Скидка в договоре налоговые риски

Бонусы от поставщика: такие приятные, но такие опасные. Что говорит судебная практика

Скидка в договоре налоговые риски

Главная проблема современного ведения бизнеса не в том, чтобы произвести продукцию, а в том, чтобы ее продать. Это заставляет производителей (продавцов) искать различные способы продвижения своих товаров на рынке. Одним из самых известных способов стимулирования продаж является выплата продавцом своим покупателям так называемых мотивационных бонусов.

За выполнение заранее установленных условий договора или по иным основаниям продавец может поощрить покупателя, предоставив скидки, премии, бонусы, подарки. Условие о предоставлении поощрения может быть предусмотрено как непосредственно в договоре, так и в отдельном соглашении, являющемся его неотъемлемой частью (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Вид и размер такого поощрения определяет поставщик и согласовывает его с покупателем (п. 2 ст. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Такую точку зрения Минфин России высказывал ранее в письмах от 22.01.2020 № 03-07-11/3355, от 08.02.2018 № 03-07-11/7487, от 16.08.2017 № 03-07-11/52516.

Но все должны понимать, что в каждом деле имеются свои нюансы, как говорится, «дьявол кроется в деталях».

Это подтверждается совсем свежим Определением ВС РФ от 5 июля 2021 г. N 301-ЭС21-4267.

История дела

В рамках дилерских соглашений между ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (продавец) и ООО «Динамика Сыктывкар» (покупатель) заключены договор поставки автомобилей «Nissan», а также договор поставки автомобилей «Datsun».

В силу пункта 8 договоров, в рамках выполнения дилером обязательств по договору ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение определенных условий.

При этом под премией понимается рассчитываемая на условиях, определяемых поставщиком, выплата стимулирующего характера, применяемая для увеличения объема закупок покупателем товаров у поставщика и стимулирующая покупателя к выполнению условий договора и рекомендаций поставщика, в том числе путем частичной или полной компенсации сопутствующих затрат и (или) потерь покупателя.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 договора, в целях стимулирования оптовых покупок и поддержки дистрибьюции товара на территории России поставщик выплачивает покупателю премии при выполнении следующих условий:

ООО «Динамика Сыктывкар» получило от ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» премии в размере 90 188 974 руб. 69 коп., в том числе компенсацию недополученного дохода в сумме 59 114 763 руб. 02 коп.

Как это обычно бывает, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов ООО «Динамика Сыктывкар» за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением налогоплательщику доначислены налоговые платежи в сумме 12 489 978 руб. 83 коп., в том числе НДС – 8 986 317 руб., пени 2 448 786 руб. 39 коп., штраф – 724 937 руб. 59 коп. Не согласившись с решением части доначисления НДС, Общество обратилось в арбитражный суд.

Еще больше важных дел из судебной практики по налоговым спорам мы рассмотрим на бесплатном вебинаре 26 августа.

Но все судебные инстанции, включая Верховный суд, подтвердили обоснованность решения налоговиков.

Основные выводы суда

Размер премий, выплачиваемых дилеру за соблюдение условий договора поставки, напрямую зависел от суммы скидок, предоставленных конечному покупателю при продаже новых транспортных средств за отчетный период, и рассчитывался за единицу конкретного товара. Тем самым премия напрямую связана со скидкой, получаемой конечным покупателем при покупке нового автомобиля.

Указанные премии начислялись Обществу за реализованный конечному покупателю автомобиль по сниженным ценам, с привязкой к конкретному автомобилю с указанием в приложении к акту начисления премий VIN автомобиля, и представляют собой сумму частичной компенсации потерь (недополученного дохода) дилера.

Суммы полученных премий Общество учитывало в составе прочих доходов и отражало поступившие денежные средства на счетах 76.05 «расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками» и 91.01 «прочие доходы». В налоговом учете суммы полученных вознаграждений Общество относило к внереализационным доходам, налог на добавленную стоимость с них не исчислялся.

ООО «Динамика Сыктывкар» при приобретении автомобилей у ООО «Ниссан Мэнуфакчуринг РУС» уплачивало и заявляло в составе вычетов суммы по НДС, предъявленные поставщиком на основании выставленных счетов-фактур и товарных накладных в общеустановленном порядке.

С учетом изложенного, налоговая пришла к обоснованному выводу, что указанные премии по своей правовой природе являются суммами, полученными за реализованные товары, представляют собой компенсацию неполученной Обществом выручки, и связаны с оплатой реализованных конечным покупателям транспортных средств по заниженной цене, в связи с чем признала неправомерным отнесение налогоплательщиком премий в состав внереализационных доходов.

При этом инспекцией по выплатам продавцом покупателю иных премий за выполнение количественных и качественных показателей, рассчитываемых в процентах от объема продаж, включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), доначисление НДС не производилось.

Фактически, указанные выплаты произведены в счет покрытия убытков дилера от реализации по сниженным ценам (с учетом скидок) новых автомобилей, поставленных ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Таким образом, выводы инспекции о том, что выплаченные Обществу премии связаны с оплатой реализованных товаров и являются по своей сути доходами от реализации, подлежащими включению в налоговую базу по НДС при их фактическом получении, являются обоснованными.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что фактически ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» произведена компенсация Обществу убытков за ранее реализованный товар покупателям.

Выручка от реализации автомобилей увеличивалась на суммы премий в момент их получения на основании актов начисления премий ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», соответственно, такие премии подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 167 НК РФ в налоговом периоде, в котором составлены документы.

Резюме

Если у вас имеются случаи реализации товара ниже себестоимости и при этом вы получаете бонусы от поставщиков, будьте готовы к тому, что при налоговой проверке вам могут доначислить НДС на разницу между стоимостью полученного товара и ценой реализации товара.

Рекомендую ознакомиться с судебным решением, в котором подробно расписаны все ошибки налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров по делу № А29-14874/2019 от 17 июля 2020 года).

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.

Источник

Предоставляем скидки и сводим налоговые риски к минимуму

Лектор семинара: О. А. Шаркаева

Скидки – хорошая возможность привлечь покупателей. Особенно в условиях постоянно снижающегося из-за кризиса потребительского спроса. Но таким инструментом, как скидка, необходимо пользоваться очень осторожно. Потому что неудача может обернуться претензиями со стороны налоговых инспекторов и доначислением налогов. Чтобы этого не произошло, читайте конспект семинара.

Все скидки условно можно поделить на две группы. К первой группе относятся скидки, которые изменяют цену товара. Ко второй – скидки, которые не связаны с изменением цены товара. Они предоставляются, как правило, за достижение определенного объема покупок или выполнение иных условий договора. К такому виду скидок относятся, в частности, бонусы и денежные премии. Но о них мы поговорим чуть позже, а сейчас – о первой группе скидок, которые снижают стоимость каждой единицы товара. Такие скидки могут быть предоставлены как в момент реализации, так и после реализации товара.

Начнем с самого простого варианта. Предположим, продавец предоставляет скидку в момент продажи товара. Например, в связи с тем, что покупатель внес стопроцентную предоплату. В этом случае в учете продавца отражается реализация сразу по сниженным ценам. Цена товара в первичных документах и счете-фактуре указывается уже с учетом скидки. Очевидно, что такой вариант поощрения покупателя никаких последующих корректировок в учете и документах не требует.

У бухгалтера не будет головной боли и со скидками, которые предоставляются покупателям по итогам прошедших продаж на будущие отгрузки. Например, ценовая политика может быть такова: после того, как покупатель приобретает товар на сумму 500 000 рублей, он получает право на скидку 10 процентов при последующих покупках. Такие скидки также учитываются в момент отгрузки при формировании цены реализации товара. Соответственно выручка признается сразу с учетом скидок.

Проблемы возникают при так называемых ретроспективных скидках. То есть когда скидка предоставляется задним числом и снижает цену на уже проданный товар. В этом случае продавцу придется вносить изменения в «первичку», счета-фактуры и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС.

Чиновники настаивают, что корректировать налоговые базы по прибыли и НДС следует в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация товара. Так разъясняют Минфин России и налоговая служба. ( Письма Минфина России от 26 июля 2007 г № 03-07-15/112, ФНС России от 30 августа 2007 г № ШС-6-03/688 @ )

Что касается корректировки базы по НДС, порядок такой. Сначала продавец исправляет первичные документы и счета-фактуры с учетом скидки. Причем он корректирует как свои экземпляры документов, так и экземпляры покупателя. Далее он вносит изменения в книгу продаж за тот период, когда товар был реализован. Для этого оформляется дополнительный лист, в котором делаются две записи. Одна – об аннулировании старого счета-фактуры, вторая – о регистрации исправленного. Затем подается уточненная декларация по НДС.

Для покупателя такие ретроскидки еще более проблематичны. Ему придется в периоде отгрузки восстановить весь «входной» НДС по товарам, на которые он теперь получил скидку. Это означает, что нужно будет подать «уточненку» за период покупки товара, заплатить возникшую недоимку и пени. А вот принять налог к вычету снова, но уже по исправленному счету-фактуре покупатель сможет только в текущем квартале. Согласитесь, такая перспектива вряд ли кого обрадует, особенно если процент скидки меньше ставки НДС.

Таким образом, как видите, снижение цены путем ретроскидок не самый удачный способ. Поэтому по возможности лучше снижать цены по текущим или будущим поставкам.

КОНТРОЛЬ ЦЕН

Теперь что касается вероятности контроля цен со стороны налоговых органов.

Если колебание цен при продаже идентичных или однородных товаров в течение непродолжительного периода времени превышает 20 процентов, налоговые инспекторы могут проверить цены на соответствие рыночным. Такое право им дает подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.

И если окажется, что цена товара отклоняется от рыночной цены более чем на 20 процентов, то сделку инспекторы могут пересчитать по рыночной цене. В результате организации будут доначислены налоги и пени.

На самом деле контроля цен можно избежать, даже если цены снижены на 80 процентов.

Для этого важно правильно оформить документы. Дело в том, что, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночная цена определяется с учетом скидок, обычных для сделок между невзаимозависимыми лицами. В частности, при этом учитываются скидки, вызванные:

– сезонными и иными колебаниями спроса на товары;

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– приближением сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров;

– реализацией опытных моделей и образцов товаров.

Соответственно у вас должны быть документы, подтверждающие, что предоставление тех или иных скидок обусловлено ценовой политикой компании.

Таким документом прежде всего является маркетинговая политика. В ней подробно прописываются виды скидок, основания и порядок их предоставления. Для того чтобы система скидок была более гибкой, целесообразно закрепить в маркетинговой политике только общие положения снижения цен. А конкретный размер скидок указывать в более мобильных документах, например в прайс-листах или приказах руководителя.

Если вы скидки предоставляете в зависимости от объемов, разбейте прайс-лист на колонки. В первой колонке пропишите цены за выборку одного объема товаров, во второй – цены за другой объем и т. д. Здесь уже статью 40 Налогового кодекса РФ проверяющие точно не применят. Так как условия в целях контроля цен должны быть идентичными, а они у вас меняются.

Следующий нюанс. Размеры скидки можно предусмотреть в договоре, но я бы вам не советовала так делать, особенно если скидка превышает 20 процентов. Лучше в договоре сделать отсылку к прайс-листу или указать, что возможно предоставление скидки в соответствии с маркетинговой политикой.

– Ольга Анатольевна, а как лучше оформить уценку товара?

– Составьте приказ руководителя о проведении уценки. В нем нужно указать причину уценки, например из-за потери качества или окончания срока годности товара. И пропишите, с какого числа начинают действовать скидки. На основании приказа оформляется акт на уценку товаров. Для него предусмотрена специальная форма № МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

ВАРИАНТ 2. Отгрузка бонусного товара.

Предположим, в договоре поставки указано, что при достижении определенного объема закупок покупатель получает бонус товаром. То есть покупателю отгружают партию товара бесплатно.

Сразу скажу, что бонусные скидки очень невыгодный вариант с точки зрения налогообложения.

Дело в том, что передачу бонусного товара проверяющие считают безвозмездной передачей. Хотя на самом деле товар передан не безвозмездно, а после того, как покупатель его «заработал», выполнив определенные условия договора. Но убедить в этом налоговых инспекторов практически невозможно.

Поэтому в случае бонусных скидок негативные налоговые последствия возникают для обеих сторон сделки.

Продавец должен перечислить в бюджет НДС исходя из рыночной стоимости «подарка» согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Поскольку в целях исчисления НДС безвозмездная передача товара признается реализацией. ( Подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ)

В расходах при расчете налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара не учитывается. Это следует из нормы пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Покупатель в налоговом учете отражает доход на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Причем величина этого дохода определяется исходя из рыночной стоимости полученного товара. Сумма «входного» НДС по безвозмездно полученному товару к вычету не принимается. Поскольку не выполняются требования статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Как видите, бонусный товар – это своеобразная ловушка для обеих сторон сделки. Поэтому такую форму поощрения покупателя лучше не применять.

ВАРИАНТ 3. Выплата покупателю денежной премии.

Скидка покупателю может быть предоставлена в форме денежной премии. На практике такие премии зачастую выплачивают крупные поставщики своим дилерам, например, за определенный объем закупок, за поставку товаров в новый магазин.

Чем интересна скидка-премия для продавца?

Во-первых, она не привязана к стоимости товара. А это значит, что не нужно возвращаться в прошлые периоды и делать корректировки, поскольку цена товара не меняется. Во-вторых, такую скидку продавец при расчете налога на прибыль включает во внереализационные расходы. Расход в виде премии признается на дату оформления соответствующего акта. ( Подпункт 191 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ )

На мой взгляд, скидки в форме премии самые беспроблемные. Единственно, их нужно правильно оформить. Все расходы, согласно требованиям налогового законодательства, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. ( Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ)

Скидки-премии лучше зафиксировать в маркетинговой политике. А в договоре прописать условия, при которых у покупателя появляется право на такие скидки. Кроме того, у вас должен быть акт о том, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку.

– Ольга Анатольевна, может ли поставщик принять к вычету НДС с суммы выплаченной покупателю премии?

ВАРИАНТ 4. Списание части задолженности покупателя.

В договоре могут быть предусмотрены условия, при выполнении которых поставщик списывает часть задолженности покупателя. Например, если покупатель увеличит в два раза объем закупок. Такой вариант поощрения также можно рассматривать как скидку без изменения цены товара.

Но если вы решите дать покупателю такую скидку, будьте готовы к налоговым спорам. Дело в том, что уменьшение задолженности покупателя налоговики могут посчитать прощением долга. Соответственно учесть сумму списанной «дебиторки» в расходах при расчете налога на прибыль вы не сможете. ( Пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ)

Так считает и Минфин России в письме от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/579.

Хотя точка зрения чиновников небесспорна. Ведь в данном случае долг прощается не безвозмездно, а в обмен на определенные действия покупателя. Но убедит ли это судей, спрогнозировать трудно.

Покупателю сумму такой скидки придется включить в доходы. Кроме того, налоговые инспекторы могут потребовать от него восстановить «входной» НДС в части списанной кредиторской задолженности.

НДС по ретроскидкам можно учесть в текущем периоде

По мнению Минфина России, в случае снижения цены на отгруженные ранее товары следует корректировать базу по НДС прошлого периода, в котором прошла отгрузка. В то же время есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем. Предоставление скидки можно считать отдельной хозяйственной операцией. Поскольку период, в котором предоставлена скидка, не совпадает с периодом продажи товара. В периоде реализации поставщик отразил доход правильно, исходя из фактической цены товара. Поэтому нет необходимости корректировать налоговую базу этого периода. Ведь, согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, перерасчет налоговой базы прошлого периода производится при обнаружении в ней ошибок и искажений.Скидку продавец может учесть в текущем периоде в составе внереализационных расходов. То есть воспользоваться нормой подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры решений судей, которые поддерживают такую точку зрения. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. по делу № А56-1302/2006. Оно было одобрено определением ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16352/08.

рекомендация лектора.

Предоставлять скидку в одностороннем порядке не стоит

Бывают ситуации, когда в договоре поставки установлена твердая цена товара, а после его отгрузки продавец решает предоставить покупателю скидку, чтобы заинтересовать его в дальнейшем сотрудничестве. При этом он направляет покупателю уведомление об изменении первоначальной цены договора, то есть кредит-ноту. Учтите, что такое одностороннее решение по своей сути – это не что иное, как прощение покупателю части долга по сделке. На это указывает статья 415 Гражданского кодекса РФ.Прощение долга инспекторы рассматривают как безвозмездную передачу товара на сумму прощенной задолженности. А это значит, что продавец не сможет учесть расходы по нему при расчете налога на прибыль. Основание – пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Что касается покупателя, то ему придется включить сумму прощенной задолженности в состав внереализационных доходов и заплатить с нее налог на прибыль. Это следует из пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ.Чтобы обезопасить себя и покупателя от таких негативных налоговых последствий, предоставлять скидки в одностороннем порядке не следует. Рекомендую возможность предоставления скидок предусматривать сразу в договоре поставки либо оговаривать в дополнительном соглашении к нему.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.

Источник

Предоставляем скидки и сводим налоговые риски к минимуму

Лектор семинара: О. А. Шаркаева

Скидки – хорошая возможность привлечь покупателей. Особенно в условиях постоянно снижающегося из-за кризиса потребительского спроса. Но таким инструментом, как скидка, необходимо пользоваться очень осторожно. Потому что неудача может обернуться претензиями со стороны налоговых инспекторов и доначислением налогов. Чтобы этого не произошло, читайте конспект семинара.

СЕРВИС ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. Задайте вопрос лектору.

Уважаемые подписчики! В июле вы можете задать свои вопросы Ольге Анатольевне Шаркаевой по теме «Хозяйственные договоры: возможные риски и налоговые последствия». Как всегда, для этого надо зайти на сайт www.buhseminar.ru/vip. Кодовое слово напечатано в № 7 журнала за 2009 год на стр. 10. Вопросы будут приниматься с 24 июня по 15 июля.

Все скидки условно можно поделить на две группы. К первой группе относятся скидки, которые изменяют цену товара. Ко второй – скидки, которые не связаны с изменением цены товара. Они предоставляются, как правило, за достижение определенного объема покупок или выполнение иных условий договора. К такому виду скидок относятся, в частности, бонусы и денежные премии. Но о них мы поговорим чуть позже, а сейчас – о первой группе скидок, которые снижают стоимость каждой единицы товара. Такие скидки могут быть предоставлены как в момент реализации, так и после реализации товара.

Начнем с самого простого варианта. Предположим, продавец предоставляет скидку в момент продажи товара. Например, в связи с тем, что покупатель внес стопроцентную предоплату. В этом случае в учете продавца отражается реализация сразу по сниженным ценам. Цена товара в первичных документах и счете-фактуре указывается уже с учетом скидки. Очевидно, что такой вариант поощрения покупателя никаких последующих корректировок в учете и документах не требует.

У бухгалтера не будет головной боли и со скидками, которые предоставляются покупателям по итогам прошедших продаж на будущие отгрузки. Например, ценовая политика может быть такова: после того, как покупатель приобретает товар на сумму 500 000 рублей, он получает право на скидку 10 процентов при последующих покупках. Такие скидки также учитываются в момент отгрузки при формировании цены реализации товара. Соответственно выручка признается сразу с учетом скидок.

Проблемы возникают при так называемых ретроспективных скидках. То есть когда скидка предоставляется задним числом и снижает цену на уже проданный товар. В этом случае продавцу придется вносить изменения в «первичку», счета-фактуры и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС.

Чиновники настаивают, что корректировать налоговые базы по прибыли и НДС следует в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация товара. Так разъясняют Минфин России и налоговая служба. ( Письма Минфина России от 26 июля 2007 г № 03-07-15/112, ФНС России от 30 августа 2007 г № ШС-6-03/688 @ )

Что касается корректировки базы по НДС, порядок такой. Сначала продавец исправляет первичные документы и счета-фактуры с учетом скидки. Причем он корректирует как свои экземпляры документов, так и экземпляры покупателя. Далее он вносит изменения в книгу продаж за тот период, когда товар был реализован. Для этого оформляется дополнительный лист, в котором делаются две записи. Одна – об аннулировании старого счета-фактуры, вторая – о регистрации исправленного. Затем подается уточненная декларация по НДС.

Для покупателя такие ретроскидки еще более проблематичны. Ему придется в периоде отгрузки восстановить весь «входной» НДС по товарам, на которые он теперь получил скидку. Это означает, что нужно будет подать «уточненку» за период покупки товара, заплатить возникшую недоимку и пени. А вот принять налог к вычету снова, но уже по исправленному счету-фактуре покупатель сможет только в текущем квартале. Согласитесь, такая перспектива вряд ли кого обрадует, особенно если процент скидки меньше ставки НДС.

Таким образом, как видите, снижение цены путем ретроскидок не самый удачный способ. Поэтому по возможности лучше снижать цены по текущим или будущим поставкам.

Теперь что касается вероятности контроля цен со стороны налоговых органов.

Если колебание цен при продаже идентичных или однородных товаров в течение непродолжительного периода времени превышает 20 процентов, налоговые инспекторы могут проверить цены на соответствие рыночным. Такое право им дает подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.

И если окажется, что цена товара отклоняется от рыночной цены более чем на 20 процентов, то сделку инспекторы могут пересчитать по рыночной цене. В результате организации будут доначислены налоги и пени.

На самом деле контроля цен можно избежать, даже если цены снижены на 80 процентов.

Для этого важно правильно оформить документы. Дело в том, что, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночная цена определяется с учетом скидок, обычных для сделок между невзаимозависимыми лицами. В частности, при этом учитываются скидки, вызванные:

– сезонными и иными колебаниями спроса на товары;

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– приближением сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров;

– реализацией опытных моделей и образцов товаров.

Соответственно у вас должны быть документы, подтверждающие, что предоставление тех или иных скидок обусловлено ценовой политикой компании.

Таким документом прежде всего является маркетинговая политика. В ней подробно прописываются виды скидок, основания и порядок их предоставления. Для того чтобы система скидок была более гибкой, целесообразно закрепить в маркетинговой политике только общие положения снижения цен. А конкретный размер скидок указывать в более мобильных документах, например в прайс-листах или приказах руководителя.

Если вы скидки предоставляете в зависимости от объемов, разбейте прайс-лист на колонки. В первой колонке пропишите цены за выборку одного объема товаров, во второй – цены за другой объем и т. д. Здесь уже статью 40 Налогового кодекса РФ проверяющие точно не применят. Так как условия в целях контроля цен должны быть идентичными, а они у вас меняются.

Следующий нюанс. Размеры скидки можно предусмотреть в договоре, но я бы вам не советовала так делать, особенно если скидка превышает 20 процентов. Лучше в договоре сделать отсылку к прайс-листу или указать, что возможно предоставление скидки в соответствии с маркетинговой политикой.

– Ольга Анатольевна, а как лучше оформить уценку товара?

– Составьте приказ руководителя о проведении уценки. В нем нужно указать причину уценки, например из-за потери качества или окончания срока годности товара. И пропишите, с какого числа начинают действовать скидки. На основании приказа оформляется акт на уценку товаров. Для него предусмотрена специальная форма № МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

ВАРИАНТ 2. Отгрузка бонусного товара.

Предположим, в договоре поставки указано, что при достижении определенного объема закупок покупатель получает бонус товаром. То есть покупателю отгружают партию товара бесплатно.

Сразу скажу, что бонусные скидки очень невыгодный вариант с точки зрения налогообложения.

Дело в том, что передачу бонусного товара проверяющие считают безвозмездной передачей. Хотя на самом деле товар передан не безвозмездно, а после того, как покупатель его «заработал», выполнив определенные условия договора. Но убедить в этом налоговых инспекторов практически невозможно.

Поэтому в случае бонусных скидок негативные налоговые последствия возникают для обеих сторон сделки.

Продавец должен перечислить в бюджет НДС исходя из рыночной стоимости «подарка» согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Поскольку в целях исчисления НДС безвозмездная передача товара признается реализацией. ( Подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ)

В расходах при расчете налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара не учитывается. Это следует из нормы пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Покупатель в налоговом учете отражает доход на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Причем величина этого дохода определяется исходя из рыночной стоимости полученного товара. Сумма «входного» НДС по безвозмездно полученному товару к вычету не принимается. Поскольку не выполняются требования статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Как видите, бонусный товар – это своеобразная ловушка для обеих сторон сделки. Поэтому такую форму поощрения покупателя лучше не применять.

ВАРИАНТ 3. Выплата покупателю денежной премии.

Скидка покупателю может быть предоставлена в форме денежной премии. На практике такие премии зачастую выплачивают крупные поставщики своим дилерам, например, за определенный объем закупок, за поставку товаров в новый магазин.

Чем интересна скидка-премия для продавца?

Во-первых, она не привязана к стоимости товара. А это значит, что не нужно возвращаться в прошлые периоды и делать корректировки, поскольку цена товара не меняется. Во-вторых, такую скидку продавец при расчете налога на прибыль включает во внереализационные расходы. Расход в виде премии признается на дату оформления соответствующего акта. ( Подпункт 191 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ )

На мой взгляд, скидки в форме премии самые беспроблемные. Единственно, их нужно правильно оформить. Все расходы, согласно требованиям налогового законодательства, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. ( Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ)

Скидки-премии лучше зафиксировать в маркетинговой политике. А в договоре прописать условия, при которых у покупателя появляется право на такие скидки. Кроме того, у вас должен быть акт о том, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку.

– Ольга Анатольевна, может ли поставщик принять к вычету НДС с суммы выплаченной покупателю премии?

ВАРИАНТ 4. Списание части задолженности покупателя.

В договоре могут быть предусмотрены условия, при выполнении которых поставщик списывает часть задолженности покупателя. Например, если покупатель увеличит в два раза объем закупок. Такой вариант поощрения также можно рассматривать как скидку без изменения цены товара.

Но если вы решите дать покупателю такую скидку, будьте готовы к налоговым спорам. Дело в том, что уменьшение задолженности покупателя налоговики могут посчитать прощением долга. Соответственно учесть сумму списанной «дебиторки» в расходах при расчете налога на прибыль вы не сможете. ( Пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ)

Так считает и Минфин России в письме от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/579.

Хотя точка зрения чиновников небесспорна. Ведь в данном случае долг прощается не безвозмездно, а в обмен на определенные действия покупателя. Но убедит ли это судей, спрогнозировать трудно.

Покупателю сумму такой скидки придется включить в доходы. Кроме того, налоговые инспекторы могут потребовать от него восстановить «входной» НДС в части списанной кредиторской задолженности.

НДС по ретроскидкам можно учесть в текущем периоде

По мнению Минфина России, в случае снижения цены на отгруженные ранее товары следует корректировать базу по НДС прошлого периода, в котором прошла отгрузка. В то же время есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем. Предоставление скидки можно считать отдельной хозяйственной операцией. Поскольку период, в котором предоставлена скидка, не совпадает с периодом продажи товара. В периоде реализации поставщик отразил доход правильно, исходя из фактической цены товара. Поэтому нет необходимости корректировать налоговую базу этого периода. Ведь, согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, перерасчет налоговой базы прошлого периода производится при обнаружении в ней ошибок и искажений.Скидку продавец может учесть в текущем периоде в составе внереализационных расходов. То есть воспользоваться нормой подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры решений судей, которые поддерживают такую точку зрения. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. по делу № А56-1302/2006. Оно было одобрено определением ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16352/08.

Предоставлять скидку в одностороннем порядке не стоит

Бывают ситуации, когда в договоре поставки установлена твердая цена товара, а после его отгрузки продавец решает предоставить покупателю скидку, чтобы заинтересовать его в дальнейшем сотрудничестве. При этом он направляет покупателю уведомление об изменении первоначальной цены договора, то есть кредит-ноту. Учтите, что такое одностороннее решение по своей сути – это не что иное, как прощение покупателю части долга по сделке. На это указывает статья 415 Гражданского кодекса РФ.Прощение долга инспекторы рассматривают как безвозмездную передачу товара на сумму прощенной задолженности. А это значит, что продавец не сможет учесть расходы по нему при расчете налога на прибыль. Основание – пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Что касается покупателя, то ему придется включить сумму прощенной задолженности в состав внереализационных доходов и заплатить с нее налог на прибыль. Это следует из пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ.Чтобы обезопасить себя и покупателя от таких негативных налоговых последствий, предоставлять скидки в одностороннем порядке не следует. Рекомендую возможность предоставления скидок предусматривать сразу в договоре поставки либо оговаривать в дополнительном соглашении к нему.

О СЕМИНАРЕ

Место проведения: г. Москва

Тема: «Хозяйственные договоры: возможные риски и налоговые последствия»

Длительность: 6 часов

Стоимость: 8791 рубль

Количество участников: 10 человек

Компания-организатор: консалтинговая группа «Руна»,

тел. (495) 231-78-88, www.runa.ru

Вопросы записала редактор журнала Ирина СТРИЖОВА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *