Скидка на коммунальные услуги инвалидам 2 группы московская область
Меры социальной поддержки инвалидов в жилищно-коммунальной сфере
Меры социальной поддержки по обеспечению инвалидов жилыми помещениями и оплате жилья и коммунальных услуг установлены:
— Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
— Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901);
— Законом Московской области от 26.07.2006 № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Имеет ли значение время постановки инвалида или семьи, имеющей детей-инвалидов, на учет для получения жилья?
Да. Законодатель вводит разграничение порядка обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по критерию времени постановки на учет. Вставшие на учет до 1 января 2005 года получают жилье на основании ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, но за счет средств федерального бюджета. В Московской области этот порядок установлен Законом Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в общем порядке.
Какие особенности получения жилья инвалидами, вставшими на учет до 1 января 2005 года, устанавливает Закон Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»?
Закон делит всех инвалидов на две группы. В Первую входят 1) инвалиды Великой Отечественной войны и 2) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами. Для их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не требуется признание малоимущими. Жилое помещение лицам названных категорий предоставляется за счет средств федерального бюджета один раз из расчета 36 кв. м общей площади жилья на человека.
Ко Второй категории относятся 1) инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 2) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и 3) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Лица из Второй категории должны быть признаны малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилье. Жилое помещение им предоставляется из расчета 18 кв. м общей площади на человека.
В какой форме может быть реализована мера социальной поддержки по обеспечению инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, жильем?
Закон Московской области предусматривает 3 формы реализации указанной меры социальной поддержки:
1) предоставление инвалиду жилого помещения по договору социального найма;
2) предоставление жилья на праве собственности, при этом инвалид должен будет заключить с органом местного самоуправления договор мены предоставляемого жилья и жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Для выбора любой из указанных форм требуется письменное согласие гражданина.
Как рассчитать размер единовременной денежной выплаты?
Для определения размера единовременной денежной выплаты нужно умножить общую площадь жилья (в зависимости от категории, в которую включен инвалид) на среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Московской области, установленную уполномоченным органом на дату предоставления единовременной денежной выплаты.
На II квартал 2014 года средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в Московской области составляет 49 тысяч 730 рублей (установлена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.04.2014 № 182/пр).
Каким документом удостоверяется право инвалида, вставшего на учет до 1 января 2005 года, на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета?
Именным свидетельством. В нем указывается размер выделяемых из федерального бюджета средств.
Каков порядок получения Свидетельства о праве на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета?
Денежные средства на реализацию меры социальной поддержки поступают из федерального бюджета в виде субвенции в бюджет муниципального образования. После этого в течение 10 дней орган местного самоуправления направляет гражданам, подлежащим обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, уведомления о порядке получения Свидетельства и оформляет Свидетельства в соответствии с очередностью.
В течение месяца со дня получения уведомления гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о выдаче Свидетельства или об отказе от его получения по установленной форме.
Подача заявления об отказе от получения Свидетельства, а также неподача ни одного из этих заявлений не влечет за собой утрату права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в последующие периоды.
На каком основании инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и принимаются на учет?
В настоящее время основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:
1) обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
4) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Все ли инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь?
Нет. Правом на дополнительную жилую площадь обладают инвалиды, страдающие определенными заболеваниями. Они перечислены в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817), а также в Списке болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (утвержден циркуляром НКВД РСФСР от 13.01.1928 № 27 и НКЗдрава РСФСР от 19.01.1928 № 15).
Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Куда и с какими документами необходимо обратиться для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Учет нуждающихся может осуществляться по месту жительства, по месту работы (если работодатель имеет свой жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении) либо одновременно и по месту работы и по месту жительства.
В зависимости от места постановки на учет инвалида или семьи, имеющей ребенка-инвалида, в орган местного самоуправления или работодателю подаются:
2) выписка из домовой книги;
3) копия финансового лицевого счета;
4) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности;
5) копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
6) другие документы с учетом обстоятельств
Каким требованиям должно соответствовать предоставляемое инвалиду жилье?
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Они оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Какие льготы предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг?
Для получения льготы необходимо обратиться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т. п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Сохраняется ли за инвалидами и семьями, имеющими в своем составе инвалидов, право на первоочередное получение земельного участка?
Да. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Предоставление участков желающим осуществляется в заявительном порядке. Заявления с прилагаемыми документами подаются в администрацию по месту жительства инвалида. На основании заявлений инвалиды ставятся в очередь на получение земельных участков.
Малоизвестные льготы на услуги ЖКХ, которые сохранят семейный бюджет
Эксперт в этой статье:
Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков
Скидки на коммуналку
Льготы позволяют сократить траты на оплату услуг ЖКХ в среднем на 30–50%. Фактически это скидки, которые предоставляются в предусмотренных законом случаях.
Категории льготников определяют органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Сложность в том, что по этому вопросу нет единого закона. Информацию о каждой категории льготников нужно искать в отдельных нормативных актах (например, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Федеральные льготы одинаковы для определенных категорий граждан. Полные кавалеры высших наград СССР и России не платят за жилищно-коммунальные услуги. Семьи погибших военнослужащих получают скидку в размере 60%, а инвалиды всех групп и семьи с детьми-инвалидами, ветераны, ликвидаторы и пострадавшие от последствий радиационных аварий, а также те, кто детьми прошел концлагеря, — скидку 50%.
Власти региона вправе дополнить федеральный список на свое усмотрение и ввести дополнительные категории. Это многодетные семьи, пенсионеры, малоимущие граждане, одинокие родители, сироты и дети на попечении родственников, ветераны труда и труженики тыла, сельские учителя и врачи, почетные доноры.
В Москве в перечень льготников входят 54 категории граждан. Список можно уточнить на сайте Городского центра жилищных субсидий или в центре «Мои документы». В других регионах этот список размещается на сайте правительства региона.
Если на скидку претендуют несколько членов семьи, можно выбрать самый выгодный вариант.
Многодетные семьи
Льгота для многодетных семей на оплату воды, света и газа на федеральном уровне составляет не менее 30%. Это минимальная скидка, которую регион обязан предоставить такой семье. Для семей с десятью и более детьми льгота составляет 50%. Кроме того, власти вправе по собственному усмотрению увеличивать эту цифру. Аналогично рассчитываются платежи за канализацию и центральное отопление. Если центральное отопление отсутствует, то компенсируется стоимость отопительных материалов.
Недостаточный доход
Правительство определило, что максимальная доля расходов на коммунальные услуги в бюджете семьи не может превышать 22% от совокупного семейного дохода. Региональные власти вправе уменьшить эту цифру. Так, в Москве расходы на ЖКХ не могут составлять более 10% бюджета семьи.
Воинская служба
Военнослужащим и их семьям предоставляется скидка 50% по месту прописки. Такими же льготами пользуются солдаты срочной службы на время службы в армии.
Сельская прибавка
Это ежегодная денежная компенсация за уже оплаченные счета для учителей и врачей, работающих в сельской местности. Расчет производится на основании средних показателей по стране.
Капитальный ремонт
Пенсионеры в возрасте от 70 до 79 лет вправе оплачивать только половину взноса на капремонт, а с 80 лет перестают платить его полностью. Скидка 50% также предоставляется ветеранам труда, инвалидам I и II группы, инвалидам войны.
Бесплатные счетчики
Еще одна льгота — бесплатная установка и замена приборов учета воды и электричества. Коммунальщики не предупреждают о такой возможности, поэтому необходимо самостоятельно проверять, можете ли вы получить эту услугу бесплатно.
Комментарий эксперта
Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:
— Что нужно знать о льготах по ЖКХ в 2020–2021 годах?
— С 1 января 2021 года меняется порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по ЖКХ.
Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет до дня обращения с пакетом документов.
Управляющие компании и поставщики ресурсов обращаются в суд, как правило, при крупных суммах долга и взыскивают посредством судебного приказа, который отменяется гораздо легче решения суда.
Таким образом, количество граждан, получающих субсидии, увеличится, а долги за коммуналку в любом случае лучше не копить.
— Где можно уточнить, какие льготы и в каком размере полагаются семье?
— Сейчас получить информацию о доступных мерах поддержки можно в МФЦ.
Минтруд России предложил в перспективе задействовать дополнительные форматы адресного информирования населения:
1) сообщения для пользователей портала «Госуслуги»;
2) персональные консультации посредством единого телефонного номера и информационной системы.
Персональное консультирование предлагается вести на базе Единого контакт-центра (ЕКЦ) взаимодействия с гражданами. ЕКЦ создается для повышения открытости и доступности получения информации о своих правах гражданами.
Положение об информационной системе ЕКЦ утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты от 28 мая 2019 г. № 360.
В число организаций, которые будут предоставлять гражданам информацию о мерах социальной поддержки посредством единой системы, войдут Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, учреждения медико-социальной экспертизы и региональные органы социальной защиты.
— Как проверить возможность бесплатной установки и замены счетчиков?
— Счетчик на воду. Траты на установку прибора учета воды, как правило, компенсируются за счет оплаты коммунального ресурса в дальнейшем. Установка водомера почти всегда выгодна и позволяет существенно экономить. Возможность бесплатной установки и замены счетчиков можно уточнить в водоканале и местной администрации.
Счетчик на электричество. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 установку, поверку и замену индивидуальных приборов учета электроэнергии с 1 июля 2020 года организуют энергетические компании. В многоквартирных домах — гарантирующие поставщики, в жилых домах — сетевые организации.
До 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчетчиков, затем интеллектуальных приборов учета. Эти работы для потребителей проводятся бесплатно.
Компенсация по оплате ЖКУ для инвалидов
Виды жилищно-коммунальных услуг, плата за которые компенсируется инвалидам, установлены в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так, вы вправе требовать компенсации в размере 50% от:
— платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
— платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
— платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
— взноса на капитальный ремонт.
Особенность компенсации взноса на капремонт заключается в том, что она выплачивается только из величины, рассчитанной исходя из установленного регионам минимального размера взноса на 1 кв. м. Также компенсация ограничивается размером регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть вы получите компенсацию за капремонт менее 50% уплаченного взноса, если на основании решения общего собрания взнос начисляется в размере, превышающем минимальный, а также, если площадь принадлежащего вам помещения больше регионального стандарта.
Обращаем внимание, что право на получение компенсации не распространяется на плату, начисленную в связи с применением повышающих коэффициентов из-за отсутствия приборов учета.
Льготы на оплату ЖКХ инвалида II группы
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесены в том числе вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (п. «ж»), жилищное законодательство (п. «к»).
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Из приведенных правовых норм следует, что предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые, реализуя свои полномочия, вправе осуществлять правовое регулирование по данным вопросам, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Одной из таких мер социальной поддержки является предоставление компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда):
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч. 2 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов РФ издаются нормативные акты.
Таким образом, компенсация на коммунальные услуги и оплату стоимости топлива (в жилых домах, не имеющих центрального отопления) предоставляется инвалиду независимо от того, какой формы собственности жилое помещение, в котором проживает инвалид.
Расчет ежемесячных денежных выплат инвалидам должен производиться в соответствии с нормами федеральных законов в размере 50% фактической оплаты гражданами за жилое помещение исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и фактического объема потребленных услуг по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно положениям ст. 30, 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из анализа указанных норм следует, что все проживающие (зарегистрированные) с льготополучателем граждане потребляют коммунальные услуги, соответственно, обязаны нести затраты по их оплате.
Следовательно, льгота по оплате расходов на коммунальные услуги и твердое топливо может быть предоставлена инвалиду на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.