Скидки для детей с овз
Какие льготы положены детям-инвалидам в Подмосковье
При наличии у ребенка серьезного заболевания родители часто сомневаются, стоит ли оформлять инвалидность. Мамы и папы боятся, что у него возникнут трудности с получением образования, а они сами зря потратят время и нервы на сбор документов. На самом деле наличие соответствующей справки дает семье ряд преимуществ – возможность получения пенсионных выплат, натуральных и денежных льгот. Какие меры поддержки для детей-инвалидов есть в Московской области, читайте в материале портала mosreg.ru.
Ежегодная выплата школьнику
Если ребенок-инвалид обучается в подмосковных учреждениях начального общего, основного общего и среднего общего образования, его семья может оформить ежегодную выплату на питание и одежду для ученика. Ее размер составляет 13 тысяч рублей.
Право на получение выплаты имеет один из родителей или законных представителей ребенка, постоянно проживающий в Подмосковье. При этом среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5 региональных прожиточных минимума.
Заявление на выплату в текущем году принимают в МФЦ, соцзащите или через портал госуслуг с первого рабочего дня января по последний рабочий день ноября текущего года включительно.
Ежемесячное пособие
Российские денежные купюры
В Подмосковье предусмотрено ежемесячное пособие ВИЧ-инфицированным и детям-инвалидам. Его можно оформить в двух случаях.
Во-первых, если ребенок воспитывается в неполной семье. Выплата полагается одинокой матери такого ребенка, а также если несовершеннолетний потерял одного или обоих родителей, или родителей лишили родительских прав.
Во-вторых, если ребенок растет в малообеспеченной семье, где среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума (за исключением детей-инвалидов и детей с ВИЧ, имеющих одного родителя либо лицо, его заменяющее).
Размер пособия составляет 7,9 тысячи рублей.
Компенсация за ОСАГО
Страховой полис ОСАГО
Источник: ©, сайт osagoonline.info
Семьи, получившие автомобиль в соответствии с медицинскими показаниями для транспортировки ребенка-инвалида, могут оформить стопроцентную компенсацию стоимости ОСАГО. Выплата предоставляется раз в год.
Оформить пособие можно в соцзащите, МФЦ или онлайн на сайте госуслуг. Решение о выплате принимают в течение пяти рабочих дней. Еще в течении трех недель деньги поступают заявителю.
Компенсация стоимости путевки в санаторий или детский лагерь
Детский лагерь «Искра»
Отправляя ребенка-инвалида на отдых или лечение, раз в год родители вправе рассчитывать на компенсацию от региональных властей.
Стопроцентный возврат стоимости путевки положен семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в Подмосковье. Второе условие – пребывание ребенка в лагере или санатории не должно превышать 24 дней. И наконец, возврат фактически уплаченной стоимости путевки возможен в пределах соответствующего норматива, установленного правительством Московской области.
Возможна и частичная компенсация расходов на путевку – до 90% ее стоимости, установленной областным правительством, и в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Химки
Родители детей-инвалидов имеют право обратиться в соцзащиту или МФЦ для получения сертификата на технические средства реабилитации.
Заявления принимают с первого рабочего дня января по последний рабочий день августа текущего года включительно.
Преференции для родителей детей-инвалидов
Рассмотрение документов на заседании
По федеральному законодательству, один из родителей ребенка-инвалида до 18 лет или инвалида с детства, воспитавший его до восьми лет, имеет право на назначение досрочной пенсии. При наличии страхового стажа в 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мать может выйти на досрочную пенсию в 50 лет, отец – в 55 лет. При наличии у инвалида с детства обоих родителей право на досрочную пенсию имеет только один из них. Например, ее могут назначить отцу ребенка-инвалида и инвалида с детства, если мать уже вышла на пенсию по другому основанию.
Один из родителей имеет право на компенсацию в размере 1200 рублей, если из-за инвалидности ребенка не может выйти на работу и вынужден осуществлять за ним постоянный уход.
Родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 18 лет, положены четыре дополнительных выходных дня в месяц. Их можно использовать одному родителю, а можно распределить между мамой и папой. Неиспользованные выходные с прошлого месяца не переносятся, денежная компенсация за неиспользованные дни законом не предусмотрена.
Часто семьи, в которых появляется ребенок с тяжелым заболеванием, распадаются. Родитель, на иждивении которого остается несовершеннолетний, вправе требовать от бывшего супруга участия в несении расходов, связанных с болезнью и реабилитацией ребенка, если они не покрываются алиментами. Суд может обязать ответчика принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в тех, которые необходимо произвести в будущем. От истца судья потребует оснований. Им может быть медицинский документ, подтверждающий потребность в дополнительных расходах.
Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.
Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.
И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.
Законы РФ о статусе детей с ОВЗ
Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:
— права на соцзащиту;
— свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;
— привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;
— госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;
— преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.
С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:
— медицинское обслуживание (бесплатно);
— образование (от ДОУ до проф. уровня);
— соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.
Виды ОВЗ у детей
Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:
1 — продолжительные нарушения до 30%;
2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%
3 — стойкие нарушения до 80%
4 — значительные отклонения от нормы до 100%.
Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:
— психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;
— сенсорные — сохранность зрения, слуха;
— вербальные — способность к речевому выражению;
— нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.
Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.
В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:
— адекватному восприятию мира.
Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»
Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.
В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд. Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.
МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.
В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.
По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов. Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.
Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.
Льготы и привилегии для детей с ОВЗ
Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:
— гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;
— за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;
— на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;
— выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;
— благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;
— открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;
— создаются возможности для получения надомного или специального образования;
— внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;
— предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.
Социальная поддержка детей с ОВЗ
Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.
Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.
Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.
Проблемы адаптации детей с ОВЗ
Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.
То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами. Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.
В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.
Льготы для детей с ОВЗ без инвалидности
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность.
Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
Поэтому разберем каждое из этих понятий более подробно:
То есть ОВЗ является более легкой формой отклонений, при которых малыш не полностью ограничен в свой жизнедеятельности, а только нуждается в предоставлении особых условий. Если у малыша имеются серьезные заболевания и отклонения, но ему не была предоставлена инвалидность, он признается больным, имеющим ОВЗ.
А все дети, которым была установлена инвалидность, автоматически считаются имеющими ОВЗ. Поэтому не всегда данные понятия тождественны.
Инвалидность
Чтобы понимать, в каком случае малыш может претендовать на получение инвалидности, необходимо понимать, что такие дети:
Если же малыш может получать знания, но ему требуются для этого специальные условия, то такому малышу не дадут инвалидность.
Значительной особенностью получения такого статуса в детском возрасте считается не только возможность получать пенсию на протяжении всего периода, но и впоследствии. Если после совершеннолетия ему будет также установлена определенная группа, то он будет относиться к категории больных, имеющих инвалидность с детства. А этот статус дает право человека претендовать на повышенные выплаты от государства, которые приравниваются к первой группе.
Малыши, имеющие только ОВЗ, впоследствии могут получить инвалидность, если их болезнь будет прогрессировать. Но если группа будет установлена после наступления совершеннолетия, то такой человек не получит статус о наличии инвалидности с детства.
Правительством установлен также определенный перечень заболеваний или травм, при наличии которых дети сразу получают инвалидность. Но ее можно оформить и при наличии других, не включенных в перечень болезней, если доказать, что они создают последствия, необходимые для назначения инвалидности.
К ним относятся такие особенности детей, как:
Такие дети поддаются обучению, но для этого им требуются вспомогательные аппараты либо специальные техники обучения. Будущее для этих детей еще не совсем потеряно, так как они могут получить необходимое образование и приспособиться к условиям жизни.
Для обучения таких детей специально разрабатываются особые программы. Все дети разделяются по определенным ограниченным возможностям и обучаются в составе небольших групп. Дошколят обязательно мотивируют в игровых формах обучения. А школьники могут проходить обучение на дому, чтобы иметь все необходимые условия.
Методы обучения малышей с ОВЗ
Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:
Такие дети не получают от государства денежные средства в виде пенсионных выплат, как инвалиды, но им предоставляются некоторые льготы, которыми они могут пользоваться наравне с инвалидами. Среди таких льгот и преимуществ можно отметить:
Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад вам отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя прошедшее время вашему ребенку ее предоставят. Существует 3 ступени, по которым осуществляется интеграция ограниченных возможностей:
Именно при наличии последней степени устанавливается инвалидность. В любом случае для определения ОВЗ или инвалидности требуется прохождение специальной комиссии, которая выдает медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
На основании данного документа родители малыша могут оформить все положенные льготы и выплаты, а также получить социальную помощь.
Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью.
На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности.
Нюансы темы раскроем далее.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.
Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.
И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.
Законы РФ о статусе детей с ОВЗ
Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:
— права на соцзащиту;
— свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;
— привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;
— госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;
— преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.
С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:
— медицинское обслуживание (бесплатно);
— образование (от ДОУ до проф. уровня);
— соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.
Виды ОВЗ у детей
Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма.
При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:
1 — продолжительные нарушения до 30%;
2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%
3 — стойкие нарушения до 80%
4 — значительные отклонения от нормы до 100%.
Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:
— психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;
— сенсорные — сохранность зрения, слуха;
— вербальные — способность к речевому выражению;
— нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.
Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.
В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:
— адекватному восприятию мира.
Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»
Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную).
Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.
В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд.
Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.
МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.
В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.
По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов.
Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.
Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.
Льготы и привилегии для детей с ОВЗ
Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:
— гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;
— за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;
— на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;
— выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;
— благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;
— открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;
— создаются возможности для получения надомного или специального образования;
— внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;
— предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.
Социальная поддержка детей с ОВЗ
Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только.
Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности.
Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.
Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.
Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.
Проблемы адаптации детей с ОВЗ
Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.
То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами.
Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.
В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение.
Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.
Кто относится к категории граждан “Дети с ограниченными возможностями здоровья”
Болезнь либо травма, приведшая к инвалидности в зрелом возрасте, конечно тяжелая ноша для любого человека, но не настолько, как кажется в сравнении с ребенком, который, не успев пожить и насладиться прелестями здоровой жизни, вынужден практически все время проводить в больнице на медикаментозном лечении.
А ведь у малыша впереди вся жизнь, которая вместо игровых площадок, веселых развлечений и иных прелестей будет проведена в инвалидной коляске к глубокому сожалению его родителей.
Что значит ОВЗ
В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.
Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и постоянной социальной реабилитации.
Следует отметить, что понимание детской инвалидности в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно.
Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения реабилитационных действий, и предоставления социальных гарантий.
Законодательное регулирование вопроса
В частности, в 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов, которой утвержден ряд гарантий предоставляемых оговоренной категории.
Так в силу ст.7 Конвенции детки с ограниченными возможностями вправе рассчитывать на:
Соответственно во исполнение норм, закрепленных в Конвенции, в России принят ряд актов, которые подразумевают предоставление деткам-инвалидам не только вышеперечисленных свобод, но и ряд социальных льгот и гарантий.
В частности, в силу ФЗ №124 малышам с ограниченными возможностями гарантировано:
Виды ОВЗ у детей
Правила оформления статуса
В частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач, который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК
, то есть комиссионное обследование.
В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.
Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.
В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.
По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов.
Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.
Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид.
То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.
Льготы и привилегии
Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:
Социальная политика государства
Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров, которые образовательные функции и осуществляют.
Более того, ДОУ для детей-инвалидов изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.