сказки старого арбата театр пушкина актеры
Сказки старого Арбата
Крупнейший советский драматург А.Н. Арбузов реабилитировал жанр мелодрамы. Одна из его лучших мелодрам «Сказки старого Арбата» была поставлена в 1972 году в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени Пушкина режиссером А.А. Музилем, человеком большой культуры и в этом спектакле слегка ностальгирующим по эпохе крупных личностей. Впрочем, эта ностальгирующая нотка есть и в пьесе, в которой ее герой, кукольных дел мастер Балясников в молодости «был актером у Мейерхольда, дружил с молодыми Кукрыниксами, его чуть не избил Всеволод Вишневский, а Володя Маяковский сломал кий, играя со мной в бильярд».
Балясникова, «превосходного человека лет 60» играет Бруно Фрейндлих, — первый исполнитель Гамлета в переводе Пастернака и множества классических серьезных ролей. И вот неожиданная встреча с мелодрамой, в которой раскрылись новые грани его таланта.
Спектакль поэтично рассказывает о важнейшем моменте жизни Балясникова, к которому почти на склоне лет явились и «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Фрейндлих заостряет эту ситуацию: впервые пришедшая к нему истинная любовь дает ему огромный творческий импульс. Актер показал талантливого художника, который, при всех жизненных ошибках, строг и честен к своему труду. Он, относится к своим куклам, как к детям. В сущности, куклы и есть его дети — плод его фантазии, труда, мастерства. Фрейндлих разговаривает с ними, как с живыми: хвалит одних, урезонивает других. Этого он недодал своему сыну Кузьме, который, став взрослым, показывает свою независимость от отца, хотя в профессии пошел по его стезе.
Герой Фрейндлиха эксцентричен и раним. Когда он переживает минуты истинного счастья, вспоминается другая пушкинская строка «и может быть на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Фрейндлих играет художника, натуру творческую. Не сложившаяся личная жизнь этого элегантного красивого человека, перед которым, казалось бы, трудно устоять, — приношение искусству. Балясников — протагонист, но его характер не раскрылся бы столь полно, если бы не его партнеры Ю.В. Толубеев и А.Ф. Борисов. Толубеев играет, «подручного Балясникова, а также его тихого преданного друга». Как большой артист Толубеев подчеркивает в своем герое творческое начало. Иначе разве мог быть он другом Балясникова! Подручный дает жизнь куклам, в нем чувствуется рукастый мастеровой, который может сделать все. Теперь, потеряв жену, он неразлучен с Балясниковым. Этих одиноких мужчин связывает трогательная дружба. А у сына Балясникова Кузьмы, росшего без отца, теперь два отца. Отец и сын постоянно находятся в конфликте, но конфликте творческом. За обидными тирадами, которыми они обмениваются, чувствуется любовь и восхищение друг другом.
В старой арбатской квартире неожиданно появляется новый персонаж — Толстячок, которого играет А.Ф. Борисов. Прозаического вида, с авоськой и в старомодной шляпе он вдруг рассказывает совершенно незнакомым людям свою драматическую историю, замечательно, с большим юмором написанную Арбузовым и блистательно сыгранными тремя мастерами. Борисов, играя приезжего из Гдова, поверяет свою печаль, нутром чувствуя, что эти двое его поймут. У жены родился сын, и он рад этому, хотя жена его бросила пять лет назад и ушла к другому. Печаль повисает после этого признания в огромном кабинете, когда с такой неизбывной грустью Толстячок произносит: «Очень хочется, чтобы тебя сопровождали. Невесело одному». Невесело и его собеседникам по этой же причине. Состояние Толстячка — одна из вариаций состояния души и Балясникова — Фрейндлиха и Блохина — Толубеева. Балясников увидел в неказистом Толстячке возвышенный характер. Когда он несколько раз называет Толстячка романтиком, то в это нельзя не поверить.
Фрейндлих удивительно тонко проводит сцену с Виктошей, показавшейся ему той, кого он ждал всю жизнь. Это их духовное сближение, и в этот миг Балясников верит, что поймал синюю птицу счастья. Актриса Н. Максимова оказывается достойной партнершей Фрейндлиха, потому что общение с таким человеком для нее, молоденькой девушки, актрисы и ее героини, оказывается счастьем. Он читает стихи Тютчева так, что понятно — это не только любимые им строки, они всегда с ним. Они — источник душевных сил, а в эти минуты — залог будущего счастья, наконец, им обретенного. Все богатство его натуры проявляется в финальных сценах, когда он поймет, что любовь его безответна, и единственное, что никогда ему не изменит — его призвание. Его куклы к новому спектаклю признаны лучшими. В этот момент в нем перемешиваются боль, мука, горечь с гордостью за свое искусство, и вся эта сложнейшая гамма чувств выливается в единственной фразе, обращенной к старому другу Блохину — Толубееву: «Мне грустно и легко, Блохин, печаль моя удивительно светла». Нарушенная пушкинская строка, в глубокой задумчивости произносимая артистом, знаменует мудрость, которая, наконец, к нему пришла, но не превратила в старика.
Неумный фантазер, сочинитель сказок для себя, кукольных дел мастер предстал в трактовке Фрейндлиха крупной человеческой личностью. Создавая портрет художника, Фрейндлих вложил в него свое личное, сокровенное, отчего образ получился живым и запоминающимся. Фрейндлих прочел страницу жизни своего героя как философско-поэтическое обобщение человеческой жизни.
Участие в спектакле с такими мастерами молодых актеров В. Семеновского (Кузьма) и Н. Максимовой (Виктоша) помогло им сделать дальнейший шаг в профессии.
Режиссура А.А. Музиля, всегда отличающаяся тщательной психологической проработкой характеров, в этом спектакле особенно точна, и молодые актеры смогли соответствовать мастерам.
«Сказки старого Арбата» ожили на сцене театра имени Е. Вахтангова
В канун 8 Марта в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Сказки старого Арбата» –романтическая комедийная пьеса, написанная Алексеем Арбузовым полвека назад (1970 год) – и очень тепло принятая современной публикой.
За прошедшее время эта история была тысячи раз поставлена в театрах, снята в кино (с Игорем Владимировым и Зиновием Гердтом в главных ролях) – а в новом веке, если честно, оказалась подзабыта. Казалось, новое время потребовало новых сюжетов, героев и ритмов, даже мировую классику модно нынче ставить в новых форматах и интерпретациях. Однако именно сейчас старые «Сказки старого Арбата» неожиданно появились в репертуаре одного из самых продвинутых театров страны, причем, как ни удивительно, впервые.
«Мне часто сейчас задавали вопросы, мол, а может, это не современно, старомодно? Но мне кажется, что в этой истории есть хороший такой винтаж, есть какая-то доброта, человечность. Любовь, дружба, отношения отца и сына», – говорила режиссер спектакля Екатерина Симонова.
Подойдя к своему 100-летию, театр имени Вахтангова еще более скрупулезно рассматривает собственную историю, открывая поклонникам то одну, то другую тайну, приводя в порядок архивы и организуя то открытие памятника основателю, то в перспективе музей имени Вахтангова на родине режиссера… «Сказки старого Арбата» тоже крепко вплетены в историю театра. Как рассказала Екатерина Симонова, эта пьеса, как и многие другие, «была написана Алексеем Николаевичем Арбузовым (который был близким другом нашей семьи) специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову, моему прадеду. После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре. В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович Туминас поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин…» Так что Екатерина Симонова, поставив, наконец, на сцене своего театра, эту знаменитую историю, можно сказать, устранила историческую несправедливость.
Накануне премьеры на Симоновской сцене (Камерный зал в Калошином переулке) прошел пресс-показ «Сказок старого Арбата», причем с участием актеров из разных составов. Главную роль кукольных дел мастера Федора Кузьмича Балясникова играет Рубен Симонов, его сына Кузьму – Федор Воронцов, Александр Галочкин и Константин Белошапка (в разных составах), друга семьи Христофора Блохина – Олег Форостенко, приезжую из Ленинграда Виктошу, в которую влюбляется Балясников-старший, – Ася Домская и Мария Риваль, Левушку, жениха, от которого сбежала Викуша, – Дмитрий Соломыкин и Александр Галочкин.
А вот ощущения Федора Воронцова по поводу роли Кузьмы и сути самого сюжета оказались такие: «Ко мне приехал товарищ из села, на три дня пожить. У нас нет утюга. Он говорит: «Как нет утюга?! Щас я сбегаю!» Открывает входную дверь, я ему: «Денис, куда ты?» Он убегает. И возвращается со слезами на глазах. И говорит: «Даже никто не открыл». Вот, наверное, этот спектакль про то, что любой человек откроет тебе дверь. Ощущение того времени для меня заключается в этом, когда не закрывались двери в наших квартирах», – заметил актер Федор Воронцов.
Актриса Екатерина Симонова – представитель четвёртого поколения вахтанговцев Симоновых. Алексей Арбузов для нее – не просто драматург. Он был мужем её бабушки, актрисы Маргариты Лифановой. И хотя Алексей Николаевич умер за год до рождения Екатерины (как она сказала «немного разминулись»), она всё ж росла в семье, где все было наполнено памятью об этом человеке. Кстати, она знала, что драматург обожал американский джаз 1950-60- годов, у него была целая коллекция виниловых пластинок. Эти мелодии она ииспользовала в своих «Сказках Старого Арбата», создавая неповторимую атмосферу…
А дебютировала Екатерина как режиссер в 2017 году, поставив спектакль «Вечер шутов», которому выпала честь открытия Симоновской сцены, появившейся в вахтанговском пространстве в честь ее прадеда Р. Н. Симонова, возглавлявшего театр в 1939-1968 годах, и деда Е. Р. Симонова, который стоял во главе театра в 1969-1987 годах.
А ее отец Р. Е. Симонов, вахтанговец настоящего времени, вышел на сцену в «Сказках старого Арбата» в главной роли. И есть стойкое ощущение, что это очень близко к тому, каким Балясникова замыслил сам Арбузов.
Следующие спектакли: 29 марта, 1 и 27 апреля.
Сказки старого арбата театр пушкина актеры
вы можете самостоятельно в кассах площадки или оформить заказ на сайте
Спектакль «Сказки старого Арбата» поставлен режиссером Ольгой Шведовой по одноименной пьесе Алексея Арбузова. Эта постановка вернет зрителей в 60-е годы прошлого века, во времена романтических порывов и подлинных чувств, в эпоху, которая для новых поколений стала уже легендой.
В начале 70-х годов спектакль «Сказки старого Арбата» с большим успехом шел на сцене Ленинградского театра имени Пушкина. В той памятной постановке участвовали замечательные русские актеры: Бруно Фрейдлих, Нелли Максимова, Юрий Толубеев, Александр Борисов.
За три года состоялось около двух тысяч представлений, и сегодня этот спектакль стал одной из театральных легенд Петербурга. Многие зрители также помнят кинофильм «Сказки. сказки. сказки старого Арбата», снятый в 1982 году Саввой Кулишом. Алексей Арбузов сам написал сценарий на основе своей пьесы, а главные роли исполнили: Зиновий Гердт, Игорь Владимиров, Лариса Сучкова и Валерий Сторожик.
Сегодня спектакль «Сказки старого Арбата» звучит отчасти, как ностальгия по ушедшему времени. Но при этом замечательная драматургия Алексея Арбузова хорошо понятна современному зрителю и не потеряла своей актуальности.
Действие спектакля разворачивается в доме знаменитых кукольных мастеров Федора Балясникова (Валентин Смирнитский) и Христофора Блохина (Альберт Филозов). В один прекрасный день в доме появляется удивительная девушка Виктоша (Елена Корикова), в которую сразу же влюбляются Христофор, Федор, его сын Кузьма (Дмитрий Исаев) и даже куклы.
Вскоре за девушкой приезжает из
Спектакль «Сказки старого Арбата» в Театре Эстрады подарит людям старшего поколения встречу со своим детством, а для более молодых зрителей станет неожиданным открытием нежной и красивой драматургии Алексея Арбузова.
Сегодня в московском репертуаре нечасто появляются пьесы этого замечательного автора. Алексею Арбузову принадлежат такие известные пьесы, как «Таня», «Мой бедный Марат», «Старомодная комедия», «Двенадцатый час». В СССР пьесы Алексея Арбузова не сходили со сцены и выдерживали тысячи представлений.
Принято считать, что сегодня драматургия Алексея Арбузова и других авторов, популярных в 60-70-е годы несколько устарела. Однако спектакль «Сказки старого Арбата» доказывает прямо противоположную точку зрения и может стать откровением для многих зрителей, впервые столкнувшихся с произведениями замечательного драматурга.
Постановка Ольгой Шведовой будет интересна самому широкому кругу зрителей. На ней можно ностальгировать об ушедших временах или, глядя на сказочный сюжет, надеяться на счастливое будущее и исполнение самых заветных желаний.
Билеты на спектакль «Сказки старого Арбата» в Театре Эстрады можно приобрести на нашем сайте. Вам не надо ехать в театральные кассы и стоять в очереди. Достаточно прямо на сайте заполнить форму заказа или договориться о заказе по телефону.
В Театре Вахтангова – премьера спектакля «Сказки старого Арбата»
Спектакль появился в афише только сейчас, в год 100-летия театра.
В Театре Вахтангова завтра премьера. Пьесу «Сказки старого Арбата» Алексей Арбузов написал в 1970 году специально для этой труппы, но вахтанговцы её так и не поставили. Спектакль появился в афише только сейчас, в год 100-летия театра. С подробностями – Валерия Кудрявцева
С Арбата, который и место действия, и место написания пьесы Алексея Арбузова, теперь можно прямиком попасть в «Сказки старого Арбата». На Симоновской сцене (уголок Старого Арбата и его обитателей) полон атмосферных подробностей и деталей, очень важных для авторов спектакля.
Для режиссёра Екатерины Симоновой Арбузов – не просто драматург. Он был мужем её бабушки, актрисы Маргариты Лифановой. И хотя Алексей Николаевич умер за год до рождения Екатерины, она выросла в семье, где все было наполнено памятью об этом человеке.
«Мне часто сейчас задавали вопросы, что может быть, это не современно, старомодно, несколько, а мне кажется, что в этом есть хороший такой винтаж в этой истории, в этом есть какая-то простая доброта, какая-то человечность. Прекрасные темы – любовь, дружба, отношения отца и сына», – призналась режиссер Екатерина Симонова.
Главный герой пьесы – Федор Балясников, 60-летний художник-кукольник. Появление на пороге дома очаровательной Виктоши меняет не только его жизнь, но и жизнь его друга Христофора и сына Кузьмы.
Любовь Балясникова к 20-летней девушке и его отношения с сыном и другом – не просто история, но и философские размышления о жизни и вхождении мужчины в «третий возраст». В роли Балясникова – Рубен Симонов. Для его деда когда-то написал эту пьесу Алексей Арбузов.
«Алексей Николаевич Арбузов – это муж моей мамы. Это был удивительно жизнерадостный человек. Я думаю, что какие-то вещи в роли Балясникова он брал с себя. Он был энергичен, остроумен, весел. Я никогда не видел его в не приподнятом состоянии духа. И естественно, когда мы работали над этим спектаклем, я часто вспоминал и много думал об Алексее Николаевиче», – заметил заслуженный артист России Рубен Симонов.
Для молодых артистов «Сказки старого Арбата» стали необычным опытом. Они изучали много материалов, относящихся ко времени действия пьесы.
«Достаточно сложно правильно говорить этот текст, который достаточно несовременен уже, и я помню, как моя бабушка и дедушка так разговаривали. Не знаю, сейчас, наверное, молодежь, ей легче будет учиться на каких-то ретро фильмах или спектаклях. И здорово, что у них есть возможность сюда прийти и посмотреть», – рассказала актриса Мария Риваль.
«Ко мне приехал товарищ из села Кочубеевское или Кочубеевка. Он приехал ко мне на три дня жить. У нас нет утюга. Он говорит: «Как нет утюга?! Щас я сбегаю! «Открывает входную дверь. Я говорю: «Денис, куда ты?» Он убегает. И возвращается со слезами на глазах. И говорит: «Даже никто не открыл». Вот, наверное, этот спектакль про то, что любой человек откроет тебе дверь. Вот ощущение того времени для меня заключается в этом, когда не закрывались двери в наших квартирах», – заметил актер Федор Воронцов.
Музыку для спектакля Екатерина Симонова выбрала ту, которую любил сам Арбузов. У драматурга была большая коллекция виниловых пластинок американского джаза 50-60-х годов. Эти мелодии и задают атмосферу «Сказок Старого Арбата».
Сказки… сказки… сказки старого Арбата
«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» — фильм режиссёра Саввы Кулиша по пьесе Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата».
Содержание
Сюжет
В одном из тихих уютных переулков старой Москвы живёт талантливый кукольный мастер Фёдор Балясников. У него есть верный друг Христофор Блохин и сын Кузьма. Неожиданно в доме появляется милая и нежная девушка Виктоша, в которую влюбляются отец, сын и даже куклы…
Интересные факты
Фильм снимали на крыше знаменитого «дома Нирнзее», который находится в Большом Гнездниковском переулке, 10.
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Мёртвый сезон • Комитет 19-ти • Взлёт • Сказки… сказки… сказки старого Арбата • Трагедия в стиле рок • Железный занавес
Полезное
Смотреть что такое «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» в других словарях:
СКАЗКИ СТАРОГО АРБАТА — «СКАЗКИ СТАРОГО АРБАТА», СССР, Мосфильм, 1982, цв., 108 мин. Лирическая комедия. По мотивам пьесы Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата». В тихом переулке старой Москвы живет мастер кукольных дел Федор Кузьмич Балясников. Сын Кузьма наследует… … Энциклопедия кино
Морозова, Маргарита Кирилловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Морозова. Маргарита Кирилловна Морозова … Википедия
Арбат — У этого топонима есть и другие значения, см. Арбат (значения). Улица Арбат Москва … Википедия
Кулиш, Савва Яковлевич — Савва Кулиш Имя при рождении: Савва Яковлевич Кулиш Дата рождения: 17 октября 1936(1936 10 17) Место рождения: Одесса, УССР … Википедия
КУЛИШ Савва Яковлевич — (17.10.1936, Одесса 09.06.2001, Ярославль), сценарист, режиссер, актер, оператор, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984); Народный артист РФ (1995). Окончил операторский факультет ВГИКа (1959, мастерская Л.Косматова (см. КОСМАТОВ… … Энциклопедия кино
Ленинградский академический театр драмы — им. А. С. Пушкина (в 1832 1920 Александринский театр), старейший русский театр. Формирование петербургской труппы началось в 1756, когда был создан первый русский постоянный публичный театр (директор драматург А. П. Сумароков). История… … Большая советская энциклопедия