеты акций. Но это не помешало этим компаниям процветать, расти в капитализации и стать лицом Америки.
Кроме этого, Ричард Брэнсон продал около 10% принадлежащих ему акций и, по данным Bloomberg, до сих пор владеет 24% акций Virgin Galactic.
Если в качестве базового прогноза взять рост выручки компании до 2 млрд долларов в течение следующих трех лет, то Virgin Galactic торгуется с форвардным трехлетним P / S 3,15. Учитывая отсутствие сопоставимых публичных конкурентов, можно провести аналогию с пионером в сфере электромобилей — компанией Tesla.
Если инвесторы аналогично оценят Virgin Galactic — P / S 20, то капитализация компании может вырасти до 40 млрд долларов, что предполагает потенциал роста в 630% на горизонте трех лет.
Вывод
Virgin Galactic находится в авангарде новой индустрии, которая откроет космос для широких масс и навсегда изменит мир. Покупка акций Virgin Galactic сегодня дает инвесторам возможность войти в компанию в самом начале истории ее роста. Сильная управленческая команда, которую возглавляет главный космический директор Джордж Уайтсайдс, проработавший до этого более 20 лет в NASA, внушает доверие.
Но следует помнить о рисках, таких как несчастные случаи со смертельным исходом. Это может снизить доверие к компании, привести к значительным компенсационным выплатам и банкротству компании.
Что интересного в отчете Virgin Galactic
Virgin Galactic опубликовала финансовые результаты за III квартал 2021 г. В понедельник, 8 ноября, акции выросли в основную сессию на 1,8%, а на постмаркете незначительно упали.
Коротко о главном
— Выручка выше ожиданий, EPS не оправдал ожиданий
— Продажи билетов стремительно растут
— Даты новых полетов или информации о переносе текущих планов не сообщалось
— FCF остается отрицательным и может увеличиться в следующем квартале
— Акции продолжают боковое направление
Что интересного в отчете
В августе 2021 г. компания возобновила продажу билетов по направлению космический туризм и поставила цель — продать 1000 билетов до старта коммерческих полетов. На сегодняшний день продано 700 билетов.
«Спрос на космические путешествия высок, и мы продаем места с опережением запланированных темпов, — сказал генеральный директор Майкл Колглазье. — Это демонстрирует невероятный рынок для нашего продукта и понимание ценности уникального опыта, который мы предлагаем. Это поворотный момент для компании, поскольку мы переходим от новатора в области космического моделирования к глобальной масштабной коммерческой деятельности».
В середине октября компания завила, что перенесла начало коммерческих полетов на IV квартал 2022 г. В текущем отчете VG о переносе не сообщалось.
Финансовый директор Дуг Аренс Лук подтвердил, что увеличение расходов продолжится во II половине 2022 г.: компания завершает программу расширения флота и работает над созданием космического корабля класса Delta, ожидающемся не ранее 2024 г. в составе космического флота.
В текущем отчете компания так и не представила данных о своей работе в сегменте гиперзвуковых путешествий, которые могли бы значительно сократить перелеты между континентами и принести значительный доход.
А что акции
С начала года акции Virgin Galactic потеряли 16,2%, а за последние 12 месяцев прибавили 4,5%.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
ФРС не изменила ключевую ставку и дала комментарии по монетарной политике
Итоги торгов. Не смогли продолжить восстановление
Почему сыпятся бумаги китайских эмитентов
Топ-5 долгосрочных трендов, которые изменят рынок
Заседание ФРС. Рождественский Tapering не за горами
10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022
Сбербанк проводит День инвестора. Главное
Meta Platforms (Facebook): акционеры требует перемен. Что ждать инвесторам
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Virgin Galactic – космический обман или тонкий расчет Брэнсона?
Наверное, самая драматичная новость этой недели — это падение в понедельник более чем на 17% акций компании Virgin Galactic (NYSE: SPCE ). И это после гладко прошедшего полета в воскресенье и новости о том, что Илон Маск внес предоплату за билет!
«Какая-то подстава» скажет кто-то? «Договорной матч!» воскликнут те, кто еще не отошел от Чемпионата Европы.
Все не так просто. С моей точки зрения, всему виной два фактора.
1. Принцип «Покупай на слухах, продавай на фактах», т.е. факт успешного полета был заложен в цене, и многие готовились в фиксации прибыли, и вот она налицо.
2. В понедельник Virgin неожиданно объявила о SPO. Причем СМИ преподнесли это как допэмиссию, что и вызвало, с мой точки зрения, столь бурную реакцию. Однако допэмиссия — это вывод на рынок дополнительного объема акций. Это негатив для существующих инвесторов (вспомните Аэрофлот (MCX: AFLT )), т.к. происходит размытие их капитала. И совсем другое дело SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам.
Для ясности. У публичных компаний обычно не все выпущенные акции торгуются на бирже. Часть, и часто весьма большая, находится на руках основателей и первых инвесторов. Они, кстати, к такому закрытому пакету часто докупают акции с рынка и потом, когда их продают, поднимается большая шумиха (с Брэнсоном так как раз уже было). Так вот, в понедельник из такого закрытого пакета и было принято решение продать часть акций.
В итоге у компании объем акций не увеличивается, увеличивается только количество акций в свободном обращении – доступных на бирже (free float). В этом нет ничего страшного, и часто это делается собственниками для того, чтобы докапитализировать компанию, не прибегая к выпуску облигаций, и не увеличивать долговую нагрузку. Кроме того, рост количества акций повышает ликвидность и частично снижает волатильность бумаг.
Тут можно привести пример компании BP (LON: BP ), которая в начале коронакризиса срезала дивиденды, чтобы оставить средства в компании и пустить их на развитие. Инвесторы тоже в тот момент отреагировали бурно, но затем цена нормализовалась.
SPO для Virgin Galactic считаю неплохим шагом, особенно сейчас, когда цена на хорошем уровне, и есть уверенность в завтрашнем дне, т.к. первый туристический полет, по сути, свершился, да еще и сам основатель рискнул своей жизнью.
Некоторое снижение еще по инерции может случиться, особенно если учесть, что Джефф Безос полетит уже 20-го июля, а его Blue Origin, хоть и непубличная компания, но успех миссии будет давить на котировки Virgin Galactic.
Какие можно сделать выводы:
1. Рынок очень обманчив, и стратегию быстро срубить бабла на волатильных бумагах считаю наихудшей стратегией.
2. В портфеле нельзя держать много бумаг компаний типа Virgin Galactic. Портфель обязан быть диверсифицирован.
3. Virgin Galactic будет развиваться, и рост акций мы увидим в этом году. По планам в 2021-м еще два тестовых полета.
4. Держать эту бумагу, считаю, стоит на горизонте 2-3 года. На меньший срок я бы не закладывался, т.к. компания пока еще убыточна, и любая новость сильно двигает котировки.
Трейдеры говорят о Virgin Galactic. Как Брэнсон сделал космос мейнстримом
Динамика: +216,8%
Причина роста: вера инвесторов в космический туризм
Плюсы: низкая конкуренция в секторе, фигура Ричарда Брэнсона
Риски: волатильность акций, отсутствие доходов, отсрочка коммерческих полетов
Когда основателя Virgin Galactic Ричарда Брэнсона спросили, почему он выбрал этот способ выйти на биржу, он сказал: «Я нетерпелив. А SPAC помогает миновать всю тягомотину, нужную, чтобы стать публичной компанией. Это здорово, подумал я, давайте сделаем это».
Впрочем, терпения бизнесмену не занимать. Virgin Galactic с 2010 года проводит тестовые полеты своего космического корабля SpaceShipTwo, но до сих пор не осуществила ни одного полета с туристами на борту. К тому же у проекта нет ни постоянного источника доходов, ни прибыли.
Несмотря на это, акции Virgin Galactic выросли в цене более чем на 200% с тех пор, как компания стала публичной. Участники рынка активно инвестируют в ожидании, когда она начнет коммерческую деятельность. Удастся ли ей это? Разбираемся.
Перспективы Virgin Galactic: конкуренция
Перспектива путешествий в космос на кораблях частных компаний представляется вполне реальной на горизонте следующих десяти лет, пишет аналитик группы компаний «Финам» Артемий Шамшуков.
«Такие конкуренты, как SpaceX и Blue Origin, — серьезные игроки на потенциальном рынке частных космических путешествий. Однако игроков со значительной экспертизой и серьезной технологической базой мало. Поэтому даже если Virgin Galactic займет лишь небольшую долю рынка, бизнес, на наш взгляд, будет успешным», — считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Впрочем, сейчас только один проект отправляет путешественников в космос. Это совместное детище двух компаний — российского «Роскосмоса» и американской Space Adventures. Компании сотрудничают с 2001 года и за это время отправили погостить на международную космическую станцию (МКС) семерых туристов.
Virgin Galactic — дочерняя компания конгломерата Virgin Group, который Ричард Брэнсон основал вместе со своим другом детства Ником Пауэллом в 1970 году. Virgin Group ведет свой бизнес во многих областях экономики — от сотовой связи до авиаперевозок.
Cпустя 25 лет миллиардер пожалел об этом. И тогда спросил окружающих, полетели бы они в космос, если бы у них был обратный билет. 95% ответили утвердительно. Такой ответ, видимо, вдохновил бизнесмена, и в 2004 году Брэнсон приступил к освоению космоса, зарегистрировав компанию Virgin Galactic.
Финансовые показатели не имеют значения
Пока у Virgin Galactic нет постоянного источника доходов, финансовые показатели сейчас не особо важны для оценки компании, пишет Barron’s. Больший интерес представляют планы, которые в конечном итоге могут позволить Virgin Galactic начать получать выручку.
«Поскольку в этом году ожидается рост деловой активности, инвесторы хотят слышать подробности об испытательных полетах, одобрениях на самолеты и спросе на места в космическом корабле», — отмечает издание.
Когда же полетят туристы?
Между тем в Virgin Galactic до сих пор не могут ответить на главный вопрос: когда же начнутся регулярные суборбитальные полеты в космос с туристами на борту?
В 2014 году бизнесмен заявил, что Virgin Galactic планирует совершить первый коммерческий полет в космос уже весной 2015 года. Вместе с сыном он хотел стать первыми космическим туристом своей же компании.
Но программа столкнулась с трудностями. 14 октября 2014 года SpaceShipTwo разрушился над пустыней Мохаве через несколько секунд после включения ракетного двигателя. Один из пилотов погиб, второй успел катапультироваться, но получил серьезные травмы.
После аварии Virgin Galactic перестала продавать билеты на полеты в космос, о коммерческих полетах не упоминалось несколько лет. Все это время Virgin Galactic проводила испытательные полеты. Компания вновь начала планировать отправку туристов в космос только в 2020 году. Однако полеты уже несколько раз откладывались — компания постоянно переносит важные испытания.
В декабре 2020 года провалился очередной запуск SpaceShipTwo — бортовой компьютер остановил зажигание ракетного двигателя, но корабль удалось благополучно посадить. 13 февраля 2021 года был запланирован еще один полет — в компании хотели проверить, удалось ли устранить неполадки. Но запуск был отложен, а в Virgin Galactic заявили, что возникла необходимость в дополнительных технических проверках.
26 февраля — на телефонной конференции, посвященной результатам за минувший год — компания познакомила инвесторов с новым расписанием испытаний и первого коммерческого полета. По планам компании:
«На этом программа испытаний корабля Unity SpaceShipTwo будет завершена», — сообщил генеральный директор Майкл Колглейзер.
Созданный Virgin Galactic суборбитальный пилотируемый космический корабль SpaceShipTwo работает в паре с гигантским самолетом-носителем White Knight Two. Самолет доставляет корабль на стартовую высоту примерно 15 км. Там SpaceShipTwo отделяется и включает двигатели, которые помогают ему миновать атмосферу Земли.
По разным оценкам, максимальная высота полета составляет 135–320 км. Корабль набирает нужную высоту и отключает двигатели, а пассажиры на борту в течение шести минут испытывают невесомость. Затем SpaceShipTwo вновь входит в атмосферу Земли и планирует, приземляясь на взлетно-посадочную полосу. SpaceShipTwo вмещает шестерых туристов и двух членов экипажа.
Новые временные рамки для полетов вызвали серьезный скептицизм среди экспертов. Основательница космической консалтинговой фирмы Astralytical Лауры Форчик считает, что шансы на то, что Virgin Galactic начнет коммерческие полеты в 2022 году, «чуть меньше 50%». Это произойдет ближе к 2024 году, полагает она.
А что с акциями Virgin Galactic?
Краткосрочно
Эксперты предупреждают, что на коротком и среднем горизонте акции Virgin Galactic — чисто спекулятивное вложение и огромный финансовый риск. Поскольку компания еще не начала коммерческие полеты и не имеет прибыли, динамика котировок сильно зависит от новостей и настроений инвесторов. И поэтому акции легко могут как резко вырасти, так и упасть в цене до нуля.
При этом сейчас акции сильно переоценены, считает руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. «Акции этой компании — явный пример финансового пузыря на рынке акций, разогреваемого иррациональными действиями ретейловых инвесторов и на фоне хайпа вокруг космических технологий», — сказал он «РБК Инвестициям».
Эксперт рекомендует держаться от бумаг Virgin Galactic в стороне, потому что котировки рано или поздно обрушатся. «[Путешествия в космос на кораблях частных компаний] вполне реальны, но мы очень сильно сомневаемся, что из этого можно будет сделать какой-то хорошо масштабируемый бизнес на горизонте хотя бы пяти лет», — пояснил он.
Долгосрочно
Поскольку дохода у компании нет, определить «пол» или «потолок» для котировок очень трудно. Так что акции компании «просто оценивают с прицелом на годы вперед», пишет стратег Renaissance Capital Мэтт Кеннеди. Многим комфортно владеть акциями, которые сильно подорожают к 2040 году, «с Virgin Galactic вы получаете именно это», говорит эксперт.
«Причины роста [акций Virgin Galactic] вполне понятны; цена все еще достаточно низка, чтобы даже мелкие розничные инвесторы могли принять участие и купить небольшую часть того, что может стать одним из самых больших прорывов на последнем рубеже», — комментируют ситуацию в MarketBeat.
В издании отмечают, что даже если что-то пойдет не так, шансы на то, что Virgin Galactic свернет бизнес, невелики. К тому же компания может использовать знания, полученные при разработке космических технологий, для более «приземленных» вещей. Например, для сверхзвуковых самолетов.
«На наш взгляд, долгосрочная перспектива остается позитивной, — рассуждает директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. — Перспективность нового рынка космических путешествий высока, а Virgin Galactic остается одним из главных кандидатов на лидерство в этой сфере».
Диверсификация рисков
«Лучшим советом, пожалуй, будет помнить о диверсификации рисков», — заметил Артемий Шамшуков из «Финама». Он предложил рассматривать акции Virgin Galactic как инвестицию с высокой потенциальной доходностью, но и крайне высоким риском, так как на данный момент компания только пытается запустить первые коммерческие полеты в космос и не имеет стабильной выручки.
«Как один из пионеров в области космических путешествий, Virgin Galactic способна навсегда поменять представление людей о путешествиях. Но не нужно забывать о рисках. Не говоря уже о целом ряде регуляторных, операционных и этических рисках — а что, к примеру, если людям будет страшно или одиноко в космосе?» — заключил эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram