с какими закономерностями и ошибками атрибуции вы сталкивались в повседневной жизни

Каузальная атрибуция: что это простыми словами, примеры

с какими закономерностями и ошибками атрибуции вы сталкивались в повседневной жизни

Человеческая психика – одно из сложнейших творений природы. Конечно же, она не может всегда работать идеально, и некоторые её функции часто действуют не совсем так, как следовало бы, способствуя когнитивным искажениям и прочим феноменам восприятия. Одним из таких феноменов является каузальная атрибуция – свойство психики, заставляющее нас делать неправильные выводы об окружающих и их мотивах. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, как проявляется, чем объясняется и как часто влияет на нашу жизнь.

Что такое каузальная атрибуция?

Каузальная атрибуция – это психологический феномен, проявляющийся в том, что мы объясняем поступки окружающих, исходя из того, что о них знаем и как их воспринимаем. Данная особенность восприятия может работать в отношении одного человека, некой общности людей или социальной группы. При этом выводы, которые мы делаем, обычно основываются на наших ожиданиях, обусловленных жизненным опытом.

Термин «каузальная атрибуция» имеет латинское происхождение. Он образован от слов causa (переводится как «причина») и attributio (присвоение, приписать свойство). То есть, буквально его можно прочитать как «приписывание причин».

Данный феномен связан с восприятием и с мышлением. Он основывается на достраивании картины и воссоздании недостающей информации. Человек непроизвольно находит простые объяснения поступков, совершаемых другими людьми и им самим. При этом логическому мышлению часто мешают эмоции, поэтому каузальная атрибуция ярче всего проявляется, когда человек объясняет успехи и неудачи (как чужие, так и собственные).

Термин «атрибуция» применяется для обозначения приписывания различных свойств, а слово «каузальный» подразумевает, что речь идёт о причинах. Впервые данное словосочетание использовал австрийский психолог Фриц Хайдер, исследовавший особенности того, как люди интерпретируют информацию при недостатке данных.

Пример каузальной атрибуции

Каузальная атрибуция – это особенность восприятия, свойственная всем людям, и вы наверняка так или иначе с ней сталкивались. Она проявляется в том, что мы находим такое объяснение чужим поступкам, которое соответствовало бы нашим собственным ожиданиям. При этом ожидания часто продиктованы эмоциями и отношением к человеку. Вспомните ситуацию, когда кто-то из ваших знакомых опаздывал на встречу с вами. В таких ситуациях причина может быть любой, и мы ничего о ней не знаем, однако делаем выводы, исходя из того, как воспринимаем опаздывающего человека.

Если мы привыкли, что этот человек часто опаздывает, то мы сразу полагаем, что он, как обычно, опаздывает из-за собственной безответственности. Если же мы привыкли считать его ответственной личностью, то начинаем волноваться, предполагая, что у него что-то случилось. Также на наши преждевременные выводы влияет наше психоэмоциональное состояние. Если мы спешим и нервничаем, то возрастает вероятность упрекнуть человека в безответственности.

Типичные ошибки каузальной атрибуции

Как было отмечено выше, ключевая особенность данного феномена заключается в том, что найденные объяснения чужим или своим поступкам не всегда соответствуют действительности. Рассмотрим несколько типичных ошибок, возникающих вследствие этого.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции

Психологи считают, что данная ошибка свойственна всем, хотя у этой точки зрения есть и противники. Суть ошибки заключается в том, что мы неосознанно объясняем свои успехи личными качествами, а неудачи – влиянием обстоятельств. В то же время, глядя на чужие успехи, мы предпочитаем объяснять их везением или чьим-то покровительством, а неудачи других людей часто объясняем их собственными недостатками и ошибками.

Американский социальный психолог Ли Росс выделил следующие причины фундаментальной ошибки атрибуции:

Пример фундаментальной ошибки атрибуции:

Давайте представим следующую ситуацию: вы и ваш коллега начинаете работать над похожими проектами. Если проект вашего коллеги развивается не так успешно, вы объясняете это тем, что он менее талантлив, хуже подготовлен и вкладывает в работу меньше усилий. Вы не задумываетесь о том, что ему могут мешать внешние обстоятельства, как связанные с работой, так и не связанные.

Объяснение успехов или неудач человека личностными качествами называется внутренней диспозицией. Если же проект вашего коллеги развивается успешнее, чем ваш, вы с большой вероятностью объясните это тем, что вам мешают какие-то обстоятельства. Это явление называется внешней диспозицией. По сути, это защитный механизм, помогающий избежать руминации и не отягощать ситуацию излишними переживаниями.

2. Разное восприятие участника и наблюдателя

Человек по-разному оценивает роль личностных качеств и обстоятельств в зависимости от того, является ли он непосредственным участником событий или наблюдает за ними со стороны.

В первом случае он детальнее анализирует обстоятельства и придаёт им большее значение. Во втором – практически не замечает их или считает несущественными.

3. Культурное предубеждение

Существует немало стереотипов, связанных с различными национальными особенностями. Эти предубеждения не обязательно связаны с шовинизмом, и всё же есть определенные черты характера, которые принято приписывать представителям различных наций. К примеру, считается, что азиаты более склонны к коллективизму, тогда как европейцы в большинстве своём являются индивидуалистами.

На постсоветском пространстве также существует немало стереотипов, связанных с особенностями поведения тех или иных народов. Большинство этих предубеждений передаётся преимущественно через анекдоты, но это не мешает людям воспринимать их всерьёз и позволять им влиять на своё отношение к окружающим.

4. Диспозиционная атрибуция

Это суждение о личности человека по его поведению. Например, если в какой-то ситуации человек повёл себя грубо по отношению к нам, мы полагаем, что у него скверный характер. При этом мы не задумываемся, что прямо сейчас у него плохое настроение, он куда-то опаздывает или сам раздражен чьим-то поведением. Таким образом, мы делаем выводы о личности человека, совершенно игнорируя ситуационные факторы.

5. Своекорыстная атрибуция

Получая поощрение на работе, человек объясняет его своими заслугами и профессионализмом. В то же время отсутствие ожидаемого поощрения он объясняет тем, что начальство его недолюбливает. Раньше психологи считали, что это защитная реакция, позволяющая сохранить самооценку. Но сейчас считается, что люди склонны считать своими заслугами те обстоятельства, которые соответствуют их ожиданиям («Я работал над этим и получил это!»).

6. Защитная атрибуция

Любому человеку тяжело признавать, что именно его оплошность привела к потерям. Поэтому, защищая себя от лишних переживаний, он считает, что в его неудаче виноваты внешние обстоятельства. Защитная атрибуция может быть направлена и на окружающих.

В частности, большинству людей свойственна внутренняя убежденность, что плохие происшествия случаются лишь с теми людьми, которые их заслуживают (этим объясняется, например, виктимблейминг). Это помогает им чувствовать себя в безопасности, будучи уверенными, что они не заслуживают плохих событий.

Теории каузальной атрибуции

Существует несколько разных теорий, объясняющих механизм действия каузальной атрибуции. При этом наиболее популярными являются две из них, каждую из которых следует рассмотреть подробно.

Теория корреспондентских отношений

Данную теорию создали психологи Эдвард Джонс и Кит Дэвис. Они выдвинули предположение, что люди склонны считать любое поведение окружающих преднамеренным и объяснять его личностными качествами. Это должно помогать нам лучше понимать, чего можно ждать от людей в будущем. Если человек повёл себя дружелюбно, мы полагаем, что он доброжелателен и впредь будет вести себя так же.

Таким образом, согласно данной теории, каузальная атрибуция – это склонность делать естественные умозаключения о том, что поступки человека полностью соответствуют его внутреннему миру. Для обозначения ситуации, когда наблюдатель делает вывод о личности человека по его поведению, авторы ввели понятие «корреспондентский вывод». Они утверждают, что данный вывод мы делаем, опираясь на такие источники информации как:

Модель ковариации Келли

Автором данной теории атрибуции является американский социальный психолог Гарольд Келли (Harold Kelley), опубликовавший её в 1967 году. Она представляет собой логическую модель, в соответствии с которой люди объясняют определенное поведение внутренними мотивами или внешними факторами.

В математической статистике термином «ковариация» называют взаимную зависимость двух случайных величин. В рамках модели Келли под ковариацией подразумевается зависимость атрибуции от случайных факторов, которые замечает и учитывает наблюдатель.

По мнению Келли, интерпретируя поведение другого человека, люди неосознанно используют те же принципы, что и ученые в своих исследованиях. В частности, он выделил три критерия:

В качестве примера рассмотрим реакцию человека (пусть его зовут Сергей), на рассказанный в компании анекдот. Если все, включая Сергея, смеются, можно сделать вывод о высоком консенсусе. Если засмеялся только Сергей, консенсус низок.

Если Сергей смеётся, когда анекдоты рассказывает этот рассказчик, но не хуже воспринимает других, отличительность высокая. Если смешными ему кажутся все анекдоты, отличительность низкая. Если Сергей всегда смеется, когда анекдоты рассказывает этот человек, согласованность высока, если нет – согласованность низка.

Теперь представим ситуацию, в которой шутки конкретного человека вызывают смех у всей компании, но при этом они не так охотно смеются в ответ на шутки другого. В таком случае мы полагаем, что Сергей смеётся, поскольку рассмешивший его рассказчик действительно талантливо рассказывает анекдоты. Если смеется только Сергей, и при этом он смеется вообще над каждой шуткой, мы можем прийти к выводу, что его просто легко рассмешить.

В описанном выше примере мы исходим из того, что у нас есть возможность понаблюдать, как Сергей ведёт себя в разных ситуациях, как он реагирует на разных рассказчиков, как ведут себя остальные участники. Однако в действительности мы часто не обладаем такой полнотой информации, и всё равно находим для себя удобное объяснение любой ситуации, которое считаем достаточно точным.

В 1972 году Келли опубликовал работу, расширяющую его теорию. Он дополнил её принципами, объясняющими, как мы делаем выводы, при недостатке информации. В частности, данный недостаток восполняется за счёт личных убеждений и накопленного жизненного опыта. В опубликованной работе Келли предложил 2 схемы:

Также Келли описал «Принцип усиления», согласно которому роль причины значительно преувеличивается при наличии отрицательных факторов. Например, если человек справился с задачей, несмотря на непредвиденные сложности, он гораздо выше оценивает свои заслуги.

Заключение

Каузальная атрибуция – это феномен восприятия, связанный с нашей природной потребностью понимать чужие мотивы, чтобы иметь возможность строить дальнейшие ожидания в отношении данного человека. Она проецируется на вторую ступеньку пирамиды Маслоу (потребность в стабильности и безопасности), поскольку только понимая причины чужих поступков и зная, чего от них можно ожидать в дальнейшем, мы можем быть уверены, что находимся в безопасности.

Источник

с какими закономерностями и ошибками атрибуции вы сталкивались в повседневной жизниrimka307

Данная статья является собственностью Агекян Римы. Любое его несанкционированное использование будет расцениваться за плагиат, а любое копирование текста должно иметь ссылку на статью.

Часто ли вы видите на улицах людей, которые вам сразу кажутся необычными, странными? может они вас сразу раздражают? или притягивают?
Вокруг нас очень много индивидуумов, обладающих абсолютно разными качествами, внешностью, вкусами, религией, субкультурой и проч. У кого-то уши проколоты, кто-то одет во всё черное, кто-то идет мимо нас и улыбается, кто-то плачет..вон рядом в общественном транспорте сидит парень и слушает очень громкую музыку через свой Mp3, а рядом сидит девушка и читает книгу через планшет. Кого-то это может раздражать, кого-то удивлять, кому-то всё равно, а кто-то примется осуждать то или иное поведение..

Все чаще в повседневной жизни людям приходится сталкиваться с ситуациями, когда их неправильно понимают, недооценивают или же, наоборот, переоценивают. Это вызвано преобладанием субъективного подхода к каузальности атрибуции, который складывает ошибочные представления о личностных качествах индивидов. В связи с этим люди сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с обществом, с непониманием людей, не учитывающих внешние ситуации, которые предопределяют мотив совершения того или иного поведения.

Каузальная атрибуция – это интерпретация индивидом причин поведения других людей при дефиците информации.

На мой взгляд, рассматривая человека в конкретной ситуации, мы в первую очередь руководствуемся критериями, которые носят имплицитный характер.

Оценивая поступки окружающих, люди часто мотивируют их причины личными качествами, которые не всегда раскрываются «оценивающему» с объективной стороны, при этом упускается из внимания влияние внешней ситуации. Однако, в процессе межличностных взаимодействий индивиду свойственно руководствоваться собственным мнением, объясняя причинность поведения, соотносить все ситуации непосредственно через себя.

Исходя из данной логики, можно предположить, что когнитивные процессы происходят ПОСЛЕ анализа происходящего. Индивид, зачастую, не осознавая этого, подходит к объяснению поведения другого субъекта с точки зрения собственного опыта и собственных суждений, из чего и складывается ошибка каузальной атрибуции. Ведь если изначально подходить к данной ситуации с точки зрения объективности, ошибка в каузальной атрибуции изначально отсутствовала бы. Соответственно, все характеристики, предписываемые людям, носят сугубо индивидуальный и изначально ложный характер.

В связи с этим, поиск причин поведения индивида происходит нами по следующим двум основным и одному второстепенному критерию:

1) Осуждение обществом. Это первый этап поиска объяснения поведению человека. Здесь, оценивающий индивид невольно воспринимает сложившееся поведение через подсознательный импульс, который в первую очередь задается вопросом – принято ли вести так в обществе по сложившимся устоям жизни данного социума и народа? Не будет ли обществом осуждено данное поведение? Не противозаконно ли данное поведение? В данном случае, можно заметить связь поставленных вопросов с традициями, обычаями народа, а так же законность и правомерность данного поведения.

2) Соотнесение с собой. Если данное поведение отклоняется от собственного общепринятого поведения, то оно будет приравнено к неверным поступкам. На данной стадии понятия объективной стороны априори быть не может, так как индивид подходит к поиску объяснения поведения, опираясь на свое мнение и свой опыт. Обычно, в повседневных межличностных контактах данный этап является завершающим перед тремя критериями Г. Келли.

3) Сравнение с другим индивидом. После того, когда индивид дает ошибочную оценку поведению человека, он может соотнести атрибуцию как метод дополнительной проверки с человеком, являющимся авторитетом для данного субъекта. В роли данного человека могут выступать родители, супруг, коллеги по работе, родственники, друзья, знакомые – либо по отдельности, либо в составе групп лиц. В данном случае сопоставление является конечным звеном, помогающим утвердить свое суждение относительной каузальности и убедиться в своей «безошибочности».

Мы меньше всего задумываемся о том самом индивиде, когда определяем степень его соответствия нашим критериям. Данная симметрия проводится, на мой взгляд, на уровне подсознания, на основе которой мы уже переносим внимание с присущих нам суждений к самому индивиду – рассматривается свойственность данного поведения выполняться с определенной периодичностью, постоянством, обычностью.

Поэтому многие индивиды складывают ошибочное представление о людях, опираясь на все вышеуказанные факторы, определяющие критерии поиска объяснения поведения. Зачастую, люди не берут в расчет влияние внешних ситуаций, особенности склада личности, его воспитания. Конечно, далеко не всегда можно принимать в расчет многие факторы, складывающие каузальность атрибуции, так как не все показатели являются доступными. Однако, можно свести к минимуму коэффициент допущения ошибок при поиске причин, воспользовавшись некоторыми способами:

— использование таких средств общения как жесты, мимика человека, которые являются экспрессивным потоком, не контролируемым внутренне. Они наиболее точно раскроют реальные чувства человека и дадут толчок к пониманию каузальности.

— акцентирование внимания на внешних ситуационных процессах. Данный способ и является основополагающим в допущении фундаментальных ошибок каузальной атрибуции, однако его можно контролировать, если стараться объяснить поведение индивида с независимой точки зрения. Как только процесс атрибуции приобретет оттенки объективности, воспользоваться данным способом не будет составлять большой трудности, так как непосредственно через него и возможен поиск объяснения поступков людей.

И самое главное, что поможет избежать возникновения ошибочного сложения мнения о людях через их индивидуальное поведение, это способность понимать причины совершения тех или иных поступков. В любом случае, при любых допустимых развитиях ситуации возможно понять мотивацию поведения индивида. Если человек не подойдет к каузальности атрибуции с позиции поиска понимания, произойдет узуальная фундаментальная ошибка в данной теории межличностных взаимодействий.

Хотелось бы отметить, что в современном мире люди настолько спешат, что перестали останавливаться на деталях, слагающих поведение людей, от чего и складываются ошибочные представления о людях. Однако, в стремлении избежать недопонимания со стороны социума, люди стали отвечать запросам общества, жертвуя своими предпочтениями. Данный факт порождает замкнутость, уход в себя, депрессивные состояния и неспособность самореализоваться.

При достижении обществом высокого уровня культуры к способности понимания и объяснения каузальности атрибуции, возможно его развитие и достижения социальной гармонии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *