Скидки при налоге на прибыль
Налоговый учет скидок и бонусов
Одним из способов стимулирования роста объемов продаж товаров является применение системы скидок, премий или бонусов. Их представление покупателю создает более привлекательные условия для приобретения товаров. При этом возникают спорные ситуации по вопросам, как учитывать такие виды поощрений для целей налогообложения.
Определений таких понятий как скидки, бонусы, премии законодательство о налогах и сборах не содержит. Скидки и премии широко применяются в деловом обороте и предполагают систему поощрения путем возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре. Также при приобретении товаров популярно предоставление продавцом покупателю бонуса – дополнительного вознаграждения за выполнение каких-либо условий сделки. Например, поощрение может быть предоставлено за приобретение определенного количества или ассортимента товаров. Помимо этого стороны могут предусмотреть в договоре в качестве условия для получения вознаграждения (премии) факт ускоренной или досрочной оплаты товара за определенный период. Предполагается, что при соблюдении условий для предоставления скидки (премии) покупатель никаких специальных действий по заданию поставщика не совершает. То есть покупатель совершает только действия, связанные непосредственно с исполнением своих обязанностей, вытекающих из договора – приобрести определенное количество товара.
Выполнение условий, необходимых для получения скидки (премии, бонуса), покупателю надлежит подтвердить соответствующими документами. Перечень таких документов сторонам сделки необходимо согласовать в договоре.
Скидки текущие и ретроспективные
Предоставление скидок может осуществляться за текущий период либо ретроспективно по итогам работы за определенный период. Под текущей скидкой понимается сумма, на которую снижается цена еще не отгруженной договорной продукции и учитываемая непосредственно при предоставлении покупателю счета. В случае предоставления скидки при таком варианте (в момент отгрузки) поставщиком сразу указывается уменьшенная цена товара.
В свою очередь под ретроспективной скидкой понимается сумма, на которую снижается цена уже отгруженной покупателю и оплаченной им договорной продукции (скидка после отгрузки).
Важно определить, когда именно предоставлена ретроспективная скидка (ретроскидка): до или после оплаты товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателем. От этого зависит порядок налогообложения при получении скидки.
Продавец может быть привлечен к административной ответственности за включение в цену договора поставки продовольственных товаров сумм вознаграждений, не связанных с приобретением определенного их количества. В этом случае для должностных лиц штраф составит от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – от 1 миллиона до 5 миллионов рублей (ч. 2 ст. 14.42 КоАП РФ).
Вариант первый: скидка представлена до оплаты покупателем товаров. В таком случае поставщик уменьшает сумму задолженности покупателя.
Вариант второй: на момент предоставления скидки покупатель оплатил товары, то есть скидку он получил после их оплаты. В этом случае поставщику следует вернуть покупателю разницу между ценой товаров с учетом скидки и фактически оплаченной суммой. Стороны сделки могут принять альтернативное решение: по согласованию признать сумму скидки авансом в счет оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом поставщик может принять к вычету НДС с суммы аванса при отгрузке соответствующих товаров (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-07-15/118).
Договор со скидкой
Гражданское законодательство допускает изменение цены после заключения договора (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Договор также может предусматривать систему поощрений путем предоставления скидок, премий или дополнительного вознаграждения в форме бонусов. При этом предоставление ретроскидки неразрывно связано с реализацией товара и правомерно уменьшает его цену (постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09). Изменение установленной соглашением сторон цены договора в предусмотренных им случаях оформляется в соответствии с обычаями делового оборота (кредит-нотами, авизо и др.). При таком оформлении не нужно корректировать первичные документы по операциям сделки.
Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекций, покупателю и продавцу непродовольственных товаров в случае предоставления скидок по сделке, важно обратить внимание на дату ее совершения. С 1 июля 2013 года выплата (предоставление) премии покупателю за выполнение определенных условий договора не уменьшает стоимость отгруженных непродовольственных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в целях исчисления продавцом налоговой базы. Вместе с этим не уменьшается сумма применяемых налоговых вычетов покупателем. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму поощрительной выплаты предусмотрено условиями договора. Такой порядок учета связан со вступлением в силу с 1 июля 2013 года положений пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, который был введен Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ.
При реализации физическим лицам в розницу товаров по ценам с учетом скидок, эквивалентных сумме, накопленной ими при совершении предыдущих покупок, налоговая база по НДС определяется с учетом таких скидок (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 № Ф08-10984/2014 по делу № А53-20341/2013).
Изменению стоимости отгруженных товаров (выполненных работ или оказанных услуг) надлежит учитываться при расчете налоговой базы по НДС за тот квартал, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочного счета-фактуры (п. 10 ст. 154 НК РФ в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ).
Если покупатель получил от продавца премии (бонусы) за приобретение определенного объема товаров в период до 1 июля 2013 года, то обязанность по корректировке вычетов по НДС у него не возникает. В свою очередь у продавца отсутствует право на корректировку налоговой базы по НДС. При этом не имеет значения, предусмотрено ли условиями договора изменение стоимости отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса). Если в рассматриваемом случае стороны сделки при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то они вправе не производить перерасчеты с бюджетом. Такой позиции придерживается ФНС России, проанализировав судебную практику по вопросам учета поощрений за выполнение определенных условий договора (письмо от 09.06.2015 № ГД-4-3/9996@). Стоит отметить, что судебная практика по налоговому учету скидок, премий (бонусов) спорная, и есть мнения арбитражных судов, не согласные с выводами ФНС России. Например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 11.02.2015 № Ф09-9920/14 по делу № А50-6686/2014 сделал вывод, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению с учетом полученных скидок в отношении сделок, осуществленных в 2009-2011 годах. Отметим, что в такой ситуации нельзя применять положения пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ в качестве нормы, имеющей обратную силу и вместе с тем устраняющей или смягчающей ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, поскольку рассматриваемый пункт 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ вступил в силу 1 июля 2013 года и применяется к хозяйственным операциям, осуществленным с этой даты (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2015 № Ф08-140/2015 по делу № А32-37616/2013).
Скидка при покупке продовольственных товаров
Продовольственные товары с учетом премий облагаются НДС в особом порядке. Договор поставки продовольственных товаров может предусматривать включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю в связи с приобретением их определенного количества. Размер вознаграждения согласуется сторонами договора, включается в цену договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом сумма вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, суммы вознаграждений, предоставленные продавцом покупателю при достижении определенного объема закупок, не изменяют стоимость поставленных продовольственных товаров вне зависимости от условий договора. В связи с этим отсутствуют основания для корректировки налоговой базы по НДС у продавца. Покупателю также не нужно восстанавливать суммы налоговых вычетов. Такой вывод согласуется с мнением Минфина России, выраженном в письме от 07.09.2012 № 03-07-11/364.
Бонусы как безвозмездная передача товара
Если договорная цена товара не пересматривается, а остается прежней, при этом продавец за выполнение условий сделки предоставляет покупателю поощрение, то в этом случае под ним понимается бонус. Налоговый учет использования бонусов отличается от применения скидок. Допустим, в качестве бонуса покупатель получает оговоренное количество товара без дополнительной оплаты в случае приобретения им определенного его объема. В этом случае передача поставщиком товаров в качестве дополнения к основному товару (в частности, бонусов) без взимания отдельной платы подлежит обложению НДС. Поскольку такая передача признается осуществленной на безвозмездной основе, если только налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает стоимость дополнительно переданных товаров. При этом исчисленный с основной операции налог должен охватывать и передачу дополнительного товара (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). При реализации товара на безвозмездной основе налоговая база по НДС рассчитывается исходя из цен, которые определяются в порядке, предусмотренном статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 2 ст. 154 НК РФ). То есть при предоставлении в качестве бонуса дополнительного количества товаров, оплата которых не предполагается, продавцу следует исчислить в отношении этих товаров НДС исходя из рыночных цен. В рассматриваемом случае для расчета НДС можно взять цену, установленную в отношении единицы основного товара. Но это необходимо делать по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ в случае, если продавец не докажет, что в цену основного товара включена стоимость бонусных товаров.
Скидки в целях налогообложения прибыли
Положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ позволяет признать расход в целях налога на прибыль, если скидка предоставлена при выполнении условий договора. Поощрение покупателя возможно до и после поставок, если возникли экономические основания для такого поощрения. То есть, если имеется объективная связь, при которой поощрение предоставляется вследствие выполнения условий договора. Согласование поощрения после поставок само по себе не исключает признание поощрения в составе расходов. Более того, даже если расценивать поощрение покупателя в качестве уменьшения цены и выручки от продажи, подобное уменьшение также следует признать в налоговых целях, пока не доказано отсутствие его экономического смысла (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 09АП-18412/2015 по делу № А40-199817/14).
Фирма-продавец, не отразившая в договоре с покупателями условия о предоставлении скидок, затраты на скидки (бонусы) в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли учесть не вправе. К такому выводу пришел судья при рассмотрении вопроса об учете скидок по операциям, совершенным в 2010-2011 годах (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2014 № Ф05-13640/2014 по делу № А40-13473/14 (определением ВС РФ от 20.03.2015 № 305-КГ15-816 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства)).
Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 июля 2013 года, предоставление продавцом товаров их покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС стоимость отгруженных товаров. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму предоставляемой премии предусмотрено договором.
В свою очередь у покупателя скидки (бонусы), полученные вследствие выполнения определенных условий договора, не связанные с изменением цены единицы товара, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Такой вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2015 № Ф05-16896/2014 по делу № А40-122078/13).
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ датой получения внереализационных доходов признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг). Вместе с тем предусмотрено право налогоплательщика учитывать доход по дате осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления ему документов, служащих основанием для произведения расчетов (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом право выбора даты получения внереализационных доходов ограничено рамками отчетного (налогового) периода, в котором было передано имущество (выполнены работы, оказаны услуги). Таким образом, в случае неосуществления расчетов по договору или непредъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, датой получения внереализационных доходов в любом случае является последний день отчетного (налогового) периода. Эти положения необходимо учитывать для своевременного отражения в налоговом и бухгалтерском учете доходов в виде полученных бонусов, скидок и премий. Поскольку отражение компанией не в том налоговом периоде сумм скидок (бонусов, премий) приводит к занижению налоговой базы по налогу на прибыль (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 17АП-16559/2014-АК по делу № А71-7107/2014). А это в свою очередь грозит фирме доначислением сумм обязательных платежей в бюджет и штрафами по итогам налоговых проверок.
Екатерина Егорова, для журнала «Практическая Бухгалтерия»
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Читайте также по теме:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Учет скидок и премий у сторон договора поставки
Автор: Чурсина И. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Заключая договоры поставки, организации-продавцы в целях стимулирования сбыта товаров, как правило, предоставляют покупателям различные виды премий (скидок), например, за своевременную или досрочную оплату товаров, отсутствие возвратов, достижение определенного уровня товарооборота, расширение рынка сбыта товаров (открытие новых магазинов), достижение объема закупок отдельных позиций товаров и т.д.
Об особенностях ведения налогового учета операций по предоставлению скидок и пойдет речь в данной консультации.
Определимся с понятием скидки
Несмотря на то, что скидка упоминается в гл. 25 НК РФ (ст. 265 НК РФ), само ее определение в Налоговом кодексе отсутствует. Нет его и в Гражданском кодексе, в котором говорится только следующее: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 НК РФ), изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом в установленном порядке (п. 2 ст. 424 НК РФ).
В оптовой торговле при реализации товаров со скидкой условие о снижении цены сделки обязательно указывается в договоре, ведь отношения по договорам поставки регулируются в письменной форме (ст. 506, 161 ГК РФ). Налоговые инспекторы обязательно будут изучать договоры, чтобы понять, почему и на каких условиях покупателю предоставлена скидка.
К сведению: скидка – одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж (из Современного экономического словаря).
Скидки, направленные на увеличение объемов продаж, привлечение новых клиентов, продвижение товаров на рынке и т. п., следует закрепить в маркетинговой политике, которая является частью учетной политики организации. В ней нужно детально прописать, в каких случаях и в каких размерах предоставляются скидки. Указанные положения маркетинговой политики должны найти отражение во внутренних документах организации (прайс-листах, положении о дисконтных картах и т. д.).
Скидки, предоставляемые продавцами покупателям, можно разделить на две группы: связанные и не связанные с изменением цены товара (работ, услуг).
Учет скидок, связанных с изменением цены товара
Как отмечалось выше, Гражданским кодексом допускается изменение цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 424 НК РФ). В данной ситуации изменяется цена единицы товара, ранее установленная в договоре.
При этом варианты предоставления скидки могут быть различными:
1) в момент продажи товаров;
2) после продажи товаров – в отношении будущих покупок;
3) после продажи товаров – в отношении прошлых покупок.
При первом варианте (в случае предоставления скидки в момент осуществления продажи) поставщик отражает в бухгалтерском и налоговом учете доход с учетом уже предоставленной скидки. НДС исчисляется исходя из цены с учетом предоставленной скидки.
Пример 1.
ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.). Однако при покупке товара от 10 000 единиц цена товара устанавливается равной 1 180 руб. за единицу (в том числе НДС – 180 руб.).
В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело у ООО «Продавец» 20 000 единиц товара, в момент оформления заказа покупателю была предоставлена скидка.
Стоимость продажи, отраженная в документах, будет сформирована уже с учетом новой цены, так как покупателем соблюдены условия предоставления скидки. ООО «Продавец» выставляет документы (товарную накладную и счет-фактуру) на сумму 23 600 000 руб. (1 180 руб. x 20 000 ед.), в том числе НДС – 3 600 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена выручка от реализации товара
Начислен НДС
(23 600 000 руб. x 18/118)
Поступила на расчетный счет оплата от покупателя
В бухгалтерском учете ООО «Покупатель» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражено поступление товара
Перечислена оплата продавцу
При втором варианте скидка относится к будущим покупкам. Например, стороны могут указать в договоре, что скидка зависит от объемов закупок и распространяется на последующие партии товара после того, как покупатель «выберет» определенный объем. Получается, что он какое-то время приобретает товары без скидки, «зарабатывая» свое право на нее в будущем. Предоставление такой скидки в бухучете продавца будет отражено в момент продажи товаров, по которым получено право на скидку. Бухгалтерский и налоговый учет при втором варианте ведется аналогично первому.
Вариант третий – скидка предоставляется после продажи товаров в отношении прошлых покупок (иногда такую скидку называют ретроскидка), например, за достижение определенного объема закупок и распространяется на все ранее закупленные партии товаров.
Пока покупатель не достигнет рубежа, после которого ему предоставляется скидка, продавец при отгрузке товаров указывает в первичных документах первоначальную цену товара, установленную договором купли-продажи. Если в дальнейшем покупатель выполняет условия договора о предоставлении скидки, цена товара уменьшается. В этом случае продавцу необходимо внести в первичные бухгалтерские документы исправления, на основании которых бухгалтер сторнирует часть выручки на сумму предоставленной покупателю скидки.
При предоставлении ретроспективной скидки в следующем году (после сдачи годовой отчетности) в бухгалтерском учете продавца сторнирование выручки не производится, а предоставление скидки отражается как убыток прошлых лет, выявленный в текущем году.
Пример 2.
ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого за единицу составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.).
По условиям договора при достижении покупателем объема закупок на сумму свыше 20 000 000 руб. цена на приобретенный товар за единицу составит 1 180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). начиная с первой партии товара.
В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело 12 000 единиц товара на сумму 15 576 000 руб. (в том числе НДС – 2 376 000 руб.), в марте 2018 года – 8 000 единиц товара на сумму 10 384 000 руб. (в том числе НДС – 1 584 000 руб.).
Таким образом, в марте 2018 года общий объем закупок превысил 20 000 000 руб. и ООО «Покупатель» получило право на скидку (в том числе и на февральскую партию товара).
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Февраль 2018 года
Отражена выручка от реализации товара
Начислен НДС
(15 576 000 руб. x 18/118)
Март 2018 года
Отражена выручка от реализации товара с учетом предоставленной скидки
(1 180 руб. х 8 000 ед.)
Начислен НДС
(9 440 000 руб. x 18/118)
Уменьшен ранее начисленный НДС, относящийся к сумме скидки*
(1 416 000 руб. x 18/118)
* При изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров, продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая с даты составления документов, подтверждающих согласие (уведомление) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). На основании корректировочного счета-фактуры продавец вправе принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).
У покупателя на основании пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету НДС в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Отметим, что упоминание скидки в гл. 25 НК РФ содержится в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, которым определено, что расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), признаются внереализационными расходами налогоплательщика. Однако, как неоднократно отмечал Минфин в своих письмах, данная норма применяется только в случае, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара (см. письма от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936, от 10.04.2015 № 03-07-11/20448).
Финансовое ведомство считает, что изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с изменением цены договора, в том числе в связи с предоставлением скидок, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 54 НК РФ (см. Письмо от 22.05.2015 № 03-03-06/1/29540).
Более подробно порядок учета ретроскидок изложен в Письме УФНС по г. Москве от 25.05.2012 № 16-15/046114@. В нем говорится следующее.
В отношении скидок, предоставленных покупателям в форме изменения цены единицы товара, сопровождаемых внесением изменений в договор купли-продажи (поставки), положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяться не могут. В данном случае нужно исходить из того, что, как следует из ст. 313 НК РФ, налоговый учет строится на основании первичных учетных документов, которыми являются в том числе гражданско-правовые договоры, товарные и транспортные накладные. Таким образом, изменение данных первичных учетных документов, а именно изменение договора купли-продажи путем уменьшения цены единицы товара, должно найти свое отражение в корректировке данных налогового учета о стоимости проданных товаров. То есть в рассматриваемом случае налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства по налогу.
При этом согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. К излишней уплате налога на прибыль могут привести в том числе излишне учтенные доходы.
Последующее изменение договора купли-продажи, согласно которому цена товара уменьшена, ведет к уменьшению ранее признанных доходов от реализации в налоговом учете продавца, в результате чего образуется искажение базы по налогу на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период, приведшее к излишней уплате указанного налога. Поэтому продавец, предоставивший скидку в виде уменьшения цены единицы товара с внесением изменений в договор купли-продажи, вправе скорректировать базу по налогу на прибыль организаций в периоде внесения изменений в названный договор.
Осуществляя такую корректировку, налогоплательщик отражает сумму, на которую уменьшились его доходы от реализации (сумму скидки), в составе внереализационных расходов как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде, и указывает ее по строке 301 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций.
Обратите внимание: если изменение цены товара произошло в том же году, в котором была осуществлена его поставка, в налоговой декларации за соответствующий год продавец вправе отразить сумму выручки по итогам года за минусом предоставленной скидки.
Если изменение цены произошло в году, следующем за годом поставки, предоставленная покупателю скидка может быть отражена в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Что касается отражения ретроскидки у покупателя, в случае применения подхода Минфина, в соответствии с которым изменение цены товаров в результате получения ретроскидки должно учитываться исходя из положений ст. 54 НК РФ, иными словами, расцениваться в качестве искажения (ошибки), учет будет строиться следующим образом. Раз получение такой скидки приводит к завышению расходов отчетного (налогового) периода поставки товаров и, соответственно, к занижению покупателем базы по налогу на прибыль за соответствующий период, то он должен скорректировать налоговую базу прошлого отчетного (налогового) периода (периода поставки), подав уточненную налоговую декларацию и одновременно с этим доплатив налог в бюджет и уплатив соответствующую сумму пеней.
Однако покупатель может придерживаться и другого подхода. Дело в том, что норма ст. 54 НК РФ о пересчете налоговой базы применяется при ее искажении и возникновении ошибок, а не при предоставлении скидок. Проводить параллель между этими понятиями не совсем верно, ведь скидка предоставляется после реализации товаров. На тот момент, когда произошла реализация, продавец отразил выручку без ошибок, исходя из фактической цены реализации. Следовательно, он должен учитывать предоставленную задним числом скидку в составе расходов текущего периода, а значит, представлять уточненные декларации по налогу на прибыль за период реализации товара нет необходимости. Однако, если продавец будет придерживаться этой точки зрения, споры с налоговой инспекцией вряд ли удастся предотвратить.
Во избежание претензий со стороны налоговых органов, а также излишних трудозатрат (в том числе по выставлению корректировочных счетов-фактур) лучше не включать в договор условие о скидке, предусматривающее изменение цены ранее приобретенных товаров. Наиболее оптимальным и менее рискованным с точки зрения налогообложения является условие, согласно которому предоставление скидки осуществляется без изменения цены товара. Об этом поговорим в следующем разделе.
Учет скидок, не связанных с изменением цены товара
Скидка, не связанная с изменением цены товара, может быть предоставлена в период действия договора в виде бонуса или премии. Вот как эти два понятия толкуются в различных словарях.
1) вознаграждение одной из сторон, заключающих сделку, за выгодное для контрагента изменение ею условий сделки (торг.);
2) бесплатная придача, прибавление при покупке какого-нибудь товара, какого-нибудь количества товара (торг.) (из Толкового словаря русского языка).
Бонус (от лат. bonus – добрый, хороший):
1) дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия;
2) дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателям (из Современного экономического словаря).
По сути, бонус и премия – понятия идентичные и могут предоставляться в двух видах: денежного вознаграждения или подарка.
Начнем с последнего. Будет ли считаться дарением передача покупателю подарка, если это связано с выполнением им определенных условий договора? Полагаем, что нет. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Причем не относятся к договору дарения сделки, предусматривающие встречные обязательства. Об этом говорится в п. 1 ст. 572 ГК РФ. В свою очередь, предоставление подарка обусловлено выполнением покупателем определенных условий договора поставки (например, единовременное приобретение нескольких единиц товара), соответственно, оно не признается договором дарения (по данному вопросу см. п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 № 104).
В некоторых случаях продавец предоставляет покупателю премию в денежной форме. Обычно премия выплачивается при выполнении покупателем условия, определенного договором (например, достижение установленного договором объема покупок). При этом целью такого поощрения является увеличение продаж, продвижение товара на рынке, повышение заинтересованности в товаре и т. п. Таким образом, выплата премии покупателю относится к расходам на реализацию продукции (товаров, работ, услуг).
В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
К сведению: затраты продавца на выплату премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются в случае, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара (см. письма Минфина России от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936, от 10.04.2015 № 03-07-11/20448).
Итак, сумма премии включается в состав внереализационных расходов у организации-поставщика (продавца) в следующих случаях (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65423):
если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара;
если выплаченное покупателю поставщиком-продавцом вознаграждение в виде премии связано с выполнением покупателем определенных (конкретных) условий договора купли-продажи.
Если предоставляемые продавцом покупателю бонусы соответствуют понятию премии, предусмотренному положениями пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, то такие бонусы могут учитываться в составе внереализационных расходов при расчете базы по налогу на прибыль.
Организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона № 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. По мнению Минфина (письма от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936), в целях налогообложения прибыли учитываются только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству РФ.
Пример 3.
ООО «Продавец» заключило с ООО «Покупатель» договор поставки, из условий которого следует, что ООО «Продавец» обязуется выплачивать денежную премию в размере 3% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки: