сказание о земной жизни пресвятой богородицы читать
Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православною церковью, на основании священного писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери
Содержание
В настоящем, третьем издании книги Софии Снессоревой представлен оригинальный иллюстративный материал. Обновляя иконный ряд, сопровождавший описание чудотворных Богородичных икон, издатели, по возможности, меняли предшествующие литографии фотокопиями тех чудотворных образов, о которых идет речь в книге. Кроме подлинных изображений чудотворных икон в книге широко используются чтимые списки, гравюры и другой иконографический материал, подобранный в соответствии с последними исследованиями в области иконографии.
От издателей
Настоящая книга является третьим переизданием замечательного труда Софии Снессоревой, столь известного и любимого, как среди широкой аудитории читателей, так и среди специалистов. Оно отличается от предыдущих изданий тем, что издатели, ни в коем случае не меняя текст, который в настоящее время является своеобразной константой при раскрытии темы «Чудотворного образа Богоматери», внесли некоторые коррективы в изобразительный ряд, собранный автором.
Подобную цель ставил перед собой Е. Поселянин – автор аналогичного обобщающего сочинения «Богоматерь», который добавил не только новые сведения об иконах, но и вставил изображения улучшенного качества. В настоящем издании авторы-составители старались запечатлеть конкретные черты самого чудотворного образа, переданные современным способом фотографии, а также привести как можно больше изображений самих икон, заменяя, где это было возможно, предшествующие литографические отпечатки. В книге приводятся знаменитые чудотворные иконы, современный вид которых не мог быть известен Софии Снессоревой, – раскрытые от поздних поновлений: Владимирская, Знамение, Эфесская (Корсунская), Федоровская, Благовещение Устюжское. Напомним, что научная реставрация началась в 1918 году со снятия позднейших слоёв прописей и записей со всемирно известного памятника иконописи, святыни и палладиума русского народа – Владимирской Богоматери. Поэтому можно сказать, весь XX в. прошёл под знаком реставрационных открытий.
В настоящем издании вставлены фотографии с чудотворных икон, которых насчитывается более 50. В некоторых случаях приводятся списки с чудотворных и чтимых образов или иконографические параллели в гравюрах. В тех случаях, где нет мотивированной замены, остаётся изображение, предложенное С. Снессоревой. В главах с текстом общего содержания, затрагивающих исторические темы, а также вопросы благочестия и нравственности, приводятся изображения древних икон XV-XVII вв. В издании также приводятся современные написанные иконы (Тучная гора, Воспитание, Сайданайская), отчасти реконструированные и воссоздающие утраченные оригиналы. Приводимые в книге древние списки с утраченных местночтимых образов Костромских и Ростовских земель (Смоленская-Полонская, Игрицкая-Песоченская, Владимирская-Ростовская) могли бы помочь общему делу возрождения памяти народной. Присутствие икон – Богоматери «Влахернской», «Благодатное небо», «Иосафовской», которые можно назвать «вновь обретёнными», нельзя не связать с последними изысканиями учёных-искусствоведов и реставраторов, доказавших их подлинность и соответствие историческому контексту.
Использование в книге гравюр XVIII – начала XIX в. обусловлено тем, что иконографический ряд их сформировался намного раньше приводимого у Софии Снессоревой литографического материала. В некоторых случаях приводятся дореволюционные публикации утраченных ныне или недоступных святынь, подобных иконам Афона.
Изображения икон чудотворных или чтимых, конкретно упоминаемых в тексте (например, «Новоникитская» в Московском Кремле, «Иерусалимская» в Измайловской богадельне в Москве и т.п.), имеют сноску рядом с заглавием, где поясняется местонахождение образа. В алфавитном указателе изображения икон, которые были изменены издателями имеют пометку – крестик. Иконы, иллюстрирующие содержание первых глав, обозначены титлами под изображением.
Мы надеемся, что проделанная работа является только началом, хотя и несовершенным. Её цель – соединить прерванные исторические нити и продолжить труд наших глубоко благочестивых предшественников, преданных православной Церкви и Отечеству.
Предисловие ко второму изданию книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Господь, в Своём неизреченном милосердии, сподобил меня, на 83-м году жизни, ещё потрудиться во славу имени Его Пречистой Матери, нашей Всеблагой Заступницы. При втором издании моего многолетнего труда «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», более, нежели когда-нибудь, сознаю все его недостатки, ошибки и несовершенства; усердно прошу ближних моих во Христе простить мне, что не дописано или написано необстоятельно: я сделала, что могла. Пусть другие, более способные и свежие силы продолжат, исправят и дополнят недостающее.
По выходе первого издания было замечено в Богословском Библиографическом Листке (№12, 1891г.), что мною в книге помещены сведения о 293 чудотворных иконах, т. е. несколько менее общепринятого количества чудотворных икон – 364. Это верно: я поместила в нем столько сведений, сколько могла собрать; и ныне, во втором издании, эти сведения дополнены. Впрочем, чудотворных икон Матери Божией, как звёзд на небе, никто ещё не мог исчислить: число их знает только Сама Царица Небесная. Что ни наболевшее от горя сердце, то и отпечаток Её милосердия, а с ним и чудотворный образ Заступницы
Усердной, всех Скорбящих Радости, всегда доступной молению страждущих, всегда внемлющей воплям скорбных грешников. Божественная благодать искони почила на иконах Матери Божией, и, во исполнение Её пророческого слова, Божественный Её Сын даровал ей особенную, преизбыточествующую силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных. Все прибегающие к Ней с верою и усердием находят в Ней заступление и помощь.
Есть ли уголок на земле, где жили бы люди без скорби и страданий? Есть ли хоть одна семья, не знающая горя и нужды? Найдётся ли, наконец, человек без греха и немощей. И для всех одна только надежда на милость и заступление Божией Матери. К Ней, к Её благодатному лику и священным изображениям стремится все страждущее на земле. Пред Её святыми иконами изливаются молитвы и слезы нуждающихся в помощи: Она всем внемлет, всем помогает. Можно ли уверить страдальца, что пред ним не чудотворная икона Божией Матери, когда он сознает и чувствует, что Она одна сильна защитить и помиловать его?
Нет ни одного отдалённейшего уголка в христианском мире, где не было бы у многострадальных людей свято чтимой иконы Матери Божией, источающей чудеса милосердия. Нет ни богатства, ни славы, ни власти, ни мудрости, которые были бы свободны от страха и скорби, обладали бы полным счастьем. Без скорби, как без воздуха, не проживёт смертный, рождённый во грехах. Кто же может защитить его и избавить от зла и напастей? Одна Матерь Божия. Ей усыновил Христос, Божественный Сын Её, учеников Своих. «Се сын Твой», – сказал Господь, указывая на любимого ученика, олицетворявшего в себе всех верных последователей Его, – и Матерь Божия стала Матерью христиан, верующих в спасение от Её Божественного Сына. И спешит Она на помощь и утешение всем страждущим и обременённым, и каждый из нас, скорбных, получив от Неё благодатную помощь, запечатлевает отрадный Её образ в душе своей. Прошли века, ушли в землю миллионы людей – нет конца чудесам и благодеяниям, которых Она вечно живой источник, и нет пределов Её милосердию! Миллионы людей страдали и призывали на помощь Матерь Божию: у всех в сердцах записаны чудеса Её благодеяний. Может ли один человек собрать и записать все сведения о чудотворных иконах Царицы Небесной?! Их знает одна Матерь Божия, на каждый день для каждого человека являющая новые знамения Своего милосердия.
Хвала Всевышнему за все Его благодеяния! Слава и благодарные слезы Царице Небесной, хранящей детство, вразумляющей молодость, милующей старость, всем дающей опору и надежду на могущество милосердия Её Божественного Сына. Слава Тебе, Христе, Боже! Слава Тебе, Упование наше, слава Тебе!
1 августа 1897 года София Снессорева
Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372
I. ПРОРОЧЕСТВА О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Вси пророцы тя Матерь Божию проповедаху образы преславными.
(Октоих глас 1 повеч. кан. п. 3 тропарь 1)
Иже в Тебе пророчествия исполнишася, Дево чистая.
(Там же, глас 5. субб. мал. вечер. стих. слава.)
В 44 псалме святой Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе – Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Её, искренния Её приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» ( Псал. 44:10–16 ). Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величя Тебе сотворшему: предста Царица одетную Тебе»; – «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яка заченши Создателя Твоего». «Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная». «Слышу Давида воюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю». Для объяснения этого пророчества надобно напомнить, что сидение и предстояние «одесную» царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседающим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его – Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. – «В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»: этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божьего. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение,– вот те «рясны златыя», в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: «вся слава дщери царевы внутрь». «Приведение дев в след Её в веселии и радовании в храм царев» можно понимать как приведение всех чистых и славных душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.
В псалме 67, между прочим, читается: «гора Божия, гора тучная; гора усыренная, гора тучная; вскую непщуете (что вы завистливо смотрите) горы усыренныя! гора, юже благоволи Бог жити в ней». Пресвятая Дева, по толкованию Святой Церкви, есть «тучная гора и усыренная Духом» (т. е. орошённая благодатью Святого Духа) Она – гора, по высочайшему достоинству Матери Божией. «Взыграйте, горы – говорит святой Иоанн Дамаскин – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания: рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору – величие Ангелов и человеков. верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огонь, но светлое блистание Всесвятого Духа». В этом смысле Божья Матерь называется «высотою неудобовосходимою человеческими помыслы». Как орошённой, Ей по преимуществу принадлежит наименование «Благодатной».
В псалме 86, стихе 3, говорится: «преславная глаголашася о тебе, град Божий». Град Божий – это Иерусалим, столица Иудейского царства. С самого начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племён Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицей своего царства и построил в нём дом для себя,– слава его возрастала всё более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всём мире храм истинному Богу, и в трогательных словах, при освящении храма, просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только Израильтян, но иноверцев и иноплеменников. С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только Иудеи, но и язычники, и о граде Божьем, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всём мире. Пресвятая Дева в отношении славы Своей, по учению Святой Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она – «град всех Царя, преславная и достойнейшая о нейже глаголана быша яве», «чертог и престол Царствующего, град избранный». Происходя из царственного рода Давидова, усечённого до корня и не пользовавшегося уже прежними правами своими, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшей из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранной Матерью Спасителя мира, Она приобрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Её, ублажают все роды; Она сделалась «всемирное чудо и слышание».
В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу.
«Сердце наше привлекла еси, сестро Моя невесто» – читаем в упомянутой книге Святого Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть «Дева Богоневеста», «Невеста Божия», «Невеста неневестная» и неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а неневестной обозначается Она по отношению к людям, как не сочетанная браком, небрачная.
«Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе». «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех» – учит Святая Церковь, называя в других местах Пресвятую Деву «Пренепорочной», «всенепорочной», «пречистой». «Радуйся непорочная – говорит святой Иоанн Дамаскин – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство».
«Кто сия проницающая, аки утро, яко луна, избрана, яко солнце»? – Это Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет; так и Пречистая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» – Иисуса Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее,– носящая Солнце Христа,– света жилище,– тьму разрушившая и мрачных бесов отогнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дня».
«Вертоград заключён – сестра Моя невеста,– источник запечатлён,– источник вертограда и кладезь воды живой». «Вертоград затворён Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнях поёт». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла чистая вода для нас». Вода в Святом Писании означает благодать Святого Духа ( Ин. 7:37 ), утоляющую жажду человеческой души. Богоматерь есть «источник живой и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божьего, Она сделалась для нас «нетленным источником Божьего живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Войдя на высоту нравственных совершенств и приблизившись к престолу Божьему, как приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благости всем призывающим Её с верой и любовью. Слово «запечатлён», по толкованию святого Иоанна Дамаскина, указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».
«Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца»? Господь Иисус Христос есть «воня мира паче всех аромат», самое имя Его есть «миро излиянное». Он – Помазанник в степени несравненно высшей, чем все ветхозаветные помазанники – цари, первосвященники и пророки. Но и Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, есть также миро многоценное», или, ещё точнее, «сосуд, миро неистощимое на Неё излиянное приемший». «Радуйся миро – восклицает святой Иоанн Дамаскин – бесценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякой чистотой: из Тебя произошёл Господь подобоименный Тебе, потому что сказано: миро излиянное имя Его».
«Якоже крин (лилия) в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей». Такова и была Пресвятая Дева Мария между человеческими дщерями. «Яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских, Творец, избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть». Она, поистине, «сладкоуханный крин», потому что «светится блистанием чистоты и светом девства». Как Приснодева, Она называется «цветом неувядаемым».
В книге Притчей (9:1) говорится, что «премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Эта премудрость – по мысли Святой Церкви – не кто другой, как ипостасная премудрость Божья – Господь Иисус Христос, научивший нас истинному Богопознанию, а храм, устроенный ею,– Пресвятая Дева Богородица. «Из Тебе Божия мудрость, храм себе создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная». Поэтому Богоматерь называется палатой Царя всех», «чертогом безсеменного уневещения» (обручения), «чертогом Слова нескверным», «всесветлым».
Пророк Исаия предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корне его взыдет, и почиет на нем Дух Божий» ( Ис. 11:1–2; 53:2 ). Под словом «жезл» Святая Церковь разумеет Деву Марию. «Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог». Выражение: «корень Иессеов», с еврейского: пень, обрубок, даёт мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл – Дева Мария. Это пророчество относит к Иисусу Христу святой Апостол Павел ( Рим. 15:12 ), а так же в других местах Святого Писания Спаситель называется «корнем из рода Давидова».
Тот же Пророк говорит о путешествии Божьей Матери с Богомладенцем в Египет: «се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его» ( Ис. 19:1 ). Здесь «лёгкое облако» – по учению Святой Церкви – есть Пресвятая Дева: «Тя облак легок древле зрит просвещаемый Духом Пророк Исаия, на нем же седе славы Господь, прииде и низложи египетския вся истуканныя». «Облак Тя легкий неложно, Дева, именуем, пророческим возследующе речением». Богоматерь, называется облаком, во-первых, потому, что из Неё «возсия нам Солнце праведное», во-вторых, потому, что Она «источает жаждущим воду живу оставления (грехов) и одождила нам «тучу нетления Христа».
В главе 29, стихе 11, читаем следующее: «будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие, и речет: не могу прочести, запечатлена бо». Эта таинственная, запечатлённая книга есть Пресвятая Дева. «Запечатленная ныне книга рождается – поёт Святая Церковь в навечерии праздника Рождества Богородицы – юже прочести не возможно естеством закона земных, соблюдаема в жилище Слова: якоже книги проявиша Боголаголивых Духом». В этой «одушевлённой» книге «перстом Божественным» начертано Божье Слово. Такой же смысл имеет наименование книжный «свиток», заимствованное и пророка Иезекииля (2:9) и прилагаемое к Божьей Матери. «Свиток Тя иногда Пророк, Отроковице, зряще, в нем же перстом Отчим написася Слово воплощаемо». Пресвятая Дева есть книга запечатлённая, по причине непостижимой тайны воплощения Божьего.. «Твоего несказанного рождества прописуя Пророк, книгу запечатану провиде, еяже никтоже таинство разуме, вочеловечения раждества Твоего».
Пророку Иезекиилю, на реке Ховар, было показано таинственное видение: он зрел Господа, сидящего на престоле, под которым представлялась твердь, четыре животных и столько же одушевлённых колёс ( Иез. 1 ). Дивные животные, по изъяснению самого Пророка, были «херувимы». Как восседающий на престоле был Господь Иисус Христос, так и чудная колесница означала Пречистую Деву. Она – «колесница Солнца умного», «огнеобразная колесница Слова», «колесница пресвятая Сущего на херувимах». Пророк Исаия видел Господа на престоле высоком и превознесённом; серафимы стояли вокруг и прославляли величие Его. Пророк Даниил также говорит о престоле, на котором восседал Бог. Святая Церковь часто называет Богородицу престолом. «Палата одушевленная Царева и престол огнеобразный, Дево, показалася еси, на нем же седя, (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворена; и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключена» (44:1–3). Врата, обращённые на восток, которыми проходит один Господь – по толкованию Святой Церкви и святых Отцов – Пречистая Дева Богородица. «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, юже пройде Иисус». «Дверь Божию провидя Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая». «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, абие Тя позна Божие жилище». Под образом этих врат, пребывших заключёнными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Святом Писании «востоком». «Ныне устроены – говорит святой Иоанн Дамаскин – святые врата со стороны востока, через которые Христос внидет и изыдет – и врата сии будут заключены».
В книге Пророка Даниила (2:31–35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ – золота, серебра, меди, железа, глины – и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело, в нозе железны и скудельны, и истни их до конца. Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летняя; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырёх великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римского! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не рассыплется». «Камень нерукосечный от несекомой горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества». «Несекомая гора, нерукосечный камень» – этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.
Эту же самую таинственную гору видит и Пророк Аввакум; он говорит: «Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи» (3:3) «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление».
Таким образом, в пророческих речениях Ветхого Завета даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Её от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление,– всё это преднаписано у святых Пророков чертами, вразумительными для душ верующих.
Это пророчество о Мессии и рождении Его от Девы понимала и древняя синагога; новейшие же раввины, закрывая глаза пред истиной, отвергают древнее толкование и дают словам Исаии разный смысл. Одни, например, понимают под словом «дева» (алма) молодую женщину. Но, по замечанию святого Иринея, такое толкование неверно: «неверно толкуют – говорит он – дерзающие допускать такое чтение Писания». И блаженный Иероним пишет, что употреблённое в Святом Писании слово «алма» означает деву, сокрытую и тайную, не являвшуюся глазам мужей, но охраняемую с великим старанием родителями. Слово «алма» происходит от еврейского глагола, значащего «скрывать», и указывает на обычай восточных жителей скрывать дочерей от посторонних взглядов. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя пророчество Исаии, замечает: «если бы не дева имела родить, и если бы это рождение совершилось по закону брака,– какое это было бы знамение? – Знамение должно выступать из ряда вещей обыкновенных, быть неожиданным и необычайным: иначе,– что за знамение»? Такую же мысль высказывает и святитель Василий Великий: «Знамение означает вещь удивительную и необыкновенную: но что было бы удивительного, если бы жена – одна из многих – имея сожитие с мужем, сделалась матерью дитяти? Можно ли было бы и назвать Еммануилом рождение от плоти»?