скарлетт о хара актриса вивьен
ВИВЬЕН ЛИ: ИГРАТЬ С БИПОЛЯРКОЙ
Проблема этой актрисы сродни проблемам неприкаянной Френсис Фармер (ФРЕНСИС ФАРМЕР И ШИЗА). Современная двум леди психиатрия попросту не знала, как их вылечить.
Впрочем, и современный Вивьен Ли театр оказался к ней не совсем готов. В Англии господствовало мнение, будто красивым актрисам свойственно использовать внешность для сокрытия малых драматических дарований.
В талант Вивьен Ли не верил даже ее верный (до поры, до времени) спутник жизни Лоуренс Оливье.
Всё приходилось доказывать.
За это время Вивьен Ли выиграла кастинг на роль Скарлетт О Хара, за которую получила «Оскар».
Принято считать, что серьезные психологические проблемы возникли у Вивьен после тридцатника, но сэр Лоуренс в книге своих мемуаров сдвигает срок к первым же дням их знакомства.
По его версии звоночек прозвенел в 1937. Ли и Оливье играли «Гамлета». Внезапно Офелия набросилась на своего принца с криками. Столь же внезапно успокоилась, отрешенно глядя перед собой. Отработала на сцене без неожиданностей. Когда Оливье сделал попытку вернуться к анализу происшедшего, то столкнулся с удивлением: «А разве что-то было?». Вивьен той вспышки гнева не помнила.
А по факту… Вивьен Ли выдержала тяжелейший процесс съемок «Унесенных ветром», поразив всех стойкостью нервной системы.
Более того, в момент выхода «Унесенных ветром» психологическая помощь требовалась скорее Лоуренсу Оливье, который считая себя звездой номер раз вдруг убедился, что Вивьен, которую он мыслил как красивую пустышку, всех обскакала. Он не сдерживал эмоций, восклицая: «Я никогда не думал, что она способна на это!»
Вивьен Ли вела себя как подобает мудрой женщине. Старалась, чтобы газетные статьи о ее успехе не попадали любимому на глаза.
Голливуд, как и вообще кино, Вивьен не признавала, считая, что если уж играть на камеру, так с любимым человеком. Но в проекты «Ребекка» и «Гордость и предубеждение», где главные роли отдали Лоуренсу Оливье Вивьен не взяли. Ее следующий успех был связан с мелодрамой «Мост Ватерлоо».
В 1940 году Ли и Оливье смогли, наконец, получить развод и сочетаться браком. В 1941 появились в блокбастере «Леди Гамильтон» о любви Горацио Нельсон и Эммы Гамильтон.
Пытаясь вытянуть мужа на звездный статус Вивьен Ли вложила гонорар, заработанный на «Унесенных ветром» в постановку шекспировской «Ромео и Джульетты».
Они с мужем сыграли классическую влюбленную пару и что же?
Спектакль на Бродвее провалился. Лоуренса рассматривали как худшего из Ромео, зрители массово сдавали билеты. При этом о работе Ли критики отзывались тепло.
Позже, когда авторитет Лоуренса станет непререкаем, происходящее будет объясняться намеренным бойкотом.
Бродвей не ждал двух английских выскочек.
Первые признаки болезни, диагностированной официально, появились у Вивьен Ли в 1944, в турне по Северной Африке. Вивьен поступила в больницу с лихорадкой. Врачи нашли, что левое легкое задето туберкулезом.
Актриса полежала, подлечилась, почувствовала себя гут, отправилась на съемки фильма «Цезарь и Клеопатра».
Скоро стало ясно, что она беременна. Порадоваться наступающему материнству Вивьен не успела. Через полтора месяца ее доставили в больницу.
Вот здесь-то у актрисы началась вполне объяснимая депрессия, выражаемая в неадекватном поведении, когда Вивьен не отдавала отчета в своих действиях, просто не помня, что вытворяла в образе мегеры.
А в образе этом она однажды чуть не устроила авиакатастрофу, пытаясь открыть люк самолета («Долго летим!»)
Сейчас большинство специалистов сходится в наличие у Вивьен Ли биполярного расстройства. Оно и нынче трудно излечимо, а уж в 1950-ые. Никто так и не дотумкал, что препарат «Тубазид», выдаваемый Вивьен как противотуберкулезный, дополнительно расшатывает ее нервную систему. А электрошоковая терапия, которая тогда мнилась панацеей, таковой не была.
При этом, срывалась Вивьен не часто, и в основном заработавшись. В длительных здоровых промежутках она вовсе не представляла собой психопатическую личность и вообще могла бы вывернуться, кабы не затратная по нервам профессия.
По любому такие роли как Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желания» не могли способствовать душевному здоровью, а Вивьен триумфально играла сходящую с ума от окружающего прагматизма Бланш на протяжении года. В Голливуде Элиа Казан перенес спектакль на пленку. Актерский дуэт Вивьен Ли и Марлона Брандо был удостоен «Оскаров».
Сам же Ли так расценивала свою работу: «Девять месяцев я была Бланш Дюбуа, и она до сих пор управляет мною».
В свете дальнейших событий не вполне ясна позиция Лоуренса Оливье. Он корил себя за решение поставить для Вивьен «Трамвай «Желание», считая, будто игра в пьесе спровоцировала один из тяжелейших срывов жены. Отказал ей в роли Офелии в экранизации «Гамлета». Не составил протекцию в экранизацию «Трехгрошовой оперы». Все это подавалось под соусом заботы о здоровье.
В апреле 1952 актрису настиг очередной приступ, ей бы отлежаться, но Голливуд хотел видеть свежеиспеченную оскаровскую лауреатку в наспех слепленном блокбастере «Слоновья тропа». Здесь оказался важен гонорар в 150 тысяч долларов, поскольку компания «Лоуренс Оливье Продакшнз» находилась на грани банкротства. Стремясь покрыть долги мужа, Вивьен подписала контракт. И никто не сказал: «Отдохни!»
Съемки проходили в тропический сезон на Цейлоне. Скоро Вивьен прекратила соображать кто перед ней, идентифицируя партнера по фильму Питера Финча как мужа Лоуренса Оливье. Тем не менее, натурные съемки с ее участием были признаны удачными, только дальше дело не пошло.
Вызвав по прибытии в Голливуд Вивьен на студию, продюсеры и режиссер столкнулись с мощной агрессией. Актриса заперлась в гримерке и принялась голосить, прося о помощи, но не отпирая дверь. Через три дня в Голливуд прибыл Лоуренс и увез жену в английскую клинику. Вместо нее в «Слоновьей тропе» сыграла Элизабет Тейлор.
Фильм не имел ни коммерческого, ни культурологического успеха.
Дальнейшая жизнь актрисы пошла под знаком расставания с Лоуренсом. Тот так оценивал новую Вивьен, прошедшую через электрошоковую терапию:
«Могу лишь сказать, что сейчас, после лечения, она уже была не той женщиной, в которую я когда-то влюбился… Она стала чужой настолько, насколько я даже не мог себе представить. Что-то с ней произошло. Трудно описать, что именно, но это бесспорно и очевидно».
В 1956 Вивьен потеряла еще одного ребенка. В то же время муж начал репетиции пьесы Джона Осборна «Комедиант», взяв в партнерши молоденькую актрису Джоан Плоурайт.
В 1960 Вивьен Ли сделала объявление о разводе.
Лоуренс Оливье женился на Джоан Плоурайт.
В этом браке родилось трое детей.
Приступы Вивьен учащались с каждым годом, и в основном была виновата работа. Бродвейский мюзикл «Товарищ» после ряда аншлагов закончился для нее госпитализацией. Сыграв в фильме Стенли Крамера «Корабль дураков» во многом автобиографичную роль женщины, оставшуюся без поддержки мужа, Вивьен очутилась на больничной койке.
В мае 1967 врачи вынесли новый диагноз: теперь туберкулез поразил оба легких. Уставшая женщина от лечения отказалась.
Через два месяца ее труп был найден на полу спальни.
Тут же поползли слухи о суициде, тем паче, родственники отказались от вскрытия тела, а полиция не проводила обычного в случае внезапной смерти расследования.
Правды мы уже не узнаем, но хочется думать, что умерла актриса естественным путем, просто устав бороться за жизнь.
Вивьен Ли и Скарлетт О’Хара: найдите 10 отличий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Автор романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл не испытывала симпатии к своей героине и удивлялась ее невероятной популярности у читателей: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом». Но в этом-то и был феномен Скарлетт – несмотря на ее вызывающее поведение, она неизменно очаровывала и влюбляла в себя всех вокруг. Так же, как актриса, блестяще воплотившая ее образ на экране, – Вивьен Ли.
Актер и режиссер Орсон Уэллс сказал о Вивьен Ли: «Раз в поколение появляется женщина, от которой не может отвести глаз весь континент». Вивиан Мэри Хартли было 9 лет, когда она впервые произнесла: «Я буду великой актрисой!». К своей цели она шла с изрядным упорством и всегда добивалась своего. Это касалось не только профессиональной сферы, но и личной жизни. Так же, как Скарлетт, она получала желаемое любой ценой.
В 1932 г. Вивиан поступила в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне, и в том же году познакомилась с 32-летним юристом Гербертом Ли Холманом. При первой же встрече она заявила: «Я выйду за него замуж!». Наличие невесты у Холмана Вивиан ничуть не смущало. И она добилась своего: их свадьба состоялась 20 декабря того же года. Отношение к беременности и рождению ребенка тоже было в духе Скарлетт. «Все было так бестолково. Не думаю, что в ближайшем будущем я снова решусь на это», – сказала Вивиан подруге, навестившей ее в родильной клинике.
В 1934 г. Вивиан занялась развитием своей актерской карьеры. Тогда у нее появился псевдоним, в качестве которого было выбрано имя мужа. Так появилась Вивьен Ли. Их отношения складывались так же, как у Скарлетт и Фрэнка Кеннеди: она увела его у другой женщины, он мечтал о домашней покладистой женушке, а получил предприимчивого дельца. Пробы, репетиции, спектакли, киносъемки, фотосессии вскоре совсем не оставили места в жизни актрисы для мужа и дочери.
Школьная подруга говорила о Вивьен Ли: «То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было у других, она тоже стремилась заполучить». Ту же фразу можно сказать и о Скарлетт. Такой же навязчивой идеей, как Эшли Уилкс для героини романа, стал актер Лоуренс Оливье для Вивьен Ли. Опять была поставлена цель: «Я выйду за него замуж». Опять она не видела препятствия в наличии семей у обоих актеров. Но Лоуренс Оливье был крепким орешком – он не собирался разводиться, а Вивьен не отступала и гнула свою линию.
В 1938 г. Д. Селзник приступил в экранизации романа «Унесенные ветром». На роль Скарлетт претендовали 1400 кандидаток, в числе которых были лучшие актрисы современности. «Я сыграю Скарлетт О’Хара», – сказала Вивьен Ли и вновь получила свое. Над ролью она работала так же самозабвенно, как ее героиня – над восстановлением разоренной Тары. Исполнительный директор картины называл ее «дамочкой с приветом» и рассказывал, что на съемках она вела себя безобразно – перечила режиссеру, устраивала истерики и скандалы.
Конечно, актриса добилась всего, чего хотела: роль Скарлетт стала ее творческой вершиной, отмеченной «Оскаром», а в 1940 г. они с Лоуренсом Оливье развелись со своими супругами и начали жить вместе. Вивьен признавала свое сходство с экранной героиней: «Скарлетт была не из числа людей, с которыми легко ладить, – то же относится и ко мне. Спокойствие мне не свойственно. Я очень нетерпеливый человек и очень упрямый. Скарлетт, желая добиться чего-то от жизни, строила планы. Я же бросаюсь вперед очертя голову, не раздумывая. Это моя беда».
За свои победы актрисе пришлось дорого заплатить: она так же, как и Скарлетт, потеряла ребенка, после чего долго не могла прийти в себя. А вскоре у нее выявили туберкулез, начались проблемы с психическим здоровьем. У этой истории хеппи-энда не случилось, так же, как в «Унесенных ветром». Союз с Оливье разрушился, актриса заводила новые романы. В 1967 г. Вивьен Ли ушла из жизни, так и оставшись навсегда в сердцах своих поклонников незабвенной Скарлетт О’Хара.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хара («Унесенные ветром», 1939)
Пожалуй, редкая актерская судьба вмещала в себя столько случайностей, непредвиденных жизненных поворотов и такого противодействия со стороны ближайших родственников, как судьба великой английской актрисы Вивьен Ли.
А все потому что если бы отец Вивьен, офицер колониальной армии Эрнест Хартли, не волочился за женщинами, ее мать никогда бы не настояла на переезде в Англию из родной Калькутты, чтобы дочь не видела отца. Если бы Гертруд Хартли, истовая католичка, пожалела дочь и не отдала ее в монастырь на долгих восемь лет, хотя Вивьен билась в истерике на пороге монастыря и просила отвезти ее домой в Индию, будущая актриса так и осталась бы жить среди слонов и индусов. Если бы в монастыре каждый год не устраивали любительских спектаклей (!), в которых маленькая Вивьен играла небольшие роли, она бы никогда не приняла решение поступить в Королевскую академию драматического искусства, чтобы навсегда забыть строгую монастырскую жизнь.
Сразу после поступления в академию Вивьен решила устроить свою личную жизнь. Мать лишила ее в детстве семьи и дома, и Вивьен захотела восполнить это как можно скорей.
1932 год, Вивьен девятнадцать, она вместе с подругами по академии идет на прогулку и наблюдает проезд драгун на учения. Один из них подъезжает к подруге Вивьен и приветливо здоровается с ней. Это задело заносчивую Хартли.
Не правда ли, ответ, достойный привыкшей настаивать на своем Скарлетт, он напоминает схожую ситуацию, когда Скарлетт узнает, что ее Эшли помолвлен с другой. На ближайшем балу Вивьен оказывала всяческое внимание молодому драгуну и через полгода стала миссис Ли Холман.
Вивьен Ли и Гербер Ли Холман
Самое интересное, что ровно через два года Вивьен увидела на сцене Королевсого театра молодого Лоренса Оливье и шепнула на ухо подруге:
— Вот человек, за которого я хотела бы выйти замуж.
Но исполнения этого желания ей придется ждать целых шесть лет.
Сейчас трудно сказать, любила Вивьен мужа (Холмана), но привязана была сильно, поскольку даже после развода продолжала поддерживать с ним дружеские отношения многие годы. По словам ее матери, Холман был добрым человеком, но довольно строгим и не позволял жене лишний раз выходить из дома. После рождения дочери академию пришлось оставить. Но на последних месяцах беременности Вивьен продолжала участвовать в спектаклях. Так, она выступила в роли Жанны Д’Арк в спектакле «Святая Иоанна» по Бернарду Шоу. На освещенной сцене стояла на коленях и молилась Орлеанская Дева, одетая в железные доспехи, и из-под нагрудной кирасы выпирал объемистый живот.
Роды были тяжелыми, девочка родилась на месяц раньше срока, Вивьен вернулась из больницы только через три недели.
Наверное, Вивьен не была создана для семейной жизни, слишком страстно она хотела попасть на сцену. Холман, как она и предполагала, оказался настоящим англичанином и требовал от жены педантичного послушания и ведения хозяйства. Как только речь заходила о театре, муж начинал читать Вивьен пространные лекции о вреде искусств. Она же была молода, умна, широко образована и мириться с ролью домохозяйки не собиралась.
Наверное, Вивьен не была создана для семейной жизни, слишком страстно она хотела попасть на сцену. Холман, как она и предполагала, оказался настоящим англичанином и требовал от жены педантичного послушания и ведения хозяйства. Как только речь заходила о театре, муж начинал читать Вивьен пространные лекции о вреде искусств. Она же была молода, умна, широко образована и мириться с ролью домохозяйки не собиралась.
Когда Вивьен неожиданно получила приглашение на съемки от какого-то начинающего продюсера, который увидел ее на студенческой сцене, она поставила мужу условие: или съемки, или развод. Впервые муж уступил. Видимо, понял, что это не просто прихоть капризной жены, а нечто большее. Фильм оказался пустой комедией из жизни школьниц, и Вивьен достался маленький эпизод. Она должна была крупным планом показывать язык директрисе и говорить что-то вроде: «Если вы меня исключите из школы, я скажу папе, и вас уволят». Но она отнеслась к работе слишком серьезно, и это не осталось незамеченным. У нее взяли интервью, которое потом опубликовала одна лондонская газета. Как всегда в актерской судьбе — все решает случай. Газету прочитал другой начинающий продюсер, который только что открыл свое актерское агентство и набирал подающих надежды актрис. Для начала этот продюсер решил придумать Вивьен псевдоним, сказав, что с фамилией Холман она далеко не пойдет. В общем, он оказался прав, и это его единственная заслуга в истории мирового искусства, поскольку он умер в нищете и забвении. Но именно он предложил Вивьен отбросить дурацкую фамилию и остаться просто Вивьен Ли.
Вивьен, конечно, никто не спрашивал. Тем не менее, продюсер все-таки стал делать из никому не известной актриски звезду. Он стал водить ее по театральным премьерам, по модным клубам и ресторанам в надежде, что очаровательную молодую женщину заметит кто-нибудь из более крупных продюсеров. И он добился своего, ее заметили. Вивьен получила роль в еще одной комедии. Потом роль покрупнее в драме классика английского кино Джорджа Пирсона. Ну, а если снимаешься у живого классика, можешь быть уверенной, что станешь знаменитой.
Но помимо удачи в Вивьен было то, без чего не становятся звездами: удивительная красота, фантастическое обаяние, интеллект и трудолюбие. После окончания съемок актер, работавший с ней на съемках картины, повел ее в небольшой театр «Кью», где ставилась современная пьеса. И вот в феврале 1935 года Вивьен впервые вышла на профессиональную сцену. «Таймс» написала, что авторы пьесы вывели совершенно невнятный портрет героини, но игра мисс Вивьен Ли отличается легкостью и изяществом. Наверное, Вивьен была счастлива, чего не скажешь о ее муже. Но ей было все равно. Она не пропускала ни одного спектакля с Лоренсом Оливье, который уже стоял на пороге славы.
На Вивьен посыпались предложения кинопродюсеров, но предлагали в основном роли неуравновешенных девочек. Она же хотела большего. И получила это в знаменитом театре «Амбассадор», где ставились классические пьесы. Первая же премьера сделала ее звездой. Аршинные заголовки центральных газет «Новая звезда покорила Лондон» заставили Холмана навсегда забыть о домашнем уюте.
Лоуренс Оливье и Вивьен Ли в фильме «Пламя над Англией», 1937
Общественность ответила молчанием, мол, разбирайтесь сами. Холман сказал журналистам, что даст развод года через три, когда подрастет их дочь Сюзанна. Этим дело и закончилось.
Вивьен продолжала активно работать в театре вместе с Оливье, в основном играла в шекспировских пьесах, снялась еще в одном голливудском фильме «Переулок св. Мартина». Послала Селзнику свое фото в платье времен Гражданской войны с просьбой о кинопробе в роли Скарлетт. Селзник просмотрел ее фильмы и повторил:
— Милая девочка, но у нас есть и получше.
Вивьен вызов не прислали. Зато прислали его Оливье. Режиссер Уильям Уайлер, который поставит потом знаменитый фильм «Как украсть миллион» с Одри Хепберн, готовился к съемкам «Грозового перевала» по роману Эмилии Бронте. Оливье предложили роль Хитклиффа. Он попробовал договориться, чтобы Вивьен дали роль Кети. Из этого ничего не вышло. 5 ноября 1938 года, в день рождения Вивьен, Оливье сел на лайнер «Нормандия» и отплыл в Америку один. Они решили, что работа прежде всего. После его отъезда Вивьен почувствовала себя одинокой и никому не нужной. Мать пыталась убедить ее вернуться к мужу, Вивьен отчаянно сопротивлялась. Чем бы все это закончилось, неизвестно, если бы.
Как же много в жизни актеров играет случай! Лоренс Оливье во время съемок сильно подвернул ногу. Он лежал в постели, на съемки приходил на костылях, во время дубля их забирали ассистенты. Узнав об этом из письма, Вивьен собрала чемодан, и через неделю была в Лос-Анджелесе. Пассажирских авиарейсов тогда не существовало. Чтобы сохранить имидж добропорядочного семьянина, Оливье попросил ее поселиться в другом отеле и приходить к нему только на время. Вивьен это возмутило, но против нравов пуританской Америки не попрешь. По стране шла шумная кампания поисков претендентов на главные роли в будущем киношедевре. Каждый городок и каждая община считали своим долгом выдвинуть своего кандидата на роли Скарлетт и Ретта Батлера. Претендентов отбирало руководство кампании. Молодых актрис предлагалось великое множество, на роль Батлера общественность Америки практически единогласно выдвинула одного кандидата — Кларка Гейбла. Именно то, что претенденток было очень много, и помогло Вивьен. Звездные имена не подходили по разным причинам. Одна не хотела играть с Гейблом, понимая, что он забьет ее своим талантом, другой было далеко за тридцать, третья считала роль деревенской простушки ниже своего достоинства, четвертая не нравилась продюсерам, у пятой было комедийное амплуа. Уже начались съемки эпизодов, а актрисы на главную роль все не было. Впрочем, в кино так бывает часто.
Каким-то образом Оливье удалось познакомиться с братом Дэвида Селзника Майроном и договориться с ним о встрече в ресторане, чтобы представить ему Вивьен. Майрону Вивьен понравилась. Красива, умна, обаятельна и в то же время по-английски невозмутима и холодна. К тому же ему надоело получать от брата нарекания, что он никак не может найти подходящую кандидатку. Прямо из ресторана они поехали на студию знакомиться с Дэвидом. После того, как Вивьен получит Оскара за роль Скарлетт, Селзник скажет репортерам:
— Я только взглянул на нее и понял, что она подходит. Она идеально соответствовала сложившемуся у меня образу.
К счастью, ушлые юристы смогли обойти этот пункт контракта. Осталось уговорить Оливье. Он сам помог ей получить роль, но пришел в ярость, когда Вивьен предложили контракт. Ведь это означало, что она должна остаться в США как минимум на год, а его съемки заканчивался через месяц. И после этого предстояла длительная разлука.
Дело уладил сам Дэвид Селзник. Невероятным образом оказалось, что несколько лет назад он работал на другой студии, и там хотели заключить такой же контракт с Джилл Эсмонд. Эгоистичный Оливье тогда ответил отказом на предложение контракта, пожелав, чтобы его жена осталась с ним с Англии.
26 января 1939 года начались съемки с главной героиней. Как рассказывает одна из участниц съемок, Вивьен Ли была воплощением спокойствия, словно всю жизнь играла эту роль и знала ее до тонкостей. В американском кино нет такого понятия, как озвучание картины. Звуки и голоса записываются прямо на съемке. Поэтому говорить и петь надо сразу и с полной отдачей. Скарлетт должна была говорить не только на американском английском, но еще и с южным акцентом. Между классическим английским и этим говором примерно такая же разница, как между русским и украинским. Вивьен освоила южный диалект мгновенно, словно только на нем и разговаривала. Казалось, она не входила в образ Скарлетт перед выходом на площадку, она присутствовала в нем постоянно. В то время, когда Оливия Де Хевилленд, игравшая Мелани, мучительно повторяла свои реплики перед каждым дублем, Вивьен расхаживала по площадке с сигаретой в руках, высказывая критические замечания членам съемочной группы. К ее замечаниям прислушивались, потому что это были не капризы, а дельные советы.
Как это ни удивительно, но Кларк Гейбл не очень-то хотел играть Ретта Батлера. Он привык к ролям недалеких ловеласов, покоряющих женские сердца. Пожелание общественности поручить роль ему несколько напугало его. Он боялся, что потеряет свое реноме. Но отказаться не мог, потому что Майер, один из владельцев компании MGM, делал на него ставку, и разрыв контракта означал его бойкот. Геибл всячески искал повод, который бы привел к разрыву контракта со стороны продюсера. Учинить скандал он намеревался при невольной помощи Вивьен, хотя и не был еще знаком с ней. Долго ждать не пришлось. Они должны были познакомиться на совместных фотопробах Вивьен опаздывала на два часа. Взбешенный Гейбл заявил продюсеру, что работать с такой недисциплинированной актрисой ни за что не будет. В самый разгар скандала неожиданно появилась Вивьен.
А Селзник оказался занудой. Он постоянно вмешивался в съемки, отказывался от многих верных решений, заставлял по несколько раз переделывать сценарий, в разгар съемок заменил хорошего режиссера Джорджа Кьюкора на не такого хорошего Виктора Флеминга, актерам из-за его капризов приходилось некоторые сцены играть заново. Это нервировало Вивьен, и она откровенно признавалась Оливье, что зря ввязалась в эту авантюру. Впрочем, так говорят все актеры, когда съемки затягиваются. Но Вивьен больше всего бесило то, что ее заставляли менять образ Скарлетт и отходить от придуманного ею. Она играла не по сценарию, а по роману, и была уверена, что Скарлетт может быть только такой и никакой другой.
Скоро Вивьен стала единственной из всей группы, кто мог позволить себе не соглашаться с продюсером. Селзник мстил ей по-своему. Он потребовал, чтобы Оливье покинул дом в Беверли-Хиллз, который снимали для Вивьен, боясь, что пресса пронюхает про их адюльтерные отношения. Оливье уехал в Нью-Йорк, где ему предложили работу на Бродвее. Вивьен, полностью погрузившись в работу, стала возвращаться в дом за полночь. Флеминг, послушный Селзнику, хотел сделать слезливую мелодраму, и только благодаря упорству и стойкости англичанки Скарлетт получилась живой и многогранной личностью, а не капризной жеманницей.
Под конец съемок, которые продолжались пять месяцев с раннего утра до позднего вечера, Вивьен была полностью истощена морально и физически, у нее появились морщины, она стала раздражительной и нетерпимой. Она настолько вошла в образ Скарлетт, что стала такая же заносчивая и жестокая. 27 июня была снята последняя сцена, в которой участвовала Вивьен. Она получила долгожданный отпуск до премьеры, и в начале июля они вместе с Ларри отплыли в Англию.
Унесенные ветром, 1939
А Европа уже готовилась к войне. В Лондоне рыли траншеи, из мешков с песком возводили укрепления. Вивьен снова попыталась уговорить Холмана дать ей развод. Он ответил, что сейчас не время для таких пустяков. Джилл потребовала от Ларри огромные алименты, и ему пришлось отказаться от развода по материальным соображениям. Вивьен уговаривала его принять ее условия, ведь они неплохо зарабатывали. Оливье считал, что не может откупаться от жены. В сентябре они вернулись в Америку. Через несколько дней в Санта-Барбаре состоялась премьера. Успех был невероятный. Оливье потрясла игра Вивьен, он не ожидал, что его возлюбленная способна на такое. Потом была премьера в Атланте. Штат Джорджия объявил национальный праздник. Губернатор штата принимал Вивьен Ли у себя дома. Маргарет Митчелл осталась довольна картиной и поблагодарила создателей фильма за титанический труд. Оливье газеты скромно называли «джентльменом, который приехал по делам вместе с Вивьен Ли».
В феврале 1940 на очередной церемонии вручения «Оскара» картина получила несколько призов, в том числе за лучшую главную женскую роль. Вивьен была в восторге, но старалась прятать статуэтку от Ларри. И не зря. На банкете в честь оскароносцев честолюбивый Оливье выбросил ее «Оскара» в окно. Ведь он претендовал на него за роль в «Грозовом перевале», но премии не получил. По сути Вивьен вытянула на своих плечах весь фильм, поскольку сравниться с ней по силе игры не мог даже Гейбл. Своего «Оскара» он тоже не получил. Конечно, Вивьен сразу стала знаменитой. Нет, Ларри ее не бросил, и она не ушла от него. Вивьен хватило ума, чтобы не возгордиться и не опустить его на низшую ступень. Она все так же слушалась его и советовалась с ним, продолжая называть его своим учителем. Она не допустила ошибку Джилл и не стала пилить мужа, продолжая его по-настоящему любить.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье
Но это не помогло. Если раньше их не хотели снимать вместе по причине аморальности, то теперь тот же Селзник отказывал им по другому поводу.
Кадр из кинофильма «Мост Ватерлоо», 1940
Но он с ней не соглашался и уходил в себя. Стал раздражителен и ревнив. Вивьен успокаивала его, как могла, и даже хотела отказаться от роли. Но дублерши у нее не было.
Они поехали со спектаклем в Нью-Йорк. На Бродвее он тоже имел успех, вернее, успех имела Вивьен Ли, а про Оливье придирчивые критики сказали так. «Худший из всех Ромео». Тем не менее, они поехали по городам. Реклама отличалась навязчивостью и выставляла напоказ аршинные заголовки: «Знаменитые любовники занимаются любовью на сцене». Это добавляло прибыли, но не добавляло радости Вивьен и Ларри. К тому же у театральной публики более изысканный вкус, чем у киношной, она не прощает слабой игры. Если Вивьен вытягивала спектакль, то Оливье уверенно топил его. Все-таки режиссер должен сидеть в зале, а не торчать на сцене. Скоро спектакль прекратил свое существование, принеся одни убытки. Они остались без денег и без работы. Оливье тяжело переживал неудачу и во всем клял критиков. Он начал пить и ругать жену, доводя ее порой до истерики. Дело закончилось бы разрывом, если бы они не были иностранцами в чужой стране. Это их как-то сближало.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье в фильме «Леди Гамильтон», 1941